КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ "А.П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ "О ЛЮБВИ" КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ".

Татьяна Владимировна Дзюба

 

Задачи урока:

- образовательная – расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

- развивающая – способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа текста;

- воспитательная – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ "А.П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ "О ЛЮБВИ" КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ".

Автор:Дзюба Т.В.

Задачи урока:

- образовательная – расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

- развивающая – способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа текста;

- воспитательная – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

Ход урока.

1. Психологический настрой.

Обращение внимания обучающихся на портрет писателя и иллюстрации к рассказу.

Эпиграфы к уроку:

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,

осмысленно, красиво.

А.П. Чехов

 Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Пифагор

2. Запись темы, эпиграфа к уроку учениками в тетрадях.

3. Слово учителя: Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

4. Рассказ подготовленного ученика о семье Чехова. Отец писателя Павел Егорович Чехов (18251898) прослужил свыше 10 лет в колониальном магазине богатого купца, выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вёл собственные дела. Семья Чехова была богата талантами и дала миру нескольких писателей и художников.В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на восемнадцатилетней девушке — Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной, талантливой семье.  17 января (29 января1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было шесть детей: АлександрНиколай, Антон, ИванМарияМихаил. Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича была созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил. Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, — как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича, Александр Павлович. — Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребенком он был несчастный человек». Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только темными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Николаевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам.

5. Слово учителя: Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество. Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в различных московских и петербургских журналах. Молодой Чехов  сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Что такое любовь?

-Беседа с учениками.

Записать в тетрадь лексическое значение слова «любовь»

Любовь- глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

- Подготовленное сообщение ученика о взаимной прекрасной любви между А.П.Чеховым и Ольгой Книппер.

В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (записать определение в тетради: полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя).

 А. П. Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,  или не нужно рассуждать вовсе.

Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

 Словарная работа.

Футляр – чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.

 В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

-Работа с текстом рассказа «О любви»

-Слушаем авторское чтение. (до слов «Надо индивидуализировать каждый отдельный случай»)

-Беседа по прослушанному отрывку.

-Почему мы влюбляемся в определённых людей? С точки зрения сегодняшнего дня нам это ...

- Выступление ученика.

-Какие факты из этого выступления вас особо заинтересовали? Почему?

Пришло время вернуться к тексту рассказ. Чтение рассказа.

8. Беседа по рассказу «О любви»

– Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

9. Словарная работа

– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

10. Продолжение беседы по рассказу «О любви»

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся

11. Слово учителя: Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. В заключении урока мы послушаем пьесу Людвига ван Бетховена «К Элизе» Бетховен был очень влюбчивым человеком. Он знал , что такое любовь. Существуют две версии создания пьесы. По одной –пьеса посвящена жене российского императора Александра Первого Елизавете, а по другой – певице Элизабет Рёкель. Пусть эта мелодия даст вам почувствовать, как прекрасно это чувство. Любовь.

12. Подведение итогов урока

Делимся впечатлениями от прослушивания музыки и изученному выше материалу.

13. Домашнее задание: устно ответить на вопросы: «Кто прав и кто виноват в безысходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

14. Комментирование и выставление оценок.