Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».

Татьяна Владимировна Дзюба

Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».

Цель урока:

- Формировать умения правильно называть произведения, автора, жанр;

- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;

- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;

- Способствовать развитию речи и творческого мышления;

- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.

Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.

Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,

 презентация «Золотая осень».

Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок – калейдоскоп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_poeziya.odt13.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».

Цель урока:

- Формировать умения правильно называть произведения, автора, жанр;

- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;

- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;

- Способствовать развитию речи и творческого мышления;

- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.

Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.

Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,

 презентация «Золотая осень».

Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок – калейдоскоп.

Ход урока:

I.Организационный момент. Психологический настрой.

Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

- Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.

- Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.

У: умными, успешными, усидчивыми, усердными

Р: рассудительными, радостными, решительными

О: организованными, образованными, общительными, обаятельными

К: культурными, красноречивыми, креативными.

Я желаю, чтоб урок 
Вам пошёл ребята впрок.
Чтоб Вы новое узнали,

Всем об этом рассказали,

Впечатленья получили,

Знания крепко закрепили.

Проведем наш урок в форме калейдоскопа. Объясните, как вы понимаете значение этого слова. Калейдоскоп это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц,событий.

- В течение урока мы, выполняя задания, будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.

II.Активизация. Мотивация учебной деятельности.

-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку  и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

- Назовите осенние приметы.

- Послушайте стихотворение и дополните свои ответы

Осень – это тучи,

Лужи и дожди.

Слякоть, непогода.

Ждёт зимы природа,

И тепла от солнышка

Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой,

С крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

- О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

III.Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.

IV.Работа по теме урока

1.Работа в группах

* Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.

* Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки и груши

Очень любим кушать.

- Молодцы! Каждой группе удалось раскрыть картинку в нашем калейдоскопе.

2.Работа с выставкой книг.

- Посмотрите  на нашу книжную выставку. Как вы думаете,  о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)

- А как вы это поняли?

- Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?

- Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)

- Как можно назвать эту выставку? (Осень.)

3.Презентация подготовленных к уроку произведений

Осень вдохновляет поэтов, писателей  на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку и устроим листопад, прикрепив к доске осенние листочки, где указаны произведение и автор.

Дети по группам выходят к доске, прикрепляют листочки. Читает стихотворение один представитель от группы.

Первая группа – Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

- Понравилось вам стихотворение?

- Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»

Вторая группа – А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Объясните выражение «прощальная краса»

Третья группа – А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

- Какие картины вы себе представляли?

- С каким чувством автор описывает осень?

Четвертая группа – М.Лермонтов «Осень»

- Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?

Пятая группа – С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?

- Благодаря вашим выступлениям, мы раскрыли еще несколько фрагментов в нашем калейдоскопе.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»

4.Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями

Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень». (слайд 1)

- Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)

- Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)

-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)

(Слайд 2) Репродукция картины Василия Поленова «Золотая осень»

-Какими красками художник изобразил осень?  (Яркими, светлыми)

-Какую пору осени изобразил художник?  Почему?  (Ранняя осень, так как трава ещё зелёная, мало пожелтевших листьев)

-Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?(А.С.Пушкин  «Уж небо осенью дышало»)

- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)

(Слайд 3) Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»

- Какие краски использовал художник, работая над картиной?

- Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?

(Слад 4) Николай Петрович Крылов «Осень»

- Какие краски взял художник для изображения осени?  (Светлые, яркие)

- Какая пора осени здесь изображена?  Почему?  (переход от ранней поры в среднюю, так как трава ещё зелёная, небо светлое, но деревья жёлтые)

- Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции?  (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

(Слайд 5) Константин Васильев «Осень»

- Какая пора осень изображена на этой картине?

- Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (А.С. Пушкин «Унылая пора…»)

V. Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое