Конспект урока по литературе. Стихотворные размеры.

Татьяна Владимировна Дзюба

                                          Конспект урока по литературе.

                                        Тема: Стихотворные размеры.

           Цели:

Образовательная: создать условия для формирования представления о различии стихотворной и прозаической речи.

Развивающие: создать условия для развития творческих способностей и воображения, мыслительной деятельности, коммуникативных умений и умения работать в группе.

Воспитательные: создать условия для развития речевой культуры обучающихся, для воспитания уважительного отношения к языку литературного произведения.

             Тип урока:

Изучение нового материала.

Урок изучения теории литературы.

Словарь урока.

Стих. Стопа Ритм. Размер. Метр. Хорей. Ямб. Дактиль.

Амфибрахий. Анапест. Двусложные размеры стиха. Трехсложные размеры стиха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvornye_razmery._konspekt_uroka_po_literature.odt14.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект урока по литературе.

                                        Тема: Стихотворные размеры.

           Цели:

Образовательная: создать условия для формирования представления о различии стихотворной и прозаической речи.

Развивающие: создать условия для развития творческих способностей и воображения, мыслительной деятельности, коммуникативных умений и умения работать в группе.

Воспитательные: создать условия для развития речевой культуры обучающихся, для воспитания уважительного отношения к языку литературного произведения.

             Тип урока:

Изучение нового материала.

Урок изучения теории литературы.

Словарь урока.

Стих Стопа Ритм Размер Метр Хорей Ямб Дактиль

Амфибрахий Анапест Двусложные размеры стиха Трехсложные размеры стиха

Ход урока

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С. Пушкин

1. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку

- объявление темы урока

- формирование цели урока

2. Актуализация знаний

- Давайте для начала вспомним, о чем мы говорили на уроках литературы до сегодняшнего дня.

- Какие стихотворения вы изучали?

- Если сравнить внешне все стихотворения, они чем-нибудь отличаются? Полистайте учебник.

- А если сравнить строки у этих стихотворений?

- Как и у вас, у стихов тоже есть размер. А хотите узнать, почему размер у стихотворений разный

3. Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Что вы хотите узнать на уроке?

Чему в хотите научиться?

4. Изучение  темы урока.

   Сегодня мы поговорим о том, что такое строфа в стихотворении и в каком виде она употребляется в тексте стиха. Работа с теоретическим материалом.

      Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

      Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

      Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

      Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).

      Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (4 стопы-четырёхстопный ямб).

      Простая стопа бывает:

двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб ...);

трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль ...).

       Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов.

       Размер принято определять, как последовательность нескольких стоп.

                                Двусложные стихотворные размеры:

__/__ - стопа Хорея

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало... (А. А. Фет)


__ __/ - стопа Ямба

Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов... (А. А. Фет)


                                    Трехсложные стихотворные размеры:

__/__ __ - стопа Дактиля

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

В рабстве спасённое

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное! (Н.А. Некрасов)


__ __/__ - стопа Амфибрахия

Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)


__ __ __/ - стопа Анапеста

Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть. (А. Блок)

5.Тренировочные упражнения.

 - А теперь сделаем шаг от теории к практике. Задание: определите размер стихотворений. Работа выполняется с помощью педагога.

1.Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

1) ямб 2) хорей

2.Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

1) ямб 2) хорей

4.Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

1) ямб 2) хорей

3.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня

1) ямб 2) хорей

6. Подведение итогов. Молодцы! И следующий этап на отработку данных умений. Это тест для самостоятельной работы.

                                                            Вариант 1

1. Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

1) хорей

2) ямб

2. Как называется двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

1) хорей

2) ямб

3. Определите размер стихотворения:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя... (Пушкин А.С.)

1) хорей

2) ямб

4. Определите размер стихотворения:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали ...(Жуковский В.А.)

1) ямб

2) хорей

5. Определите размер стихотворения:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою. (Ломоносов М.В.)

1) ямб

2) хорей

6. Определите размер стихотворения:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры...

(Пушкин А.С.)

1) ямб 2) хорей

7. Подведение итогов. Над чем мы сегодня работали? Какие знания и умения мы совершенствовали и отрабатывали?

8. Домашнее задание: выполнить тестовые задания Варианта 2.                                                            

1. Как называется двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

1) хорей

2) ямб

2. Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

1) ямб

2) хорей

3. Определите размер стихотворения:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...(Жуковский В.А.)

1) ямб

2) хорей

4. Определите размер стихотворения:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья. (Державин Г.Р.)

1) хорей

2) ямб

5. Определите размер стихотворения:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? (Лермонтов М.Ю)

1) ямб

2) хорей

6. Определите размер стихотворения:

В дымке-невидимке

Выплыл месяц вешний,

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

1)  ямб 2) хорей

- Спасибо за урок. Желаю удачного дня!

Ответы на вопросы теста.

Вариант 1. Вариант 2.

1 — 1             1-2

2 — 2             2-2

3 — 1             3-2

4 — 2             4-2

5 — 1             5-1

6— 1              6-2