Великий и могучий Русский язык. Первый урок в 8 классе.

Татьяна Владимировна Дзюба

Тема : Великий и могучий Русский язык.

Цель: обобщение изученного, активизация процесса мышления для получения новых знаний.

Обучающая задача: вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.

  2. Расширять словарный запас языка.

  3. Развивать познавательные способности учащихся.

  4. Воспитательная задача:

    Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikii_i_moguchii_russkii_yazyk.odt21.28 КБ

Предварительный просмотр:

             

      Первый урок русского языка в 8 классе.

Тема : Великий и могучий Русский язык.

Цель: обобщение изученного, активизация процесса мышления для получения новых знаний.

 Обучающая задача: вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.
  2. Расширять словарный запас языка.
  3. Развивать познавательные способности учащихся.
  4. Воспитательные задачи:
  1. Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.
  2. Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Эпиграф:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                     К.Г.Паустовский.

1. Беседа по прочитанному эпиграфу:

Как вы понимаете слова русского писателя?

Устная практическая работа .

-Подберите синонимы к прилагательным богатый, меткий, могучий и волшебный .

-Записать эпиграф в тетрадь

2.Мотивация деятельности учащихся

- Чтобы овладеть тайнами русской речи, необходимо упорно тренироваться, углубляя знания. Попробуем вспомнить все, что изучали, чтобы настроиться на работу в течение года.

3. Систематизация и обобщение полученных знаний

     Комментированное письмо на доске.

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища».

                                                                                                        Вл. Луговской.

- О чем говорится в этом тексте?

- Что такое тема?

- Какова же тема нашего урока?

- Для чего великие люди оставили свои высказывания о русском языке?

- Что такое главная мысль?

   Какую мысль заключается в  словах К. Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь».

- Сделать синтаксический разбор предложения «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь».

- Сделать фонетический разбор слова любовь .

-Назовите фонетический процесс , который мы наблюдаем в этом слове (оглушение)

4. Орфоэпическая разминка.

-В каких словах ударение падает на последний слог?

Досуг, квартал, колосс, облегчить, эксперт.

5. Словообразовательная зарядка.

Какие слова из списка имеют нулевое окончание?

Багаж, неуклюж, невтерпеж, уж, беж, замуж, муж, похож. (Багаж, муж, уж-сущ., неуклюжа, похожа – прил., беж – несклоняемое прилаг.)

6. Стилистическая работа. Порядок слов.

-Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

Вопреки всех прогнозов погода была отличная.

7. Морфологические задачки. Омонимия частей речи.

-Какими частями речи является слово грустно в следующих предложениях?

Мать грустно посмотрела на детей. (Наречие)

Ожидание было грустно. (Краткое прилагательное)

Нам грустно расставаться. (Категория состояния)

8. Орфографическое задание. Объяснить правописание.

Честный человек дороже каменного моста.

Попало зернышко под кованый жернов.

Честь ум рождает, бесчестье – последний отнимает.

В одиночку биться не годится.

На чужой рот пуговицы не нашьешь.

9. Домашнее задание:

- Выучить наизусть высказывание мастеров слова о русском языке

10. Рефлексия.

С каким настроением вы начнете учебный год?

Что вам понравилось на уроке?

Кто доволен своими результатами повторения?

Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?

11. Использованная литература и электронные источники:

1.«Грамоте учиться всегда пригодится». Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9классы. Составитель Филипченко М.П. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007

2. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку». Книга для учителя. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 1994

3. М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2006

4.Н.Соловьева «Игры на уроках русского языка», 5-9классы.Книга для учителя. Материк-Альфа, Москва, 2007