Разработка мероприятия по теме «Еврейские праздники: их история и традиции» «Основы иудейской культуры»

Татьяна Владимировна Дзюба

Разработка мероприятия

по теме «Еврейские праздники: их история и традиции»

  «Основы иудейской культуры»

         Автор: Дзюба Т. В.

Цель :создание условий для осознания и осмысления детьми новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных еврейских праздниках.
  2. Научить различать традиции еврейских праздников.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и традициям иудеев.

  1. Способствовать развитию коммуникативных способностей.

Личностные результаты: формирование стремления к целенаправленной познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_osnovy_iudeyskoy_kultury.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия

по теме «Еврейские праздники: их история и традиции»

  «Основы иудейской культуры»

         Автор: Дзюба Т. В.

Цель :создание условий для осознания и осмысления детьми новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных еврейских праздниках.
  2. Научить различать традиции еврейских праздников.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и традициям иудеев.

  1. Способствовать развитию коммуникативных способностей.

Личностные результаты: формирование стремления к целенаправленной познавательной деятельности.

История возникновения и традиции праздника «Ханука»

Изучив литературу, мы узнали, что в иудаизме есть несколько значимых праздников.

Ханука – это праздник света. Свет позволяет нам видеть и быть увиденными, различать окружающее, радоваться красоте мира, и – познавать Его мир. Зажигание свечей – главная традиция этого праздника. Это один из самых любимых в народе и радостных праздников. В этом году он праздновался с 25 декабря по 1 января.

Возникновение праздника связано с событиями еврейской истории. Еврейский народ восстал против сирийского царя Антиоха, который ввёл запрет на веру. Восставшим удалось захватить Иерусалим. Они решили освятить Храм, осквернённый царём, по приказу которого в храм внесли статую Зевса и заставили поклоняться Идолу. Для очищения храма было необходимо оливковое масло, приготовленное определённым образом. После очищения Храма необходимо было зажечь Светильник Менору.

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящён Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Огонь маленькой свечи разгоняет гигантскую Тьму». В Хануку у детей Израиля - каникулы. По традиции Праздника принято дарить им не только игрушки, но и давать ханукальные деньги, чтобы они сами купили себе подарки и сладости. Дети ходят в музеи, гуляют, изготавливают самодельные подсвечники - Ханукии и свечи, масляные лампы и сладкие пончики.                        

О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (если дело происходит в России).Совершенно удивительно видеть как с наступлением темноты на подоконниках каждого дома и квартиры появляются огоньки. Каждый этот огонек зажигают дети со своими родителями. Все люди вспоминают историю Хануки, историю борьбы за Веру, за свободу. Они верят в чудеса и хотят добавить в этот мир немного света и добра.Самое главное ханукальное блюдо – суфганийот– это пончики с джемом внутри, которые жарят в масле. Еще одно традиционное блюдо - это латкес (картофельные оладушки или драники), которые тоже жарят в масле. В народе говорят, что блюда на масле напоминают о чуде – о кувшинчике с маслом, найденном в Храме.

История возникновения и традиции праздника «Ту – Бишват»

Еще один праздник, который почитается в иудейской религии – это Ту-Бишват – Новый год деревьев. В этом году праздник отмечался 11 февраля. Легенда гласит: «Как-то раз некий человек отправился в дорогу. Шёл он десять дней и за всё это время не увидел по пути ни одного дерева и воды не нашёл. И мучили его голод и жажда. На десятый день заметил он вдалеке дерево и подумал: «Может быть, есть там вода?» Подошёл он к дереву и обнаружил, что оно растёт возле источника. Поел тот человек плодов дерева, напился воды из источника и сел отдохнуть в тени того дерева.Собираясь уходить, сказал он дереву: «Дерево, дерево! За что тебя поблагодарить? Ты красиво! У твоих корней источник воды! Растёшь в подходящем месте! Какое же благословение могу я тебе дать? А вот какое: да будет на то воля Всевышнего, чтобы все взятые от тебя саженцы были подобны тебе!» В основе Ту - Бишват лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Творец даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. В этом месяце, называемым в Израиле шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается, деревья просыпаются после зимней спячки, именно это время и было избрано.

Праздник Ту- Бишват yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого. В этот день принято было относить в Храм десятину от урожая всех плодов.                 

Сама суть этого праздника – любовь к родной земле, это праздник крестьянского труда, праздник природы. Цветущее миндальное дерево - символ праздника. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку.  У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети. В этот день дети и взрослые сажают деревья. Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат. По разным традициям, на столе должно быть семь или пятнадцать  видов плодов!  Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов: свежих и сушёных.

В последнее время празднование Ту-Бишват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту - Бишват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

История возникновения и традиции праздника «Рош – Ашана»

Еврейский Новый год – это один из главных иудейский праздников, об этом говорит хотя бы его название – Рош - Ашана, что дословно переводится как «глава года». В этом году он отмечался 21 сентября.

В отличие от традиционного Нового года, празднование Рош - Ашана обычно приходится на сентябрь или октябрь в те два дня, которые выпадают на новолуние еврейского месяца тишрей. Эти дни исторически очень важны для иудеев, т.к. именно в это время Всевышний создал первых людей, Адама и Еву, и этим было завершено творение мира. В первый день Адам и Ева были изгнаны из рая, и у них, и у потомков их было отнято бессмертие, также в этот день Каин убил Авеля.

Считается, что Рош - Ашана знаменует собой начало новой жизни, поэтому накануне праздника во всех домах принимаются за уборку, чтобы навести идеальный порядок и выбросить старые вещи. Но не менее важно привести в порядок свое внутреннее состояние, поэтому перед праздником стараются искупить свою вину или помириться после ссоры. Ни в коем случает нельзя ругаться или обижать кого-то, иначе тяжесть этого поступка будет преследовать весь год, ведь считается, что именно в дни Рош - Ашана Бог вершит свой суд над людьми и выносит вердикт о жизни и смерти.

В первый день Рош - Ашана принято совершать обряд «ташлих», смысл которого заключается в том, чтобы сбросить с себя все старые грехи. Для этого иудеи отправляются к какому-нибудь природному водоему – реке, пруду или морю, где читают молитву о милосердии и каются в совершенных грехах. Символически сбрасывая старые грехи в воду – обычно кидая туда кусочки хлеба – люди проходят своего рода обряд очищения для начала новой жизни. Далее празднование продолжается чтением молитв в синагоге. Верующие просят у Господа радости и мира для своей семьи и для всего народа Израиля. В молитвах упоминается Бог как царь и как помнящий все, при этом отдельная часть молитв посвящена шофару – специальному духовому инструменту, выполненному из бараньего рога. Шофар является одним из непременных атрибутов и символов Рош - Ашана, и его звуки сопровождают все праздничные действия. Протяжные звуки шофара напоминают о страданиях и тяжелой судьбе еврейского народа и призывают верующих задуматься о своих грехах и совершить покаяние. Рассказывая о Рош – Ашана нельзя не упомянуть о Праздничном столе и подарках. После вечерней молитвы семьи возвращаются домой к праздничному столу, в центре которого всегда присутствуют яблоки с медом как символ «сладкого», то есть счастливого и удачного Нового года. К столу также подается большая сдобная булка – хала, которую следует макать в мед. В основном праздничное меню включает в себя множество фруктов и овощей, а также рыбу. Каждое из блюд, которое готовится на новогоднее застолье, имеет свое значение.                 

Так, например, гранат, один из обязательных элементов праздничного стола, количеством своих зерен символизирует 613 заповедей Торы. Кружочки моркови олицетворяют собой богатство, деньги. Голова рыбы или барана подается в знак стремления постоянно быть впереди. «Чтобы стали мы головой, а не хвостом».

В честь празднования Рош - Ашана принято обмениваться небольшими памятными подарками и открытками. Приятным подарком, символизирующим удачу и благополучие, станет сувенирный бочонок с медом.

Творческие задания на закрепление материала

Ответь на вопросы:

1. Как называется этот праздник?

______________________________________________________________2. Какое историческое событие легло в его основу?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3.Какая есть главная традиция у этого праздника?

______________________________________________________________
______________________________________________________________

4.Что принято дарить детям в честь этого праздник?

______________________________________________________________

5.Во что играют дети в этот праздник?

______________________________________________________________

6.Что написано на гранях дредла?

______________________________________________________________

Вопросы для викторины

1. Название праздника, когда каждый день зажигают по одной свечи (Ханука)

2. Название праздника переводится как «глава года» (Рош – Ашана)

3. Название праздника, на который строят шалаши (Суккот)

4. Ханукальное блюдо – картофельные оладушки (Латкес)

5. Месяц, когда деревья просыпаются после зимней спячки (Шват)

6. Название праздника – «Новый год деревьев» (Ту – Бишват)

7. Духовой инструмент, изготовленный из бараньего рога (Шофар)

8. Светильник в еврейском храме (Менора)

Список литературы

1.Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.

2.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 2012

3.Членов М.А., Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4 – 5 классы/ М.А. Членов Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер- М.: «Просвещение», 2013.