Великая Отечественная война в стихах русских поэтов

Татьяна Владимировна Дзюба

Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Цель урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времѐн ВОВ, показать еѐ роль в победе над фашистами (на примере творчества К. Симонова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц).

Задачи урока:

- определить роль поэзии и музыки в годы Великой Отечественной войны,

- развивать воображение и речь учащихся посредством слушания музыкальных произведений, чтения и анализа стихотворений,

- прививать интерес к поэтическому творчеству, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.

Тип урока : интегрированный урок.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методические приѐмы: слово учителя, презентации и сообщения учащихся, чтение стихотворений наизусть, их краткий анализ.

Оборудование: ИКТ, презентация, видео ролик о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya_voyna_v_stihah_russkih_poetov.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Цель урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времѐн ВОВ, показать еѐ роль в победе над фашистами (на примере творчества К. Симонова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц).

Задачи урока:

- определить роль поэзии и музыки в годы Великой Отечественной войны,

- развивать воображение и речь учащихся посредством слушания музыкальных произведений, чтения и анализа стихотворений,

- прививать интерес к поэтическому творчеству, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.

Тип урока : интегрированный урок.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методические приѐмы: слово учителя, презентации и сообщения учащихся, чтение стихотворений наизусть, их краткий анализ.

Оборудование: ИКТ, презентация, видео ролик о войне.

Эпиграф к уроку:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер (советский поэт, прозаик) .

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

У нас сегодня с вами урок истории, на котором мы будем актуализировать ваши знания об изученных этапах Второй Мировой войны наряду с отражением этого тяжелого и страшного времени на страницах произведений советских поэтов и прозаиков. Начать урок я хотела бы со слов советского поэта Вадима Шефнера: Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Так вот какой силой слово могло обладать, поддержать в военный период – об этом сегодня пойдет речь. А начнем мы с вами, пожалуй, с самых главных и страшных слов, которые услышал советский гражданин 22 июня 1941 года. Звучит голос Левитана. Аудиозапись. 2 О боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. Миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание. Почему нападение было столь неожиданным для Советского Союза? Давайте вспомним. Накануне войны, как повел себя Иосиф Сталин, ожидал ли он такого поворота событий?

Ответ учащихся: нет.

Почему? Совершенно верно. До последнего момента, тем более учитывая совместные действия Германии с СССР против Польши, этого дружественного марша войск по оккупированной Польше – Сталин не ожидал нападения от Германии. Наши войска были рассосредоточены по стране и абсолютно не были готовы к подобному ходу событий. А как назывался грандиозный, масштабный план Гитлера 40-41-го года «молниеносной войны», нападения Германии на СССР? Ответ учащихся: Барбаросса. Совершенно верно. А план нападения на Москву, Ленинград и Киев?

Ответ учащихся: Тайфун (армия Центр).

Верно. Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы как одну из главных военных и политических целей плана «Барбаросса». В германской и западной военной истории известна эта операция как «Тайфун». Я хочу прочитать вам стихи советского писателя, лауреата Сталинской премии Виктора Авдеева о битве под Москвой: Мне восемнадцать было под Москвой… Сухих ветвей обугленные плети Болтались на ветру. И всё на свете, Казалось, брошено вниз головой. Был черен снег. Враг прямо в сердце метил, Но я и оглушённым был живой… Так начиналось совершеннолетье, Мне восемнадцать было под Москвой. Всего несколько месяцев потребовалось немцам, чтобы подойти почти вплотную к столице нашей Родины – Москве. А вот дальше наступление фашистов захлебнулось. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября 1941 – 4 декабря 1941) и наступательный; который состоит из 2-х этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 – 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января – 20 апреля 1942

А теперь назовите мне, пожалуйста, ассоциации, которые у вас возникают со словом поэзия?

Примерные ответы учащихся: жизнь, любовь, радость, вечер, лето…       Казалось бы эти два понятия, война и поэзия, далеки друг от друга и в тоже время они связаны незримой нитью. За эту нить крепко держится русский солдат, безумно любящий свою Родину, свой народ и также безумно ненавидящий войну и тех, кто еѐ развязал. В смертельной схватке с врагом, когда казалось выжить невозможно, бойцы выживали, благодаря стихам и песням, которые поднимали их боевой дух и укрепляли веру в победу. Многие солдаты учили стихотворения поэтов-фронтовиков наизусть и повторяли их как молитву перед боем. А в минуты отдыха песни и стихи позволяли расслабиться, напоминали о доме, о родных и любимых людях, которые, конечно же, ждали их дома – живыми и невредимыми.

Одно из стихотворений советского прозаика, поэта и сценариста Константина Михайловича Симонова прекрасно передает нам ту надежу на возвращение, которые питали солдаты. На протяжении долгого времени Константин Симонов был журналистом, военным корреспондентом.

Среди поэтов и писателей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, были и те, кто получил звание Героя Советского Союза. Подробнее нам об этом расскажет Олег. Выступление Олега. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Советский писатель Александр Фадеев в своем выступлении заявил: “Писатели Советской страны знают своѐ место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. В годы испытаний 1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные темы стихотворений военных лет. Но героями войны были люди не только те, кто сражался на поле боя, но и те, кто был по ту сторону тыла.

Этому тяжелому и достаточно продолжительному времени посвящено большое количество произведений. В нечеловеческих условиях ленинградцы продолжали жить, работать, чтобы помочь фронту, писали стихотворения, которые помогали им пережить ужасы блокады. Каждый прожитый день в блокадном Ленинграде, был настоящим подвигом! За время блокады, которая длилась почти 900 дней и ночей, судьба каждого человека в Ленинграде была трагичной.

Давайте послушаем сообщение о жизни и творчестве поэтессы Ольги Берггольц, которая еще до войны испытала боль утраты.

Выступление ученика. В 1942 году поэтесса создала поэму «Февральский дневник», которую посвятила защитникам города, мужеству ленинградцев, оказавшихся в кольце блокады. Чтение отрывка «Февральский дневник» Об Ольге Берггольц, о ее творчестве военных лет уже написано много. Вот как оценил место О. Берггольц в жизни блокадного города один из критиков: «И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую нелегкую, такую, казалось бы, сугубо «мужскую» роль воина-певца».

Я предлагаю Вам вернуться к анализу исторических событий и выполнить следующее упражнение. Перед вами слайд с утверждениями. В первой колонке, вспомнив все полученные знания ранее на уроках о Великой Отечественной войне, поставьте плюсы, если вы согласны с утверждением и минусы, если нет. Потом проверим, приводя доводы. Слайд с таблицей. Проверка задания.

Вывод:

- Поэт Константин Симонов сказал: “Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне”.

Заключительная беседа: - Как вы поняли, почему о войне писать трудно?

Домашнее задание: подготовить наизусть или к выразительному чтению стихотворение о Великой Отечественной войне.