Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства», 8 класс

Татьяна Владимировна Дзюба

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний об обособленных обстоятельствах.

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.

4. Подготовка к ОГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства», 8 класс

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний об обособленных обстоятельствах.

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.

4. Подготовка к ОГЭ.

Ход урока

1. Организационный момент

Зелень на деревьях –

Первые листочки.

И на всех газонах –

Жёлтые цветочки.

Уличная серость

Солнышком согрета,

Свежестью залита,

Ярким майским цветом.

В голубом раздолье

Щебет не смолкает,

Пятнышком весёлым

Бабочка порхает.

- Яркого весеннего настроения всем! Приступим к работе.

2. Актуализация знаний

  Задание:

Прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания.

Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу.

Вопреки предсказанию, май будет теплый.

(Запятыми выделяются обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, сущ. с производным предлогом)

3. Запись темы урока:

          Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства.

4.Вопросы:

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Повторить изученное об обособленных обстоятельствах, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, готовиться к ОГЭ)

5. Постановка учебной задачи.

Читать лежа вредно. Они слушали его рассказ затаив дыхание.

Объясните, почему в этих предложениях не стоит запятая. Что для этого нужно вспомнить? (условия обособления обстоятельств).

6. Представление обобщенных знаний

Расскажите об обособлении обстоятельств.

Обособляются:

1. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия

2. С предлогом несмотря на

3. С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.

Не обособляются:

1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия

2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.

Теперь можем объяснить отсутствие запятой в предложениях? (лежа сближается по значению с наречием, затаив дыхание – фразеологизм).

7. Тренировочные упражнения.

- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается? (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.

Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды)

8. Индивидуальная работа по карточке.

1. Грачи молча летали над землей.

2. Андрей улыбаясь щурился на солнце.

3. Он всегда все делал спустя рукава.

4. Несмотря на сильный дождь было тепло..

9. Игра «Третье лишнее» - работа в парах.

1 вариант

1. Изучая «птичий» язык ученые все больше узнают о них

2. Для фазанов важно как звучат шаги. (Сложное предложение)

3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их притупляя чувство опасности.

2 вариант

1. Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк.

2. Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони.

3. Он стоял у витрины разинув рот. (обстоятельство не обособляется)

3 вариант

1. Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (обособленное определение)

2. Благоухая, цвела сирень.

3. Мальчики, войдя в весенний лес, притихли.

10. Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством.

1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.

2) Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.

3) Было раннее утро. На улице было многолюдно.

11. Запись домашнего задания:

аукцион:

«3» - упр. 513

«4» - выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособл. обст.

«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами.

- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!

12. Рефлексия

- Ребята, кто может сказать о себе…

1. Я хорошо закрепил материал.

2. У меня есть проблемы. (Вписать)

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Что показалось трудным?

Материал к уроку

1 задание: найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква О.

Цель: активизировать орфографические знания и навыки учащихся

а) холщ…вый, сожж…нный, горяч…, сбереж…т

б) з…ря, г…релый, р…сток, покл…нится

в) насл…ждение, …кация, к…ллективный, акк…мпанемент

г) п…стамент, к…мпозитор, пр…фессия, к…рреспондент

Ответ: г) постамент, композитор, профессия, корреспондент

2 задание: к этим словам придумайте определения, выраженные прилагательными или причастиями.

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме обособление определений, приложений и дополнений

3 задание: придумайте предложения с этими словами, употребив определения, ставя их после определяемого слова.

Цель: развивать умение самостоятельно строить предложения с обособленными определениями и приложениями, причастными оборотами.

4. «Найди лишнее!»

1. Птицы прилетевшие с юга радостно пели за окном свои песни.

2. Маленькие листочки распустившиеся на березе еще были клейкими.

3. Люблю весну радующую нас теплым солнышком.

4. Подснежники росшие на краю поля зацвели.

5. По ясному небу неслись не закрывая солнца низкие облака.

5 «Могу объяснить!»

Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.

1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.

2. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.

3. Природа, затаившая дыхание, замерла.

4. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.

5. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.

6.Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.

7. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.

8. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.

9. Замерев, ты услышишь разные звуки.

10. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.

№ предл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

деепричастный оборот

причастный оборот

6. Методология

1. Воробей взлетев исчез в небе.

2. Встречая весну ребята развесили на деревьях скворечники.

3. Несмотря на ранний час улицы были полны народу.

7. Актуализация и пробное действие. Реализация построенного проекта

Перед вами отрывки из стихотворений известных русских поэтов о весне. Ваша задача: выписать обособленные обстоятельства и указать, чем они выражены.

1. Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед! ( Е.А.Баратынский)

2. Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход? (Жуковский)

3. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Тютчев)

4. Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою. (Фет)

Ещё лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте. (Фет)

5. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша. (Бунин)

6. Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

(Есенин)

 Рефлексия

1. Сегодня я узнал(а)...

2. Было трудно...

3. Я научился...

4. Теперь я могу...

Итоговая оценка.