Делюсь опытом

Анютина Марина Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Предоставление опыта на педагогическом совете

«Использование нетрадиционного музыкального оборудования для развития музыкально – ритмических способностей детей»

Составила: музыкальный руководитель, Кичаева М.Д.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал австрийский композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Н. Александровой, Е. В.  Коноровой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Таким образом, для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Изучив опыт ведущих педагогов – музыкантов, проанализировав результаты диагностического обследования, возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений, позволили спланировать дальнейшую работу по данной теме.

Цель работы: Использование нетрадиционного музыкального оборудования для развития музыкально – ритмических способностей детей Перед собой поставила следующие задачи:

- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

-  формировать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;

-  способствовать развитию умения соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В поиске средств решения задач, сделала вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении детей игре на музыкальных инструментах в игровой форме. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной.

Так же одним из эффективных методов оказались занятия в кружке «Весёлый оркестр».

Цель – совершенствовать и развивать музыкальные способности детей через игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с богатством и разнообразием мира звуков;

- познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них;

- формировать умение слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами;

- учить исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом;

Развивающие:

- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, ассоциативное мышление и воображение;

- развивать чувство ритма;

- развивать у детей чувство уверенности в себе;

- развивать коммуникативные функции речи у дошкольников;

Воспитательные:

- формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;

- воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Меня, как и других педагогов, волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Было замечено, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста.

Чтобы заинтересовать детей старшего возраста использовала нетрадиционное музыкальное оборудование.

Решению поставленных задач в немалой степени способствовали формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладала своими возможностями. В своей работе использовала следующие направления:

1.Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка.

В целях наиболее полной реализации задач использую следующие методы:

• Наглядно – зрительный

• Наглядно – слуховой

• Практический метод

• Метод интегрированного подхода

2.Индивидуальная работа с детьми. Для лучшего усвоения знаний и отработки навыков игры на инструментах необходим индивидуальный подход.

3.Проведение праздников и развлечений.

Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях, на конкурсах.

- Новогодние утренники

- Утренники посвящённые 8 марта

- В рамках самообразования провела конкурс поделок «Музыкальные инструменты своими руками»

- «Педагог года – 2022» в номинации «Педагогический дебют – 2022»

Результаты работы:

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о том, что планомерное обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах во многом способствует развитию чувства ритма. В процессе музыкальной деятельности у воспитанников детского сада развивалось музыкально – слуховое восприятие. У детей появилась уверенность в своих силах, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений, стал более развитый звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма. Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, шлепках, на музыкальных инструментах, но и в передаче метроритмической организации музыки с помощью движений в музыкальной игре.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

В течение года я изучала следующую литературу:

1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

2. Т. Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

3. Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.

5. Н. А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

6. Н. А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

7. Новикова Г. П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

8. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова”- Минск, 1991г.

9. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников

10. Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!”-Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

11. «Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа

Интернет ресурсы, электронные библиотеки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Использование театрально-игровых

 технологий на музыкальных занятиях»

Составила: Кичаева М.Д



                  Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.
Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В процессе театрализованных игр, происходило интегрированное воспитание детей, они обучались выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создавала творческую атмосферу, которая помогала раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. При проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы использовала элементы театрализации. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняла упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастала и его самореализация в творческой сфере.
Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём.
                 
Целью работы по реализации годовой задачи стало: Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей.

Задачи:
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

- Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. - Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

- Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.

- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

- Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.

              Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
             Детям младшей группы подобрала различные виды ходьбы, бега и прыжков. Движения, соответствующие образным движениям животных: «мишка», «зайка», «лиса» и др.

              Детей средней группы учила характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

             Детей старшего дошкольного возраста учила строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место.

             Начиная с младших групп осваивали «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивали элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
            Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

            Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений.

            Дети учатся слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.

            В младшей группе использовала простые этюды, например, прогулка по лесной полянке (гуляли, нюхали цветы, собирали листочки).

            Детям средней группы давалось творческое задание, например, прийти на реку, погреться на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
           Для детей старшей группы использовала более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе. Особое внимание я уделяю выразительности движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.

             На занятиях я использовала элементы артикуляционной гимнастики. Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

             Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

             Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Учила детей различать смену характера музыки, связывать музыкальные образы с жизненными явлениями. Сначала дети слушали произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждали произведение в целом и отдельных персонажей, их характер.
Далее разучивали текст и переходили к исполнению.

                В этом году ребята приняли участие в конкурсе «Содружество. Мы вместе.», где проявили себя как настоящие артисты, преодолели все свои страхи. Так же ходили в социальный центр «Забота» с показательными выступлениями в рамках акций и поздравлений с праздниками. Дошкольники принимали активное участие в праздничных и тематических мероприятиях, проводимых в детском саду.