Консультации воспитателям

Анютина Марина Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыкальная предметно-развивающая среда в группах детского сада»

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно изготовить "пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.).

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

 Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

 При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

  1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
  2. Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
  3. Учет возрастных особенностей детей.
  4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
  5. Возможность переноса оборудования в другие места.
  6. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
  7. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны.

 Классификация оборудования для музыкальных зон:

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

 • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

 • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

 • с одним фиксированным звуком (дудки):

 • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

  1. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

  1. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушками, и т.д.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

  1. В музыкальном уголке должны быть театры:

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу. Виды театров:

  Театр картинок (Фланелеграф)

  Пальчиковый театр

  Кукольный театр

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т.д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.

 Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

 Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты дтя детского оркестра;

• книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

 •ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• иллюстрации из «Музыкального букваря»;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

 атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Оркестр в детском саду»

Музыкальный руководитель: Анютина М.Д.

Что такое оркестр и для чего он нужен в детском саду?C:\Users\User\Desktop\МОЯ РАБОТА\ДОКУМЕНТАЦИЯ\КОНСУЛЬТАЦИИ\Оркестр в детском саду\1.png

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальных способностей, помогает

совершенствовать эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка, а так же является организующим фактором, благодаря которому детей можно объединить в группу по интересам.

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • активное приобщение детей к музыке в одном из самых

привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

  • воспитание интереса и любви к музицированию.
  • практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
  • создание предпосылок для развития творческого мышления.
  • знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

C:\Users\User\Desktop\МОЯ РАБОТА\ДОКУМЕНТАЦИЯ\КОНСУЛЬТАЦИИ\Оркестр в детском саду\i.jpg

Существует много возможностей использования детских музыкальных инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. При этом занятия выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный, словесный, пояснения, практический – показа, игровой ситуации) применительно к возрасту и способностей каждого ребенка.

В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий:

  • индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте,
  • групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах,
  • коллективную (при уверенной игре своих партий каждым

участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даѐт положительные результаты, если занятие правильно

организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как

организатора детского музыкального оркестра.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

C:\Users\User\Desktop\МОЯ РАБОТА\ДОКУМЕНТАЦИЯ\КОНСУЛЬТАЦИИ\Оркестр в детском саду\_124.jpg

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. Дети становятся более организованными, собранными, сосредоточенными, ведь они несут ответственность за правильное исполнение своей партии, в едином произведении. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в

достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

C:\Users\User\Desktop\МОЯ РАБОТА\ДОКУМЕНТАЦИЯ\КОНСУЛЬТАЦИИ\Оркестр в детском саду\3.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение танцам дошкольников»

Пришел как - то человек к мудрецу и сказал ему:
"О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи
красоту от безобразия. Научи меня радости жизни."
Подумал Мудрец и… научил Человека танцевать.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.

Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.

Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Виды танцев

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

Создание детских танцев

Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

Методические приемы

Метод показа: вовлекающий показ (совместное исполнение движений), опережающий показ, фрагментарный показ.

Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Слова –символы, обозначающие движения: «солнышко», «домик», «мячики», «хвостики».

Жесты с проговариванием слов, которые раскрывают значение этого жеста: «почему вы тут сидите»…

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Разметка зала. Схемы-карточки.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям

I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;

II этап – углубленное разучивание;

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы.

Основные действия педагога на первом этапе обучения:

  • объяснение;
  • выразительное исполнение;
  • показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.

На втором этапе обучения в результате активной работы педагога и детей (небольшими группами и индивидуально) происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания, использует подготовительные танцевальные упражнения.

Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки, поощрять.

Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

На третьем этапе ставится задача довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни. К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагаются в порядке последовательности от простых к более сложным.

Этапы разучивания упражнений:

1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение.
2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по

частям сначала под счет, затем под музыку.
3. Показ ребенка, освоившего это упражнение.
4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях.
5. Оценка выполнения упражнения детьми.

Танец - импровизация

Танцевальная импровизации – это способ развития творческих способностей и воспитания в дошкольниках творческого начала. Для детей свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Подобные упражнения должны выполняться детьми на занятиях в течение всего года.

«Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие.

Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов и опыта, и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, то, что присутствовало в древних культурах, основанных на идее «единства с природой» - Гришон А.Е. 

Ощущения свободы тела способствуют развитию способности к импровизации.

В занятиях с дошкольниками можно выделить несколько направлений развития способности к импровизации:

1. Ощущение «тела».

2. Общение с партнером — партнеринг.

3. Осмысление движения в творчестве: рисунок, поделка….

4. Набор движений для создания базовой основы к импровизаци.

На подготовительном этапе танцевальной импровизации неоценимую помощь оказывают музыкальные этюды, например из методики Е. Горшковой «От жеста к танцу» («Встретились», «В лесу», «Давай дружить», «Секрет»). А также этюды на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера, на тренировку отдельных групп мышц М. Чистяковой из еѐ книги «Психогимнастика». Например, такие как «Штанга», «Сосулька», «Каждый спит», «Разное настроение», «Часовой», «Страх» и др. В них дети с интересом учатся общаться друг с другом с помощью языка движений, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.

Полезно использовать коммуникативные, характерные и сюжетные импровизации со стихотворным или прозаическим сопровождением.

Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций (Танец Бриске «У меня, у тебя», диск Железновых: «Карлики и великаны».)

Характерные танцы: какого-либо персонажа (Железновы «Три медвежонка»).

Логоритмические упражнения: «Кошкин дом», «Надувала кошка шар».

Затем, когда дети привыкают к подобного рода заданиям, свободно и непринужденно импровизируют, проявляют творческую самостоятельность и активность, можно вводить свободные импровизации с предметами (Бриске танец с обручами «В деревню к бабушке»: солнышко, шляпка, юбочка, домик.)

Главное требование к танцу-импровизации - каждая импровизация исполняется только один раз, так как, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.

Игра «Части тела». Изучаем части тела. После знакомства, дается задание подвигать (потанцевать) определенной частью тела. Движения построены на импровизации. На следующей стадии игры задания усложняются: добавляется скорость, динамика движения.

Упражнением «Зеркало». Дети смотрят в зеркало, «строят гримасы» развивая мимические мышцы, затем задание усложняется, эти мимические ощущения ребенок должен передать, не глядя в зеркало. Тем самым развиваются внутренние ощущения. Вариант усложнения игры: дети становятся парами: один изображает зеркало, второй отражение. Задача, добиться неузнаваемости зеркала и отражения.

В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.

Игра «Партнеринг». Дети становятся в пары (предварительно педагог наблюдает кто как с кем контактирует), один в паре закрывает глаза, полностью доверяясь своему партнеру, который ладошкой подает импульсы в спину партнера, направляя его движение. Задача второго -провести партнера без столкновений, первого -полностью довериться партнеру. 

Прием «Представь, кто ты». Дети закрывают глаза. Педагог дает задание представить себя птицей. Рассказ о том какая это птица, помогает ребенку представить её в своем воображении. Затем представления необходимо показать в движении. Наблюдательность за явлениями природы, побуждает фантазию и двигает к импровизации. Необходимо чаще давать задание: понаблюдать за явлением, животным, предметом, а затем на занятии рассказать об этом.

Игра «Слово Действие». Педагог называет качество движения. Например: дерево качается (покачивание), сладкая тянучка (растяжка), скручиваем рулет (скручивание), опаздываем (ходьба, бег). Усложнение упражнения заключается в самостоятельном сочинении историй на основе полученного опыта. Освоение приема расширяет кругозор ребенка.

Игра «Молчанка» требует наличия небольшого опыта движений. Цель: внимательно следить за сменой движений педагога, который молчит и делает их в продвижении по залу, и повторять движения. Результат бывает очень неожиданным: дети, увлекаясь, активно входят в процесс и начинают самостоятельно сочинять движения, как бы не замечая всех вокруг, это сверх результат в развитии способности к импровизации дошкольников.

Не у всех детей получается выполнение заданий, т. к. речь идет о творчестве, которое требует наличия хореографической одаренности, таланта. У детей, не получивших ожидаемый результат, есть свои причины: личностные, психологические и др. И все же для них использованные приемы также полезны в плане арт-терапии. 

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия» Эмиль Жак-Далькроз.

 

Литература:

1. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 12.08.2013).

2. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] /Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. — 584 с.

3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] /Н.В. Самоукина. М., 1993. — 144 с.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. М., 2001. — 160 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении

Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание,

помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.

Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство

раскрепощения, «свободы тела и духа», как развил эту тему немецкий композитор К. Орф .

Все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения,

которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие

взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,

инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной

структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части

иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на

музыкальных занятиях, на праздниках.

В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые,

доступные для исполнения.

В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают

дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.

В коммуникативных играх-танцах нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

В дошкольное учреждение поступают дети с разным уровнем подготовки.

Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь

каждый ребенок становится партнером другого.

Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной

последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру.

На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем

отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.

Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти

коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют

четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).

Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения

коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние

раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Российский педагог Т.Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т.е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем».

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни

«Четыре таракана и сверчок»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1 фигура

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

рис1.hello_html_1ee6bf62.jpg

Музыка В

  1. я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).
  2. я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо. 3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.
  1. я фраза — 4 приставных шага влево.
  2. я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.
  3. я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).
  1. фигура
  2. Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в

кругах).

  1. Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

рис2hello_html_20c1f1d1.jpg

  1. фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

hello_html_6729fc7e.jpgрис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

  1. фигура Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

hello_html_m25f75380.jpgрис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

  1. я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).
  2. я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).

3—4-я фразы — повторение движений.

5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»). 6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.

  1. фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

  1. фигура Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

  1. й вариант — обнимаются.
  2. й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

ВАЛЬС ДРУЗЕЙ

Задачи:


Для детей 5-7 лет

-развитие ритмического слуха, произвольного внимания, коммуникативных навыков.

И.и.: дети стоят парами (лицом друг к другу) свободно по всему залу. Руки соединены друг с другом и разведены в стороны.

Потанцуй со мною, Пары кружатся на месте, легко Тихо покружись, покачиваясь из стороны в сторону. Улыбнись мне нежно

И остановись. Останавливаются.

Шаг назад Все выполняют один приставной шаг назад (друг от друга) и слегка приседают.

И шаг вперед. Все выполняют один приставной шаг вперед (навстречу друг другу), слегка приседают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера. Обнялись. Обнимаются.

Шаг назад Один приставной шаг назад.

И шаг вперед. Один приставной шаг вперед.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера. Обнялись. Обнимаются.

Этот танец удобно включать в программу праздничных утренников, так как могут танцевать все и без подготовки (в тексте проговариваются все движения). Кроме того, этот танец дети могут танцевать со своими родителями. Данный (облегченный) вариант танца можно использовать в работе с детьми 4-5 лет (а также в группах «Особый ребенок»),

Использованная литература:

  1. Белкина В.А., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] - Ярославль 1998г.
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в д/с [Текст] - 1989г.
  3. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в д/с [Текст]-


Предварительный просмотр:

Игры – забавы  для  самых  маленьких

       Движение – природная потребность человеческого организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье ребёнка, общее развитие и психологический настрой. Чем моложе организм, тем больше движения ему необходимо.

        Важнейшая задача педагогов – обеспечение этой биологической потребности развивающей, разнообразной и интересной для детей деятельностью.

Бабочки

        На пол  разложены  круглые  крупные  рисунки  цветов  разного  цвета  (ромашка, василёк, мак, одуванчик)

Воспитатель:

(поёт)

Бабочки летали

У лесной полянки.

Крылышки устали.

Нет ли где тут лавки?

              (Дети бегают под музыку, машут руками, изображая бабочек)

Отдохнуть бы нам чуток,

Сядем лучше на цветок!

Мы же крошки-бабочки,

Нам не нужно лавочки!

(Дети останавливаются)

Воспитатель:

(говорит выразительно, с вопросительной интонацией)

Где любимый наш цветок,

Красный цветик-огонёк?

(Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется)

Где любимый наш цветок,

Жёлтый сладенький цветок?

(Дети ищут одуванчик)

Где любимый наш цветок,

Синий яркий лепесток?

(Дети ищут василёк)

Где любимый наш цветок,

Белый длинный лепесток?

(Дети ищут ромашку)

Рекомендации: Все танцы и игры в младшей группе проводятся по показу взрослого. Все движения показывает взрослый, вместе с детьми «летает», ищет цветок, но первыми найти нужный цветок должны дети, а взрослый последним подходит к цветку.

 

Игра с мячом

Воспитатель:

К детям мячик прискакал,

Он удал, хотя и мал.

Он зовёт ребят играть –

С ним, как мячики, скакать.

(Воспитатель ударяет мячом об пол, показывая, как мяч скачет. Дети прыгают под весёлую музыку)

А ещё наш мячик может

И кружиться, танцевать.

Наши дети тоже могут

Повороты выполнять.

(Воспитатель вращает мяч, как волчок, на полу. Дети выполняют кружение под музыку)

Мячик маленький устал,

Он давно уже не спал.

Помашите малышу

Мячик спать я уложу.

(Воспитатель укладывает мяч в коробку, накрывает платком. Дети машут.)

Кошка и котята

        Дети сидят на стульчиках. Воспитатель играет роль кошки, делает вид, что ищет детей.

Ищет деток кошка-мама:

Где котятки? Мяу-мяу!

                                   (Дети выбегают)

Мойте ушки,

Мойте нос,

Щёки, лапки,

Длинный хвост…

(Дети гладят уши, нос, щёки, руки, но не находят хвост)

Где же хвостик ваш, котятки?

Да ведь это же ребятки!

(Воспитатель удивляется и ловит детей-проказников. Дети убегают. На момент бега можно использовать весёлую музыку)

Игра с барабаном

        Воспитатель идёт по кругу с барабаном, предлагает детям дотронуться до барабана и приглашает танцевать

У меня ребяток много,

Барабан всего один.

Барабан ладошкой трогай

И на танец выходи!

                        (Воспитатель стучит в барабан)

Вот послушайте, как громко

Барабан для вас стучит!

Всем мальчишкам и девчонкам

Веселится он велит!

(Дети танцуют вместе с воспитателем танец под любую весёлую мелодию)

Барабан устал немного

Ну-ка, сядем, отдохнём.

Отдохнули руки, ноги,

Что ж, опять играть начнём!

(Воспитатель кладёт барабан на пол, дети садятся на ковёр, гладят себя по рукам, ногам, отдыхают. Затем встают и переходят к новой игре)



Предварительный просмотр:

Как сделать детский праздник интересным и запоминающимся?

       Самая главная задача праздника – доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения.

        К сожалению, часто мы видим, как после окончания праздника выходят уставшие воспитатели (они клеили накануне декорации и репетировали с детьми, учили сценарий) и дети (они тоже долго репетировали накануне). Праздник тянулся очень долго и все устали. Пора покончить с напрасной тратой сил и эмоций. Лучше сберечь всё это для самого праздника, поставить перед собой цель сделать праздник настоящим! Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • планировать праздники в конце предыдущего года;
  • собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать всё одному);
  • обсуждать праздник по-деловому;
  • собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно – два новых;
  • не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу – даже старшие всё равно отвлекаются, если в зале полно гостей);
  • стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых! Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения на празднике должны быть упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение заканчивается, и чуть раньше, чем начинается следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним;
  • применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у ёлки в другое время и удовлетворить их желание);
  • работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями подготовки и проведения праздника;
  • дети должны показывать на празднике не отчёт о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;
  • ведущий на празднике – главный герой. Эта роль самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссёру: всё должно «гореть» у него в руках. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актёр забыл слова); он создаёт атмосферу праздника (вялый ведущий – праздника нет, не спасёт самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно – праздник удался!

В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы.     Все они очень важны для успеха.

        На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие. Дети могут с помощью педагога объединяться в творческие группы – «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «музыкантов», продумывающих музыкальное оформление праздника. Таких групп можно придумать ещё не одну, главное вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

        На втором этапе собственно проведения праздника надо создать празднично торжественную атмосферу перед самым его началом. Попросить родителей привести в группу в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведёт детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.        

        На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника; насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника. Педагоги делают выводы о том, насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.

          Праздники – это многогранное явление. они способствуют объединению участников в один большой коллектив, созданию взросло-детской общности.



Предварительный просмотр:

Роль  воспитателя  как  ведущего  на  празднике

        Роль  ведущего  очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органичное целое, поясняет детям происходящие действия, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.

        От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой. Важно, чтобы ведущий держался непринуждённо, говорил выразительно, вёл утренник эмоционально. Он должен быть находчивым.

        На утреннике случаются   и непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж и т.п.). ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

        Ведущему  следует  побывать  на  предпраздничных  музыкальных  занятиях, чтобы  хорошо  знать  все  праздничные  номера  и  в  случае  необходимости  помочь  детям при  исполнении  танца, инсценировки.

        Не только ведущий, но и второй воспитатель должен хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный ему участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т.д.). всякое промедление, замешательство со стороны воспитателя может нарушить стройность, организованность праздника, увеличить его продолжительность.



Предварительный просмотр:

Роль  воспитателя  в  обучении  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.

       Успехи  музыкального  развития  дошкольников  во многом зависят  не только  от  музыкального  руководителя, но  и  от  воспитателя. Ведь он  общается  с детьми   чаще, чем  музыкальный  руководитель, лучше  знает  склонности  каждого  ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на музыкальных инструментах.

        Первоначальные  навыки  игры  на  музыкальных  инструментах  дети  получают  в  процессе  музыкальных  занятий. И если   воспитатель с радостью   ждёт этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся его настроение.

        Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми младшего дошкольного возраста исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

        Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальным игрушкам и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, различать детские музыкальные (барабан, бубен, погремушку).

        В средней и старшей группах воспитатель вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. при этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление.

        В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создаёт доброжелательную, непринуждённую атмосферу.

        Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем и другим.

        Благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.



Предварительный просмотр:

Формы  взаимодействия  музыкального  руководителя  и  воспитателя при  обучении  детей пению.

       

        Для того, чтобы песня действительно прочно вошла во внутренний мир ребенка, она должна постоянно звучать в дошкольных учреждениях. Некоторые воспитатели считают, что для обучения детей пению служат музыкальные занятия, и приобщение детей к миру песни – дело музыкального руководителя.

        Это ошибочное суждение. Музыкальным воспитанием детей должны заниматься как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Успех в этой работе обеспечивается тесным взаимодействием в деятельности музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласованность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает последовательность и преемственность педагогического процесса, помогает развитию детской активности.

        Функции и формы организации музыкальной деятельности детей у музыкального руководителя и воспитателя различны.

        Музыкальный руководитель при активном участии воспитателя проводит музыкальные занятия, отвечает за музыкальное сопровождение физкультурных занятий, готовит и проводит тематические концерты, праздники и развлечения.

        Воспитатель же постоянно общается с детьми в повседневной жизни детского сада. Он организует игры, аттракционы, инсценировки песен, слушание музыки, готовит фрагменты массовых мероприятий, костюмы и реквизит для их проведения.

        Для того, чтобы песня вошла в детскую жизнь, она должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игровой деятельности, проведении массовых мероприятий с детьми, на экскурсиях и прогулках.

        Это возможно только при условии активного включения в эту работу всего коллектива детского сада. Эти требования оправданы, учитывая, что воспитатель детского сада, получивший среднее специальное или высшее образование, должен обладать певческими навыками, знать, какое большое значение имеет пение для ребёнка, уметь правильно петь детские песни и владеть методикой их разучивания. Таким образом, воспитатель, даже не имеющий специального музыкального образования обязан включиться в работу по приобщению детей к пению.

        Значительную часть своей работы воспитатель проводит под руководством музыкального руководителя или при его участии.

        Каковы же основные функции воспитателя в музыкально-эстетическом воспитании детей и привитии им любви к песне?

        На музыкальном занятии воспитатель призван быть активным помощником музыкального руководителя. Степень  участия  воспитателя  зависит  от вида  музыкальной  деятельности  и  от  возраста  детей. Наиболее активно воспитатели помогают музыкальному руководителю в тех видах деятельности, которые связаны с движением.  Если требуется, воспитатель показывает детям музыкально-ритмические упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать отдельные элементы, применяя разнообразные методы и приёмы.

        Каждый воспитатель должен знать особенности песенного репертуара для детей данной возрастной группы. Нередко воспитатели имеют довольно поверхностные знания об учёте возрастных особенностей детей при обучении их пению. Иногда поют малышам и разучивают с ними только те песни, которые знают сами, совершенно не вникая, что эти песни из репертуара старших групп детского сада и даже младших классов школы. Это вместо пользы приносит вред формированию певческих навыков ребёнка. Выбор  песен  для  разучивания  с  детьми  воспитателю  лучше определить  вместе  с  музыкальным  руководителем.

        Велика  роль  воспитателя при  повторении  и  закреплении  песен, которые  дети  разучивали  на  музыкальном занятии. Можно закрепить эти песни при прослушивании их в группе в грамзаписи или обогатить музыкальные впечатления детей, используя игру и инсценировки разучиваемых песен. Если дети поют неправильно, неверно передают мелодию разучиваемой песни, воспитатель должен своевременно исправить эти ошибки.

        Воспитатель  должен  поддержать  интерес  детей  к  музыкальной  деятельности  и, в частности, к  обучению  пению. Он хорошо знает индивидуальные особенности каждого ребёнка, поэтому наблюдая за детьми в повседневной жизни детского сада, организуя игры, прослушивание и инсценирование песен, воспитатель должен обогащать музыкальные впечатления детей. Это  способствует  созданию  условий, развивающих  музыкальные  способности  детей, их  самостоятельность  и  творческие  проявления.

        Песня, исполненная  воспитателем, производит  на  детей  особое  эмоциональное  воздействие. В группе, где воспитатель любит петь, ищет и находит время для музицирования, дети лучше, выразительнее поют, читают стихи, их движения под музыку более естественны   и грациозны.