Методическая копилка

Перцева Наталия Валентиновна

Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учиться. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». У каждого педагога есть своя «Методическая копилка», в которой хранятся различные разработки, конспекты, карточки и другие педагогические находки, раскрывающие конкретные идеи, приемы, методы, технологии, средства обучения и воспитания, созданные или усовершенствованные тем или иным автором и способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Перцева Наталия Валентиновна.

Конспект урока по литературе в 8 классе «Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Цели урока:

  • Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска

Формы: коллективна , индивидуальная.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе,

Оформление доски: запись темы урока, эпиграф: 
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества". 
В. Г. Белинский. 
 портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.

3.Краткие сведения о Д.И. Фонвизине.

Выступление учащегося (заранее выдано задание)

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Выступление учащегося (заранее выдано задание)-записи в тетрадях.

САТИ́РА-обличающая, бичующая ирония

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

Недоросль - молодые людикоторые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы.

После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

  1. Слово учителя:

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

4.Работа над проблематикой пьесы. 

Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков? (Записи в тетрадях)
1. «Говорящие» фамилии и имена; 
2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/ 
3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность); 
4. «Зоологизация»; 
5. Ремарки 
Так какая же
главная проблема поставлена уже в 1 действии? 
1. Критика самодержавно-крепостной действительности. 
2. Трагизм судьбы простого человека. 
Вторая проблема.

Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России. 
Третья проблема.
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей. 

Всех персонажей комедии можно четко разделить на два лагеря: герои идеологи - положительные герои, изображенные схематично, традиционно, в соответствии с правилами классицизма, и отрицательные или второстепенные бытовые герои, в изображении которых проявилось новаторство Фонвизина.

Из комедии известно, каково происхождение и условия воспитания бытовых героев: рассказывает о своей семье Простакова, мы знаем, почему остался неученым Скотинин, а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. Воспитание героев-идеологов же остается неизвестным: мы не знаем, в какой среде воспитывалась Софья, что сделало Милона идеальным офицером и т.д.

Бытовые герои в комедии постоянно находятся в движении: на сцене происходят драки Митрофана и Скотинина, Простаковой и Скотинина, сама Простакова говорит: «То бранюсь, то дерусь» (II, 5) и т.д. Бытовые герои почти не совершают поступков, их действия - это слова.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена. 
2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых? 
3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей? 
Милон - "Разум , любезность, просвещенность". 
Стародум – ‘’Душа и сердце". 
Правдин -‘’ Правда во всем’’. 

Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. " 
И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа. 
Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами. 

5.Закрепление нового материала.

- В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке)

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?( классицизм)

- Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  четкое их разделение на положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг, «говорящие фамилии» героев).

- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

- Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия - имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления

5.Вывод по уроку:

  Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга.

       Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и  талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное.

      В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно  уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька?

    Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости

Урок подошёл к концу.Спасибо.

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

6.Домашнее задание: Чтение комедии до конца, характеристика персонажей.

7.Подведение итогов урока, оценивание






Предварительный просмотр:

1 Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»

3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Владимир Берестов 4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Алексей Берестов 4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза 2) Акулина 3) Настя 4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета 2) Лизонька 3) Бетси 4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского? 1) 16 2) 17 3) 18 4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза 2) Настя 3) мисс Жаксон 4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов

2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами

3) прятки 4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский

3) Алексей Берестов 4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза 2) жёлтый тюльпан 3) мёртвая голова 4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти? 1) Трофим 2) Алексей Берестов 3) кузнец Василий 4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы? 1) синий 2) коричневый 3) красный 4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова 2) в доме Муромского 3) в поле 4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером 2) кучером 3) барином 4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова? 1) Сбогар 2) Барон 3) Рэкс 4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя 4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба 2) в старой кузнице 3) под большим камнем у дороги

4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой. 2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.

3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.

4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.


2 Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. Поля свои обрабатывал он по английской методе.

1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский

2. Берестов и Муромский были:

1.однополчанами 2. Соседями 3. служили на одной фабрике

3. Помещики:

1.были очень дружны 2.только познакомились. 3.были в ссоре

4. Лизу звали Бетси:

1.это ее второе имя 2.это ее шутливое прозвище 3.так звал ее отец на английский манер

5. Алексей:

1. дружил с барышней Лизой давно 2. заинтересовался ею и захотел познакомиться

3. чувствовал к ней неприязнь

6. Акулина – это: 1.Лиза 2.нянька Лизы 3.служанка Лизы

7. Муромский и Берестов:

1.уехали в столицу 2.так и остались врагами 3.помирились в конце концов

8. Акулина:

1.сама открылась Алексею 2.отец рассказал соседям о шалостях дочери

3.предстала перед ним неожиданно в облике Лизы

9.Повесть закончилась: 1.свадьбой 2.разводом 3.дружбой

10. В названии повести:

1)олицетворение 2)слова-антонимы 3)слова-синонимы

11. Действие повести происходит: 1)в XVIII веке 2)в XIX веке 3)в наши дни

12.Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера.

1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский

13. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока.

1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский

14. «Набеленая, затянутая, с потупленными глазами и с маленьким книксом…»

1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя

15. фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были; рукава а l'imbйcile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и бриллиянты …сияли на ее пальцах, шее и ушах.

1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя

16. На третьем уроке Акулина разбирала уже по складам "……."- назовите произведение

1)"Наталью боярскую дочь" 2) «Бедную Лизу» 3) «Станционного смотрителя»

17. Укажите Эпиграф к повести 1) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша 2)Береги платье снову 3) Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж;

18. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околодке.

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Владимир Берестов 4) Трофим

19. Сколько лет было Алексею? 1) 25 2) 27 3) 28 4) 29

20.Подберите определения, характеризующие Лизу-Акулину

1) Доверчивая, Юная жеманница 2) Чопорная англичанка, Высокомерная

3) Молодая проказница, Смуглая красавица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СШ №10» г. Нижневартовск Перцева Н.В. Виды односоставных предложений

Слайд 2

Односоставные предложения С главным членом — сказуемым С главным членом — подлежащим Оперделенно-личные Неопределенно-личные Обобщенно-личные безличные назывные

Слайд 3

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы : с главным членом сказуемым с главным Членом подлежащим Сравните : Вечереет . Вечер . Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными . Например : Морозит . С утра морозит . Вечер . Тихий вечер .

Слайд 4

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым : Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщенно-личные Безличные предложения

Слайд 5

Предложения определённо-личные сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед . и мн . ч. 2-го лица ед . и мн . ч. Изъявительного или повелительного наклонения ( можно подставить местоимения я, ты , мы,вы )

Слайд 6

1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море . 3) Не из Москвы ли будешь ? 4) Чему смеётесь ? Над собой смеётесь ! 5) Выберите себе книгу по вкусу . 6) Пойдёмте в сад . Давайте поработаем . Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи .

Слайд 7

Предложения неопределённо-личные . Сказуемое – глагол в форме - 3-го лица множественного числа - настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например : 1) Что новенького в газете пишут ? 2) В дверь постучались . В таких предложениях важно само действие , а не лица , которые его производят . Они мыслятся неопределённо . Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего .

Слайд 8

Предложения обобщенно-личные. имеют значение обобщенного лица , т. е. указывают на то , что действие производится всеми , любим лицом , например : 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу ! Особенно часто это значение имеют сказуемые , выраженные глаголом в форме 2-3 го лица . Многие пословицы представляют собой такие предложения .

Слайд 9

Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо. Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Слайд 10

Простое глагольное сказуемое , выраженное 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях ; словом нет 4) Неопределённой формой глагола Вечерами работалось особенно хорошо . На дворе вечереет . Пахнет сеном над лугами . ( Майк .) Зажгло грозою дерево (Н.) Герасима уже не было на дворе . (Т.) Сегодня же меня здесь не будет . (Т.) У меня нет линейки . Вам не видать таких сражений . (Л.) Быть грозе великой . (П.)

Слайд 11

Составное сказуемое , выраженное -ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола -ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

Слайд 12

Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных , например : 1) На улице холодно . 2) Мне холодно . В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа , указывающего , кто именно испытывает то или иное состояние .

Слайд 13

Назывные предложения Назывные предложения – это такие односоставные предложения , которые имеют один главный член – подлежащее . Они сообщают о том , что какое-нибудь явление или предмет существует ( имеется ) в настоящем , например : 1) Лес . Просека . 2) Весна ! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение : Вот парадный подъезд . (Н.)

Слайд 14

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе ( поэзии и прозе ), в газетных и журнальных очерках и статьях . С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений ( или глав , частей ) очень лаконично и точно рисуют место и время действия , пейзаж , обстановку например : 1) Ночь . Землянка . 2) Двадцать первое . Ночь . Понедельник .

Слайд 15

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 16

2. Укажите односоставные предложения. а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. б) Кругом все молчало. в) Встречайте трепетную весну, люди земли. г) Синее бездонное небо. д) Многим не терпелось кинуться в бой.

Слайд 17

3. Укажите вид односоставных предложений : а) определенно-личное ; б) неопределенно-личное ; в) безличное ; г) обобщенно-личное ; д) назывное . 1. После драки кулаками не машут . 2. Ярмарка . Крещенский мороз . 3. От пруда потянуло холодом . 4. Но , бывало , бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда . 5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах , поворачивая то одним , то другим боком .

Слайд 18

5. Найдите предложение , строение которого соответствует схеме : [ безл .], и [ двусост .]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога . ( И.Тургенев ) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом . ( К.Паустовский ) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим . г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую . ( С.Аксаков ) ( Знаки препинания не расставлены .)

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Правописание предлогов»

 

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду

2) (за) счет усердия

3) (в)течение года

4) (из)за помарок

 

2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

1) (в)следствие неудачи

2) (в)виду отъезда

3) (на)счет работы

4) (в)связи с работой

 

3. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (в)отличие от друзей

4) (не)взирая на успех

 

4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

1) поговорить (на) счет отпуска — предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени... года — предлог, пишется раздельно, на конце Е

3) прочитать (в)продолжени... повести — существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И

4) идти (на)встречу ветру — существительное с предлогом, пишется раздельно

 

5. Найдите вариант с ошибкой.

1) Ты опоздал из-за меня.

2) Я вернусь в течение часа.

3) Вместо назначения поезд опоздал.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

 

6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

 

7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

 

8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

 

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

 

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

 

11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

 

12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

 

13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.



Предварительный просмотр:

Тест по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1.Укажите жанр произведения Чехова «Толстый и тонкий»:

1) басня

2) повесть

3) рассказ

4) поэма

2. Приятели встретились:

а) на рынке;

б) на вокзале;

в) на дне рождения.

3. Тонкого звали:

а) Михаил;

б) Прокопий;

в) Порфирий;

г) Нафанаил.

4. Чем занимается жена тонкого:

а) дает уроки музыки;

б) поет в хоре;

в) работает в консерватории;

г) пишет музыку.

5. Чье это описание: «…вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира»?

а) толстого;

б) тонкого;

в) полицейского на вокзале;

г) сына тонкого.

6.Как подрабатывает Тонкий?

1) изготавливает пепельницы

2) даёт уроки музыки

3) чистит ботинки

4) делает портсигары из дерева

7. Приятели вместе учились:

а) в школе;

б) в университете;

в) в гимназии;

г) на университетских курсах.

8. Толстый служит

а) тайным советником;

б) коллежским асессором;

в) титулярным советником.

9. О ком это: «Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!»?

а) о тонком;

б) об общем знакомом, которого недавно встретил тонкий;

в) о толстом.

10. Почему толстый захотел как можно быстрее закончить общение?

а) торопился на совещание;

б) плохо себя чувствовал;

в) ему было неприятно видеть чинопочитание тонкого;

г) вспомнил, что должен тонкому денег.

11. Кто из приятелей любил ябедничать?

а) тонкий;

б) толстый.

12. В рассказе А.П. Чехов использует антитезу. Это:

а) подробное описание;

б) скрытая ирония;

в) противопоставление;

г) развернутая метафора.

13. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:

  1. столоначальник
  2. департамент
  3. вельможа
  4. херес

а) знатный и богатый сановник

б) разновидность белого креплёного вина с низким содержанием сахара

в) отдел министерства, высшего государственного или судебного учреждения

г) чиновник среднего звена, начальник отдела, стола



Предварительный просмотр:

Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Тест на постановку знаков препинания при однородных членах предложения, при которых есть обобщающие слова, с несколькими вариантами ответов

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

А) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

Б) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

2. Найдите предложение, соответствующее схеме: [ʘ: О, О, О -…].

(запятые не проставлены).

А) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

Б) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

В) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

А) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.

Б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.

В) И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой.

Г) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

А) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.

Б) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.

В) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.

Г) Переименование касалось самых разных объектов__городов, районов, улиц, институтов.

5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:

А) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря.

Б) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.

В) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно.

Г) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот.

6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):

А) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

Б) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

В) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

Г) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.

7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):

А) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.

Б) В корзине была дичь два тетерева и утка.

В) Всюду и наверху и внизу кипела работа.

Г) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.

8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово

А) тоска. Б) в песнях

В) ямщика. Г) что-то.

9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. 

Обобщающим в этом предложении является слово

А) ветры.

Б) как-то.

В) прочее.

Г) факторы.

10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала.  В этом предложении пропущены

А) двоеточие, 2 запятые, тире.

Б) тире и две запятые.

В) двоеточие и две запятые.

Г) двоеточие и три запятые.

11. Две запятые и тире пропущены в предложении

А) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

Б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

В) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.

Г) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

Д) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

12. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

А) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.

Б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

В) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.

Г) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

Д) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

13. Запятая и тире пропущены в предложении

А) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

Б) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.

В) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

Г) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

14. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

А) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

Б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

В) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

Г) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

 15. Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении

А) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.

Б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

В) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

Г) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

16. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).

А) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

Б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

В) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

17. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

А) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.

Б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.

В) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

Г) И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой.

18. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

А) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.

Б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.

В) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.

Г) Переименование касалось самых разных объектов__городов, районов, улиц, институтов.

19. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?

А) Подлежащее или дополнение;

Б) Дополнение или обстоятельство;

В) Ту же, что и однородные члены предложения.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Творчество Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова»

Фамилия__________________________

Имя______________________________

Дата:

Оценка:

Творчество Н.А. Некрасова

Укажите годы жизни Некрасова Н.А.______________________________________________

В какое учебном заведение поступил Некрасов Н.А. в 11 лет?_________________________

Куда после 5 класса отец отправил Некрасов Н.А.? _________________________________

Поступил ли Некрасов Н.А. в Университет? _______________________________________

Герои Некрасова. Кто это? ______________________________________________________

Стихотворение «Железная дорога»

В каком году написано стихотворение?____________________________________________

О чем это стихотворение? _______________________________________________________

Назовите тему стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»:

а) любовь к Родине;

б) быт и нравы крестьян;

в) тяжёлый труд крепостных.

В этих строках:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей, —речь идет о:

а) царе; б) нужде; в) голоде

Творчество Н.C. Лескова

Укажите родину Лескова Н.С.____________________________________________________

Где получил образование Лесков Н.С.? ___________________________________________

Где служил Лесков Н.С.? _______________________________________________________

В каком году Лесков Н.С. начинает писать? ________________________________________

Из-за чего, по мнению Лескова Н.С., все беды народа? ______________________________

Герои Лескова Н.С. Кто это? ____________________________________________________

Сказ «Левша»

Укажите полное название произведения___________________________________________

Какая была блоха? _____________________________________________________________

Какими деньгами англичане взяли за блоху? _______________________________________

Узнайте героя по портрету. «… косой…, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» ______________________________________________________________

Что взял Платов у англичан, чтобы разглядеть нимфозорию? _________________________

Кого подковали тульские мастера? _______________________________________________

Сколько недель было дано тульским оружейникам на работу? _______________________

По мнению Н.С.Лескова (сказ «Левша»), честь и славу русской нации составляет:

а) простой труженик;

б) знаменитый полководец;

в) император.

III. Соотнесите произведение и автора

Н.А. Некрасов                                «Бежин луг»

Н.С. Лесков                                «Железная дорога»

И.С. Тургенев                                «Хирургия»

А.П. Чехов                                        «Левша»



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ "СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ"?

Прежде чем приступить к объяснению понятия "сжатое изложение", выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений - подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся - уловить и кратко, без лишней "воды", сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

- вводные слова,

- однородные члены предложения,

- повторы,

- риторические вопросы и восклицания,

- однотипные примеры,

- цитаты,

- рассуждения,

- описания,

- детали, не влияющие на ход авторской мысли,

- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

- ряды предложений, связанных одной мыслью;

- части сложного предложения;

- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

!!! *Пример парцелляции:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

 Бессмысленный и тусклый свет.

                     (А. Блок)

- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

- однородные члены обобщающим словом,

- сложное предложение простым,

- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

- прямую речь косвенной,

- часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

 

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: "О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый - на ваше усмотрение. Главная функция плана - помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

- лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

- лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац - 1 микротема.

Объем сжатого изложения - не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Вариант 1.

  1. В каком году было написано стихотворение «Железная дорога»?

а) 1865             б) 1862                     в) 1860

  1. В шестнадцать лет Н.А. Некрасов оказался в тяжелой нужде. Чем ему пришлось зарабатывать себе на жизнь?

а) сочинял стихи;

б) работал грузчиком;

в) писал крестьянам письма и прошения.

  1. Назовите тему стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»:

            а) любовь к Родине;

            б) быт и нравы крестьян;

            в) тяжёлый труд крепостных.

  1. Определите размер стиха в следующих строках:

Водит он в армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей…

  1. Кого называет в стихотворении Н.А. Некрасов «царем беспощадным»?

а) голод;

б) железную дорогу;

в) графа Клейнмихеля.

  1. Стихотворение посвящается детям, потому что:

а) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;

б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;

в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.

  1. Назовите художественное средство: «Лёд неокрепший на речке студёной…»:

а) эпитет;                 б) метафора;                   в) сравнение.

  1. Какой прием использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги?

  1. Назовите имя и отчество Лескова?

  1. В каком жанре написано произведение «Левша»?

а) сказка;                   б) легенда;                                 в) сказ.

  1. Дайте определение выбранному жанру.

  1. Какие государственные деятели изображены в этом произведении?

  1.  Почему мастера не открыли секрета своей работы Платову?

а) хотели, чтобы Платов отвез их в Петербург;

б) обиделись на Платова за недоверие;

в) хотели, чтобы Платов сам догадался.

  1. По мнению Н.С. Лескова (сказ «Левша»), честь и славу русской нации составляет:

а) простой труженик;

б) знаменитый полководец;

в) император.

  1. Какова судьба Левши?

а) его с почетом встретили в Санкт-Петербурге;

б) за привезенный секрет его наградили медалью и выдали сто рублей;

в) он заболел, его ограбили, и без медицинской помощи он умер.

  1.  Что такое ПАТРИОТИЗМ?

Сформулируйте определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое патриотизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из сказа Н.С. Лескова "Левша", а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание гласных Е - И  в корнях с чередованием

Цели и задачи урока:

- Сформировать представление о правописании гласной  в корнях с чередованием, учить графически обозначать орфограмму.

- Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

- Развивать рефлексивные умения и навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты :

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные результаты:

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Коммуникативные результаты:

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога

Предметные результаты  :                                                                                              

- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,

- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: учебник русского языка 6-й класс , Тип урока: урок объяснения нового материала

раздаточный печатный материал

                                     Ход урока

I. ПРИВЕТСТВИЕ.     Здравствуйте, ребята!

    Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.     (Ребята записывают в тетради число, вид работы(классная))

II.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

Послушайте притчу

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках!

-Сформулируйте  мораль данной притчи. (Верь в себя и свои силы)

-Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

1.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? (Деревья, растения)

-Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы? (С корня , корневой системы)

--Что же общего между растениями и словами?( В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова)

2. Проверка домашнего задания с использованием сигнальных карточек.

Пол…жить, пол…гать, сг…рать, дог…рать,  з…рька, з…рево, к…снуться, к…саться, р…стение, выр…стить, выр…щенный, р…сток.

-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?  (  Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.)

- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?

- Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос ((Отвечают на вопросы)

-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы? (Вспоминают и рассказывают правило).

1)произнеси слово

 2)определи, в какой морфеме находится пропущенная орфограмма

 3)примени правило

 4)обозначь орфограмму

3. Создание проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем   слова, записанные на доске:

Соб..ру – соб..рать ,   уд..ру – уд..рать ,    зам..реть – зам..рать , зап..реть – зап..рать,  прот..реть – прот..рать

-Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены. (Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (произносят разные варианты ответов).

- Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:

безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне?(К орфограмме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова».)

- Назовите тему нашего урока?  Буквы е — и в корнях с чередованием .

- Как бы вы определили цели нашего урока? (Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Решение проблемы

- Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается.

- Графически выделим данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя  делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)

Дети самостоятельно составили правило.

- Сверим вывод с правилом в учебнике .

Интересные вопросы:

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира.)

Начало формирования умений. Составление алгоритма.

 - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. 

Алгоритм.

  1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.
  2. Вспомнить корни с чередованием.
  3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной

Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить это правило.

Жили-были две подружки,.

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

-Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

После объяснения правила, вставляются согласные в корни.

 

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание 1. Выполняем упражнение на карточке.

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму

I вариант

Соб…раешь – соб…рёшь

Прод…раешься  – прод…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Задание 2.

Запишите под диктовку следующие пословицы , найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически :

  1. Мягко стелет, да жёстко спать. 2. Добрые умирают, да дела их живут.
  2.   Прежде смерти не умереть.
  3.   Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
  4.  Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 
  5.  Кого слова не берут, с того шкуру дерут.
  6.  Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.
  7.  Пот ключом льет, а жнец свое берет
  8.  Не боги же и горшки обжигают.

Выходят по одному к доске, записывают пословицы, комментируют написание гласной в корне.

-Как вы понимаете смысл 3 пословицы?  Как её можно связать с нашим уроком?

( Дети объясняют смысл пословицы.)

Физкультминутка.

( Хлопните в ладошки, если в слове пишется И, если Е, то встаньте).

 Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)

Смерть чинов не разбирает.(И)

 Солдат службы не выбирает.(И)

 Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.(Е)

 Кто детям потакает, сам  слезы вытирает.(И)

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)

Не силой дерутся – умением.(Е)

Не задирай нос высоко – споткнешься(И)

Задание 3.  Творческое задание  (работа в парах) 

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И  в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Возможные правила:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не вытирай руки об скатерть, пользуйся салфеткой.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

VI. .РЕФЛЕКСИЯ

- Какую цель вы ставили на уроке?  ...

- Удалось ли достичь поставленной цели?  ...

- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими?  ...

- Что вызвало особые затруднения?  ...

- Чему  мы научились  на уроке?...

- Какой же суффикс командует корнями с чередующимися  Е–И?...

Продолжите фразы, запишите их в тетрадь.

- Больше всего мне понравилось____________

- Сегодня я понял(а)____________________

- Научился (научилась)___________________

 VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    Повторить правило  1.На выбор:

 А) Выполнить упр.

 Б) составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Б) Составить рассказ о степях Донбасса, используя слова: Собирать, соберу, заблестеть, блистать, стелются, разрослись, замирая, росток, заросли, озарять, соберёшь, расстилается

V. Оценивание.

 У нас, ребята, осталось немного времени  для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. Перед вами лежит карточка №2.  Ваша задача подписать ее и вставить пропущенные гласные, графически обозначая орфограмму. И после звонка мне сдать.

1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму.

Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.

2 вариант

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму.

Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь  на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.  Соб…ру коллекцию. Оп…раться на локоть. Наст…лить паркет. Заж…гать иллюминацию. Зам…рают звуки. Расст…лается по лугам. Бл…стает кинжал.

 - Спасибо за работу!   Успехов вам при выполнении домашнего задани