МО учителей русского языка и литературы

Перцева Наталия Валентиновна

 Учитель русского языка и литературы – это педагог, который посредством своих предметов способствует формированию личности учащегося, ориентируя его на устойчивое развитие, социализацию и готовность к продуктивной самостоятельной или совместной деятельности с другими людьми.

  • Создание педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к обучению;
  • Формирование ключевых компетенций в рамках изучения русского языка и литературы;
  • Построение уроков с соблюдением современных требований к практической направленности обучению русскому языку и литературе;
  • Использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в рамках государственных стандартов;
  • Выстраивание индивидуальных траекторий развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ученика в зоне его ближайшего развития;
  • Обучение комплексному анализу, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений;
  • Проведение научно-исследовательской и методической работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС:

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.  

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика, которая должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация -  осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Готовые знания

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность

учащихся

Носит репродуктивный характер:

заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.

Самоконтроль и самооценка деятельности.

Мотивация

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Интеллектуальные мотивы.

Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи.  Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений.

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Выделяет три вида проблемного обучения:

- Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

- Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.

- Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Все виды проблемного обучения имеют четыре уровня:

1 уровень. Уровень обычной активности.

2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности.

3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4 уровень. Уровень творческой активности.

Структура проблемного урока

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности под руководством учителя. Результатом этой деятельности становятся приобретенные знания. Одновременно на таком уроке ученики осваивают способы решения проблемных ситуаций. Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

В зависимости от темы учебного занятия и особенностей содержания материала на занятиях могут быть использованы различные виды естественно-речевых ситуаций.

Иллюстрации. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на учебных занятиях. Например, предлагаются две картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме. Предметом обсуждения на учебном занятии может стать проблема проведения свободного времени. Может ли разговор по телефону заменить общение с близкими и друзьями? Вам нравится отдыхать в одиночестве или в компании друзей? Вы предпочитаете активный отдых?

Очень интересен приём использования двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Например, двое обучающихся получают по одной картинке с изображением улицы, каждый видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is… ./ There are… . Остальные ребята внимательно слушают товарищей, а потом воспроизводят все различия.

Оценка. Ученикам предлагается описание конкретного поступка. Например, конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой. Задача: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Учащиеся анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

Упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других студентов, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

Проблемное обучение на уроках русского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться», создает атмосферу непринужденного общения. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

В конечном итоге, проблемное обучение очень стимулирует личностную активность обучающихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость обучающихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения.

Проблемное обучение на уроках русского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные учебные занятия способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению языка, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Проблемное обучение учит школьников добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит школьника в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается им как плод его собственного труда.

Таким образом, проблемное обучение на занятиях русского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляя обучающихся мыслить, искать совместно с преподавателем ответы на сложные жизненные вопросы.