Самообразование

Перцева Наталия Валентиновна

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.

«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» (К.Д. Ушинский) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» г. Нижневартовска

Индивидуальный план работы

по повышению профессионального уровня

на 2021-2026 учебный год

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Перцевой Наталии Валентиновны

г. Нижневартовск

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня

на 2021-2026 учебный год

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10» г. Нижневартовск

Перцевой Наталии Валентиновны

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

В.Г. Белинский

Тема самообразования

Современные технологии как способ повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Обоснование выбора темы

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

Цель:

-внедрение в учебный процесс современных технологий;

-развитие функциональной грамотности учащихся (информационной, коммуникативной и др.);

-интеграция 7 модулей уровневых Программ в практику преподавания;

-обеспечение развития своих профессиональных навыков, творческого потенциала.

Задачи:

-изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов школы, города, округа по теме самообразования;

-ознакомление с характеристиками ряда современных педагогических технологий и методиками их осуществления;

-внедрение новых подходов в преподавании и обучении, ключевых идей 7 модулей уровневых Программ;

-овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

-развитие творческих способностей и современного педагогического мышления, позволяющего на основе диагностики отбирать для использования в своей работе современные педагогические технологии, качественно решать педагогические задачи, анализировать и обобщать практику, использовать современные педагогические технологии;

-создание благоприятного психологического микроклимата на уроке.

-изучение и применение сингапурской системы обучения.

Планируемые результаты

-повышение качества учебно-воспитательного процесса, мотивации к изучению предмета,

-разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей,

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,

-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Совершенствовать систему составления технологических карт уроков по ФГОС
  • Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзамену в формате ОГЭ  
  • Использование возможностей Интернет на уроке.

Еженедельно

  • Изучение материалов ФГОС, апробация на уроках
  • Подготовка тематического классного часа
  • Работа кружка по русскому языку «Знатоки русского языка»
  • Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах
  • Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

Ежемесячно

  • Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку». Тестирование в сети Интернет.
  • Взаимопосещение уроков
  • Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

Каждую четверть

  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, республики.
  • Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе.
  • Ведение мониторинга саморазвития школьников

Один раз в полугодие

  • Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики в области обучения и воспитания.
  • Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне.
  • Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов, кружков по предмету
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Входной контроль во всех классах
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации
  • Подготовка материалов для итогового контроля во всех классах
  • Профессиональные публикации, брошюры

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (на 5 лет)

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1.Изучение психолого-педагогической литературы.

1

Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. Изучение нормативно - правовых документов ФГОС ООО.

в течение года

Самоконтроль

2

Выступление «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?» (личностно - ориентированный подход в системе образования)

Выступление

Заседание МО

3

Изучение статьи «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе»

Выступление

Заседание МО

4

Изучение статьи Е.Г. Юдиной «Элементы проектной деятельности на уроках русского языка»

Обмен опытом.

Заседание МО

5

Использование педагогических технологий: ИКТ, тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение, учебный проект, здоровьесберегающие технологии.

в течение года

Обмен опытом.

Заседание МО

6

Изучение новинок: «Русский язык и литература».

в течение года

Самоконтроль

7

Обзор в интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

в течение года

Самоконтроль

2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

1

Разработка рабочих программ по русскому языку, литературе.

Август

Рабочие программы

Заседание МО

Руководитель МО

2

Разработка индивидуального плана «Работа с одаренными детьми по русскому языку», материала для работы с одаренными детьми

Сентябрь

Самоконтроль

3

Оформление стендов в кабинете русского языка.

в течение года

Выставочный материал.

Самоконтроль

4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

2

Оформление портфолио

Май 2022 г

Портфолио учителя.

МО

3

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

в течение года

Заседание МО

4.Участие в системе школьной методической работы.

1

Участие в проведении заседаний МО, педсоветов, семинаров.

в течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

Рейтинговая оценка деятельности

2

Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

в течение года

Результаты участия

Заседание МО

3

Участие в работе районных семинаров учителей русского языка и литературы, конкурсов.

в течение года

Анализ по итогам работы

Зам. директора по УР

4

Проведение Недели русского языка и литературы.

февраль

Разработка мероприятия

Руководитель МО

5

Ведение индивидуальной работы с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительной работы с отстающими.

в течение

года

Результаты мониторинга ЗУН

Руководитель МО

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

Диагностический

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме.

Анализ затруднений.

2020 – 2021 уч. г

Собеседования

 с коллегами,

методистами РМК.

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на их решение.

Прогнозирование результатов.

2020 – 2021 уч. г

Выступление на ШМО

Практический

Внедрение, система мер, направленных на решение работы.

Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы.

2022 – 2025 уч. г

Открытые уроки,

выступления на ШМО

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов.

2024 – 2025 уч. г

Выступление

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

2025 – 2026 уч. г

Творческий отчет



Предварительный просмотр:

Сингапурская технология как средство активизации

познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Перцева Наталия Валентиновна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 10» города Нижневартовска

Основа современного образования – системно-деятельностный подход – развитие у обучающихся способности самостоятельно решать возникшие трудности в разных сферах и видах учебной деятельности. Современная образовательная среда ставит перед обучающимися новые цели: свободно владеть русским языком, строить общение в различных ситуациях, при этом испытывать чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому на уроках русского языка используем для эффективной работы сингапурскую технологию обучения, которая основана на командных (коллективных) формах работы, создании психологически комфортной среды на уроке.

Существуют различные виды сингапурской технологии: МЭНЭДЖ МЭТ, ХАЙ ФАЙВ, КЛОК БАДДИС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД и другие. В собственной практике применяем объединение и интеграцию видов методики, чтобы достигнуть главного на уроке: развитие познавательного интереса и активизации учебной деятельности обучающихся. Сущность методики (технологии) заключается 90 в том, что класс делится на группы или команды по 4 человека (у каждого в группе свой порядковый номер для удобства учебной деятельности и обращения к обучающимся), где образованная группа – сплоченная команда для выполнения заданий на уроке. Каждая группа получает задания, которые обучающиеся выполняют коллективно, поэтому каждый заинтересован в успешной работе. За определенное время команда выполняет задание или задания, по истечении которого каждый обучающийся встает и дает свой ответ, согласно своему номеру. После проверки задания даем сигнал о переходе в новые группы. Очередное задание обучающиеся выполняют в новом составе, исправляют ошибки, расширяют свои знания.

Пример: Тема «Имя существительное как часть речи» (10 класс). Задания для групп (№ – порядковый номер обучающегося в группе).

№ 1. Выпишите из 1-3 предложений имена существительные. Определите их лексико-грамматический разряд (одушевленные – неодушевленные, собственные – нарицательные).

1) Я не люблю определений и часто не готов к ним. 2) Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. 3) Между совестью и честью есть одно существенное различие. 4) Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. 5) Совесть «грызет». 6) Совесть не бывает ложной. 7) Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). (Д. С. Лихачев)

№ 2. Определите категорию одушевленности – неодушевленности у имен существительных: кукла, валет, страшилище, тюфяк, войско, герой, эмбрион.

№ 3. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные: носик, студенчество, толпа, бензин, лист, свежесть. белизна.

№ 4. Определите род имен существительных: окно, бюро, знамя, новизна, Капри, сельдь, молодежь, соня, тюль, сирота, кофе.

Таким образом, сингапурская технология обучения позволяет научить одноклассника тому, что сам знаешь, и поэтому повышает познание, активизирует внимание на уроке. Такие уроки становятся интересными обучающимся и учителю, повышается качество знаний по предмету. У обучающихся развиваются коммуникативные умения и навыки, креативное мышление, навыки самоконтроля и главное – класс вовлечен в учебную деятельность. В рамках курсов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» была апробирована сингапурская методика: открытый урок русского языка в 10-м классе по теме «Правописание суффиксов имен прилагательных» на базе МБОУ «СОШ № 70» города Кирова, декабрь 2019 г.

Список литературы

1. Гольцова, Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово» - учебник, 2019. - П. 32. - С. 118-125.