Работа с родителями

Перцева Наталия Валентиновна

Одним из главных направлений в работе педагога является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между педагогом и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело товарищи, в том,

Что прежде всего мы – родители,

А всё остальное потом.

Р.Рождественский

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вред электронных сигарет

В последние годы медленно, но все же достаточно уверенно набирают популярность электронные заменители обычных сигарет. Связано это, прежде всего, с повальным желанием курильщиков бросить курить. Поэтому особо предприимчивые бизнесмены предложили электронные сигареты в качестве отличного способа бросить привычку. Компании-изготовители электронных сигарет отвечают на естественный вопрос, вредны ли электронные сигареты, отрицательно. Они лишь обращают внимание курильщиков на то, как легко с помощью такой сигареты те смогут отказаться от сигарет обычных. Также в рекламе электронной сигареты делается упор на то, что дым, то есть пар от нее, не пахнет, безвреден для окружающих, и что, наконец, курильщики смогут насладиться своим занятием и в общественном месте, не боясь при этом попасть под привлечение к ответственности за несоблюдение закона или нанести вред здоровью людей по близости. Так говорят изготовители. А вот, правы ли они, и стоит ли доверять их словам и покупать электронные сигареты, и пойдет речь в данной статье.вред электронных сигарет

Что такое электронная сигарета?

Перед тем, как понять, какой вред от сигареты электронной грозит здоровью купившего ее, стоит сказать пару слов о том, что вообще она из себя представляет. Она являет собой разнообразного вида ингалятор, с помощью которого человек вдыхает в себя пар, содержащий никотин. Еще существует название электронная система доставки никотина (ЭСДН). Внешне электронные сигареты очень похожи на настоящие сигареты, трубки или сигары. Состоит из батарейного блока, испарителя, нагревательного элемента и жидкости, содержащей никотин и другие вещества.

Поможет ли электронная сигарета бросить курить?

Насколько соответствуют действительности слова производителей ЭСДН о том, что с ее помощью любой человек сможет бросить курить? Этот вопрос чуть ли не самый главный для курильщиков. На самом деле, косвенный ответ на этот вопрос был дан выше. Жидкость, используемая в электронных сигаретах, содержит никотин, а ведь именно он и вызывает физическую зависимость от курения. Отсюда вывод: человек не сможет бросить курить, он просто перейдет с курения обычных сигарет на электронную. Возможно, это не так плохо? Все-таки курильщик не будет получать еще целый букет вреднейших веществ, поступаемых вместе с дымом обычной сигареты. Здесь стоит подробнее остановиться на вреде именно никотина.

вред электронных сигарет

Вред от никотина

Вред от курения электронных сигарет соответствует вреду от никотина. А об этом сказано уже очень много. В двух словах, можно сказать, что никотин способствует сужению кровеносных сосудов, что ведет за собой большие риски инфаркта, инсульта, заболеваний почек, печени и т.д. Кроме того, что очень важно знать, никотин способен вызвать мутацию клеток, при этом эта самая мутация будет передаваться по наследству. Даже внучка курящей бабушки будет иметь такие мутации, влекущие за собой самые различные заболевания и уменьшение длительности жизни, даже при условии, что ее мать не курила. Отсюда вывод – назвать безвредным прибор, доставляющий в организм никотин, просто глупо. Электронные сигареты вредны сами собой, одним своим существованием. Звучит очень громогласно, но это факт.

Вред безникотиновых электронных сигарет

Существуют такие сигареты и без никотина. Казалось бы, прекрасно, вот она панацея от курения. Но это не совсем верно. Для начала, стоит сказать о том, что очень часто состав курительной жидкости, вдыхаемой человеком во время процесса использования электронной сигареты, не соответствует заявленному. Это нарушение прав потребителя, это понятно, но по факту, вряд ли каждый покупатель пойдет устраивать экспертизу и выяснять, обманули ли его или нет. А в этой жидкости может содержаться очень сомнительные вещества, вредные для здоровья. Этот вопрос заслуживает изучения, и наверняка в ближайшие годы будет ужесточен контроль за производителями этих аппаратиков, но пока этого нет, и никто точно не может сказать, что именно вдыхает курильщик. Так что можно сказать, что вредны электронные сигареты даже без никотина.

Психологические проблемы, связанные с курением электронной сигареты

Одной из самых сложных задач в вопросе отказа от курения является преодоление психологической тяги к этому процессу. Ведь именно это, наряду с физичкой необходимостью, и формирует вредную привычку и заставляет курить одну за другой сигарету. В этом вопросе электронная сигарета абсолютно бесполезна. Ведь она имеет ту же форму, что и обычная сигарета, да и сам процесс мало чем отличается. Поэтому заявления о том, что электронный заменитель поможет преодолеть тягу курить, можно смело назвать ложными. Это просто замена одного вредного предмета другим, входящим в моду. Вопрос моды, кстати, также всегда являлся очень важным. Раньше модным было курение обычных сигарет, и многие начинали курить именно из-за этого. Сейчас модным становится курение электронной сигареты. Как видно, об отказе от курения речь не идет. Так что вред электронных сигарет есть или нет, ответ очевиден.вред электронных сигарет

Предостережение некурящих

Нужно подчеркнуть один очень важный момент. До сих пор речь шла о людях курящих, которые мечтают бросить курить, и которые видят возможное спасение в электронной сигарете. Но необходимо упомянуть и людей некурящих, которые падки на новые гаджеты и электронные «фишки». Начиная курить электронную сигарету, такие люди подсаживают себя на никотиновую иглу, слезть с которой сколько уже людей пыталось, но получается не у всех, в конечном итоге это приносит лишь проблемы со здоровьем. А, кроме того, теряется очень много времени, которое можно было бы потратить на более полезные занятия. Таким образом, можно говорить и о вреде электронных сигарет, связанном с потерей драгоценного времени. Помимо здоровья и времени, люди курящие, в том числе и электронную сигарету, теряют еще и деньги. Подобный прибор – не самая дешевая вещь, это же касается и сменных фильтров. Поэтому, если не хочется завести еще одну, притом постоянную, статью расходов, лучше от курения отказаться.

Еще немного о вреде электронной сигареты

В данной статье был рассмотрен вопрос, вредна ли электронная сигарета. При этом дан ответ не только на вопрос, вредные ли электронные сигареты в принципе, в ходе рассуждения было выяснено, что она ничем не лучше обычной в глобальном смысле слова, сколько бы производители не говорили об ее преимуществах. В ней есть никотин, а поэтому курильщик никогда не сможет оставить свою вредную привычку, применяя ее, поскольку электронная сигарета не освобождает человека ни от физической зависимости в ежедневной дозе никотина, удовлетворяя эту потребность, ни от психологической зависимости держать что-то в руке и дышать дымом от курения, это она тоже позволяет. Кроме того, повторимся, состав жидкости для курения далеко не всегда соответствует заявленному в аннотации к ней, а сам факт вдыхания, при этом, ежедневного, химических веществ, не может быть безвредным. Отвечая, в конце концов, на искомый поставленный вопрос, вредна ли электронная сигарета, даем ответ – да, вредна. По сути это просто массовый ребрендинг обычных сигарет и не более того.

Сайт: http://www.vrednye.ru/elektronnye-sigarety/vred-elektronnyx-sigaret.html



Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия школы с родителями»

Оглавление

1.Введение                                                                                                         3

2.Основные функции деятельности классного руководителя                                5

3.Формы работы с родителями                                                                        8

3.1.Индивидуальные формы                                                                        8

3.2 Групповые формы                                                                                        10

3.3.Коллективные формы                                                                                12

Заключение                                                                                                21

Список литературы                                                                                        22

«Формы взаимодействия школы с родителями»

Введение

  В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Цель: изучить деятельность классного руководителя.

Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.

Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.

2. Проанализировать работу классного руководителя, выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.

3. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.

           Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

        Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

      Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

             Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

          Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

           Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой

             Выделяются следующие функции классного руководителя:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5) взаимодействие с общественными организациями

           Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

            Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).

          Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

            Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

  • помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
  • коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
  • связь с административными и правоохранительными органами;
  •  участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)

      Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

    Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:

  • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
  • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
  • разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
  • создание родительского клубы или центра в школе;
  • проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
  • уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности

            Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.

Формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

  • посещение на дому;
  • приглашение в школу;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • переписка;

  • родительский лекторий;
  • тематические консультации;
  • классные детские мероприятия;
  • родительские вечера.

  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • концерты;
  • выставки учебных работ;
  • творческие отчеты.

3.1.Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

  • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
  • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
  • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
  • не предъявлять претензий к родителям;
  • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
  • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
  • договариваться о конкретных совместных делах;
  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

        Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

        Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

             Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

         Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

3.2.Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Примерная тематика родительских лекториев на учебный год

Январь -

“Причины возникновения осложнений во взаимопонимании”.

Февраль -

“Своеобразие развития детей”.

Март -

“Некоторые пути развития детей”.

Апрель -

“Особенности поведения учеников младших классов”.

Май -

“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.

Сентябрь -

“Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”.

Октябрь -

“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.

Ноябрь -

“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.

Декабрь -

“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.

          Такая планомерная и целенаправленная  дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Примерная тематика консультаций для родителей

I четверть -

“Режим дня и его значение для учащихся” (школьный врач)

II четверть -

“Курение и статистика” (социальный педагог)

III четверть -

“Плохая память. Как ее развить?” (школьный психолог)

IV четверть -

“Трудный ребенок. Какой он?” (социальный педагог , инспектор школы)

3. Родительские вечера

Родительский вечер – это праздник общения родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

5.Школа для дошкольников                            

 Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает «Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке» организованы группы для детей. Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом , родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

3.3Коллективные формы

1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

 Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.

Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями успешного проведения родительских конференций являются  следующие:

  • актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
  • тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
  • организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
  • создание благоприятного эмоционального  климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.

 Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:

  1. Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
  2. Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
  3. Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.

Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.

 Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  • «Основы построения общения с ребенком»
  • «Права и обязанности ребенка в семье»
  • «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
  • «Психология  ребенка»
  • «Особенности адаптации  ребенка в школе»
  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

           Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:

  1.  Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
  2. Аналитические собрания  (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
  3.  Итоговые собрания   (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
  4. Комбинированные собрания   (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

 

 Эти предложения могут быть такими:

  • поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
  • поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
  • поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

 

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

 

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

 

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

  

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

 Общешкольные родительские собрания

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

 Родительские дни

“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Концерты

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.

Январь -

Спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья”

Февраль -

Праздник “День Защитника Отечества”

Март -

Праздник “Для милых мам”

Апрель -

Концерт “Весенние трели”

Май -

Праздник “Они защищали Родину”

Сентябрь -

Линейка “Здравствуй школа”

Октябрь -

Праздник урожая “Золотая осень”

Ноябрь -

Мероприятия, посвященные неделе инвалидов

Декабрь -

Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза”

Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

Творческие отчеты

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

 Выставки работ

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками полиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.


Заключение

           Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

           Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов

воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.

          Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

            Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение

семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

            Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.


Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
  2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
  3. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.



Предварительный просмотр:

План работы

классного руководителя с родителями учащихся

8 А класса

на 2021/2022 учебный год

Родители, прививающие своим детям

навыки трудолюбия, обеспечивают их

лучше всякого наследства.

Р. Уэтли

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей.

Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных  и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

        Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.

2.  Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.

3.   Помощь родителям в изучении и осознании особенностей        своего ребенка и своей         семьи.

4.   Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

Срок проведения

Наименование дел

Сентябрь

  1. Родительское собрание на тему: «Семья как социально – нравственная ценность».
  2. Анкетирование родителей по выявлению предпочитаемых форм и методов совместной работы родителей, учащихся и классного руководителя.
  3. Торжественная линейка «Путешествие в Страну знаний».
  4. День бегуна (совместно с родителями, учащимися, кл. руководителем).
  5. Посещение семей с целью выявления условий жизни учащихся.
  6. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Октябрь

  1. Определение проблем школьной жизни, волнующих родителей.
  2. Посещение семей с целью выявления условий жизни учащихся.
  3. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Ноябрь

  1. Анализ учебной работы за 1 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.
  2. Семейная гостиная «Мамы, милые мамы..»
  3. Индивидуальное собеседование с родителями учащихся по текущим проблемам обучения и воспитания.
  4. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Декабрь

  1. Родительское собрание на тему: «Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания».
  2. Семейная программа для родителей и учащихся «Интеллектуальный марафон».
  3. Привлечение родителей к подготовке и проведению новогоднего праздника.
  4. Коллективное творческое дело «Готовимся к новому году».
  5. Индивидуальные беседы с родителями по мере поступления проблем.
  6. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Январь

  1. Анализ учебной работы за 2 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.
  2. Посещение семей с целью выявления условий жизни учащихся (соблюдение режима дня).
  3. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Февраль

  1. Родительское собрание на тему: «Особенности развития и формирования личности ребенка».
  2. Спортивный праздник (День защитника Отечества).
  3. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Март

  1. Праздник мам и бабушек «Славим женщину России».
  2. Индивидуальные беседы и консультации.
  3. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Апрель

  1. Анализ учебной работы за 3 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.
  2. Консультации для родителей «Выбор переводных экзаменов. Помощь родителей в подготовке к экзаменам».
  3. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.
  4. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Май

  1. Семейная гостиная «Тропинка школьная моя».
  2. Родительское собрание на тему: «Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи».
  3. Знакомство с рекомендациями учителей-предметников на лето (приобретение учебников, рабочих тетрадей и т.д.).
  4. Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».

Июнь

  1. Помощь в ремонте кабинета.

Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель»

Цель: содействие семье в решении тех или иных конкретных проблем.

Примерная тематика для консультации родителей:

  1. Возрастные особенности.
  2. Соотношение детской самостоятельности и родительского контроля в семейном воспитании.
  3. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь.
  4. Что делать, если ребенок не любит читать.
  5. Как развить у ребенка произвольное внимание и память.
  6. Жизненные ценности современного школьника.
  7. Телевизор и компьютер в жизни семьи и ребенка. Влияние телепередач и компьютерных игр на психологическое состояние, формирование характера и познавательной сферы ребенка.
  8. Ответственность, самооценка и самоконтроль: их развитие у школьника.
  9. Проблема непонимания в семье: пути эффективного преодоления.
  10.  Значение общения с родителями в формировании личностных качеств ребенка.
  11.  Значение общения со сверстниками в формировании личности ребенка.
  12.  Друзья детей: друзья или враги дома.
  13.  Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  14.  Причины и последствия детской агрессии.
  15.  Грубость и непонимание в семье.
  16.  Наказание и поощрения в семейном воспитании.
  17.  Труд в жизни современного ребенка.
  18.  Детская тревожность. К чему она может привести и как ее преодолеть.
  19.  Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  20.  Три поколения в семье: проблемы общения.

Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей:

1.   Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.

2.   Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыками социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком и подростком.

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

          Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.

 Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств.

     Довольно трудно привлечь к общей деятельности родителей из семей. Но система отношений с классным руководителем и школой в целом, в большей степени, нужна не родителям, а самим детям, чтобы не чувствовать себя ненужными обществу.