Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Перцева Наталия Валентиновна

Для построения  личностно-ориентированной системы обучения использую диагностирование,   которое  способствует учету индивидуальных особенностей учащихся в урочное и внеурочное время.  В своей практической работе опираюсь на психолого-педагогические характеристики класса, которые составляются психологом школы. С целью индивидуализации образования использую общепедагогическую методику педагогическое наблюдение.  Для определения успешности учеников: обученности и обучаемости использую методику  А.Н.Марковой-экспертизы ОУУН. Для совершенствования методики преподавания предметов истории и обществознания использую  способы проработки учебного материала и формы его презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchet_individualnyh_osobennostey_uchashchihsya.docx13.16 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc91.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

3.3.Учет индивидуальных особенностей  учащихся при построении образовательного процесса.

Технология, методика

Регулярность

Подтверждающий документ.

1.

Психологическое тестирование

Проводиться  педагогом психологом по графику

-

3.

Диагностика успешности.

Экспертиза ОУУН - общеучебных умений и навыков учащихся.

Методика А.Н.Марковой

Проводиться 2 раза в год

Приложение № 1

4.

Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для развития индивидуально-творческих способностей учащихся Автор Перцева Н.В.

Проводиться один раз в год

Приложение № 2



Предварительный просмотр:

 

Диагностика успешности. 

Экспертиза ОУУН - общеучебных умений и навыков учащихся.

Методика А.Н.Марковой.*

Цель:  получить данные для выявления общих тенденций в сфере развития ОУУН (общеучебных умений и навыков) по ученику, классу, параллели. Позволяет выявить потенциальные возможности учащихся к обучению. В экспертный лист выставляются оценки по показателям каждому ученику.

Экспертный лист обученности- обучаемости учащихся          класса.

Показа

тели оцени

вания

Фамилии учащихся

«Обучен

ность»

У-Ин  1

Владеет  основными понятиям   предмета.

2

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

0

1

2

1

2

1

Инструкция по заполнению. Выставляются следующие экспертные оценки:

0- ОУУН не выражен

1- ОУУН  выражен        

2- ОУУН  выражен хорошо

Чтобы вывести средние показатели в процентах необходимо сложить все оценки по показателю и разделить на общее количество учащихся, умножить на 100 и разделить на 2

Нормативы:

-до 50% - низкий уровень

-50-75% -средний уровень

-выше 75% -высокий уровень

Что дает такая диагностика?

Сравнительный анализ показателей успешности обучения (общая успеваемость, качество обучения),  общеучебные умения и навыки учащихся (ОУУН).

Если у ученика разница между показателями «обученности» и «обучаемости» более 10%, то появляется негативное психоэмоциональное состояние.

Если показатель «обучаемости» выше показателя обученности на 10 и более процентов, появляется основа для формирования школьного невроза.  

Если показатель «обучаемости» выше «обученности», то это свидетельство низкого уровня школьной мотивации, то есть ученик не реализует имеющихся потенциальных возможностей  к обучению.

                                                   

Способы диагностирования.

Владеет основными понятиями предмета.

Оценивается степень понимания учеником и его умение адекватно использовать базовые понятия учебного курса( пример понятийный диктант, опрос)

Читает осмысленно, понимает прочитанное

Оценивается  осмысленность и понимание основной идеи прочитанного текста

Умеет запоминать и пересказывать текст устно и письменно

Оценивается  способность запомнить и пересказать основное содержание текста в устной и письменной форме.

Умеет комментировать карты, таблицы, диаграммы, схемы

Оценивается  умение грамотно пользоваться картами, таблицами, диаграммами, схемами

(пример: задание на составление и использование)

Умение составлять план ответа, тезисы, конспекты

Оценивается степень отражение в планах, конспектах тезисах основных моментов изучаемой темы

Гибкость мышления (перенос знаний по аналогии)

Оценивается умения использовать изученный способ решения, выделения признаков и т.д. с новым учебным материалом. Высший балл- при умении ученика творчески переносить способ на новые задания.

Умение обобщать (выделять врожденное свойство  изучаемого)

Оценивается способность ученика обобщать, выделять основную идею(вывод) содержания изученной темы( через вопросы и тестовые задания)

Умеет объединять понятия, факты, явления (синтез)

Оценивается умение ученика объединять понятия, факты, явления по определенным признакам( через вопросы и тестовые задания)

Умеет сравнивать и анализировать учебный материал

Оценивается  способность ученика находить общее и отличное в изучаемом материале и выявлять существенные признаки (вопросы и тесты)

Умеет вести учебный диалог с учителем, отвечать на его вопросы

Оценивается способность ученика вести логичный диалог и отвечать на вопросы по учебной теме(через оценку его  речи и письменных работ)

Логичность устной и письменной речи

Способность ученика раскрыть тему, используя свои речевые возможности

Уровень внимания

Способность ученика сосредоточиться по знаку учителя, не отвлекаться на посторонние раздражители

Выполнение правил поведения

Степень грамотности общения ученика на уроке, соблюдение норм поведения

Степень независимости от учителя при самостоятельной работе

Насколько ученик самостоятелен и не обращается за подтверждением правильности решения задания при самостоятельной работе

Степень самостоятельности в мышление

Степень самостоятельности решения учеником проблем, формулируемых учителем ( самостоятельность в сочинениях, решении других заданий)

Владеет приемами самоконтроля и самопроверки

Умение ученика включиться в урок, самостоятельно корректировать собственные ошибки

Рефлексия учебной деятельности

Степень интереса ученика, активности и ответственного отношения к процессу обучения  по предмету

 Степень самоорганизации в учебной деятельности

Степень развития у ученика способности самостоятельно переходить от одного этапа урока к другому, от одного задания к другому (при комплексных заданиях)

 Способность самостоятельно составить учебные задания

Насколько развита способность осознавать условия учебных заданий, способов их решения и умения составлять аналогии

Умеет находить наиболее рациональные способы решения

Насколько ученик экономичен и рационален при выборе способа решения заданий, формулировке устных ответов( «сразу попадает в яблочко»)

Уровень умственной работоспособности

Насколько у ученика развита способность к длительной монотонной учебной работе

 

И.Кискаев, Л.Паукова.  Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект.-Екатеринбург.Издательство Дома учителя.-2004г-с45.  

                                               

 

Диагностика успешности.

Анализ экспертного листа обученности и обучаемости.

«Обученность»

Класс 8А

 (2021-2022гг)

Класс 9А

(2022-2023гг)

У-Ин  1

Владеет основными понятиями предмета.

72%

76%

У-Ин  2

Читает осмысленно, понимает прочитанное

88%

92%

У-Ин  3

Умеет запоминать и пересказывать текст устно и письменно

82%

84%

У-Ин  4

Умеет комментировать карты, таблицы, диаграммы, схемы

80%

82%

У-Ин  5

Умение составлять план ответа, тезисы, конспекты

82%

82%

Средние показатели по учебно-информационным умениям.

80%

83%

У-Ин  6

Гибкость мышления (перенос знаний по аналогии)

90%

90%

У-Ин  7

Умение обобщать (выделять врожденное свойство  изучаемого)

65%

66%

У-Ин 8

Умеет объединять понятия, факты, явления (синтез)

48%

48%

У-Ин 9

Умеет сравнивать и анализировать учебный материал

88%

90%

Средние показатели по учебно-интеллектуальным умениям

72%

73,5%

Средние показатели по обученности

76%

78%

«Обучаемость»

У-К    1

Умеет вести учебный диалог с учителем, отвечать на его вопросы

90%

90%

У-К    2

Логичность устной и письменной речи

90%

90%

У-К    3

Уровень внимания

86%

86%

У-К    4

Выполнение правил поведения

90%

90%

У-К    5

Степень независимости от учителя при самостоятельной работе

79%

80%

Средние показатели по учебно-коммуникативным умениям

87%

87%

У-К    6

Степень самостоятельности в мышление

87%

88%

У-К    7

Владеет приемами самоконтроля и самопроверки

90%

90%

У-К    8

Рефлексия учебной деятельности

82%

82%

У-К    9

 Степень самоорганизации в учебной деятельности

90%

92%

У-К  10

 Способность самостоятельно составить учебные задания

82%

82%

У-К  11

Умеет находить наиболее рациональные способы решения

82%

82%

У-К  12

Уровень умственной работоспособности

82%

82%

 Средние показатели по учебно-организационным умениям

85%

85%

 Средние показатели по «обучаемости»

79,5%

79,5%

О результатах экспертизы

ОУУН - общеучебных умений и навыков

учащихся

9 А класса за 2022-2023 уч.год

              Анализ средних показателей по учебно-информационным умениям показывает развитие на уровне выше среднего (83%- общий показатель). Среди умений в наибольшей степени развито умение читать осмысленно, понимать прочитанное.

           Средние показатели по учебно-интеллектуальным умениям приблизительно на таком же уровне (общий показатель-73,5%). Учитывая данные показатели, необходимо

использовать на уроке формы организации аналитической обработки учебной информации, умение объединять понятия, факты, явления (синтезировать), что позволило бы развивать вышеназванное умение.

        Среди учебно-коммуникативных умений актуальных проблем развития нет. Именно данный комплекс умений является для учащихся 9 А класса основным способом добиваться успеха от учеников через организацию взаимодействия с ними, сотрудничество.

        Показатели по учебно-организационным умениям свидетельствуют о высоком уровне самостоятельности, рефлексии, высоком уровне работоспособности.

        Приблизительно на одинаковом уровне находятся средние показатели по обученности (78%-общий показатель) и средний показатель по «обучаемости» (79,5% -общий показатель), что свидетельствует о возможности достижения высоких результатов в учебе.

Диагностика успешности (обученности и обучаемости 9 класса А за 2022-2023

Обученность

Обучаемость

2021-2022

76%

79%

2022-2023

78%

79,5%



Предварительный просмотр:

Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для развития индивидуально-творческих способностей учащихся (автор Перцева Н.В.)

В настоящее время сложилось значительное качество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «традиционной школы». Ознакомившись с современными технологиями В. Монахова и Ж. Караева, я пришла к выводу, что, применяя на уроках русского языка данную технологию, основанную на уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся. Эта технология обеспечивает индивидуальную траекторию, темп и динамику развития каждого ученика, развивает мотив, умения, память, мышление, повышает качество обучения. Основополагающие принципы внедрения педагогических технологий уровневой дифференциации:

- подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т. е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности;

- поддерживать в ребенке все положительное, вызывать у него активное стремление стать лучше;

- отказаться от сравнения одного ребенка с другими детьми;

- постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности;

- дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.

Данная технология предлагает введение стандарта, состоящего из двух ступеней: обязательной общеобразовательной подготовки (первый уровень усвоения, которого должен достичь каждый) и ступени для повышенной подготовки (2-4 уровни усвоения знаний). Пространство между вторым и четвёртым уровнями повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Разноуровневые задания, рассчитанные на 15-20 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения. Эти задания предполагают использование схем, перфокарт, проведение тестов и графических диктантов.

Отработав навыки выполнения уровневых заданий на промежуточных уроках, провожу отдельные самостоятельные работы, целью которых является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляю мониторинг для того, чтобы ученик видел результат своей работы.

К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности  ребят по предмету, их развития. Задания  даются по вариантам на выбор самих  учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

Открытость уровней подготовки формирует положительные мотивы учения, сознательное отношение к учебной работе и позволяет ученику дать самооценку своей деятельности на уроке.

Использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам и в обучении русскому языку, а именно:

- появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Провожу анкету в начале учебного года, что позволяет учитывать предпочтения ребят в организации урока.

Анкета для учеников 5-8класс

Первоначально ребятам были предложены на выбор следующие формы работы:

 - устный ответ за фишки;

 -устный  ответ учителю;

 - письменный ответ на вопросы после параграфа;

 - письменные сообщения или доклады;

- составление кроссвордов, ребусов;

- составление текстов с  ошибками;

- поиск ключевых идей  темы;        

- исторические сочинения;

- рисунки, схемы;

-игра.

Класс

Формы работы

Предпочтения в классе

Примечание

7 А -25человек

2020-2021

устный ответ за фишки;

25человек 100%

Позволяет использовать формы работы:

«Намеки»

«Путаница»

«кроссворд»

«Ищу ошибки»

«Загадки»

Разнообразить домашнее задание, дидактические материалы для проверки учебного материала

устный  ответ учителю;

13человек  52%

письменный ответ на вопросы после параграфа;

7человек    28%

сообщения или доклады;

8 человек   32%

составление кроссвордов, ребусов

25человек 100%

составление загадок

15человек  60%

составление текстов с  ошибками

6человек    24%

поиск ключевых идей  темы (план параграфа);

10 человек  40%

исторические сочинения

5человек    20%

рисунки, схемы

7человек      28%

игра;

25человек   100%

путешествие по карте

18человек    72%

Такой опрос позволяет стимулировать  учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Я стараюсь  сделать так, чтобы выявленные детские предпочтения не были статичны, я стимулировала ребёнка к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий,  учитывая всё же при этом, что наиболее ярко учащийся может выразить себя именно в личностно значимых способах. Эту анкету можно использовать для выбора домашнего задания, задаваемого ученикам.

Анкета для учеников 10-11 классов

Класс

Формы работы

Предпочтения в классе

Примечание

устный  ответ  учителю

43%

письменные сообщения или доклады

54%

участие в дискуссиях

85%

анализ источников (документов)

89%

анализ исторической информации, представленных в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)

67%

создание мультимедийных презентаций

15%

составление кроссвордов, ребусов;

10%

составление текстов с  ошибками;

2%

поиск ключевых идей  темы

26%

Работа с видеофрагментами

80%

организационно- деятельностные игры

18%

Участие в социальном проекте Круговорот добра

96%

Исходя из анализа предпочтений учеников 10-11 классов, наиболее приемлемыми формами на работы на уроке являются дискуссии по темам урока, работа с документами при помощи метода маркера, работа с различными источниками информации, просмотр видеофрагментов в виде домашних заданий по вопросам рабочих листов, во внеурочной деятельности участие в социальном проекте.