Дидактическое пособие "Познавай-ка"

Голудина Алла Александровна

Способности не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются и в деятельности развиваются. Б.М. Теплов

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Дидактическое пособие - книжка-малышка «Познавай-ка»

Воспитатель: Голудина А.А.

Способности не только проявляются

и существуют в деятельности,

они в деятельности создаются

и в деятельности развиваются.

Б.М. Теплов

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Я особое внимание уделяю ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Способствую развитию познавательной активности каждого ребёнка, стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качества предметов.

При практическом взаимодействии с ребёнком идёт общение между взрослым и ребёнком, развивается диалогическая речь, таким образом происходит большое изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

Таким образом, дидактическое пособие книжка-малышка «Познавай-ка» способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию речевых навыков, внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Посредством пособия можно достичь желаемого результата.

Дидактическое пособие «Познавай-ка» создано для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.

Задачи:

- образовательные

  1. Учить подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
  2. Познакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине).
  3. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие.

- развивающие

1. Развивать разные виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

2. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

3. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качеств.

- воспитательные

1. Воспитывать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов.

2. Воспитывать желание выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Материал: Книга малышка «Познавай-ка», создана из фетовой ткани разных оттенков, картона (для придания формы книги), декоративных пуговиц, кнопок, бусинок, декоративных и самостоятельно сшитых аппликаций, самоклеющаяся липучей ленты, резинки, лески, декоративных листочков и цветов.

Руководство: Дидактическое пособие – книжка-малышка «Познавай-ка» используется в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. В обучение через пособие – не существует жёстких нормативов, выполнит ли ребёнок данное задание с первого раза или с пятого, воспользуется помощью один или десять раз. Главное – заинтересовать ребёнка к такой деятельности. И даже если у малыша не с первого раза получится выполнить то или иное задание, он каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперёд, навстречу знаниям, а это есть процесс развития.

Вывод: Задача педагога для детей младшего дошкольного возраста организовать дидактические игры, упражнения и пособия, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, создать простейшие способы обследования, сравнения предметов, развитие умений понимать обращённую речь с опорой на наглядность, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

1 страница

Первая страница – титульная, бардового цвета. На ней изображено название книги, буквы вырезаны из белой фетовой ткани, пришиты чёрной ниткой, посередине ткани зигзагообразной строчкой, задекорированы маленькими белыми цветочками. Под названием вышитая улитка, глаза из маленьких белых бусинок, носик из средней чёрной бусинки,  на теле прикреплены в разброс прозрачно-оранжевые бусины разной формы, по контуру домика приклеены разных цветов кусочки коктейльных трубочек, в центре домика пришита декоративная пуговичка «подсолнух», через трубочки и пуговку протянут оранжевый шнурок. Внизу по углам на липучей ленточке прикреплены две декоративные аппликации «букеты цветов». Букет цветов состоит из одного большого красного цветка, одного маленького белого цветка, двух чёрных маленьких цветочков. Сверху по углам на липучей ленточке прикреплены две декоративные аппликации «бабочки» - первая большая трёх цветная преобладающая жёлтым цветом, вторая среднего размера трёхцветная преобладает белый цвет. Сбоку прикрывает шов зелёная фетовая ткань вырезана в виде травы, на ней прикреплены три маленькие декоративные божие коровки.

Цель: Учить называть насекомых, помочь обследовать предметы, разучить цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук.

Задания:

  1. Назови насекомых, живущих на этой страничке?
  2. Каких насекомых больше? Меньше?
  3. Сколько божьих коровок, спряталось в траве?
  4. Сколько бабочек прилетело?
  5. Какого цвета бабочки?
  6. Покажи бабочку, у которой больше жёлтого (белого) цвета?
  7. Протяни шнурок через отверстия трубочек.
  8. Какого цвета трубочки?
  9. Какого цвета глаза, нос?
  10. Каких бусинок больше?
  11. Какого цвета домик у улитки?
  12. На какие геометрические фигуры похоже прозрачные бусинки?
  13. Сколько цветов в букете?
  14. Покажи самый большой цветок?
  15. Покажи самый маленький цветок?
  16. Какого цвета цветы?

2 страница

Основа страницы из голубого цвета – небо. В низу страницы полянка из тёмно зелёного цвета, на поляне прикреплены листочки, в виде кустарника, между кустарников на липучках прикреплены грибы (подберёзовики и поганки). С боку полянка не пришита к основе – это кармашек, в неё убираются грибы. На полянке находится ёжик, тело из светло коричневого цвета, нос и спина из чёрного цвета, верх вырезан в виде колючек. На спине прикреплены три гриба на липучках. Глаз из бусины чёрного цвета.  Сверху на тонкой жгутовой резинке прикреплена тучка, сшитая из двух частей с отверстием, к тучке на ниточках пришит дождик, дождик создан из овальных и квадратных бусинок. Дождик убирается (прячется) внутрь тучки.

Цель: Учить детей с помощью взрослого с опорой на наглядность составлять короткий рассказ. Формировать умение отвечать на вопросы. Закрепить цвет, геометрические фигуры. Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе.

Задания:

  1. Какого цвета небо? Полянка?
  2. Кто приполз на полянку?
  3. Что растёт на полянке?
  4. Какие бывают грибы? (Съедобные, не съедобные).
  5. На что похоже шляпка у гриба?
  6. Когда растут грибы? (После дождика).
  7. Из каких геометрических фигур изображён дождик?
  8. Прикрепи на ёжика, только съедобные грибы?
  9. Сколько грибов у ёжика на спине?
  10. Сколько съедобных (несъедобных) грибов на полянке?
  11. Составь рассказ, про полянку.

3 страница

Основа страницы из голубого цвета – небо. В низу страницы полянка из светло и тёмно-зелёного цвета, середина полянки не пришита к основе – это кармашек. На поляне приклеены листочки, к ним пришиты маленькие пуговки «цветы» разного цвета, в серединке полянки к листочкам пришиты три маленькие кнопочки, на них приклеены цветы (от детской обуви). На небе и на полянке пришиты яркие декоративные пуговицы - 6 бабочек (2 большие, 4 средней величины), 2 божьи коровки, 2 пчёлки, 2 стрекозы. Бабочки среднего размера – жёлтого и оранжевого цвета, для этих бабочек таково же цвета сшиты из фетовой ткани цветы с отверстием посередине. Цветы убираются в кармашек. Сверху на тонкой жгутовой резинке прикреплена тучка и солнышко. Рот и глазки у солнышка из бусинок красного цвета, разного диаметра и фактуры.

Цель: Обогащать представления  детей об объектах живой природы. Познакомить с сенсорными эталонами: спектр цветов, отношение по величине. Формировать умение сравнивать предметы. Учить называть: больше, меньше, поровну. Развивать интерес к обследованию предметов. Развивать умение высказываться из двух-трёх простых фраз.

Задания:

  1. Какие насекомые летают возле полянки.
  2. Сколько на полянке бабочек (стрекоз, божьих коровок, пчёлок)?
  3. Каких насекомых больше?
  4. Можно ли сказать что пчёлок, стрекоз и божьих коровок поровну?
  5. Какого цвета бабочки?
  6. Посади бабочек на цветочки таково же цвета?
  7. Каких цветов больше маленьких или больших?
  8. Какого цвета маленькие цветочки?
  9. Посчитай сколько цветов синего (жёлтого, красного, сиреневого, фиолетового, зелёного) цвета?
  10.  Какого цвета солнышко? А ротик и глазки у солнышко?
  11. Потрогай глазки и ротик у солнышко. Скажи какие бусинки гладкие, а какие нет?
  12. Составь рассказ о насекомых.

4 страница

Основа страницы светло зелёного цвета. В низу страницы из тёмно-зелёного цвета цветочная полянка. С боку травка не пришита к основе – это кармашек. На поляне приклеены маленькие декоративные листочки и цветы разного цвета, пришиты пуговки «цветы» - одна белая круглая, две красные, один белый сшитый из фетовой ткани цветок с отверстием посередине – убирается в кармашек. С верху летают 7 разного формата и качества бабочек, прикреплённый на липкую ленту - липучку. По середине из геометрических фигур (кругов, полукругов, овалов, треугольников) изображены цыплята. Одна часть цыплят пришита к основе, вторая прикрепляется на липучей ленте и убирается в кармашек. В низу между цыплятами пришиты маленькие жёлтые бусинки «зёрнышки».    

Цель: Учить выражать свои мысли используя речевые средства. Закреплять умение пользоваться системой окончаний для согласований слов. Формировать умение подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Развивать мышление, мелкую моторику рук.

Задания:

  1. Что растёт на полянке?
  2. Покажи большие (маленькие) цветы?
  3. Какого цвета цветы?
  4. Потрогай предметы и скажи, какие они на ощупь?
  5. Скажи, какие предметы схожие по ощущениям? (Мягкие, гладкие, шершавые.)
  6. Опиши зёрнышки (цвет, форма, размер).
  7. Кто клюёт зёрнышки?
  8. Как называется мама (папа) у цыплёнка?
  9. Из каких геометрических фигур состоит цыплёнок?
  10. Покажи круг (полукруг, треугольник, овал).
  11. Сравни круги (полукруги, треугольники, овалы).
  12. Чего не хватает у цыплёнка?
  13. Сколько бабочек прилетело? Опиши их.
  14.  Покажи бабочку маленькую (большую, гладкую, шершавую, объёмную, голубую, жёлтую, красную, розовую, оранжевую, жёлто-фиолетовую).
  15. Составь рассказ по картинке.

5 страница

Основа страницы светло зелёного цвета. С правой стороны из светло-зелёного цвета цветочная полянка - кармашек. На поляне приклеены маленькие декоративные листочки и цветы разного цвета. Сверху на липучую ленту прикреплена луна – рот из трёх бисеринок, глаза из белого среднего размера бусинки, десять звёздочек жёлтого и бардового цвета. С левой стороны к липкой ленте прикрепляется дом. Дом трёхэтажный с крышей, окошками и дверкой. Дом из геометрических фигур (три больших квадрата, два маленьких квадрата, один треугольник, один круг, один прямоугольник), состоит из трёх цветов (жёлтого, сиреневого и бардового). В низу пригорка светло коричневого цвета, на нём прикреплены в разброс десять прозрачно-оранжевых бусинок разной формы. На пригорке находится тень машины из чёрной липкой ленты. В кармашке находятся детали машины. Машина состоит из геометрических фигур (два прямоугольника, один квадрат, два полукруга, два круга), пяти цветов (сиреневого, фиолетового, оранжевого, жёлтого, чёрного).

Цель: Привлечь внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера), отношение идентичности (такой же, как), порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами. Развивать мышление, речевую активность. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

Задания: 

  1. Опиши картинку?
  2. Чего не хватает на картинке?
  3. Найди одинаковые, по счёту предметы? (Камушки звёзды и цветы по десять.)
  4. Какого цвета звёздочки?
  5. Посчитай сколько звёзд жёлтого (бардового) цвета?
  6. Сколько, конечностей у звёздочки? (Четыре, пять?)
  7. Сколько, пятиконечных (четырёхконечных) звёздочек?
  8. Когда бывает луна днём или ночью?
  9. Сколько бусинок больше белых или красны?
  10.  Какая бусинка больше белая или красная?
  11.  Построй домик из квадратов и треугольника.
  12.  Почему квадрат с прямоугольником внизу, а треугольник наверху?
  13.  Из каких геометрических фигур состоит домик?
  14.  Какой квадрат больше?
  15.  Можно ли круг назвать окошком?
  16.  Что всегда бывает внутри дома?
  17.  От чего тень?
  18.  Из каких геометрических фигур состоит машина?
  19.  Сравни геометрические фигуры (круги, прямоугольники, овалы)?
  20.  Почему прямоугольник с квадратом прикреплён спереди?
  21.  Что нужно для машины чтобы она поехала?
  22.  Придумай рассказ по картинке.

6 страница

Основа страницы белого цвета. Снизу по середине из такого же цвета сделан кармашек. Сверху проходит декоративная лента белого цвета с блестящими камушками, пришита по бокам. К ленте прикреплена снежное облако, к нему пришито снежный дождь из прозрачных бусинок, убираются во внутрь облако.  С левой стороны ствол дерева. С правой стороны находится липкая лента, к ней прикрепляется из геометрических фигур – снеговик, пуговицы и глаза из блестящих бусинок среднего размера, рот красного цвета из бисера. Снеговик убирается в кармашек.

Цель: Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе. Формировать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных. Обогащать личный опыт детей знаниями.  Поддерживать и развивать интерес к разнообразным действиям предметов. Развивать мышление, речевые навыки.

Задания:

  1. Опиши, какое время года?
  2. Меняются ли тучки при смене времени года?
  3. Какой бывает снег, ветер?
  4. Какие снежные фигурки можно построить из снега?
  5. Сколько снежных комочков нужно скатать, что бы получился снеговик?
  6. Из каких геометрических фигур состоит снеговик?
  7. Покажи самый большой (маленький) круг.
  8. Сколько пуговичек у снеговика?
  9. Составь рассказ по картинке.

7 страница

Основа страницы белого цвета. Снизу по середине из такого же цвета сделан кармашек. Сверху пришита декоративная лента белого цвета с блестящими камушками, под ними в разнобой приклеены прозрачные бусинки. С провой стороны и в низу приклеена белая липкая лента. С правой стороны на ленту прикрепляется ёлочка из трёх зелёных треугольников и одного коричневого. На треугольники застёжками прикрепляются гирлянды из бусинок. Рядом пришита маленькая декоративная пуговица «ёлочка». С низу из геометрических фигур круга и овала белого цвета собирается зайчик. Все съёмные детали убираются в кармашек.

Цель: Формировать у детей представление об отношениях по величине, обозначаемые словами «большой», «маленький», «самый большой». Обогащать представления детей об объектах живой природы. Учить составлять небольшой рассказ. Развивать речевые навыки, мышление, мелкую моторику рук.

Задания:

  1. Опиши время года.
  2. Кто живёт в лесу?
  3. Кто меняет шубку зимой?
  4. Собери зайку из геометрических фигур, называя их.
  5. Сколько треугольников у тебя?
  6. Какое дерево можно собрать из треугольников? Собери её.
  7. Покажи «самый большой» («большой», «маленький») треугольник.
  8. Какой праздник мы встречаем зимой?
  9. Что для этого нужно? Повесь бусы на ёлочку.
  10. Придумай зимнюю сказку.

8 станица (для детей старшего и подготовительного возраста)

Основа фиолетового цвета. С правой стороны пришит большой кармашек. К замочку на леску прикреплён червячок из прорезиновых бусин. С боку на цветную проволоку вдеты 10 белых крупных бусинок. К основе приклеена маленькими кубиками липкая лента. На ленту прикрепляются сшитые квадратики. Каждый квадрат имеет свою цифру (1, 2…. 10), а также квадратики, на которые приклеены мелкие декоративные цветы, соответствующей каждой цифре. Все квадратики убираются в кармашек.

Цель: Учить детей называть спектр цвета. Содействовать запоминанию цифр. Совершенствовать счётные навыки. Учить соотносить цифру с числом. Развивать речь, мышление, память.

Задания:

  1. Потрогай предметы, какие они на ощупь?
  2. Сколько белых бусинок?
  3. Сколько жёлтых (синих, фиолетовых, розовых, оранжевых) прорезиненных бусинок? Сколько их всего?
  4. Назови цифру.
  5. Посчитай по порядку.
  6. Посчитай в обратном порядке.
  7. Назови цифру, которая следует после цифры 0 (1-10).
  8. Назови цифру, которая стоит перед цифрой 10 (0-9).
  9. Какая цифра стоит между цифрами 1 и 3 и т.п.
  10. Какой цифры не стало?
  11. Найди полянку с цветочками, соответствующая цифре 1 (2-10)
  12. Посчитай сколько цветочков в квадратике, найди соответствующую цифру.
  13.  Какая цифра больше (меньше)?
  14. Сколько цветов на бордовой (голубой, светло-коричневой, жёлтой, фиолетовой, зелёной, белой, оранжевой, тёмно-зелёной) полянке? Какого они цвета?

Вывод. Таким образом, дидактическое пособие помогает выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы. Пособие даёт детям определённый объём знаний и учит их владеть этими знаниями, развивать активность детей и самостоятельность их мышления, помогает в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Именно в дидактических пособиях формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания. Пособие развивает у детей произвольное внимание – умение сосредоточится на поставленной цели. Дидактическое пособие книжка-малышка «Познавай-ка» способствует неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы со взрослыми в детском саду, так как игра для детей – это сама жизнь.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников / Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствования звукопроизношения. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2002. - 15с.
  2. Мазипина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64с.
  3. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.Л. Новосёловой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 64с.
  4. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 97с.