Дидактическое пособие "Волшебный коврик"

Голудина Алла Александровна

«Сделать серьёзным занятие для ребёнка занимательным -  вот задача первоначального обучения»     К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Детский сад «Буратино»

Дидактическое пособие «Волшебный коврик»

Воспитатель: Голудина А.А.

«Сделать серьёзным занятие для ребёнка занимательным

-  вот задача первоначального обучения»

    К.Д. Ушинский

Актуальность. Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её надо удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Благодаря использованию дидактических игр и пособий процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. 

В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр и пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

Особое внимание в ДОУ уделяю дидактическим играм и пособиям, способствующих речевому развитию (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), осуществляющих познавательное развитие. Дети-дошкольники постигают первоначальные навыки счёта, письма, чтения.

Таким образом, дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Посредством дидактических игр и пособий можно достичь желаемого результата.

Дидактическое пособие «Волшебный коврик» создан для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование познавательных и речевых способностей ребёнка.

Задачи:

- образовательные 

  1. Учить решать задачи.
  2. Закреплять умение рассказывать по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  3. Упражнять в умении составлять рассказы по картинкам.
  4. Расширять знания детей, о цифрах, звуках, буквах, сказках, здоровых продуктах.
  5. Совершенствовать слуховое восприятие детей путём упражнений на различение звуков.
  6. Закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц.
  7. Закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы.  

- развивающие        

  1. Развивать память, воображение, речь, мышление.
  2. Развивать навыки учебной деятельности.

- воспитательные

  1. Воспитывать у детей удовольствие от работы на занятиях.
  2. Развивать интерес к самостоятельной игровой деятельности.
  3. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать другу.

Материал: Для пособия «Волшебный коврик» была взята мишень для дартса на тканевой основе с вкраплением магнитной крошки, на неё прикреплена двухсторонним скотчем фетровая ткань. Получилась небольшая лёгкая переносная доска магнитно-фланелеграфная.

Руководство: Пособие используется на тематических занятиях и в самостоятельной деятельности детей. К пособию прилагаются дидактические игры покупные (магнитные цифры, буквы, аппликации) и изготовленные самостоятельно (заламенированные цветные картинки, с прикреплённой самоклеющейся лентой-липучкой).  

Вывод: Задача педагога для детей старшего дошкольного возраста – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

Игра «Магазин»

Цель: Учить определять и выбирать полезные для здоровья продукты. Формировать здоровый образ жизни.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются продукты питания. Предложить детям сходить в магазин и выбрать полезные продукты. Рассказать почему, он выбрал именно эти.

Игра «Посчитай»

Цель: Учить детей числовому счёту.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются фрукты. Предложить детям посчитать сколько фруктов выложено. Найти цифру с таким же количеством фруктов.

Игра «На грядке»

Цель: Закрепить с детьми счёт до 10. Зрительное внимание.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются грядки с овощами. Ребёнку предлагается внимательно посмотреть и посчитать, сколько на грядке овощей. Например: выросло на первой грядке 1- свекла, на второй грядке 8 – редисок, на 3 грядке – 6 помидоров и т.д.  

Игра «Реши задачку»

Цель: Учить детей решать задачи. Развивать мышление.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются бабочки. Предлагается детям решить задачу. Например: Летало 8 бабочек, улетело 2, сколько осталось.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается в разнобой эпизоды из сказки. Педагог предлагает, вспомнить сказку, и последовательно по картинкам рассказать.

Игра «Расскажи сказку»

Цель: Учить детей рассказывать последовательно сказку. Развивать мышление, речевую активность.

Ход игры: На «Волшебном коврике» детям предлагается самостоятельно выкладывать эпизоды из сказки, рассказывая её последовательно, при этом необходимо назвать название сказки и автора.

Игра «Сочини сказку»

Цель: Учить составлять небольшой рассказ. Развивать речь.

Ход игры: Детям раздают разные картинки, предлагают выбрать некоторые из них, выложить на «Волшебный коврик». По выбранным картинкам придумать небольшой рассказ.

Игра «Реши пример»

Цель: Совершенствовать вычислительные умения. Развивать мышление.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются примеры на сложение и вычитание. Предлагают детям решить пример.

Игра «Больше, меньше или равно»

Цель: Учить детей сравнению. Развивать мышление.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются цифры. Предлагают детям сравнить цифры, выложить необходимый знак.

Игра «Сравни»

Цель: Учить самостоятельно называть признаки и качества, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет». Развивать речь.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются грядки с овощами. Детям предлагают выбрать один из овощей, назвать его и описать, какой он. Например: «Это морковь, оранжевого цвета, овальной формы».

Игра «Посчитай-сколько…»

Цель: Учить соотносить количество с числом. Развивать внимание.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются карточки с рисунками. Дети должны посмотреть на рисунок и быстро сосчитать сколько на нём (например, мячиков), соотнести ответ с цифрой.

Игра «Назови звук»

Цель: Закрепить правильное произношение звука. Развивать речь.

Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются картинки-предметы. Педагог предлагает найти картинку с определённым звуком. Ребёнок находит и произносит название предмета, и определяет, где находится звук.

Игра «Выложи  слоги»

Цель: Учить, самостоятельно выкладывать и произносить слоги. Развивать слоговую речь.

Ход игры: На «Волшебном коврике» ребёнку предлагают выложить слоги и произнести их.

Игра «Расскажи о животном»

Цель: Учить детей описательному рассказу. Развивать память, речь.

Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается животное. Предлагается ребёнку назвать:

- К какой группе относится животное?

- Где живёт?

- Части тела. Чем оно покрыто?

- Чем питается?

- Повадки животного. Как оно передвигается?

- Как кричит?

- Детёныши животного.

- Какую пользу оно приносит?

Игра «Двенадцать месяцев»

Цель: Закрепить с детьми месяцы времени года. Развивать речевую активность.

Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается плакат с временем года. Детям предлагается расположить 12 месяцев на плакате, проговаривая признаки года.

Игра «Признаки времени года»

Цель: Учить детей закреплять признаки года. Развивать память, речь.

Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается сезонное дерево. Детям предлагается определить сезон времени года и расположить по признакам картинки в соответствии сезона. Обосновать свой ответ.

Вывод. Таким образом, используя пособие «Волшебный коврик», мы добиваемся того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребёнка.  Игровое пособие можно использовать и в других возрастных группах, только необходимо будет подобрать дидактические игры с соответствием возраста.

Литература:

  1. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.: ил.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М.А. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2007. - 304с.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.