Проектная деятельность
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалым «Колокольчик»
Разработчик:
Личиева Д. В
г. Когалым, 2023 г.
Содержание
Средства реализации проекта: 5
Интеграция образовательных областей в рамках реализации 5
Организационно-исполнительный этап (основной) 6
Контрольно-диагностический этап (заключительный) 6
Ожидаемые результаты проекта: 9
Пояснительная записка
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно не учить, а показывать примером, демонстрировать детям.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с самого маленького возраста. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте источником представлений о добре является взрослый. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Постановка проблемы
В младшем дошкольном возрасте дети эгоцентричны, им трудно поставить себя на место другого. Дети затрудняются предвидеть последствия «добрых» и «злых» поступков, хотя могут их дифференцировать.
Гипотеза
Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему миру и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия.
Цель проекта: способствовать сплочению коллектива, совершение добрых поступков, добрых дел у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игровых ситуаций.
Задачи проекта:
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Закреплять знаний правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
При реализации проекта используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:
- чтение художественной литературы; заучивание стихов;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- ситуации, упражнения.
- наблюдения,
- продуктивные виды деятельности;
- дидактические игры; подвижные игры; ролевые игры;
- взаимодействие с родителями;
- проблемные ситуации.
Вид проекта: информационно-игровой.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.
Участники проекта:
- педагоги;
- дети второго младшего дошкольного возраста.
- родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: с 01.02. 2023 по 28.02.2023.
Продукт проекта: фотовыставка «Наши добрые дела»
Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно - эстетическая, чтение художественной и научной литературы.
Средства реализации проекта:
- Индивидуальная работа с детьми
- Самостоятельная экспериментальная деятельность
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Труд в природе и в уголке природы
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Просмотр презентаций, мультфильмов.
Интеграция образовательных областей в рамках реализации
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание этапа | Сроки реализации |
Подготовительный этап |
| 01.02.2023 – 28.02.23 |
Организационно-исполнительный этап (основной) | В единой системе проводятся запланированные мероприятия с детьми младшего возраста для достижения цели. | |
Контрольно-диагностический этап (заключительный) | • Подведение итогов • Результат деятельности детей • Результат деятельности родителей • Рекомендации для родителей |
Перспективный план работы:
Дата | Мероприятия | Цель |
1 неделя | Беседа с детьми на тему: Что такое хорошо и что такое плохо». «Почему нужно уметь уступать». | Расширение знаний о понятии «Хорошо, плохо» |
Дидактическая игра «Хороший – плохой поступок». Словесная игра «Круг пожеланий», «Назови много добрых слов». | Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них. | |
Чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; А. Барто «Вовка добрая душа»; Сказка Э. Мошковская «Кто самый добрый» | формирование у детей представлений о добре и зле. | |
2 неделя | Труд в центре природы «Помоги комнатным растениям». | воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
Аппликация из салфеток «Цветочек для мамы». | Воспитывать желание радовать своих родных. | |
Сюжетно – ролевая игры «Моя семья», «Больница» | Воспитывать заботу и любовь к своей семье. | |
3 неделя | Акция «посылка солдату» | формирование в гражданско-патриотического отношения к Родине; |
Труд «Лечим книжки» (ремонт книг) | Воспитывать желание трудиться на благо других и бережно относиться к книгам. | |
4 неделя | Создание кормушки своими руками. | Учить проявлять заботу о животных. |
28.02.23 | Оформление фотовыставки «Наши добрые дела». | Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей. |
Работа с родителями:
- Тест «Я и мой ребенок»
- Изготовление книжек-малышек на тему «Что такое Доброта?»
- Консультация «Будем добры»
- Буклет «Поговорки о добре и зле»
- Фотовыставка «Наши добрые дела»
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети знают стихи, пословицы о доброте.
- Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
- Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
- Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
- У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
- Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
Литература:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
2. Развитие речи в детском саду младшая группа В.В Гербова Мозаика-Синтез Москва 2014 г
3. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова Мозаика-Синтез Москва 2015 г
4. Развитие игровой деятельности Н.Ф. Губанова Мозаика-Синтез Москва 2016 г
5. Серия «Учебные пособия для дошкольников» Что такое «хорошо» и что такое «плохо» изд. Проф-Пресс.
6. Хрестоматия для чтения детей в детском саду (2-4 года)
Интернет-ресурсы:
7. https://www.maam.ru/detskijsad/test-dlja-roditelei-ja-i-moi-rebenok.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-budem-dobry.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект «Читающая семья – читающие дети»
Организация: МАДОУ «Колокольчик» Населенный пункт: г. Когалым
Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи» |
Авторы проекта | Личиева Диана Вахаевна Каштанова Ляйсан Рамиловна |
Участники проекта | Дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, родители, библиотека |
Вид проекта | Социально-значимый |
Срок реализации | 2024-2025 учебный год. |
База реализации проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» |
Проблема | Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи. |
Актуальность
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Цель: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам через творческую, познавательную деятельность и творческие связи детского сада, библиотеки и семьи.
Задачи:
- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки;
- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;
- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
Гипотеза: если как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, и возродить утраченную традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
- Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
Направления проектной деятельности:
1. Работа по развитию речи
- Активизация и расширение словаря по теме.
- Сочинение рассказов из собственного опыта.
- Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг.
2. Работа с семьей
- Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин.
- Подготовка рассказа «Моя любимая книга»
- Помощь родителям в создании домашней библиотеки или уголка книг.
3. Творческая деятельность детей:
- Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
- Аппликация «Закладки – друзья книги».
- Создание книг-самоделок.
- Ручной труд по ремонту книг «Мастерская по ремонту книг»
4. Реализация проекта через
- Непосредственно образовательную деятельность.
- Совместную деятельность педагогов и детей.
- Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
- Работу педагогов с родителями.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Механизм реализации проекта
Беседы, занятия, чтение художественной и познавательной литературы, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, использование фольклора, экскурсии, акции, выставки работ, развлечение, просмотр мультфильмов и презентаций, тематические недели, конкурс чтецов, анкетирование и консультации для родителей, взаимодействие со специалистами и социумом.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Содержание этапов проекта | Сроки | Ответственные |
Первый этап (организационный) поисково-теоретический |
| Сентябрь 2024 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
Второй этап (практический) реализация проекта | Организация мини-библиотеки в группе «Книжный уголок», Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, сказки и стихи. Беседы «Зачем нужна библиотека?», «Жанры литературы». Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книгу». Чтение: С. Михалков «Дом книги», А. Усачёв «О чтении» Настольно – печатные игры: «Профессии», «Хорошо - плохо». Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Аптечка для книг», «Книжный магазин» и др. Проведение акции «Подари книгу детскому саду»
| Октябрь 2024 года
14 октября 2024 года | воспитатели, музыкальный руководитель
воспитатели |
| Знакомство с творчеством В. Бианки, Е.Чарушина, К.Д.Ушинского. Чтение произведений: - В. Бианки «Кто как зимует», «Синичкин календарь», «Готовимся к зиме», «Лесной колобок – колючий бок»; - Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Лисята», «Волчишко»; - К. Д. Ушинский «Четыре желания», «Ветер и Солнце». Речевые игры: «Назови ласково», «Какой, какая, какие?». Вечер загадок «Угадай, кто это?». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок» Рисование по рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания». Ручной труд «Больница для книг». Настольно – печатные игры: «В мире животных», «Живая природа». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка». «Родительская гостиная» показ презентации «Мой книжный уголок дома» | Ноябрь 2024 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Беседа «Что может произойти, если не читать совсем». Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка» Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки» Чтение РНС «Морозко», «Снегурочка», «Зимовье зверей», УНС «Рукавичка». Драматизация сказки «Зимовье зверей». Настольно – печатные игры: «Сказка за сказкой», «Жили – были сказки», «Угадай сказку». Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки». Изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп Показ театра по сказке «Теремок» для детей ясельных и младших групп. Консультация «Зачем читать детям книги?». | Декабрь 2024 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы» Беседа «Народные зимние праздники». Чтение РНС «Два Мороза», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По – щучьему велению». Придумывание с детьми концовки к сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». Отгадывание и придумывание загадок по теме «Зима». Народные игры «Кострома», «Идёт дед». Разучивание колядок. Раскраски по РНС. Настольный, пальчиковый театр. Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки». Пазлы по русским народным сказкам. Музыкально – литературная гостиная - показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка». | Январь 2025 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» и беседа по теме «Русские богатыри». Чтение РНС «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный». Пословицы и поговорки о защите Родины. Народные игры «Воевода», «Красное знамя». Литературная викторина «Знатоки сказок». Аппликация «Закладки – друзья книги». Консультации для родителей «Что и как читать детям». Памятка «Читаем детям». Ручной труд «Больница для книг». | Февраль 2025 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Знакомство с творчеством братьев Гримм». Чтение произведений «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Госпожа Метелица». Слушание и разучивание песни из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету». Придумывание загадок к сказке «Бременские музыканты». Игра – путешествие по сказкам братьев Гримм. | Март 2025 года
| воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Ситаутивный разговор «Отмечаем Международный день детской книги» Дидактическая игра «Назови сказку по предмету». Речевая игра «Узнай героя». Консультация для родителей «Читаем сказки всей семьёй». Итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок» | Апрель 2025 года
8 апреля 2025 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
Третий этап подведение итогов проектной деятельности и презентации проекта | |||
| 1.Выставка книжек-самоделок 2.Оформление газеты «Папа, мама, я – читающая семья. 3.Презентация книг-самоделок 4. Проведение итогового мероприятия «По страницам любимых сказок» в литературной гостиной с поэтессой Инной Силенок. 5.Альбом «Сказочная страна глазами детей» 6.Выставка рисунков по рассказам К.Д. Ушинского 7.Викторина для родителей «Мы – читающая семья» 8.Обработка и обобщение полученных данных (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов оформление материалов). 9.Подведение итогов проекта на заключительно-педагогическом совете ДОО.
| Май 2025 года | воспитатели, музыкальный руководитель
|
| Продукты проекта: 1.Выставка альбомов «Сказочная страна глазами детей» 2. Конкурс творческих работ «Книга своими руками» (изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп) 3. Акция «Подари книгу детскому саду» 4. Показ спектакля «Теремок» для детей ясельных и младших групп. 5. Выставка газет «Папа, мама, я – читающая семья. 6. Викторина «Мы – читающая семья» (с участие родителей, детей старших и подготовительных групп). 7.Мероприятие: показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка». 8. Литературная викторина «Знатоки сказок» (с участием детей старших и подготовительных групп) |
|
|
Задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье | В детском саду |
ежедневное чтение детям художественных произведений; | ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми; | ввести в круг чтения детскую периодику; |
ввести в круг чтения детскую периодику; | контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; | активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом библиотеки им. Н.А. Островского | Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни |
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3.Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
4.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


