Проектная деятельность

 Личиева Диана Вахаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалым «Колокольчик»

Изображение выглядит как векторная графика  Автоматически созданное описание

Разработчик:

Личиева Д. В

г. Когалым, 2023 г.

Содержание

Пояснительная записка        3

Средства реализации проекта:        5

Интеграция образовательных областей в рамках реализации        5

Этапы реализации проекта:        6

Этапы        6

Содержание этапа        6

Сроки реализации        6

Подготовительный этап        6

Организационно-исполнительный этап (основной)        6

Контрольно-диагностический этап (заключительный)        6

Работа с родителями:        8

Ожидаемые результаты проекта:        9

Литература:        10

Пояснительная записка

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно не учить, а показывать примером, демонстрировать детям.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с самого маленького возраста. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте источником представлений о добре является взрослый. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

Постановка проблемы

В младшем дошкольном возрасте дети эгоцентричны, им трудно поставить себя на место другого. Дети затрудняются предвидеть последствия «добрых» и «злых» поступков, хотя могут их дифференцировать.

Гипотеза

Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему миру и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия.

Цель проекта: способствовать сплочению коллектива, совершение добрых поступков, добрых дел  у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игровых ситуаций.

Задачи проекта:        

  • Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  •  Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
  •  Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  • Закреплять знаний правил вежливого общения.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
  •  Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

При реализации проекта используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:

  • чтение художественной литературы; заучивание стихов;  
  •  беседы;
  •  рассматривание иллюстраций;
  • ситуации, упражнения.
  • наблюдения,
  • продуктивные виды деятельности;
  • дидактические игры;  подвижные игры; ролевые игры;
  • взаимодействие с родителями;
  • проблемные ситуации.

Вид проекта: информационно-игровой.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.

Участники проекта:

  •  педагоги;
  • дети второго младшего дошкольного возраста.
  • родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: с 01.02. 2023 по 28.02.2023.

Продукт проекта: фотовыставка «Наши добрые дела»

Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно - эстетическая, чтение художественной и научной литературы.

Средства реализации проекта:

  • Индивидуальная работа с детьми 
  • Самостоятельная экспериментальная деятельность
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры 
  • Труд в природе и в уголке природы 
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы 
  • Просмотр презентаций, мультфильмов. 

Интеграция образовательных областей в рамках реализации

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание этапа

 Сроки реализации

Подготовительный этап

  • Постановка актуальности
  • Цель
  • Задачи
  • Вид проекта
  • Сроки реализации
  • Риски и их минимизация
  • Группа единомышленников
  • Методическое обеспечение
  • Техническое обеспечение

01.02.2023 – 28.02.23

Организационно-исполнительный этап (основной)

В единой системе проводятся запланированные мероприятия с детьми младшего возраста для достижения цели.

Контрольно-диагностический этап (заключительный)

•        Подведение итогов

•        Результат деятельности детей

•        Результат деятельности родителей

•        Рекомендации для родителей

Перспективный план работы:

Дата

Мероприятия

Цель

1 неделя

Беседа с детьми на тему: Что такое хорошо и что такое плохо».

«Почему нужно уметь уступать».

Расширение знаний о понятии «Хорошо, плохо»

Дидактическая игра «Хороший – плохой поступок». Словесная игра «Круг пожеланий», «Назови много добрых слов».

Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;

А. Барто «Вовка добрая душа»;

Сказка Э. Мошковская «Кто самый добрый»

формирование у детей представлений о добре и зле.

2 неделя

Труд в центре природы «Помоги комнатным растениям».

воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Аппликация из салфеток «Цветочек для мамы».

Воспитывать желание радовать своих родных.

Сюжетно – ролевая игры «Моя семья», «Больница»

Воспитывать заботу и любовь к своей семье.

3 неделя

Акция «посылка солдату»

формирование в гражданско-патриотического отношения к Родине;

Труд «Лечим книжки» (ремонт книг)

Воспитывать желание трудиться на благо других и бережно относиться к книгам.

4 неделя

Создание кормушки своими руками.

Учить проявлять заботу о животных.

28.02.23

Оформление фотовыставки «Наши добрые дела».

Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей.

Работа с родителями:

  • Тест «Я и мой ребенок»
  • Изготовление книжек-малышек на тему «Что такое Доброта?»
  • Консультация «Будем добры»
  • Буклет «Поговорки о добре и зле» 
  • Фотовыставка «Наши добрые дела»

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
  • Дети знают стихи, пословицы о доброте.
  • Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
  • Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
  • Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
  • У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
  • Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.

Литература:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.

2. Развитие речи в детском саду младшая группа В.В Гербова Мозаика-Синтез Москва 2014 г

3. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова Мозаика-Синтез Москва 2015 г

4. Развитие игровой деятельности Н.Ф. Губанова Мозаика-Синтез Москва 2016 г

5. Серия «Учебные пособия для дошкольников» Что такое «хорошо» и что такое «плохо» изд. Проф-Пресс.

6. Хрестоматия для чтения детей в детском саду (2-4 года)

Интернет-ресурсы:

7. https://www.maam.ru/detskijsad/test-dlja-roditelei-ja-i-moi-rebenok.html

8.  https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-budem-dobry.html

9. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-kakogo-cveta-dobrota-dlja-vtoroi-mladshei-grupy-s-integraciei-vseh-oblastei.html




Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Читающая семья – читающие дети»

Организация: МАДОУ «Колокольчик» Населенный пункт: г. Когалым

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи»

Авторы проекта

Личиева Диана Вахаевна

Каштанова Ляйсан Рамиловна

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, родители, библиотека

Вид проекта

Социально-значимый

Срок реализации

2024-2025 учебный год.

База реализации проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Проблема

Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Цель: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам через творческую, познавательную деятельность и творческие связи детского сада, библиотеки и семьи.

Задачи:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Гипотеза: если как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, и возродить утраченную традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
  5. Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

 

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи

  • Активизация и расширение словаря по теме.
  • Сочинение рассказов из собственного опыта.
  • Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг.

 

2. Работа с семьей

  • Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин.
  • Подготовка рассказа «Моя любимая книга»
  • Помощь родителям в создании домашней библиотеки или уголка книг.

3. Творческая деятельность детей:

  • Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
  • Аппликация «Закладки – друзья книги».
  • Создание книг-самоделок.
  • Ручной труд по ремонту книг «Мастерская по ремонту книг»

4. Реализация проекта через

  • Непосредственно образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
  • Работу педагогов с родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

 

 

 

 

 

Механизм реализации проекта

Беседы, занятия, чтение художественной и познавательной литературы, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, использование фольклора, экскурсии, акции, выставки работ, развлечение, просмотр мультфильмов и презентаций, тематические недели, конкурс чтецов, анкетирование и консультации для родителей, взаимодействие со специалистами и социумом.

Этапы реализации проекта

Этапы

проекта

Содержание этапов проекта

Сроки

Ответственные

Первый этап

(организационный) поисково-теоретический

  • Определение темы проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
  • Формулировка цели и задачи проекта.
  • Создание банка идей и предложений.
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
  • Планирование деятельности педагогов.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Сентябрь

2024 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

Второй этап

(практический)

реализация проекта

Организация мини-библиотеки в группе «Книжный уголок»,

Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, сказки и стихи.

Беседы «Зачем нужна библиотека?», «Жанры литературы».

Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книгу».

Чтение:

С. Михалков «Дом книги», А. Усачёв «О чтении»

Настольно – печатные игры: «Профессии», «Хорошо - плохо».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Аптечка для книг», «Книжный магазин» и др.

Проведение акции «Подари книгу детскому саду»

 

 

Октябрь 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 октября

2024 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

Знакомство с творчеством В. Бианки, Е.Чарушина, К.Д.Ушинского.

Чтение произведений:

- В. Бианки «Кто как зимует», «Синичкин календарь», «Готовимся к зиме», «Лесной колобок – колючий бок»;

- Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Лисята», «Волчишко»;

- К. Д. Ушинский «Четыре желания», «Ветер и Солнце».

Речевые игры: «Назови ласково», «Какой, какая, какие?».

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Рисование по рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Ручной труд «Больница для книг».

Настольно – печатные игры: «В мире животных», «Живая природа».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка».

«Родительская гостиная» показ презентации «Мой книжный уголок дома»

Ноябрь

2024 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Беседа «Что может произойти, если не читать совсем».

Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка»

Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки»

Чтение РНС «Морозко», «Снегурочка», «Зимовье зверей», УНС «Рукавичка».

Драматизация сказки «Зимовье зверей».

Настольно – печатные игры: «Сказка за сказкой», «Жили – были сказки», «Угадай сказку».

Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки».

Изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп

Показ театра по сказке «Теремок» для детей ясельных и младших групп.

Консультация «Зачем читать детям книги?».

Декабрь 2024 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы»

Беседа «Народные зимние праздники».

Чтение РНС «Два Мороза», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По – щучьему велению».

Придумывание с детьми концовки к сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Отгадывание и придумывание загадок по теме «Зима».

Народные игры «Кострома», «Идёт дед».

Разучивание колядок.

Раскраски по РНС.

Настольный, пальчиковый театр.

Коврограф с игровым набором «Русские народные сказки».

Пазлы по русским народным сказкам.

Музыкально – литературная гостиная - показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка».

Январь 2025 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» и беседа по теме «Русские богатыри».

Чтение РНС «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Пословицы и поговорки о защите Родины.

Народные игры «Воевода», «Красное знамя».

Литературная викторина «Знатоки сказок».

Аппликация «Закладки – друзья книги».

Консультации для родителей «Что и как читать детям».

Памятка «Читаем детям».

Ручной труд «Больница для книг».

Февраль

2025

года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Знакомство с творчеством братьев Гримм».

Чтение произведений «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Госпожа Метелица».

Слушание и разучивание песни из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету».

Придумывание загадок к сказке «Бременские музыканты».

Игра – путешествие по сказкам братьев Гримм.

Март

2025

года

 

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Ситаутивный разговор «Отмечаем Международный день детской книги»

Дидактическая игра «Назови сказку по предмету».

Речевая игра «Узнай героя».

Консультация для родителей «Читаем сказки всей семьёй».

Итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»

Апрель

2025 года

 

 

 

 

8 апреля

2025 года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

Третий этап подведение итогов проектной деятельности и презентации проекта

 

1.Выставка книжек-самоделок

2.Оформление газеты «Папа, мама, я – читающая семья.

3.Презентация книг-самоделок

4. Проведение итогового мероприятия «По страницам любимых сказок» в литературной гостиной с поэтессой Инной Силенок.

5.Альбом «Сказочная страна глазами детей»

6.Выставка рисунков по рассказам К.Д. Ушинского

7.Викторина для родителей «Мы – читающая семья»

8.Обработка и обобщение полученных данных (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов оформление материалов).

9.Подведение итогов проекта на заключительно-педагогическом совете ДОО.

 

Май

2025

года

воспитатели,

музыкальный руководитель

 

 

Продукты проекта:

1.Выставка альбомов «Сказочная страна глазами детей»

2. Конкурс творческих работ «Книга своими руками» (изготовление книжек-малышек по русским народным сказкам для детей ясельных и младших групп)

3. Акция «Подари книгу детскому саду»

4. Показ спектакля «Теремок» для детей ясельных и младших групп.

5. Выставка газет «Папа, мама, я – читающая семья.

6. Викторина «Мы – читающая семья» (с участие родителей, детей старших и подготовительных групп).

7.Мероприятие: показ родителям музыкальной постановки сказки «Рукавичка».

8. Литературная викторина «Знатоки сказок» (с участием детей старших и подготовительных групп)

 

 

 

 

Задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом библиотеки им. Н.А. Островского

Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни

 

 

Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3.Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
4.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


Предварительный просмотр: