Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
План по самообразованию
воспитателя группы №7
Личиевой Дианы Вахаевны.
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Когалым, 2021
Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье».)
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.
Выход темы: - консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- картотека сюжетно – ролевых игр;
- картотека дидактических игр.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
- Дети:
- специальные занятия на тему «Моя семья»
- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;
- сюжетно – ролевые игры.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию младших дошкольников.
Я разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр:
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств младших дошкольников.
3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотеки.
Список используемой литературы:
- Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
- Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
- Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
- Затулина Г.Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
- Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
- Мосалова Л.Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
- Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
- Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
- Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
- Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
- Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
- Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В.//Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. - 2007
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
План по самообразованию
воспитателя группы №7
Личиевой Дианы Вахаевны.
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Патриотическое воспитание у детей среднего дошкольного возраста».
Когалым 2022
Цель: воспитывать уважительное отношение к нашей Родине - России.
Задачи: -
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
- развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункту, в котором они живут.
- Предполагаемый результат: - Расширение представлений детей о малой и большой Родине;
- Умеет называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;
- Знает и называет страну, город в котором он живет;
- Знает названия русских народных праздников;
- Знает государственные символы России (флаг, герб, гимн) и умение узнавать их среди других.
План работы
Формы работы | Содержание работы | Сроки |
Работа с документами, программами. | Мониторинг. Подбор дидактических игр по патриотическому воспитанию; подбор книг по экологическому направлению. | 01.09.22 01.10.22 |
Изучение методической литературы по теме. |
| 01.09.22 01.10.22 |
Самореализация. | Составление перспективного планирования с детьми и взрослыми; проведение мероприятий по плану. Анализ проведенной работы. | 01.12.22-12.05.23 |
Отчет о проделанной работы за 2022-2023 год по самообразованию:
Проведенные мероприятия:
1 | Беседы с детьми «Моя семья», «Что такое Родина?» |
2 | Участие в акции «Новогодняя открытка солдату» |
3 | Круглый стол с родителями «Национальные традиции и праздники в семье» |
4 | Фотовыставка на тему: «Я патриот России» |
5 | Рассматривание иллюстрации «Быт русского народа», «Государственные и негосударственные символы России» |
6 | Заучивание стихотворений к 9 маю. Участие в акции «Окна Победы» |
7 | Изготовление папки для родителей «Патриотическое воспитание в семье». |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
План по самообразованию
воспитателя группы №7
Личиевой Дианы Вахаевны.
на 2023-2024 учебный год
Тема: «Формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Когалым, 2023
Цель: продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе в процессе формирования научно – познавательного, эмоционально - нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде.
Задачи: -Пополнить педагогическую копилку новыми знаниями;
- способствовать формированию основ экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста;
- развивать интерес к миру природы и потребность в общении с ней;
- формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
- воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам окружающего мира.
Предполагаемый результат: - Расширение представлений детей о природе родного края,
-Развитие интереса и любви к родному краю,
- Сформированность представлений об экологических проблемах сел,
-Умение оказывать посильную помощь в охране природы,
-Бережно относиться к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным,
- Бережное отношение к природе, -Сформировать трудовые навыки и умения по уходу за растениями, рационально использовать природные ресурсы.
План работы
Формы работы | Содержание работы | Сроки |
Работа с документами, программами. | Мониторинг. Подбор дидактических игр по экологическому воспитанию; подбор книг по экологическому направлению. | 01.09.23 01.10.23 |
Изучение методической литературы по теме. |
саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
воспитании дошкольников. М. 2005.
дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «Мозаика – Синтез» 2010.
детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
Книголюб, 2003. | 01.09.23 01.10.23 |
Самореализация. | Составление перспективного планирования с детьми и взрослыми; проведение мероприятий по плану. Анализ проведенной работы. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
План по самообразованию
воспитателя группы №6
Личиевой Дианы Вахаевны.
на 2024-2025 учебный год
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Когалым 2024
Цель:
- Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
- Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. Задачи:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
- Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
- Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;
- совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
- позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
- осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
- активность в познании окружающего мира через игры
- воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Предоставление результата:
Картотека экологических игр
Фотовыставка для родителей и педагогов
Наглядно-информационные материалы для родителей
Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ |
|
|
1.Во саду ли, в огороде
| Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Наблюдения; сбор урожая. Д/и.:
Беседа «Что нам осень принесла». Рассматривание картины «В поле осенью». Аппликация «Поспели яблоки в саду». Опыт «Тепло – холодно». |
2. В хороводе деревьев
| Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берѐза, клѐн, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | Наблюдения, рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. Отгадывание загадок. Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами». Д/и. «С какого дерева листочек». Рисование «Разноцветные листочки». Чтение стих – я А.Майков «Кроет уж лист золотой». |
3. Зелѐная аптека | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Беседа о лекарственных травах, загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями. |
ОКТЯБРЬ |
|
|
1.Путешествие в страну Осень | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | Наблюдение за состоянием погоды на участке. Наблюдение за трудом взрослых. Рассматривание картины «Времена года». Д/и.: - «Кто скорее соберѐт», |
Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. | - «Найди такой листок, как на дереве», - «Так бывает или нет». Рисование «Осень». П/и «Перелѐт птиц». Чтение И.Бунин «Листопад» (отрывок). | |
2.Тайны грибного царства
| Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание иллюстраций с грибами. Беседа о месте произрастания грибов, их строении. Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы». |
3.Чудо - ягодка
| Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание загадок. Д/и «Лесные и садовые ягоды». |
4. Воздух
| Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Опыт с воздухом (вкус, цвет, запах). Поиск воздуха. Беседа о значении чистого воздуха. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения). |
НОЯБРЬ |
|
|
1. Мир растений
| Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
| Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. Чтение рассказа «Зелѐные страницы». Беседа «Мой любимый цветок». Д/и.: «Собери букет», «Узнай растение». Рисование «Поляна цветов». Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение». |
2.Подводное царство
| Познакомить детей с рыбками, лягушкой. Дать понятие о том, что в водоѐмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. | Беседа о подводном мире. Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Игра «Мы весѐлые рыбки». Опыт «Кто живѐт в воде», «Зачем лягушке такие |
Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
| лапки». Лепка «Рыбка». Аппликация «Аквариум» (коллективная). Рассказ Л. Берг «Рыбка». Беседа «Что такое вода?». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить». | |
3.Волшебница вода
| Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». Игра «Как сосулька превратилась вводу». Взаимодействие воды и снега. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). Д/и. «Вода». Опыт с водой. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки». |
ДЕКАБРЬ |
|
|
1.На бабушкином дворе
| Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Д/и.:
Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели). Чтение сказки «Как собака друга искала». П/и. «Пастух и стадо». |
2.Лесные жители
| Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
| Рассказ Лесовичка о лесе. Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу». Игра - имитация «Звериная зарядка». Игровое упражнение «Придумай ласковые слова». Д/и.:
Настольный театр «Снегурушка и лиса». |
Рисование «Животные в лесу» (трафарет). Чтение сказки:
Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?». Лепка «Заяц-длинные уши». П/и. «У медведя во бору». | ||
3.Белый снег, пушистый | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | Опыт со снегом. Беседа «Нужен ли зимой растениям снег?». Опыт «Цветные льдинки». Рисование «Снежинки». Постройка горки с помощью взрослых. |
ЯНВАРЬ |
|
|
1.В гостях у птиц
| Продолжать знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим.
| Беседа о зимующих и перелѐтных птицах. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Наблюдения за птицами на участке. Д/и.:
Слушание пения птиц. Чтение стих-я «Покормите птиц зимой». Игра «Птички-невелички». Устройство птичьей столовой. |
2.Зимушка – зима
| Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | Беседа о зиме. Рассматривание картины «Зимние забавы». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери». Рассматривание картины К. Коровин «Зима». Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, об- |
| рывание полосок). Рисование «Зимушка- зима». Чтение сказки - «Зимовье», С. Козлов - «Зимняя сказка», И. Суриков - «Зима», А.Барто «Ёлка». Игра «Жидкое - твѐрдое». Игры -забавы с санками . П/и.: «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер». | |
3.Песок, глина, камень, почва | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | Опыт с песком, глиной. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение). Рассмотреть песок, глину (сравнить). |
ФЕВРАЛЬ |
|
|
1.Путешествие в царство комнатных растений
| Познакомить с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых комнатных. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
| Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями». Игра «Какого растения не стало». Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание). Игра «Цветы». Беседа о строении растений. Беседа об уходе за комнатными растениями. Д/и.: «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю». Лепка «Цветок». |
2.Стекло и металл | Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл). Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твѐрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Опыт со стеклом, металлом. Сравнение предметов. Д/и. «Из чего сделан предмет». Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.
|
МАРТ |
|
|
1.В гостях у Веснянки
| Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям.
| Чтение
Стих-е: С. Вангели «Подснежники». Д/и. :
Беседы:
Рисование «Волшебница весна». Чтение: М. Пришвин
Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной». П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса». |
2.Береги живое!
| Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Рассматривание Красной книги, беседа. Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли». Игра «Где живут животные», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его».
|
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Рассматривание предметов из этих материалов. Сравнение резины и пластмассы. Д/и. «Из чего сделан предмет». |
АПРЕЛЬ |
|
|
1.Насекомые – наши помощники
| Дать элементарные знания о жуках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
| Отгадывание загадок. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание иллюстраций. Д/и.: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам». Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»). Рисование «Божья коровка». Лепка «Зелѐная гусеница». |
2.Экскурсия в зону наблюдения
| Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.
| Наблюдения за цветением деревьев. Рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны». Д/и.:
Чтение художественной литературы. Рисование «Яблоня в цвету». Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчѐл. Игра «Что , где зреет». Рассматривание картины «Цветущий сад». Игра «Пчѐлки». |
3.Земля мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоѐмов, видах поселения (деревня, город, страна). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Беседа «Где я живу». Сравнение речки, болота, моря. Рассматривание картины «Семья дома». Рассматривание семейных фотографий.
«Рассели животных»,
Беседа о звѐздах. Рисование «Моя семья». |
МАЙ |
|
|
1.Экологическая тропинка
| Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
| Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». Целевая прогулка по экологической тропинке. Игра «Что ты сделал доброе для природы?». Игра «Что будет, если?». Д/и. «Кто больше». П/и. «Раз, два, три- к дереву беги». Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы». Игра «Опиши, а мы отгадаем». |
2.Человек – живой организм
| Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. Д/и. «Валеология», «Понюхай и отгадай». Беседа о потребностях человека. Рассказ о вредных привычках. Игра «Угадай на вкус». Гимнастика для глаз. |
3.Бумага, древесина, ткань | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материала и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
| Изготовление поделок, построек. Оригами из бумаги. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов. Беседы о свойствах материала. Опыт с бумагой, древесиной. Аппликация из ткани и бумаги «Полянка цветов». |
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье».
- Консультация «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».
- Выставка «Дары природы».
- Родительское собрание на тему: «Экология и мы».
- Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
- Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
- Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.
- Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».
- Консультация «Весенние прогулки»
- Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».
- Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.
- Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».
Список литературы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomuvospitaniyu-v-srednei-grupe.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/plan-posamoobrazovaniyu-ekologicheskoe-vospitanie
- «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.А,, Филиппенко А.А.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Марудова Е.В.
- http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3187-plan-raboty-poekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-mbdou-detskiy-sad-solnyshko/
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
План по самообразованию
воспитателя группы №7
Личиевой Дианы Вахаевны.
на 2025-2026 учебный год
Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Когалым 2025
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повышение уровня готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы реализации плана:
-Подготовительный этап
-Основной этап
-Заключительный этап
Срок реализации: сентябрь 2025- май 2026 год.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
-изучение литературы по теме,
-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,
-разработка картотек игр по ФЭМП,
-выступление с отчетом на педагогическом совете.
Работа с родителями.
Консультация для родителей:
«Учим математику дома»
«Что общего и чем отличаются»
«Развитие математических способностей у дошкольника»
Изготовление дидактических игр по ФЭМП
Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП
Памятки для родителей
Анкетирование
Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала
Изготовление раздаточного материала по ФЭМП
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет
Дата | Название | Программное содержание |
Сентябрь | Консультация для родителей «Учим математику дома» «Что общего и чем отличаются» «Подбери по форме» «Найди, кто лишний» «Какой фигуры не хватает?» | Учить сравнивать свойства предметов. Закрепить свойства предметов. Закрепить сравнивать свойства предметов. Закрепить свойства предметов. |
Октябрь | Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек. «Что изменилось» «Третий лишний» «Четвертый лишний» «Лабиринты: кто кому звонит?» | Развивать мелкую моторику рук. Учить находить свойства предметов. Учить детей умению сравнивать группы предметов. Закрепить умение сравнивать группы предметов Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Ноябрь | «Дорисуй и раскрась» «Продолжи закономерность» «Найди одинаковые игрушки» «Четвертый лишний» | Учить соотношении: часть - целое. Закрепить пространственные отношения: на, под, над. Учить пространственные отношения: справа, слева. Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Декабрь | «Дорисуй» «Чем отличаются клоуны» «Поменяй признак» «Лабиринты» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. Закрепить числа и цифры 1,2 Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. Развивать глазомер и образное мышление |
Январь | «Продолжи закономерность» «Что общего» «Соедини предметы» «Дорисуй» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление. Учить детей умению составлять равенства. Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. Закрепить числа и цифры 1-3. |
Февраль | «Догадайся, как надо раскрасить» «Разбей фигуры по признаку» «Какой домик лишний и почему» «Логические цепочки» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. Закрепить число и цифру 4. Закрепить представление о многоугольниках. Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Март | «Перехват» «Обведи дорожки» «Раскрась» «Раскрась так же» | Закрепить число и цифру 5. Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Апрель | «Что сначала, что потом» «Математические задачки» «Вместе весело шагать» «Новоселье» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. Умение решать простейшие задачи. Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры. |
Май | Танграм «Сложи фигуру» «Части суток» Палочки Кюизенера» Итоговое занятие «Математическое королевство» | Расширять представление о геом. фигурах. Игра на закрепление временных представлений Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения Закрепить пройденный материал. |
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 лет
Дата | Название | Программное содержание |
сентябрь | Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольника» | |
Октябрь | «Штриховка». «Назови лишний предмет». «На что похоже?». «Считай дальше» | Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. Развивать аналитическое мышление Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. Закреплять умение считать до 10. |
ноябрь | «Пройди по лабиринту» «Водяной – шутник» «Расколдуй изображение» «Рисуем бусы» | Развивать зрительную ориентировку. Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
декабрь | «Внимательные художники» «Логическое домино» «Сбежавшие числа» «Нарисуй по памяти» | Развитие зрительного восприятия. Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. |
январь | «Назови соседей» «Большие и маленькие фигуры» «Найди отличия» «Роботы». | Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие Закрепить геометрические фигуры |
февраль | «Лабиринт» «Где моё место?» «Указываем направление». «Кораблик Плюх – Плюх» | Развивать зрительную ориентировку. Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
март | «Чудо – крестики» «Найди и обведи» «Рисуем кошку» Палочки Кюизенера» | Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук. Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. Развивать у детей представление о числена основе цвета и измерения. |
апрель | «Торопись, да не ошибись» «Будь внимателен!» «Моделирование из геометрических фигур» «Соедини точки по образцу» | Закрепить знания состава числа первого десятка. Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
май | «Цирк» Чтение детям сказки «Про козленка, который умел считать до десяти» Задачи-шутки. «На островах математики» | Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи. Развивать у детей усидчивость, внимание. Развивать у детей находчивость, смекалку, понимание юмора. Закрепить пройденный материал. |
Отчет о проделанной работе.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.
Цель моей работы: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.
В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:
- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
-Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.
-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Я течении года с детьми «играла» в математику. Дидактические игры дали возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
В разделе «Количество и счет» я использовала следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомство с цифрами- дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру», а также загадки с математическим содержанием, стихи о цифрах, сказки, в которых присутствуют цифры, пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, физкультминутки.
Детям очень нравится игра «Изобрази цифру», где они показывают цифру руками, пальцами. Закрепляли названия геометрических фигур с помощью развивающих игр, которые использовала как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Склей вазу», «Собери Петрушку».
Использовала игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти.
Для развития пространственных ориентировок у детей- подбираются игровые упражнения: «Каждой фигуре встать на свое место».
В работе применяла множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.
На развитие наблюдательности у детей использовала упражнения «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использовались картинки «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого», игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений предложила детям такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
В игровые комплексы включалась музыка, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз и рук.
Активное участие приняли родители по изготовлению дидактических , настольно-печатных игр, а также разнообразного раздаточного материала по ФЭМП.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, использовались следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр; путешествие; экспериментирование; подгрупповая работа; игра-путешествие; эксперимент; познавательные игры; индивидуальная работа.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.
2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7
лет, 2008 г.
4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе
– СПб.: Детство-Пресс, 1996.
5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.
Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.
6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,
2002г.
11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

