Самообразование

 Личиева Диана Вахаевна
2021-2022 «Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
2022-2023 «Патриотическое воспитание у детей среднего дошкольного возраста».
2023-2024 «Формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
2024-2025 «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
2025-2026 «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

План по самообразованию

воспитателя группы №7

Личиевой Дианы Вахаевны.

на 2021-2022 учебный год

Тема: «Нравственное воспитание младших дошкольников    через любовь к семье».

Когалым, 2021

 

 Цель:

     Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о нравственном  воспитании детей младшего дошкольного возраста

- обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье».)

   Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр,  и правильно подбирать их.

 Выход темы:  - консультация для родителей;

- консультация для педагогов;

- картотека сюжетно – ролевых игр;

- картотека дидактических игр.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

- Дети:

- специальные занятия на тему «Моя семья»

- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;

- сюжетно – ролевые игры.

    Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу.  Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию младших дошкольников.

Я  разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр:

   Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических  и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств младших дошкольников.

3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2021г.

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию.

В течение года.

Наличие сюжетных и дидактических игр.

Проведение консультации для родителей на тему: «Нравственное воспитание младших дошкольников в семье».

Январь 2022г.

Подготовка анкеты к анкетированию родителей

Март 2022

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

специальные занятия на тему «Моя семья»

В течение года

конспекты занятий

занятия, в которых используют дидактические игры.

В течение года

Дидактические игры:

- «Моя семья»

- «Доскажи слово»

- «Расскажи о своей семье»;

- «Мой адрес»;

- «Я люблю…»;

- Пальчиковая игра «Моя семья».

Декабрь 2017г

картотека

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

- «Дочки – матери» сюжет: «Мама моет дочку»;

- «Дочки – матери» сюжет: «Мама кормит дочку»;

- «У нас гости»

     Январь -  

    Февраль

картотека

Беседы с детьми на тему:

- «Я и мой папа»;

- «Как мама заботиться о нас»;

- «Самая дорогая и любимая мамочка»;

- «Моя любимая бабушка»;

- «Мой дедушка»

     Март 2018г.

картотека

Анкетирование родителей

Май 2018г.

Отчет по самообразованию

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Март 2018г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2018г.

Анкета

Список используемой литературы:

  1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
  2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
  3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  5. Затулина Г.Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
  6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
  7. Мосалова Л.Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
  8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
  9. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
  10.  Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
  11.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
  12.  Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
  13.  Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
  14.  Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
  15.  Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
  16.  Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
  17.  Ушакова О.С., Гавриш Н.В.//Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. - 2007



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

План по самообразованию

воспитателя группы №7

Личиевой Дианы  Вахаевны.

на 2022-2023 учебный год

           

Тема: «Патриотическое воспитание у детей среднего дошкольного возраста».

Когалым 2022

Цель: воспитывать уважительное отношение к нашей Родине - России.

Задачи: -

  • воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
  • воспитывать    гордость   за   достижения    страны   в   области   спорта, науки, искусства и других областях;
  • развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункту, в котором они живут.

  • Предполагаемый результат: - Расширение представлений детей о малой и большой Родине;
  • Умеет называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;
  • Знает и называет страну, город в котором он живет;
  • Знает названия русских народных праздников;
  • Знает государственные символы России (флаг, герб, гимн) и умение узнавать их среди других.

План работы

Формы работы

          Содержание работы

     Сроки

Работа с

документами, программами.

Мониторинг. Подбор дидактических игр по патриотическому   воспитанию; подбор книг по экологическому направлению.

01.09.22

01.10.22

Изучение методической литературы по теме.

  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных  учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  

  • Шоригына Т.А. Наша Родина-Россия.Методическое пособие. –2-е изд. –М.:ТЦ Сфера, 2021–128с.

  • Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба.. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:, 2000. –208с.
  • Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. –М.;1 995.
  • Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М.1998.

 

01.09.22

01.10.22

Самореализация.

Составление перспективного планирования с детьми и взрослыми;

проведение мероприятий по плану.

Анализ проведенной работы.

01.12.22-12.05.23

Отчет о проделанной работы за 2022-2023 год по самообразованию:

Проведенные мероприятия:

1

Беседы с детьми «Моя семья», «Что такое Родина?»

2

Участие в акции «Новогодняя открытка солдату»

3

Круглый стол с родителями «Национальные традиции и праздники в семье»

4

Фотовыставка на тему: «Я патриот России»

5

Рассматривание иллюстрации «Быт русского народа», «Государственные и негосударственные символы России»

6

Заучивание стихотворений к 9 маю.

Участие в акции «Окна Победы»

7

Изготовление папки для родителей «Патриотическое воспитание в семье».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

План по самообразованию

воспитателя группы №7

Личиевой Дианы Вахаевны.

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Когалым, 2023

Цель: продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе в процессе формирования научно – познавательного, эмоционально -  нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде.

Задачи: -Пополнить педагогическую копилку новыми знаниями;

- способствовать формированию основ экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста;

- развивать интерес к миру природы и потребность в общении с ней;

- формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

- воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам окружающего мира.

Предполагаемый результат: - Расширение представлений детей о природе родного края,

-Развитие интереса и любви к родному краю,

- Сформированность представлений об экологических проблемах сел,

-Умение оказывать посильную помощь в охране природы,

-Бережно относиться к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным,

- Бережное отношение к природе, -Сформировать трудовые навыки и умения по уходу за растениями, рационально использовать природные ресурсы.

План работы

Формы работы

          Содержание работы

     Сроки

Работа с

документами, программами.

Мониторинг. Подбор дидактических игр по экологическому воспитанию; подбор книг по экологическому направлению.

01.09.23

01.10.23

Изучение методической литературы по теме.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных  учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2.   Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском

  саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

  1.   Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  2.   Николаева С.Н. Юный эколог, М. 1999.
  3.   Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом

  воспитании дошкольников. М. 2005.

  1.   От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа  

  дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.

  Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «Мозаика – Синтез» 2010.

  1.   Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М.1998.
  2.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у

  детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис –

  пресс, 2004.

  1.   Шорыгина Т.А. Грибы. ТЦ «Сфера». М. 2009.
  2.   Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.:

  Книголюб, 2003.

01.09.23

01.10.23

Самореализация.

Составление перспективного планирования с детьми и взрослыми;

проведение мероприятий по плану.

Анализ проведенной работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

План по самообразованию

воспитателя группы №6

Личиевой Дианы Вахаевны.

на 2024-2025 учебный год

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Picture background

Когалым 2024

  Цель: 

  1. Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
  2. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
  3. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  4. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. Задачи:
  1. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
  2. Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
  3. Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;
  • совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемые результаты для детей:

  • позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
  • осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
  • активность в познании окружающего мира через игры
  • воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Предоставление результата:

Картотека экологических игр

Фотовыставка для родителей и педагогов

Наглядно-информационные материалы для родителей

 

 

 

 

 

Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

 

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

 

 

1.Во саду ли, в огороде

 

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания.  

Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Наблюдения; сбор урожая.  

Д/и.:  

  • «Чего не стало»,  - «Угадай на ощупь»,  
  • «Узнай по описанию».  

Беседа «Что нам осень принесла».  

Рассматривание картины «В поле осенью».  

Аппликация «Поспели яблоки в саду».  

Опыт «Тепло – холодно».

2. В хороводе деревьев

 

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берѐза, клѐн, тополь, дуб, рябина).  

Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.  

Воспитывать интерес к познанию.

Наблюдения, рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.  

Отгадывание загадок.  

Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами».  

Д/и. «С какого дерева листочек».  

Рисование «Разноцветные листочки».  

Чтение стих – я А.Майков «Кроет уж лист золотой».

3. Зелѐная  аптека

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником.  Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.  

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа о лекарственных травах, загадки.  

Рассматривание иллюстраций с растениями.

ОКТЯБРЬ

 

 

1.Путешествие в страну

Осень

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.  

Показать связь между живой и неживой природой.

Наблюдение за состоянием погоды на участке.

Наблюдение за трудом взрослых.  

Рассматривание картины «Времена года».  

Д/и.:  

- «Кто скорее соберѐт»,  

Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям.

- «Найди такой листок, как на дереве»,  - «Так бывает или нет».  

Рисование «Осень».

П/и «Перелѐт птиц».  

Чтение И.Бунин «Листопад» (отрывок).

2.Тайны грибного царства

 

 

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка).  

Дать знания о полезных свойствах грибов.

Загадки Лесовичка о грибах.  

Рассматривание иллюстраций с грибами.  

Беседа о месте произрастания грибов, их строении.  

Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы».

3.Чудо - ягодка

 

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Рассматривание иллюстраций, муляжей.  

Отгадывание загадок.  

 Д/и «Лесные и садовые ягоды».

4. Воздух

 

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы);  

Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды).  

Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, цвет, запах).  

Поиск воздуха.  

Беседа о значении чистого воздуха.  

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

НОЯБРЬ

 

 

1. Мир растений

 

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.  

Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями.  

Воспитывать эстетические чувства.

 

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.  

Чтение рассказа «Зелѐные страницы».  

Беседа «Мой любимый цветок».  

Д/и.: «Собери букет», «Узнай растение».  

Рисование «Поляна цветов».  

Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение».

2.Подводное царство

 

Познакомить детей с рыбками, лягушкой.  Дать понятие о том, что в водоѐмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.  

Беседа о подводном мире.  

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.  Игра «Мы весѐлые рыбки».  

Опыт «Кто живѐт в воде», «Зачем лягушке такие

Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

 

лапки». Лепка «Рыбка».  

Аппликация «Аквариум» (коллективная).  

Рассказ Л. Берг «Рыбка».

Беседа «Что такое вода?».  

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить».  

3.Волшебница вода

 

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным  его состоянием.  Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».

Игра «Как сосулька превратилась вводу».  

Взаимодействие воды и снега.  

Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды).  

Д/и. «Вода». Опыт с водой.  

Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки».

ДЕКАБРЬ

 

 

1.На бабушкином дворе

 

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде.  

Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.  

Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).  

Прививать добрые чувства к животным.

Отгадывание загадок о домашних животных.  Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных.  

Д/и.:  

  • «Назови детѐнышей»,  
  • «Какая польза от домашних животных»,  - «Кто, где живѐт».  

Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели).

Чтение сказки «Как собака друга искала».  

П/и. «Пастух и стадо».

2.Лесные жители

 

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных.  

Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.  

Воспитывать любовь и заботу к животным.

 

Рассказ Лесовичка о лесе.

Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу».

Игра - имитация «Звериная зарядка».  

Игровое упражнение «Придумай ласковые слова».

Д/и.:  

  • «Найди детѐныша»,  
  • «Кто, что ест»,  
  • «Кто, где живѐт».  

Настольный театр «Снегурушка и лиса».  

Рисование «Животные в лесу» (трафарет).  

Чтение сказки:  

  • «Лисичка-сестричка и волк»,  - «Зимовье зверей»,  
  • «Заюшкина избушка».  

Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?».  

Лепка  «Заяц-длинные уши».  

П/и. «У медведя во бору».

3.Белый снег, пушистый

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.  

Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Опыт со снегом.  

Беседа «Нужен ли зимой растениям снег?».  

Опыт «Цветные льдинки».  

Рисование «Снежинки».  

Постройка горки с помощью взрослых.

ЯНВАРЬ

 

 

1.В гостях у птиц

 

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).  

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.  

Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим.

 

Беседа о зимующих и перелѐтных птицах.  

Отгадывание загадок.  

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.  

Наблюдения за птицами на участке.  

Д/и.:  

  • «Кто, где живѐт»,  
  • «Нарисуй птицам дорожку в сказку».  Рисование «Чудо – птица» (по мотивам дымковской игрушки).  

Слушание пения птиц.  

Чтение стих-я «Покормите птиц зимой».

Игра «Птички-невелички».  

Устройство птичьей столовой.

2.Зимушка – зима  

 

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.  Показать детям связь между живой и неживой природой.  

Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Беседа о зиме.  

Рассматривание картины «Зимние забавы».  Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери».  

Рассматривание картины К. Коровин «Зима».  

Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, об-

 

рывание полосок).  

Рисование «Зимушка- зима».  

Чтение сказки  

- «Зимовье», С. Козлов   - «Зимняя сказка», И. Суриков  - «Зима», А.Барто «Ёлка».  

Игра «Жидкое - твѐрдое».  

Игры -забавы с санками .  

П/и.: «Берегись, заморожу», «Снежинки и  ветер».

3.Песок, глина, камень, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень.  

Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.  

Дать представления о том, как образуется перегной.

Опыт с песком, глиной.  

Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).  

Рассмотреть песок, глину (сравнить).

ФЕВРАЛЬ

 

 

1.Путешествие в царство

комнатных растений

 

Познакомить с комнатными растениями.  

Закрепить названия знакомых комнатных.  Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.  

Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

 

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями».  

Игра «Какого  растения не стало».  

Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы».  Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).

Игра «Цветы».  

Беседа о строении растений.  

Беседа об уходе за комнатными растениями.  

Д/и.: «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю».

Лепка «Цветок».

2.Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл).  

Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твѐрдость, прочность, хрупкость).  

Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Опыт со стеклом, металлом. Сравнение предметов.  

Д/и. «Из чего сделан предмет».  

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

 

МАРТ

 

 

1.В гостях у Веснянки

 

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей.  

Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.  Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям.

 

Чтение  

  • К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна»,  
  • А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

Стих-е: С. Вангели «Подснежники».  

Д/и. :  

  • «Какие животные живут в лесу»,  - «Когда это бывает»,  - «Найди детѐныша».  

Беседы:  

  • «Где будут первые проталинки?»,  
  • «Где снег не тает?»,  
  • «Где быстрее наступит весна?».  

Рисование  «Волшебница весна».

Чтение: М. Пришвин  

  • «Мать-и - мачеха»,  - «Одуванчик»,  
  • «Ребята и утята».  

Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной».

П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса».

2.Береги живое!

 

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;  

Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание  Красной книги, беседа.  

Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли».  

Игра «Где живут животные», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его».  

 

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).  

Учить детей определять признаки и свойства материалов.  

Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Рассматривание предметов из этих материалов.

Сравнение резины и пластмассы.

Д/и. «Из чего сделан предмет».

АПРЕЛЬ

 

 

1.Насекомые – наши помощники

 

 

Дать элементарные знания о жуках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.  Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Отгадывание загадок.

Наблюдения за насекомыми.  

Рассматривание иллюстраций.  

Д/и.: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам».  

Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»).  

Рисование «Божья коровка».  

Лепка «Зелѐная гусеница».

2.Экскурсия в зону наблюдения  

 

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.  

Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).  

Воспитывать эстетические чувства.

 

Наблюдения за цветением деревьев.

Рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны».  

Д/и.:  

  • «Раскрась предметы живой и неживой природы»,  
  • «Найди такой же»,  
  • «Подбери листок к дереву».  

Чтение художественной литературы.  

Рисование «Яблоня в цвету».  

Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчѐл.

Игра «Что , где зреет».  

Рассматривание картины «Цветущий сад».  

Игра «Пчѐлки».

3.Земля мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоѐмов, видах поселения (деревня, город, страна).  

Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Беседа «Где я живу».  

Сравнение речки, болота, моря.  

Рассматривание картины «Семья дома».  

Рассматривание семейных фотографий.  

  • Д/и.:

«Рассели животных»,  

  • «Кто живѐт на суше, а кто в воде»,  - «Наша семья».  

Беседа о звѐздах.  

Рисование «Моя семья».

МАЙ

 

 

1.Экологическая тропинка

 

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее.  

Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке).  

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

 

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу».  

Целевая прогулка по экологической тропинке.

Игра «Что ты сделал доброе для природы?».  

Игра «Что будет, если?».  

Д/и. «Кто больше».  

П/и. «Раз, два, три- к дереву беги».

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы».

Игра «Опиши, а мы отгадаем».      

2.Человек – живой организм

 

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.  

Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.  

Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.  

Д/и. «Валеология», «Понюхай и отгадай».  

Беседа о потребностях человека.  

Рассказ о вредных привычках.  

Игра «Угадай на вкус».  

Гимнастика для глаз.

3.Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материала и инструментами.  

Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

 

Изготовление поделок, построек.  

Оригами из бумаги.  

Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.  

Беседы о свойствах материала.  

Опыт с бумагой, древесиной.  

Аппликация из ткани и бумаги «Полянка цветов».

 

План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье».
  2. Консультация «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».
  3. Выставка «Дары природы».
  4. Родительское собрание на тему: «Экология и мы».
  5. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
  6. Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
  7. Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.
  8. Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».
  9. Консультация «Весенние прогулки»
  10. Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».
  11. Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.
  12. Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».

 

 

 

Список литературы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomuvospitaniyu-v-srednei-grupe.html  
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/plan-posamoobrazovaniyu-ekologicheskoe-vospitanie  
  3. «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.А,, Филиппенко А.А.
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Марудова Е.В.
  5. http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3187-plan-raboty-poekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-mbdou-detskiy-sad-solnyshko/ 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

План по самообразованию

воспитателя группы №7

Личиевой Дианы Вахаевны.

на 2025-2026 учебный год

           

Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Когалым 2025

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повышение уровня готовности детей  к обучению в школе.

 

Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Форма самообразования: индивидуальная. 

Этапы реализации плана:

-Подготовительный этап

-Основной этап

-Заключительный этап

 Срок реализации: сентябрь 2025- май 2026 год.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,

-разработка картотек игр по ФЭМП,

-выступление с отчетом на педагогическом совете.

Работа с родителями.

Консультация для родителей:

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Развитие математических способностей у дошкольника»

Изготовление дидактических игр по ФЭМП

Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП

Памятки для родителей

Анкетирование

Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала

Изготовление раздаточного материала по ФЭМП

                                   ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет

   Дата

                      Название

        Программное содержание

Сентябрь

Консультация для  родителей

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Подбери по форме»

«Найди, кто лишний»

«Какой фигуры не хватает?»

Учить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Закрепить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

 «Что изменилось»

«Третий лишний»

«Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить находить свойства предметов.

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Ноябрь

 «Дорисуй и раскрась»

 «Продолжи закономерность»

«Найди одинаковые игрушки»

 «Четвертый лишний»

Учить соотношении: часть - целое.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

Учить пространственные отношения: справа, слева.

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Декабрь

«Дорисуй»

«Чем отличаются клоуны»

«Поменяй признак»

«Лабиринты»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

Закрепить числа  и цифры 1,2

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

Развивать глазомер и образное мышление

Январь

«Продолжи закономерность»

«Что общего»

 «Соедини предметы»

«Дорисуй»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление.

Учить детей умению составлять равенства.

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

Закрепить числа и цифры 1-3.

Февраль

«Догадайся, как надо раскрасить»

«Разбей фигуры по признаку»

«Какой домик лишний и почему»

«Логические цепочки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

Закрепить число и цифру 4.

Закрепить представление о многоугольниках.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Март

«Перехват»

«Обведи дорожки»

«Раскрась»

«Раскрась так же»

Закрепить число и цифру 5.

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Апрель

 «Что сначала, что потом»

«Математические задачки»

«Вместе весело шагать»

«Новоселье»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

Умение решать простейшие задачи.

Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.

Май

Танграм «Сложи фигуру»

«Части суток»

Палочки Кюизенера»

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Расширять представление о геом. фигурах.

Игра на закрепление временных представлений

Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения

Закрепить пройденный материал.

                                             

                                       ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 лет

   Дата

                Название

       Программное содержание

сентябрь

Консультация для родителей «Развитие математических

способностей у дошкольника»

Октябрь

 «Штриховка».

«Назови лишний предмет».

«На что похоже?».

«Считай дальше»

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

Развивать аналитическое мышление

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

Закреплять умение считать до 10.

ноябрь

 «Пройди по лабиринту»

 «Водяной – шутник»

«Расколдуй изображение»

 «Рисуем бусы»

Развивать зрительную ориентировку.

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

декабрь

«Внимательные художники»

 «Логическое домино»

«Сбежавшие числа»

«Нарисуй по памяти»

Развитие зрительного восприятия.

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

январь

 «Назови соседей»

 «Большие и маленькие фигуры»

«Найди отличия»

«Роботы».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

Закрепить геометрические фигуры

февраль

 «Лабиринт»

 «Где моё место?»

 «Указываем направление».

 «Кораблик Плюх – Плюх»

Развивать зрительную ориентировку.

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

март

 «Чудо – крестики»

«Найди и обведи»

 «Рисуем кошку»

Палочки  Кюизенера»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

Развитие мелкой моторики рук.

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

Развивать у детей представление о числена основе цвета и измерения.

апрель

«Торопись, да не ошибись»

«Будь внимателен!»

«Моделирование из геометрических фигур»

«Соедини точки по образцу»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

май

 «Цирк»

Чтение детям сказки  «Про козленка, который умел считать до десяти»

Задачи-шутки.

«На островах математики»

Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи.

Развивать у детей усидчивость, внимание.

Развивать у детей находчивость, смекалку, понимание юмора.

Закрепить пройденный материал.

                                          Отчет о проделанной работе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

      Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

    Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.

Цель моей работы: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе. 

В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».  

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.  Я  течении  года с детьми «играла» в математику. Дидактические игры дали возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

В разделе «Количество и счет» я использовала следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомство с цифрами- дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру», а также загадки с математическим содержанием, стихи о цифрах,  сказки, в которых присутствуют цифры, пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, физкультминутки.

Детям очень нравится игра «Изобрази цифру», где они показывают цифру руками, пальцами. Закрепляли названия  геометрических фигур   с помощью развивающих игр, которые использовала как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Склей вазу», «Собери Петрушку».

 Использовала  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти.

Для развития пространственных ориентировок у детей- подбираются игровые упражнения: «Каждой фигуре встать на свое место».

В работе применяла  множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей   использовала  упражнения  «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использовались картинки  «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого», игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений  предложила  детям такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

В игровые комплексы включалась  музыка, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз и рук.

Активное участие приняли родители по изготовлению дидактических , настольно-печатных игр, а также разнообразного раздаточного  материала по ФЭМП.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, использовались следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр; путешествие; экспериментирование; подгрупповая работа; игра-путешествие;  эксперимент; познавательные игры;  индивидуальная работа.

                                                                  Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7

лет, 2008 г.

4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе

– СПб.: Детство-Пресс, 1996.

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,

2002г.

11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.