ТРИЗ - технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ТРИЗ? Теория решения изобразительных задач - технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Методы ТРИЗ: Метод мозгового штурма Метод фокальных объектов Метод системный анализ Метод каталога
Что такое метод каталога? Метод каталога – метод, который был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце , применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д. Цель метода каталога: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет . С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка ». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов . Для составления текста с детьми старшего возраста используют незнакомые им тексты Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был. Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой. Кто? - Кто помог друзьям спастись?
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: - Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?
Правила поиска ответа на вопрос: Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?» Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был. карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо: «Собирать» сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т. д.). Использовать приемы драматизации. Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма». По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов.
Мастер-класс. 1. А сейчас я предлагаю вам сочинить сказку 1. Жил-был… 2. И был он какой? 3. Умел делать что? 4. Делал он это, потому что… 5. Но в это время жила-была… 6. Она была… 7. Однажды между ними случилось… 8. Им помогла… 9. Сделала она это, чтобы… и т. д.
2. Сочинение сказке по книге. Жил-был кто ? Какой он был? (Какое добро умел делать) Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик
Картотека ТРИЗ игр по
познавательному развитию
для детей старшей группы
№ п/п | Ознакомление с природой | ||
Живая и не живая природа | |||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Живое – и неживое» | Упражнять в умении классифицировать объекты окружающего мира, закреплять знание потребностей объектов живой природы: питание, влага, воздух, свет | Найти друзей Дуба и камня Лежача |
2 | «Что лишнее?» | Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы | Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой |
3 | «Живая природа» | Формировать представления детей об объектах живой природы, упражнять в различении и называние конкретных видов растений и разных групп животных | Заполнить как можно быстрее игровое поле своей карточки |
4 | «Мир вокруг нас» | Упражнять в различении и называние объектов живой природы, развивать зрительное восприятие, внимание | Найти к теневой карте аналогичную цветную |
5 | «Маленькие человечки»
| Учить различать твёрдые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов | В верхнем секторе природной среды «поселить» всё, что несёт в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твёрдого тела |
6 | «Природный мир бывает разный» | Учить различать предметы живой и неживой природы | Сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов |
7 | «Хорошо – плохо» | Учить называть объект, определять его положительные и отрицательные свойства | Назвать по словесному указанию и направлению рук педагога положительные или отрицательные свойства объекта или явления |
8 | «Аукцион» | Учить выделять дополнительные ресурсы предмета | Назвать последним в очереди все ресурсы выставленного на аукцион предмета |
9 | «Да – Нет-ка» | Учить классифицировать объекты, находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки | Задавать вопросы по определённой схеме на загаданный педагогом предмет (схема в мозгу ребёнка): объект живой, неживой, природный, рукотворный |
10 | «Что лишнее?» | Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы | Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Ознакомление с природой | ||
Мир животных | |||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Помоги найти маму» | Упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей | (проблемная ситуация): детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти |
2 | «Что есть у животных» | Закреплять знание характерных видовых признаков животных: особенности строения, части тела, назначение жизненно важных органов | Найти и назвать, чей это хвост (уши т.п.), рассказать, зачем эта часть тела нужна животному |
3 | «Угадай по описанию» | Упражнять в умении узнавать животное по характерным признакам, развивать слуховое внимание | Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 игрушек-животных, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, кого из представленных животных загадал воспитатель |
4 | «Угадай кто лишний» | Упражнять в умении классифицировать животных: звери, птицы, рыбы; учить находить лишний объект из группы | Найти лишнее животное, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных животных, например: воробей, синица, ворона, слон - закрыть карточку «слон» картинкой птицы |
5 | «Кто что ест» | Уточнить знания детей о названиях животных, их потребности в питании. | Совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи |
6 | «Кто как передвигается» | Уточнить знания детей о животных, способах их передвижения, ввести в активный словарь слова, обозначающие действия | Педагог задает вопросы, например: у кого животное, ползущее по земле? – ребенок поднимает картинку или наоборот: педагог показывает картинку, спрашивает, что это за животное и как передвигается |
7 | «Чей домик» | Закреплять знания детьми названий животных, их места обитания, жилищах | Совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем |
8 | «Отгадай кто это» | Уточнить и систематизировать знания детей о животных, учить рассказывать о животном по именам признакам, ввести в активный словарь слова, обозначающие качество и свойства | Ребенку предлагается загадать загадку о животном, описывая его по модели с небольшой помощью взрослого, другие дети отгадывают |
9 | «Животные, растения, птицы» | Развивать внимание | Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу |
10 | «Волшебный светофор» | На объединение надсистемы и подсистемы объекта | Педагог показывает картинку с изображением животного. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части животного, зелёного – частью чего является животное, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Ознакомление с природой | |||
Мир растений | ||||
Название игры | Цель | Игровое действие | ||
1 | «Угадай, что где растет» | Совершенствовать знания детей о месте произрастания растений, активизировать словарь | Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растут растения, например: сад, огород, поле, лес. Ребенок, кидая мяч взрослому, называет растение: сад – яблоко, огород – капуста и т.д. | |
2 | «Угадай по описанию» | Упражнять в умении узнавать и называть растение по характерным признакам | Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 карточек с изображением растений, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, что из представленных растений загадал воспитатель | |
3 | «С какой ветки детки» | Развивать умение детей узнавать и называть деревья по характерным признакам: листьям, плодам. Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие названия деревьев, их плоды и семена | (проблемная ситуация): упали листья (плоды, семена), помогите им найти каждому свое дерево | |
4 | «Найди, чего не хватает» | Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде | На пустую часть карточки подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: береза, дуб, рябина …. ель; или: морковь, редиска, картофель … лук | |
5 | «Раз, два, три, к… беги» | Закреплять умение узнавать, находить и называть растения ближайшего окружения | На слова воспитателя дети должны быстро найди названное растение, и подбежать к нему. Выигравшим считается тот, кто оказался у растения первым | |
6 | «Угадай, кто лишний» | Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде | Найти лишнее растение, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: «Ромашка, василек, роза, береза, - картинку «береза» закрыть изображением цветка | |
7 | «Теремок» | Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения | Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него | |
8 | «Волшебный светофор» | На объединение надсистемы и подсистемы объекта | Педагог показывает картинку с изображением растения. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части растений, зелёного – частью чего является растение, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит | |
9 | «Животные, растения, птицы» | Развивать внимание | Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу | |
10 | «Мои друзья» | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь | Дети берут роль объекта материального мира. Педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему | |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Предметный мир | ||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Узнай меня» | Учить описывать предмет, не называя его | Описывать свойства предмета, не произнося его названия |
2 | «Поезд» | Развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами | Дети скрепляют картинки-вагончики поезда друг с другом, устанавливая между ними взаимосвязи |
3 | «Как это раньше делалось?» | Учить определять временную зависимость объекта и его функции | Дети называют современный объект, изготовленный человеком и определяют зачем он придуман и как раньше данная функция выполнялась |
4 | «Мир вокруг нас» | Учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные | На «модели мира» распределить на две части объекты природного и рукотворного мира |
5 | «Где живёт» | На выявление над-системных связей, развивать речь, мышление | Дети называют среду обитания предмета рукотворного мира |
6 | «Что в чём» | Учить по определению подсистемы выстраивать систему | Дети должны назвать не менее 5 систем частью чего является предмет |
7 | «Кто (что) это такое может быть?» | Учить называть и обосновывать два противоположных значения предмета | Назвать предметы и обосновать их два противоположных значения |
8 | «Найди друзей» | Учить выделять функцию объекта, определять, кто или что выполняет эту же функцию | Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту функцию |
9 | «Что было бы, если убрать часть?» | Учить « разбирать» любой объект на составляющие части | Назвать составляющие части объекта, что будет с объектом, если убрать какую-либо его часть |
10 | «Как много всего сделал человек»
| Учить классифицировать предметы рукотворные по функции | Назвать для чего сделан каждый предмет и в какой сектор входит |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Картотека игр по ТРИЗ технологии для детей младшей группы (от 3 лет)
Карточка 1.
Что умеет делать?
Цель: формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Воспитатель называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Воспитатель: Что может мяч?
Дети: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
Воспитатель: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а ещё сумку донести.
Воспитатель: Ещё?
Дети: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
Воспитатель: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Воспитатель: Что может дождь?
Дети: Растворить лёд.
Карточка 2.
Раньше-позже.
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия «сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Правила игры:
Воспитатель называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперёд или назад.
Ход игры:
Воспитатель: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Дети: Мы одевались на прогулку.
Воспитатель: А до этого?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а ещё раньше завтракали…
Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
Воспитатель: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребёнок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А какой день недели был вчера?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…
Карточка 3.
Паравозик.
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.
Правила игры:
Воспитатель готовит 5–6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий — педагог, а позже ребёнок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».
оспитательВ: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребёнок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берёт свою, встаёт, а за ним встаёт ребёнок со следующей по смыслу картинкой и так далее.
(При ознакомлении с понятиями «система сейчас», «система в прошлом», «система в будущем»).
(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).
Воспитатель: Вот картинка с изображением зелёного листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: жёлтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зелёной окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что происходит зимой?
Дети: Снег идёт, мороз.
Воспитатель: Это хорошо?
Дети: На санках можно кататься.
Воспитатель: На санках кататься плохо почему?
Дети: Упасть можно и удариться.
Воспитатель: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идёт, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?
Дети выбирают картинки.
Карточка 4.
Где живет?
Цель: на выявление надсистемных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры:
Воспитатель называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов и местонахождение.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя чёткая Цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Воспитатель: Где живёт медведь?
Дети: В лесу, в зоопарке.
Воспитатель: А ещё?
Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живёт собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.
Воспитатель: Где живёт подорожник?
Дети: На дорожке растёт. На лужайке и в поле. А ещё в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.
Воспитатель: Где живёт гвоздь?
Дети: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моём ботинке!
Карточка 5.
Что будет, если…
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдёт снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага». Ребёнок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т. д.
Карточка 6.
Солнышко.
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Воспитатель начинает предложение, а ребёнок заканчивает. Например, дождь — идёт, а ещё… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лёд тают, птица и самолёт летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А ещё? Греет солнышко, шуба, батарея… А ещё? Гудит машина, поезд…
Карточка 7.
Хорошо-плохо.
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Воспитателем называется любой объект, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Воспитатель: Съесть конфету — плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Дети: Потому что она сладкая.
Воспитатель: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
Воспитатель: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Карточка 8.
Раз, два, три… ко мне беги!
Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.
Правила игры:
Воспитатель раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определённой установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолёта, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колёса, запах, звук…). Воспитатель спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на над систему.
Например: «Раз, два, три, все, кто живёт в поле ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!» К воспитателю подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…
При формировании представления о некоторых растениях: «Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) — ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).
Карточка 9.
Уменьшаем и увеличиваем.
Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище.
Правила игры.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.
Следите за тем, чтобы ребёнок не называл вместо правильного ответа детёнышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — телёнок, а корова — коровка.
То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребёнок даёт его обычный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.
Карточка 10.
Назови одним словом.
Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.
Правила игры.
Воспитатель что-то описывает, а ребёнок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — ёлка.
Карточка 11.
Цепочка.
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
Правила игры:
Воспитатель показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку так далее.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) с элементами технологии ТРИЗ в средней группе.
Тема: «Овощи и фрукты»
Задачи:
1.Закрепить знания детей об овощах и фруктах, чем похожи и чем отличаются, что в них хорошего и что плохого.
2.Развивать мелкую моторику руки.
3.Закреплять приемы лепки.
Оборудование: поднос, муляжи овощей и фруктов, пластилин, дощечки.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадки:
-Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(морковь)
-Сто одежек и все без застежек.
(капуста)
-Сидит дед во сто шуб одет.
(лук)
-Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)
В:
-Дети, вы все очень любите овощи и фрукты. Что в них хорошего?
Дети:
-Они вкусные, полезные, в них много витаминов, меньше будем болеть.
В:
-Что в них плохого?
Дети:
-Лук горький, от него плачут не только взрослые, но и дети; фрукты и овощи нужно мыть перед тем, как есть.
В:
-Чем похожи фрукты и овощи?
Дети:
- Их нужно мыть перед едой, можно есть сырыми, некоторые похожи по флрме (яблоко-помидор), все они полезны, в них много витаминов.
В:
-Чем отличаются овощи и фрукты?
Дети:
-Овощи растут на грядках, фрукты на дереве, из овощей варят еду, а из фруктов нет.
В:
-Какие человечки живут в овощах и фруктах?
Дети:
-Твердые (кожа, зерно, мякоть), жидкие (сок).
В:
-Сейчас мы будем лепить овощи и фрукты. Для кого мы будем их лепить?
Ответы детей.
В:
- Ребята, на Севере очень холодно, у нас не растут овощи и фрукты. Вот мы с вами сейчас их слепим, поставим в грузовик и отвезем в подарок детям из другого садика.
Дети лепят овощи и фрукты по выбору.
Рефлексия.
Рассматривание готовых работ, погрузка в «грузовик». Беседа о проделанной работе.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство с профессией Модельер».
Задачи:
1.Продолжить знакомить детей с профессией швейной промышленности - Модельер.
2.Учить создавать новую одежду с использованием метода морфологического анализа.
3. Воспитывать интерес к профессии «Модельер»
Оборудование: бумага, краски, ножницы, кисти, карандаши, ткани, пуговицы, бросовый материал.
Ход занятия:
В:
-Предлагаю вам подойти к зеркалу и посмотреть на себя. Во что вы одеты? Нравится ли вам ваша одежда? Почему нравится (не нравится)?
В:
-Предлагаю вам подойти к окну и посмотреть на улицу. Что вы там увидели? Какое время года за окном? Можем ли мы пойти на улицу вот так, в том, во что мы одеты? Почему не можем?
Ответы детей.
В:
-Почему вы оставляете одежду в шкафчиках, а не носите ее в группе?
Дети:
- в группе в такой одежде неудобно, жарко, она мешает играть.
Педагог вносит в группу куклу в осенней одежде.
В:
-Скажите, что общего между вами и куклой и чем вы отличаетесь?
Ответы детей.
Педагог:
-Вы хотите, чтобы кукла осталась у нас в группе? Тогда вам надо познакомиться с ней, назвать каждому свое имя, предложить кукле остаться в группе и раздеться.
В:
-Нашей кукле нужно платье так, как она должна находиться в группе в легком платье. Как вы думаете, кто участвует в создании одежды?
Ответы детей.
Педагог рассказывает детям о профессии модельера.
В:
-Давайте подумаем, с чего начинает работу модельер?
Ответы детей.
В:
-Работа модельера начинается с эскиза, затем снимают мерки и делают выкройку, крой ткани и шитье одежды.
Педагог предлагает детям сделать эскиз для куклы, кто, что хочет предложить, снять мерки с куклы; сконструировать одежду, чтобы в ней всегда было тепло, но не жарко и не холодно, легко и удобно.
Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам показалось сложным?
С какой профессией познакомились?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в старшей группе.
Тема: «Улетают птицы».
Задачи:
1.Закрепить у детей знания о том, куда деваются птицы, используя метод сравнения.
2. Выяснить, чем похожи лето и осень и чем они отличаются.
3.Закрепить знание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…»
Ход занятия:
В:
-Дети, все вы знаете время года Осень. Скажите, что в ней хорошего?
Дети:
-Красивые листья, урожай овощей и фруктов.
В:
-Что плохого в осени?
Дети:
-Холодно, часто идут дожди, облетают листья, улетают птицы.
В:
-Чем похожи лето и осень?
Дети:
-Вначале осени тепло как летом, листья зеленые, как и осенью, летом тоже бывает дождь.
В:
-Чем отличается лето от осени?
Дети:
-Осенью холоднее, чем летом, улетают птицы, вянет трава.
В:
-Куда деваются букашки, и почему?
Дети:
-Становится холодно и букашки прячутся под кору деревьев и засыпают.
В:
-Куда деваются птицы?
Дети:
-Часть птиц остается с нами, но большинство улетают в теплые края.
В:
-Какие птицы остаются с нами зимовать?
Ответы детей.
В:
-Какие птицы улетают в теплые края?
Ответы детей.
В:
-Почему они улетают?
Дети:
-На улице становится холодно, исчезают (прячутся) насекомые, а большинство птиц питаются ими, поэтому они и улетают в теплые края.
Педагог предлагает прочитать 2 детям стихотворение А.Плещеева «Осень наступила…» по 2 четверостишия.
Физкультминутка.
В:
-Дети, представьте себя птицами:
-Как ходит цапля;
-Воробей;
-Ласточка;
-Скворцы и т.д.
В:
-Давайте придумаем птицу, которая могла бы жить, не улетая, но в тоже время уметь красиво петь и быть красивой.
Дети:
-Клюв-вороны;
-Перышки-совы;
-Голос-соловья;
-Голова-голубя.
Рефлексия.
-Ребята, вот мы и придумали идеальную птицу. Сейчас я вам предлагаю стать птицами и придумать небольшой рассказ о том, куда бы вы полетели, с чем интересным встретились?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в средней группе.
Тема: «Знакомство со свойствами веществ».
Задачи:
1.Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2.Продолжать развивать логическое мышление.
3.Продолжать учить решать противоречия.
4.Активизировать словарь (гладкий -шершавый, хрупкий - прочный, твердый - мягкий, тяжелый - легкий).
Оборудование: две коробки, гвоздь, карандаш, свеча, спички, молоток, ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные бруски, металлические пластины.
Предварительная работа: Беседы на тему «Дерево и металл – чем они отличаются друг от друга»; чтение литературы.
Ход занятия:
В:
-Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами.
-Серый Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом поведет, там след кладет.
(карандаш)
-Металлический Антошка, он на очень длинной ножке.
По голове постучишь –что-нибудь да смастеришь.
(гвоздь)
В:
-А как узнать, в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
Дети: посмотреть.
В:
-А если не глядя?
Дети: потрогать (определяют на ощупь).
В:
-А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?
Дети: можно, но сложно.
В:
-А вот и они, наши гости гвоздь и карандаш. Давние друзья и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав?
Ответы детей.
В:
-Какие предметы из дерева вы знаете?
Ответы детей.
В:
-А из металла?
Ответы детей.
В:
-Возьмите в руки деревянный брусок, металлическую пластину. Какие они на ощупь?
Дети: пластина гладкая, а брусок шероховатый, шершавый.
В:
-Приложите к одной щеке пластину, а к другой брусок. Что вы чувствуете?
Дети: дерево теплое, а металл холодный.
В:
-Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок (вбивают), в металлическую пластину (пробуют). Почему мы смогли забить гвоздь в дерево и не смогли забить его в пластину?
Дети: дерево мягкое, а металл твердый.
В:
-А если бросить в воду гвоздь? (бросают). А деревянную палочку? (бросают).Что происходит?
Дети: гвоздь утонул, а палочка плавает.
В:
-Почему?
Дети: гвоздь тяжелее палочки.
В:
-А теперь попробуем сломать гвоздь (пробуют), палочку (ломают). Почему палочка сломалась, а гвоздь нет?
Дети: дерево хрупкое, металл прочный.
В:
-А что будет, если поднести к огню (зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?
Дети: палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
В:
-Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили, что вы уже много знаете о дереве и о металле.
Физкультминутка.
Игра малой подвижности «Скажи наоборот».
В:
-Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они шли и попали на реку (показывает картину). Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему?
Дети: он боится утонуть.
В:
-Значит гвоздь должен войти в воду, чтобы перебраться вместе с карандашом на тот берег, и не должен входить в воду так, как он утонет. Что делать?
Ответы детей:( карандаш может перевести его на себе, можно смастерить из веток плот.).
В:
-Вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Как вы думаете, кто из них пойдет ловить рыбу, а кто будет разводить костер?
Ответы детей.
В:
-Сварили друзья уху, гвоздь достал свою ложку из металла, а карандаш свою из дерева, и опять заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так, кто быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул на свою ложку. Почему?
Дети: дерево нагревается очень медленно, а металл быстро и становится раскаленным.
В:
-Что же получается: ложка у гвоздя должна быть металлической, чтобы он не смог прокусить ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжегся?
Дети: сама ложка пусть будет из металла, а ручка из дерева.
В:
-Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер?
Дети: залить водой -это может сделать карандаш. Закидать песком – с этим может справиться гвоздь.
В:
-Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете на прогулку в лес и разложите костер, то, уходя домой, не забудете затушить его, чтобы не случился пожар.
