Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

 Личиева Диана Вахаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Участие в смотр-конкурсе «Лучший центр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»541.43 КБ
PDF icon Участие в смотр-конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» (3 место)465.55 КБ
PDF icon Участие в конкурс учебно-методических пособий по формированию предпосылок функциональной грамотности.462.24 КБ
PDF icon Участие в конкурсе учебно-методических пособий по формированию предпосылок функциональной грамотности.583.87 КБ
PDF icon Участие в конкурсе «Лучшая разработка дидактической игры направленной на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с ху273.44 КБ
Файл Семинар практикум «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»29.17 КБ
PDF icon Подготовка воспитанника к муниципальному конкурсу чтецов для детей старшего дошкольного возраста270.15 КБ
PDF icon Онлайн акция "День Победы"724.29 КБ
Файл Круглый стол «Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях в детском саду»20.12 КБ
PDF icon Приказ мероприятия в рамках экологического Марафона «Моя Югра – моя планета» 873.92 КБ
PDF icon Приказ о проведения Дня самоуправления453.22 КБ
Файл Семинар-практикум «Современные формы и методы работы в ДОУ по формированию предпосылок читательской грамотности»26.26 КБ
Файл Мастер-класс: «Использование приёмов ТРИЗ – технологии в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста»18.21 КБ
PDF icon Приказ о проведении Дня здоровья660.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                      Личиева Д.В

Семинар-практикум

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

форма проведения: Деловая игра для педагогов.

Цели семинара - практикума:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • повысить интерес педагогов к данной проблеме.

Организационный момент:

Игра: «Обратись к соседу!»

Вам необходимо обратиться по очереди к соседу, не называя его по имени.

Например, «Я начну нашу цепочку: коллега – сосед – друг – напарник – сослуживец – россиянин – землячка – товарищ – девушка – женщина – приятельница – гражданка – госпожа – сударыня – мадам – сестра – уважаемая – голубушка – руководитель – начальник…»


Ход семинара-практикума:

  1. Вступительное слово.

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. 

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. 

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Цели и задачи:

Патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

·        формирование нравственно-духовных особенностей личности;

·        формирование чувства гордости за свою нацию;

·        формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

·       формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

                            Деловая игра.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды.

Ведущий: Вы разбились на команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумайте название команд. 

1. Тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины.

  • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
  • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
  • Коллективная творческая работа «Родина». (нарисовать)

Интересный исторический факт пока выполняют коллективную работу.

БОРОДА – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

2. «Мозговая разминка».  

(За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.)

  • Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
  • Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
  • Земля, где ты родился? (Родина).
  • Древнее название России? (Русь).
  • Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
  • Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
  • Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
  • Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
  • Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
  • Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
  • Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
  • Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
  • Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
  • Официальная эмблема государства? (Герб).
  • То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
  • Как в старину называли дом? (Изба)
  • Один из православных праздников? (Пасха)
  • Короткая шутливая песенка? (Частушка)
  • Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
  • Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
  • Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
  • Население определенной стороны? (Народ)
  • Страна, в которой человек родился? (Родина)
  • Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
  • Человек любящий свою страну? (Патриот)

3. «Мозговая атака». (Глиссандо на металлофоне)

Ведущий.  Вам нужно  найти продолжение пословицы.

4. «Бой пословиц». 

Ведущий. Пожалуйста, возьмите в конверте карточку с заданием. Вам нужно восстановить пословицы.

1 команда.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.


2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

5. «Мозголомы». 

Кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

1.Качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством.

2.Населенный пункт.

3.Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

4.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

5.Страна, в которой мы живем.

6.Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его.

7.Ячейка общества.

8.Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.

9.Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.


6

9

3

7

2

5

4

1

8

Ответы на кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»

6

9

н

р

а

в

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

о

3

л

7

2

г

5

е

с

г

р

4

п

р

а

в

о

р

е

о

а

о

а

м

1

г

р

а

ж

д

а

н

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

о

д

с

т

я

д

а

и

н

н

я

8

р

о

д

и

н

а

и

с

н

т

ь



6. «Черный конверт». 

Ведущий. Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию определить изображение какого предмета находится в черном конверте. Внимание! Вопрос!

1 команда.

В черном конверте находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).


2 команда.

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

7. Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней  женщины?
(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)


Рефлексия «Всё в наших руках»

Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!

Подведение итогов игры.

Спасибо за участие!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Методика чтения и рассказывания художественного произведение на занятиях в детском саду».

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.

Слайд2 На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи, которые вы видите на экране:

  • Формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);
  • Развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.
  • Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, - они формулируются для каждого занятия отдельно.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

Слайд 3. 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Слайд 4. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Слайд 5. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

Слайд 6. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения ( показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т. п., используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр., побуждает инсценировать отрывок из сказки.

Известно, что на третьем году жизни ребенок может слушать рассказ взрослого, не сопровождаемый показом. Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых сказок. Необходимо также предусматривать задания на формирование интонационной выразительности речи. Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка (с детьми рассматривают иллюстрации к сказкам и знакомят с персонажами).

Хочу обратить внимание на то что, надо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается, стихотворения читаются и заучиваются. Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Типы занятий :

1. Чтение и рассказывание одного предложения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

Слайд 7. а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

Слайд 8 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

слайд 9. б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

слайд 10 в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи :

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Слайд 11 Рассматривание иллюстраций, картинок, панно, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Повторное чтение. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после беседы, которая проводится после первичного чтения. Большие произведения требуют какого-то времени для осмысления, далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Предлагать драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек. Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Слайд 12 А теперь давайте превратимся в детей и сыграем сказку «Репку»

В методике показа диафильмов важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя. Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой мы используем разные методы в своей работе, такие как рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, обыгрывание сказок по ролям, показ настольного, теневого театра, пальчикового театра

 Слайд  13 акже я при заучивании стихотворений использую в своей работе мнемотаблицы- это схемы, в которые заложена определенная информация на первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Сейчас я хочу с вами выучить небольшое четверостишье:

Слайд 14 Есенин Сергей Александрович

«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

      – О чем стихотворение?

       – Понравилось ли тебе?

- были ли непонятные слова?

       Читаю, повторно по строчкам.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Личиева Д.В

Семинар - практикум «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. (ЮНЕСКО, 1957 г.)

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев).

Напомню, что на данном этапе дошкольного детства мы можем говорить о 7 видах функциональной грамотности, к которым мы готовим ребенка в дошкольном возрасте:

1.Читательская грамотность

2.Математическая грамотность (способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах);

3.Финансовая грамотность (формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни);

4.Естественнонаучная грамотность (способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений);

5.Компьютерная грамотность (применение информационно – коммуникативных технологий);

6.Развитие креативного мышления (один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию);

7.Глобальная грамотность (умение с различных точек зрения рассматривать проблемы глобального и межкультурного взаимодействия: экология, здоровье, правовые отношения, межкультурные отношения, общечеловеческие ценности и т.д.).

Мы определили, что в связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Таким образом, читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

Компоненты читательской грамотности:

 - нахождение и извлечение информации;

- интегрирование и интерпретирование информации;

- осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать.

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Эту работу можно условно разделить на  два направления:

1. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, способствование пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.

2. Развитие  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылку обучения грамоте, формирование первоначальных навыков чтения.  

Реализация этих двух направлений и будет  способствовать мотивации   дошкольников к осознанному чтению.

Для того, чтобы работа по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников проходила доступно, интересно и была эффективна, педагогу необходимо в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, методами и приемами работы  с текстом.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом: 

1. Работа с текстом до чтения.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Например: «Я очень любила в детстве слушать, как мама мне читала эту сказку/стихотворение», «Ребята, я прочитала этот рассказ и кое-что меня очень взволновало/расстроило/удивило/рассмешило…», «Автор … хотел, чтобы вы послушали… /предлагает нам», «сегодня мы отправимся в литературное путешествие…», «Сегодня нас ждет встреча с…», после прочтения названия произведения, спросить «Как вы думаете, о чем здесь будет  говориться?» и т.д.

2. Работа с текстом во время чтения.

Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.

Как правило, для восприятия выбираются короткие произведения, для того, чтобы ребенок мог удержать в памяти содержание и понять смысл. Первое прочтение ведется без рассмотрения иллюстраций и комментирования содержания.

Затем, дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. Возможно рассмотрение иллюстративного материала (если оно качественного исполнения)

3. Работа с текстом после чтения.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Это анализ его содержания, характеристика поведения героев, предложенной ситуации, размышления ребят, выводы.

При работе с литературным произведением:

1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;

2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;

3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;

4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.

Текст, не насыщенный игровыми и зрительными образами, часто не интересен ребенку. Что мы можем сделать, чтобы «оживить» работу с текстом, с информацией? Побудить ребенка к осмыслению и  анализу?

Здесь нам на помощь придут разнообразные методы и приемы, элементы технологий: мнемотехника, «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Перемешанные события», «Продолжение произведения» (придумывание конца). Среди них элементы технологии критического мышления: создание мнемокарт, «Кластер»,  «Синквейн», «Дерево предсказаний», «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные суждения» и т.д. Одним из инструментов формирования основ читательской грамотности может стать проектная деятельность.

 Рассмотрим примеры применения некоторых методов и приемов в работе с текстами и информацией.

Мнемотехника – давно и хорошо знакомый прием работы с детьми, используемый для визуализации текста, его заучивания и анализа. Берем лист и расчерчиваем его в клетки, затем схематично или с помощью иллюстраций «вписываем» события в клеточки. В этой технике не столь важна привлекательность рисунков, важен именно их смысл. Опираясь на простые рисунки, выполненные педагогом или самими детьми, ребятам легче могут пересказать события, поменять их местами, проанализировать  описанную информацию.

На примере мнемотаблиц, для описания игрушек, предметов, картин, составления рассказов можно применять мнемосхемы-алгоритмы. Мы часто заключаем в такие схемы алгоритм одевания, умывания, ухода за растениями, проведение опытов и т.д.

 «Верные и неверные суждения» («плюс, минус»). При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.

Примеры:

-некоторые птицы не летают;

- все пятилетние дети – школьники;

- некоторые люди умеют хорошо петь;

- яблоки растут на березе;

- сейчас идет дождь;

- все кошки черные;

- зайцы живут в лесу;

- некоторые насекомые умеют летать;

- все люди любят сыр;

- все дети знают сказку «Три поросенка»;

- грибы и ягоды растут в лесу;

- все девочки с длинными волосами.

Еще один прием – «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели корзина пополняется новыми знаниями. В обобщающей беседе, перебирается содержимое корзины, и подводятся итоги.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

• Тонкие вопросы требуют односложного ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

• А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: «Дайте объяснение, почему…? «А что, если…?», « Почему вы думаете, что…?» Чтение с остановками. По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Прием «Синквейн». В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор. Памятка «Правила написания синквейнов». 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. 5. Пятая строчка – ассоциации. Так как дети не умеют писать и читать, то можно составлять синквейны устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей. Модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям. Этапы работы. 1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика. «Кто это?» - Ежик.

«Что это?» - машина.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель - прилагательное актуализируется адъективная лексика.

«Ежик, какой?» - Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 этап. «Слово-действие», предъявляется модель - глагол.

«Ежик что делает?» - Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

4 этап. Фраза, показывающая отношение к теме.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Например, «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений.

По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать  то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

?

Злой, серый

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщит, добычу ищет

Серенький бочок

(волк)

 «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Число и цифра 7»

 - Какие ассоциации возникают при рассмотрении числа и цифр 7?

- Называйте всё, что вспоминается.

Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова , фигурой или рисунком – символом.

- Докажите, что вы назвали правильные слова.

Доказанные слова соединяются с цифрой 7 с помощью стрелок.

- Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Построение логической цепочки может проводиться совместно с педагогом, в группах/парах на занятии, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Детям, после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.

«Логическая цепочка» Например, после изучения деревьев, можно попросить детей составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

Прием «Перепутанные логические цепочки». Педагог предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача воспитанников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

Например:

съесть яблоко – сорвать яблоко – вырастить яблоко

день – утро – вечерь – вечер – ночь.

Прием «Что напутал художник?»

Одна из любимых игр детей. Необходимо найти несоответствия в картине и объяснить их. Эта игра развивает внимание, речь, логическое мышление. Дети в форме шутки описывают картину и то, как ее можно исправить.

Устали в зале все, и надобно взбодриться.

Вот здесь есть то, что Вам в работе пригодится.

И в феврале холодном просто ради шутки

О нашей встрече в память я дарю Вам незабудки.

Раздаю всем присутствующим «Памятки-незабудки»

«Педагогическое ателье»

Сегодня мы вспомнили и познакомились с некоторыми приемами формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников. А сейчас, немного практики. Вы уже разделены на 2 команды, на столе у каждой команды лежат конспекты НОД по развитию речи, на основе методики О.С. Ушаковой. Но некоторые детали конспекта пропущены. Дополните конспект приемами, которые мы сегодня рассмотрели. Помогут вам  «Памятки-незабудки»

 



Предварительный просмотр:

Личиева Д.В

Мастер класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ-технологии в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста».

Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Через свой родной язык он погружается в жизнь людей, которые его окружают. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир.

Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технологииТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач.

Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине.

Организации работы с картиной

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество на-рисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. Картина находится в поле зрения детей на все время работы с ней.

4. Игры по картине проводятся с подгруппой или индивидуально.

5. Итоговым можно считать развернутый рассказ детей дошкольного возраста, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Этапы обучения рассказыванию по картине

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возрастДетей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, может быть дана краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подска- зать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия, изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Особенность данной методики, то что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

Методика направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Зарубежный психолог Джордж Принс писал: «Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных, интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словомТРИЗ – это сокровище».

Алгоритм работы с картиной:

Шаг 1. Состав картинки.

Игра «Дели!» (Определение состава картины). С детьми рассмотреть картину. Для более детального рассмотрения картины использовать прием «Подзорная труба» (имитация кулачками в виде трубы или готовые картонные трубочки). Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Шаг 2. Взаимосвязь между объектами.

Игра «Давай!» (Нахождение связей). Разобрать, как связаны между собой объекты на картине. (Дети выделяют два объекта на картине и объясняют, почему они между собой связаны).

Шаг 3. Характеристики объектов и действий.

Необходимо использовать прием вхождения в картинку. Активно исследовать картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказывать о полученных ощущениях, используя 5 чувств : зрение (глаза, слух (уши, обоняние (нос, вкус (язык, осязание (кожа)Пять действий: увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать.

Для привлечения внимания детей можно использовать волшебников-помощников«Я вижу»,

«Я слышу»«Я чувствую запах»,

«Я чувствую вкус»«Я трогаю руками».

Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик.

Составлять рифмованные тесты по мотивам содержания картины. Работа по созданию рифмовок строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводятся игры«Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой. Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.

Шаг 5. События предшествующие и последующие.

Игра «Отставай-Забегай!» (Выстраивание временной последовательности). Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рас- сказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как. ; после того, как. ; утром. ; потом. ; в прошлом; в будущем; днем; но- чью; зимой; летом; осенью; вес- ной.). Выбрать одного из героев и представить пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.

Шаг 6. Разные точки зрения.

Перейти на разные точки зрения. Определить состояние одного из героев. Войти в его состояние и описать его окружение или события с точки зрения этого героя. Затем найти другого героя в ином состоянии или взять того же героя в другое время и в другом состоянии. Описать все с новой точки зрения. Включить описания с разных точек зрения в рассказ. Интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Начинать надо с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.

Что дает работа по данной методике:

Рассказывания детей по картине превращаются из скучного занятия в увлекательную игру. Дети раскрепощаются. Дети проявляют свои творческие способности, фантазируют. Рассказы отличаются многообразием, красочностью, интересными находками.


Предварительный просмотр: