Дополнительное образование

Кутуева Ирина Фатыйховна

Кружок "Волшебные ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Программа дополнительной услуги по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ручки» 2022-2023675.6 КБ
PDF icon Программа дополнительной услуги по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ручки» 2021-20221.12 МБ
Файл Анализ усвоения творческих способностей детей начало 2021-2022 уч.г.54.67 КБ
Файл Отчёт о работе кружка «Волшебные ручки» 2021-2022 уч.г.15.08 КБ
Файл Анализ усвоения программы кружка «Волшебные ручки» начало 2020-2021 уч.г.14.66 КБ
Файл Анализ усвоения программы кружка «Волшебные ручки» конец 2020-2021 уч.г.15.2 КБ
Файл Опыт работы "Интеграция образовательных областей в процессе использования нетрадиционных техник"28.46 КБ
Файл Мастер класс "Лепим, играем, речь развиваем"15.77 КБ
Файл Рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»12.98 КБ
Файл Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕХНИКЕ ЛЕПКИ

(ТЕСТОПЛАСТИКЕ)  2021- 2022г    

№ п/ п

Фамилияимя ребенка

Умение детей задумывать содержание лепки развитие замысла в процессе лепки

Умение использовать в лепке разнообразные приёмы

Передача образа

Умение использовать стеку при лепке из теста

Творческие способности

Уровень

Форма

Строение

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

к.г.

н.г

к.г.

1

в

в

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

2

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

с

в

3

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

с

в

4

с

в

с

с

с

в

с

в

с

с

с

с

в

с

с

5

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

6

в

в

с

в

в

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

7

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

с

в

8

с

в

в

в

с

в

в

в

с

в

с

в

в

в

в

9

с

в

с

в

с

в

в

в

с

в

с

в

в

с

в

10

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

в

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Анализ усвоения  творческих способностей детей на начало года (2021)

программы дополнительной платной услуги по развитию основ декаративно – прикладного искусства у детей среднего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Цель: Оценка уровня актуального развития у  детей творческих способностей.

План исследования:

  • Отбор диагностических методик в соответствии с возрастными требованиями
  • Изготовление диагностического материала
  • Проведение тестирования
  • Обработка результатов
  • Написание заключения

Сроки проведения: 0ктябрь  2021 года.

Списочный состав: 10детей.

Мониторинг разработан на основе парциальной программы Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем

 Оценка  уровня проводится  по  3-х  бальной  системе:

3 – высокий  уровень  развития;

2 – средний  уровень  развития;

1 – низкий  уровень  развития

Критерии оценки и показатели уровня развития творческих способностей детей

Высокий уровень(от13до18баллов): Может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно используетв лепке разнообразные приемы. Перед лепкой делится своими творческими планами, активно вносит творческие элементы, осуществляет задуманное.Правильно и по назначению использует стеку и другие дополнительные материалы.

Средний уровень(от7до12баллов): Может лепить с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел вовремя лепки, добавляет элементы, отображая не сложный сюжет. При напоминании, использует частично разнообразные приемы лепки.Умеет использовать стеку при лепке и другие дополнительные материалы.

Низкий уровень (ниже6баллов): Может лепить простые предметы. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать        форм у предметов, пропорции. Во время лепки использует однообразные приемы. При побуждении и помощи педагога не вносит творческие элементы, которые внесли дети. Не может задумывать содержание лепки лепить задуманное, помощь в взрослого не принимает. Стеку при лепке не использует или использует не по назначению и другие дополнительные материалы.

Диагностический инструментарий

  1. Задание Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется,        используя при этом дополнительный материал, не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.
  • Оценка:

I.        Умение детей задумывать содержание лепки, развитие замысла в процессе лепки;

3балла–ребенок самостоятельно задумывает содержание лепки, реализуя задуманное в процессе лепки;

2балла–ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки реализует задуманное в лепке;        

1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.

II.        Умение использовать в лепке разнообразные приемы.

3балла–ребенок самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы.

2балла–ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы лепки.

1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.

III.        Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.

1.Форма:

3балла– формы переданы точно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–искажен, форма не удалась.

 2.Строение:

3балла–части расположены верно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–части предметов расположены неверно.

IV.        Умение        использовать        стеку        и        другие        дополнительные материалы при лепке из пластилина.

3балла–ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке; 2        балла–ребенок допускает ошибки при пользованиистекой;1балл–ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.  

V. Творческие способности.

-самостоятельность замысла;

-оригинальность изображения;

-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2. Задание. «Вылепи друга утенку» помогает выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, при этом детям предлагается

Разнообразный природный и дополнительный материал для декорирования поделки.

3.балла- ребёнок активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

2балла-ребёнок частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

1балл-ребёнок        не использует        в своей работе природный и дополнительный материал, не украшает поделку.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дает в описательной форме.

Мониторинг уровня усвоения программы дополнительного образования кружка «Волшебные ручки» показал следующие результаты:

Высокий уровень:  5 детей (42%)

Средний уровень:  5 ребенка (58%)

Низкий уровень:  0детей   (0 %)

Проводя анализ можно отметить, что дети на начало учебного года могут лепить с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, с трудом развивают замысел вовремя лепки, добавляют элементы, отображая не сложный сюжет. При напоминании, используют частично разнообразные приемы лепки. Допускает ошибки при пользовании стекой при лепке и другие дополнительные материалы, с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки реализует задуманное в лепке; частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку.

Анализ усвоения  творческих способностей детей на конец года (2022)

программы дополнительной платной услуги по развитию основ декаративно – прикладного искусства у детей среднего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Цель: Оценка уровня актуального развития у  детей творческих способностей.

План исследования:

  • Отбор диагностических методик в соответствии с возрастными требованиями
  • Изготовление диагностического материала
  • Проведение тестирования
  • Обработка результатов
  • Написание заключения

Сроки проведения: май  2022года.

Списочный состав: 10 детей.

Мониторинг разработан на основе парциальной программы Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем

 Оценка  уровня проводится  по  3-х  бальной  системе:

3 – высокий  уровень  развития;

2 – средний  уровень  развития;

1 – низкий  уровень  развития

Критерии оценки и показатели уровня развития творческих способностей детей

Высокий уровень(от13до18баллов): Может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно использует        в лепке разнообразные приемы. Перед лепкой делится своими творческими планами, активно вносит творческие элементы, осуществляет задуманное.Правильно и по назначению использует стеку и другие дополнительные материалы.

Средний уровень(от7до12баллов): Может лепить с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел вовремя лепки, добавляет элементы, отображая не сложный сюжет. При напоминании, использует частично разнообразные приемы лепки.        Умеет использовать стеку при лепке и другие дополнительные материалы.

Низкий уровень (ниже6баллов): Может лепить простые предметы. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать        форм упредметов, пропорции. Во время лепки использует однообразные приемы. При побуждении и помощи педагога не вносит творческие элементы, которые внесли дети. Не может задумывать содержание лепки лепить задуманное, помощь в взрослого не принимает. Стеку при лепке не использует или использует не по назначению и другие дополнительные материалы.

Диагностический инструментарий

  1. Задание Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется,         используя при этом дополнительный материал, не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.
  • Оценка:

I.        Умение детей задумывать содержание лепки , развитие замысла в процессе лепки;

3балла–ребенок самостоятельно задумывает содержание        лепки, реализуя задуманное в процессе лепки;

2балла–ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки реализует задуманное в лепке;        

1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.

II.        Умение использовать в лепке разнообразные приемы.

3балла–ребенок самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы.

2балла–ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы лепки.

1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.

III.        Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.

1.Форма:

3балла– формы переданы точно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–искажен, форма не удалась.

 2.Строение:

3балла–части расположены верно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–части предметов расположены неверно.

IV.        Умение        использовать        стеку        и        другие        дополнительные материалы при лепке из пластилина.

3балла–ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке; 1        балла–ребенок допускает ошибкиприпользованиистекой;1балл–ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.  

V. Творческие способности.

-самостоятельность замысла;

-оригинальность изображения;

-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2. Задание. «Вылепи друга утенку» помогает выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, при этом детям предлагается

Разнообразный природный и дополнительный материал для декорирования поделки.

3.балла-ребёнок активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

2балла-ребёнок частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

1балл-ребёнок        не использует        в своей работе природный и дополнительный материал, не украшает поделку.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дает в  описательной форме.

Мониторинг уровня усвоения программы дополнительного образования кружка на конец   занятий показал следующие результаты: Высокий уровень:  9 детей (95%)

Средний уровень:  1 ребенка (5%)

Низкий уровень:  0 детей   (0 %)

Проводя анализ можно отметить, что дети посещающие в течении учебного года занятия по развитию основ декаративно – прикладного искусства дети научились экспериментировать с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа

По собственной инициативе в соответствии с замыслом используют нетрадиционные техники лепки. Дети самостоятельно задумывает содержание лепки, реализуя задуманное в процессе лепки; самостоятельно используют в лепке разнообразные приемы. Использование различных оттенков цвета при раскрашивании поделки. Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел у детей при выполнении работы оригинальный, основанный на наблюдениях, содержащий художественные обобщения,  в процессе работы почти не меняется. Дети активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку.  Задания выполняют самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами

Улучшилось зрительное, слуховое внимание, наблюдательность, образное мышление. В процессе творческой деятельности многие дети преодолели боязнь ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости.



Предварительный просмотр:

Отчёт о работе кружка «Волшебные ручки»

в старшей группе «Д».

Посещало кружок 14 человек, 4 раза в месяц по подгруппам.

Цель: 

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

 2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

 3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

 4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

 5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

 6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.

 7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

 8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Используемая литература:

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб. : Детство – Пресс, 2000.

1.        Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

2.        Грибовская А. А. обучение дошкольников декоративному рисовани ю, лепке, апликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009Т.

            Кружок «Умелые ручки» в старшей группе, начал свою работу с сентября месяца 2011 г. Определив направление в работе, я приступила к их реализации. Для реализации задачи по нетрадиционной технике рисования предлагала детям выполнить небольшие задания, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

К концу года дети научились использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы.

За год дети познакомились с такими техниками рисования как:

-        рисование ладошкой,

-        пальчиковая живопись,

-        рисование с использованием природного материала,

-        монотипия,

-       раздувание краски,

-       кляксография,

-       каракулеграфия,

-       фотокопия- рисование свечой,

-        набрызг,

-       тампонирование,

-       пластилинография,

-       техника выполнения витражей,

-       шаблонография

-        графический оттиск и др.

Мы с ребятами рисовали подарки для мам и пап, организовывали для родителей художественные выставки. Создали в группе мини галерею « В мире фантазий и красок», что позволило родителям воочию увидеть, как творчески выросли их дети.

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, наши родители! Дети стали чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Я считаю, что творческие способности следует целенаправленно и последовательно развивать, иначе они просто угаснут.



Предварительный просмотр:

Показатели уровня лепки из теста кружка «Волшебные ручки»

на начало года 2020- 2021

Дата:  Сентябрь

Руководитель:   Кутуева Ирина Фатыйховна

Фамилия имя ребенка

Знает свойства теста

Использует разные способы лепки из теста

Украшает вылепленные предметы мелкими деталями

Создает разные образы, объединяя их в композиции

Соблюдает и выполняет правила безопасной работы 

Аккуратно обращается с материалом

Итог

1

с

н

с

с

с

с

с

2

с

н

с

н

с

с

н

3

с

н

н

н/с

с

с

н

4

н

н

н

н

с

с

н

5

н

н

с

н

н

с

н

6

н

н

н

н

н

н

н

7

с

н

с

н/с

с

с

с

8

с

н

с

с

в

в

с

9

с

н

с

н/с

в

в

с

10

н

н

н

н

с

с

н

11

н

н

н

н

нс

н

н

12

н

н

н

н

н

н/с

н/с

13

н

н

н

н

н

н/с

н

14

н

н

н/с

н

с

с

н

Высокий уровень:   -----------

Средний уровень: 4 ребенка  (29%)

Низкий уровень:  10 детей   (71 %)

Анализ усвоения программы дополнительного образования кружка

«Волшебные ручки»

        Мониторинг уровня усвоения программы дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на начало года показал следующие результаты : высокого уровня нет, средний уровень 4 человека (29 %), низкий уровень 10 человек (71%).

Проводя анализ можно отметить, что дети знают свойства теста, соблюдают и выполняют правила безопасной работы,  аккуратно обращаются с материалом.

Причина показателей низкого уровня - слабо развита моторика пальцев, дети не  соблюдают пропорции при лепке из теста.  Не все дети могут, используя разные способы лепки из теста  объединяя их в композиции.

Продолжать работу по развитию мелкой моторики пальцев, с использование  пальчиковых игр. Знакомить детей с различными способами лепки из теста, учить самостоятельно при подборе изобразительного и природного материала, комбинировать между собой,  для создания выразительного образа.



Предварительный просмотр:

Показатели уровня лепки из теста кружка «Умелые ручки»

на конец года 2020- 2021

Дата:  Апрель

Руководитель:   Кутуева Ирина Фатыйховна

Фамилия имя ребенка

Знает свойства теста

Использует разные способы лепки из теста

Украшает вылепленные предметы мелкими деталями

Создает разные образы, объединяя их в композиции

Соблюдает и выполняет правила безопасной работы

Аккуратно обращается с материалом

Итог

1

в

с

в

в

в

в

в

2

-

-

-

-

-

-

-

3

в

с

в

с

в

в

в

4

с

с

с

н/с

с

с

с

5

с

н/с

с

н\с

с

в

с

6

с

н/с

с

с

с

с

с

7

-

-

-

-

-

-

-

8

в

с

в

в

в

в

в

9

в

в

в

с

в

в

в

10

в

с

в

с

в

в

в

11

с

с

с

н/с

в

в

с

12

в

с

в

в

в

в

в

13

с

н/с

с

с

с

с

с

14

с

с

с

с

с

в

с

высокий уровень 6 (50%) ребенок,

средний уровень 6 человека ( 50%),

низкий уровень  ---- человек (--%).

Анализ усвоения программы дополнительного образования

 кружка «Волшебные ручки»

        Мониторинг уровня усвоения программы дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на конец  года показал следующие результаты : высокий уровень 6 (50%) ребенок, средний уровень 6 человека ( 50%), низкий уровень  0 человек (---%).

Проводя анализ можно отметить, что дети знают свойства теста, соотносят элементы композиции по величине и пропорциям. Повысились технические навыки и умения. Развилась моторика рук. Дети проявляют творческий интерес в процессе лепки.  Стал устойчивый интерес к изо творчеству на занятиях и самостоятельной деятельности, соблюдают и выполняют правила безопасной работы,  аккуратно обращаются с материалом. 

 У двух дети вызывают затруднения  в умении  передавать несложные движения, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение, изменяя статичное положение тела или его частей.  

На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создавали непринужденную творческую атмосферу, способствовали развитию воображения.

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон.

Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формируя у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия.

Продолжать работу по развитию мелкой моторики пальцев, с использование  развивающих и пальчиковых игр. Закреплять умении  передавать несложные движения, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение, изменяя статичное положение тела или его частей.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Кутуева Ирина Фатыйховна,

 воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки»,

 г. Нижневартовск,

Организация педагогического процесса с детьми младшего дошкольного возраста предполагает поиск и использование различных форм образовательной деятельности, которые будут отвечать принципу интеграции образовательных областей и комплексно-тематическому принципу его построения, обозначенных в  федеральных государственных требованиях.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Педагогическая модель организации взаимодействия изобразительной и речевой деятельности, ориентированная на гармонизацию общего развития детей, позволит педагогу самостоятельно проектировать задачи и содержание образовательной деятельности на интегративных принципах.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи (В.С. Безрукова, Г.М. Добров, В.М. Максимова, О.М. Сичивица, И.П. Яковлев и др.) понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Интеграция художественной и речевой деятельности младших дошкольников - это целенаправленный взаимообратный перевод информации с речевых понятий на художественный образ в целях порождения в сознании детей культурных и личностных смыслов.

Коммуникативная компетентность младшего дошкольника проявляется в свободном диалоге со сверстниками и педагогом с помощью речевых и неречевых средств (жест, мимика). Стремление к речевому взаимодействию в сочетании с чувством собственного достоинства являются ценнейшими качествами личности ребенка, которые будут способствовать и дальнейшей гармонизации его отношений с окружающим миром.

Художественно-творческая компетентность, как способность к созданию нового продукта, который отличается оригинальностью, и вариативностью. Активная познавательная позиция, готовность к спонтанным решениям, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение придают процессу создания продукта творческий характер.

Таким образом, в процессе педагогической интеграции изобразительной и речевой деятельности младших дошкольников процесс обучения изобразительной деятельности приобретает более высокий общеразвивающий потенциал, который проявляется в повышении творческой активности дошколят и реализуется в целостном образовательном процессе на основе комплексно-тематического планирования, проектирующего содержание и формы педагогической деятельности с младшими дошкольниками. Педагогическая интеграция позволяет уже на ранних этапах образовательного процесса выявлять индивидуальные способности ребѐнка, формировать адекватный образ «Я».

Педагогическая модель художественно-речевой интеграции основывается на том, что речевое познание детьми младшего дошкольного возраста наиболее гармонично осуществляется в изобразительной форме. Поэтому способность к рисованию может рассматриваться как основная интегрированная способность ребенка. Эта способность направлена на гармонизацию ребенка в процессе создания индивидуального творческого продукта в разных видах художественной деятельности.

Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С.М. Арефьева, С.Ю. Бурилова, В.В. Гузеев, В.А. Кленикова, В.М. Панфилова, В.Б. Синников, С.Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской изобразительной и речевой деятельности.

В комментариях к ФГТ Н.В.Фединой, О.А. Скоролуповой раскрываются разные аспекты интеграции:

  1. интеграция содержания и задач образовательных областей;
  2. интеграция видов деятельностей;
  3. использование адекватных форм для решения задач двух и более образовательных областей;
  4. использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Уже с 3-его года жизни одна из приоритетных задач - «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать первые умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы младшими детьми предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах. Но в программе нет методического сопровождения для реализации этих задач.

Вашему вниманию предлагается опыт реализации проекта «Веселые ладошки».

Анализ системы работы с детьми третьего года жизни по использованию нетрадиционных техник рисования для развития речи показывает, что в реализации содержания работы находит отражение комплексно-тематическая модель образовательного процесса и принцип интеграции таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Художественное творчество».

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

На примере реализации темы «Разноцветная зима: дикие животные» рассмотрим разные аспекты интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество».

Первый аспект - интеграция содержания и задач образовательных областей.

Содержание проекта «Веселые ладошки» соответствует образовательной области «Коммуникация», направленной достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые  и дидактические игры, загадки, стихи.

Содержание образовательной области «Художественное творчество», направленное на решение следующих задач: а) развивать умение узнавать и называть цвета (синий, желтый, красный, зеленый, размер (большой и маленький), мелкую моторику рук, навыки аккуратного обращения с материалом;  б) формировать умение обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, проводить прямые горизонтальные линии; в) закреплять умение держать кисть тремя пальцами чуть выше металлической части.

Пальчиковые и дидактические игры служат примером интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество», поскольку направлены на достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Примером могут служить следующие дидактические игры, направленные на развитие монологической речи - разрезные картинки с проговором названия животного, загадки с иллюстрациями отгадок на макете Красной книги (региональный компонент),  игра «Подскажи словечко», «Разноцветный сундучок», «Волшебные превращения», «Антонимы».

Дополнительно используются различные пальчиковые гимнастики по теме «Разноцветная зима: дикие животные», влияющие на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание: «Кто спит зимой?», «Зимние забавы», «Круглый год», «Дикие животные», «Белочка», «Мишка спит», «Еж и ежата».

Второй аспект интеграции - интеграция детских деятельностей. В процессе использования дидактических и пальчиковых игр происходит интеграция:

а) игровой и коммуникативной (пальчиковая игра, сопровождаемая проговариванием потешек и коротких стихов о диких животных);

б) музыкально-художественной и двигательной (пальчиковые игры и слушание соответствующей музыки);

в) игровой, познавательной и музыкально-художественной деятельностей (пальчиковая гимнастика под музыку, сопровождаемая имитационными движениями).

Третий аспект интеграции - использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Работа в логике интегративного подхода позволяет:

- создать ситуацию, стимулирующую творческий потенциал личности, который проявляется в творческом усилии и реализации ребенком собственной индивидуальности (область «Художественное творчество»);

- продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии со взрослым, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми то есть решать задачи области «Коммуникация».

Четвертый аспект интеграции - использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Применительно к использованию дидактических и пальчиковых игр - это слушание детьми  художественных текстов, сопровождающих игры, не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса: образовательной области «Коммуникация» (чтение потешек, загадок, стихов о диких животных). 

Таким образом, в процессе использования дидактических, пальчиковых игр, загадок, стихов может быть успешно реализован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.



Предварительный просмотр:

Мастер класс

Выступление педагога.

Лепим, играем, речь развиваем.

Особенности и технология лепки из соленого теста.

 Практическая часть.  

 Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.

 Изготовление родителями поделок из соленого теста

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

Выступление педагога. 

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей  установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

работа с ножницами;

лепка из глины, пластилина, соленого теста;

конструирование и работа с мозаикой;

выкладывание фигур из спичек (палочек);

освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

 в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями,  происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают  методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Ус тройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических живот ных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по это му поводу самую интересную сказку, ис торию.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребён ку всяческую поддержку и почаще хва лите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время за нятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.

 Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.