Развивающая предметно-пространственная среда

Елена Николаевна Лысова

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (с сайта ФИРО) (см. здесь pdf)

 

Оформление среды в группе по социокультурному  развитию детей дошкольного возраста (см. здесь pdf)

 

Принцип подбора игрушек по возрастным группам (см. здесь pdf)

 

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как одно из основных

условий реализации ФГОС ДО" (см. здесь pdf)

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ "Д/с №18" обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

·       реализацию основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка» и дополнительных общеразвивающих программ;

·       необходимые условия для организации инклюзивного образования;

·       учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

·        учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно она является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

·       игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

·       двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

·       эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

·       возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства представлена в виде переносных ширм и стоек, которые служат импровизированными стенами для индивидуальных и коллективных игр детей. Способностью изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей обладают всевозможные диванчики, пуфики, мягкие модули.

Все групповые пространства разделены на центры в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативный, познавательный, художественно-эстетический, физический, речевой, имеющиеся в них предметы детской мебели, игрушки, дидактические материалы, игры доступны детям, имеется возможность разнообразного их использования детьми.

В ДОУ в достаточном количестве имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Все центры включают в себя уголки для различных видов деятельности: игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, восприятия художественной литературы и фольклора. Во всех группах имеются пространства для возможности уединения детей.

Для стимуляции игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей в организации предметно-пространственной среды групп применяется периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов и игрушек.

Всем воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, предоставлен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков

 

Возрастная группа

Название уголка

Социально-коммуникативное развитие

Группа раннего возраста

Уголок для игры мальчиков

Уголок для игры девочек

Уголок уединения

Младшая группа

Уголок для игры мальчиков

Уголок для игры девочек

Уголок уединения

Средняя группа

Уголок для сюжетно-ролевых игр

Уголок безопасности

Уголок уединения

Старшая группа

Уголок активности (сюжетно-ролевых и режиссерских игр)

Уголок безопасности

Уголок уединения

Подготовительная группа

Уголок активности (сюжетно-ролевых и режиссерских игр)

Уголок безопасности

Уголок уединения

Познавательное развитие

Группа раннего возраста

Уголок конструирования

Уголок экспериментирования

Уголок сенсорного развития

Младшая группа

Уголок конструирования

Уголок природы и экспериментирования

Уголок сенсорного развития

Средняя группа

Уголок конструирования

Уголок природы

Уголок экспериментирования

Уголок сенсорного развития

Уголок «Мы познаем мир»

Старшая группа

Уголок конструирования

Уголок природы

Уголок экспериментирования

Уголок математики

Патриотический уголок

Уголок краеведения

Уголок «Мы познаем мир»

Уголок дидактических игр

Подготовительная группа

Уголок конструирования

Уголок природы

Уголок экспериментирования

Уголок математики

Патриотический уголок

Уголок краеведения

Уголок «Мы познаем мир»

Уголок дидактических игр

Уголок первоклассника

Речевое развитие

Группа раннего возраста

Речевой уголок

Младшая группа

Речевой уголок

Средняя группа

Речевой уголок

Книжный уголок

Старшая группа

Речевой уголок

Книжный уголок

Подготовительная группа

Речевой уголок

Мини-библиотека

Художественно-эстетическое развитие

Группа раннего возраста

Музыкально-театральный уголок

Уголок изобразительной деятельности

Младшая группа

Музыкально-театральный уголок

Уголок изобразительной деятельности

Средняя группа

Музыкальный уголок

Уголок для театрализованных игр

Уголок художественного творчества

Старшая группа

Музыкальный уголок

Уголок для театрализованных игр

Уголок художественного творчества

Подготовительная группа

Музыкальный уголок

Уголок для театрализованных игр

Уголок художественного творчества

Физическое развитие

Группа раннего возраста

Физкультурный уголок

Младшая группа

Физкультурный уголок

Средняя группа

Физкультурный уголок

Старшая группа

Физкультурно-оздоровительный уголок

Подготовительная группа

Физкультурный уголок

Уголок по ознакомлению с ЗОЖ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pprs.docx2.53 МБ

Предварительный просмотр: