Виртуальные экскурсии

Елена Николаевна Лысова

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и презентационных материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями, что позволяет посетить места и музеи далеко за пределами нашего города; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в образовательном процессе.

 

 

Виртуальные экскурсии  по детским садам 

Вебинар "Виртуальная экскурсия как средство познавательного и речевого развития детей"

Виртуальные экскурсии для дошкольников

Музей Варежки. Экскурсия.

Прогулка по Ровенскому зоопарку.

Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей - Москва - География для детей 

Виртуальная экскурсия в Эрмитаж для детей

Экскурсия к лебедям, уткам, фламинго и рыбкам

Виртуальная экскурсия "Путешествие в космос" 

Экскурсии по музеям 

Музей-заповедник "Сталинградская битва" - 

Музей Победы -

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов  «Виртуальная экскурсия

как современная форма работы

с дошкольниками»

      Экскурсия ( латин. excursio – вылазка) -  коллективная поездка или прогулка куда – нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью (толковый словарь Ушакова).

     Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий.   В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс детского сада существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные. 

     Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый.

     Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по  музеям и  стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

     Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

     Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть  самостоятельным проектом.

     Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут  разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит  сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное    восприятие учебного материала позволит использование музыкального сопровождения. Закрепление и систематизация знаний детей происходит  в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.

     Виртуальная экскурсия позволяет остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче, объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.

Виды экскурсий:

Биографическая – это экскурсия, связанные с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.

Краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона.

Культурно-художественная (историческая) – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. Историческая экскурсия является одной из форм распространения исторических знаний и историкокраеведческой работы, содействует формированию мировоззрения.

Обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.

     По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Преимущества виртуальных экскурсий:

  • Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада.
  •  Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.
  •  Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
  • Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
  • Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.

Виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают:

 -Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.

 -Реализовать принципы наглядности и научности.

 -Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников.

 -Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников.

 -Повышать компетентность педагога.

     Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.

     Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:

– выбор темы;

– постановка цели и задач экскурсии;

– изучение литературы по данному вопросу;

– предварительная работа с родителями;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– определить технику ведения виртуальной экскурсии;

– подготовить текст (комментарии);

– проведение экскурсии;

– итоговая беседа.

     Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:

1.Подготовительный этап: начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми  с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".

2. Основной этап: погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.

3. Проведение экскурсии.

4.Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;

5.Завершение экскурсии, рефлексия. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

      Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

   Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет

не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково исследовательской деятельности.

     Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий.  Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  3. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
  4. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.