МКОУ Урезская ООШ

Мы классные

Предварительный просмотр:

   Формирование функциональной грамотности

Взаимодействие с родителями – важный компонент формирования функциональной грамотности обучающихся

Задачи: 1. Повышение компетентности родителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.

Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:

  • Что такое формирование функциональной грамотности?
  • Зачем это моему ребенку и как это применять в  жизни?
  • На каких уроках этому будут обучать?
  • Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?

Эти вопросы возникали и у наших родителей. Поэтому    в начале прошлого года   мы для родителей провели родительское собрание по теме «Функциональная грамотность, как цель, ценность и результат образования. Что такое функциональная грамотность и как её развивать»

Познакомили родителей с банком открытых заданий для обучающихся (Российская электронная школа, медиатека издательства «Просвещение»).

Провели практическую работу с родителями. В    конце года вместе с родителями провели анализ проделанной работы. Анализ результатов внутришкольных мониторингов, региональных мониторингов по развитию функциональной грамотности в 5 классе. В течение учебного года проводится информационно-просветительская работа с родителями, по вопросам функциональной грамотности: Презентация материалов по тематике «Функциональная грамотность», «Полезные ссылки родителям».  Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. Размещение полезной информации о функциональной грамотности в родительских чатах. В этом году проведено родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании функциональной грамотности обучающихся». Занятие провела Гейдо Т.П. , Поротникова М.Л . Педагоги и  родители принимали участие . Татьяна Петровна познакомила собравшихся с определением функциональной грамотности. В современном мире понятие «грамотность» имеет другое значение. Это не столько умение читать и писать, а умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Была подробно описана процедура международного исследования PISA. Затем участники разделились на три группы по видам финансовой грамотности: читательская, математическая и финансовая грамотность. Первое задание — блиц-опрос по теоретическому материалу. Второе задание предлагало решение задач по данным видам финансовой грамотности. Представители команд дали свои ответы и обсудили варианты решения. Участники занятия на практике увидели, какие сложные задачи предстоит решать учащимся. Вывод был сделан однозначно всеми участниками что: формирование финансовой грамотности возможно только в тесном взаимодействии семьи и школы. Одно из мероприятий посвящено  читательской грамотности,  которая включает один из компонентов – это ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия. Хочется сказать цитату Василия Александровича Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да! И мы - педагоги это понимаем. Понимают ли это родители, которые приводят ребенка в  школу. Ведь современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Они предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры чтению книг. Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.

В нашей школе  мы  проводим   совместно с библиотекарем сельской библиотеки мероприятие с приглашением родителей , детей, учителей. Цель этой  работы: создание условий для формирования читательской грамотности детей в семье через взаимодействие с родителями. Мы провели анкетирование и сделали вывод, что дома детям читают очень мало и то либо до школы или в начальной школе.. По ответам родителей мы поняли, что они не знают, какие произведения читать детям в разном возрасте. Родители не беседуют с детьми по содержанию прочитанного. Библиотекарь  сделала выставку детских книг. Естественно, требуется целенаправленная работа с родителями Эти формы работы позволяют родителям ознакомится с условиями, содержанием и методами развития читательской грамотности детей. Родители, читая детям, создают теплую и уютную атмосферу, что очень важно для всестороннего развития ребёнка, потому что совместное чтение детей и взрослых, обсуждение прочитанного – благоприятная почва духовного сближения детей и родителей.

На одном из занятий   руководитель   театрального кружка Татьяна Петровна показала детям инсценировки  при помощи пальчиковых кукол сказку «Теремок» и попросила детей начальной школы проиграть сказку «Колобок». Родители прочитали детям небольшие произведения для детей.  Родителям показали как проводить анализ прочитанного произведения дома с ребёнком. В ходе беседы с родителями выяснили, что   многие родители из-за нехватки времени очень мало уделяют  чтению со своими детьми, многие вообще считают это занятие несерьезным, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение. Родителям понравилось мероприятие и выразили желание проводить почаще такие  совместные чтения.  Так же в нашей школе создана школа осознанного родительства.  В план  которой входят консультации родителей по вопросам функциональной грамотности.

 Функциональная грамотность родителей - знание, умение и навыки, которые будут применяться родителями в воспитании детей и осознанное их применение при решении жизненных задач. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.

Памятки для родителей по  формированию функциональной грамотности у детей

Грамотность родителей. Памятка финансовая грамотность. Памятка для родителей по финансовой грамотности дошкольников. Листовки по финансовой грамотности. Финансовая грамотность для детей.

Грамотность родителей. Консультация для родителей по финансовой грамотности дошкольников. Консультация для родителей финансовая грамотность для дошкольников. Консультация для родителей в детском саду по финансовой грамотности. Консультация по финансовой грамотности для родителей ДОУ.

Грамотность родителей. Консультация для родителей дети и деньги. Памятка карманные деньги. Рекомендации родителям по финансовой грамотности. Памятка для родителей по финансовой грамотности дошкольников.

 

 Памятка для родителей по функциональной грамотности.

Что нужно знать о функциональной грамотности!

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить еѐ, проверять факты, анализировать, обобщать.

С сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).

Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

внеклассного мероприятия в 1 -4 классе

«Дорога в космос»

Тема: «Дорога в космос»

Класс: 1 -4

Направление: духовно-нравственное, патриотическое

Тип мероприятия: Комбинированный (характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов работы)

Вид мероприятия: Культурно-досуговый

Цель: создание условий для формирования  представлений об освоении космоса.

 Задачи:

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за историю своей страны.

Образовательная: Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов,

Развивающая: Развивать речь, память, внимание, мышление, воображение учащихся;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

Метапредметные:

А) Регулятивные:

формирование умения прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с темой внеклассного занятия и поставленной задачей, расширять свой кругозор о космосе.

Б) Познавательные:

формирование действия, направленного на познание космоса и космонавтики,

В) Коммуникативные:

формировать коммуникативные умения в процессе проектной деятельности,

формирование умения работать с информацией; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

формирование действия, направленного на понимание других людей,  на эффективное взаимодействие с ними (активное слушание, восприятие и передача информации в различных формах).

Предметные:

осуществлять поиск информации на заданную тему;

готовность к патриотическому самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Методы:

•        Словесные;

•        Наглядно-демонстрационные;

-         Практические

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, интерактивная доска, аудиофайлы, видеофайлы, дидактический наглядный материал (нарезанные из бумаги  для проведения игры листочки , бумажный макет радуги), презентация

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный

момент

Приветствие, песня «Трава у дома» группы «Земляне»

Цель: создать

эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята, сейчас апрель, какой праздник является причиной нашего хорошего настроения?

Ответы детей

Личностные:

формирование

нравственных

ценностей учащихся:

доброжелательности,

доброты, эмоциональности

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

 Актуализация темы

Подготовка

проблемной ситуации.

Постановка задачи.

Цель: Сформулировать, чем

будем заниматься на

занятии

Я хочу загадать вам загадку

Загадка

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, тёмный

И необычайный.

В нём живут вселенные,

Звёзды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты.  

Как вы думаете, что такое космос?

                             

                                                               

Какой праздник отмечается у нас 12 апреля?

А почему мы отмечаем День космонавтики  именно 12 апреля?

Итак, тема нашего сегодняшнего мероприятия

«Дорога в космос»

Дети говорят ответы на загадку и вопросы

 

Космос

Вселенная; весь мир; всё, что находится за пределами нашей Земли; большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль, центром всего является Солнце

День космонавтики

Дети высказывают свои мнения- потому что дорогу в космос первый проложил наш советский космонавт Ю.А. Гагарин

Личностные:

Формирование

нравственных ценностей

Познавательные:

Выделение объектов понимания, осознание и определение темы занятия.

Коммуникативные:

Определение цели занятия, своей роли  в нем себя и своих одноклассников, формирование умений контролировать, корректировать и оценивать  действия партнера

Регулятивные:

Формирование способностей учеников мотивировать свою деятельность

Организация

взаимодействия

учителя с учащимися

Цель: расширение и уточнение понятий о роли первого космонавта и нашей страны в освоении космоса

Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет?

Дети слушают информацию от учителя

Познавательные:

Развитие любознательности и познавательной инициативы; умения выделять главное, расширять представление о личности первого космонавта

Просмотр  видеоролика (видеоролик со словами Гагарина Ю.А. «Поехали»)

Цель:  познакомить детей с именами двух самых значимых людей, без которых полет в космос мог не состояться- главным конструктором Королевым С.П. и Гагариным Ю.А.

Ребята, предлагаю вам посмотреть уникальные кадры, от которых нас с вами отделяет 60 лет (демонстрация видеоролика «Старт космического корабля Восток-1»)

-Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему?

-Кто же был первым космонавтом нашей планеты?

Первый полет в космос продолжался всего 108 минут и корабль «Восток 1» сделал 1 виток вокруг Земли

Дети отвечают на заданные вопросы

Чувство гордости за свою страну, достижения науки,

 Гагарин Ю.А.

Познавательные:

Расширение интеллектуального и информационного кругозора детей

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать других учащихся, выявлять главную мысль, правильно и четко отвечать на вопросы учителя.

Знакомство со стихами про космос и биографией Гагарина Ю.А.

 Цель: углубить и расширить представление детей о биографии первого космонавта планеты

 

Давайте ребята, послушаем стихотворение, которое нам прочитает…Илья и Максим..

Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.

На Гагаринское поле идут и едут тысячи людей с цветами и благодарностью первому космонавту. На этом месте хоть раз в жизни надо побывать, чтобы ощутить ход истории нашей страны.

Прочтение стихотворения подготовленным учеником (Савелий  Богданович читает)

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Личностные:

Формирование

культурно-патриотических

ценностей учащихся.

Коммуникативные:

Умение слушать и

слышать других учащихся,

Регулятивные:

Выделение и осознание обучающимися важности события и личности первого космонавта мира

Мини-конкурс «Радуга»

Цель: тренировка памяти, внимания, скорости реакции детей при выполнении задания(Работа в паре)

эту красоту, а

Как прекрасна приумножайте

Люди, храните и

Земля!

не разрушайте её! 

наша планета

Учитель говорит: Каждая команда получила по несколько листков, вы видите, слова на них записаны разными цветами.Это цвета радуги. Только расположены они не по порядку… А вот если вы их расположите в порядке радужных цветов, то сможем прочитать фразу целиком. Именно ее сказал первый в мире космонавт, когда увидел нашу планету из космоса Так кто же этот космонавт?

Как прекрасна

наша планета

Земля!

Люди, храните и

приумножайте

эту красоту, а

не разрушайте её!

( Методика проведения игры: пара  получает листы с фрагментами фразы, написанной разными цветами радуги, дети составляют фразу в правильной последовательности расположения цветов радуги и зачитывают ее. А на доске ребятам для подсказки изображение радуги )

Работа в паре:  выполняют задание

Юрий Гагарин (можно хором ответ детей)

Регулятивные:

Закрепление пройденного материала

Личностные: проявление высокой творческой активности, тренировка памяти и мышления

Коммуникативные:  формирование и тренировка умений детей работать в паре

Физкультминутка

Цель: физическая и

эмоциональная разгрузка

детей.

-Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?

- Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?

- Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете. (демонстрация видеоролика «Я ракета»)

Ответы детей: Готовы!

С зарядки!

Личностные:

Выполнение упражнений, следуя инструкциям вожатой из ролика

Практическая работа .Выполнение объемной ракеты. Закрашивание космонавтов

Ребята давайте сделаем ракету своими руками. Отравим в полёт космонавтов.

Дети под руководством учителя выполняют работу

Личностные:

Формирование личного мнения.

Коммуникативные:

Анализ и обобщение, передача полученной информации, умение сделать правильный вывод из нее.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом нашей страны. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям.

Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали!  Мы вместе вспомнили историю первого полета в космос.

Домашнее задание: постарайтесь нарисовать по своему желанию любые рисунки о космосе, ракетах, планетах, космонавтах. Из ваших работ сделаем выставку «Дорога в космос»

Спасибо за внимание и интересное общение!

Прослушивание информации от учителя

Регулятивные:

Закрепление пройденного материала.

Итог занятия.