Открытые уроки по физической культуре

Борисова Елена Михайловна

Уважаемые коллеги, здесь вы найдёте разработки современных уроков по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя: Борисова Елена Михайловна

Место работы, должность: МБУ «Школа №47, г.о. Тольятти, учитель физической культуры

Предмет: физическая культура

Класс: 8в, 11а  класс

Тема: «Каждый человек скульптор своего тела»

Продолжительность урока: 4о минут

Дата проведения: 12. 10. 2019  г

Тип урока – урок обобщения и  получения новых знаний

Формы работы: групповая, фронтальная

Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ-технология, метод учебного проекта 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о  строении человеческого тела, мышцах.

Задачи:

1. Образовательная – закрепить представление учащихся о строении тела человека, о компонентах здорового образа жизни,  выработать навыки составления правильного питания, комплекса упражнений , влияющих на строение  тела человека.

2. Воспитательная – формировать потребности здорового образа жизни, занятиям физическими упражнениями.

Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук учителя, ученические ноутбуки, индивидуальные карточки учеников.

Содержание

Деятельность учителя

Технологии

Деятельность учащихся

.Организацион-ный момент

(1 минута)

2.Мотивизация, актуализация

(2 минуты)

3.Обобщение знаний о мышцах человека 

Презентация  1 группы

( 2 минуты)

Презентация 2 группы

(2 минуты)

Презентация 3 группы

( 2 минуты)

Вопросы на закрепление знаний

( 3 минуты)

Обобщение знаний о влиянии физических упражнений на мышцы.

( 4 минуты)

Обобщение знаний о правильном питании.

(  4 минуты)

5.Практический модуль. Расчёт калорийности блюд.

( 6 минут)

Практическая часть.

(12 минут)

9. Тест по теме урока.

( 1 минута)

10. Подведение итогов урока

(1 минута)

Приветствие.

Знакомство  с целью и задачами урока

Слайд  1

Ребята, на прошлом уроке мы провели лабораторную работу « Строение поперечно- мышечной ткани». Под микроскопом мышечное волокно выглядит удивительно красиво. И сегодня нам предстоит ещё раз повторить строение мышц человеческого тела и узнать, как можно влиять на мышцы с помощью физических упражнений.

Давайте посмотрим видеоролик «Строение человека»

http://schooler.org.ua/browse_vidfeeders.php?tag=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE 

     Ребята первой группы подготовили выступление о значении скелетных мышц человека.

Слайд 2

     

Ребята, как вы думаете, чему равна масса мышц  у человека?

    У человека более 600 скелетных мышц, образованы они поперечно – полосатой мышечной тканью.

    Ребята второй группы подготовили презентацию о строении   мышц. Давайте посмотрим её.

Слайд 3

У высших животных и человека скелетные мышцы состоят из волокон двух типов: красных и белых. Они различаются составом и количеством миофибрилл, а главное – особенностями сокращения. Так называемые белые мышечные волокна сокращаются быстро, но быстро и устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращенном состоянии долго. В зависимости о функции мышц в них преобладают те или иные типы волокон.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым кровь снабжает  кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

            Ребята третьей группы расскажут нам, как крепятся мышцы  к костям.

Слайд 4

   Скелетные мышцы делятся на группы.  

В зависимости от расположения мышцы можно разделить на следующие больше группы: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечных костей.

И сейчас вам предстоит ответить на мои вопросы.

1. Охарактеризуйте мышцы головы и шеи.

2. Для чего нужны человеку межрёберные мышцы и диафрагма?

3. Что образуют мышцы живота?

4. Для чего нужны мышцы спины?

5. Охарактеризуйте функции мышц конечностей.

   Молодцы, ребята. Сегодня к вам пришли старшеклассники, чтобы поделиться своими знаниями.

Они расскажут вам о том, что каждый из нас может повлиять на своё телосложении.

Кроме физических упражнений важно правильное питание.

Сейчас я предлагаю выполнить задание на компьютере. Загрузите модуль «Принципы рационального питания. Расчет калорийности блюд» (http://fcior.edu.ru/card/26644/principy-racionalnogo-pitaniya-raschet-kaloriynosti-blyud.html 

    Кафедра физкультуры и здоровья совместно с учащимися 11 а класса в течение года работала  над составлением комплекса упражнений для растущего организма. Сегодня ребята покажут  несколько упражнений для развития мышц  верхне- плечевого пояса,  мышц  живота и мышц ног.

    Очень эффективны подтягивания на перекладине. Подтягиваться можно дома, если есть перекладина, в спортивном зале, на школьном стадионе. При подтягивании можно использовать различные хваты : широкий, средний и узкий.

Упражнения с отягощениями: гантелями, штангой. эспандерами. Эти упражнения несложные и доступные каждому, тренируют мышцы груди, верхнее-плечевую, трапецивидную, дельтовидную,  трицепс, бицепс.

    Сейчас юноши  11 класса вам продемонстрируют это.

   

Вот такими несложными упражнениями вы можете построить своё красивое тело. Желаем вам крепкого здоровья и успехов в тренировке.              И прямо сейчас вы можете попробовать выполнить понравившиеся вам упражнения.

Ребята, сейчас я предлагаю вам вернуться к компьютерам и выполнить тест.  Определите и оцените ваш уровень знаний, полученных в ходе нашего урока.

http://nsportal.ru/user/157477/page/testy-k-urokam-fizicheskoy-kultury

.

- А теперь  подведем  итоги нашей работы.

- Мне хочется дать оценку вашей деятельности. Вы проявили активность в ходе урока, показали свои знания.. Ваша информационная компетентность показала, что вы умеете работать с информацией, обрабатывать и представлять ее с помощью ИКТ- технологий.  Вы подготовили замечательные тематические презентации .

  Во время презентации ваши группы проявили коммуникативную компетентность. Вы сумели ответить на вопросы устно, изложить найденную вами  информацию  и ответить на вопросы учителя. Ученики 11 класса поделились знаниями о  том, как можно с помощью физических упражнений добиться красивого телосложения. И теперь мы можем сделать вывод, что каждый человек является скульптором своего тела.

ИКТ-технология

Метод проектов

Здоровьесберегающая

Внимательно  слушают  учителя.

Учащиеся просматривают видеофильм о строении человеческого тела, о мышечном корсете человека.

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу. Она может выражаться в перемещении тела или ее частей. Такая работа совершается при поднятии тяжестей, ходьбе, беге. Это динамическая работа. При удерживании частей тела в определенном положении, удерживании груза, состоянии, сохранении позы совершается статическая работа. Одни Что бы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал,  - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы – активная часть опорно- двигательного аппарата.  Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать разнообразные поза. Мышцы живота поддерживают и защищают внутренние органы, т. е. выполняют опорную и защитную функции. Мышцы входят в состав стенок грудной и брюшной полостей, в состав стенок глотки, обеспечивают движение глазных яблок,  слуховых косточек, дыхательные и глотательные движения. Это только не полный перечень функций скелетных мышц.

Следуют ответы учеников.

Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 30-35% массы тела.

Строение мышц. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно - полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающую нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно также имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся тонкие многочисленные сократительные нити – миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов – толстых и тонких. Они образованы различными видами белка, поэтому под микроскопом на поперечной разрезе мышечного волокна видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда  название скелетной мышечной ткани – поперечно – полосатая.

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые сочетаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Мышцы головы по функциям делятся на жевательные  мимические. Жевательные мышцы располагаются с боков головы по 4 с каждой стороны. Прикрепляясь одним концом к черепу, а другим – к нижней челюсти, при сокращении ни приводят ее в движение.  Мимические мышцы лежат под кожей лица, вокруг ротового и носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода. Они начинаются на костях черепа и крепятся к коже. При сокращении они сдвигают кожу, образуя на ней складки и борозды, и этим формирую мимику человека.

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также в процессах глотания и произнесения звуков. Слайд 5

       К мышцам туловища относятся мышцы грудных клеток, живота  спины. Рассмотрим функции некоторых из них.

Межреберные мышцы и диафрагма, изменяя объем грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Большая  малая грудные, передняя зубчатая, прикрепляющиеся и к ребрам, и к лопатке, плечевой кости, участвуют в движении руки и в дыхании.  Слайд 6

    Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы. Сокращаясь, эти мышцы участвуют в сгибании позвоночника, а в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. Например, они участвуют в опорожнении кишечника, выведении  мочи, способствуют движению крови по венам. Слайд 7

      В области спины мышцы расположены в несколько слоев. Большинство из них участвует в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны. Это глубокие мышцы спины. Поверхностные мышцы туловища (например, трапециевидная, широчайшая мышца спины) участвует в движениях головы, верхних конечностей и грудной клетки.  Слайд 8

       Мышцы конечностей. Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них – дельтовидная мышца. При ее сокращении рука отводит от туловища до горизонтального положения. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, трехглавая мышца плеча – разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие  и поворачивающие бедра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, подвздошно-поясничная мышца сгибает бедро в тазобедренном суставе, а большая ягодичная  - разгибает. На бедре располагается самая большая (до 50см) мышца человеческого тела – портняжная. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе, в то же время она участвует в  сгибании бедра в тазобедренном суставе.

Мышцы  могут выполнять и динамическую, и статическую работу. Слайд 9

      Красивое человеческое тело- идеал, к которому люди стремились из века в век. На протяжении многих лет люди искали способы  создания красивого тела. А способ  есть – он универсальный и абсолютно надежный - это физические упражнения.

             С помощью физических упражнений мускулатура человека приобретает рельефные  формы. Мышцы прекрасно поддаются тренировке. При помощи упражнений  мышцы учатся напрягаться, расслабляться растягиваться, обеспечивая при  этом хорошее телосложение и прекрасную внешность.

             У человека, который  регулярно занимается физкультурой и спортом, мышцы становятся  сильными,  хорошо развивается не только мускулатура, но и скелет.

            Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Такие люди   могут  выполнять работу, не уставая, длительное время. Особенно хорошо  мышцы  поддаются тренировке в период полового созревания и после него. Вот почему именно сейчас вам важно заниматься физическими упражнениями, работать над своим телосложением.

                Всем хорошо знакомо понятие правильной осанки. А правильной она становиться за счёт поддержания наших мышц. Осанка вырабатывается в детском и юношеском возрасте, а после 18 лет исправить её недостатки очень трудно. Хорошо развитая  мышечная система позволяет сохранять прямое положение позвоночника, сильные  упругие   мышцы помогают сохранять нормальное расположение внутренних органов, а значит и их здоровую работу долгое время.          

                        Но прежде чем приступить  к тренировкам,   необходимо знать, что первый уровень – это выполнение доступных  для каждого  из нас движений - утренняя зарядка, бег на выносливость, прыжки через скакалку, плавание, катание на велосипеде, аэробика.

         Питание должно быть 5-6 разовым. Порции еды не должны быть слишком большими, но  и голодать не нужно. Если будете не доедать, то обмен веществ нарушится.

             Питание должно быть сбалансированным, т.е. содержать белки, жиры, углеводы. Белок является основным строителем  мышц. Содержится он в следующих продуктах – мясе, рыбе, твороге, сыре, молоке, яйце, гречке, фасоли, горохе.

           Восстановить запас истраченной энергии поможет кусочек шоколада, молочный коктейль.

              Следует исключить из рациона сосиски, колбасы, копчёности, сало, маргарин, жирное мясо Во время тренировок необходимо пить воду с содержанием минеральных солей, чтобы восполнить водно- солевой баланс небольшим порциями. В течение дня выпивать не менее 3 литров воды.

                    Включать в рацион овощи, фрукты, в них  содержится большое количество клетчатки, а также витамины.

Дети работают с карточками, рассчитывают  калорийность блюд:

1 группа-завтрак. 2 группа- обед, 3 группа- ужин

 

 Комплекс упражнений для развития мышечной мускулатуры

             

   Упражнения для верхне-плечевого пояса:

     1. Отжимания: и.п.- упор лёжа на полу,узкий хват,широкий хват

- на кистях, на пальцах, на одной руке          

    2.Подтягивания на перекладине

      3. Упражнения  с гантелями

-и.п. стоя, гантели внизу в руках  – поднимание и опускание плеч

-  и. п. то же самое - вращение в плечевых суставах вперёд и назад ( руки в локтях не сгибать)

- и.п. о.с. гантели внизу – поочерёдные махи  руками

- и.п. сидя на стуле, гантели в согнутых руках перед грудью- арнольдский жим

- и.п.- сидя на стуле, гантеля в одной руке за спиной -  сгибание руки за спиной и разгибание

- и.п. то же самое, гантели в обеих руках перед грудью - сведение и разведение рук

                            Упражнения  для укрепления мышц живота:

- И.п. лёжа на спине, руки за головой, ноги полусогнуты  – подъём туловища на 20, 45, 90 градусов, одноимённо, разноимённо

- и.п.- лёжа на спине, руки и ноги согнуты в локтях  – одновременное сгибание туловища

- то же самое  с прямыми  руками и ногами

- и.п. упор лёжа на предплечьях,  ноги на носках, взгляд вперёд – держать упор 1,5- 2 мин, девочкам- 30 сек- 1 мин.

                 Упражнения  для укрепления мышц ног:

- и.п. ноги врозь, руки за голову – приседания с прямой спиной

- и. п.-о.с., гантели внизу - выпады

- и.п. нога  на стуле сзади - приседания на одной ног

- и.п.присед, руки за голову- выпрыгивания

Учащиеся 8 класса выполнят упражнения по желанию.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по гимнастике для 8-го класса ( ФГОС)

Предмет: «Физическая культура»

Класс: 8 «Б»

Учитель:  Борисова  Елена Михайловна

Тема урока: «Обучение лазанию по канату в три приёма. Совершенствование акробатической комбинации».

Тип урока: урок формирования навыков (умений)

Место и время проведения:  спортивный   зал

   Дата проведения 10.12. 2019  год

Цель урока:  Обучить лазанию по канату в три приёма, совершенствовать акробатическую комбинацию

Задачи: 1.Способствовать формированию умения лазания по канату.

               2.  Способствовать умению соединять ранее изученные элементы в комбинацию

              3.Развивать силу, ловкость, уметь правильно рассчитывать силу при лазании по канату.

              4. Взаимодействовать со сверстниками во время выполнения заданий и страховки.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся в доступной форме объяснять технику лазания по канату в три приёма, находить ошибки и исправлять их

-оказывать страховку во время выполнения гимнастических упражнений и лазанию по канату

- оказывать моральную поддержку при выполнении заданий

-доброжелательно выделять ошибки  и способы их устранения

Метапредметные:

Познавательные:

-учатся оценивать результаты своего труда, анализируют способы выполнения упражнений

-сравнивают с образцом, соотносят изученные понятия с примерами

Коммуникативные:

- овладевают умением общаться со сверстниками, вступать в диалог

Регулятивные:

-овладевают способностью определять тему и задачи урока

Личностные:

-понимают необходимость физических упражнений для поддержания собственного здоровья

Методы и формы обучения: объяснительный, индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии:  здоровьесберегающая , ИКТ-технология

Образовательные ресурсы:  гимнастические маты, 2 каната, гимнастические палки, скакалки, свисток.

Организационная структура урока

Этапы урока используемые технологии  

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Организационный момент

Просмотр видеоролика на спортивную тему «Для чего мы тренируемся?» http://schooler.org.ua/browse_vidfeeders.php?tag=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE 

Определение темы урока и постановка задач урока

Разминка.

Ходьба с заданием: на пятках, носках, внутренних  и внешних  сводах стопы.

 Бег с заданием.    

Выполнение ОРУ с гимнастической палкой.

Основная часть.

Прыжки через скакалку. Работа в подгруппах.

Изучение нового

 материала.

 Совершенствование акробатических элементов.

Строевая подготовка.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Выход из зала в раздевалки.

Эмоциональная и психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Выполняют команды во время ходьбы и бега.

Назначенный на предыдущем уроке учащийся проводит комплекс ОРУ.

Выполнение прыжков через скакалку за 1 минуту.

Обучение лазанию по канату в три приёма.

1. Показ

2. Рассмотрение техники

3.Выполнение учащимися задания.

Повторение изученных элементов: кувырок вперёд, Стойка на лопатках, кувырок назад, прыжок ноги врозь.

Перестроения дроблением и сведением

Построение учащихся для подведения итогов урока. Анализ выполненных упражнений, рефлексия.

Эмоциональная подготовка к окончанию занятия.

Проводит построение учащихся в шеренгу

Предлагает детям отгадать загадку  о гимнастических элементах      (кувырках вперёд, назад, стойки на лопатках). Задаёт вопрос, что получится, если эти элементы объединить .

 А также спрашивает с помощью каких

снарядов можно развить силу.

Наблюдает за работой  этого учащегося, предлагает учащимся оценить его работу.

Озвучивает нормативы , которые должны выполнить учащиеся.

Предлагает посмотреть в целом поднимание и опускание по канату.

Знакомит с техникой лазания в три приёма. Показывает правильную работу рук и ног.

Следит техникой выполнения лазания.

Напоминает о  технике безопасности во время выполнения гимнастических упражнений.

Формулирует задание, акцентируя вни мание на правильном выполнении упражнений. Осуществляет  страховку учащихся.

Предлагает вспомнить  и выполнить перестроения на месте и в движении в колонну по 2, 3, 4  человека.

Задаёт вопросы по теме урока, предлагает детям самим оценить  выполненные задания.

Задает задание на дом.

Выполняют построение  в шеренгу, дежурный сдаёт рапорт учителю

Определяют тему урока, задачи урока, отвечают на вопросы учителя.

Приходят к мнению, что с помощью лазания по канату можно развить силу рук.

Направляющий каждый новый круг меняет задание в ходьбе и беге.

 

Ученики дают оценку, вносят поправки.

     

Выполняют перестроение в колонну по 2 человека.  Работают в парах, подсчитывая количество прыжков,  выполненных партнёром за минуту.

.

Внимательно наблюдают за показом.  

Вместе с учителем выделяют   технику лазания:

Работу рук, ног, туловища.

Выполняют задания учителя.

Озвучивают правила безопасности во время выполнения упражнений.

 Выполняют задание учителя.

Выполняют расчёт и перестроения по заданию учителя.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень выполнения заданий на уроке.

Дети слушают и уточняют детали.

Установить роль разминки при подготовке к  предстоящей работе

Уточнить роль разминки при выполнении  гимнастических упражнений.

Активно включаются во взаимодействие со сверстниками, проявляют дисциплинированность, трудолюбие, и упорство в выполнении заданий, предложенных ведущим.

Включаются в общение друг с другом.

Работают в парах, выполняя подсчёт прыжков за минуту.

   

Описывают технику изучаемого действия, повторяют и осваивают её.

Выявляют и устраняют типичные ошибки.

     

Описывают технику повторяемых упражнений, выделяют ошибки у сверстников.

Разбирают правильность перестроений. Учатся взаимодействовать в команде, не создавать конфликтных ситуаций.

Понимают значение знаний для человека и принимают их.

Определить тему урока , с помощью учителя сформулировать задачи урока

Определить последовательность разминки  мышечных групп.

Анализируют и объективно оценивают результаты своего труда.

Находят способы их улучшения.

Контролируют правильное выполнение упражнений.

Следят за правильностью выполнения прыжков.

 

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают замечания учителя.

Контролируют правильность выполнения упражнений, характеризуют действия и дают им объективную оценку.

Контролируют свои действия и эмоции. Характеризуют действия и дают объективную оценку своим умениям.

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

 

Анализировать умение учащихся выполнять команды во время построения.

Демонстрируют умение правильно и качественно выполнять задания ведущего.

Озвучивают результаты, самостоятельно делают выводы о выполнении нормативов.

Делают выводы, как влияет выполнение прыжков на  организм методом измерения пульса.

Демонстрируют  умение выделять технику лазания в три приёма. Вносят коррекцию в двигательное действие.

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершение на основе  его оценки  и учета сделанных ошибок.

Показывают умение видеть ошибки других, корректно их выделять и исправлять.

Формируют умения и выделяют основные признаки сравнения выполнения учебных заданий.



Предварительный просмотр:

Урок- практикум по внеурочной деятельности

ФИО учителя: Борисова Елена Михайловна

Место работы, должность: МБУ СОШ №47,г.о. Тольятти, учитель физической культуры

Предмет: физическая культура

Класс: 8 класс

Тема: «Профилактика  ожирения»

Продолжительность урока: 45 минут

Дата проведения: 4. 10. 2019 го

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы: групповая, фронтальная

Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ-технология, метод учебного проекта ,метод проблемного обучения

Цель занятия : обобщить и систематизировать знания об избыточном весе

Задачи:

1. Образовательная – закрепить представление учащихся о причинах ожирения, о компонентах здорового образа жизни.

2. Развивающая – выработать навыки составления правильного меню, расчета оптимального веса, комплекса упражнений утренней зарядки и упражнений для поддержания веса.

3. Воспитательная – формировать потребности здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос: Почему не все люди имеют оптимальный вес?

Проблемные вопросы:

  1. Чем опасен избыточный вес?
  2. Как влияет питание на наш вес?
  3. В чем значение двигательной активности в жизни человека?

Необходимое оборудование:

проектор, экран, ноутбук учителя, ученические ноутбуки, индивидуальные карточки учеников.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Технология

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент, приветствие.

Знакомство  с целью и задачами урока

(2 минуты).

Слайд  1

Давайте посмотрим видеоролик «Дети с лишним весом»

http://schooler.org.ua/browse_vidfeeders.php?tag=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE

Число полных людей растет с каждым годом. По свидетельству экспертов Всемирной организации здравоохранения ожирением страдает 1/5 часть населения земного шара. Около 25% населения нашей страны имеют избыточный вес. Трудно носить на себе все время, даже во время сна, десяток другой килограммов лишнего веса. Мало того, что это само по себе тяжело, за такой «багаж» надо  еще и здоровьем расплачиваться. Как вы думаете, можно ли вовремя избежать ожирения?

Слайд  2

Две недели назад вы начали работать над проектом «Вес, как фактор здоровья». Основополагающим вопросом стал вопрос «Почему не все люди имеют оптимальный вес?».

Для того, чтобы раскрыть тему, вы выявили  проблемные вопросы:

  1. Чем опасен  избыточный вес?
  2. Как влияет питание на наш вес?
  3. В чем значение двигательной активности в жизни человека?

Наш класс  был разделен на три группы. Каждая группа  работала  над своим вопросом. Сегодня группы  отчитаются  о проделанной работе.

Результаты нашей совместной работы – мы должны дать ответ на основополагающий вопрос «Почему не все люди имеют оптимальный вес?»

и  определить  для себя нормы по сохранению своего оптимального веса.

- Слово предоставляется первой группе  (10 минут).

Ребята, давайте выясним, как происходит ожирение?

- Ребята, одним из правил является правильное питание. Об этом нам расскажут ребята из второй группы (10 минут).

Как вы думаете, что нужно делать, если вес превышает норму?

Хочу добавить, что главный виновник переедания – повышенный аппетит. Практика показывает, что привычка плотно поесть складывается у многих с детства. Многие родители хотят видеть своего ребенка упитанным, пытаются с раннего детства давать ему как можно больше пищи. Это не верно. Но это не основание отказываться от пищи совсем.

 - Сейчас я предлагаю выполнить задание на компьютере. Загрузите модуль «Принципы рационального питания. Расчет калорийности блюд» (http://fcior.edu.ru/card/26644/principy-racionalnogo-pitaniya-raschet-kaloriynosti-blyud.html), внимательно прочитайте текст. Используя таблицу калорийности продуктов составьте приблизительное меню: 1-ая группа - на завтрак, 2-ая группа – на обед, 3-ья – на ужин.

Подумайте, какие продукты нужно включить в меню, так, чтобы они не повлияли на изменение вашего веса. Напоминаю, что на ужин правильнее выбирать низкокалорийные продукты. На обед и завтрак целесообразнее выбрать высококалорийные, которые дадут заряд  энергии организму на предстоящий день и в течение дня усвояться и переработаются организмом. Давайте приступим к работе.

- Ребята, все знают, что жировые клетки сгорают во время движения. Одним из факторов сохранения оптимально веса является двигательная активность  человека. Над  этим вопросом работали ребята третьей группы (15 минут)

Слайд  21

- Существует понятие «идеальный вес». Вам было дано домашнее задание – измерить свой рост и вес.  

          Рассмотрим таблицу и узнаем, какой должна быть нормальная масса тела в зависимости от роста. Откроем ссылку: -------------------------------            

          Рассчитать необходимое количество калорий можно по формуле:

ККИП = 525 +(27*ИВ), где ИВ – идеальный вес.

Теперь, вы знаете, какой идеальный вес должен быть у каждого из вас, и соответствует ли ваш вес вашему росту.

Ребята, сейчас я предлагаю вам вернуться к компьютерам и выполнить тест http://nsportal.ru/user/157477/page/testy-k-urokam-fizicheskoy-kultury

Слайд 22

Определите и оцените ваш уровень знаний, полученных в ходе нашего урока.

Подведение итогов урока (2 минуты)

- А теперь  подведем  итог  работы  над  проектом  и итог  урока.

- Можем ли мы ответить на основополагающий вопрос?

- Мне хочется дать оценку вашей деятельности. Вы проявили компетентность решения проблем. Вы сумели найти ответы на проблемные вопросы. Ваша информационная компетентность показала, что вы умеете работать с информацией, обрабатывать и представлять ее с помощью ИКТ- технологий.

Во время презентации ваши группы проявили коммуникативную компетентность. Вы сумели ответить на вопросы устно, изложить найденную вами  информацию  и ответить на интересующие вопросы ребят.

ИКТ-технология

Метод проблемного обучения

Метод проектов

ИКТ-технология

Здоровьесберегающая

Внимательно  слушают  учителя.

Заполняют индивидуальные карты урока.

Следуют ответы учеников.

Слайд  3

- Что такое ожирение?

Ожирение – тяжелое заболевание всего организма, при котором происходит ненормальное увеличение массы тела, отложение жира и другие резкие нарушения обмена веществ и многих других функций организма.

Слайд  4

Соленая и жирная пища – свинина, соусы, майонез, колбасы, копчености, шоколад, хлеб – затрудняют работу печени и ухудшают пищеварение.  Известно, что печени принадлежит жизненно- важная роль в пищеварительном процессе. При  нормальной работе печени все вредные вещества нейтрализуются, а затем удаляются  из организма через почки и кишечник. Если же нагрузка велика, то вредные вещества полностью не могут нейтрализоваться  и могут поступать в кровоток. Часть их задерживается, создавая основу для формирования жировых отложений.

Причиной избыточного веса являются ношение высоких каблуков, тесной одежды, а также гормональные  нарушения. Если есть нарушения, необходимо обратиться к врачу.

Слайд  5

Каковы последствия ожирения?

Ожирение представляет собой  очень  серьезную и сложную  болезнь. При ожирении поражаются многие органы и системы организма, но чаще и раньше всего сердечнососудистая система.

У тучных людей отмечается:

 повышение артериального давления, развитие атеросклероза и другие болезни. Ожирение отрицательно  влияет  на  работу  легких. Жир сам по себе создает механическое препятствие дыханию.

Слайд  6

Ожирение часто сопровождается хроническим холециститом, диабетом, поражением почек. Ожирение отражается  и на нервной системе организма, что проявляется в нарушении сна, повышении аппетита, жажде.

Слайд  7

Продолжительность жизни людей, страдающих ожирением, сокращается в среднем на 12-15 лет.

Слайд  8

Существует  10  правил, соблюдая которые мы можем не набирать лишний вес.

1 – Нет: пище, затрудняющей работу печени и выведения шлаков.

2 – Нет: нелеченным гормональным расстройствам.

3 – Нет: неподвижности.

4 – Нет: высоким каблукам.

5 – Нет: сдавливающим предметам одежды.

6 – Нет: неправильным позам.

7 – Нет: стрессам и раздражительности.

8 – Нет: алкоголю.

9 – Нет: курению.

10 – Нет: вредной привычке пить мало жидкости ( пейте около 2 литров жидкости)

Слайд 9

Ожирение – это болезнь всего организма. Эту болезнь легче предупредить, чем вылечить. Для этого нужно постоянно следить за своим весом, и если он превышает норму на 3-4 кг, то надо принимать соответствующие меры.

Слайд 10

Правильнее всего, что при рациональном питании энергия, поступаемая с пищей и величина расходуемой энергии должна быть примерно одинаковой. Если вес нарастает, то нужно уменьшить калорийность пищи.

Слайд 11

Уменьшить калорийность пищи необходимо за счет жиров и углеводов. Самое разумное – ограничить в своем меню количество сладостей (конфет, сахар, пирожные), не злоупотреблять хлебом,кашами, картофелем, сократить до минимума потребление специй и острой пищи. Меньше солить пищу, так как соль способствует накоплению воды в организме. При этом есть побольше овощей и фруктов.

Слайд 12-17

Существует таблица продуктов, где указана их калорийность. Пользуясь нижеприведенными сведениями о калорийности продуктов, мы сможем подобрать себе подходящий рацион.

Дети, используя свои карточки и таблицу калорийности продуктов, выполняют задание учителя. Затем каждая группа представляет свое меню, обсуждают набор продуктов, подсчитывают калории.

Развитию ожирения способствует наряду с вышеперечисленными причинами и пониженная двигательная активность. Из этого следует, что необходимо увеличить расход мышечной энергии. Как это сделать?

Слайд  18

Прежде всего, это ежедневное выполнение утренней гимнастики. Мы предлагаем вам комплекс утренней гимнастики, разработанной нами во время подготовки к презентации (физкультминутка ).

Комплекс утренней зарядки
И.П. – стойка, руки к груди в замок

1 – руки выпрямить вперед

2 – к груди

3 – подняться на носки, руки вверх

4 – и.п.

И.П. – ноги врозь, руки к плечам

1,2,3,4 – энергичные вращения вперед

Следующие 4 счета – назад.

И.П. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1. Рывок согнутыми

2. Рывок прямыми

3. Рывок,  правая вверху

4. Рывок, левая вверху

И.П. – стойка, руки за голову

1,2 – наклон вправо

3,4 – наклон влево

И.П. – стойка, руки за спину

1. присед

2. и.п.

3, 4 – то же самое

Слайд  19

Также предлагаем познакомиться с комплексом упражнений, который поможет сохранить вам ваш вес.

  1. Для талии. Наклоны в стороны, руки вверх.
  2. Для ягодиц. Напрягать и напрягать мышцы ягодиц в положении сидя и лежа.
  3. Для живота. Сидя на полу, выполнять упражнение ножницы. Повторить 24 раза.
  4. Для бедренных мышц. Лежа на правом боку, левую прямую ногу поднимать до 90. Повторить 32 раза.
  5. Для спины. Лежа на спине, поднимать туловище, разводя локти. Повторить 16 раз.

Слайд  20

Сохранению и снижению веса также способствует быстрая ходьба, длительный бег, игра в бадминтон, катание на лыжах, плавание и другие виды спорта.

В нашей школе работают для нас секции акробатики, общефизической подготовки, спортивные игры, проходят занятия в тренажерном зале, открыт танцевальный кружок, которые можно посещать в свободное время.

Слайд15

Дети работают со своими карточками, рассчитывают, пользуясь предложенной формулой, свой вес. Делают соответствующие выводы по соответствию рост – вес.

Слайд  23

- Да, мы можем. Люди в своей жизни часто нарушают  10 правил, приведенных  выше. Чтобы сохранить  вес, нужно  помнить, что  необходимо соблюдать  распорядок  дня, режим  питания, заниматься  спортом.