Внеклассная работа

Борисова Елена Михайловна

В этом разделе вы найдёте программы, разработки материалов для внеклассной работы по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol-avt._budanova_na_4_goda_1_-_kopiya.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №71

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ПРОГРАММА

Детского объединения (секции)

«БАСКЕТБОЛ»

(для внеклассной работы)

Тип – адаптированная.

Педагог

Борисова Елена Михайловна

Тольятти 2014 г.


1.Введение

Образовательная программа секции “Баскетбол” физкультурно-спортивной направленности создана с целью создания в учреждениях образования детей условий для всестороннего физического развития обучающихся средних и старших классов, для  культивирования одноимённого вида спорта, сделавших баскетбол профилирующей игрой, предметом дополнительного образования.

Исходные позиции программы:

-Срок реализации  4 года (учебный год равен 36 неделям)

- По уровню содержания  является базовой.

-Учебная нагрузка  144 часа в год (2 раза в неделю по два часа; час равен 40-45 минутам).

-Возраст обучающихся 10-16 лет.

-Принцип набора в секцию - свободный, однако, необходим медицинский

  допуск к занятиям и сформированный интерес к игре.

-Количество обучающихся в группах не менее 15 человек.

По степени авторского вклада она является модифицированной, т.к. создана на основе программы Ю. Ф. Буйлина, Ю.И. Портных  «Мини – баскетбол в школе», утвержденной в 1976 году и рекомендованной к реализации Министерством просвещения СССР. Настоящая программа предполагает более длительный срок реализации, то есть, изменены временные параметры.

        

2. Пояснительная записка.

2.1.Обоснование выбора

Баскетбол – олимпийский, перспективный, развивающийся, динамичный вид спорта, представляющий массовый интерес обучающихся.

Занятие баскетболом способствует решению социально – культурных и – психологических задач, встающих перед подростками и юношеством.

Занятия баскетболом обладают большим оздоровительным эффектом, так как в упражнениях задействованы практически все группы мышц и системы организма, что обеспечивает гармоничное физическое развитие обучающихся.

Динамика упражнений положительно влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию.

         По своему воздействию, баскетбол как спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Баскетбол следует рассматривать, как активное средство физического воспитания, влияющее на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности.

Одновременно баскетбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создаётся необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.

Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма.

Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческое отношение к деятельности.


Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:

-укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

-воспитание у подростков высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениям;

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;

-развитие основных двигательных качеств.

2.2.Педагогическая цель и основные задачи программы.

 Педагогическая цель:  физическое  воспитание обучающихся, развитие их мотивации к познанию и творчеству средствами баскетбола.

Основные задачи программы:

 Обучающие:

  • обучать навыкам игры в баскетбол, судейской  и инструкторской практике данной игры;
  • дать знания о способах общей физической подготовки; развития силы, гибкости, ловкости, выносливости; 

 воспитательные:

  • сформировать навыки коллективизма;
  • воспитывать организованность, дисциплину, волю;

  развивающие:

  • способствовать общему физическому и духовному развитию;
  • развивать острую наблюдательность, реакцию, самостоятельность мышления.

2.3. Принципы, методы и формы обучения.

В основе организации учебного процесса лежат принципы:

  • своевременного и качественного проведения тренировок,
  • высокой требовательности к обучающимся по соблюдению режима, правил и норм поведения на занятиях, соревнованиях и в быту,
  • добровольности выбора детского объединения (секции).

Для организации образовательного процесса используется классическая классификация методов обучения и воспитания.

  • словесные методы (пояснение, объяснение, обучение, рассказ, анализ игровых ситуаций , внушение уверенности, проявление внимания и т.д.);
  • наглядные методы (демонстрация упражнения, приёмов по частям и в целом; показ положительных приёмов и т.д.);
  • практические (выполнение специальных упражнений, игры, турниры; обсуждение различных ситуаций, выполнение определённого дела вместе с обучающимися и т.д.).

Программа включает в себя следующие  разделы по обучению игре баскетбол:

„Теоретические сведения ”;

„Общая физическая подготовка ”;

„ Специальная физическая подготовка ”

„Техническая подготовка ”;

„Тактическая подготовка ”;

„Интегральная подготовка ”;

„Требования к обучающимся”.

Распределение времени на изучение данных тем зависит от целей и задач каждого занятия.

2.4. Социально – значимая деятельность.

Социальная значимость данной программы состоит в следующем:

  • подготовка обучающихся к районным (городским) соревнованиям по баскетболу;
  • организация спортивных досуговых игр у обучающихся начальных классов.


3.Тематический план секции «Баскетбол»

Разделы

Количество часов

1год

обучен.

2год

обучен.

3год

обучен.

4год

обучен.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Теоретическая подготовка.

О. Ф. П.

С. Ф. П.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Интегральная подготовка  (в том числе соревнования).

Требования к обучающимся.

2

60

26

24

20

10

2

4

58

26

24

20

10

2

4

48

28

26

22

12

4

4

40

30

30

22

14

4

Итого

144

144

144

144


4.Программа (основная часть)

(1-4 годов обучения)

Раздел 1. Теоретическая подготовка.

  1. Содержание правил игры.
  2. История развития баскетбол.
  3. Техника и тактика игры
  4. Понятие о здоровье и спортивной форме
  5. Самоконтроль и самоподготовка при игре в баскетбол.

Раздел 2. Общая физическая подготовка

Упражнения для 1-4 годов обучения:

  1. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
  2. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и сопротивлением партнёра.
  3. Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10 –20 метров); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3 – 10 метров; бег 100 – 300 метров; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных) на дальность; бег с преодолением препятствий; эстафетный бег.
  4. Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки; упражнения на координацию движений; упражнения для формирования осанки; лазание по канату, шесту, лестнице, прыжки через препятствия; упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, стенке, бревне, коне); упражнения с предметами (булавами, палками, скакалками, гантелями).

Раздел 3. Специальная физическая подготовка

Год обучения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Содержание  подготовки

Передвижение бегом. Приставные шаги. Остановка прыжком, в два шага. Ловля и передача мяча двумя руками  от груди на месте ив движении; с шагом и со сменой мест. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, с изменением направления и скорости. Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита после ведения и остановки. Бросок одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Бросок по кольцу после ведения и остановки, броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Подвижные игры с элементами баскетбола (“Слушай сигнал”, “Пятнашки в парах”, “Пятнашки в тройках”, “Живая цель”, «Свободное место”)

Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления (по сигналу) скорости и высоты отскока. Ведение мяча от одной линии штрафного броска до другой и обратно. Ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках; передача мяча на месте при встречном движении и с отскоком от пола. Передача мяча одной рукой от плеча после ведения. Передача мяча на месте с отскоком от пола.

Броски в движении после двух шагов. Бросок в прыжке одной рукой с места. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180є , толкаясь одной ногой. Штрафной  бросок. Подвижные игры: “Мяч капитану”, “Всадники”, “Ловец и перехватчик”, “Салки в тройках”, “Не давай мяча водящему”.

Ведение мяча с изменением направления после ловли мяча без значительного контроля. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Ловля мяча с отскока. Ловля высоколетящего мяча. Передача мяча одной рукой снизу на месте; передача одной рукой  от плеча  по высокой траектории на расстояние 12 – 16 метров с места и в движении. Передача мяча от груди в тройках двумя руками, в движении по восьмёрке с броском по кольцу; передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока, в прыжке в любом направлении. Бросок от головы; бросок снизу двумя руками; бросок в корзину одной рукой в прыжке после ловли мяча во время бега; бросок одной и двумя руками сверху в прыжке. Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции произвольно с удобных точек площадки, с определённых точек. Подвижные игры.

Ловля высоколетящих мячей в прыжке и после отскока от щита. Передача мяча одной рукой переводом; передача мяча назад под рукой; ловля мяча, переданного сзади при беге по прямой; передача мяча от головы; передача одной рукой  из – за спины.

Броски по кольцу, броски в прыжке с дальней и средней дистанции с преодолением сопротивления; бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча. Подвижные игры с элементами баскетбола.


Раздел 4.  Техническая подготовка

Упражнения для 1-4 годов обучения:

  1. Ловля мяча двумя руками на уровне груди, над головой, после отскока от пола.
  2. Ловля мяча, катящегося по полу, одной рукой.
  3. Держание мяча: обеими руками сбоку, одной рукой сбоку, одной рукой сверху, другой снизу.
  4. Стойка игрока поймавшего мяч.
  5. Передача мяча: двумя руками от груди, двумя руками над головой;  одной рукой от плеча (на месте с шагом, после двух шагов)
  6. Ведение мяча (высокое и среднее) по прямой и с изменением направления.
  7. Броски мяча в кольцо: одной рукой от плеча (с места, с шага, после двух шагов); двумя руками от груди; двумя  руками над головой.
  8. Финты туловищем, мячом (ложная передача)
  9. Бег по прямой и с изменением направления; бег спиной вперёд.
  10. Остановка прыжком и шагом; поворот на сзади стоящей ноге.
  11. Прыжки толчком одной ногой и двух ног.
  12. Стойка защитника при „держании ” игрока без мяча и с мячом.
  13. Передвижение приставными шагами (в стороны).
  14. Вырывание мяча (двумя руками); выбивание мяча у ведущего.
  15. Перехват мяча.

Техническая подготовка

Год

обучения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

1) Техника нападения

техника передвижения

Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижения приставными шагами. остановки во время бега. Повороты на месте. Сочетание передвижений, остановок, поворотов.

Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Прыжки  толчком двух ног; толчком одной ноги.

Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения. Сочетание способов передвижения с изученными техническими приёмами.

техника владения мячом

Ловля мяча двумя руками на уровне груди, двумя руками высокого мяча, двумя руками низкого мяча.

Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча.

Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.

Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.

Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении  (с выходом навстречу мячу).

Передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола.

Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху.

Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий.

Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди.

Передача одной рукой мяча от плеча, одной рукой сверху, одной рукой снизу.

Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок

Ведение мяча с изменением высоты отскока, обводка противника с изменением скорости.

Ловля мяча при встречном движении, при поступательном движении.

Передачи мяча скрытые (назад, вправо, влево). Передача мяча одной рукой по площадке, передача изученными способами при встречном движении и поступательном движении.

Броски мяча двумя руками снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке.

Ведение мяча. Обводка противника без зрительного контроля. Ведение с асинхронным ритмом движений руки с мячом м ног.

Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.

2) Техника защиты

Стойки защитника: одна нога выставлена вперёд; ноги расставлены на одной линии

техника передвижения

Перемещение к стойке защитника вперёд, в стороны, назад

Передвижения в защитной стойке вперёд, назад, в стороны.

Сочетание способов передвижения с техническими приёмами игры в защите.

Сочетание способов передвижения с техническими приёмами игры в защите.

техника овладения мячом

Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча.

Накрывание мяча при броске с места. Овладение мячом, отскочившим от кольца.

Выбивание мяча при ведении. Перехват мяча при ведении.


Раздел 5. Тактическая подготовка

Упражнения для 1-4 годов обучения:

  1. Выбор места в нападении: выход для получения мяча, „открывание”; подход к щиту для броска из – под кольца.
  2. Выбор места в защите: при „держании ”  игрока с мячом; для перехвата мяча; „закрывание”.
  3. Использование финтов при освобождении от опеки и передача мяча в единоборстве с противником.
  4. Передача свободному партнёру при численном перевесе и равенстве игроков.
  5. Взаимодействия с партнёром: передача с последующим выходом в направлении своей передачи; обыгрывание защитника с обратной передачей мяча.
  6. „Держание ” игрока с мячом: противодействие броску (с места); противодействие проходу – без мяча и с мячом.
  7. „Держание ” игрока без мяча: выбор позиции по отношению к кольцу и мячу; перехват передачи выходом (из – за нападающего).
  8. Действие защитника при численном перевесе нападающих(1х2).
  9. Ознакомление с переходом от защиты в нападение и обратно, с системой личной защиты (держание   „свободного”  игрока).
  10. Ознакомление с системой позиционного нападения (игра с сохранением своих мест в атаке).

Тактическая подготовка

Год

обучения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

1)   тактика нападения

-индивидуальные действия

Выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча.

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча; выбор способа передачи в зависимости  от расстояния. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнёром по команде, применение изученных приёмов техники нападения в зависимости от ситуации на площадке. Финты с мячом “на ведение”, “на передачу”, “на бросок с последующим ведением”, передачей, броском.

Действия одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва. Применение изученных приёмов в сочетании с финтами “без мяча” и “с мячом”. Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.

-групповые действия

Взаимодействия двух игроков – “передай мяч – выходи”.

Взаимодействие трёх игроков – треугольник (трёх нападающих). Взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2Х1)

Взаимодействие двух игроков с заслоном (внутренним и наружным)

Взаимодействие двух игроков - переключение. Взаимодействие двух нападающих против трёх защитников, “тройка” скрестный вы- ход и малая восьмёрка, наведение, пересечение.

-командные действия

Организация командных действий по принципу выхода на свободное место.

Нападение с целью выбора свободного места. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий

Нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче. Позиционное нападение с применением заслонов.

Организация командных действий против применения быстрого прорыва.

2) Тактика защиты

-индиви-

дуальные действия

Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча

Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. Действия одного защитника против двух нападающих.

Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Противодействие при бросках мяча в корзину.

Действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах.

-групповые действия

Взаимодействия двух игроков - подстраховка.

Взаимодействия двух игроков – отступание.

Взаимодействие двух игроков – проскальзывание.

Взаимодействие двух игроков – переключение

-командные действия

Переключения от действий в направлении к действиям в защите.

Личная система защиты.

Плотная личная система защиты.

Варианты зонной защиты.


Раздел 6.  Интегральная подготовка

Гол

обучения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Инструкторская практика

Проведение разминки, показ выполнения технических приёмов. Помощь руководителю при проведении занятий. Судейство игр. Проведение соревнований во дворе, в лагере.

Контрольные игры и соревнования

Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола.

Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола.

Учебно-тренировочные игры по упрощённым правилам.

Двухсторонняя учебная игра в баскетбол.

Соревнования по баскетболу.

Раздел 7.  Требования к занимающимся.

Выполнение контрольных испытаний - сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности:

Специальная физическая подготовленность.

1. Бег 20 м. (с).

2. Высота подскока (см).

 Техническая подготовленность.

  1. Ведение мяча 20 м. (с).
  2. Штрафные броски (из 10 раз).
  3. Броски в движении после ведения ( из 5 раз).
  4. Броски с точек (из 20 раз).


5.Управление образовательным процессом.

5.1. Диагностика интересов и потребностей обучающихся.

При начале обучения необходимо выяснить мотивацию посещения детьми занятий, круг их интересов и потребностей в предмете; также в процессе обучения следует опираться на возможно изменяющиеся интересы и потребности обучающихся.

Опросник «Ваши интересы».

              1) Как вы узнали о секции «Баскетбол»?

2)Сколько вы хотели бы заниматься в секции?

3)Хотели бы вы иметь друзей в секции?

4)Чему бы вы хотели научиться? (практический выход)

5)В чём вы видите смысл своих занятий?

6)Поддерживают ли вас ваши родители в данном выборе?

7)Как часто вы хотели бы заниматься в неделю и в какое время?

8)Хотите ли участвовать в досуговых мероприятиях секции баскетбола?

9)Что вы знаете о значении спорта в жизни человека? И др.

5.2.Педагогическая диагностика.

Предполагаемая результативность обучения по программе, формы контроля.

Результатом обучения по данной программе должно стать обучение каждого обучающегося навыкам игры в баскетбол.

Обучающиеся должны знать:

  • теоретические сведения игры в баскетбол;
  • теорию организации и проведения соревнований по баскетболу различных уровней;
  • тактические и технические приёмы баскетбола;

Обучающиеся должны уметь:

  • применять теоретические сведения, тактические и технические навыки игры в баскетбол;
  • участвовать в соревнованиях по баскетболу;
  • проводить внутришкольные соревнования по баскетболу, блиц – турниры, товарищеские встречи;
  • выполнять упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости по скоростной, скоростно-прыжковой и силовой подготовке; по развитию специальной выносливости.

Ежегодно обучающиеся сдают обязательные контрольные нормативы. При сдаче контрольных нормативов используется балльная система  оценки.

 С целью оптимизации учебного процесса при оценки деятельности обучающихся используются такие формы, как внушение уверенности, похвала, присуждение награды, стимулирование, состязательность.

Таблица контрольных упражнений и их оценка

Вид упражнений (девушки)

Возраст

Бег 20 м (с)

Высота подскока (см)

Ведение мяча 20 м  (с)

Штрафные броски

(из 10 р.)

Броски в движении после ведения

 (из 5 р.)

Броски с точек

(из 20 р.)

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

10 лет

4, 5-4,7

4,2-4,4

4,1

26-21

27-32

33

11,7-12,2

11,1-11,6

11,0

11 лет

4,4-4,6

4,1-4,3

4,0

30-26

31-35

36

11,1-11,5

10,6-11,0

10,5

2

3

4

1

2

3

12 лет

4,4-4,6

4,0-4,3

3,9

34-29

35-40

41

11,1-11,5

10,5-11,0

10,4

2

3

4

1

2

3

13 лет

4,3-4,5

3,9-4,2

3,8

36-31

37-42

43

10,3-10,9

9,7-10,2

9,6

3

4

5

1

2-3

4

6

7-9

10

14 лет

4,1-4,3

3,7-4,0

3,6

38-34

39-44

45

10,1-10,7

9,5-10,0

9,4

3

4

5

1

2-3

4

6

7-9

10

15 лет

4,0-4,2

3,7-3,9

3,6

39-35

40-45

46

9,9-10,5

9,2-9,8

9,1

3

4-5

6

2

3-4

5

7

8-10

11

16 лет

4,0-3,9

3,6-3,9

3,5

40-36

41-47

48

9,8-10,4

9,1-9,7

9,0

3

4-5

6

2

3-4

5

7

8-10

11

(юноши)

10 лет

4,4-4,7

4,2-4,3

4,1

22-26

27-33

34

11,2-11,7

10,7-11,1

10,6

11 лет

4,2-4,3

4,0-4,1

3,9

28-32

33-37

38

10,4-10,9

9,8-10,3

9,7

3

4

5

1

2

3

12 лет

4,3-4,4

3,9-4,2

3,8

30-34

35-40

41

10,2-10,6

9,6-10,1

9,5

3

4

5

2

3

4

13 лет

4,0-4,2

3,5-3,9

3,4

34-38

39-43

44

9,7-9,9

9,2-9,6

9,1

3

4-5

6

2

3

4

7-8

9-11

12

14 лет

3,9-4,1

3,5-3,8

3,4

39-42

43-47

48

9,4-9,6

8,8-9,3

8,7

3

4-5

6

3

4

5

7-8

9-11

12

15 лет

3,8-4,0

3,5-3,7

3,4

41-47

48-53

54

8,9-9,3

8,3-8,8

8,2

4

5-6

7

3

4-5

6

7-8

10-13

14

16 лет

3,7-3,9

3,4-3,6

3,3

50-55

56-60

61

8,8-9,2

8,1-8,7

8,0

4

5-6

7

3

4-5

6

7-9

10-13

14

6. Необходимые условия реализации программы.

6.1. Особенности организации учебного процесса.

Процесс формирования групп связан с возрастными особенностями обучающихся, их физической и теоретической подготовкой, практическими умениями и навыками игры в баскетбол.   Количество обучающихся в группе – 15 человек, что содействует более успешному проведению тренировок. Основной принцип формирования групп – учет возрастных особенностей обучающихся.

В процессе обучения используются и коллективные, и групповые, и индивидуальные формы работы; т.е. они зависят от конкретных задач каждого занятия.

6.2. Материально – техническое оснащение.

 1. Щит баскетбольный с кольцом          2 комплекта

 2. Свистки                                                2

3. Мячи на группу                                    15

4. Насос со штуцером                              1

5. Мячи набивные                                    15

6. Стойки для обводки                             10

7. Скакалка гимнастическая                    15

8. Гантели разного веса                            20

9. Часы – секундомер                                2

10. Часы шахматные                                 1

11. Гимнастические скамейки                 4

12. Накидки (майки)                                 15

13. Трусы спортивные                             15

14. Гимнастическая стенка                      10

15. Аптечка                                                1

6.3. Списки литературы.

Список литературы для педагога.

1)Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. - М.:Просвещение,1976.

2)Подвижные игры (Пособие для институтов физической культуры). - М.:Просвещение, 1986.

3)Журнал «Физкультура в школе»№2, 1985;  №7, 1986.

4)Справочник учителя физической культуры. - М.: Высшая школа, 1977.

Список литературы для обучающихся.

1)Клусов Н.П., Цуркан А.А. Стадионы во дворе. - М.:Просвещение,1986.

2)Яхонтов Е.Р., Генхин З.А. Баскетбол. - М.:Просвещение,1978.

Приложения

к образовательной программе

„Баскетбол”

Приложение №1

Методическая разработка «Роль игры в баскетбол в социализации подростков  

                                                  и юношества».

(Для педагогов дополнительного и общего образования )

Занятие баскетболом способствует решению социально – культурных и – психологических задач, встающих перед подростками и юношеством.

Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма.

Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческое отношение к деятельности.

Программа, в то же время, последовательно решает основные задачи физического воспитания:

-Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся.

Младшие подростки, занимающиеся баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом  развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше учатся, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта показывают результаты лучшие, чем у других ребят. Эти преимущества юных баскетболистов, несомненно, являются результатом влияния самой игры. В игре постоянно чередуются моменты высокой, низкой и умеренной активности. А в ряде ситуаций и полного отдыха. Это благоприятно сказывается на функциональном состоянии организма детей, на совершенствовании функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

  • Воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 В процессе тренировок происходит процесс воспитания. Совершенствуется способность к инициативным действиям, приобретаются навыки взаимодействия, сознательной дисциплины, воспитывается умение подчинить интересам коллектива свои личные интересы, чувство взаимопомощи, уважения к партнёрам и соперникам, ответственности перед товарищами. При нравственной оценке формируются положительные моральные качества, которые воспитываются у детей в процессе спортивной деятельности (мужество, дисциплина, смелость, решительность, благородство, коллективизм, чувство товарищества, взаимовыручка, честность, справедливость, этика, сила воли, коммуникабельность, твёрдость характера и т.д.). В дальнейшем происходит социализация личности, то есть усвоение социальных норм и ролей. В результате которых формируется социальная зрелость.

Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее устойчивые нормы поведения. Процесс социализации охватывает весь жизненный путь человека в обществе. В процессе социализации развиваются творческие стороны личности, развивается духовность.

- Приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту.

 Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Поэтому задача развития  этих способностей считается  такой же важной, как и задача обучения. Обучение и воспитание являются результатом сознательной и целенаправленной спортивной деятельности. Ещё И. М. Сеченов  указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. В этом процессе двигательному анализатору принадлежит особая роль. При сокращении мышц в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов, повышается её тонус. Двигательный анализатор является связующим звеном в межанализаторных отношениях  и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции наряду с лобными долями.

Анатомическое расположение двигательного анализатора в непосредственной близости с речевой моторной зоной, видимо прямо сказывается на развитии речи,  мышлении детей. На всех этапах развития речевой функции двигательная активность ребёнка играет исключительную роль.

Так импульсы от пальцев рук вызывают активизацию ассоциативных зон коры головного мозга, и это сказывается на развитии речевой функции. Наряду с большим влиянием двигательных навыков, совершенствование их моторики находятся в прямой зависимости от характера умственной деятельности школьников. Проблема взаимосвязи умственной и физической деятельности особенно актуальна в настоящее время исходя из задач воспитания творчески мыслящего подрастающего поколения.

Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения  самочувствия.

При усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности на занятиях являются главным образом три формы связи между мыслью и действием:

а) интеллектуальная активность сопутствует исполнению двигательного  действия, а процесс мышления выполняет функции непосредственного контролёра и регулятора движений;

б)мышление предшествует практическому действию и участвует в планировании и предварительной организации действия;

в) мышление участвует  в анализе и оценке совершённого двигательного акта. Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием размечаются не только по своей форме, но и по  характеру и в определённой степени влияют на развитие творческих способностей занимающихся спортом.

В психологической структуре двигательного акта при исполнении физических упражнений непременно содержатся интеллектуальные компоненты. Благодаря этому при определённых условиях в процессе исполнения двигательных действий наряду с функциональным проявлением и определённый интеллектуальный эффект.

  • Развитие основных двигательных качеств.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом  создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей  (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивая пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации), и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а так же  всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Под влиянием систематических  занятий спортивными играми происходят существенные изменения в функциях анализаторов. Постоянный зрительный контроль за действиями игроков – товарищей по команде и своих соперников, технически совершенное владение мячом в условиях единоборства с другими игроками, связанное с обманными движениями, поворотами и т.д., предъявляет высокие требования к  функциям зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов.

Визуальный контроль облегчает пространственную ориентировку. Высокая степень развития мышечного чувства, дополненная зрительной оценкой пространства, повышает  точность бросков, ударов по мячу, передач его партнёру.

У спортсменов – игровиков отмечается  улучшение глубинного зрения, то есть способность различать расстояние до предметов, находящихся на разном удалении от глаз.

Под влиянием систематических занятий  спортивными играми совершенствуется и глазодвигательный аппарат. У спортсменов – игровиков увеличивается поле зрения, снижаются пороги электрической чувствительности глаза. Внезапные остановки, резкие повороты, прыжки, различные способы ухода от противника сопровождаются раздражением рецепторов вестибулярного аппарата. Возникающие при этом рефлексы нистагма способствуют установке глаз в положение, обеспечивающее опознавание и зрительную оценку предмета при вращательных движениях.


Приложение №2.

Методическая разработка  «Распределение времени при организации игры в

                                                   баскетбол».

(Для педагогов дополнительного и общего образования)

В первые два года на физическую подготовку целесообразно выделять 70% учебного времени, игровой подготовке около 10%, изучению элементов техники и тактики-15%, а остальным видам подготовки-5%.

Хотя значение физической подготовленности для юного баскетболиста исключительно велико, всё же основной задачей работы на каждом этапе тренировки следует считать изучение техники и тактики игры. Из года в год количество учебных часов, отводимых на технико-тактическую подготовку, возрастает. На первом году обучения на неё выделяется примерно четвёртая часть времени, то на втором году эта доля возрастает до 30%;

Изучению теоретических вопросов с самого начала занятий придаётся большое значение. Ежегодно на этот раздел подготовки отводится до 5% учебного времени.

Главная цель тренировки в подготовительном периоде – подготовка команды к успешному выступлению в соревнованиях. Для этого необходимо достичь высокого уровня физической подготовленности, улучшить технику и тактику игры, добиться сыгранности команды, повысить уровень морально – волевых качеств.

В подготовительном периоде учебное время распределится следующим образом: физическая подготовка-80%;  технико-тактическая подготовка – 15%, другие виды подготовки – 5%. В свою очередь  в каждом из этих разделов производится распределение времени на решение различных задач подготовки. Так на общую физическую подготовку отводится 50% учебного времени, а на специальную 30%. На изучение техники 10%, а тактики 5% и т.д.

В основном периоде тренировки эти соотношения изменяются, поскольку меняются задачи подготовки. На различные стороны подготовки учебное время распределяется так: физическая подготовка  30%, технико-тактическая подготовка 65%, другие виды подготовки – 5%.

Внутри каждого из разделов соотношение учебного времени следующее: общая физическая подготовка-15%, специальная физическая подготовка-20%,  изучение техники 40%, изучение тактики 25%.

То есть на протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видов подготовки изменяется. Если вначале года превалирует физическая подготовка, объём которой может доходить до 60 - 70% всего времени,  то в начале второй половины года, примерно соответствует по времени соревновательному периоду, рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.

Правильное распределение нагрузки должно быть и в каждом отдельном занятии. Как от урока к уроку, так и в отдельном занятии нагрузка должна повышаться постепенно. Её пик приходится на последнюю треть основной части занятия.

По своему типу  занятия могут быть различными. Некоторые из них могут быть целиком посвящены физической подготовке, другие технике и т.д. но чаще других проводят наиболее ценные для детей - комплексные занятия.    В процессе этих занятий одновременно решают несколько задач, и от этого эффект влияния усиливается. В итоге в зависимости от целей, основной направлённости занятия классифицируются на:

  1. вводные (основное внимание уделяется специальным занятиям);
  2. учебные (основное внимание уделяется технике обучения, ставится „Триада задач” – разучить, закрепить, совершенствовать)
  3. тренировочные (основное внимание уделяется совершенствованию физических качеств, играм);
  4. контрольные (приём контрольных нормативов и техники баскетбола, соревнования).

 При этом важно, чтобы развитие быстроты и изучение техники проводилось в начале занятий. Желательно также, чтобы занятие обязательно завершалось учебной игрой с последующим разбором допущенных ошибок.

Все части занятия должны быть тесно взаимосвязаны. В подготовительной следует предусмотреть упражнения, которые облегчают усвоение материала основной части урока.

К примеру приведём несколько модельных занятий различных направлений. Продолжительность каждого занятия 90 мин. Два раза в неделю, т.е. (4 часа в неделю).

Тренировочное занятие условно делят на три части: вводную (25 мин.), основную  (55-60 мин.) и заключительную (5-10 мин.). Нагрузка на занятии повышается постепенно и достигает своего максимума во второй половине основной части. Модельные занятия представляют собой дальнейшую детализацию программы.

        Первое занятие в недельном цикле характеризуется большой нагрузкой, второе – малой.


Приложение №3.

Методическая разработка занятия  «Однонаправленное  занятие по обучению

тактике игры в баскетбол».

(Для педагогов дополнительного и общего образования)

Задачи:

1. Обучать выбору способа передачи мяча в зависимости от расстояния.

2. Обучать взаимодействию двух игроков - „передай мяч и выходи. ”

Инвентарь: мячи баскетбольные.

Ход занятия:

1) Подготовительная часть(20-25мин.)

Организация урока.

Ходьба обычная, в полном приседе, с вращением рук в плечевых суставах – 5 мин. Бег с разновидностями (обычный, спиной вперёд, боком вперёд, с изменением направления) – 5 мин.

Общеразвивающие упражнения в парах – 10-15 мин.:

  1. Занимающиеся кладут руки на друг другу и выполняют  пружинистые наклоны туловищем в перёд.
  2. Взяться за руки, ступни ног вплотную друг к другу. Удерживая друг друга за руки, сесть на пол и встать.
  3. Стоя  спиной друг к другу, руки в стороны, захватив ладони партнёра, вращение туловищем в стороны.
  4. Стоя спиной друг к другу и захватив руки под локти, поочерёдное поднимание партнёра наклоном туловища вперёд.
  5. Сидя на полу, наклоны туловища вперёд, достать руками ступни. Партнёр помогает руками со стороны спины.
  6. Взяться за руки, один водящий. Водящий должен наступать носком любой ноги на носок ноги партнёра, который старается, убирая ступни ног, осалить.
  7. Занимающиеся в полном приседе, прыгая, руки перед грудью стараются толчком руками в руки свалить партнёра на пол.
  8. Лёгкий бег; Ходьба.

2)  Основная часть (55-60 мин.)

   1. Обучение выбору способа передач мяча:

а) Занимающиеся располагаются в две шеренги лицом друг к другу. На 2ух занимающихся

( стоящих лицом друг к другу) один мяч. Расстояние между шеренгами изменяется по сигналу преподавателя от 4 до 6 м. Занимающиеся начинают выполняют передачи в парах двумя руками от груди, по сигналу преподавателя делают по 2 шага назад и выполняют передачи одной рукой от плеча и т.д.

б) Занимающиеся располагаются в четыре колонны на расстоянии 4 – 5 м. по квадрату и выполняют передачи мяча по восьмёрке с последующим перемещением вслед за мячом. В прямом направлении мяч передаётся двумя руками от груди, по диагонали – одной рукой от плеча.

в)  Занимающиеся располагаются тройками на одной стороне зала( под щитом). На троих один мяч. Передвигаясь вперёд к противоположному щиту в тройках(один двигается по центру и двое – вдоль боковых линий), передают друг другу мяч обязательно через игрока, бегущего по центру, меняя способы передач.

г)  Занимающиеся  делятся на две группы, и каждая группа выполняет упражнение на одной половине поля. В каждой группе занимающиеся рассчитываются по порядку номеров и запоминают последующий номер, а последний – первого. Свободно передвигаясь, передают мяч обязательно последующему номеру. Задача каждого – выбрать способ передачи в зависимости от расстояния: если партнёр близко (3 – 5 метров) – передача 2-мя руками от груди, если далеко (6 метров и более) – одной рукой от плеча.

д) Занимающиеся делятся на группы по 6 человек в каждой. Четверо располагаются по квадрату на расстоянии 4 – 5 метров и передают мяч друг другу. Двое других – водящие – стараются перехватить его. Кому это удалось, тот занимает место игрока, чья  передача была перехвачена. Задача передающих – выбрать направление и способ передачи( двумя от груди, одной от плеча, с отскоком от пола или без него), чтобы мяч достиг партнёра и не был перехвачен водящим.

        2. Обучение взаимодействию  2 ух игроков -„ Передай мяч и выходи“.

а) Занимающиеся делятся на тройки. В каждой тройке один игрок выполняет роль защитника. Один из нападающих только передаёт мяч, второй нападающий, передав мяч первому, должен открыться и получить мяч обратно (подвижный). Защитник старается перехватить передачу. Если ему это удалось, он занимает место передающего, передающий становится подвижным нападающим, подвижный нападающий переходит в защиту.

б) Занимающиеся делятся на группы по четыре человека – 2 нападающих и 2 защитника. Нападающие выполняют передачи между собой, затем один из них делает рывок к корзине, стараясь получить передачу от партнёра и забить мяч в кольцо. Если мяч забит, то нападающие продолжают выполнять свою роль. Если  защитники перехватили мяч следует смена ролей.

в) Занимающиеся делятся на группы по четыре человека – 2 нападающих и 2 защитника. Упражнение выполняется с использованием всей площадки. Нападающие, вводя мяч в игру из – за лицевой линии, должны, применяя взаимодействие - „ Передай мяч и выходи“, забить мяч противоположную корзину. Защитники оказывают сопротивление. Если мяч не забит, роли меняются. Окончив упражнение, четвёрка  возвращается в исходное положение вдоль боковых линий.

  1. Заключительная часть (5 -10 мин)

1. Бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу

2. Дыхательные упражнения в движении.

3. Медленная ходьба: руки к плечам, вверх, вниз, и т.д.

4. Подсчёт пульса.

5. Упражнения на внимание.

 

Приложение №4.

Методическая разработка занятия  «Комбинированное  занятие по совершенствованию физической и технической подготовки».

(Для педагогов дополнительного и общего образования)

Задачи:         

1. Развивать двигательные качества - быстроту и ловкость.

2. Совершенствовать приёмы остановок, ловли двумя руками высокого мяча, передач двумя руками от груди с отскоком от пола, бросков двумя руками сверху, ведения мяча с высоким отскоком.

Инвентарь: баскетбольные мячи.

Ход занятия:        

1)        Подготовительная часть ( 20-25  минут).

Организация урока.

Ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне ступни, руки за головой, в стороны, за спиной.

 Бег: руки за головой, за спиной, на поясе, к плечам, с изменением направления, с остановками прыжком и двумя шагами по сигналу преподавателя.

Общеразвивающие упражнения

Построение в колонны по четыре:

  1. Вращение рук в плечевых суставах верёд и назад.
  2. В упоре присев, правая сзади, смена положения ног на каждый счёт.
  3. В упоре присев правая в сторону, смена положения ног на каждый счёт.
  4. В положении ноги врозь руки на поясе вращение туловищем вправо и влево на 4 счёта.
  5. Из основной стойки – упор присев – упор лёжа – упор присев – и т.д.
  6. Занимающиеся  перестраиваются в колонну по одному и играют в чехарду, продвигаясь вперёд по залу. Все принимают положение упора стоя согнувшись (дистанция 3 метра) и последний, выполнив опорные прыжки ноги врозь, занимает место перед первым. Каждый последний повторяет прыжки и т.д.

  1.        Основная часть( 55-60  минут).

1.Упражнения для развития быстроты и ловкости.

        а) Занимающиеся, держа в руках баскетбольный  мяч ниже уровня пояса, по сигналу выполняют бег на месте, высоко поднимая колени в максимальном темпе, стараясь коленями касаться мяча. Упражнение продолжается 10 секунд,  перерыв   30 – 40 секунд. В перерыве подбросить мяч одной рукой, поймать другой и т.д. всего 3 повторения        

        б) Пробежать в максимальном темпе, ставя ноги между мячами, расположенными в линию вдоль всего зала на расстоянии 0,5 – четыре  попытки.

        в) Удерживая мяч на уровне груди двумя руками, отпустить его, сделать хлопок в ладони и поймать прежде, чем он упадёт на пол.

            г) То же, но хлопок сделать за спиной.

        д) Ударом в пол послать мяч вперёд, рывок вперёд – поймать его прежде, чем он коснётся пола второй раз.        

        е) Эстафета с переноской баскетбольного мяча, включающая бег лицом, спиной, правым, левым боком вперёд – 3 повторения.

2. Совершенствование передач мяча двумя руками от груди с отскоком от пола, остановок, ведения с высоким отскоком.  

а) Занимающиеся делятся на 4 колонны и выполняют передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола при встречном движении вдоль доковых линий. Поймав мяч в движении, занимающиеся выполняют остановку двумя шагами с последующей передачей партнёру, выбегающему из противоположной колонны. После передачи занять место в конце противоположной колонны.

        б) То же, только взаимодействуют колонны по диагонали.

        в) То же, но упражнение выполняется без остановок.

        г) Построение то же. Каждый выполняет ведение мяча с высоким отскоком от середины зала, остановку прыжком и передачу 2от груди с отскоком от пола.

3. Совершенствование ловли двумя руками высокого мяча и броска мяча в корзину двумя руками сверху.

        а) Занимающиеся располагаются в колонну перед щитом по три – пять человек. Первый выполняет передачу в щит с таким расчётом, чтобы партнёр, стоящий сзади, выполнив прыжок, мог поймать мяч. После передачи первый встаёт в конец колонны, второй, поймав мяч, выполняет то же и т.д.

        б) То же, но ловля мяча выполняется в прыжке толчком одной ноги после разбега.

        в) То же, но ловля мяча выполняется толчком двух ног после разбега.

        г) Занимающиеся делятся на группы по три – пять человек у каждой корзины. Один из группы с мячом занимает место в 4 – 5 метрах справа (слева) от корзины,  остальные стоят перед корзиной в 4 – 5 метрах. Первый из колонны выбегает к корзине, получает от партнёра стоящего сбоку, высокую передачу, выполняет ловлю мяча в прыжке и бросок в корзину двумя руками сверху, подбирает мяч и передаёт его партнёру, от которого получил передачу, а сам следует на его место. Передающий, после передачи, занимает место в колонне напротив корзины.

4.Упражнение  в сочетании приёмов техники совершенствующихся в данном занятии.

а) Занимающиеся располагаются в четыре колонны в углах площадки вдоль боковых линий, у первых игроков мячи. В упражнении взаимодействуют занимающиеся двух колонн, расположенных на одной стороне боковых линий.

Первые игроки одновременно из всех колонн продвигаются с ведением мяча вдоль боковых линий и с 5 – 6 метров выполняют в движении передачу двумя руками от груди с отскоком от пола первому в противоположной колонне, делают рывок к корзине, получают обратно высокую передачу, выполняют ловлю с последующей остановкой, затем бросок в корзину двумя руками сверху. Подобрав мяч, передают его вновь  первому в той колонне, откуда получим передачу и занимают место в её конце.

б) То же, только взаимодействуют колонны, расположенные на противоположных углах площадки по диагонали.

в)  Эстафета. Выполнение то же. Команду составляют колонны, расположенные на одной боковой линии или по диагонали. Броски в корзину выполняются до попадания. Побеждает команда, в которой колонны скорее поменялись местами.  

3)         Заключительная часть (5-10  мин.)

1. Бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу

2. Дыхательные упражнения в движении.

3. Медленная ходьба: руки к плечам, вверх, вниз, и т.д.

4. Подсчёт пульса.

5. Упражнения на внимание.


Приложение №5.

Методическая разработка  «Методические указания по выполнению контрольных упражнений специальной и технической подготовленности»

(Для педагогов дополнительного и общего образования)

Специальная физическая подготовка:

  • бег  20 м; выполняется с высокого старта; время фиксируется по общепринятой методике ручным секундомером.
  • высота подскока; для этой цели применяется приспособление конструкции В. М. Абалакова. Отталкиваясь и приземляясь, учащийся не должен выходить за пределы квадрата 50х50 см. Число попыток – три. Берётся лучший результат. Точка отсчёта при положении стоя на всей ступне.

Техническая подготовка:

  • штрафные броски – игрок выполняет 5 серий по 2 броска ( 10 бросков). После первого броска мяч ему подаёт партнёр, после второго броска игрок сам подбирает мяч и с ведением возвращается в исходную позицию. Учитывается количество попаданий мяча;
  • ведение мяча 20 м. – учащийся ведёт мяч правой рукой 20 м. Фиксируется время продвижения (с), а также даётся экспертная оценка техники выполнения ведения;
  • бросок в движении после ведения – упражнение выполняется в правой стороне площадки. От средней линии учащийся ведёт мяч к щиту, входит в трёхсекундную зону между 1 и 2 усиками и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения;
  • броски с точек – учащийся выполняет две серии по 10 бросков.

Точки бросков различаются на площадке следующим образом: точки 1 и 2 – слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки, и проходят через проекцию центра кольца;  

точка 3 и 4 – слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 45 градусов к проекции щита;

точки 5 и 6 – на линии, проходящей проекцию кольца под углом 90 градусов к проекции щита (т.е. прямо перед щитом);

точки 7 и 8 – симметрично точкам 3 и 4 справа от щита;

точки 9 и 10 – симметрично точкам 1 и 2 справа от щита.

Расстояние точек 1, 3, 5, 7, 9 от проекции центра кольца для учащихся 5 – 6 кл. – 3 м, 7 – 8 кл. – 3,5 м; а точек 2, 4, 6, 8, 10 – соответственно 4,5 и 5,0 м.