Выступления на конференциях, семинарах, педсоветах

Борисова Елена Михайловна

Здесь вы  увидите материалы выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_marafon.docx24.98 КБ
Файл pedmar_47.docx16.86 КБ
Файл pedsovet_trevozhnost.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития одарённости обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время.

 Борисова Е.М, Ростовщикова Е.П.

учителя физической культуры

МБУ «Школа № 47»  г.о. Тольятти

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и

             наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить,

чтобы они дали самые превосходные результаты.

            Современному обществу нужны талантливые люди.  Работать с полной отдачей может только физически развитый и здоровый человек. Быть здоровым – это здорово!  Но не менее важна другая потребность нашего общества - достижение высоких спортивных результатов на мировой арене и прославление своей Родины. Но каждый спортсмен формируется как личность именно в школе, отсюда начинается его путь к славе. 
Готово ли сегодня наше общество, школы, создать все условия для развития одаренных и талантливых людей? Почему эту проблему мы ставим  в центр работы учителя физического воспитания. 
            Основной задачей, стоящей перед школой и учителем является организация среды, позволяющей формировать успешного ученика. Учитель обязан создать комфортную среду, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка.

        Работа учителя физической культуры направлена на решение следующих задач:

1. Создать условия для самореализации личности в соответствии с  её интересами

2. Выработать стойкую мотивацию к занятиям физической культурой

3. Обеспечить повышение уровня общей физической подготовки обучающихся через внедрение здоровьесберегающих мероприятий в режим работы в школе

4. Сформирование знания  в области физической культуры и спорта

5. Обеспечить включение учащихся в деятельность по организации и проведению спортивных мероприятий

        Если своевременно выстроить систему работы с одарёнными учащимися, то возможно достигнуть высоких результатов, позволяющих успешно участвовать в школьных, городских, окружных конкурсах и олимпиадах.

            Для этого необходимо на первом этапе создать банк данных одарённых детей и отслеживать динамику их достижений. 

           Опираясь на свой опыт,  уже в начальных классах мы  выявляем детей, выделяющихся показателями в физическом развитии. Чем лучше произойдет отбор талантливых детей в начальном звене, тем эффективнее будет работа на последующих этапах. Обязательно учитываем  роль внешней среды. В какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности. Затем проводим  тестирование, как физических качеств, так и психологических свойств личности. Все эти данные обрабатываются  и записываются  в специальный журнал, затем разрабатывается  план работы.

           Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте. На своих уроках мы стараемся  выработать  стойкую  мотивацию к занятиям физической культурой у каждого ребёнка.

            Урочная деятельность должна строиться так, чтобы учащийся мог проявить свои возможности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

           Классно - урочная система, предложенная Я.А. Каменским несколько веков назад, несмотря на все достоинства, ориентирована на условно среднего ученика. Одаренные дети обычно испытывают неудовлетворенность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Используя эту систему, практически невозможно решить проблему индивидуализации обучения, приблизить её к способностям и интересам каждого ребенка. 

        На своих урока мы  используем дифференцированный подход,  Даём одарённым учащимся индивидуальные задания, задания повышенного уровня, увеличиваем количество выполнения заданий. Каждый урок - это процесс, в котором ученик находится в активной позиции.

           Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Наболевший вопрос - подача на уроке теоретических знаний. Решить эту проблему помогают различные формы проведения уроков. Для этого мы с успехом  используем проектную технологию.  Применение этого метода делает  учебный процесс более увлекательным и личностно – значимым для каждого ученика.  Проект - одна из форм развития творческой деятельности. Он даёт возможность индивидуального развития.  Проект ценен тем, что в ходе его исполнения ученик учится сам добывать знания, получает опыт познавательной и учебной деятельности.

               Ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений. Работа над проектами повышает их интеллект, уровень образованности не только в области физической культуры, закладывается основа для самообразования, самовоспитания. Информация, сознательно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

         Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, интернет проект. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории. 

          Например, с учащимися среднего и старшего звена мы предлагаем такие темы как Баскетбол, Волейбол, Футбол, Гимнастика, Легкая атлетика – все виды спорта, входящие в школьную программу. Приветствуются самостоятельно выбранные  темы учащимися.

Для раскрытия темы предлагаем план:

- история создания вида спорта

-основные положения и правила соревнований в этом виде спорта

-интересные факты (любая интересная информация о спорте, его представителях, события)

       Класс делится на группы по по 4-8 человек. Затем ребята работают над проектом и представляют его.  Обычно это происходит на спортивном празднике, где они демонстрируют практические навыки по выбранному  ими виду спорта. В конце каждого учебного года в школе проходит Ярмарка учебных проектов по предметам,  где учащиеся представляют наиболее интересные проекты по физической культуре.

             Из своего опыта проектной работы я  сделала для себя выводы
- предлагать ребятам только те темы, которые им интересны; 


-  не перенасыщать уроки различными проектами. Ведь это всё – таки урок физической культуры, в первую очередь активный, динамичный. Достаточно только 1-2 проекта по разделу программы 


-  учить детей работать в группах, отводя при этом главенствующую роль спикеру – одаренному ребенку


-  не забывать поощрять детей, особенно на первоначальном этапе, когда еще результат далёк от желаемого, награждать не только за победу, но и за участие. 
                 

           Очень интересны и познавательны интегрированные уроки, где используются знания из  физики, биологии, географии, технологии. Обычно их проводят старшеклассники для ребят среднего звена и начальной школы. На этих уроках учащиеся не только делятся знаниями, но и  дают возможность младшим ученикам поучаствовать в уроке, выполнить те или иные  упражнения, самостоятельно сделать выводы. Темы выбирают сами учащиеся. Ребятами 9-11 классов  были проведены  уроки со следующими     « Каждый человек- скульптор своего тела», « Как избавиться от лишнего веса»,  « Мы - будущие олимпийцы», « Скажем  нет вредным привычкам»

             Одним из мотивационных методов прививающий интерес к урокам физической культуры, который я применяю, является привлечение  одарённых детей в судейство. Во время судейства дети закрепляют знания правил игры, видят ошибки других, размышляют, определяют правильность выполнения действий согласно критериям (правилам) игры. Также в качестве мотивации к учебной деятельности применяю выработку стратегии игры против другой команды. Она проводится как коллективное обсуждение, составление плана, рекомендаций. Стремление высказать свою точку зрения, позволяя каждому участнику превращаться из объекта в субъект обучения. Самостоятельно учиться и активно влиять на содержание собственного образования. 

                 Всем понятно, что развитие одарённых детей происходит  не только на уроках, но и во внеурочное время.  При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. Даже индивидуально-дифференцированный подход на уроке не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой. Всех выявленных нами   одаренных детей мы стараемся  привлечь в спортивные секции.  В нашей школе дети могут заниматься в секциях  баскетбола, волейбола, футбола, шахмат, ОФП, а также выбирать занятия в секциях по интересам вне школы.

          Проводя тренировочные занятия необходимо учитывать  возрастные особенности, тренировочный процесс проводить, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. На одаренных спортсменов   мы составляем  индивидуальные планы тренировок, соблюдая дозировку и не допуская состояние перетренированности, работаем  с каждым одарённым ребёнком индивидуально.

          Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием  школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться  за победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях.

         Спортивные соревнования различных видов  закаляют волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки.  Поэтому одарённых детей мы в первую очередь привлекаем к участию в школьных соревнованиях, в городской спортивной спартакиаде, массовых спортивных мероприятиях,  в  конкурсах различного уровня.

В конце каждого учебного года в школе проходит Ярмарка учебных проектов по предметам,  где учащиеся представляют

        Ежегодно наши учащиеся принимают участие в городском конкурсе проектов « Мы выбираем здоровье» и традиционно являются победителями и призёрами этого мероприятия.

        С таким же успехом ребята участвуют  каждый год в городской акции «За жизнь без барьеров» в различных номинациях, завоёвывая призовые места.

        Ребята различного возраста традиционно участвуют в дистанционных конкурсах, играх, олимпиадах.  Это  Международный  конкурс- игра  «Орлёнок», Международная  олимпиада  по физической культуре, Всероссийская олимпиада по физической культуре. Всё это,  несомненно, помогает детям развиваться интеллектуально и  применять свои знания на практике.

      Одарённые дети, с которыми  проводится  колоссальная работа, представляют нашу школу на Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. Наши учащиеся ежегодно занимают призовые места, а также участвуют в региональном туре этой олимпиаде. В 2012 году ученица 9 класса  Дудина Полина представляла нашу школу на региональном туре.  В 2015 году ученик 11 класса  Емельянов  Владислав стал призёром этого тура.  В 2016 году ученик 10 класса  Соболев Никита также стал участником регионального тура олимпиады, но из- за болезни не смог принять в нём участия.

         Из всего сказанного, понятно, что,  конечно же  есть необходимость в создании условий и системы работы с одарёнными детьми. Если выстроить индивидуальную систему работы с учащимися и создать благоприятные условия, то результаты  не заставят себя ждать.


 



Предварительный просмотр:

Борисова Е.М.

Учитель физической культуры МБУ «Школа № 47»,

г.о. Тольятти

 Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни.

            Здоровье - это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего.  Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать нам жизненные задачи.

           Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность приобретает проблема формирования  правильного отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем  развитии личности.

          Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что только от него самого  зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются  основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

          Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и , понимая, что здоровье  каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и  родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы « Школа- территория здоровья». Эта программа пронизывает все организационные уровни школы, деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива и построена  исходя из таких принципов:

1. Здоровые дети - основа благополучия страны

2.Здоровье - основа развития и жизненного успеха личности

3. Жизнь школы, живая и интересная

4. Здоровый педагог - здоровый учащийся

5.Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители -основа благополучного всестороннего развития детей

       Девизом нашей  совместной работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы»

        Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация на здоровый образ жизни , сформированная  в дошкольном возрасте, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых, в том числе их собственных родителей.

          Исходя из этого, работа по формированию здорового образа жизни у учащихся строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться  только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых  знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка.

         Взаимодействуя с родителями,  я   ставлю  следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей

3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни

4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребёнка в ней

            Для того,  чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй  или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни.  Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную проблему со всех сторон.  

Свою работу я строю по трём  направлениям:

- просвещение самих родителей

- активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми

- вовлечение родителей в школьную жизнь

        В течение учебного года для родителей работает лекторий, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, тематические беседы за круглым столом. Родители, ограниченные во времени, всегда могут получить интересующую информацию по телефону.

           Большой плюс , что в нашей школе существуют спортивные классы, где обучаются  дети, занимающиеся хоккеем. Родители этих детей принимают самое активное участие в организации  спортивных мероприятий, выставок рисунков, выпуске стенгазет, листовок, плакатов, посвященным различным темам  здорового образа жизни. Участвуют в оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о здоровом образе жизни.

          Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями совместно с родителями организуются экскурсии,  поездки, однодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно – массовых мероприятий, входят в состав жюри.

      Традиционными  в школе стали такие мероприятия  как:

- малые олимпийские игры;

- военно- спортивный праздник « Зарница»

- семейные состязания «Все на старт», «Сильные, смелые, ловкие »;

- дни здоровья;

- дни открытых дверей;

-праздник «Зимние забавы»,  « Масленица»

        Популярной  формой по формированию здорового образа жизни при  помощи родителей является проведение конкурсов « Мы против наркотиков»,  « Мама, папа, я – знающая ПДД  семья»,  « в здоровом теле – здоровый дух», создание роликов, организация флешмобов.

          С большим удовольствием родители наших учеников принимают непосредственное участие в  массовых соревнованиях « Лыжня России», Кросс наций», «Зимний мяч», «Большая игра»,  показывая личным примером своим детям, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

           С большим азартом проводятся на школьной площадке и спортивных залах  товарищеские встречи по футболу,  баскетболу , конкурсы « Самый сильный ученик», « Самый сильный родитель».

            Я убеждена, что идеи и формирование здорового образа жизни ( с использованием потенциала физической культуры) дают плоды только тогда, когда ими проникнуты все участники образовательного пространства от руководства  государства , школы , учителей, до родителей и каждого ученика.

 



Предварительный просмотр:

Работа с детьми, требующими повышенного внимания.

Из опыта работы учителя  Борисовой Е.М.

          В  психологическом  словаре существует определение тревожности: это « индивидуальная  психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях».

          Следует отличать тревогу от тревожности. Если состояние тревоги повторяется  часто и в самых разных ситуациях (ответ у доски, общение с незнакомыми людьми, старшими товарищами), то следует говорить о тревожности.   

         В начале учебного года совместно с психологом мною был проведён тест,  из которого выяснилось, , что из 24 учеников класса имеют повышенный уровень тревожности  11  человек.

  • Опираясь на эти тесты, несложно сделать выводы  - почему в классе настолько повышен уровень школьной  тревожности. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в  ожидании  плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, беспомощность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.  Ежедневно  чувствует себя  в поле эмоционального неблагополучия.  
  • Учебный процесс в школе насыщен эмоциями, переживаниями, чувствами, которые оказывают влияние на успешность учебной деятельности.
  • . Страх перед неуспехом, боязнь поражения приводят учащихся к поиску различных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока. Неуспех, как правило, вызывает отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. И если неуспех повторяется - может закрепиться отрицательное отношение к учебе.
  • Повышенная тревожность опасна

 срывами, выраженными вегетативными реакциями, неврозоподобными и психосоматическими  нарушениями. 

 Поэтому взрослым  и учителям необходимо формировать у школьников положительное отношение к учебным предметам и процессу обучения.

Можно ли помочь  ребёнку, испытывающему тревогу? Конечно можно, только нужно запастись терпением  - результаты не бывают скорыми.

Особое отношение со стороны педагогов и взрослых следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, поддерживать при неудаче.

  Избегать сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то с его собственными результатами.

Лучше не спрашивать  в начале  или конце урока, а в середине.

Избегать критики в присутствии других.

Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, что бы те не воспринимались другими детьми, как случайные.

Проявлять заботу о таких детях,  чаще давать позитивную оценку  их действиям и поступкам.

 Поручать престижных в данном коллективе поручений.

Проводить беседы в классе о проблемах каждого ребёнка, чтобы он чувствовал, что не один такой.

Называть чаще по имени ребёнка и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

           Начиная с пятого класса Я, как классный руководитель, стараюсь делать всё, чтобы создать благоприятную обстановку в классном коллективе, сплотить учеников, повысить их самооценку и соответственно  понизить  уровень тревожности детей.

     С этой  целью стараюсь как можно чаще с детьми  посещать  выставки, театры, походы  в кино, на каток, вылазки на природу. мальчики ежегодно совместно с родителями выезжают за город и организуют  игры лазертаг, пентбол.  Особенно ребятам нравятся поездки в другие города, с посещением музеев, аквапарков.

     Ученики моего  класса, начиная с пятого класса ,  принимают активное участие различных  школьных мероприятиях:  акциях, соревнованиях, конкурсах,  агитбригадах, Отрадно, что они занимают призовые места,  являются  даже  победителями, что несомненно повышает их самооценку и соответственно уменьшает тревожность . Лапицкий Егор,  у которого выявлен средний уровень тревожно, в ноябре выступал на окружном туре Олимпиады физкультуры и занял 17 место из 88 участников. Юноша сорганизовался, хотя до этого Егор отказывался участвовать даже на школьных соревнованиях, искал различные причины.

  Несколько недель назад  учащиеся   впервые дежурили по школе, со своими обязанностями они справились блестяще. Дети 7 «В» класса являются организаторами  акции « ПАПИРУС», которая началась с сегодняшнего дня в нашей школе.

 А сейчас  вашему вниманию я хочу предложить тест « Мой запас прочности»

Цель этого теста:  

выяснить, насколько реально высока ваша способность к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней.

Перед вами 25 утверждений. Если прочитанное мною утверждение, на ваш взгляд относится к  вам, помечай крестиком или загибай пальчик. Если нет -  0