Курс тренинговых занятий для педагогов

Терененкова Людмила Васильевна

Профилактика профессионального выгорания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Терененкова Людмила Васильевна

Учреждение, в котором работает автор опыта,

МБОУ Засижьевская СШ Ярцевского района Смоленской области

адрес с индексом,

215800, Смоленская область, Ярцевский район, д.Засижье, ул.Школьная д.2

номер контактного телефона

8(4812)9-64-34, 8-951-710-65-21

Должность

Учитель

преподаваемый предмет или выполняемый функционал

ОБЖ

Стаж работы в должности

5 лет

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Профилактики профессионального выгорания педагогов средствами тренинговых занятий.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

  • высокий уровень психоэмоционального напряжения у педагогов;
  • недостаточно сформированная система психологического сопровождения педагогов, ориентированная на сохранение нравственного, физического, социального, психического, психологического здоровья; 
  • высокая эмоциональная включенность педагогов в деятельность, сопровождаемая стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками;
  • жесткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат труда;
  •  удалённость образовательной организации от районного центра, ограниченность в различных видах социальной поддержки.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: профилактика профессионального выгорания

Задачи:

  • разработать и апробировать курс тренинговых занятий, направленный на профилактику профессионального выгорания педагогов;
  • разработать «банк профилактических стратегий помощи» «выгорающим» педагогам, позволяющий сохранить кадровый потенциал организации;
  • разработать «банк различных видов рефлексии» для овладения этим умением как механизмом самосознания и самопознания, способствующим формированию и поддерживанию в себе позитивных, оптимистических установок и ценностей, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
  • создать условия для развития креативного мышления, выступающего мощным фактором развития личности, показывая её способность изменяться и отказываться от сформировавшихся стереотипов и убеждений;
  • подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня профессионального выгорания.

Концепция изменений

  • А. Широм: выгорание как комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при котором основным компонентом оказывается эмоциональное истощение.
  • А.Маслоу – принципы гуманистической психологии, теория самоактуализации и самореализации личности, приёмы профессионального самосохранения;
  • Бондаревская Е.В., Якиманская И.С., Степанова Е.Н. - принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.

Сущность ИПО

Разработан курс тренинговых занятий, направленный на профилактику профессионального выгорания педагогов, рост мотивации к работе, на развитие ценностно-смысловой ориентации личности, коммуникативной компетентности.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

План занятий состоит из трех основных частей:

1.       Вводная часть (разминка).

2.       Рабочее время (мини-лекции, игры, упражнения, релаксация).

3.       Обсуждение (шеринг).

Занятие предусматривает использование игровых, арттерапевтических, релаксационных техник, психогимнастических упражнений.

Способы управления эмоциональным состоянием на занятии:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно-ориентированной терапии;
  • элемент арт-терапии;
  • музыкотерапия;
  • пластилин-терапия.

Первым этапом профилактической работы является информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». При оглашении списка симптомов можно ограничиться перечислением тех из них, которые не являются угрожающими для перфекциониста. Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.

На втором этапе работы идёт осознание и принятие педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Этому предшествует мотивирующая подготовка.

Третий этап профилактической работы посвящён накоплению ресурсов для изменения. Он долговременный и возможен только при условии осознания его важности педагогами и активном участии в данном процессе. Основным здесь становится организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.

И только после установления в коллективе атмосферы безопасности осуществляется переход на четвертый этап - проведение тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данной работе используются различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, на обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов,  саморегуляцию.

План занятий

Тема занятия

Форма занятия

Распределение времени

теория

практика

Общее количество

Профессиональное здоровье и развитие. Профессиональные деструкции.

Вводная лекция

1 час

1 час

Концепции синдрома профессионального выгорания. Смысловая сфера деятельности профессионала

Лекция с элементами тренинга

30 мин.

30 мин

1 час

ЗОЖ. Концепция заботы о себе.

Семинар

30 мин.

1 час

1,5 часа

Сила убеждений или как наши мысли влияют на нашу жизнь

Семинар - тренинг

30 мин.

1 час

1,5 часа

Шесть шагов к себе

Тренинг саморегуляции

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

АКМЭ

Семинар-тренинг

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы разрешения

Тренинг

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

Стресс-менеджмент или Приёмы профилактики и преодоления стресса

Тренинг

20 мин.

40 мин.

1 час

Путь к себе и другим или как достичь гармонии с собой и окружающими

Тренинг саморегуляции

10 мин.

1 час 20 мин

1, 5 часа

Итоговое занятие "Навыки личной эффективности"

Тренинг саморегуляции

20 мин.

40 мин.

1 час

Общее количество занятий

10

Общее количество часов

12часов

30 мин.

Условия реализации изменений

 Оптимальное число участников группы 15-20 человек.

Продолжительность занятия по времени: от 1 до 1,5 часов.

Количество занятий: 10.

Занятие проводится 1 раз в месяц.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

  • просторное, светлое и хорошо проветриваемое помещение;
  • наличие стульев легкой конфигурации по числу участников;
  • наличие магнитной доски, компьютера, мультимедийного проектора, также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом (листы белой и цветной бумаги, карандаши и другие атрибуты)

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Результат:

  • повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья (Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. березовской);
  • улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе (наблюдение, анкеты);
  • повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов (Шкала самоконтроля Р. Баумайстера) ;
  • снижение уровня эмоционального напряжения (опросник Р.Б.Кеттелла);
  •  повышение работоспособности (наблюдение);
  • сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • раскрытие внутренних потенциалов личности педагога (характерологический опросник К. Леонгарда);
  • повышение  мотивации педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
  • овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью);
  • снижение уровня психического выгорания (Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В.В.Бойко, опросник психического выгорания педагогов до и после тренинговых занятий; модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга; анкеты-отзывы).
  • активизация личностных ресурсов (опросник общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека,  анкеты-отзывы).

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

http://nsportal.ru/terenenkova-lyudmila-vasilevna

Ф.И.О. составителя карты

Терененкова Людмила Васильевна

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

10.03.2017



Предварительный просмотр:


Приложение 1                                                                                        Самооценка профессиональной деятельности педагога

(Ф.И.О.)___________________________________________________________,

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(образовательное учреждение, преподаваемый предмет)

_____________________________(имеющаяся квалификационная категория)

   

Уважаемый учитель!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:

5 – Вы абсолютно согласны с утверждением

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов

2 – Вы скорее не согласны с утверждением

1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

№ п/п

Утверждения

1

2

3

4

5

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету

Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися

Окружающие не прислушиваются к моим предложениям

Считаю важным различать цель и тему урока

На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся

Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения

Новаторство – кредо каждого хорошего учителя

На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

Мой общий кругозор достаточно ограничен

Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока

Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся

У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся

Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)

Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии

Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною

образовательной программы

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

Для меня характерно «держать себя в руках»

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся

Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя

Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий, обучающихся достаточно ограничен

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны

Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки

Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся

Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания

Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач

У меня легко получается решать несколько задач одновременно

Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке

Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках

При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую

дополнительные материалы по предмету

У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных

самостоятельно

Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал

Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена

Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач

Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету

Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях

Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы

Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров

Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех

Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели

Моя рабочая программа недостаточно обоснована

У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

На моем рабочем месте всегда порядок

На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?"

Мотивация обучающихся – это ответственность учителя

Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений

Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими

предметами темы

Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач

Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся

Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений

На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся

Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки

Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия

Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи

Я владею ограниченным набором современных методов преподавания

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами

В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели

Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности

Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя

Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов

Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы

Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся

Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях

Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации

Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя

Обработка результатов самооценки

После заполнения листа самооценки рассчитываются средние значения для каждого показателя и итоговый балл, отражающий представления педагога об уровне его квалификации. В случае использования листа самооценки с непрерывной шкалой (см. выше) осуществляется перевод сделанных на отрезке отметок в пятибалльную шкалу. Для удобства преобразования можно использовать специальную линейку (с делениями 1, 2, 3, 4, 5), которая будет накладываться на шкалу самооценки.

Ниже представлены сводная таблица показателей и параметров самооценки (таблица 1) и ключ (таблица 2) для перевода ответов педагога в баллы и подсчета количественных показателей по отдельным компетенциям.

Сводная таблица показателей и параметров для самооценки

Таблица 1

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

Я чутко отношусь к критике в свой

адрес

1

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

Я не обращаю внимание на плохое

настроение своих коллег

26

Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров

42

Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров

Мне совсем неинтересно, какие чувства

вызывают у других людей мои слова и

поступки

58

Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки

1.2. Самоорганизованность

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

5

Окружающие не прислушиваются к моим предложениям

Мне очень трудно «держать себя в

руках»

19

Для меня характерно «держать себя в руках»

Мне трудно решать несколько задач

одновременно

30

У меня легко получается решать несколько задач одновременно

На моем рабочем месте всегда

творческий беспорядок

48

На моем рабочем месте всегда порядок

1.3. Общая культура

Меня отличает широкий общий

кругозор

11

Мой общий кругозор достаточно ограничен

Я хорошо осведомлен(а) об актуальных

событиях социальной жизни

36

Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена

Мне трудно поддерживать разговоры на

отвлеченные или связанные с другими

предметами темы

53

Я легко поддерживаю разговоры на

отвлеченные или связанные с другими предметами темы

Гуманизм учителя – обязательный

критерий оценки его работы

67

Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической

деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся

Я хорошо знаю возрастные

особенности обучающихся

14

У меня достаточно поверхностное

представление о возрастных особенностях обучающихся

Я ставлю цели урока в соответствии

с индивидуальными особенностями

обучающихся

27

При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности

обучающихся

Я считаю, что обучающиеся неспособны самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

43

Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

Достаточно лишь однократного

упоминания о цели урока

59

Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Считаю, что цель и тема урока – это

одно и тоже

6

Считаю важным различать цель и тему урока

Я помогаю обучающимся сформулировать цель их деятельности на уроке

31

Я не трачу времени на то, чтобы

обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке

На моих уроках все обучающиеся

могут ответить на вопрос "Что

должно быть достигнуто в результате

занятия?"

49

На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос " Что должно быть достигнуто в результате занятия?"

В плане урока я прописываю процесс

достижения цели в обобщенном виде

63

В плане урока я всегда пошагово

прописываю этапы достижения цели

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Постановка целей и задач урока -

исключительно дело учителя

12

Все обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока

Мои обучающиеся плохо осознают

причины своих успехов и неудач

37

Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач

Все обучающиеся на моих уроках

принимают участие в постановке

целей и задач

54

Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач

Я всегда могу сделать так, чтобы

цели урока стали личностно

значимыми для обучающихся

68

Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

Я поощряю только самые

значительные успехи обучающихся

2

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

Я использую разнообразные способы

для демонстрации успехов

обучающихся их родителям (другим

взрослым)

15

Я не считаю необходимым

демонстрировать успехи обучающихся их родителям(другим взрослым)

Я умею дозировать задачи так, чтобы

обучающиеся почувствовали свой

успех

44

Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех

Мои обучающиеся не любят браться

за трудные задачи

60

Мои обучающиеся смело берутся за

трудные задачи

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

На моих уроках созданы условия

для формирования устойчивой

позитивной мотивации обучающихся

7

На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной

мотивации обучающихся

Все обучающиеся с большой

заинтересованностью работают на

моих уроках

32

Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках

Мотивация обучающихся – это их

личная ответственность

50

Мотивация обучающихся – это

ответственность учителя

Учитель не отвечает за негативное

отношение обучающихся к учебе

64

Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической

деятельности

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

Я отдаю предпочтение

обучающимся, которые тщательно и

точно выполняют требования

учителя

22

Я отдаю предпочтение самостоятельным и

творческим обучающимся

Побуждаю обучающихся

самостоятельно ставить и решать

задачи с высокой степенью свободы

и ответственности (например,

подготовить задание со слабым

обучающимся; придумать задания

для самостоятельной работы и т. п.)

38

Я не считаю, что необходимо побуждать обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью

свободы и ответственности

Я смог (смогла) обеспечить

заинтересованность обучающихся в

преподаваемом мною предмете

55

Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся

Я ставлю обучающемуся высокую

оценку только за правильный, а не за

творческий ответ

69

Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы

деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

Я регулярно применяю на уроках

новые информационно-

коммуникативные технологии

16

Я не применяю на уроках новые

информационно-коммуникативные

технологии

На моих уроках нет места для

рассуждений и дискуссий

обучающихся, выполнения ими

нестандартных заданий

28

Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли

нестандартные задания

Уроки для обучающихся одной

параллели я всегда провожу по

единому сценарию

45

Я всегда готовлю разные варианты

проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели

Я хорошо владею различными

современными методами

преподавания и использую их на

своих уроках

61

Я владею ограниченным набором

современных методов преподавания

4.2. Компетентность в предмете преподавания

Я хорошо знаю внутрипредметные и

межпредметные связи своей

учебной дисциплины с другими

8

Мое знание внутрипредметных и

межпредметных связей требует

серьезного улучшения

При подготовке к урокам, я

использую только программный

материал и считаю, что по моему

предмету дополнительные

материалы излишни

33

При подготовке к урокам, помимо

основного материала, я использую

дополнительные материалы по

предмету

Моих знаний достаточно для того,

чтобы преподавать свой предмет

студентам вуза

51

Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза

Нет незнания учителя, а есть

"каверзные" вопросы от

обучающихся

65

Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

Я регулярно анализирую уровень

усвоения предлагаемого материала

и развития обучающихся на основе

устных и письменных ответов,

достигнутых результатов и др.

показателей

13

Я не считаю нужным анализировать

уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся

Я имею набор разнообразных

дидактических и методических

материалов для различных

категорий обучающихся

23

Используемый мной набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно

ограничен

Я считаю, что нет необходимости

использовать «внештатные»

ситуации, не имеющие отношения к

изучаемому предмету, в

педагогических целях

39

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету

Я плохо ориентируюсь в

социальной ситуации, и

практически не учитываю

взаимоотношения обучающихся в

педагогических целях

70

Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программы

Мое знание основных нормативных

документов, отражающих требования по преподаваемому предмету требует серьезного улучшения

3

Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету

Я очень хорошо осознаю

достоинства и ограничения

реализуемой мною образовательной

программы

17

Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений реализуемой мною образовательной программы

Моя рабочая программа не

предполагает решение

воспитательных задач

29

Моя рабочая программа предполагает решение воспитательных задач

Моя рабочая программа составлена

с учетом нормативных требований,

темпа усвоения материала,

преемственности и др. моментов,

повышающих ее обоснованность

46

Моя рабочая программа не достаточно обоснована

5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы

Можно быть хорошим учителем,

не являясь новатором

9

Новаторство – кредо каждого

хорошего учителя

Я никогда не работал(а) в группах

по разработке программ, дидактических и методических материалов

20

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

У меня есть достаточный по

объему и качеству набор

самостоятельно разработанных

дидактических и методических

материалов

34

У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно

Мои методические и

дидактические разработки

неоднократно становились

победителями конкурсов

66

Мои методические и дидактические

разработки никогда не становились

победителями конкурсов

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях

Принимая решение в острой

проблемной ситуации, я думаю

даже об отдаленных последствиях

24

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны

В непредвиденных ситуациях у

меня не всегда получается

сохранять спокойствие

40

Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях

Мнение и реакция других

участников образовательного

процесса – важное условие при

принятии педагогических решений

56

Мнение и реакция других участников образовательного процесса не важны при принятии педагогических решений

Я никогда не изменяю принятое

решение под влиянием новой информации

71

Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации

6. Компетентность в области организации учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

Мне сложно устанавливать

отношения сотрудничества с

обучающимися

4

Я умею устанавливать отношения

сотрудничества с обучающимися

Мне очень редко удается

разрешить конфликты

оптимальным способом

18

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

Я не стремлюсь участвовать в

совместной работе по подготовке

и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

47

Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

Только директивные методы

обеспечивают рабочую

атмосферу и дисциплину на уроке

62

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами

6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся

На моих уроках все обучающиеся

рассуждают самостоятельно

10

На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

Сформированность навыков учебной деятельности у обучающихся – это сфера их личной ответственности

21

Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся

Обучающиеся говорят, что я

всегда понятно объясняю даже

сложный материал

35

Мне приходится часто слышать, что

обучающиеся не поняли изложенный мною материал

Я стремлюсь излагать новый

материал с учетом знаний и

умений, ранее освоенных обучающимися

52

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

При выставлении оценок, я показываю обучающимся их достижения и недоработки

25

Считаю, что учитель не обязан

комментировать обучающимся выставляемые им оценки

Я заранее объясняю обучающимся критерии оценивания их работы

41

Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы

Я никогда не использую приемы

взаимооценки и самооценки на

своих уроках

57

На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся

Я создаю условия для формирования навыков самооценки у обучающихся

72

Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя

Ключ для подсчета результатов самооценки

В таблице 1 представлены ключи, содержащие соотнесение порядковых номеров параметров оценки с базовыми педагогическими компетенциями. При обработке данных самооценки следует учитывать, что в методике использованы как прямые, так и обратные шкалы. Прямые параметры означают, что значение параметра находится в прямой зависимости от уровня выраженности соответствующей компетентности – чем больше значение оценки, тем более представлена у педагога данная компетентность. Обратные параметры, напротив, находятся в обратной зависимости с уровнем развития соответствующей компетентности. В ключе (см. табл. 1) учитываются как прямые, так и обратные шкалы оценки.

Таблица 2

Компетенции и их показатели

Прямые

параметры

Обратные

параметры

1. Компетентность в области личностных

качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

26, 58

1, 42

1.2. Самоорганизованность

19, 30, 48

5

1.3. Общая культура

53

11, 36, 67

2. Компетентность в области постановки целей и

задач педагогической деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями

обучающихся

43, 59

14, 27

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую

задачу

6, 63

31, 49 74

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс

формулирования целей и задач

12, 37

54, 68

3. Компетентность в области мотивации учебной

деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие

успех в учебной деятельности

2, 60

15, 44

3.2. Умение создавать условия обеспечения

позитивной мотивации обучающихся

50, 64

7, 32

3.3. Умение создавать условия для

самомотивирования обучающихся

38, 69

22, 55

4. Компетентность в области обеспечения

информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

28, 45

16, 61

4.2. Компетентность в предмете преподавания

33, 65

8, 51

4.3. Компетентность в субъективных условиях

деятельности

39, 70

13, 23

5. Компетентность в области разработки

программы деятельности и принятия

педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную

программы

3 17,

29, 46

5.2. Умение разработать собственные программные,

методические и дидактические материалы

9, 20

34, 66

5.3. Умение принимать решения в педагогических

ситуациях

40, 71

24, 56

6. Компетентность в области организации

учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные

отношения

4, 18,

47, 62

6.2. Умение организовать учебную деятельность

обучающихся

21

10, 35, 52

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

57

25, 41, 72

Подсчет результатов самооценки проводится пошагово:

1) Для подсчета результатов самооценки выставленные оценки необходимо перевести в баллы.

Для прямых параметров оценки – оценка соответствует количеству набранных баллов.

Обратные параметры предполагают перевод оценок в баллы согласно следующей шкале:

Оценке 1 – присваивается 5 баллов

Оценке 2 – присваивается 4 балла

Оценке 3 – присваивается 3 балла

Оценке 4 – присваивается 2 балла

Оценке 5 – присваивается 1 балл

2) Баллы суммируются и высчитывается среднее арифметическое значение по каждому показателю (всего 18 показателей).

3) Подсчитывается среднее арифметическое по каждой компетенции (всего 6 компетенций).

4) Подсчитывается среднее арифметическое по всей методике. Используется та же формула, что и при определении уровня профессиональной квалификации учителя по результатам экспертной оценки:

ПК (с) =∑ (Xi ЛК (с) + Xi ПЦ (с)+ Xi МД (с)+ Xi ИОД (с) + Xi ПД (с) +Xi ОУД (с)) / 6

Где: ПК (с) – показатель самооценки уровня квалификации

Хi – среднее значение самооценки по каждой из шести компетенций

ЛК (с) - Самооценка компетентности в области личностных качеств.

ПЦ (с) - Самооценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

МД (с) - Самооценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.

ИОД (с) - Самооценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.

ПД (с) - Самооценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.

ОУД (с) - Самооценка компетентности в области организации учебной деятельности.

Данный показатель отражает уровень самооценки профессиональной компетентности педагогом.

Приложение 2

Примеры релаксационных упражнений для занятий дома

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

10. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Будьте здоровы как морально, так и физически!!!

Приложение 3

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Приложение 4

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ

Девять профилактических правил для всех и каждого.

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Приложение 5

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

Свой способ.

II. Способы, связанные  с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

— Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

— сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

— лица (лоб, веки, губы, зубы);

— затылка, плеч;

— грудной клетки;

— бедер и живота;

— кистей рук;

— нижней части ног.

Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 6

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

— движения большими пальцами рук в «полузамке»;

— перебирание бусинок на ваших бусах;

— перебирание четок;

— пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять шагов выдох.

Свой способ.

III. Способы, связанные с воздействием слова.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Сформулируйте самоприказ.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

— Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец! Умница! «Здорово получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Свой способ.

IV. Способы, связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

— Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

— Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите — облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите — пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете — тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

— При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Свой способ.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ

1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра»).

2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)

Этапы визуализации:

• решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться);

• расслабьтесь;

• в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.

Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Техника 2. «Лейбл, или Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовитзеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

Техника 3. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Техника 4. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ

Она особенно необходима в том случае, если специалист:

• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.

• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.

• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.

• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.

• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».

• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.

ЗАПОМНИТЕ!

• Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма — это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.

• Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.

ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ

• Один на один — это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.

• Групповая супервизия — в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.

• Неформальная супервизия — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.

• Кризисная супервизия — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом.

ЗАПОМНИТЕ!

• Никогда не бойтесь попросить о помощи.

• Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.

• Никто из специалистов не должен быть в изоляции.

Приложение 6

ПАМЯТКА

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал, и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ

И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.

Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Почему? Да потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».

Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит — он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАСИЖЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                      ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

"Профилактика

 профессионального выгорания педагогов средствами тренинговых занятий»

учителя основ безопасности жизнедеятельности

Терененковой Людмилы Васильевны

Содержание

1. Введение 1.1.Актуальность        3

1.2. Новизна        8

2. Цель проекта        9

3. Задачи        9

4. Сфера использования и круг пользователей        9

5. Краткое содержание проекта        10

6. Результаты от внедрения        11

7. Перспективы дальнейшего развития, возможности распространения опыта        12

8. Литература        13

9.ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

1. Введение 1.1.Актуальность

Еще 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Актуальность темы обусловлена также и влиянием профессионального  выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат учреждения.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Рассмотрим причины возникновения этого синдрома.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального профессионального  выгорания. Основная причина синдрома - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Как уже сказано, синдром эмоционального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний: специалист неожиданно замечает, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

- возникают недоразумения с коллегами и учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему;

- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие профессиональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

К симптомам профессионального выгорания относятся

Психофизические симптомы:

- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или «не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от коллег и учеников, повышение неадекватной критичности.

Синдром профессионального выгорания является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Такое состояние является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

1.2. Новизна

Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.

Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы проблемного и развивающего обучения. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей - работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья обучающихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.

Новизна педагогического проекта состоит в том, что заданная мной тема еще не имела огласку в Ярцевском районе Смоленской области. Педагогический проект предусматривает разработку и апробацию курса тренинговых занятий, которые предотвратят, ослабят или исключат синдром профессионального выгорания.

2. Цель проекта

Цель проекта - разработка и апробация курса тренинговых занятий, направленного на профилактику профессионального выгорания педагогов.

3. Задачи

  1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Подобрать диагностический инструментарий.

3.  Сформировать группу педагогов.

  1. Посредством проведения тренинговых занятий осуществить:
  • Знакомство педагогов с теорией синдрома профессионального выгорания.
  • Развитие самопознания и самопринятия педагогов.
  • Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций.
  • Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации.

5. Проанализировать полученные результаты в ходе реализации проекта.

4. Сфера использования и круг пользователей

Все желающие педагоги могут пройти курс тренинговых занятий, независимо от возраста и стажа работы. Данный курс направлен не только на профилактику профессионального выгорания педагогов, а также на рост мотивации к работе, на развитие ценностно-смысловой ориентации личности, коммуникативной компетентности.

  1. Краткое содержание проекта

Оптимальное число участников группы 15-20 человек.

Продолжительность занятия по времени: от 1 до 1,5 часов.

Количество занятий: 10.

Занятие проводится 1 раз в  месяц.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

  • просторное, светлое  и хорошо проветриваемое помещение;
  • наличие стульев легкой конфигурации по числу участников;
  • наличие магнитной доски, компьютера, мультимедийоного проектора, также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом (листы белой и цветной бумаги, карандаши и другие атрибуты)

План занятий состоит из трех основных частей:

1.       Вводная часть (разминка).

2.       Рабочее время (мини-лекции, игры, упражнения, релаксация).

3.       Обсуждение (шеринг).

Занятие предусматривает использование  игровых, арттерапевтических, релаксационных техник, психогимнастических упражнений.

Способы управления эмоциональным состоянием на занятии:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно-ориентированной терапии;
  • элемент арт-терапии;
  • музыкотерапия;
  • пластилин-терапия.

Первым этапом профилактической работы является информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». При оглашении списка симптомов можно ограничиться перечислением тех из них, которые не являются угрожающими для перфекциониста. Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.

На втором этапе работы идёт осознание и принятие педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Этому  предшествует мотивирующая подготовка.

Третий этап профилактической работы посвящён накоплению ресурсов для изменения. Он долговременный и возможен только при условии осознания его важности педагогами и активном участии в данном процессе. Основным здесь становится организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.

И только после установления в коллективе атмосферы безопасности  осуществляется переход на четвертый этап - проведение тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данной работе используются различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, на обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов,  саморегуляцию [12, с. 36 – 37]

План занятий

Тема занятия

Форма занятия

Распределение времени

теория

практика

Общее количество

Профессиональное здоровье и развитие. Профессиональные деструкции.

Вводная лекция

1 час

1 час

Концепции синдрома профессионального выгорания. Смысловая сфера деятельности профессионала

Лекция с элементами тренинга

30 мин.

30 мин

1 час

ЗОЖ. Концепция заботы о себе.

Семинар

30 мин.

1 час

1,5 часа

Сила убеждений или как наши мысли влияют на нашу жизнь

Семинар - тренинг

30 мин.

1 час

1,5 часа

Шесть шагов к себе

Тренинг саморегуляции

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

АКМЭ

Семинар-тренинг

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы разрешения

Тренинг

20 мин.

1 час

1 час 20 мин.

Стресс-менеджмент или Приёмы профилактики и преодоления стресса

Тренинг

20 мин.

40 мин.

1 час

Путь к себе и другим или как достичь гармонии с собой и окружающими

Тренинг саморегуляции

10 мин.

1 час 20 мин

1, 5 часа

Итоговое занятие "Навыки личной эффективности"

Тренинг саморегуляции

20 мин.

40 мин.

1 час

Общее количество занятий

10

Общее количество часов

12часов

30 мин.

6. Результаты от внедрения

  1. Повышение психологической защищённости педагогов, укрепление психического здоровья.
  2.  Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.
  3. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
  4. Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
  5. Повышение мотивации педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

7. Перспективы дальнейшего развития, возможности распространения опыта

  1. Разработанный курс тренинговых занятий можно реализовать на муниципальном уровне.
  2. Есть возможность проведения семинаров, круглых столов по отдельным темам курса.

8. Литература

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
  2. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. – М.: Мысль, 1983. – 208 с.
  3. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с.
  4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
  5. Горянина В. А. Психология общения. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  6. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.
  7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М.: «Дело», 1994. – 216 с.
  8. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.
  9. Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.
  10. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008. – 256 с.
  11. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. – 224 с.
  12. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.