Современные образовательные технологии

Терененкова Людмила Васильевна

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ОБЖ

 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.

Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.

Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми. Мониторинг показывает ухудшение состояния здоровья детей. По результатам углубленного медицинского осмотра выявлено, что 50% обучающихся нуждаются в оздоровительных мероприятиях.

Это говорит о том, что проблема сохранения здоровья детей стоит и в нашей школе. И решить её в какой-то мере поможет использование на уроках здоровье сберегающих технологий.

Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не обучающиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке ОБЖ.

Рассмотрим урок с позиций здоровьесбережения. Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

1.Организационный момент урока.

Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность учащегося к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).

  1. Устный опрос.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению материала, является устный опрос. Этот метод эффективен кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых учащихся, создают в группе обстановку соревнования, повышают интерес к изучаемому материалу.

Проводимый в начале урока устный опрос помогают учащимся быстро включиться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

  1. Основная часть урока.

1) Изучение нового материала. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни.

2)Решение ситуационных задач. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.

4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.

  1. Физкультминутка.

Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока). Применяется комплекс “красивая осанка”.

  1. Итог урока.

При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно заглянуть вглубь урока и сделать выводы, наводящими вопросами, исходя из содержания рассмотренных вопросов.

  1. Домашнее задание.

Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.

Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни.

Приведу примеры таких задач:

  1. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни.

Если вас захватили в заложники:

  • не привлекайте к себе внимание преступников (не смотрите им в глаза и не задавайте вопросов);
  • на любое свое действие спрашивайте разрешение;
  • беспрекословно выполняйте требования террористов;
  • при проведении операции по освобождению ложитесь на пол и не поднимайтесь до команды;
  • при применении слезоточивого газа дышите через влажную ткань и часто моргайте;
  • выходите из помещения (транспортного средства) после команды и как можно быстрее.
  1. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.

Получив информацию об угрозе урагана, необходимо:

  • закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия с наветренной стороны зданий и открыть — с подветренной;
  • подготовить запас продуктов питания, питьевой воды, фонари, свечи, медикаменты и другое необходимое имущество;
  • укрыться в зданиях или укрытиях (при смерче — только в подвальных помещениях и подземных сооружениях); в зданиях следует занять места в нишах, у стен, во встроенных шкафах;
  • находясь на улице, следует укрыться в яме, овраге, канаве, кювете, которые находятся в отдалении от зданий и сооружений;
  • находясь в транспорте, следует покинуть его и укрыться в безопасном месте (кювет, подвал, убежище);
  • во время урагана и смерча нельзя заходить в поврежденные здания.
  • если во время урагана вы оказались в здании, необходимо отойти от окон и занять безопасное место (ниша, дверной проем, угол, образованный капитальными стенами). Дождавшись снижения порывов ветра, перейти в более надежное укрытие (убежище, подвал, погреб).
  1. Вы возвращаетесь домой поздно вечером. Ваши действия по обеспечению личной безопасности в подъезде дома и в лифте.

Действия по обеспечению личной безопасности:

а) в подъезде дома:

  • не следует заходить в подъезд, если сзади идет незнакомый человек;
  • не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится неизвестное вам лицо; лучше выйти из подъезда и подождать;
  • при угрозах или нападении, привлекая внимание соседей (кричать «Пожар!», «Помогите!», стучать и звонить в двери), постараться выбраться на улицу;
  • оказавшись в безопасности, сообщить в милицию;

б) в лифте:

  • не входить в кабину лифта, если там находится незнакомый человек;
  • оказавшись в лифте с другим пассажиром, не стойте к нему спиной, постоянно наблюдайте за его действиями;
  • если незнакомец вошел с вами в кабину, нажмите одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». Связавшись с диспетчером, завяжите с ним разговор и нажмите кнопку нужного этажа;
  • при попытке нападения кричите, шумите, стучите по стенкам лифта, защищайтесь любым способом, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа;
  • если двери лифта открылись, стремитесь выбежать, зовите на помощь соседей;
  • оказавшись в безопасности, сообщите в милицию.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих обучающихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.

 



Предварительный просмотр:

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Личностно-ориентированное обучение – это то обучение,

в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.

        Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

       Как же можно сделать ребенка центром педагогического процесса и источником собственного обучения?

Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей.

Когда я готовила статью на тему «Традиции отечественного образования как платформа духовно-нравственного воспитания в начальной школе»  мне пришлось перечитать много литературы.  Для себя я выделила такую мысль.

Многие дети в начале ХХ века начинали обучаться лишь в гимназии, куда брали ребенка ,  начиная с 9-10 лет, то начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами и репетиторами. Что отличало такое обучение? Обучающий хорошо знал проблемы и интересы своего подопечного и поэтому строил обучение, опираясь на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы – как написать записку папе или другу, уехавшему за границу, как посчитать, сколько денег надо еще скопить, чтобы купить игрушку. Любое неотчужденное обучение всегда будет носить личностно-ориентированный характер .

Если ребенку нужно что-то написать или посчитать и он попросит взрослого помочь ему – показать как пишется та или иная буква или как проверить верность решенной им задачи, - то не нужно ничего предпринимать, чтобы он запомнил это, чтобы он мог использовать новую информацию в самых  разных  ситуациях.

Современным детям не хватает опыта собственной жизни, и как следствие этого, собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются  логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.

Личностно –ориентированное . обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.

Сравнительный анализ традиционной системы обучения и  личностно –ориентированного . обучения.

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

 единая программа, требования  

  вариативность.

  от простого к сложному ,от частного к целому .

  индивидуальный подход   и проблемность.

Цель обучения

 

  Дать определенный объем знаний 

 Развитие индивидуальных способностей  

Дать общее образование по единой программе.

Создание условий для развития личности.

Формирование ЗУН  

Развитие нравственности и образованности  

 

 

Позиция ученика

 

Пассивность.

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту.

Интерес к деятельности .

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

 Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и  консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

 Иллюстративно-объяснительные , информационные .

Проблемные ,поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа , объяснение .

Игра, диспут, семинар ,урок .

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и  требовательность

Сотрудничество и  доверительность, открытость

 

Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной  и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования.

Отличие же состоит в том, что в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

 В основе модели личностного образования лежит научная психолого- педагогическая концепция.

Модель  личностного  образования  отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.

 

 Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Какие же

 основные требования к личностно-ориентированному уроку ?

Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности.

Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков  человеческого сознания.

Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

- наличие      учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Технологическая схема  урока при личностно-ориентированном обучении. 

Сравнивая   урок традиционный  и личностно-ориентированный урок

  можно увидеть различия .

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной классно-урочной технологии

Использование субъективного опыта ребенка

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха

Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом

Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс

Для домашней работы применяют учебники

 

  Итак, урок в традиционной системе  имеет  следующие этапы. 

1. Организационный момент.

2 .Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Вывод.

Урок  в  личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация ,   противоречие.

 Ученики предлагают свои версии решения  проблемы ,чем больше версий ,тем лучше.

Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. 

Итог урока  -рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.

 

Преподаватель-организатор ОБЖ Погорелов М.В.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическое сообщество находится уже не в преддверии, а на стадии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе. Осуществляется пересмотр сложившихся подходов к организации образовательного процесса, выбору методов, форм деятельности, технологий обучения. Переход на новые стандарты – сложный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов.

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование.

В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения. Мы обратимся к ее рассмотрению в преподавании курса ОБЖ для учащихся МОУ Лицей г. Фрязино.

                Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. [7]

                Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями).

На наш взгляд, проблемное обучение ориентировано на создание проблемных ситуаций, на понимание, принятие и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения –  сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4].

Если при традиционном обучении мы даем теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении мы подводим школьников к противоречию и предлагаем им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Важно отметить, что познавательная потребность появляется у учащегося в том случае, когда он в процессе выполнения задания не владеет готовыми средствами и требуется усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Данная ситуация и называется проблемной. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия [1].

Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

На наш взгляд, суть активизации обучения у учащихся заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся осваивает основные навыки получения знаний и на основе этого обучится самостоятельно находить знания.

По нашему опыту, имеет место возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися при изучении почти каждой темы на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Однако подготовленность ученика к проблемному обучению обусловлена, прежде всего, его умением увидеть предлагаемую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и реализовать ее эффективными приемами. Таким образом, в проблемной ситуации ученик оказывается перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Важно обратится к типам проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

  1. Проблемная ситуация создается тогда, когда выявляется несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новых требований (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).
  2. Проблемные ситуации появляются при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.
  3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
  4. Проблемная ситуация появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
  5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
  6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы [4].

Обратимся к правилам создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо:

  1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
  • задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
  • неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
  • выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
  1. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
  2. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
  3. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

  1. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  2. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты [6].

Функции проблемного обучения в условиях преподавания курса ОБЖ: усвоение учениками системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в ЧС, развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [2].

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности обучающихся. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий [2].

Дидактические цели проблемного обучения: привлечь внимание ученика, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения [3].

Структура проблемного урока:

1. Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе; - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности. На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности обучающихся [3].

Очень часто на уроках ОБЖ делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Поэтому такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить [3].

Кроме того, создание проблемного обучения трудоёмко, так как к каждому уроку необходимо подбирать соответствующие упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе внедрения ФГОС обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Таким образом, проблемное обучение отвечает новым стандартам и эффективен в развитии самообучения учащихся.

Литература:

  1. Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж, 1976.
  2. Ермоленко, С.Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3. - С. 72-75.
  3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучение. -М.: «ВАКО», 2010. - 296 с.
  4. Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления. - М., 1975. - C. 264-268.
  5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - С. 181-183.
  6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.



Предварительный просмотр:

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе

 (по программе А.Т.Смирнова, Б.О.Хренников)

Урок  ОБЖ  с  использованием  технологии  Web-квест

Тема: «Эпидемии».

Цели урока:

- изучение инфекционных болезней и причин, их вызывающих;

- формирование  навыков и умений  работать с электронными ресурсами.

Оборудование: Компьютер, проектор, доска.                      

Ход урока:

Организационный момент.

   Учитель сообщает  учащимся,  что урок  будет  необычным  и будет  проходить с  использованием  технологии  веб-квест.

   Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных веб-сайтах.

    Далее  учащиеся  знакомятся  с  сайтом,  на  котором  расположен  веб-квест. 

Этапы  выполнения  веб-квеста:

  1. Введение.

Среди  опасных  ситуаций  биологического  происхождения  особое  место  занимают  инфекционные  болезни  людей,  массовое  распространение  которых  может  привести  к  чрезвычайным  ситуациям природного  происхождения.

СМИ  утверждают,  что  в  соседние  страны  охвачены  эпидемией  неизвестной  болезни.  Ученые  этих  стран  не  могут  выяснить  источник  происхождения  болезни и  локализовать  эпидемию.  С  каждым  днем  заболевших  становится  все  больше.  Через  несколько  дней  болезнь  перешагнет  границу  нашей  страны  и  болезнь  станет  угрожать  нашим  гражданам,   и  нам в том  числе….

 

  1. Задание.

Вы  должны  провести  научное  исследование,  познакомиться  с  информацией  из  on-line источников.  Выяснить непосредственную  причину  возникновения  инфекционных  болезней,  установить  пути  распространения  инфекции,  определить  закономерности  развития  и  печения  инфекционных  болезней  и  выработать  универсальные  рекомендации  для  жителей  нашей  страны,  которые  помогут  избежать  ужасной  эпидемии.

  1. Порядок работы.
  2. Вы  можете  выбрать  себе  любую  роль.
  3. Используя  ресурсы  Интернет,  ответить  на  поставленные  вопросы  для  выбранной  роли.
  4. Учащиеся,  выбравшие  одинаковые  роли  могут  объединиться  в  мини-группы.
  5. После  работы  с  источниками  информации  вы  должны  будете  обсудить  результаты  работы  и  подготовить  совместный  отчет.
  6. Описание ролей.

Выберете   себе  наиболее  подходящую   роль:

Историк  

 Биолог  

 Врач  

Помните!  

Изучая  информацию  Вы  должны  не  забывать  о  главной  задаче: выработать  для  жителей  страны  универсальные  рекомендации  по  профилактике  инфекционных  болезней.

Учащиеся  разбиваются  на  мини-группы  и  следуют  по  гиперссылкам , выбранных  ими  ролей.

  1. Процесс.

Каждой  мини-группе  ставятся  вопросы,  в  соответствии  с  выбранной  ролью  и  дается  список  интернет-ресурсов,  которые  помогут  ответить на  поставленные  вопросы.  Мини-группы  приступают  к  разрешению  поставленных  вопросов.

  1. Отчет.

Результатом  вашей  работы  должна  стать  презентация,  которую  власти  страны  будут  демонстрировать  жителям,  как  рекомендацию,  позволяющую  избежать  опасности  заражения  инфекционной  болезнью.

Мини-группы  представляют  классу  свои  отчеты.

Отчеты  обсуждаются  и  оцениваются  в  соответствии  с  критериями  веб-квеста.

Заключительный  этап урока.

Проанализируйте,   насколько  ваша  работа  была  удачной.  Что  вам  мешало?  В  чем  вы  черпали  вдохновение?  Понравился  ли  вам  такой  способ  получения  новых  знаний?



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Критерии оценки  веб – квеста  (если учащиеся в конечном итоге оформляют свою работу, например, в виде презентации)

критерии

обоснование критериев

баллы

Содержание

Понимание задания

- Работа демонстрирует точное понимание задания

- Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

- Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме

собранная информация не анализируется и не оценивается.

10

5

0

Полнота раскрытия темы

 - полно

 - частично

 - не раскрыта

10

5

0

изложение аспектов темы

 - изложены полно

 - частично

 - не изложены

10

5

0

изложение стратегии решения проблемы

 - Изложена стратегия решения проблем

 - Процесс решения неполный.

 - Процесс решения неточный или неправильный

10

5

0

логика изложения информации

 - логичное изложение материала

 - нарушение логики

 - отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

 - Четко спланированная работа группы

 - Работа группы частично спланирована

 - Не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

 - Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

  - Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

 - Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

5

3

0

Авторская оригинальность

 - Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров  

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

 - полная самостоятельность при выполнении работы

 - частичная самостоятельность работы группы

 - несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление работы (презентация)

Грамматика, подходящий словарь,  отсутствие ошибок правописания и опечаток

 - Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

5

3

0

Стиль презентации

соблюден единый стиль ,

наблюдаются некоторые нарушения соблюдения стиля

не соблюден стиль

5

3

0

Использование цвета в презентации

грамотно подобранная цветовая гамма

наличие несоответствия в цветовой гамме

нарушение гармонии цветовой палитры

5

3

0

Анимационные эффекты презентации

Рационально использованы возможности компьютерной анимации

Нерационально использованы возможности компьютерной анимации

Не использованы возможности компьютерной анимации

5

3

0

Расположение информации на  слайде

Оптимальное расположение информации на слайде

 Некоторые нарушения  в расположении информации на слайде

Нарушения  в расположении информации на слайде

5

3

0

Расположение информации на  слайде

Использованы разнообразные виды слайдов

Использован 1 вид слайдов

3

0

Разнообразие видов слайдов

Оправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Неоправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Отсутствие в работе графиков, рисунков, музыки, видео в работе

5

3

0

Защита  работы

Качество доклада

 - Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична , полнота представления в докладе результатов работы

 - Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

 - Не заявлены аргументы по основным позициям , полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

5

0

Объем и глубина знаний по теме

 - Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

 - Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

-Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

5

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

 - Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

 - Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

 - Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

5

0

Ответы на вопросы

 - Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся,  стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

 - Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы  

 - Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

5

0

Деловые и волевые качества докладчика

 - Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

 - Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

 - Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

5

0

Оценка «5»  - 150 -120

Оценка «4» - 119 - 90

Оценка «3»- 89  -70

Оценка «2 – 69 - 0 

Вариант 2.

Бланк оценки устного выступления
с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint

Презентация PowerPoint – содержание

 10

 Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток.

 8

 Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.

4

 Все недочеты, отмеченные преподавателем и одногруппниками при предварительном показе, устранены.

10

 Отбор материала, последовательность изложения и композиция слайдов демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления.

3

 Презентация начинается с титульного слайда.

5

 В презентацию включен список использованной литературы, оформленный в соответствии
с существующими требованиями.

Презентация PowerPoint – оформление

 9

 Презентация состоит как минимум из 10 слайдов.

6

 В презентации используются различные макеты слайдов, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов.

6

 Общий вид презентации привлекает аудиторию и соответствует теме, макет для каждого слайда тщательно отобран.

6

 Текст, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов служат иллюстративным материалом для устного выступления.

6

 Презентация поддерживает выступление визуально и позволяет удерживать внимание аудитории.

Вариант 3.

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

 Учащийся  просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.


Вариант 4.

Критерии оценки веб – квеста  (форма защиты – доклад)

критерии

обоснование критериев

баллы

Содержание

Понимание задания

- Работа демонстрирует точное понимание задания

- Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

- Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме

собранная информация не анализируется и не оценивается.

10

5

0

Полнота раскрытия темы

 - полно

 - частично

 - не раскрыта

10

5

0

изложение аспектов темы

 - изложены полно

 - частично

 - не изложены

10

5

0

изложение стратегии решения проблемы

 - Изложена стратегия решения проблем

 - Процесс решения неполный.

 - Процесс решения неточный или неправильный

10

5

0

логика изложения информации

 - логичное изложение материала

 - нарушение логики

 - отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

 - Четко спланированная работа группы

 - Работа группы частично спланирована

 - Не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

 - Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

  - Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

 - Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

5

3

0

Авторская оригинальность

 - Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров  

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

 - полная самостоятельность при выполнении работы

 - частичная самостоятельность работы группы

 - несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление работы

Грамматика, подходящий словарь,  отсутствие ошибок правописания и опечаток

 - Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

5

3

0

Защита  работы

Качество доклада

 - Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

 - Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

 - Не заявлены аргументы по основным позициям , полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

5

0

Объем и глубина знаний по теме

 - Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

 - Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

-Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

5

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

 - Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

 - Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

 - Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

5

0

Ответы на вопросы

 - Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся,  стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

 - Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы  

 - Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

5

0

Деловые и волевые качества докладчика

 - Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

 - Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

 - Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

5

0

Вариант 5.

Критерии оценки веб – квеста

(если учащиеся создают в качестве отчета сайт)

критерии

обоснование критериев

баллы

Содержание

Понимание задания

- Работа демонстрирует точное понимание задания

- Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

- Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме, собранная информация не анализируется и не оценивается.

10

5

0

Полнота раскрытия темы

 - полно

 - частично

 - не раскрыта

10

5

0

изложение аспектов темы

 - изложены полно

 - частично

 - не изложены

10

5

0

изложение стратегии решения проблемы

 - Изложена стратегия решения проблем

 - Процесс решения неполный.

 - Процесс решения неточный или неправильный

10

5

0

логика изложения информации

 - логичное изложение материала

 - нарушение логики

 - отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

 - Четко спланированная работа группы

 - Работа группы частично спланирована

 - Не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

 - Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

  - Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

 - Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

5

3

0

Авторская оригинальность

 - Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров  

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

 - полная самостоятельность при выполнении работы

 - частичная самостоятельность работы группы

 - несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление работы (сайта)

Идеи и содержание

- Полностью раскрыты и обоснованы основные идеи проекта.

Включены соответствующие гиперссылки на другие источники информации по тематике. Сайт содержит как минимум 3 страниц.

 - Раскрыты основные идеи проекта. Могут быть включены гиперссылки на другие источники информации по тематике. Сайт содержит как минимум 2 страницы.

- Основные идеи показаны на основе готовых таблиц, выводов.

5

3

0

Грамотность

 - Организационная структура ясна и очевидна. Грамматика и используемая терминология верны. Синтаксис правильный.

  - Грамматика и используемая терминология почти верны. Есть синтаксические ошибки.  Синтаксис почти верный.

- Грамматика и использование терминов неверны. Синтаксис неверен.

5

3

0

Навигация

- Организационная структура ясна и очевидна.  Навигация видна сразу при открывании сайта. Страницы привлекательны. Все элементы навигации логичны.  На каждой странице однотипные элементы навигации.

 - Организационная структура существует. Навигация видна при открывании сайта. Почти все элементы навигации логичны.

Навигация почти всегда ясна.

-  Навигации нет при открывании сайта. Элементы навигации нелогичны или отсутствую вовсе.  Последовательность загрузки страниц неочевидна.

5

3

0

Внешний вид

 - Внешний вид дает возможность легко воспринимать содержание. Фон и текст соответствуют друг другу. Графические элементы необходимы и достаточны.  Есть мультимедийные элементы и они работают на основную идею. Есть гиперссылки на другие сайты и они полностью соответствуют содержанию.

 - Внешний вид почти всегда дает возможность легкого восприятия содержания. Фон почти всегда соответствует тексту.

Возможно несоответствие количества или качества графических элементов. Мультимедийные элементы не всегда используются эффективно. Есть гиперссылки

 - Внешний вид не соответствует эстетическим требованиям и содержание трудно воспринимается. Слабое  соответствие между фоном и текстом. Графика плохо соответствует. Мультимедийных элементов нет. Гиперссылки не всегда работают или они не соответствуют содержанию.

5

3

0

Защита  работы

Качество доклада

 - Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

 - Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

 - Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

5

0

Объем и глубина знаний по теме

 - Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

 - Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

-Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

5

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

 - Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

 - Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

 - Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

5

0

Ответы на вопросы

 - Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся,  стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

 - Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы  

 - Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

5

0

Деловые и волевые качества докладчика

 - Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

 - Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

 - Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

5

0