"Учитель года - 2017"
На данной странице можно ознакомиться с презентацией профессионального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.87 КБ |
![]() | 169 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
Французский писатель Анри Барбюс сказал: «Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения». Но что есть мастерская без мастера?! Это всего лишь помещение, где ничего не происходит. Кто же тот мастер, который преобразует помещение в мастерскую? Казалось бы, ответ очевиден: это учитель. Ведь учитель – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков.
Однако мастер не создает нечто из ничего, есть изначальный материал, преобразуя который, мастер создает творение. Можно ли рассматривать ученика как материал, поддающийся умелым рукам мастера? Нет! Ученик – не материал, он живёт самостоятельной жизнью, и от него во многом зависит, воспримет ли он все ценные накопления веков. Кто же тогда ученик? Ученик – мастер, во многом неопытный, но творящий. Два творца в одной мастерской, учитель и ученик, занимаясь общим делом, взаимодействуют друг с другом, и, взаимодействуя, они изменяются оба.
«Тот может быть учителем, кто постигает новое, лелея старое», - говорил Конфуций. Постижение нового – есть учение, а значит учитель – это ученик, вечный ученик!!! Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Не учась самому, чему можно научить других? Ведь знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, особенно если этот источник – твой ученик. А школа – это вечная молодость, непрерывное и стремительное движение вперёд.
Я работаю в малокомплектной сельской школе вот уже 5 лет. Обучаю сельских ребятишек самому необычному и необходимому предмету с замечательным названием: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Да, мир развивается, а проблема безопасности каждого человека, народов, стран и мира в целом является актуальной и в начале третьего тысячелетия. Ученик и учитель – их взаимодействие и понимание друг друга, это то, что позволяет современной школе двигаться вперед, преодолевая все трудности.
Стремительно развиваются технологии, и реальность современной ситуации такова – знания, добытые вчера, преподаем сегодня для того, чтобы их использовали завтра. Это положение «отставания» надо постоянно ликвидировать, чтобы выпускники не оказались подготовленными к жизни в том обществе, которого уже никогда не будет.Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Основы безопасности жизнедеятельности относится к предметам, имеющим большую практическую ценность. Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Как выжить в экстремальных условиях? Какие действия необходимо предпринять при тех или иных неблагоприятных событиях? Этому на самом деле я и учу. И важность таких знаний трудно переоценить, ведь их результатом может стать сохранение собственной жизни или спасение других людей. Каждый день я пишу на доске: «Классная работа» и понимаю то, что работа у меня действительно классная. От меня зависит, останутся ли эти знания смутными воспоминаниями и конспектами скучных лекций в школьных тетрадях или сформируются в прочные навыки, с лёгкостью реализуемые в неординарной ситуации.
За время работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает моих учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Каждый день я прохожу через горнило сомнений: интересный ли получился урок, смогла ли я воспитать в своих учениках честность, справедливость, уверенность, отзывчивость, чувство патриотизма, умение быстро принимать правильные решения. Думаю, что на этот вопрос я сама смогу ответить не через год, два или три, а через десятки лет, когда увижу своего ученика, посмотрю ему в глаза. И всё пойму.
Учитель
Может быть звучит и патетично,
Это кто уж как себе решит.
Нет такой профессии – учитель,
Есть призванье, есть порыв души.
Кто-то строит, ткёт или ваяет,
Кто-то деньги на алтарь кладет.
В добрый путь ведь каждый выбирает
В жизни то, к чему его влечёт.
А учитель… Разве жизнь возможна
Без пытливых глаз его детей,
Заморочной музыки вопросов,
Смелостей бредовых и идей.
Дни, как покорение Голгофы,
В 20, 50 – ты всё студент.
Знаний не бывает слишком много,
Жизнь она, увы, не монумент.
Но всего трудней постигнуть души.
Шквал насилья, денежных страстей
На корню калечит, мнёт и душит
Веру в доброту людей и фей.
Как же юным дать такие крылья,
Чтоб смогли лететь свободной птицей,
Чтобы все реалии земли
Не смогли заставить приземлиться?
Будущее в их руках отважных,
Ох, какой им «покорять Казбек»,
Чтоб из праха, нищеты и грязи
Возродилось гордо – «Человек».
Потому для звания «Учитель»
Одного профессионализма мало.
Надо так уметь гореть и верить,
Чтоб душа ребёнка доверяла!
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Терененкова Людмила Васильевна | |
Учреждение, в котором работает автор опыта, | МБОУ Засижьевская СШ Ярцевского района Смоленской области | |
адрес с индексом, | 215800, Смоленская область, Ярцевский район, д.Засижье, ул.Школьная д.2 | |
номер контактного телефона | 8(4812)9-64-34, 8-951-710-65-21 | |
Должность | Учитель | |
преподаваемый предмет или выполняемый функционал | ОБЖ | |
Стаж работы в должности | 5 лет |
II.Сущностные характеристики опыта
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Противоречия актуальность Отсутствие методического материала, приближающего обучение к реальной жизни. Недостаточность образовательного пространства урока. Отсутствие системы подготовки личности, способной адекватно реагировать на изменение ситуации, принимать правильные и ответственные решения. Обновление содержания образования
актуальность ИСБШ МБОУ Засижьевской СШ – 66,85
необходимость развития у обучающихся культуры безопасного поведения, способности осознанно выстраивать отношения в изменяющейся социальной реальности недостаточный уровень развития потребности ведения ЗОЖ, низкая мотивация к сохранению и укреплению здоровья рост семейного неблагополучия на селе удалённость образовательной организации от районного центра, ограниченность в социальных контактах Причины изменения педагогической практики
Цель и задачи Формирование социальной компетентности обучающихся Разработать систему уроков с использованием элементов проблемного обучения, направленную на рост самостоятельности обучающихся в выборе правильных социальных ориентиров, позволяющих эффективно разрешать возникающие проблемы, ставить цели и добиваться их реализации. Создать «банк проблемных ситуаций» по ОБЖ, способствующих развитию умения видеть, ставить и решать жизненные проблемы и задачи в условиях поливариантности жизненных ситуаций. Разработать программу внеурочной деятельности по ОБЖ, охватывающую все уровни образования, направленную на формирование мотивационно-ценностного, операционно-содержательного и эмоционально-волевого компонентов социально компетентной личности. Расширить культурно-образовательное пространство обучающихся через вовлечение их в активное позитивное практическое взаимодействие с районными учреждениями для приобретения опыта продуктивной социально-коммуникативной деятельности
Разработать программу профилактики семейного неблагополучия, направленную на коррекцию сложившихся внутрисемейных стереотипов взаимоотношений в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. Создать условия для успешной социализации через организацию волонтёрского движения в школе, активизацию работы совета обучающихся с возможностью проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития социальной компетентности и оценки сформированности навыков ЗОЖ Разработать «банк различных видов рефлексии» для овладения этим умением как механизмом самосознания и самопознания, являющимся необходимой частью смыслотворческой деятельности, которая направлена на поиск и нахождение уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.
Теоретические основы системы работы
Социальная компетентность Компоненты Мотивационно-ценностный: установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка Операционно-содержательный: з нания, позволяющие осуществлять критический анализ поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию Эмоционально-волевой: выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность
Приемы создания проблемной ситуации
Тема: первая медицинская помощь пострадавшим (8 класс)
Тема: память поколений (10 класс) Через сохранение памятников культуры
Ситуационные задачи В октябре 1780 г. на островах Вест-Индии стихийное бедствие смело с лица земли город Саван-на-ла- Мар и полностью опустошило остров Сан-Люсия. Адмирал Родней, командующий стоявшим возле островов английским флотом, писал жене: «Крепчайшие здания и целые кварталы домов, большинство которых было из камня и отличалось солидностью, уступали ярости ветра и были уничтожены , многие тяжелые пушки перенесены более чем на сто футов. Если бы я сам не видел это, ничто не заставило бы меня в это поверить». Какое опасное природное явление описал адмирал Родней? Предположим, вы оправились на концерт вашей любимой группы. Кто-то стал кричать, что в помещении пожар. Началась паника. Толпа ринулась к выходам. Как не стать жертвой толпы? Как безопаснее действовать в ситуации, когда тебя остановили несколько преступников, которые вынуждают отдать ценности (деньги, телефон и т.д .)? При проведении строительных работ на рабочего упало стекло. Пострадавший в сознании. Заторможен. На передней боковой поверхности шеи справа рана 5x2 см с обильным кровотечением, вытекающая кровь тёмно-красного цвета. АД-90/50 мм.рт.ст . Пульс 100 в мин . Каковы ваши действия? На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он – без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют . Каковы ваши действия?
Визуалы. Аудиалы. Кинестетики. Бинарный урок литературы в 6 классе и ОБЖ в 8 классе Нестандартный урок на свежем воздухе
внеурочная деятельность Волонтёрская деятельность Элективный учебный предмет в 10-11 классах «Этика семейной жизни» Ежегодный конкурс «Выборы председателя Совета обучающихся» Программа внеурочной деятельности для 1-11 классов «Опасности сельского социума: пути их преодоления» Социальные проекты Ежегодный районный конкурс «Выборы мэра города» Районная конференция «Старт в науку» Кружок в 5-9 классах «Я принимаю вызов» Программа профилактики семейного неблагополучия «Семья-не вакуум» Факультативный курс в 9 классе «Личностный рост и самореализация подростков» Ежегодный конкурс ЮИД «Безопасное колесо» Предметная неделя
Лэпбук «Экология» коллектива 8 класса в рамках интерактивной познавательной экскурсии «Охрана природы – глобальная проблема современности» Творческий проект «Добро моего сердца» в рамках социальный акции «Мы против насилия» Коллективный проект «Деревня, опалённая войной» в рамках творческого конкурса по ОБЖ «Будем помнить…» Творческий проект-баннер «Не будь скован цепями зависимости» Проект «Мы в плену у интернета» Проект «Письмо себе в будущее»
Взаимодействие с социумом Мероприятия правовой направленности совместно с инспекторами ГИБДД г.Ярцево, КДНиЗП , ОДН МВД « Ярцевский » Мероприятия здоровьесберегающей направленности совместно с ФАП д.Засижье, ОГБУЗ ЯЦРБ Занятия по профориентации, встречи со специалистами СОГКУ «Центр занятости населения г.Ярцево», представителями различных профессий Мероприятия патриотической направленности совместно с отделом Комиссариата Смоленской области по г.Ярцево и Ярцевскому району Мероприятия, посвящённые семейным ценностям, совместно с органами ЗАГС и клириком Свято-Георгиевского храма иереем Антонием Тонковичем Мероприятия эмоционально-волевой направленности совместно с МБОУ ДОД ДЮСШ, МБОУ ДОД СЮШ; экскурсионные поездки
Результативность высокий уровень развития личностных качеств: самостоятельности; уверенности в себе, отношения к своим обязанностям (согласно диагностике А.М.Прихожан ) Наименование показателя 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год I полугодие Численность детей, состоящих на разных формах учёта 12 9 5 4 2 Количество социально-неблагополучных семей 18 15 13 9 2 повышение уровня развития: познавательных УУД ( способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику в 2016-2017 учебном году отмечена у 66% обучающихся 8 и 10 классов), регулятивных УУД ( способность самостоятельно ставить цели и планировать деятельность в 2016-2017 году отмечена у 55% обучающихся 8 и 10 классов), коммуникативных УУД ( способность к сотрудничеству и коммуникации в 2016-2017 учебном году отмечена у 88% обучающихся 8 и10 классов ) проявление устойчивого интереса к технологическому творчеству, которое обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации; высокий уровень групповой сплоченности (согласно психометрическому тесту Н.Э.Сишора); высокий уровень мотивации к изучению предмета ОБЖ (в 2015-2016 учебном году он составлял 100 % по методике «Рейтинг предметов »); активное сотрудничество родителей с администрацией и педколлективом (согласно результатам работы родительского клуба « Навигатор ») п овышение уровня успеваемости и качества знаний ( по итогам двух четвертей 2016-2017 учебного года составляет: 100%- успеваемость, 100% - качество)
Учебный год Количество детей Количество мероприятий, конкурсов Количество победителей и призеров 2012-2013 72 24 25 2013-2014 82 44 29 2014-2015 77 53 48 2015-2016 76 51 50 2016-2017 ( I полугодие) 76 33 27 высокий уровень развития социальной активности, согласно динамике участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня
Спасибо за внимание ! Терененкова Людмила Васильевна учитель основ безопасности жизнедеятельности м униципального бюджетного общеобразовательного учреждения Засижьевской средней школы Ярцевского района Смоленской области Контакты : E-mail : zasigie@yandex.ru C айт : http :// nsportal.ru/terenenkova-lyudmila-vasilevna