Окружное мероприятие «Обучение и воспитание. Пространство возможностей сельской школы»

Терененкова Людмила Васильевна

30.03.2017 в МБОУ Засижьевской СШ прошёл окружной семинар

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный округ №2 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области Окружное мероприятие «Обучение и воспитание. Пространство возможностей сельской школы» Цель мероприятия: диссеминация опыта образовательного учреждения

Слайд 2

«...дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред».

Слайд 4

ИСБШ нашей школы – 66,85

Слайд 5

«Образовательная среда, ориентированная на индивидуальные возможности и способности обучающихся сельской школы». Цель: Создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательных отношений, для достижения нового качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Слайд 6

«Образовательная среда, ориентированная на индивидуальные возможности и способности обучающихся сельской школы». Проект «Кто если не мы!» Проект «Кадровые ресурсы» Проект « Перекрес-ток » Проект « Информа-ционная культура» Проект «Спорт. Труд. Креатив » Проект «Надежда» Проект «Время выбрало нас»

Слайд 7

Первый этап (2015-2016 годы) организационный; Второй этап (2016-2019 годы) реализующий; Третий этап (2019-2020 годы) рефлексивно- оценочный. Модель выпускника: Выпускник школы - это личность конкурентоспособная, которая может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающем мире, принимающая базовые национальные ценности Российской Федерации и осознающая судьбу Отечества как свою собственную, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных и образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей, а также осознающая ответственность перед семьёй, обществом, государством, уважающая закон и правопорядок. «Образовательная среда, ориентированная на индивидуальные возможности и способности обучающихся сельской школы».

Слайд 8

проект «Кто, если не мы!» (волонтёрское движение) Цель Привлечение обучающихся и молодежи, педагогического коллектива, родительской общественности и спонсорской помощи к реализации социальных инициатив и практик. Основные направления Милосердие; Спорт и здоровый образ жизни; Эко волна; Растим таланты.

Слайд 9

проект «Надежда» (работа с детьми «группы риска») Цель разработка и внедрение мер, направленных на социализацию несовершеннолетних через взаимодействие органов системы профилактики. Основные направления индивидуально-профилактическая работа с подростками; работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних; работа с КДН и ЗП, инспектором ОДН; организация досуговой деятельности.

Слайд 10

проект «Время выбрало нас!» (школа ученического самоуправления) Цель создание условий для воспитания успешной личности, обладающей лидерскими качествами, способной самостоятельно принимать решения, готовой к сотрудничеству с другими членами ученического коллектива. Основные направления повышение гражданско-правовой культуры обучающихся; создание условий для успешной самореализации каждого подростка в школе; привлечение обучающихся школы к сотрудничеству и сотворчеству с педагогическим коллективом.

Слайд 11

проект «Спорт. Труд. Креатив » (развитие системы поддержки талантливых детей и детей разного уровня возможностей и способностей) Цель создание условий для оптимального развития одаренных детей и детей разного уровня возможностей и способностей, в том числе детей «группы риска», реализации их способностей и задатков в различных видах деятельности. Основные направления выявление одаренных и талантливых детей; создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления психомоторных, творческих, интеллектуальных способностей; стимулирование обучающихся к занятию интеллектуальной, спортивной и творческой деятельностью, развитию и проявлению творческих, психомоторных способностей; педагогическая поддержка одаренных детей; работа с родителями одаренных детей; взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Слайд 12

Целевой проект «Перекрёсток» ( профориентационная работа с обучающимися) Цель создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе. Основные направления профессиональное самоопределение обучающихся; взаимодействие с социальными и профессиональными структурами с целью профориентации.

Слайд 13

проект «Информационная культура». (электронное обучение, дистанционные технологии, АИС Образование.) Цель Повышение уровня информационной культуры субъектов образовательных отношений, расширение информационно-образовательного пространства школы. Основные направления повышение уровня компьютерной грамотности обучающихся, учителей, родителей (законных представителей; внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс, включение в сетевое взаимодействие школы с другими образовательными организациями; использование равных возможностей каждого обучающегося в работе с информационными ресурсами школы и сети Интернет; внедрение в практику работы школы АИС Образование.

Слайд 14

проект «Кадровые ресурсы» Цель обеспечение положительной динамики в профессиональной подготовке педагогического персонала для эффективного функционирования. Основные направления внедрение инновационных методик, новых образовательных, учебных, воспитательных программ; совершенствование системы работы с кадрами по освоению и внедрению новых образовательных практик, разработке и реализации инновационной деятельности; совершенствование системы морального и материального стимулирования труда педагогических работников и развитие форм поддержки учителя.

Слайд 15

«От теории к практике»



Предварительный просмотр:

Выступление на окружном семинаре 30.03.2017г.

«Образовательная среда, ориентированная на индивидуальные возможности и способности обучающихся сельской школы».

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады, что сегодня принимает вас в стенах нашей школы, и мы готовы поделиться с вами нашим  практическим опытом.

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «...дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред».

Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от любого взрослого душевных сил, педагогической энергии, а главное — желания увидеть в каждом ребенке особенную, не похожую ни на кого личность.

У каждого ребенка свой набор индивидуальных свойств и качеств. Индивидуальные особенности во многом определяют развитие личности, но не решают все задачи. Мощным фактором, способствующим развитию индивидуальных особенностей, выступает социальная среда. То есть от того, где конкретно воспитывается ребенок, в каких условиях, кем и когда, зависит, как разовьются его индивидуальные особенности.

Социальная среда сельской школы имеет свои  особенности:

  1. разобщенность территории школьного микрорайона
  2. безальтернативность образовательного пространства. (Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования);
  3. малочисленность родительского коллектива;
  4. более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. (Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей).
  5. безработица, моральная деградация, другие неблагоприятные тенденции сельского социума, обязывающие  школу оказывать экономическую, социальную, правовую и моральную защиту детей, часто даже от собственных родителей, которые зачастую не в состоянии обеспечить даже минимальный прожиточный уровень своих детей
  6. неразвитость инфраструктуры сельских поселений, ограниченность сельской школы в выборе социальных партнеров. (Социально-культурная база сельских поселений очень бедна, чтобы стать подспорьем школе в организации воспитательно-образовательного процесса).

Все эти особенности создают ситуацию неравенства стартовых условий  не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста. (Перед многими родителями возникает проблема: как доставить ребенка рейсовым автобусом из другой деревни в дошкольную группу, находящуюся в Засижье?)

Это накладывает большую ответственность на действия не только родителей, но и педагогов и определяет выбор стратегии в развитии ОО — создание условий для оптимального развития индивидуальных способностей каждого ребенка на всех уровнях образования. 

Перед сельской школой встает вопрос: как создать такие условия, как снизать риски, порождаемые социальной средой? Социально-экономические процессы  неизбежно влекут за собой изменения в социальных функциях сельской школы. Сельская школа сегодня играет лидирующую роль в сельском социуме,  управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Безусловно, у сельской школы есть и огромные преимущества, которые необходимо использовать для снижения рисков.  

Учитывая имеющиеся риски и преимущества  социума, коллективом нашей школы была разработана новая программа развития «Образовательная среда, ориентированная на индивидуальные возможности и способности обучающихся сельской школы».

Целью нашей программы развития является:

Создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательных отношений, для достижения нового качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Исходя из цели, были определены задачи и  основные направления развития школы, которые предполагается реализовывать через ряд проектов:

1.Проект « Кто,  если не мы!»

2.Проект «Надежда».

3.Проект « Время выбрало нас!».

4.Проект «Спорт. Труд.  Креатив »

5.Проект «Перекрёсток».

6.Проект « Информационная культура».

7.Проект  «Кадровые ресурсы».

Процесс реализации программы развития предполагает следующую последовательность:

Первый этап (2015-2016 годы) организационный:

Второй этап (2016-2019 годы) реализующий:

Третий этап (2019-2020 годы) рефлексивно-оценочный: 

-  подведение итогов реализации программы развития;

- разработка нового стратегического плана  развития школы.

Таким образом, в настоящее время мы находимся на реализующем этапе и уже можем говорить о первых результатах в реализации проектов программы.

Целевой проект «Кто, если не мы!» (волонтёрское движение)

Цель

Привлечение обучающихся и молодежи, педагогического коллектива, родительской общественности и спонсорской помощи к реализации социальных инициатив и практик.

Основные направления

  • Милосердие;
  • Спорт и здоровый образ жизни;
  • Эко волна;
  • Растим таланты.

Исходя из направлений этого проекта для обучающихся уже стало традиционным участие в таких мероприятиях, как «Неделя Добра»,  акция «Пропавший Новый год 1942», ежегодная акция «Бессмертный полк»,  участие в областном конкурсном проекте «Карта Памяти» (по учету всех воинских захоронений на территории области).

Трудовые десанты по уборке и косметическому ремонту братского захоронения д.Засижье, акция «Парк Победы» по обновлению парка вокруг захоронения, экологические операции «Наши любимые питомцы», «Птицы ждут помощи», «Елочка», «Вода на земле»,  «Жалобная книга природы», «Чистый берег». Наши добровольцы ежегодно проводят экологический мониторинг парка на территории д.Засижье, который является памятником природы регионального значения.  

Так же наши волонтеры организуют рейды по уборке территории остановки и детской площадки не только  д.Засижье, но и других населенных пунктах.

Целевой проект «Надежда»

(работа с детьми «группы риска»)

Цель

разработка и внедрение мер, направленных на социализацию несовершеннолетних через взаимодействие органов системы профилактики, ориентированных на организацию содержательного досуга детей,  воспитание физически здорового человека,  адаптацию детей в социуме.

Основные направления

  • индивидуально-профилактическая работа с подростками;
  • работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних;
  • работа с КДН и ЗП, инспектором ОДН;
  • организация досуговой деятельности.

Для проведения индивидуально-профилактической работы с подростками в школе организованы занятия кружка для обучающихся 5-9 классов «Я принимаю вызов». Теоретическое содержание программы сопровождают рабочие тетради для организации творческой деятельности обучающихся.

Для работы с родителями по профилактике семейного неблагополучия социальным педагогом школы была разработана программа по организации работы с неблагополучными семьями «Семья – не вакуум». Эта программа реализуется школой не первый год и дает хороший результат. К сожалению, программа по-прежнему актуальна, так как социальная обстановка на селе не улучшается, а так же  иногда родительский коллектив и коллектив обучающихся пополняется новыми, не всегда благополучными, участниками из города.

В целях профилактики семейного неблагополучия и профилактики детской преступности наша школа сотрудничает с ОДН и КДН и ЗП.

Для организации досуга обучающихся в школе работают спортивные кружки «Стрелковый» и ОФП, кружок «Юные экологи», Клуб любителей музея. Кроме того мы активно сотрудничаем с СДК Засижье и СДК Ольхово, с сельскими библиотеками, библиотечным центром и музеем города Ярцево.

Целевой проект «Время выбрало нас!»

(школа ученического самоуправления)

Цель

создание условий для воспитания успешной личности, обладающей лидерскими качествами, способной самостоятельно принимать решения, готовой к сотрудничеству с другими членами ученического коллектива.

Основные направления

  • повышение гражданско-правовой культуры обучающихся;
  • создание условий для успешной самореализации каждого подростка в школе;
  • привлечение обучающихся школы к сотрудничеству и сотворчеству с педагогическим коллективом.

В Засижьевской школе работает детская ученическая организация Совет обучающихся. Наши педагоги организуют работу  активистов через различные формы и методы: беседы, лекции, встречи с деловыми и интересными людьми и др.

Обучающиеся, занимающиеся в школе ученического самоуправления, овладевают знаниями и техникой организаторской деятельности и стараются применять на практике. Который год наши активисты занимаются организацией и проведением детских утренников в дошкольной разновозрастной группе, подвижных перемен для обучающихся начальных классов. Ну и, пожалуй, самое любимое дело наших волонтеров – это организация школьных праздников, концертов и дискотек.

Уже стало традиционным проведение активистами таких акции, как «Меняем сигарету на конфету» в рамках Недели ЗОЖ, «Свободные объятия» в рамках Недели Толерантности, День Самоуправления и многое другое.

Повышению уровня гражданско-правовой культуры обучающихся  будет способствовать программа внеурочной деятельности (кружка) «Школа жизненных навыков», направленная  на профилактику правового невежества, на формирование опыта законопослушного поведения и активной социально-правовой позиции у обучающихся  5-9 классов. На занятиях кружка планируется применять различные практические методы при решении задач правового характера: «метод вживания», «метод смыслового видения», «мозговой штурм» и др. по трем основным направлениям:  «Я в школе», «Я в семье», «Я в обществе».

В настоящее время отбирается и систематизируется дидактический материал для кружковых занятий, способствующий формированию у обучающихся основных компонентов правовой культуры: интеллектуального, эмоционально-ценностного и практического.


Целевой проект «Спорт. Труд. Креатив»

(развитие системы поддержки талантливых детей и детей разного уровня возможностей и способностей, в том числе детей  «группы риска»)

Цель

создание условий для оптимального развития одаренных детей и детей разного уровня возможностей и способностей, в том числе детей  «группы риска», реализации их  способностей и задатков в различных видах деятельности.

Основные направления

  • выявление одаренных и талантливых детей;
  • создание условий для самореализации одаренных  и талантливых детей для проявления психомоторных, творческих,  интеллектуальных      способностей;
  • стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной, спортивной и творческой деятельностью, развитию и проявлению творческих, психомоторных  способностей;
  •  педагогическая поддержка одаренных детей;
  • работа с родителями одаренных детей;
  • взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Одним из рисков любой сельской школы  при создании условий для оптимального развития детей является неразвитость инфраструктуры сельских поселений, ограниченность сельской школы в выборе социальных партнеров и ограниченность возможностей сельской школы в проведении профориентационной работы, предпрофильного и профильного обучения школьников, отсутствие или малочисленность учреждений дополнительного образования на селе. Для снижения этого риска наша школа взаимодействует с другими ОО.

Второй год обучающиеся 11 класса по субботам посещают элективные учебные предметы в СШ №10.

Для проведения внеурочной деятельности и кружков художественного творчества мы привлекаем в качестве педагогов дополнительного образования работника СДК «Засижье» и педагога дополнительного образования из ЦДТ. В учебный план школы включаются программы факультативов по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для организации досуга обучающихся в школе организована работа кружков, секций и клубов по интересам.

 С 2011 в школе реализуется модель  оценочной деятельности обучающихся   «Портфолио»;

Конечно же, обучающиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях различных уровней,  занимают призовые места.

Кроме  спортивных секций на базе школы работает школьный спортивный клуб «Стимул», через который организована работа спортивного зала школы для местного населения в выходные дни.

Сегодня особенно одной из актуальных форм работы с талантливыми детьми и детьми разного уровня возможностей и способностей является проектная деятельность, которая организуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Эта форма способствует самореализации, профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с их способностями.

Педагоги нашей школы в этом году освоили  такую форму организации  работы с детьми разного уровня возможностей и способностей, как ЛЭПбук. ЛЭП-бук является не только одним из видов педагогического проекта, но и может быть результатом проектной деятельности обучающихся;

Для успешной работы с детьми разного уровня возможностей и способностей необходима диагностика талантливости обучающихся и выявления  их индивидуальных психологических особенностей в начальной школе  вводятся программы внеурочной деятельности «Психологическая азбука» и «Развитие когнитивной сферы».

Работа с родителями организуется в соответствии с программой родительского клуба «Навигатор».

 В небольшом коллективе сельской школы интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и обучающимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий.

 В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность обучающихся и учителей.

В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, обучающимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи. Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребенка. Взаимодействие педагогов и обучающихся отличается интенсивностью.

Целевой проект «Перекрёсток»

(профориентационная работа с обучающимися)

Цель

создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Основные направления

  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • взаимодействие с  социальными и профессиональными структурами с целью  профориентации.

Это направление деятельности школы реализуется через систему предпрофильной и профильной подготовки.

Для обучающихся 9 класса организовано проведение трех курсов предпрофильной подготовки: «Сам себе психолог», «Личностный рост и самореализация», «Психология и выбор профессии».

Для обучающихся 7-11 классов работает кружок «Познай себя».

Условия для личностного самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, направленных на их самореализацию создаются в рамках реализации программ элективных курсов «Найди себя» и «Самореализация» и программ элективных учебных предметов, предлагаемых нашей школой в условиях универсального учебного плана.


Целевой проект «Информационная культура».

(электронное обучение, дистанционные технологии, АИС Образование.)

Цель

Повышение уровня информационной культуры субъектов образовательных отношений, расширение  информационно-образовательного пространства школы.

Основные направления

  • автоматизация организационно-распорядительной

деятельности школы;

  • повышение уровня компьютерной грамотности обучающихся, учителей, родителей (законных представителей;
  • внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс, включение в сетевое взаимодействие школы с другими образовательными организациями;
  • использование равных возможностей каждого обучающегося в работе с информационными ресурсами школы и сети Интернет;
  • внедрение в практику работы школы АИС Образование.

В современном обществе информационная культура субъектов образовательных отношений играет важную роль. Для повышения компьютерной грамотности обучающихся в учебном плане школы вводятся факультативы «Занимательная информатика», «Юный информатик», «Инфомир». В отличие от детей компьютерная грамотность родителей зачастую связана только с общением в социальных сетях, кроме того многие семьи на селе являются малообеспеченными и не имеют возможности постоянного доступа к сети Интернет. А это в свою очередь затрудняет внедрение в практику работы школы АИС Образование, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии активно используются педагогами нашей школы для повышения квалификации.

Целевой проект «Кадровые ресурсы».

Цель

обеспечение положительной динамики в профессиональной подготовке педагогического персонала для эффективного функционирования в условиях реализации программы развития.

Основные направления

  • внедрение инновационных методик, новых образовательных, учебных, воспитательных  программ;
  • совершенствование системы  работы с кадрами по освоению и внедрению новых  образовательных практик, разработке и реализации инновационной деятельности;
  • совершенствование системы  морального и материального стимулирования труда педагогических работников и развитие форм поддержки учителя.

Всем нам общеизвестны кадровые проблемы сельской школы, но сегодня во многом они сходятся с проблемами городских школ.

Во-первых, серьезной проблемой все чаще становится профессиональное выгорание педагогов. Для решения данной проблемы педагогом нашей школы Терененковой Л.В. был разработан проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов средствами тренинговых занятий».

Во-вторых, во всех школах происходит старение педагогических кадров, не хватает  специалистов-предметников;

В-третьих, "Педагогическое одиночество" – ситуация, когда при транспортных трудностях учителя сельской школы крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, имеют недостаточно возможностей изучения опыта своих коллег;

Но, не смотря на это, педагоги нашей школы активно внедряют инновационные методики, новые образовательные, учебные, воспитательные  программы, принимают участие конкурсах профессионального мастерства, представляю накопленный опыт на различных уровнях как очно, так и заочно.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы приглашаем вас на экскурсию по предметным кабинетам нашей школы, а в рекреации второго этажа вас ожидает ярмарка инноваций «От теории к практике».