Методическая копилка учителя

Сундуева Марина Цыреновна

Все учителя располагают особой методической копилкой, содержащей доклады и выступления, планы уроков, а также внеклассных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Управление  образования администрации МО «Баргузинский район»

МОУ  «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Научно- исследовательская работа

Тема:  «Выявление  речевых ошибок   младших школьников, возникающих под влиянием местного диалекта и пути их преодоления»

        

                                                                                 

                                                                                 Подготовила: Сундуева.М.Ц,

                                                                                 учитель начальных классов,

        учитель высшей категории,

                                                                                стаж работы – 20 лет.

 

2010

I. Введение

        Одним из важнейших направлений, развиваемых в области языка, является обучение учащихся в диалектных условиях. Проблемой преподавания языка в диалектных условиях в разное время занимались известные методисты: П.И.Малакшинов, Э.Р.Раднаев, Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов и другие.

        Вопросы обучения литературному бурятскому языку младших школьников в диалектных условиях не были предметом специального исследования. Современное состояние обучения бурятскому языку учащихся начальных классов требует создания более совершенных программ, учебников, учебно -методических пособий, отвечающих требованиям жизни, облегчающих процесс усвоения младшими школьниками литературного языка в диалектных условиях.         

           Литературный язык - образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка. Он является высшим достижением культуры всего народа, результатом языкового творчества.

        Существенный признак литературного языка - наличие в нем общепринятых норм: лексических, грамматических, орфографических и произносительно-орфоэпических. Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами.

         Учителя, работающие в национальных школах, сталкиваются с проблемой влияния диалекта.   В данной работе мы затронули вопросы обучения  литературному бурятскому языку младших школьников  в диалектных условиях.

         Таким образом, актуальные проблемы  и насущная необходимость  их решения определили тему  исследования:  «Выявление  речевых ошибок   младших школьников, возникающих под влиянием местного диалекта и пути их преодоления»

           Целью  данной работы является выявление эффективных условий, способствующих овладению учащимися произносимыми нормами литературного языка

        Задачи исследования:

1. выявить речевые ошибки учащихся, возникающих под влиянием местного диалекта, а также ошибки,  наиболее часто встречающиеся в русских словах у детей – бурят;

2. определить пути и способы повышения орфоэпических умений младших школьников;

3. рассмотреть некоторые приемы, позволяющие повышать уровень речевой культуры учащихся. 

      Объектом исследования выступили учащиеся начальных классов МОУ «Баянгольская СОШ»

              Предметом исследования является изучение уровня развития литературного языка младших школьников

        Гипотеза исследования состоит в том, что уровень  развития литературного языка младших школьников повысится при создании необходимых условий на уроках, а также при систематической и планомерной работе над повышением уровня речевой культуры.

Для изучения уровня развития литературного языка младших школьников были применены различные констатирующие методы: индивидуальные беседы, анкетирование, количественный метод диагностики, изучение продуктов детского творчества,  систематические наблюдения за речью учащихся, за их общением в условиях коллективной работы на уроках и во внеурочное время.

         Противоречия: не каждый учащийся готов  вытеснить тот язык, которым он владеет с детства (местный говор).   Воспитание любви и уважения к местному говору – вот вторая важная роль учителя сельской школы. Совершенно справедливо по этому поводу выразился известный ученый – лингвист Л.Л.Касаткин: «Основная цель учителя, работающего в диалектной среде, - научить школьников литературному языку. Но литературный язык не должен вытеснить у них тот язык, которым они владеют с детства, - местный говор. Литературный язык многообразен: в разных ситуациях мы используем различные его стили. В деревенском общении должен сохраниться местный говор. И благородная цель учителя – показать ребенку, что этот говор обладает всеми необходимыми качествами для выполнения своей роли. Воспитание любви и уважения к местному говору – вот вторая важная роль учителя сельской школы. Естественно, что учитель и  сам должен хорошо знать говор, понимать его особенности».  /Л.Л.Касаткин, 1999, С.41/

 

 Этапы исследования:

1. Первый этап: 2006-2007 г.г.  

 2. Второй этап: 2007-2008г.г.

3.Третий этап:  2008-2009г.г.  

На первом этапе исследования будут выявлены речевые ошибки учащихся, возникающие под влиянием местного диалекта, а также ошибки,  наиболее часто встречающиеся в русских словах у детей – бурят и будет начата работа по устранению этих ошибок.

Второй этап направлен на обучение  литературному бурятскому языку младших школьников на уроках.

         Целью 3 этапа является проверка уровня языковой компетенции.

Конечной целью нашего исследования является доказательство положительного влияния используемых нами методов и приемов на уроках  по развитию литературной речи учащихся.  

Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии

       

II.Основная часть.

              Мы решили изучить уровень развития литературного языка младших школьников. Нами было проведено исследование. В исследовании принимали  участие учащиеся 2 класса.  В основу исследования легло изучение речевых ошибок необычного характера, возникающие под влиянием местного диалекта, а также  наиболее часто встречающихся в русских словах у детей – бурят.

Исследование уровня развития литературного языка младших школьников проходило по таким основным параметрам измерения:

  1. Проверка уровня языковой компетенции (перевод русского текста на бурятский)
  2. Проведение специального индивидуального обследования,  при котором выявились все особенности речи младшего школьника. Задания предусматривали ответы на вопросы,  составление небольшого текста по картине.

           По результатам обследования дети были дифференцированы  на 3 группы, соответствующие трем уровнем развития литературного языка.

Количественная характеристика уровня развития

литературного языка младших школьников

Таблица №1

Класс, год.

Кол-во уч-ся

Низкий

Средний

Высокий

2 класс

2006-2007г.г

14 уч-ся

64%

(9 уч-ся)

21%

(3 уч-ся)

14%

(2 уч-ся)

        Таким образом, результаты исследования языковой компетенции учащихся  показывают, что речевая культура учащихся 2 класса (2006-2007г.г.) находилась  на невысоком уровне,  в частности их орфоэпические навыки, т.е. навыки правильного, литературного произношения.

        По данным обследования у 14% учащихся не обнаружено явных черт диалектной фонетики речи; 64% учащихся, ни в какой мере не владеют литературным произношением, говорят в основном на местном диалекте;

22 % учащихся допускают те или иные речевые ошибки необычного характера, которые возникают под влиянием местного говора.

          У учащихся часто встречаются ошибки в словах, заимствованных из русского языка, например, хартошка,  холхоз, морхооп,, хомпеэтэ (вместо хартаабха, колхоз, морхооб, конфетэ,)

           Кроме того, встречаются ошибки в изменении слова, в употреблении грамматических форм.  Учащиеся делают прямой перевод слов, предложений.

Деревья стоят еще голые. (Модод салдагааар байна)  Пошел снег. (Саһан ябаба)

           Наиболее частая ошибка- искажение окончаний слов. Широко используется  вместо частицы – бди  (дь), то есть вместо литературного «Бидэ кинодо ошохобди» (Манай кинодо ошоходь), вместо «Бидэ ном уншаабди» (Манай ном уншаадь)

Или же: Таанар магазин ошохо гуут? (Танай магази ошхуут),

Минии эжы амтатай конфетэ абаа ( Мини  мама амтай хомпеэтэ абаа .- прямой перевод означает: маленькая мама купила конфету с ртом)

            За время самостоятельного развития в говоре баргузинских бурят выработались и собственные специфические черты, что особенно заметно в лексике. Чтобы представить специфику местной лексики, назовем ряд наиболее характерных слов из отдельных тематических групп, употребляемых баргузинскими бурятами.

1. Названия частей тела: тархя (  толгой* ),  гузэйн (гэдпэн*)

2.Названия посуды, сосудов  с пищей: зантуу (хунэг*), хотьго(хутага*)

3. Названия, связанные с пищей: халеэмэ(хилээмэн*), загуупан(загпан*), хортоошко(хартаабха), барюулаан халеэмэн (использованный хлеб) , хомпойто

4.Названия, относящиеся к животному и растительному миру: доржоохой (борбилоо), шиндаган (шандаган)

5. Времена: нажар (зун), малгаадар (үглөөдэр), үстэр (үсэгэлдэр)

6 Действия предметов: аляадаха (наадаха), алаха (хюдаха,хороохо)

7.Названия одежды, обуви: гутууһан (гутал), урбаашка(самса), сабгя(сабхи)

г .м.

* - правильно произносимая норма

Из специфических прилагательных можно назвать  такие, как «нүшгэн», «маяа», «таргүүн», г.м

Из наречий выделяются « хурдаар», «ааляар» г.м

Из глаголов этой группы выявились следующие: «алха», «хүдэлхэ», «аляадаха», «неэнэ» г.м.

           В области грамматики отличий от литературного языка немного. Для форм множественного числа характерен суффикс –д, употребляемый вместо –нууд, примеры: тахяад (лит. Тахяанууд), ноход (лит. Нохойнууд) 

Среди числительных выделяется разряд разделительных числительных, оформляемый суффиксами  –аад, -оод, -эдд, например, «нэжээд» (нэгэ нэгээр*), хошоод( хоер хоероор*), гуурбаад(гурба гурбаар*)ит.п.

 Такова краткая характеристика самых типичных ошибок учащихся бурятских школ. Из наших примеров видно, что учитель, работающий в названных классах, сталкивается с большими трудностями.

          Исходя, из результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

   - необходима  произносительная тренировка, орфоэпический практикум;

   -необходима работа по формированию слуховых, артикуляционно-произносительных умений, по выработке орфоэпических навыков;

-  работа по сопоставлению диалектных и нормированных                                       фонетических особенностей;

- работа, направленная на закрепление литературной нормы, вырабатывающая правильную дикцию

       Поэтому мы стали в своей работе применять различные типы упражнений:

1.упражнения на сопоставление диалектных и нормированных                                          фонетических особенностей с целью развития речевого слуха; выработки умений слышать звучащее слово, исправления и предупреждения фонетических ошибок;

2.сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся  с целью выявления отклонений от норм литературного языка; выработки умения анализировать речь окружающих людей и давать оценку.

В связи  с этим стала  использовать для прослушивания магнитофонные записи образцов правильной и выразительной речи, а также ошибочного произношения.

3. упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах; правильного произношения стихотворной речи;

4. упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное и отчетливое произнесение звуков. Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов ( например: га-го-гы-ге-ги и.т.п.)

В целях устранения фонетических ошибок диалектного и просторечного происхождения  использовала  карточки- задания для коллективных и индивидуальных заданий

Карточка №1

В указанных словах выделите диалектные и литературные формы. Впишите в два столбика: зун-нажар, наадаха –аляадаха, зантуу-хунэг, борбилоо-доржоохой, халема- хилээмэ, гаараха-сухалдаха, неэбэ-энеэбэ.

Карточка №2

Напиши правильную литературную форму слова:

Хада -

 үүхэн –

 нажар-

урбаашка-

загууhан –

Карточка №3

Вставьте  пропущенные слова  в предложениях.

Би тоһотой ………..эдихэ дуратайб.  Мини эжы дулаан …….нэхээ.

………..наран шангаар шарадаг.  Манай эндэ турлааг,………үбэлжэдэг..

Байгал далай ……..баян.

Карточка№4

Переведите данный текст на бурятский язык.

  Пришла весна. Солнце светит ярко. Снег начал  таять. Побежали    веселые ручейки. Появилась первая травка. Расцвел в лесу подснежник. На деревьях  набухли почки. Вот-вот появятся зеленые листья. Прилетают птицы с теплых стран. Они готовят свои гнезда.  Животные и насекомые просыпаются ото сна.. Всем весело.        

Очень важную роль в деле овладения детьми языком играет правильно организованная  словарная работа.  Я рекомендую своим учащимся вести диалектные словари по родному языку:

Баргузинский диалект

Литературная норма

Перевод

Халема

Хотьго

Хилээмэ

Хутага

Хлеб

Нож

           

Для развития речи и речевого творчества учащимся  даю задания – исследования «Энциклопедия одного слова». Учащиеся исследуют слово всей семьей по заданному плану:

 1) Слово и его лексическое значение (в толковом словаре)  

  Например: борбилоо

 2) История происхождения слова (в этимологическом словаре)  

 3) Родственные слова (однокоренные)

 4) Его диалектное слово (доржоохой)

 5)Слово    и слова-рифмы (борбилоо собхороо, собхороо борбилоо)

 6) Слово … в иллюстрациях, рисунках (Нарисуй свое слово)

  7) Слово в детском речевом  творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

Затем идет представление (презентация) – защита детских работ. При выполнении заданий оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Лучшие работы отбираются для мультимедийных презентаций. Такая работа также развивает и орфографическую зоркость.

         Упражнения  проводятся  планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами. Подбирая дидактический материал, очень важно использовать тексты на лингвистические темы. Удачно подобранный материал позволяет расширить лингвистический кругозор школьников, пробудить  их интерес к языку, что явится залогом успешного обучения.

Литературное произведение на уроках родной литературы – организующий центр урока. Работая с произведением,  учащиеся высказывают свои мысли. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению, а главное – развивается речь ребенка. Нередко дети, высказывая свое неодобрение или одобрение чему – либо  (кому – либо), пишут письмо, и уже в самом процессе составления письма учащиеся стараются придерживаться литературных норм речи: «Хайрата гүрөөһэхэн! Шамда гурбадахи классай һурагша Лубсанов Гомбо бэшэнэ. Ши тэндэ хэрэ байнабши? Yбэлдөө үлдэнэ гүш? Би шамда, шинии нүхэдтэ ехэ туһалха һанаатайб. Абаяа хэлэжэ би шамдаа үбһэ,  дабһа абаадахаб. Мэнэ ошохоб. Хүлеэжэ байгаарай.  Баяртай, мини гүрөөһэхэн!» (Лубсанов Очир, 3 классай һурагша).

Одним из эффективных приемов, формирующих коммуникативную компетентность, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся является  творческая игра.  Разнообразны игры, применяемые нами на уроках родной литературы: игра «Философский стол», конкурс ораторов, «Журналисты», и.т.д.

Рассмотрим некоторые из них.  « Игра в ассоциации».  «Что вам представляется, когда произношу слова мох, капелька   росы, снежинка, облака и.т.д Подобные речевые разминки присутствуют на каждом уроке.

 Игра «Журналисты». Несколько желающих детей становятся героями произведения. Их приглашают сесть под дерево мудрости (макет дерева) Остальные становятся журналистами. Задача журналистов – задать героям произведения интересный, творческого характера вопрос. Задача « героев» произведения – дать полный содержательный ответ, при этом соблюдая все нормы литературной речи.

         Для решения  поставленных задач в своей деятельности также использую  такие приемы, как изложение с элементами рассуждения, создание текстов разных жанров, «корректирование» готовых «ошибочных» текстов, написание отзыва к прочитанному тексту; учимся брать интервью друг у друга.

        Использование информационных технологий  в обучении становится велением времени. На уроках  теперь можно применять электронный учебник по родному языку

Введение в учебный процесс подобных заданий положительно повлияло на уровень литературной речи учащихся.

Сочинения, написанные учащимися, показали повышающийся уровень их литературной речи.

Количественная характеристика уровня развития

литературного языка младших школьников

Таблица №2

Класс, год.

Кол-во уч-ся

Низкий

Средний

Высокий

4 класс

2008-2009 г.г

14 уч-ся

36%

(5 уч-ся)

43%

(6 уч-ся)

21%

(3 уч-ся)

Из таблицы №2 видно, что количество учащихся с низким уровнем знаний литературного языка понизилось, соответственно увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнями знаний.

По завершении эксперимента учащиеся уже умели различать диалектные и нормированные фонетические особенности слов, умели  анализировать речь друг друга и давать оценку.  У учащихся  повысился уровень развития литературного бурятского языка.

III. Заключение

Этот опыт нуждается в дальнейшем осмыслении и систематизации. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации данной работы. Невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьников. Ребенок рождается и растет в уникальной среде, с характерным только для его местности диалектом. Начиная с детства,  он слышит этот говор и разговаривает на нем. Его невозможно  полностью вытеснить. Но между тем, существуют общепринятые нормы литературного языка, которыми должен овладеть ребенок.

В своей исследовательской работе мы  рассматривали возможность овладения необходимыми нормами литературного бурятского языка на раннем этапе обучения детей путем введения в процесс обучения  оригинальных методов, приемов, форм, средств обучения.

Гипотеза состоятельна в том случае, если будет вестись систематическая и планомерная работа над повышением уровня литературного языка на раннем этапе обучения.

Использованная литература:

1. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 1998г.

2.Журнал «Начальная школа», №8 , 1998 г.

3.Сборник статей «Современные проблемы филологии» Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 2003

4.Кукушин В.С.  Этнопедагогика Изд. Москва, 2002г

                                            Шалгалтын хүдэлмэри

1. Хоер бүлэг болгон бэшэ( диалектнэ, литературна ): зун, нажар, наадаха, аляадаха, зантуу, хунэг, борбилоо, доржоохой, халема, хилээмэ, гаараха, сухалдаха, неэбэ, энеэбэ,нохойhоо, нохойноон.

2. Литературна формынь бэшэ:

  Хада -

 үүхэн –

 нажар-

урбаашка-

загууhан –

хомпеэтэ-

холхоз-

ошоходь-

гүзэйн-

уншаадь-

3. Мэдүүлэл хүсөөжэ бэшэгты:

Би тоһотой ………..      эдихэ дуратайб.    Минии эжы дулаан …….        нэхээ.

………..  наран шангаар шарадаг.  Манай эндэ турлааг,………          үбэлжэдэг.  Байгал далай ……………   баян.



Предварительный просмотр:

Упражнения для улучшения техники чтения


Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению,
родители могут воспользоваться следующими приемами. 

1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.      

2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.                                                     

4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением. 

5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются. 

6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки 

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. 

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение "Бросок – засечка"

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. 

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)

Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.



1.На келыбар

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

2.никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

3. В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

4.соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5.амиЗ 

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

6.ныСнейж чайзик

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.





Ответы.

1. На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2. Ученик

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3.В лесу

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4. Лось

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

5.Зима.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

6.Снежный зайчик

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

 



Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие мелкой моторики руки младших школьников нетрадиционными методиками»

Сундуева М.Ц.,

        учитель начальных классов

        МБОУ «Баянгольская СОШ»

Актуальность  работы. В последнее время в школах прослеживается тенденция к увеличению числа детей с плохо развитой речью,  мелкой моторикой руки.  Учеными доказано, что речь и моторика руки ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом. До тех  пор, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, развитие речи и мышление будут замедленными. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем у  наших детей речь, мышление,  творческие способности,  природные дарования.

В этом году у меня подготовительный  класс.  Многие дети на момент поступления в подготовительный класс не умели держать в руке карандаш, пользоваться ножницами, вырезать фигурки по контуру и клеить.

Отсюда, у меня возникла проблема: как  повысить уровень развития мелкой моторики руки у моих учеников?

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, посчитала необходимой  провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями учащихся.

Я предположила,  что  работа в данном направлении будет эффективной в том случае, если использовать в урочной и внеурочной деятельности  комплекс разносторонних приемов и методов развития зрительно-моторных функций, использовать нетрадиционные методы.

Целью  работы является  поиск эффективных методов и средств для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Задачи:

1.Изучение литературы,  поиск материала в сети Интернет по данной тематике;

2.Диагностирование  уровня развития мелкой моторики учащихся;

3.Выявление методов и приемов, нетрадиционных методик, способствующих  развитию  тонкой моторики руки;

4.Создание  игротеки по пальчиковому игротренингу.

5.Формирование навыков работы с нетрадиционными материалами в изобразительной деятельности, по технологии;

6.Развитие воображения, фантазии, любознательности, мышления учащихся

Практическая значимость:  Серии игр из игротеки могут быть использованы учителями нашего МО, сети, района.

        Новизна работы заключается  в пополнении  мастерской учителя новым игровым материалом

В начале учебного года был проведен  анализ продуктов деятельности учащихся (тетради, альбомы учащихся), проведена диагностика по методикам Венгер, Мытицу ( вырезание фигур по контуру, обрывание листа бумаги, метод «Дорожка»,  метод «Узор»).

Таблица уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников

Уровни

«Фигуры»

«Узоры»

«Дорожки»

«Домик»

Высокий

2

1

3

1

Средний

4

3

4

5

Низкий

8

10

7

8

Для дальнейшей работы познакомилась с работами разных авторов, отметила, что кто-то предпочитает штриховку, кто-то из авторов теневой театр и т.д.

В своей работе я решила использовать комплекс мер, чтобы  обеспечить и саморазвитие, и развитие мелкой моторики.

 Основной формой проведения формирующего этапа  стала игровая деятельность.

Для реализации намеченного  собрала  серию пальчиковых игр. Это небольшие куколки, которых можно надеть на пальчик/пальчики и «оживить» их. Среди пальчиковых кукол можно выделить категории:        
 - 
Куклы, которые полностью одевают на палец – это самые распространенные пальчиковые куклы; 

-«Шагающие» пальчиковые куклы - их «оживляют» с помощью двух пальчиков. Тренируют пальчики обеих рук по очереди: указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, указательный и большой;

-Пальчиковые куклы, в которых пальчик играет «дополняющую» функцию, то есть с помощью пальца/пальцев мы дополняем игрушку «ручками», «ножками», «хоботом» и т.д. 

С отдельными пальчиковыми куклами можно рассказывать стишки (например, «идёт бычок качается»,мишка косолапый» и пр.), сказки.  В серию входит несколько пальчиковых театров по мотивам известных сказок, таких как: "Колобок", "Репка", "Сказка об умном мышонке", "Заюшкина избушка", Маша и медведь", "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят", "Курочка ряба", "Теремок".

Дети с удовольствием играют пальчиками, исполняют роли: повторяют песенки героев, слова из произведений, стараются говорить голосом героев. Пальчиковый театр проводится во время занятий (в течение 5-7 мин).

В качестве примера приведу фрагмент занятия по математике в подготовительном классе. Тема: Один, много.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие математики. Я сегодня буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!». (Звучит музыка) 
I. Демонстрация сказки «Теремок».

Дети открывают глаза. У учителя на пальцах герои сказки.

 - Ребята, что это за сказка? (ответы детей) 
- Я раздам вам героев, а вы постарайтесь отвечать на мои вопросы их голосами. 
- Кто - кто в теремочке живет? ( ответы каждого героя). 
- Скажите, сколько зверей жило в теремке сначала? ( ни одного ). 
- Сколько их стало потом? ( много ). 
- А сколько лягушек в теремке? ( одна) 
Правильно. И мышка одна, и лисичка одна, а всех вместе много. А сколько нас всех вместе в группе? Сколько в группе девочек по имени Раджана? 
II. Практические действия.

Давайте попробуем разыграть сказку. А помогут нам в этом наши помощники –пальчики.  

-Давайте  вспомним, кто пришел к теремку самым первым? Вторым? И т.д.

( Пальчиковая игра  по сказке «Теремок»)

Хорошо тренирует пальчики – пальчиковый твистер.  Мы пользуемся мини-вариантом  твистера для пальчиков.

        Кроме традиционных работ как  шнуровка, работа с проволокой, с пуговицами, бусинками, работа по сбору пазлов , мозаик,  учащимся очень нравится работать  с таким материалом, как велкро. Это обычная застежка- липучка для одежды и обуви. При работе с этим материалом  требуется некоторая  сила  рук,  развиваются фантазия и  воображение ребенка  ( например, на уроке математики из того же велкро дети строят углы, ломаные,  на уроке азбуки собирают буквы и т.д.

Также я отметила для себя такой вид искусства, как квиллинг.  Наматывание полоски бумаги  на проволоку или на пасту  требует достаточной точности и согласованности движений кисти рук, здесь развивается у учащихся  именно тонкая ручная моторика. В этом увлекательном занятии детьми приобретаются  точность и ловкость движений пальцев. Квиллингом занимаемся на уроках искусства.  На уроках искусства дети также рисуют пальчиками, ладошками (пальчиковое рисование).

Хочу  также обратить внимание на такой вид работы, как рисование и письмо «на манке».  Детям данный вид работы очень нравится. Он может быть применён на всех уроках.  

Вся работа проходит в интеграции, то есть в каждый урок бывают включены элементы по развитию мелкой моторики.

Важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а главное -задействовано ли было моторное планированиеЧто это такое?

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым  — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования!  Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной!  Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений! Поэтому стараюсь подбирать самые разные упражнения и игры, чтобы ребенку не надоедали одни и те же игры и упражнения.

Главный  принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 5-7 минут)

Раннее и своевременное  развитие тонкой ручной моторики  существенно влияет на формирование многих жизненных функций, так как отставание в развитии детей не компенсируется в полной мере в последующие периоды  жизни ребенка.

В конце учебного года была проведена диагностическая работа по изучению уровня подготовленности учащихся к школе. Были  использованы эти же методики.  На сегодня анализ наблюдения за работами детей показывает, что есть очень хорошая положительная  динамика.  

Уровни

«Фигуры»

«Узоры»

«Дорожки»

«Домик»

Высокий

10

9

14

8

Средний

4

5

-

6

Низкий

-

-

-

-

Гипотеза  моей работы подтверждается. Использование нетрадиционных методик, пальчиковых тренингов  повышает уровень развития  мелкой моторики, развивает мышление, воображение.

Список использованной литературы:

1. Кирпичникова, Н. Развитие мелкой моторики. / Н. Кирпичникова – Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 76-78.

2. Кисилева, В. Развитие тонкой моторики. / В. Кисилева Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 65-66.

3. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки.  / Начальная школа – 1994 – №8 – с. 12-14.

4. Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук.  / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18-21.

5. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. / – Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 28-35.

6. Прахт Л.И. Развитие движений кисти / Л.И. Прахт Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 5-7.

7. Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых.  / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с.

8. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать.  / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю., Куров, В. Н. Куров, М., 2003.-180 с.



Предварительный просмотр:

Сундуева М.Ц, учитель нач.кл, МБОУ «Баянгольская СОШ»

Тема: Развитие мелкой моторики руки через пальчиковый игротренинг и нетрадиционные методики.

В настоящее время в школах прослеживается тенденция к увеличению числа детей с плохо развитой мелкой моторикой руки. Это возможно объясняется тем, что ребенок сейчас больше времени проводит перед телевизором, нежели с пластилином или карандашом в руке. Великий педагог Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований ребенка находятся на кончиках их пальцев». Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем у  наших детей еще и творческие способности, их природные дарования.

В этом году у меня подготовительный  класс. На  момент поступления в подготовительный класс многие из детей не умели держать в руке карандаш, не умели пользоваться ножницами, вырезать фигурки по контуру.

И вот здесь возникла у меня первая проблема: как эффективно повысить уровень развития мелкой моторики руки у моих учеников?

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, посчитала необходимой  провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями учащихся.

Гипотезой исследования является предположение о том, что  работа в данном направлении будет эффективной в том случае, если использовать в урочной и внеурочной деятельности  комплекс разносторонних приемов и методов развития зрительно-моторных функций, использовать нетрадиционные методы,  ввести в  каждый урок пальчиковый игротренинг.

Целью моей работы является  поиск эффективных методов и средств  для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Задачи:

  1. Изучить литературу,  найти материал в Интернете по данной тематике;
  2. Диагностировать уровень развития мелкой моторики учащихся ;
  3. Выявить методы и приемы, нетрадиционные методики, наиболее способствующие развитию  тонкой моторики руки;
  4. Создать игротеку по пальчиковому игротренингу.
  5. Формировать навыки работы с нетрадиционными материалами в ИЗО деятельности, по технологии;
  6. Развивать воображение, фантазию, любознательность, мышление учащихся

На констатирующем этапе был проведен  анализ продуктов деятельности учащихся, проведена диагностика по методикам Л.Венгер, В.Мытицу (  вырезание фигур по контуру, метод «Домик», метод «Дорожка»,  метод «Узор»).

Основной формой проведения формирующего этапа  стала игровая деятельность.

Для реализации намеченного собрала  серию пальчиковых игр.  В серию входит несколько пальчиковых театров по мотивам известных сказок, таких как: "Колобок", "Репка", "Сказка об умном мышонке", "Заюшкина избушка", Маша и медведь", "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят", "Курочка ряба", "Теремок".

Дети с удовольствием играют пальчиками, исполняют роли, повторяют песенки героев, слова из произведений, стараются говорить голосом героев. Данный вид работы развивает гибкость и ловкость пальчиков, речь, умение управлять рукой, умение координировать пальцы рук.        

Кроме традиционных работ как  шнуровка, работа с проволокой, с пуговицами, бусинками, работа по сбору пазлов , мозаик,  учащимся очень нравится работать  с таким материалом, как велкро. Это обычная застежка- липучка для одежды и обуви. При работе с этим материалом  требуется некоторая  сила  рук,  развиваются фантазия и  воображение ребенка. На уроке математики из велкро дети строят углы, ломаные,  на уроке азбуки собирают буквы и т.д.

Также  отметила для себя такой вид искусства, как квиллинг.  Процесс наматывания бумаги требует достаточной точности и согласованности движений кисти рук. В этом увлекательном занятии детьми приобретаются  точность и ловкость движений пальцев.

Любимым занятием детей является – пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование и письмо «на манке». 

Вся работа проходит в интеграции, в каждый урок бывают включены элементы по развитию мелкой моторики.

Важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а главное -задействовано ли было моторное планирование Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым  — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования!

Именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Раннее и своевременное  развитие тонкой ручной моторики  существенно влияет на формирование многих жизненных функций, так как отставание в развитии детей не компенсируется в полной мере в последующие периоды  жизни ребенка.

Использование нетрадиционных методик, пальчиковых тренингов  повышает уровень развития  мелкой моторики, развивает мышление, воображение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ»

Слайд 2

Критически мыслящий школьник должен уметь

Слайд 3

Критическому мышлению нужно нас учить Критически мыслить можем все, но не все хотим это делать.

Слайд 4

Приём «ЗХУ» Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 5

ТРКМ Приём « Кластер» (гроздья винограда)

Слайд 6

Приём « Инсерт » (маркировка текста) V - уже знал(а) + - новое – - думал(а) иначе ? - не понял(а)

Слайд 9

Прием «ФИШБОУН»

Слайд 10

"Ромашка Блума " простые вопросы уточняющие вопросы интерпретационные вопросы творческие вопросы оценочные вопросы практические вопросы

Слайд 11

Уточняющие вопросы Правильно ли я понял(а), что…? Ты действительно так думаешь?

Слайд 12

Оценочные вопросы Эмоции влияют на наше мышление Какие чувства у тебя вызывает этот отрывок? Как ты относишься к этому герою? Что ты чувствуешь, решив эту задачу?

Слайд 13

Практические вопросы Как мы можем изменить ситуацию? Как я буду использовать то, что узнал на практике? Как можно эти знания применить в реальной жизни? Как следует поступать, когда не знаешь, с чего начать дело?

Слайд 15

!!! Определяющим при планировании занятий является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.



Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс:  1 класс.

УМК: «Школа России».

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: А.А.Плешаков

Тема урока:  Где живут   слоны?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель  урока:  дать представления учащихся о животном мире нашей   планеты, различной среде их обитания и образе жизни; познакомить с понятием «экватор» и жаркими районами  земли; развитие внимания, наблюдательности, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), развитие речи; воспитание познавательного интереса у учащихся, культуры общения между собой.

 Предметные результаты:  знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.

Метапредметные результаты:  умение работать с моделью Земли, находить нужную информацию в учебнике, способствовать формированию первичных умений исследовать предмет, изучать и наблюдать объект, делать умозаключения, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.

Личностные результаты:  Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе,  формировать умение иметь  свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, экран, ПК; слайдовая презентация, учебник и рабочая тетрадь Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», исследовательские листы,  алгоритм составления меню,  лист-заготовка для меню, картины с изображением животных.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Формирование у учащихся потребности в овладении учебным материалом.

 Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!

 Кто готов подняться к вершинам новых знаний?  Ну, тогда не будем терять времени! В путь! К новым открытиям!

Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.

Дети произносят хором

II.Актуализация знаний.

Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Однажды далеко на Северном Ледовитом океане случилось чудо, появился мамонтенок. Совсем еще маленький.

- Какое же самое первое слово он произнес? (мама)

И он отправился на ее поиски.

-Найдет ли он тут свою маму?

- Кого он может встретить на Северном Ледовитом океане? (белого медведя, тюленя, моржа).

-Морж нашел выход из такой сложной ситуации.

-Как вы думаете, к кому и куда решил отправить морж мамонтенка? (туда, где живут слоны)

-Таким образом,  вы узнали тему урока.

Назовите её. (Где живут слоны?)-  

-Где они живут? ( в жарких странах)

-Зная, где находятся холодные районы Земли, сможете ли вы  показать на глобусе расположение жарких стран?

-Почему так думаете? (Экватор -жаркие районы планеты, полюса –холодные районы планеты)

-Вот «дерево наших предсказаний», выдвигайте свои предположения, свои мысли по поводу того, что хотели бы узнать на нашем уроке.

-Что вы уже знаете про жаркие страны?

-Расскажите друг другу  всё, что вы знаете о жарких странах, записывайте ваши знания в  корзину знаний и идей, которая будет наполняться в течение урока.

( По ходу рассказа учащихся учитель составляет на доске кластер, который будет пополняться в течение урока)

Отвечают на вопросы  

Применяют знания из личного опыта.        

Формулируют тему урока, задачи.

Работа в группах.

III. Открытие новых знаний.

 Реализация плана действий.

Работа с картинками .

-Посмотрите на картинки

-Как можно назвать одним словом? (животные)

-Кого можно исключить из этого ряда? (бурого медведя)

-Почему?

-Как тогда можно назвать картины  одним словом? (животные жарких стран)

-Кого можно ещё добавить в этот ряд?

-На какие группы можно разделить этих животных?

-В чём сходство  этих животных

-В чём отличие?  

- Рассмотрите в учебнике иллюстрации на странице….. и попробуйте сказать, на какие ещё группы можно разделить этих животных?

( по месту обитания, некоторые животные обитают в открытом пространстве, другие - в закрытом пространстве)

- Попробуйте найти в учебнике информацию о том, как называются эти открытые и закрытые  пространства (саванна и тропический лес)

-Чем они отличаются?

Исследование саванны и тропического леса (просмотр слайдов с изображением саванн и тропиков)

Дети высказывают свои мнения, доказывают свою правоту, приводят примеры.

Работа с учебником. Дети узнают из учебника о том, что эти животные обитают в разных  местах ( саванна, тропический лес)

Самостоятельный поиск информации.

Наблюдение учащихся.

IV. Первичное закрепление.

Усвоение  детьми  нового

Рассказ учителя: однажды хозяин местности – лев раздавал всем по жилью, каждому захотелось получить жильё.

У вас на столах лежат картинки с изображением того или иного животного.

-Подумайте, пойдет ли ваше животное ко льву за жильем?

-Докажите свое мнение.

-Поместите «животных» в их природный дом. (на доске записи : саванна и тропический лес)

( при распределении у детей возникает проблема: слон на картине изображен и в тропиках, и в саванне.  Знающий ребенок может ответить.)

Учитель объясняет: Слоны бывают африканские и индийские.

-Давайте проведем небольшую исследовательскую работу. У вас на столах лежат исследовательские листы. Внимательно рассмотрите на слайдах картины с изображением этих двух животных и обозначьте знаком + сходство, « -« отличие.

Исследование африканского и индийского слонов.

- Итак, какой вывод можно сделать? Что ответим Муравьишке?

-Представьте себе, что всех животных жарких стран перевезли в наши леса.

-Что случится? Возможно ли такое?

Обсудите это в парах.

-Где ещё можем увидеть животных жарких стран?  (в зоопарке, дома)

-Как же они там выживают? (созданы специальные условия)

-А у вас дома, у ваших родственников  живут животные жарких стран? (попугаи живут)

-Как за ними ухаживаете?

-Воспользуясь данным алгоритмом составьте однодневное меню для вашего попугая.

-Продолжим составление кластера.  

Решение детьми проблемной ситуации (каждое животное живет в том месте, где может себе найти корм и свое спасение)

Проблема:  куда же поместить слона?

Дети записывают свои наблюдения (окрас животных, размер, размер хобота, бивня, длина хвоста и т.д.)  в таблицу.

Прогнозирование детьми ситуации

Работа в парах.

Составление меню для попугая. Работа в парах.

Заполнение детьми кластера.

Работа в парах.

 Ответы детей.

V. Итог.  

Подведение итогов урока.

-Какими новыми сведениями пополнилась ваша корзина?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- С какими  животными вы хотели бы  ещё познакомиться ?

- А где вы о них  можете узнать?

-На столах у вас лежат  плоды и цветы яблони. Оцените при помощи них вашу работу на уроке: работали в полную силу- плод, работа ваша не понравилась- цветочек (значит, ягодки будут потом)

Подводим итог урока и намечаем план работы на следующий урок.

Самооценка детей

 



Предварительный просмотр:

        План занятия

Тема урока

Письменный приём сложения и вычитания чисел без перехода через 10

Тип урока

Урок закрепления новых знаний.

Цель урока

Закрепить письменный приём сложения и вычитания чисел без перехода через 10 .

Задачи урока:

Обучающие: закрепить умение складывать и вычитать двухзначные  числа  столбиком без перехода через 10, формировать умение решать задачи.

Развивающие: развитие познавательного интереса, умений сравнивать, анализировать, делать выводы,  

учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль).

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету

Планируемые результаты ЛичностныеУУД:

 У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к урокам математики;

• умение признавать собственные ошибки;

• оценивать собственные успехи

Учащиеся получат возможность для формирования:

• умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору;

• умения работать с информацией представленной в различных видах (текст, таблица, диаграмма)

- научатся  применять правила поведения при  сотрудничестве.

Предметные:

-научатся оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности;

-научатся  моделировать  прием выполнения действий сложения и вычитания двузначных чисел;

-научатся складывать и вычитать двузначные числа без перехода через 10;

- решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

Регулятивные: 

-принимать и удерживать цель учебной деятельности на уроке

- проверять результаты вычислений по образцу

- выполнять учебные действия с учетом ранее изученных правил; проверять правильность вычислений, находить ошибки в вычислениях; выполнять самопроверку с опорой на эталон.

Коммуникативные:

-научатся слушать и слышать, понимать партнеров;

- научатся высказывать собственное мнение;

-  выражать свои мысли в речи.

Познавательные:

-- умение анализировать, выделять существенное, обобщать;

- умение работать с графическими моделями

Метод обучения:

деятельностный

Форма деятельности на уроке

Групповая

Основные понятия

Двузначные числа, сложение и вычитание, сумма, разность, алгоритм решения примеров в столбик

Образовательные ресурсы:

УМК «Школа России»  М.И.Моро «Математика», 2 класс, учебник 2 ч.; мультимедийный  проектор, компьютер, презентация  

Организация пространства

Коллективно – учебный диалог, групповая,   индивидуальная  работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Каждый ребенок берет за руку соседа, пожимает ее и при этом доброжелательно улыбается.

Демонстрируют готовность группы

к уроку.

Личностные: желание работать в группе, сотрудничать с товарищами.

Регулятивные: контролируют свои действия

II

Самоопределение к деятельности.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.  

Создание проблемной ситуации.

С помощью наводящих вопросов осуществляют целеполагание.

Фиксация новой учебной задачи.

-Что напоминают эти слова?

-Чем сегодня будем заниматься на уроке?

Работа с карточками.

Работа по группам.

1 группа: Расположите четные числа в порядке возрастания, нечётные - в порядке убывания;

2 группа: расположите однозначные числа в порядке возрастания, а двузначные – в порядке убывания;

3 группа:  расположите числа на красных карточках в порядке убывания, на синих – в порядке возрастания.

Читают ключевые слова урока.

-Алгоритм решения примеров в столбик.

Самостоятельное выведение цели работы на уроке.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками

III 

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Создание мотивационного поля.

Письменный прием сложения и вычитания сегодня очень пригодится главному герою нашего урока -доктору Айболиту. Он сегодня получил электронное письмо из Африки с просьбой помочь больным зверятам.

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Личностные:  положительное отношение к учению, к познавательной учебной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся  

IV

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока

Обеспечение закрепления  знаний, которые  необходимы при решении новых примеров.

Проблемная ситуация!

-Прав ли был Айболит сказав, что Африка совсем рядом?

Работа с глобусом и картой.

Игра «Найди задуманное число»

Решение примеров на сложение и вычитание без перехода через 10.

Обсуждение в группе. Высказывание своих мыслей.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач необходимые действия, находить выход из проблемной ситуации.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность выполнения арифметических действий.

V

Обобщение и систематизация знаний  

Цель:

выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий.

Айболит пошёл в кассу за билетом. Ему предложили 3 вида транспорта для отправления в Африку.

Учитель предлагает узнать наиболее экономичный вид транспорта.

Проблемная ситуация!

-Какой транспорт выбрал Айболит? Почему?

Айболит пошёл в ветеринарную аптеку покупать лекарства для больных зверят. У него в кармане 100 афро. Он купил 2 микстуры, 1 пилюли, 1 леденцы.

Проблемная ситуация!

-Как вы думаете, хватит ли денег на покупку мази?

Перед отъездом Айболит заглянул в метеослужбу.

Используя данные диаграммы, ответьте на вопросы.

Решение учащимися учебно-практических задач, проведение примитивных экономических расчётов.

Решают столбиком примеры на вычитание, применяя алгоритм.

Обсуждение в группе. Высказывают свою точку зрения.

Решают столбиком примеры на сложение, применяя алгоритм .

Проводят расчёты. Обсуждают  в группе.

1 группа: На сколько градусов теплее в январе, чем в марте?

2 группа: На сколько градусов холоднее в  июне, чем в ноябре?

3 группа: На сколько градусов в феврале выше, чем в августе?

Личностные: формирование математической компетентности.

Предметные: выполнять сложение и вычитание столбиком без перехода через 10.

Коммуникативные: высказывать  мнение при обсуждении задания, при решении проблемной ситуации , инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в различных формах, выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: умение работать с диаграммой

VI

 Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Учащиеся выполняют движения

Формирование коммуникативных умений

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; организовать самопроверку по эталону. Совершенствование навыка решения  задач в 1, 2 и 3 действия.

Помогите выбрать нужный строительный материал для временного жилища Айболиту.

Во время  экскурсии по тропическому лесу Айболит был удивлен разнообразием  деревьев и сделал в записной книжке заметки .

Работа со справочником.

Обсуждение в группе. Высказывание своих мыслей. Выбор верного решения.

Решение разноуровневых задач. Самопроверка по эталону.

Познавательные: умение работать со справочным материалом;

умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения.

Регулятивные: умение оценивать собственные знания для выбора разноуровневых задач.

VIII

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает выполнить самооценку своей работы

Прием «Синквейн».

Давайте подведём итоги урока.

-Каким он был? ( 2 признака)

-Чему научились на уроке?(3 действия)

-Ваше отношение к уроку? (4 слова)

-Скажите одним словом про наш урок.

Самооценивание на оценочных листах.

Оценивание работы группы .

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Личностные:  способность к самооценке своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Актуальность моей методической темы в том, что современные дети сегодня мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор, рисунков для запоминания.

Класс, в котором я сейчас работаю,  взяла в 2017 году. Это был 2 класс,  в нем  обучалось 15 учащихся, из них по русскому языку учились на 4 и 5 –    4 (четверо) детей.  Основной проблемой  была низкая сформированность у учащихся  навыков правописания орфограмм.  Решение данной проблемы  стало для меня одной из главнейших задач обучения русскому языку.

Целью работы является создание условий для формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов эйдетики для наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации

Задачи:

-совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов эйдотехники, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала;

-создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.

Я предположила, что приёмы будут мотивировать учеников к более успешному усвоению учебного материала, повышению орфографической зоркости учащихся. Что и подтвердилось в результате деятельности.

В своей работе я рассмотрела оригинальную научную методику, разработанную учёными- психологами И.Ю.Матюгиным, И.К.Рыбниковой, Л.С. Выготским.

По описанной их методике  я стала использовать систему определенных действий по формированию орфографической зоркости:

 Во-первых, научила детей «видеть» образно  орфограммы, «видеть» образно  слова. Это очень трудно. Слова должны стать «живыми»  для ребенка.

Во-вторых, много стала уделять времени на задания по развитию памяти, на письмо по памяти. Несомненно, он самый удобный и быстрый в применении, ибо написать слово по памяти гораздо быстрее, чем подобрать  проверочное слово, или посмотреть в словаре.  Отсюда делаю вывод, что  в первую очередь нужно создавать образы слов, ассоциограммы.  С их помощью трудное в написании слово легко запоминается, а потом хорошо вспоминается.

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения: это может быть использование алгоритмов, интересных рифмовок, запоминающихся словосочетаний, это и дидактические игры « На что похожа буква», «Превращения слов», которые  вызывают большой интерес  у учащихся.

         Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:

1.Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

2. Занимательные четверостишия.

3.В слове спряталось другое слово.

4.Графические ассоциации (по схожести изображения).

5.Изографы .

6.Смысловые ассоциации.

7.Нахождение проверочного слова.

8.«Подкрепление слов», которые трудно проверить.

9.Как звучат слова в других языках.

10.Составление ребусов.

Давайте рассмотрим некоторые из этих приемов:

На уроках русского языка, чтения часто  использую “ассоциативные зацепки” ( другое его название - смысловые ассоциации). Что это такое? Данный прием основывается  на разъяснении этимологии слова.

Например: Агроном – (греч.) – аgros– поле, omos – закон, тетрадь – (греч.) - tetras - четвертая часть листа, веретено вертится, погоду наблюдают по годам

и т.д. 

Таким образом, дети легко  запоминают написание слов и расширяют свой кругозор.

Следующие 2 приема основаны также на ассоциациях: фонетические ассоциации (слова, которые  схожи по звучанию) и графические ассоциации (слова, похожие по  начертанию)

Суть первого приема заключается в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову, например, улица – на улице встречаю знакомые лица. улица – лица.

На определённом этапе, я предлагаю детям запомнить написание слова берёза с помощью созвучных слов и стихотворения , связав с уроком чтения    (например, береза  белая, Она белая белая.  Мы любуемся белой берёзой.  Берёза – пишем – «е» потому, что белая.

Суть второго приема – увидеть сходство формы буквы и предмета. Мои ученики делают рисунки в индивидуальных словариках,  на листах А4 презентуют свои работы, сделанные дома или в группах (можно и в тетрадях выполнять)  Посмотрите, вот что у них получается (показ работ детей)

Например: звук «о» дети запоминают с помощью слов, п*суда ( в этом слове, вместо звука «о» нарисована тарелка , а в слове «рhttp://andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2018/11/Asg_jfhYBhy-Hfd_7h6tR-mkIjhK%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8.jpgмашка» вместо буквы «о», нарисована ромашка, В слове огород буквы «о» для запоминания похожи на овощи: помидор и огурец. 

Очень детям нравятся  занимательные четверостишия. Например, после  ознакомления детей  с  несколькими  словарными словами, мы совместно сочиняем стишки. Вот что у нас получается, послушайте:

о о о о о, по дороге посыпался горох,

Ох, ох, ох, такой получился  чертополох,

Прилетели вороны, сороки, воробьи,

Обед вкусный, обед вкусный кричат они!!!!

Прилетели коровы, слопали гороха,

А потом  у них молоко зеленое

Ох, Ох, ох!

Обратите внимание, что во всех этих словах выделяется непроверяемая безударная гласная О  И еще то, что все приемы основаны на ассоциациях, образах то есть связаны с конкретными предметами, явлениями, событиями.  Чем смешнее образ, тем лучше запоминается. И уроки проходят легко и весело. Вообще, информация, подкрепленная эмоциями сохраняется в памяти дольше.

На уроках, после уроков сочиняем  запоминалки по пройденным темам:  

Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их, создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Я заметила, что многие дети допускают ошибки в таких словах, как шел, желтый, черный. В этом случае я нашла свой выход из ситуации: решила также применить эйдетику. Вместо точек нарисовала глазки и сказала, что они внимательно следят за нами, чтобы мы вместо них не написали о.

К нам на помощь всегда приходят рисунок, сказка, золотая цепочка слов.