Как выбрать книжку для малыша и как прочитать её.

Ахмедова Надежда Васильевна

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие мамы, папы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребенка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.

Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, чтобы заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст внижки, а просто показывает непонятные малышу картинки, то можно воспользоваться и книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет её был простым, с четкой последовательностью событий.

Часто дети хотят сами "почитать" книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объемными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированны, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам смог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить с места на место.

Многие родители спрашивают, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненными известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает этот вопрос, ориентируясь на свой вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая с ребенком книги.

Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания ребенка и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяется не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Когда книжка уже куплена, перед родителями встает новый вопрос: как читать её, чтобы у ребенка появился интерес к чтению?

Предже всего, опять-таки надо учитывать возраст ребенка и его возможности. Так, один ребенок уже может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Некоторые дети уже в год (а бывает, и раньше) живо интересуются книшами, повсюду носят их, без конца перелистывают страницы, рассматривают картинки и "читают" вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Но случается, что и трехлетнего ребенка не удается заинтересовать книжкой. Почему? Причин может быть много:

  • в выбранной книге нет заинтересовавших его картинок (их или слишком мало, или они непонятные);
  • взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а, возможно, слишком долго, и ребенок не в состоянии усидеть на месте;
  • а может, малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-то другим;

Все перечисленные случаи (и, вероятно, многие другие) могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление ребенка. Может малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлимый для него способ обращения с книгой. В случае, когда ребенок уже получает удовольствие от совместного "чтения", взрослые могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки. Если вы видите, что ребенок утомляется от книжки, то переключите его внимание на другой вид деятельности, тогда у него не возникнет негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.

Сесиль Лупан (М., 1993) предлагает превратить процесс чтения книг в увлекательное занятие, во время которого малыш исполняет активную роль. Она предлагает показать ребенку, что книга - это не просто предмет который купили в магазине, а результат вашего с ним взаимодействия, игры. И ребенку предлагается сочинить вместе с вами сказку (если малыш уже умеет разговаривать), и стать его главным героем. Тема книги может быть выбрана любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка. Если у него существует какая-то проблема (например, ребенок не хочет ходить в детский сад, не желает расставаться с любимой соской и др.), то сделанная вместе с ним книга поможет и ему и вам. Например, сделайте книгу, скрепив несколько пластиковых папок-карманов в скоросшивателе. На одной из получившихся страниц нарисуйте (или вложите фотографию), как ребенок утром идет в детский сад. Пусть ребенок придумает текст для этой странички, например такой "Дашенька идет по дорожке в садик". Поместите этот текст либо на следующей странице, либо там же, под картинкой или фотографией. Далее могут быть размещены рисунки детей, игрушек, завтрака, и др., в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить.

И ещё очень важная деталь: совместное чтение книг - это одновременно и способ научить ребенка чему-то новому, и возможность приласкать малыша, установить с ним тесный контакт. Во время чления может возникнуть чувство близости между взрослым и ребенком. Постарайтесь не разрушать это волшебное чувство, не отвлекайтесь во время чтения на телефонные звонки, на домашние дела, на разговоры с другими членами семьи. Тогда процесс чтения доставит удовольствие и вам, и Вашему малышу.