Педагогическая диагностика

Рамазанова Альфия Фаритовна

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика по образовательной области «Музыка»

Педагогическая  диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

-оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Педагогическая диагностика по образовательной области «Музыка»

за 2012-2013 учебный год

Педагогическая диагностика по образовательной области «Музыка»

 за 2013-2014  учебный год

Педагогическая диагностика по образовательной области «Музыка»

 за 2014-2015  учебный год

Очевиден положительный результат проделанной работы, анализ проведенного мониторинга на начало, и конец учебного года показал достаточно хорошие результаты: к концу года низкий уровень усвоения программы детьми сведен к минимуму, знания детей прочные они способны применять эти знания в повседневной деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

Годовой отчет

образовательной области

художественно – эстетическое развитие детей,

музыкальная деятельность.

за 2016-2017 год.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Рамазанова А.Ф.

г. Пыть-Ях

За период с 01.09. 2016 г. по  31.05. 2017 г.

была проделана следующая работа:


  Регулярно  проводилась  музыкальная НОД  в следующих  возрастных  группах: вторая  группа раннего возраста  «А», «Б»,  2 младшие «А», «В», подготовительные «А», «Б».

В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:
- Музыкально - ритмические  движения.

- Развитие  чувства  ритма.

- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Танцевальное,  танцевально – игровое  творчество.

- Игры и хороводы.
НОД проводилась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей, выдержана по времени.

Были поставлены задачи музыкального воспитания:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

-развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;

-формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

-воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;

-приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории ХМАО –Югра.

-максимальное использование разнообразных видов детской музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены.

В начале и конце учебного года была проведена диагностика умений и навыков детей образовательной области художественно-эстетическое развитие детей, музыкальная деятельность, на основании рекомендаций, содержащих структурированный диагностический материал необходимый для музыкального развития детей, приведенный в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (изд. Мозаика СИНТЕЗ 2015 г. Москва). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за активностью детей спонтанной и специально организованной деятельности.

В результате диагностики получили следующие данные:

Вторая группа раннего возраста  «А»

На начало учебного года было обследовано 22 воспитанника, 99 %  показали средний уровень, 1%-низкий уровень музыкального развития.

На конец года обследовано 30 детей, где высокий уровень развития составляет 55 %; средний-45%.

Вторая группа раннего возраста  «Б»

На начало учебного года было обследовано 28 детей, 97 %  показали средний уровень, 3 %-низкий уровень музыкального развития.

На конец года обследовано 30  детей, где высокий уровень развития составляет 30 %; средний -69%, низкий -1 %.

2-я младшая группа «А»

На начало учебного года было обследовано 29 детей,41 %  показали высокий уровень, 55 %- средний уровень и 4 %-низкий уровень.

На конец года обследовано 30 детей, где высокий уровень развития составляет  93 %; средний -7%.

2-я младшая группа «В»

На начало учебного года был обследован 21 воспитанник, из которых 8% детей показали высокий уровень знаний, 82% средний, 10% низкий.

На конец года обследовано 27 человек, где высокий уровень развития составляет 48 %; средний -37%, 15% -низкий.

Подготовительная к школе группа «А»

На начало учебного года было обследовано 30 детей, из которых 55% показали высокий уровень знаний, 45% средний уровень. На конец года обследовано 27 детей, где высокий уровень развития составляет 100%.

Подготовительная к школе группа «Б»

На начало учебного года было обследовано 28 воспитанников, из которых 54%  показали высокий уровень знаний, а 46% средний уровень.

На конец года обследовано 29 детей,  высокий уровень развития составляет 100%.

Следуя из этих данных можно проследить общую динамику усвоения  материала по музыкальному развитию  дошкольников в ДОУ.

 

На начало учебного года было обследовано 158 воспитанников, высокие результаты показали  7% воспитанников, а средний  70 %, низкий 23%.

На конец учебного года было обследовано 172  ребенка, высокие результаты показали  39%, средний  52%, низкий  9%.

Результаты педагогической диагностики были использованы для решения следующих педагогических задач:

1) индивидуализация образования художественно-эстетического развития детей, музыкальная деятельность (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизация работы с группой детей.

          В последующей работе в ходе образовательной деятельности будут и далее создаваться диагностические ситуации, которые позволят оценить индивидуальную динамику  музыкального развития детей и скорректировать свои действия.

В течение года были проведены следующие мероприятия:

«День знаний» (развлечение)---------------------------------------Сентябрь

«Осенний бал» (развлечение)---------------------------------------Октябрь

«Международный день музыки» (концерт)---------------------Октябрь
«День матери» (концерт)--------------------------------------------Ноябрь

«Сказочное детство» (юбилейный концерт)-----------------------Декабрь

«Новогодний маскарад» (утренник)---------------------------------Декабрь

«Математический знайка» (выставка работ)----------------------Декабрь
«Волшебство под Рождество» (развлечение)---------------------Январь
«До свидания, детский сад» (выпускной бал)--------------------Апрель
«День Победы» (концерт)---------------------------------------------Май.

      В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам, фонотека. Изготовлены новые методические пособия и музыкально-шумовые  инструменты  для проведения музыкальных занятий.    

     Осуществлялась работа по  взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада.

     Была  организована  работа  с родителями, запланированная по годовому плану и повседневная, в виде небольших консультаций.

     На следующий учебный год планирую продолжить работу по театрализованной деятельности в средних группах, пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию  детей, уделить больше внимания развитию музыкального творчества, а  также повысить результаты по диагностике, запланировать участие в музыкально – театральных конкурсах и фестивалях различного уровня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

 

Годовой отчет

образовательной области

художественно – эстетическое развитие детей,

музыкальная деятельность.

за 2017-2018 год.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Рамазанова А.Ф.

г. Пыть-Ях

За период с 13.09. 2017 г. по  31.05. 2018 г.

была проделана следующая работа:


Регулярно проводилась музыкальная НОД в следующих возрастных  группах: вторая группа раннего возраста  «А», «Б», 2 младшие «А»,  «Б», «В», средние группы «А», «В».

В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:
- Музыкально - ритмические  движения.

- Развитие  чувства  ритма.

- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Танцевальное,  танцевально – игровое  творчество.

- Игры и хороводы.
НОД проводилась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей, выдержана по времени.

Были поставлены задачи музыкального воспитания:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

-развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;

-формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

-воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;

-приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории ХМАО – Югра.

-максимальное использование разнообразных видов детской музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены.

В начале и конце учебного года была проведена диагностика умений и навыков детей образовательной области художественно-эстетическое развитие детей, музыкальная деятельность, на основании рекомендаций, содержащих структурированный диагностический материал необходимый для музыкального развития детей, приведенный в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (изд. Мозаика СИНТЕЗ 2015 г. Москва). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за активностью детей спонтанной и специально организованной деятельности.

В результате диагностики получили следующие данные:

Вторая группа раннего возраста  «А»

На начало учебного года было обследован 31 воспитанник, 39 %  показали высокий уровень, 61%-средний уровень музыкального развития.

На конец года обследовано 31 ребенок, где высокий уровень развития составляет 68 %; средний - 32%.

Вторая группа раннего возраста «Б»

На начало учебного года было обследовано 30 детей,38 %  показали высокий уровень, 62 %-средний уровень музыкального развития.

На конец года обследовано 29  детей, где высокий уровень развития составляет 51 %; средний-48%.

2-я младшая группа «А»

На начало учебного года было обследовано 27 детей,52 %  показали высокий уровень, 48 %- средний уровень.

На конец года обследовано 25  детей, где высокий уровень развития составляет 76 %; средний -24%.

2-я младшая группа «Б»

На начало учебного года было обследовано 29 воспитанников,53%  показали высокий уровень, 46 %- средний уровень,1% низкий уровень знаний.

На конец года обследовано 26 детей, где высокий уровень развития составляет 83 %; средний - 17%.

2-я младшая группа «В»

На начало учебного года был обследован 17 детей, из которых 51% детей показали средний уровень знаний, 49 % низкий.

На конец года обследовано 25 человек, где высокий уровень развития составляет 13 %; средний -33%, 54% -низкий.

Средняя группа «А»

На начало учебного года было обследовано 30 воспитанников, из которых 58% показали высокий уровень знаний, 42% средний уровень. На конец года обследовано 30 детей, где высокий уровень развития составляет 73 %, средний 27%.

Средняя  группа «В»

На начало учебного года было обследовано 30 воспитанников, из которых 49 %  показали высокий уровень знаний, а 51% средний уровень.

На конец года обследовано 29 детей,  высокий уровень развития составляет 60%, средний 39 %, низкий 1 %.

Следуя из этих данных можно проследить общую динамику усвоения  материала по музыкальному развитию  дошкольников в ДОУ.

На начало учебного года было обследовано 194 воспитанника, высокие результаты показали  54 % воспитанников, а средний  39 %,низкий 7 %.

На конец учебного года было обследовано 195 детей, высокие результаты показали 60 %, средний 31 %, низкий 7 %.

Результаты педагогической диагностики были использованы для решения следующих педагогических задач:

1) индивидуализация образования художественно-эстетического развития детей, музыкальная деятельность (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизация работы с группой детей.

         В последующей работе в ходе образовательной деятельности будут и далее создаваться диагностические ситуации, которые позволят оценить индивидуальную динамику  музыкального развития детей и скорректировать свои действия.

Втечение года были проведены следующие мероприятия:

«День знаний» (развлечение)-----------------------------------------------Сентябрь

«Осенний бал» (развлечение)-----------------------------------------------Октябрь

«Международный день музыки» (концерт)------------------------------Октябрь
«Мамочка и я, в творчестве всегда!» (конкурсная программа)------Ноябрь

«Новогодний маскарад» (утренник)---------------------------------------Декабрь

«Математический знайка» (выставка работ)-----------------------------Декабрь
«Волшебство под Рождество» (развлечение)----------------------------Январь
«Телефон»

(благотворительный спектакль по сказкам К. И. Чуковского)-------Апрель
«День Победы» (театрализованное представление)--------------------Май.

     В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам, фонотека. Изготовлены новые методические пособия и музыкально-шумовые  инструменты  для проведения музыкальных занятий.    

     Осуществлялась работа по  взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада.

     Была  организована  работа  с родителями, запланированная по годовому плану и повседневная, в виде небольших консультаций.

     На следующий учебный год планирую продолжить работу по театрализованной деятельности в средних и старших  группах, пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию  детей, уделить больше внимания развитию музыкального творчества, а  также повысить результаты по диагностике, запланировать участие в музыкально – театральных конкурсах и фестивалях различного уровня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЗА 2018-2019 ГОД.

                                                                                            Подготовила:

                                                                                            Музыкальный руководитель

                                                                                            Рамазанова А. Ф.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

2018-2019 ГОД.

За отчетный период с 03.09. 2018 г. по  31.05. 2019 г. осуществлялась работа согласно ФГОС ДОУ по разделу «Художественно – эстетическое развитие детей»,  музыкальная деятельность в следующих возрастных группах:

  • Группа общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «А» «Затейники»
  • Группа общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «Б» «Светофор»
  • Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А» «Сказка»
  • Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «Б» «Почемучки»
  • Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «В» «Солнышко»
  • Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «А» «Волшебники»
  • Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «В» «Непоседы»

В процессе ООД дети занимались по следующим разделам:

  • Музыкально - ритмические  движения.
  • Развитие  чувства  ритма.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Пение и песенное творчество.
  • Танцевальное,  танцевально – игровое  творчество.
  • Игры и хороводы.

ООД проводилась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей, выдержана по времени.

Цель осуществления работы по разделу «Художественно – эстетическое развитие»: приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, через следующие задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
  • формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
  • приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории ХМАО – Югра;
  • максимальное использование разнообразных видов детской музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей  к музыкальным занятиям, создавать эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.

Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей  проводились следующие виды занятий:

1) Традиционные занятия, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра в шумовом оркестре, музыкальная игра) Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:

  • возрастные особенности детей;
  • основные задачи;
  • физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
  • характер предшествующей и последующей деятельности;
  • условия проведения занятий.

2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности.

3) Комплексные занятия. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе (например: «Осень, осень, в гости просим»; «Здравствуй, зимушка – зима!»),  изучение народных промыслов («Народные игры Ханты и Манси»),  обрядов («Волшебство под Рождество»; «Широкая масленица»).

Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию. На занятиях и открытых просмотрах, а также праздниках  музыкальное сопровождение использовалось, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены.

В течение года воспитанники принимали участие в следующих мероприятиях:

«Детский сад всех видеть рад». День знаний (развлечение)----------Сентябрь    День дошкольного работника (концерт)------------------------------------Сентябрь «Путешествие в Олимпию». Спортивный квест--------------------------Сентябрь

«Осенний бал». (развлечение)---------------------------------------------------Октябрь

«Нотная карусель». День музыки (концерт)-----------------------------Октябрь
«Пока все в саду!» (дефиле работ из бросового материала)-----------Ноябрь

«Новогодний маскарад» (утренник)-------------------------------------------Декабрь

«Математический знайка» (выставка работ)-----------------------------Декабрь
«Волшебство под Рождество». (развлечение)---------------------------------Январь

«Слава армии родной в день ее рождения!»» (спортивно- музыкальный праздник)----------------------------------------------------------------------------Февраль

«Мамина нежность» (развлечение)-----------------------------------------------Март
«Волшебный мир театра». День открытых дверей--------------------------Апрель

   В течение года проводилась систематическая и целенаправленная работа с родителями по пропаганде и привлечению к участию в музыкальной жизни детского сада, где использовались методы:

 - демонстрационный (приглашение родителей на групповые и общие мероприятия ДОУ в качестве  участников и зрителей);

- деятельностно-продуктивный (привлечение родителей к украшению музыкального зала к праздникам, пополнению необходимыми атрибутами).

Так же, в течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами детского сада, где были  выделены вопросы, требующие наибольшего их внимания; определены содержание индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, которые решали бы задачу повышения компетенции воспитателей  в организации работы по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности детей,  а также способствовали бы успешной социализации и адаптации детей.

Были проведены консультации и мастер- класс для воспитателей:  «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Роль ритмических занятий для детей дошкольного возраста», «Шумовые инструменты своими руками»  и др.

В начале и конце учебного года была проведена диагностика умений и навыков детей образовательной области художественно-эстетическое развитие детей, музыкальная деятельность, на основании рекомендаций, содержащих структурированный диагностический материал необходимый для музыкального развития детей, приведенный в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (изд. Мозаика СИНТЕЗ 2015 г. Москва). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за активностью детей спонтанной и специально организованной деятельности.

В результате диагностики получили следующие данные:

Группа общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «А» «Затейники»

На начало учебного года обследовано 29 детей, 54% показали высокий уровень, 46%- средний.

На конец учебного года было обследовано 29 воспитанников, из которых 78% детей показали высокий уровень знаний, 22% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «Б» «Светофор»

На начало учебного года обследовано 28 воспитанников, 46% показали высокий уровень, 54%- средний.

На конец учебного года было обследовано 28 воспитанников, из которых 71% детей показали высокий уровень знаний, 29% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А» «Сказка»

На начало учебного года обследовано 25 детей, 48% показали высокий уровень, 52%- средний.

На конец учебного года было обследовано 23 воспитанника, из которых 69%  детей показали высокий уровень знаний, 31% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «Б» «Почемучки»

На начало учебного года обследовано 26 детей, 51% показали высокий уровень, 49%- средний.

На конец учебного года было обследовано 25 воспитанников, из которых 79% детей показали высокий уровень знаний, 21% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «В» «Солнышко»

На начало учебного года обследовано 17 детей, 20% показали высокий уровень, 78%- средний, а 2% низкий уровень.

На конец учебного года было обследовано 17 детей, из которых 58% детей показали высокий уровень знаний и 42%  средний.

Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «А» «Волшебники»

На начало учебного года обследовано 28 детей, 56% показали высокий уровень, 44%- средний.

На конец учебного года было обследовано 29 воспитанников, из которых 91%  детей показали высокий уровень знаний, а 9% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «В» «Непоседы»

На начало учебного года обследовано 27 детей, 52% показали высокий уровень, 48%- средний.

На конец учебного года было обследовано 25 воспитанников, из которых 88%  детей показали высокий уровень знаний, а 12% средний уровень.

Следуя из этих данных можно проследить общую динамику усвоения  материала по музыкальной деятельности  дошкольников в ДОУ

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на начало учебного года

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на конец учебного года

Дата проведения диагностики: в течение апреля.

На конец  учебного года было обследовано 176 детей, высокие результаты показали 84% воспитанников, а средний 16 %.

          Результаты педагогической диагностики характеризуют успешную реализацию образовательной программы и оптимизацию образовательного процесса, высокий уровень освоения материала детьми:

1) знания, навыки образовательной области «художественно-эстетическое развитие детей», музыкальная деятельность;

2) активная деятельность детей.

Также работал вокальный коллектив «До-ми-солька», целью которого является формирование эстетической культуры дошкольника. Коллектив неоднократно участвовал в конкурсах, где занимал призовые места.

Воспитанники принимали участие в фестивалях и конкурсах, городских мероприятиях:

- Участие в праздничном, городском концерте «Колыбель мира в материнских руках», посвященный празднованию Дня Матери, 2018 г.

-  VIII Городской открытый конкурс-фестиваль театрального искусства для дошкольников и младших школьников «Театральный дебют», коллектив «Волшебная страна» Диплом Лауреата I степени 2019 г.

- Диплом лауреата I степени за победу в фестивале – конкурсе «Самоцветы Сибири», посвященного 74- годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 2019 г.

Личные достижения педагога:

- Диплом Гран-при во втором городском фестивале самодеятельного художественного творчества работников образовательных учреждений города Пыть-Яха «Педагогические таланты», 2018г.

- Благодарственное письмо за участие в музыкальном фестивале «Богат талантами Пыть-Ях», 2018 г.

- Благодарственное письмо за постановку номера и участие в праздничном, городском концерте «Колыбель мира в материнских руках», посвященный празднованию Дня Матери, 2018 г.

А также были реализованы следующие проекты:

- Спортивный семейный квест «Путешествие в Олимпию».

- Заключительный  этап Окружного проекта «Математический знайка».

- Проект взаимодействия МДОАУ д/с «Белочка» с МБОУ ДО «Детская школа искусств» г. Пыть-Ях «Дети – детям».

Вывод: исходя из диагностических данных, можно проследить значительный рост уровня музыкального развития дошкольников.  В течение года активно велась индивидуальная работа с детьми, что позволило на мероприятиях и конкурсах показать очень высокие достижения в исполнительском, обще-музыкальном, эстетическом и танцевальном направлениях музыкальной деятельности художественно-эстетического развития детей.  Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены в полном объеме.

На следующий учебный год планирую продолжить работу по вокальному кружку «До-ми-солька», пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию детей, уделить больше внимания развитию музыкального творчества, а также еще повысить результаты по диагностике, запланировать участие в музыкально-театральных конкурсах и фестивалях различного уровня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЗА 2019-2020 ГОД.

                                                                                            Подготовила:

                                                                                            Музыкальный руководитель

                                                                                            Рамазанова А. Ф.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

2019-2020 ГОД.

За отчетный период с 02.09. 2019 г. по  24.03. 2020 г. осуществлялась работа согласно ФГОС ДОУ по разделу «Художественно – эстетическое развитие детей»,  музыкальная деятельность в следующих возрастных группах:

  • Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А» «Затейники»
  • Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «Б» «Светофор»
  • Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «А» «Сказка»
  • Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «Б» «Почемучки»
  • Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «В» «Солнышко»
  • Группа общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «А» «Волшебники»
  • Группа общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «В» «Непоседы»

В процессе ООД дети занимались по следующим разделам:

  • Музыкально - ритмические  движения.
  • Развитие  чувства  ритма.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Пение и песенное творчество.
  • Танцевальное,  танцевально – игровое  творчество.
  • Игры и хороводы.

ООД проводилась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей, выдержана по времени.

Цель осуществления работы по разделу «Художественно – эстетическое развитие»: приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, через следующие задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
  • формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
  • приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории ХМАО – Югра;
  • максимальное использование разнообразных видов детской музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей  к музыкальным занятиям, создавать эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.

Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей  проводились следующие виды занятий:

1) Традиционные занятия, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра в шумовом оркестре, музыкальная игра) Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:

  • возрастные особенности детей;
  • основные задачи;
  • физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
  • характер предшествующей и последующей деятельности;
  • условия проведения занятий.

2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности.

3) Комплексные занятия. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе (например: «Осень, осень, в гости просим»; «Здравствуй, зимушка – зима!»),  изучение народных промыслов («Народные игры Ханты и Манси»),  обрядов («Волшебство под Рождество»; «Широкая масленица»).

Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию. На занятиях и открытых просмотрах, а также праздниках  музыкальное сопровождение использовалось, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены.

В течение года воспитанники принимали участие в следующих мероприятиях:

«Детский сад всех видеть рад». День знаний (развлечение)----------Сентябрь    «Путешествие в Олимпию». Спортивный квест--------------------------Сентябрь

«Осенний бал» (развлечение)---------------------------------------------------Октябрь
«
С праздником, милые мамочки!»-----------------------------------------------Ноябрь

«Новогодний маскарад» (утренник)-------------------------------------------Декабрь
«Волшебство под Рождество» (развлечение)---------------------------------Январь

«Слава армии родной в день ее рождения!»» (спортивно- музыкальный праздник)----------------------------------------------------------------------------Февраль

«Широкая Масленица»-----------------------------------------------------------Февраль

«Мамина нежность» (развлечение)-----------------------------------------------Март

   В течение года проводилась систематическая и целенаправленная работа с родителями по пропаганде и привлечению к участию в музыкальной жизни детского сада, где использовались методы:

 - демонстрационный (приглашение родителей на групповые и общие мероприятия ДОУ в качестве  участников и зрителей);

- деятельностно-продуктивный (привлечение родителей к украшению музыкального зала к праздникам, пополнению необходимыми атрибутами).

Так же, в течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами детского сада, где были  выделены вопросы, требующие наибольшего их внимания; определены содержание индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, которые решали бы задачу повышения компетенции воспитателей  в организации работы по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности детей,  а также способствовали бы успешной социализации и адаптации детей.

Были проведены консультации и мастер- класс для воспитателей:  «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ», «Музыкально- игровая деятельность детей в  предметно – развивающей среде ДОУ», и др.

В начале и конце учебного года была проведена диагностика умений и навыков детей образовательной области художественно-эстетическое развитие детей, музыкальная деятельность, на основании рекомендаций, содержащих структурированный диагностический материал необходимый для музыкального развития детей, приведенный в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (изд. Мозаика СИНТЕЗ 2015 г. Москва). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за активностью детей спонтанной и специально организованной деятельности.

В результате диагностики получили следующие данные:

Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А» «Затейники»

На начало учебного года обследовано 28 детей 56% показали высокий уровень, 44%- средний.

На конец учебного года было обследовано 28 воспитанников, из которых 72%  детей показали высокий уровень знаний, 28% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «Б» «Светофор»

На начало учебного года обследовано 28 воспитанников, 51% показали высокий уровень,49%- средний.

На конец учебного года было обследовано 28 воспитанников, из которых 71% детей показали высокий уровень знаний, 29% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «А» «Сказка»

На начало учебного года обследовано 27 детей, 51% показали высокий уровень, 49%- средний.

На конец учебного года было обследовано 27 воспитанника, из которых 73%  детей показали высокий уровень знаний, 27% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «Б» «Почемучки»

На начало учебного года обследовано 29 детей, 51% показали высокий уровень, 49%- средний.

На конец учебного года было обследовано 29 воспитанников, из которых 79% детей показали высокий уровень знаний, 21% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «В» «Солнышко»

На начало учебного года обследовано 17 детей, 22% показали высокий уровень, 78%- средний.

На конец учебного года было обследовано 17 детей, из которых 58% детей показали высокий уровень знаний и 42%  средний.

Группа общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «А» «Волшебники»

На начало учебного года обследовано 28 детей, 56% показали высокий уровень, 44%- средний.

На конец учебного года было обследовано 28 воспитанников, из которых 98%  детей показали высокий уровень знаний, а 2% средний уровень.

Группа общеразвивающей направленности с 6 до 6 лет «В» «Непоседы»

На начало учебного года обследовано 26 детей, 52% показали высокий уровень, 48%- средний.

На конец учебного года было обследовано 26 воспитанников, из которых 97%  детей показали высокий уровень знаний, а 3% средний уровень.

Следуя из этих данных можно проследить общую динамику усвоения  материала по музыкальной деятельности  дошкольников в ДОУ

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на начало учебного года

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на конец учебного года

Дата проведения диагностики: 24 марта 2020 года.

На конец  учебного года было обследовано 181 ребенок , высокие результаты показали 87% воспитанников, а средний 13 %.

          Результаты педагогической диагностики характеризуют успешную реализацию образовательной программы и оптимизацию образовательного процесса, высокий уровень освоения материала детьми:

1) знания, навыки образовательной области «художественно-эстетическое развитие детей», музыкальная деятельность;

2) активная деятельность детей.

Также работал вокальный коллектив «До-ми-солька», целью которого является формирование эстетической культуры дошкольника. Коллектив неоднократно участвовал в конкурсах, где занимал призовые места.

Воспитанники принимали участие в фестивалях и конкурсах, городских мероприятиях:

-     Лауреаты III степени конкурса «Таланты Югры», в номинации  вокал, 2019 г.

-  Лауреаты II степени конкурса «Таланты Югры», в номинации  хореография, 2019 г.

-  Лауреаты I степени Всероссийского конкурса военной песни «На безымянной высоте», 2020 г.

-     Участие в фестивале «У колыбели таланта», 2020г.  

Был реализован проект:  спортивный семейный квест «Путешествие в Олимпию».

Вывод: исходя из диагностических данных, можно проследить значительный рост уровня музыкального развития дошкольников.  В течение года активно велась индивидуальная работа с детьми, что позволило на мероприятиях и конкурсах показать очень высокие достижения в исполнительском, обще-музыкальном, эстетическом и танцевальном направлениях музыкальной деятельности художественно-эстетического развития детей.  Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены в полном объеме.

На следующий учебный год планирую продолжить работу по вокальному кружку «До-ми-солька», пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию детей, уделить больше внимания развитию музыкального творчества, а также еще повысить результаты по диагностике, запланировать участие в музыкально-театральных конкурсах и фестивалях различного уровня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

Диагностические задания

для групп общеразвивающей направленности

 с 2 до 7  лет

                                                                                            Подготовила:

                                                                                            Музыкальный руководитель

                                                                                            Рамазанова А. Ф.

Диагностические задания для групп общеразвивающей направленности 2-3 лет

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Восприятие музыкальных произведений

МДИ «Что делают в домике»

«Марш», «Колыбельная», «Плясовая».

МДИ «Солнышко и дождик»

Быстрая и медленная мелодии

Предложить детям прослушать разнохарактерные произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка по настроению – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации.

Развитие музыкальной памяти

«Елочка» М. Красев; р.н.п. «Петушок», «Ладушки»; «Кошка» А. Александрова.

МДИ «Угадай мультфильм»

Музыка из м/ф «Маша и медведь», «Спокойной ночи, малыши».

Предложить прослушать знакомые детям программные произведения, узнать песенки. Вопросы: про кого эта песня? Затрудняющимся детям предложить песенки из мультфильмов.

Самостоятельная активность при подпевании музыкальных фраз

Знакомые детям песенки программного материала и их любимые песни.

Внести игрушки. Вопрос: про кого ты хочешь спеть песенку? Исполнить знакомую песенку. Отметить активно поющих детей. При затруднении предложить исполнить любую песенку, которую знает ребенок.

Развитие образного восприятия

Имитация движений животных под музыку. «Зайчик», «Медведь».

Предложить изобразить, как прыгает зайка, как идет медведь. Повторить с музыкальным сопровождением. Отметить эмоциональность выполнения движений детьми.

Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений

Знакомые детям пляски и танцы.

«Я хочу потанцевать», «Танец с кубиками», «Поплясать становись»

Отметить эмоциональность исполнения движений по показу педагога и самостоятельное выполнение движений по тексту. Отметить правильность выполнения движений: «пружинка», «хлопки», «притопы одной ногой».

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

Музыкальные фразы «Медведь», «Зайчик»

Исполнить одинаковые музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистре. Предложить выбрать соответствующие игрушки.

Вопрос: кто идет?

Формирование первоначальных представлений о детских музыкальных инструментах

Предметные картинки: барабан, погремушка, бубен, дудочка. Музыкальные инструменты.

Предложить назвать инструменты самостоятельно по картинкам. За правильный ответ ребенок получает этот инструмент. Затрудняющимся детям предложить показать названные педагогом инструменты.

Диагностические задания для групп общеразвивающей направленности 3-4 лет

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Восприятие музыкальных произведений

«Колыбельная», «Плясовая».

МДИ «Зайцы»

Предложить детям прослушать два разнохарактерных произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации: зайцы спят, пляшут.

Развитие музыкальной памяти

Игра «Кто пришел в гости?»

I полугодие.

Музыка из м/ф «Маша и медведь», «Спокойной ночи, малыши».

II полугодие.

«Бобик» Т. Попатенко; «Кошка» А.Александрова;

р.н.п. «Петушок»

Прослушивание знакомых программных произведений, в начале года – песенок из мультфильмов. Предложить выбрать соответствующую игрушку. Отметить активных детей (узнают песню, начинают подпевать звукоподражания, танцуют) Вопросы: про кого эта песня? Кто к нам пришел в гости?

Самостоятельная активность

при подпевании, звукоподражании

«Ладушки» р.н.п.;

«Кошка» А.Александрова

и др.

Фонограммы любимых детьми песен.

Исполнить знакомые и любимые детьми песенки, попевки. Отметить детей, активно поющих звукоподражания: «мяу», «ладушки» и т.д. Предложить спеть всем вместе.

Развитие образного восприятия

Имитация движений животных и птиц. Фонограммы «Зайчик»,

«Птички летят»

Предложить рассмотреть игрушки зайчика и птички. Вопросы: кто это? Предложить изобразить, как прыгает зайчик, как летают птички. Затем повторить с музыкой.

Выполнение простейших музыкально-ритмических движений

«Вот они какие»

И. Красев;

«Веселятся крошки»

Я. Жабко

Отметить эмоциональность выполнения

всех движений по показу педагога, самостоятельное выполнение движений

по тексту в конце года.

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

Игра «Кто поет?»

Фонограммы «Медведь», «Птичка»

Исполнить музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах. Предложить выбрать соответствующие игрушки или картинки.

Знание простейших музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка.

Предложить рассмотреть музыкальные инструменты, показать названные педагогом инструменты. Задание: найди бубен и т.д. Отметить умение детей действовать с ними.

Диагностические задания для групп общеразвивающей направленности 4-5 лет

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Формирование навыков культуры слушания музыки

Сюжетная игра «Мы на концерте»

Предложить представить себя в роли зрителей. Надпомнить правила поведения на концерте. Отметить поведение каждого ребенка: умение дослушать произведение до конца, не отвлекаясь. Вопросы: как мы должны себя вести на концерте, как нужно правильно слушать музыку?

Восприятие музыкальных произведений

МДИ «Солнышко и дождик»

Предложить прослушать несколько музыкальных произведений и соотнести содержание музыки с иллюстрацией. Отметить эмоциональную отзывчивость на музыку. Вопросы: какая музыка по характеру?

Развитие музыкальной памяти

МДИ «Угадай, кто пришел?»

МДИ «Угадай мультфильм»

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие динамического слуха

(громко-тихо)

Ритмическая игра «Дождик»

Игра «Громко-тихо»

«Дождь по крышам, кап,кап,кап,

Тихо хлопаем мы в такт,

Дождик вдруг пошел сильнее,

Хлопнем громче и быстрее!»

Прослушивание разных по динамике пьес. Вопрос: как звучит музыка, громко или тихо?

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Угадай-ка»

Предложить рассмотреть иллюстрации. Вопрос: как мычит корова? А теленок?

Какой голос у коровы? А у теленка? Проиграть музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах, предложить подобрать соответствующие картинки.

Формирование певческих

умений и навыков

Исполнение знакомых песен, программных произведений, песенок из мультфильмов.

При затруднении ребенок исполняет песню на свой выбор, без музыкального сопровождения. Отметить: пение естественным звуком, чистое интонирование, пение с удовольствием.

Развитие

песенного творчества

Музыкальные вопросы «Как тебя зовут?» «Что ты хочешь, кошечка?»

Предложить самостоятельно ответить на музыкальный вопрос, сочинив мелодию ответа. Отметить способность отыскать нужную интонацию.

Формирование навыков музыкально-ритмических движений

Знакомые танцы и пляски. Музыкальная игра «Кошка шла»

Отметить детей, активно участвующих в танцах. Предложить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки. Отметить правильное выполнение основных танцевальных движений.

Развитие ритмического слуха

Игра «Прогулка» МДИ Игра «Считалка» Ритмодекламация «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля»

Предложить прохлопать ритмический рисунок вместе с педагогом, затем самостоятельно. При затруднении, провести ритмическую игру со всеми детьми.

Развитие тембрового

слуха

Игра «Нам игрушки принесли» МДИ

Предложить прослушать звуки за ширмой и отгадать, какой инструмент звучит. При затруднении воспользоваться предметными картинками.

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра «На лошадке ехали»

Хоровод «Ходит Ваня»

Образные танцы «Листочки кружатся», «Снежинки»

Отмечать активное участие в играх, хороводах, образных танцах. Отметить способность самостоятельно подбирать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

Формирование умений и навыков музицирования, знание музыкальных инструментов.

Подыгрывание простых мелодий на деревянных ложках, барабане, металлофоне. Игра «Заинька серенький»

Плясовые мелодии.

МДИ «Музыкальные инструменты»

Отметить устойчивый интерес к музицированию, точную передачу несложного ритмического рисунка, чувство ансамбля.

В дидактической игре назвать знакомые музыкальные инструменты или отметить фишкой названные педагогом.

Диагностические задания для групп общеразвивающей направленности 5-6 лет

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Приобщение к музыкальной культуре (знание композиторов, умение отличать классическую, современную

и народную музыку)

«Полет шмеля» Римского-Корсакова

«Калинка» р.н.п.

Современные песни (поп-музыка)

Игра «Струнные, шумовые, ударные инструменты»

а) Предложить назвать знакомых детям композиторов;

б) Спросить, кто такие композиторы?;

в) предложить на выбор три произведения, угадать, к какой музыке они относятся?

Знание основных жанров музыкальных произведений

(марш, танец, песня)

МДИ «Что делают в домике»

«Детская полька» М. Глинка,

«Марш» Д. Шостакович, р.н.п. «Во поле береза стояла»

Предложить прослушать музыкальные произведения и угадать, что делают в домике (выбрать соответствующую иллюстрацию)

Развитие музыкальной памяти

Программные произведения, песенки из мультфильмов.

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Угадай-ка»,

«Ступеньки»

Музыкальная лесенка

Дети закрывают фишками животных, соответствующих прозвучащим мелодиям в разных регистрах. Определяют движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки.

Развитие тембрового слуха (умение различать на слух звучание музыкальных инструментов, голоса)

МДИ «Солнышко и дождик»

«На чем играю?» «Три звука» «Теремок»

Проиграть мелодию на каком-либо инструменте, попросить детей определить звучание инструмента и закрыть фишкой. Проиграть на фортепиано один, два или три разных звука, ребенок выкладывает соответствующее количество фишек.

Дети слушают музыку и определяют

по звучанию, какому персонажу сказки

она подходит.

Развитие динамического слуха (умение использовать динамические оттенки в пении)

«Найди щенка»

«Громко-тихо запоем»

Предложить найти спрятанную игрушку. Музыка звучит громче, чем ближе ребенок к игрушке, и соответственно тише, чем дальше. Далее ведущий должен найти спрятанную детьми игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети.

Формирование певческих навыков и умений

Программные знакомые песенки.

Отмечать пение легким звуком, умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Затрудняющимся детям предложить исполнить любую песенку.

Развитие навыков сольного пения

«Музыкальное эхо»;

пение знакомых песен под минусовые фонограммы

Отметить умение эмоционально передать содержание песни, чистое интонирование.

Развитие песенного творчества

«К нам гости пришли»; «Расскажи стишок, спой его»

Отметить умение инсценировать песню, придумать мелодию к заданному тексту.

Развитие чувства ритма

Ритмические цепочки «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля» МДИ «Определи по ритму»

Повторение за педагогом несложных ритмических рисунков. Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой песни хлопками. Дети по ритму определяют песню и закрывают пустую половину карточки.

Формирование навыков исполнения танцевальных движений

Знакомые детям танцы и хороводы.

Отметить умение передавать в движении характер музыки, ориентировку

в пространстве, умение менять движение

по музыкальным фразам.

Развитие танцевально-игрового творчества

Музыкальная сказка «Теремок»

Импровизация движения разных персонажей под музыку.

Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах

«Андрей-воробей», «Сорока-сорока», игра «Прогулка», «Наше путешествие

Предложить исполнить знакомые песенки на инструменте индивидуально. Далее – в ансамбле.

Диагностические задания для групп общеразвивающей направленности 6-7 лет

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Приобщение

к музыкальной культуре (сознательное отношение

к отечественному музыкальному наследию

и современной музыке)

Фонограммы из разных жанров. Игра «Классическая, современная, народная»

Фонограмма Государственного гимна России. Портреты композиторов.

Вопросы: кто пишет музыку? Что такое народная музыка? Классическая? Современная? Инструментальная? Хоровая? Вокальная? Различие ансамбля и оркестра. Отметить знание музыкальных терминов. Как записывается музыка? Включить Гимн России, проверить, узнают ли его по вступлению.

Формирование музыкального вкуса (наличие любимых произведений, музыкальных предпочтений)

Игра «Музыкальный магазин» Музыкальная загадка «Три шмеля». Записи «Полет шмеля» Римского-Корсакова в исполнении оркестра народных инструментов, симфонического и в современной обработке.

Выявить предпочтение к какому-либо музыкальному произведению, предложить детям высказаться о нем, почему оно им нравится (оценочное отношение к музыке)

Развитие музыкальной памяти

Игра «Угадай мелодию»

Программные произведения.

Игра «Картинная галерея»

Подобрать соответствующие иллюстрации известных художников к циклу знакомых классических произведений «Времена года».

Развитие словарного запаса для определения характера музыкального произведения

Два разнохарактерных произведения. Игра «Солнышко и дождик»

Вопросы: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает? Как рассказывает? Какая музыка? Почему это произведение ребенок относит к картинке – дождик или солнышко. Отметить умение аргументировать свой выбор.

Знание элементарных музыкальных понятий (регистр, динамика, темп)

Игра «Музыкальные теремки», «Громко-тихо», «Быстро-медленно».

Что такое регистр? Динамика? Темп? Длительность? Ритм?

Знание сложных музыкальных жанров (балет, опера, симфония, концерт), классификация музыкальных инструментов.

МДИ «Струнные, ударные, шумовые».

Какие оркестры бывают, их состав. Что такое балет? Опера? Симфония? Концерт? (подобрать соответствующие картинки)

Знание творчества композиторов

Портреты композиторов. МДИ «Детский альбом». Игра «Назови композитора»

Предложить назвать композиторов, их произведений, узнать по портретам, по произведениям.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

Игра «Музыкальная лесенка»

Игра «Музыкальное лото»

Определить направление движения мелодии и показать его с помощью лесенки и игрушки. Дети вылаживают на карточках ноты-кружочки от 1 до 5, от 5 до1, или 5 на одной.

Развитие чувства ритма

Белорусская народная мелодия «Полли», «Учитесь танцевать», МДИ «Выполни задание»

Простучать под музыку ритм

на музыкальном инструменте (бубен). Повтор ритмического рисунка. Передача ритмического рисунка знакомой песни.

Выложить короткими и длинными карточками ритмический рисунок.

Развитие тембрового слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Сколько нас поет»

МДИ «Слушаем внимательно»

Прослушать мелодию и определить соответствующего персонажа. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить какие инструменты исполняют это произведение.

Развитие динамического слуха (пиано, форте)

«Играй с нами»

«Большой и сильный Миша – медведь,

Он очень громко умеет петь

И тихо-тихо пищит комар,

А ты попробуй, придумай сам».

Предложить самим придумать ассоциацию «Громко-тихо» и озвучить ее.

Формирование певческих навыков

Игра «Поем с музыкой и без»; Игра «Эхо»

Отметить выразительное исполнение знакомой песни, легкость исполнения, четкую дикцию, точную передачу мелодию, с динамическими и темповыми оттенками.

Развитие навыков сольного выразительного пения

Игра «Бар-караоке»

Те же диагностические задания, но дети поют сольно.

Развитие песенного творчества

МДИ «Что делают

в домике?»

МДИ «Весело-грустно» Игра «Мы-композиторы»

Предложить импровизировать простую мелодию на заданный текст, дать свой музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Придумать мелодию на заданный жанр (колыбельная, марш, плясовая) на определенный характер (грустная, радостнаяи т.д.)

Формирование навыков исполнения танцевальных движений. Классификация разнообразных танцевальных жанров (полька, вальс, хоровод, рок-н-ролл, хип-хоп)

Игра «Дискотека»,

«Превращение».

Отметить умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Предложить двигаться в соответствии

с музыкальными образами: листочки, ветер и т.д.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Репка на новый лад»

Импровизировать действия героев сказки под музыку. Отметить творческие проявления в инсценировании.

Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование

в повседневной жизни.

Игра «Наш оркестр»,

творческая игра «Музыка везде!»

Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно

в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпанемент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпанемент из подручных средств)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

Годовой отчет

образовательной области

художественно – эстетическое развитие детей,

музыкальная деятельность.


Подготовила:

музыкальный руководитель

Рамазанова А.Ф.

г. Пыть-Ях

Динамика усвоения  материала по музыкальному развитию  дошкольников в ДОУ за 2015-2016 уч. год

 

На начало учебного года было обследовано 138 воспитанников, высокие результаты показали 34% воспитанников, а средний 64%, низкий 2%.

На конец учебного года было обследовано 168 детей, высокие результаты показали 78%, средний 21%, низкий 1%.

2016-2017 уч.год

Следуя из этих данных можно проследить общую динамику усвоения  материала по музыкальному развитию  дошкольников в ДОУ.

На начало учебного года было обследовано 158 воспитанников, высокие результаты показали  7% воспитанников, а средний  70 %, низкий 23%.

На конец учебного года было обследовано 172  ребенка, высокие результаты показали  39%, средний  52%, низкий  9%.

Динамика усвоения  материала по музыкальному развитию  дошкольников в ДОУ за 2017-2018 уч. год

На начало учебного года было обследовано 194 воспитанника, высокие результаты показали  54 % воспитанников, а средний  39 %,низкий 7 %.

На конец учебного года было обследовано 195 детей, высокие результаты показали 60 %, средний 31 %, низкий 7 %.

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на начало  2018- 2019 учебного года

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на конец учебного года

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на начало 2019-2020  учебного года

Динамика формирования умений и навыков по музыкальной деятельности на конец учебного года



Предварительный просмотр:

Игровая диагностика на начало обучения.

Диагностические игры - тесты.

Педагогическая диагностика и мониторинг являются важным фактором успешной деятельности педагога в системе дополнительного образования, показателем профессиональной компетентности и профессионализма.

Цель педагогической диагностики:

выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Задача педагога определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, первоначальный уровень развития музыкальных способностей, музыкально – ритмические данные.

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей детей младшего школьного возраста проводится в игровой форме.

На занятиях используются диагностические игры – тесты, направленные на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества игровых тестов состоят в том, что они: 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности); 2) применимы для массового исследования; 3) дают сравнимые между собой результаты.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

Диагностические игры - тесты.

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест - игра на изучение чувства ритма «Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  • точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  • воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  • адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

2. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

«Гармонические загадки»

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

«Повтори мелодию»

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается:спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию. Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

3. Диагностика чувства тембра

«Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии. Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

4. Диагностика динамического чувства

«Мы поедем громко-тихо»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик";

К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

5. Диагностика чувства музыкальной формы

«Незавершенная мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал - ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени (не доигрывается последний такт; доигрывается до конца; не доигрывается последняя фраза мелодии; прерывается на середине второй фразы (из четырёх); доигрывается до конца)

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

6. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

«Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского: 1. "Утреннее размышление" 2. "Сладкая грёза" 3. "Баба-Яга" 4. "Болезнь куклы" 5. "Игра в лошадки".

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

  • 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
  • 2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
  • 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонениемребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

7. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше – в школе, вокальном кружке или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  1. народная вокально-хоровая музыка;
  2. народная инструментальная музыка;
  3. народная вокально-инструментальная музыка;
  4. классическая вокально-хоровая музыка;
  5. классическая инструментально-симфоническая музыка;
  6. классическая вокально-инструментальная музыка;
  7. современная классика авангардного направления;
  8. современная развлекательная музыка;
  9. духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

8. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений.

Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Использованы материалы:

https://infourok.ru/diagnosticheskie-igritesti-na-vokalnohorovih-zanyatiyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2579987.html



Предварительный просмотр:

Диагностика на конец учебного года.

«Диагностика вокально-исполнительских навыков».

Неотъемлемой частью результативности освоения программы является диагностика учебно-воспитательного процесса.

Диагностика музыкальных способностей для каждого учащегося осуществляется в форме прослушивания, которая может фиксироваться во входном и последующих этапах в «Карте индивидуального развития»:

Карта заполняется педагогом и помогает проследить динамику певческого развития каждого участника вокального кружка «До-ми-солька». (Приложение 1.)

Для дальнейшего мониторинга результативности образовательного процесса применяется метод наблюдения, который зафиксирован в диагностической карте «Оценка эффективности освоения знаний». (Приложение 2).

Оценка «Внешних достижений», участие детей в концертах, конкурсах и фестивалях фиксируется в карте «Творческие достижения учащихся». Проводится один раз в год по итогам года. При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, количество участников.

Достижения фиксируются на 3-х уровнях:

локальном;

муниципальном;

международном и всероссийском.

Определяются качественные показатели результата:

участие;

дипломант;

лауреат.

Обработка и интерпретация данных.

Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл. В таблице проставляется тот балл, который указан под названием достижения. После заполнения таблицы суммируются все поставленные баллы, и подводится общий итог. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся в учебной группе. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность. (Приложение 3.)

Приложение 1

Карта индивидуального развития

Имя, фамилия воспитанника

Возраст

Данные

ребенка

В начале

года

В конце

года

Примечание

Интонация

Диапазон

Ритм

Память

Дикция

Особенности голоса

Приложение 2

Оценка эффективности освоения знаний.

Диагностическая карта.

Ф. И. О. воспитанника

Уровень сформированности умений и навыков

(образовательные результаты) Средний балл

Термины и понятия

Вокально-исполнительские навыки

Освоение концертного репертуара

Высокий – 10 баллов Средний – 8 баллов Низкий – 5 баллов

Приложение 3

Творческие достижения

Воспитанников.

Диагностическая карта

(количественный и качественный анализ)

Концерты, проекты

(участие)

Конкурсы и фестивали

(результат)

Локальный уровень

Муниципальный уровень

Локальный уровень

(количество)

Муниципальный уровень

(количество)

Международный, всероссийский уровень

(количество)

Лауреат – (количество)

Лауреат– (количество)

Лауреат– (количество)

Дипломант– (количество)

Дипломант– (количество)

Дипломант– (количество)

Участник – (количество)

Участник– (количество)

Участник– (количество)



Предварительный просмотр:

«Диагностика театрализованной деятельности старших дошкольников»

Детский сад работает по программе «От рождения до школы». Наблюдение проходило с сентября  по май, методика  заимствована из программы «Театр – Творчество – Дети» авт. Н. Ф. Сорокина, Миланович., пособия «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой .  Диагностика уровней актерских умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности проводилась на основе творческих заданий.

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей дошкольного возраста средствами игры – драматизации.  

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдени и анализ театрализованной деятельности;

3.Экспериментальные занятия.

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, зрительских умений дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксировались в таблице оценивая умения значками «+»,«-», фиксировались умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельностиС помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Диагностика игровых позиций детей. ( сентябрь)

Фамилия, имя ребёнка

Структурные компоненты игры - драматизации

замысел

роль

восприятие

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача образа

импровизация

внимание

сопереживания

воспроизведение впечатлений

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

Актерские умения  - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор точных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - насыщенность, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
1
. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

Наша Таня громко плачет...

2. Детям предлагается произнести по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды.

Котята:

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

Покажи:

-как танцует добрая фея на балу у Золушки;

- как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;

- как удивляется Кот Леопольд;

- как здоровается Снежная Королева;

- как обижается Винни-Пух;

- как радуется Карлсон.

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог.  Киска, как тебя зовут?

Ребенок.  Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок.  Мяу! (Утвердительно)   

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо)

.5.  Интонационное произнесение стихов-диалогов.

  • Лизавета, здравствуй.
  • Как дела зубастый?
  • Ничего идут дела, голова пока цела.
  • Где ты был?
  • На рынке.
  • Что купил?
  • Свининки.
  • Сколько взяли?
  • Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
  • Кто отгрыз?
  • Собаки.

6.  Проговаривание скороговорок.

Сказочный, волшебный дом

Азбука - хозяйка в нем

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

7. Ритмическое упражнение. 

Простучать,  прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка»

8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».