Клуб "Молодая семья"
План работы клуба "Молодая семья", конспекты заседаний клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация ребенка к условиям ДОУ | 34.25 КБ |
Предпосылки развития личности | 52.78 КБ |
Презентация "Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми" | 582.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание Клуба Молодая семья»
Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
1.Знакомство.
Родителям предлагается представиться и рассказать о своих детях.
2.Упражнение «Мое настроение».
В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу в нашем клубе перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на заседание клуба.
3.Обращение к родителям (презентация о клубе, его целях, задачах, планах).
4.Упражнение «Мои привычки и интересы».
Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задания, которые отражают ваши интересы и привычки.
- Выйдите в круг т и жмите друг другу руки те родители, кто:
а) любит спать;
б) любит сладкое.
- Выйдите в круг и прыгайте на одной ноге те родители, кто:
а)любит работать на даче;
б)любит варить варенье, делать заготовеки на зиму.
- Выйдите в круг и танцуйте те родители, кто:
а)любит тратить деньги;
б)любит путешествовать.
5.Упражнение «Ассоциации».
Предлагаю подобрать ассоциации к слову «адаптация».
Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются.
Вопросы родителям для обсуждения.
Что меняется? (режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения).
Какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, длительный отпуск, смена педагога, появление нового ребенка в группе сверстников).
6.Знакомство с результатами анкетирования по изучению психолого-педагогических параметров готовности поступления ребенка к ДОУ.
7.Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо».
Перекидывая друг другу мяч, нужно продолжить фразу: «Адаптация – это хорошо, потому что…». Тот, кому бросили мячик, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому что….».
Вопросы для обсуждения:
Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
В чем проявляется стресс?
После обсуждения психолог на экране открывает информацию.
(слайд) «Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации».
Беспокойство
Страх
Заторможенность или повышенная возбудимость
Капризность
Раздражительность
Упрямство
8.Мини-лекция «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».
Тезисы. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М.Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице (слайд).
9.Составление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад».
10.Рефлексия «Мое настроение».
Список использованной литературы
1.Справочник педагога-психолога. Детский сад №7 - 2013г. || Родительский клуб «Учимся общаться с ребенком». М.В. Кукушкина, Т.Н. Вжесинская
Предварительный просмотр:
Заседание Клуба Молодая семья
Тема: «Предпосылки развития личности»
Цель: выделить предпосылки развития личности детей раннего возраста. Определить основные направления и методы работы по воспитанию и развитию ребенка.
Ход мероприятия
1. Игра «Уронили мишку на пол».
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
Психолог. Вспомним различные четверостишия детского писателя А.Барто. Упражнение состоит в том, что получив карточку, вы с закрытыми глазами ходите повторяя вслух строчку и ищете у кого строчки из вашего стихотворения, затем выстраиваетесь кто за кем по смыслу стихотворения и зачитываете что у вас получилось.
Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.
По сигналу тренера все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу.
-С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
-Легко ли было отыскать участников своей команды?
-Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
-Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно?
-Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.
2.Вступительное слово педагога-психолога мини – лекция «Предпосылки развития личности».
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
Стадия 1.Младенчество.
Доверие или недоверие. (1-ый год жизни).
На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть, развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Ребенок осваивает мир. На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.
Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?
Позитивный полюс: Ребёнок получает всё, что хочет и в чем нуждается. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно от матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни. Постепенно в жизни ребенка появляются – другие значимые люди: отец, бабушка, дедушка, няня и т.д.
В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.
У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал:
«Я любим», «Я чувствую заботу», «Мне безопасно», «Мир – это уютное место, которому можно доверять».
Стадия 2. Раннее детство.
Автономия или стыд и сомнение. (1 – 3 года).
Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам». «Я - то, что я могу».
Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным телом и поведением?
Позитивный полюс: У ребёнка появляется самостоятельность, автономия, вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает полную свободу, его свобода ограничена в пределах разумного.
«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».
Негативный полюс: Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
У ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности. Высказывания подобного рода: «Мне стыдно предъявлять свои желания», «Я недостаточно хорош (ая)», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю», «У меня не получится», «Я какая-то не такая», «Я какой-то не такой».
Стадия 3. Игровой возраст.
Инициативность – вина. (3 – 6 лет).
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведение ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо.
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Позитивный полюс: Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках - вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры.
Негативный полюс: Если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Реплики родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась», и т.д.
3. Игра «Непослушные шарики»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу), аудиозапись фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», «Танец с саблями».
Психолог. Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде тренер выдает воздушный шарик.
Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры тренер постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Игра проходит более оживленно под музыкальное сопровождение (можно использовать фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», например «Танец с саблями»). По окончании игры проводится обсуждение.
Психолог.
Похожие игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»). Например, в игре «Пушинка» дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5—3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают снежинку.
4. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»
Цель: Выделить главные трудности воспитания детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.
Материалы: мольберт, маркер, стикеры разных цветов (по количеству подгрупп).
Психолог. Данное упражнение проводится в три этапа.
1-й ЭТАП
В течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляем перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые воспитывая детей раннего возраста (записываем на мольберте).
Зачитываем список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.
2-й ЭТАП
У вас есть 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Нам надо посредством обсуждения (5 - 10 минут) определить уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудная проблема, тем большее количество баллов ей присваиваем.
Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов.
Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы, получившие наибольшее количество баллов.
3-й ЭТАП
Психолог. Задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.
Затем сообщают результаты, зачитывая свои рекомендации.
На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы.
Кроме того, родители, участвующие в проведении упражнения, осознают, что трудности, возникающие у них, свойственны и другим родителям и не являются следствием их неправильной воспитательной позиции.
5. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»
Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.
Психолог. Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут одна подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре.
Обсуждение. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение.
6. Упражнение «Соскучился…»
Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом.
Материалы: карточка с возможными вариантами ответов, ситуация.
Психолог. Вам предлагается прослушать ситуацию (образец ситуации дан ниже). Далее вам выдается карточка с возможными вариантами ответов на происходящее. Каждому участнику выдается карточка с возможными вариантами ответов на происходящее.
Это высказывание, вы должны будете представить с помощью мимики и жестов. Родители представляют с помощью мимики и жестов, затем озвучивают.
ОБРАЗЕЦ СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Вам необходимо выполнить дома некоторую работу, требующую определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т. д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10 минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо».
Обсуждение. В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
-Насколько понятны и выразительны были их жесты?
-Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
-Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Данное упражнение, как правило, проходит достаточно весело, в быстром темпе. Но если группа не готова к выполнению этого упражнения, его можно заменить более легким вариантом.
7. Игра «Горячо, утюг!»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.
Материалы: мяч, список ситуаций.
Психолог. Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот.
(Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Психолог.
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди кидает мяч каждому родителю и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. (Например: «Ваш ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу».) Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка. Игра проводится в быстром темпе, называя первые пришедшие в голову слова.
Обсуждение. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением.
СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ГОРЯЧО, УТЮГ!»
Ваш ребенок
Тянет руку к горячему утюгу.
Пытается включить газовую плиту.
Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
Подносит ко рту рюмку с водкой.
Выбегает на проезжую часть улицы.
Замахивается лопаткой на злую собаку.
Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
Открывает кран с горячей водой.
Хочет кинуть камень в экран телевизора.
Сует палец в пасть злой соседской собаке.
Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
Пытается открыть работающую стиральную машину.
Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
Засовывает карандаш в электрическую розетку.
Тянет в рот иголку.
Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
Хочет попробовать еду из собачьей миски.
8. Упражнение «Подарок группе»
Цель: получение обратной связи от участников тренинга, дать возможность поделиться опытом тем слушателям, которые по каким-то причинам не высказались.
Материалы: карточка с вопросами.
Каждый по кругу описывает интересные находки, которыми они пользуются при воспитании с детьми, но которыми еще не успели поделиться в течение тренинга.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Каждый участник получает карточку с вопросами:
Ваши ощущения от работы.
Что Вам понравилось больше всего?
Что хотелось бы изменить?
Психолог. На сегодняшней встрече мы попытались выделить предпосылки развития личности детей раннего возраста. Попытались определить основные направления и методы работы по воспитанию и развитию ребенка.
До свидания. До новых встреч.
Использованная литература: Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Изд-во «Речь». 2005. – 176 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что это?»
Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям Пассивное владение словом. Совершенствуется понимание речи взрослого. Активное использование речи. Формируется собственная активная речь ребенка.
-вызывать действие; -прекращать действие; -оказывать отсроченное воздействие К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях:
Роль взрослого в понимании ребенком речи Ребенок П Понимание речи взрослого качественно меняется - понимает отдельные слова; - выполняет предметные действия по инструкции; - слушает с интересом разговоры взрослых, стремится их понять; - внимательно слушает сказки, рассказы, стихи; - слушает и понимает сообщения, не связанные с ситуацией общения. Взрослый Руководство развитием речи ребенка развивает способность слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации; - развивает активную речь ребенка, используя сказки, рассказы, стихи.
Формы общения Параметры форм общения Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения Ситуативно-деловая (предметно-действенная) (от 6 мес. до 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
Формы общения Параметры форм общения Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения Внеситуа тивно - познава тельная (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
Основные причины неблагоприятного развития ребенка раннего возраста неблагоприятные условия жизни; искаженные приемы семейного воспитания; игнорирование обучающего воздействия.
«Успешное взаимодействие взрослого с детьми раннего возраста » Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Сотрудничество ( совместная деятельность с детьми, похвала, поддержка). Обсуждение как способ разрешения конфликтных ситуаций. Введение ограничений.
«Хорошо» «Вот так» «Правильно» Похвала
«Успешное взаимодействие взрослого с детьми раннего возраста» Поддержка «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». «Вот как хорошо выходит»
«Успешное взаимодействие взрослого с детьми раннего возраста» Обсуждение как способ разрешения конфликтных ситуаций. Введение ограничений.
Ю.Б. Гиппернейтер