Педагогические советы

Ярочкина Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом индивидуализации педагогического процесса» Тема доклада: «Психологическая диагностика»

Слайд 2

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная системно- организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде

Слайд 3

Этапы психолого-педагогического сопровождения 1 этап - диагностический Изучение психоэмоционального состояния детей в адаптационный период

Слайд 4

Этапы психолого-педагогического сопровождения 1 этап - диагностический Изучение нервно-психического развития детей 2-3 лет

Слайд 5

Этапы психолого-педагогического сопровождения 1 этап - диагностический Определение уровня школьной готовности детей к обучению в школе (Тест Керна Йерасека ).

Слайд 6

Этапы психолого-педагогического сопровождения 1 этап - диагностический Индивидуальное обследование детей (познавательная, эмоциональная сферы) по запросу родителей. Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы (средние группы). Диагностика психофизического развития детей с ОВЗ. Диагностика /срез знаний в середине учебного года/.

Слайд 7

Этапы психолого-педагогического сопровождения 2 этап- определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. Создание коррекционной программы. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Слайд 8

Этапы психолого-педагогического сопровождения 3 этап - реальные действия всех субъектов образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка

Слайд 9

Индивидуализация педагогического процесса Групповые развивающие занятия по программе «Психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению »

Слайд 10

Индивидуализация педагогического процесса Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия по Программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет « Цветик - семицветик »

Слайд 11

Индивидуализация педагогического процесса Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по Программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет «Цветик - семицветик »

Слайд 12

Групповые занятия по программе «Кроха» для детей с 1 года до 2 лет

Слайд 13

Платные образовательные услуги по индивидуальным программам развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник . «Экспресс-программа подготовки и развития детей 5-7 лет «Скоро в школу» 6 – 7 лет Т.А. Модестова . «Коррекционно-развивающая программа «Уроки добра» для детей 5 – 7 лет С.И. Семенака . Коррекционно-развивающая программа «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осипова. «Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, замкнутостью, тревожностью, страхами», Колос Г.Г. «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы» В.Л. Шарохина . «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы» Л.И.Катаева. «Интегрированные развивающие занятия для детей 3 лет» Л.Д. Постоева , Г.А. Лукина. «Работа психолога с застенчивыми детьми 4 – 6 лет» Катаева Л.И.

Слайд 14

Стандарт определяет индивидуализацию дошкольного образования как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»

Слайд 15

Индивидуализация педагогического процесса предполагает переход педагога с позиции «каким ребенок должен быть» на позицию изучения каждого ребенка

Слайд 16

Целью развивающего взаимодействия становится не вооружение ребенка знаниями, умениями и навыками, а содействие развитию его личности, индивидуальности, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и психического здоровья.

Слайд 17

Технология развивающего взаимодействия Технология развивающего взаимодействия может осуществляться в детском саду на трех уровнях. Первый уровень — уровень группы, с которой педагог работает. На этом уровне педагог учитывает состав детей по возрасту, полу и уровню развития. Второй уровень — уровень микрогрупп . Педагог, опираясь на результаты психолого-педагогической диагностики, определяет состав микрогрупп , с которыми проводит организованные виды деятельности. Это позволяет педагогу использовать разные методы и приемы организации взаимодействия с детьми и задавать его темп. Третий уровень — это индивидуальная работа с отдельными детьми. Она проводится для укрепления положительных, сильных сторон развития ребенка и коррекции недостатков его развития на основе изучения причин их вызывающих.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Выступление «Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает нашему ребенку в детском саду быть здоровым»

«Здоровье – это психофизическая гармония»

Психолог. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 

Психолог. Какие глобальные факторы оказывают влияние на здоровье ребенка?

(ответы воспитателей)

Мы сознательно поставили вопрос о факторах, влияющих на здоровье ребенка, но, согласитесь, что необходимо начинать с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные (экологию и наследственность).

Рекламная пауза:

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?

- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

- Потому, что я их не чистила, как и твой дедушка.

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

- Это потому, моя Деточка, что по утрам я не делала зарядку

Голос за кадром: Если  не хочешь, что бы тебя в старости не съел даже Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Физрук.  Какие причины, с вашей точки зрения, мешают ребенку, посещающему наше образовательное учреждение быть здоровым?

(ответы воспитателей)

Физрук. А ответ находится в черном ящике.

«Черный ящик».

Необходимо дать ответ, что лежит в чёрном ящике.

В чёрном ящике – предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду  он используется исключительно в области физкультуры. Что же это?(бубен).  

(ответы воспитателей)

Физрук. Я предлагаю вам выполнить несколько несложных упражнений под бубен.

(воспитатели выполняют упражнения под руководством физрука)

Физрук. А теперь ответ на поставленный вопрос. Причины, мешающие ребенку быть здоровыми – прием детей после 8 часов утра. На зарядку не успел!

Физрук. Вашему вниманию предлагается  решение кроссворда

«Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня»

Ключевое слово - здоровье

1. Простые физические упражнения против усталости, один из

обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми.

(Физминутка)

2. Комплекс специальных упражнений, способствующих ускорению

врабатывания и повышению работоспособности организма после сна.

(Зарядка)

3. Период человеческого развития, когда он учится понимать

окружающий мир. (Детство)

4. Ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. (Игра)

5. Пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения.

(Прогулка)

6. Система специальной тренировки терморегуляторных процессов

организма, включающая в себя процедуры, действие которых

направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению

или перегреванию. (Закаливание)

7. В общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком

смысле – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в

учебно- воспитательном учреждении. (Воспитатель)

8. Система распределение периодов сна и бодрствования, приемов пищи,

гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и

самостоятельной деятельности детей. (Режим)

Психолог. Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проведем игру.

(психолог читает сказку)        

В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми ласковыми именами.  Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать.

Кто хочет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать, надо назвать ласковым и добрым именем.

(идет игра)

Психолог. Вам предлагаются этапы развития человека. Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?

(воспитатели выполняют задание)

0-3 года____________

3-5 лет_____________

6-8 лет_________

Психолог. А сейчас зачитаем  по желанию, кто может высказаться. Кто оказал на вас наибольшее влияние по периодам?

(идет обсуждение)

Психолог. Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди, члены семьи. И насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

Психолог. Материнская любовь является необходимым условием существования не только для ребенка, но и для самой матери. Ребенка,  любовь матери делает счастливым и сбалансированным, позволяет ему расти и взрослеть, не «застревая» в детских горестях, предупреждать и своевременно снимать у ребенка многие эмоциональные перегрузки и дефициты, которые могут повлечь за собой более глубокие изменения, - это и профилактика, и одновременно, формирование общего позитивного настроя, устойчивости, защищенности, уверенности подрастающего человечка в предстоящей взрослой жизни.

Детство должно протекать на фоне надежности, защищенности, уверенности, что всегда твои близкие, и прежде всего мама и папа, придут тебе на помощь.

Существует метод  психотерапии материнской любовью психотерапевта Б.З. Драпкина, ознакомиться с этим методом можно по его книге.

Психолог. Предлагаем вам советы по сохранению здоровья.

Советы педагогам.

- Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а

риск инфаркта снизится на 50%.

- Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень

холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.

- Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.

- Больше ходите пешком.

- Если любите петь, то делайте это каждый день.

- Бойтесь попасть в плен к врачам.

- Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.

- Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

- Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».

- Считайте свои удачи, а не несчастья.

- Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе.

- Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.

- Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.

- Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.

- Не задерживайте внимание на недостатках других.

- Профилактикой от стресса является чувство юмора.

- Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия и на работе.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Тема: «Современные подходы к обеспечению физического развития детей в ДОО».


Практическое упражнение «Актуальность использования здоровьесберегающей технологии «Релаксация» в условиях введения ФГОС в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста». 

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий — гиподинамия (нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т. д;.

  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе, недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации.

Одна из задач ФГОС ДО:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

 Задачи:

  • укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, мышцы органов брюшной полости;
  • развивать настойчивость, смелость, решительность и мышление;
  • учить ощущать свои эмоции, расслабляться;
  • овладевать навыками мелкой моторики;
  • развивать тактильную чувствительность;
  • предупреждать нарушение зрения дошкольников, укреплять глазные мышцы;
  • повышать тонус и работоспособность всего организма;
  • создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение, восстанавливать умственную работоспособность детей;
  • повышать работоспособность головного мозга, развивать психические процессы, укреплять здоровье детей.

Здоровьесберегающая технология «Релаксация» (от лат.-ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Расслабление у дошкольника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслаюляющие упражнения не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации.

В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

«Релаксационные паузы» — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического, психического). Основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным.

«Релаксационные паузы» доступны в самой простой игровой форме. Существует много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация. Расслаблять можно отдельные группы мышц, при этом берут 1-2 упражнения. Также релаксация проводится всего тела.

При проведении релаксации голос воспитателя спокойный, уравновешенный, тихий.

Уважаемые воспитатели, сейчас мы на некоторое время с вами побудем детьми.

Для расслабления лицевых мышц используем релаксационную паузу «Солнечный зайчик».

Давайте сядем на ковер, ручки  и ножки расслаблены. А теперь представим — мы сидим в летнем парке. Лучики солнца гуляют по нашему личику, затем зайчик заглянул к нам в глазки, давайте их зажмурим и попробуем ощутить зайчика на наших ресничках, потрогайте его, не поймали. Наши губки расплываются в улыбке. Наш зайчик побежал дальше по нашему личику, погладьте его ладонями нежно-нежно: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик-озорник сел к нам на ушки, давайте погладим его. А теперь он снова щекочет наше личико, давайте погладим его и подружимся с ним. Повторять упражнение 2-3 раза.

Следующее упражнение направлено на дыхание: «Ленивая кошечка».

Сидя на ковре, мы представим себя кошечками, вытянем ручки перед собой, затем поднимем их вверх, наберем воздуха и потянемся, как кошечка. Тянемся, тянемся. Затем опускаем ручки вниз, произнеся звук «ах». Повторять упражнение 2-3 раза.

Упражнение на расслабление мышц рук — «Лимон».

Давайте опустим ручки вниз и представим, что в правой руке находится лимон, из которого нам нужно выжить сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак. Лимон у нас круглый, мы ощущаем его форму. Давайте почувствуем, как напряжена наша правая рука. Выжимаем сок и выкидываем лимон. Тоже самое упражнение повторим с левой ручкой. А также можно использовать одновременно с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза.

 Упражнение на расслабление мышц ног — «Палуба».

 Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить шире, руки сцепить за спиной. Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться. Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабим, немного согнем в колене, выпрямимся. Вдох-выдох. Качнуло в другую сторону - прижмем левую ногу. Вдох-выдох. Повторять упражнение 2-3 раза.

Все эти упражнения можно использовать как отдельные методы, направленные на определенную группу мышц,  а также в комплексе.

Релаксация всего тела — расслабление всех групп мышц, что позволяет детям полностью снять физическое, психическое и эмоциональное напряжение.  Наиболее эффективных результатов от релаксации мы получим, если наши упражнения будут сопровождаться музыкой. В качестве музыки необходимо использовать спокойные, приятные композиции.    Музыка обладает фантастическим умением снимать напряжение.

Релаксация «Сосульки».

Для начала  детей нужно настроить на релаксацию.

Ребятки, снимаем обувь и  ложимся поудобнее на ковер. (Включается музыка). Ручки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ножки также расслаблены.  Закройте глазки. Давайте прислушаемся к тишине, к нашему дыханию, дышим глубоко, спокойно вдох-выдох, вдох-выдох,  прислушаемся к звукам вокруг нас. А теперь давайте представим, что мы с вами сосульки. Давайте с вами сядем, поднимем обе ручки вверх, соединим пальчики в замочек и чуть - чуть потянемся вверх. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь сосульки начинают таять, согреваясь теплыми солнечными лучами. Расслабляем ручки, замочек раскрепляется, опускаем плечики и все тело начинает таять, расслабляться и наша сосулька превращается в лужицу. А теперь подышим вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.

Чаще всего в качестве музыки для релаксации используют композиции, имитирующие звуки природы: шум дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручья.

Сейчас я предложу еще одну релаксацию «Птички». (Включается музыка).

Теперь мы с вами отправляемся в летний лес. Какой запах в этом прекрасном месте. Давайте его почувствуем. Вдохнем носиком аромат лекарственных деревьев: хвои, липы и выдохнем. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот вышло солнышко и проглядывает сквозь кроны деревьев, ослепляет нас, мы жмурим наши глазки и улыбаемся теплым солнечным лучикам. Давайте прислушаемся… вы слышите, вдали пролетает стая птиц, как красиво они щебечут. Повернем головку направо, слышите …повернем головку налево… А теперь представим, что мы с вами птички и парим над землей, взмахивая левым крылом, правым… Мы с вами оказались на лесной полянке, вокруг шелестят листочки, поют птицы, а где то журчит ручеек… а вот же он. Как нам хочется потрогать водичку. Дотронемся ножкой до воды, наша левая ножка ощущает прохладу, а теперь правую ножку опустим в ручеек. Как все таки хорошо в летнем лесу. Солнышко прячется за тучку, подул прохладный ветерок, нам стало холодно, мы пытаемся согреться и сворачиваемся в клубок. А вот солнечные лучики выходят из-за туч, согревая нас своим теплом, наши глазки жмурятся от яркого, ослепительного света, нам становится жарко. Давайте наберем водички из ручейка и умрем наше личико. Прохладная водичка освежила нас. Теперь откроем глазки, улыбнемся друг другу, улыбнемся свету, солнцу.

Мы чувствуем себя отдохнувшими и полны сил.

Используемая литература:

1.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

2.  Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

4. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.

5. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

  6. Сайт  http://dohcolonoc.ru.//

Используемые источники:

1. Петкевич Каринэ Арцвиковна. Мастер-класс «Релаксация» в рамках педагогического совета «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС в дошкольной организации». http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/master-klass-v-ramkax-pedagogicheskogo-soveta-ispolzovanie-zdorovesberegayushhix-texnologij-v-usloviyax-vvedeniya-fgos-v-doshkolnoj-organizacii-relaksaciya.html.