Проекты

Ярочкина Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского  автономного  округа - Югры

ГОРОДСКОЙ  ОКРУГ  ГОРОД  ПЫТЬ - ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

 по физическому развитию детей

МДОАУ д/с «Белочка»

ПРОЕКТ

социально-психологической направленности для детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей)

«Счастливые дети – счастливые родители!»

Разработчик:

педагог-психолог

Ярочкина О.А.

Пыть – Ях, 2016

Актуальность проекта

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.

Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления. Моя задача как педагога-психолога состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Научное обоснование. Постоянным документом, которым руководствуются педагоги, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка [5, с. 5], в основе которого заложен принцип уважения личности ребенка [5, с. 6]. Этот проект позволяет реализовать.

1) задачи ФГОС ДО:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия [5, с. 7];

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [5, с. 9].

2) задачи проекта:

- изучение детско - родительских отношений;

-расширение психологических и правовых знаний;

-профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям.

Основная часть

Наименование проекта

Проект социально-психологической направленности

Составители проекта

Педагог-психолог Ярочкина Оксана Анатольевна.

Заказчик организации проекта

Родители (законные представители) воспитанников дошкольного возраста.

Срок реализации проекта

Долгосрочный, сентябрь 2016 -май 2017 года.

База реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением физического развития детей.

Участники проекта

Дети от 2-7 лет, родители (законные представители), педагоги МДОУ д/с «Белочка».

Цель проекта

Создание психолого-педагогических условий формирования правовой компетентности детей дошкольного возраста и  родителей воспитанников.

Задачи проекта

Изучение детско - родительских отношений.

Расширение психологических и правовых знаний.

Профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям.

Ожидаемые результаты

  Совместная деятельность взрослых и детей будет способствовать формированию  компетентности, которая обретает формы реализации в реальной жизни ребенка.

  Сотрудничество детского сада и семей воспитанников в данном проекте позволит задуматься о содержании занятий и направлении развивающего взаимодействия на дошкольников, привлечет внимание родителей к компетентным детско-родительским отношениям.

  Продолжение работы по формированию правовой  компетентности дошкольников совместно с родителями.

Описание проекта

Цель

Дети

Педагоги

Родители

Изучение детско - родительских отношений

Методика "Рисунок семьи"

Анкетирование родителей младших групп «А», «Б», «В» на тему «Наказания в воспитании».

Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Тест тревожности – В. Амен, Р.Тэммл, М.Дорки).

Анкетирование родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребенок» - изучение социально-педагогических условий семейного воспитания.

Тест "День рождения"

Интервьюирование детей "За что вас родители хвалят и наказывают" (запись на магнитофон для родительского клуба)

"Ребенок и игра"

Диагностика 
детско - родительских отношений 
(авт. Варга - Столин)

Профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям

Занятия для снятия психоэмоционального напряжения (релаксация, сухой бассейн, игротерапия)

Тест направленности личности педагога.

Индивидуальные консультации 
(по результатам диагностики 
детей и 
родителей)

Тест самооценки затруднений в общении с родителями. Памятка 

«Действия воспитателя в случаях жестокого обращения с детьми».

Памятки: «Для тех, кто наказывает», «Последствия для взрослых, которые совершают преступления в отношении несовершеннолетних детей», «Проблема наказаний».

Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»

Папка-передвижка «Конвенция о правах ребенка».

 Папка-ширма «Как повысить стрессоустойчивость».

 Тематическая выставка психолого-педагогической литературы о воспитании детей дошкольного возраста.

Расширение психологических и правовых знаний

Формирование социально - коммуникативных навыков через социализирующие игры, тренинговые занятия)

Психологический тренинг с педагогами «Общение между нами и детьми».

Психологический тренинг «Защитим права маленького ребенка»  для родителей воспитанников вторых групп раннего возраста «А» и «Б».

Консультации для родителей:
«Нарушение прав ребенка в семье», «Психология детей и безопасность дорожного движения», «Физическое и моральное насилие», «Правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей», «Вербальная агрессия», «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания».

Тренинг

"Особенности работы с тревожными детьми"

"Взаимодействие с агрессивными детьми"

Консультация

"Классификация нервных нарушений у детей и их проявления"

Деловая игра

"Права ребенка. Что это такое?" (по Конвенции о правах ребенка)

Психологический практикум «Поощрение и наказание».


Индивидуальные консультации об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития



Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

МДОАУ д/с «Белочка»

город Пыть-Ях, ХМАО-Югра

Проект

«Образование без границ»

Авторы проекта:

Ярочкина Оксана Анатольевна

педагог-психолог

Газизова Гульназ Рифовна

учитель-логопед

г. Пыть-Ях, 2018

Проект «Образование без границ»

Актуальность проекта

На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка.

Кроме того, если раньше интерес к технологии «БОС» был наиболее широк за рубежом, то в настоящее время сфера применения данного метода расширяется и в России. Метод внедрен во многие частные и государственные медицинские учреждения, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций. Но работа по сохранению здоровья не может вестись только в рамках медицинской деятельности. Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве, и непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога. Поэтому происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему. Тем самым возникает потребность во внедрении и использовании метода «БОС» в дошкольных образовательных учреждениях.

Реализация здоровьесберегающей технологии «БОС» в системе дошкольного образования является одним из перспективных направлений образовательно-профилактической программы реализации ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Одними из основных задач Стандарта являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем образовательном учреждении обучаются и воспитываются 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Они посещают группы общеразвивающей направленности. Система обучения и воспитания детей с ОВЗ подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребёнка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. С целью повышения эффективности психолого-педагогической  работы в непосредственной коррекционной деятельности с детьми данной категории нами планируется работа с  компьютерной технологией: БОС. Использование информационных компьютерных технологий будет органично дополнять традиционные формы работы любого специалиста.

Цель проекта: инновационное развитие образовательной организации, совершенствование образовательной среды в  условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающего целостное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями,  требованиями современной образовательной политики, на основе автоматизированных психодиагностических и психокоррекционных программ, разрабатываемых и реализуемых Обществом с ограниченной ответственностью «Студия Психологии, Эстетики и Медицины «ВиЭль» совместно с научно-производственной фирмой «Амалтея».

Задачи проекта:

  1. Обеспечение научно-методическим, материально-техническим сопровождением данного направления в деятельности ДОУ.
  2. Повышение профессиональной квалификации специалистов.
  3. Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В МДОАУ д/с «Белочка» приобретены аппаратно-программные комплексы коррекции, оздоровления и психофизиологического сопровождения на основе метода «БОС» научно-производственной фирмы «Амалтея».

Комплекс БОС «Класс – Малыш» рассчитан на 3 рабочих места, который включает следующие программные комплексы:

  1. Комплект программного обеспечения «Экватор» для обучения и навыкам психорегуляции.
  2. Комплект программного обеспечения «Волна» для обучения навыкам коррекции психоэмоционального состояния.
  3. Комплект программного обеспечения «Статус» для тренировки двигательных навыков.
  4. Набор для психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3-х лет (методика Е.А. Стребелевой).
  5. Набор для Адаптированного теста Д. Векслера (WPPSI) для детей дошкольного возраста 4-6,5 лет (Методика М.Н. Ильиной).
  6. Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).
  7. «Развитие нравственная сфера личности дошкольника» (практическое пособие для психологов Р.В. Овчаровой).
  8. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика родительско-детских отношений».
  9. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению».
  10. Программа компьютерной обработки и тестирования «Диагностика развития понятийных форм мышления».
  11. Программа компьютерной обработки и тестирования «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен».

Для реализации данного проекта необходимо организовать курсовую подготовку специалистов (педагог-психолог – 1, учитель-логопед – 2, инструктор по физической культуре - 2) по программе БОС «Класс – Малыш».

 Приобрести дополнительные программные комплексы - методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет»; набор методических материалов «Сказки»; методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями»; набор методического материала «Знакомство с цветом»; технология БОС – Тимокко «Буквы. Цифры. Цвет».

Бюджет проекта:

№ п/п

Наименование

Стоимость, руб

1.

Методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет».

33090

2.

Набор методических материалов «Сказки».

10390

3.

Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями».

19290

4.

Набор методического материала «Знакомство с цветом».

19590

5.

Технология БОС – Тимокко «Буквы. Цифры. Цвет».

51500

6.

Курсы повышения квалификации специалистов (5 человек).

12600*5=63000

7.

Ноутбук.

40000

8.

Принтер.

15000

ИТОГО:

251 860 руб.

Необходимая сумма: 251 860 рублей.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Приблизительное количество: 30 детей.

Срок реализации проекта: 12 месяцев.

Реализация проекта будет проходить в три этапа. На каждом этапе запланирована определенная работа, которая более подробно отражена в плане мероприятий.

I этап – Подготовительный

План мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

1.

Организация рабочей группы специалистов по разработке и реализации проекта.

Участники рабочей группы

Март

2.

Начало работы над проектом: привлечение партнеров.

Участники рабочей группы

Апрель

II этап – Реализация проекта

План мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

1.

Закрепление помещения для кабинета Бос «Класс - Малыш».

Директор детского сада «Белочка»

Август

2.

Закупка материально-технического и программно-методического сопровождения.

Директор детского сада «Белочка»

Апрель - август

3.

Обучение специалистов по комплексу БОС «Класс – Малыш» для дошкольных образовательных учреждений.

Директор детского сада «Белочка»

Сентябрь

III этап – Итоговый

План мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

1.

Промежуточный мониторинг эффективности проекта.

Специалисты

Январь

2.

Диссеминация опыта работы.

Специалисты

Апрель

3.

Распространение опыта работы в профильных изданиях, на официальном сайте учреждения.

Специалисты

Январь-сентябрь

4.

Популяризация результатов проекта.

Разработка методических рекомендаций.

Специалисты

Май

5.

Разработка и распространение методических материалов по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ для родителей.

Специалисты

Октябрь-декабрь

6.

Реализация занятий с детьми и их семьями.

Специалисты

Октябрь - май

Критерии эффективности проекта

Критериями эффективности реализации проекта будут следующие количественные и качественные показатели.

  1. Снижение уровня заболеваемости респираторными инфекциями среди детей с ОВЗ.
  2. Повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (динамика развития детей в усвоении адаптированной образовательной программы).
  3. Рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами ДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Уменьшение количества детей со статусом ОВЗ при завершении уровня дошкольного образования.

Ожидаемые результаты

От реализации проекта мы ожидаем повышение качества дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, увеличение посещаемости вследствие снижения заболеваемости. Закрепление навыка саморегуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья на физиологическом и на психоэмоциональном уровне, участие родителей в воспитательном процессе.

Дети: повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

ДОУ: становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.

Повышение профессиональной компетентности специалистов в работе с детьми с разными возможностями.

Родители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.

Дополнительная информация

Рабочая группа:

  • заместитель директора по методической работе первой квалификационной категории Шевченко Ирина Владимировна, стаж работы в ДОУ города – 16 лет;
  • старший воспитатель первой квалификационной категории Цурган Светлана Викторовна, стаж работы в ДОУ – 3 года;
  • педагог-психолог высшей квалификационной категории Ярочкина Оксана Анатольевна, стаж работы в ДОУ города – 25 лет;
  • учитель-логопед первой квалификационной категории Газизова Гульназ Рифовна, стаж работы в ДОУ – 6 лет;
  • учитель-логопед Мустафина Фирюза Шагидулловна, стаж работы в ДОУ – 6 лет.

Данные об учреждении

Проект целесообразно применять на начально укомплектованной материально-технической базе, в нашем случае - готовое помещение, комплекс БОС «Класс - Малыш» для дошкольных образовательных учреждений.

Реализация проекта рассчитана не на один год, поскольку полностью укомплектованный кабинет БОС «Класс - Малыш» для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит реализовать его в процессе коррекционной работы с детьми на протяжении длительного периода времени.  

Список используемых источников и литературы

  1. Н.Е. Вераксы, «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. / Мозаика - синтез М. - 2015.
  2. Основная общеобразовательная программа         МДОАУ д/с «Белочка».
  3. http://amaltea-spb.com/index.php?route=product/category&path=72_82
  4. http://amaltea-spb.com/index.php?route=product/category&path=72_85
  5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» /Цент педагогического образования -  М. - 2014.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Проект «В школу с радостью»

Разработчик:

педагог-психолог

Ярочкина О.А.

Пыть – Ях, 2020

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников: воспитанники 6-7 лет, их родители, педагоги.

Время, планируемое на реализацию проекта: сентябрь 2020-май 2021г.

Проблема: незрелость психических процессов старших дошкольников, а как следствие – низкий уровень психологической готовности к школьному обучению, дефицит психологических знаний родителей.

Актуальность проекта

Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Ваш ребенок готов к школе? Способен он быть внимательным (внимание), умело решать логические задачки (мышление), твердо поставлена рука для письма (моторика), легко ориентируется на листе бумаге (ориентировка в пространстве лево, право, верх, низ), может доказать свое мнение, привести аргументы, желает идти в школу за знаниями, а не красивого рюкзака (мотивация учения), вежливо относиться к взрослым, развита познавательная сторона учебы! Если на все вопросы Вы честно ответили «ДА», то Ваш ребенок будет успешным учеником в школе, ну а если «НЕТ», то у Вашего будущего ученика есть время для подготовки к новому жизненному этапу – школе!

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.

Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Предлагаемый проект поможет:

  • Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной.
  • Развить психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие.
  • Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе).
  • Укрепить эмоциональную сферу как ребенка, так и его родителей (адекватное реагирование на эмоции окружающих).
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог).
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе.
  • Научить способам и методам снижения тревожности.

Планируемые занятия ПРОЕКТА с детьми наполнены различными игровыми заданиями, которые ориентированы на развитие у ребенка познавательных психических процессов, что является необходимой основой для овладения любым учебным материалом: счет, чтение, письмо. Использован наглядный материал, музыкальное сопровождение тематических игр, элементы награждения.

Встречи с родителями несут информативный характер, повышают уровень знаний в области детской психологии, сохраняют здоровье ребенка и непременно принуждают задуматься взрослых о психологическом благополучии своего ребенка.

При поступлении ребенка в школу, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Цель проекта.

Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли - позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

Дети:

  • Формирование психологической готовности детей к школе через развитие психических процессов.
  • Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе).
  • Укрепление эмоциональной сферы ребенка, (адекватное реагирование на эмоции окружающих).
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог).
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).

Родители, педагоги:

  • Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
  • Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности.
  • Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей.
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности.
  • Единство содержания форм и методов работы.
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников..
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники».
  • Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

  • Воспитатели.
  • Дети 6-7 лет.
  • Родители.

Ожидаемый результат

  • Повышен уровень «психологической готовности» у детей старшего возраста к школе.
  • Снижение тревожности у детей и их родителей.
  • Повышение учебной мотивации у детей к школьному обучению, через стремление к успеху.
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • Разработка буклетов и консультаций для родителей.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы.

Гипотеза

Развитие психических процессов через занятия с самими детьми, повышение уровня психологической грамотности у родителей воспитанников и педагогов позволят эффективно воздействовать на уровень индивидуального развития каждого ребенка, а как следствие, грамотно повысить психологическую готовность детей к начальному школьному звену.

2 этап. Организация реализации проекта.

Форма мероприятия

Название

С кем проводится

Диагностика

Методика К.-Йиерасека «Тест школьной зрелости».

Дети

Групповые занятия

Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению, автор Т.В.Ананьева.

Дети

Презентация

«Развитие творческих способностей одаренных детей».

Педагоги и родители

Видеоинструктирование

«Психологическая поддержка выпускников детского сада»; Пошаговый алгоритм, чтобы научить детей соблюдать правила».

Педагоги и родители

Семинар-практикум

«Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада».

Педагоги

Родительские собрания (групповые)

«Как оценить готовность детей к школе».

Педагоги и родители

Семейный клуб для родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.

-«Почему дети пишут зеркально. Советы психолога».

 -«Навстречу школе».

Педагоги и родители

Онлайн анкетирование

«Как распознать одаренность ребенка».  

Родители и педагоги

Анкетирование

«Как Вы оцениваете степень  готовности ребенка к обучению в школе?»

Родители

Выставка рисунков

«Как я представляю себя в школе».

Дети

3 этап итоговый.

Задачи:

  1. Контрольное диагностирование воспитанников для изучения изменения уровня индивидуального развития психических процессов.

Ожидаемый результат:

  • Динамика в индивидуальном развитии детей.
  • Повышение психологической культуры родителей, педагогов.
  • Овладение способами снижения тревожности.
  • Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития психических процессов старших дошкольников в виде заключений психологического исследования воспитанников.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
«Здравствуй, детский сад!»

Разработчик:

педагог-психолог

Ярочкина О.А.

Пыть – Ях, 2020

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта:

Педагог-психолог.

Воспитатели.

Родители (законные представители) детей.

Учитель-логопед.

Целевая группа: дети с 2 до 3 лет и их родители.

Сроки реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 

Актуальность проекта

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад  у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)

- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

 

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей.

 

Формы работы с детьми:

-групповые занятия по программе А.С. Роньжиной Психологическое сопровождение детей в адаптационный период;

-диагностика нервно-психического развития (Л.Печора, Пантюхина).

-диагностика прохождения адаптационного периода (А.Остроуховой).

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Онлайн семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.

4. Онлайн заседания клуба «Молодая семья».

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

 

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

 

Форма мероприятия

Название

С кем проводится

Диагностика (Л.Печора, Пантюхина).

Изучение нервно-психического развития детей 2-3 лет.

Дети

Диагностика (А.Остроухова).

Изучение психоэмоционального состояния детей в адаптационный период.

Дети

Онлайн анкетирование  

 «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

Родители

Памятки:

 «О коронавирусе без паники», «Как пережить карантин»,   «Как родителю помочь ребенку, справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома».

Родители и педагоги

Буклеты:

 «Как корректировать проблемы с едой у детей при помощи терапевтических сказок», «Как правильно запрещать».

Родители и педагоги

Родительские собрания (групповые):

-«Помогите ребенку справиться с кризисом трех лет».

Родители и педагоги

Родительское собрание для вновь поступающих детей.

Консультация «Мама тоже идет в детский сад».

Родители и педагоги

Заседания   Клуба «Молодая семья»:

-«Предпосылки развития личности».

-«Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми».

Родители и педагоги

 

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с психологом ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

 

Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального прохождения адаптационного периода дошкольников в виде заключений психологических исследований воспитанников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

 по физическому развитию детей

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

 «Учитесь дружить и дружбой дорожить»

Проект – долгосрочный.

Срок реализации проекта – декабрь 2020 – май 2021 год.

Возраст детей - с 4 до 5 лет.

Разработчики: воспитатели: Акаева Р.А., Ковалева Н.В., педагог-психолог Ярочкина О.А.

https://lh4.googleusercontent.com/i2yna8vVT-9re4R1Ztg4KhZFDM8FcTHZnq7joTfKKG4z5rC0MZqh7w5Q_Z-RHuP8rEJ9qsyhc4bCTz-o3Jh8YQ3IgrKtLxw6ktwtXjC1zlcEVMsDPjay6kh8Ce1zR5dKCl43DxvC920

Пыть – Ях, 2020

Пояснительная записка

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. Развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное внимание. Запорожец А.В. и Выготский Л.С. справедливо указывали, что только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

При разработке проекта, мы основывались на том, чтобы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Основная часть

Наименование проекта

Проект социально-коммуникативной направленности «Учитесь дружить и дружбой дорожить».

Составители проекта

Педагог-психолог: Ярочкина Оксана Анатольевна.

Воспитатели: Акаева Р.А., Ковалева Н.В.

Срок реализации проекта

Долгосрочный, декабрь 2020г.  - май 2021 года.

База реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением физического развития детей.

Участники проекта

Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А»,  «Звездочки»; родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог МДОУ д/с «Белочка».

Цель проекта

Создание психолого-педагогических условий формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

1.Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

2.Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

3.Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.

4.Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

5.Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.

6.Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

7.Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Ожидаемые результаты

Знать:

- имена всех детей в группе;

-для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

-чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

-названия базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);

-отличия человека от животного;

-как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
-состав своей семьи.

Уметь:

-отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

-опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

-правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

-оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

-делиться с друзьями;

-различать эмоции по пиктограммам;

-передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

-наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;

-употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините);

-правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2020 – 2021 учебный год

I этап – подготовительный:

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о эмоциях).
2.  Составление плана работы над проектом.
3.  
Консультация для родителей «Правила домашнего этикета».

4. Подбор материала необходимого для реализации проекта: подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта, оформление стенда «Правила поведения в детском саду».
6.  Подготовка информации для родительского уголка.

II этап – практический: 

1.Занятия с детьми проводят воспитатели совместно с педагогом-психологом 1 раз в неделю.

2.По итогам каждого  занятия детям и родителям дается задание вместе выполнить задание.

3.Педагог-психолог проводит просветительскую работу с воспитателями и родителями.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

-развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

-упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

- этюды;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- чтение художественных произведений;

- рассказ психолога и рассказы детей;

- сочинение историй;

- беседы;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- слушание музыки;

- рисование;

- мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

План мероприятий с родителями

Тема занятия

Содержание

1

Раздел 1. «Я и Я»

Тайна моего имени.

Выучить с ребенком стихотворение А.Барто.

2

Автопортрет.

Нарисовать портерт ребенка, а раскрасить его ребенок должен сам.

3

Мой внутренний мир.

Выучить с ребенком одно стихотворение А.Барто.

4

Мой любимый сказочный герой.

Прочитать ребенку русскую народную сказку. Помочь нарисовать сказочного героя. Пусть он раскрасит его сам. Побеседовать о прочитанной сказке.

5

Раздел 2. «Я и другие» 

Мы так похожи.

Предложить ребенку нарисовать двух одинаковых человечков.

6

Мы такие разные.

Помочь ребенку нарисовать его любимую игрушку.

7

Язык жестов и движений.

Научить ребенка «рассказывать»  стихотворение руками.

8

Давайте жить дружно.

Прочитать ребенку произведение Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Нарисовать дом дружбы.

9

Мальчики и девочки.

Нарисовать мальчика и девочку.

10

Раздел 3. «Я и мои эмоции» 

Радость .

Выучить с ребенком стихотворение А.Барто «Кораблик». Нарисовать солнышко и раскрасить.

11

Удивление.

Выучить стихотворение А.Барто «Погремушка». Нарисовать удивленное яблоко и раскрасить.

12

Страх.

Прочитать сказку в обработке С.Михалкова «Три поросенка». Нарисовать испуганного поросенка и раскрасить его.

13

Гнев.

Выучить стихотворение «Разговор с мамой» А.Барто. Нарисовать лицо рассерженного ребенка и раскрасить его.

14

Горе.

Выучить стихотворение «Зайка» А.Барто. Нарисовать лицо грустного ребенка и раскрасить его.

15

Интерес.

Прочитать стихотворение «Первая книжка» В.Калинкина. Нарисовать главного героя.

16

Наши эмоции.

Сделайте дома карточки с разными эмоциями.

17

Раздел 4. «Я и животные» 

Мой ласковый и нежный зверь.

Беседа и рисунок «Мое любимое животное».

18

Общение с животным.

Расскажите сказку «Три медведя» Л.Толстого. Нарисуйте доброго и злого медведя.

19

Раздел 5. «Я и моя семья» 

С кем я живу.

Рассмотрите семейный альбом. Предложить ребенку нарисовать  веселое лицо мамы.

20

Правила домашнего этикета.

Прочитать стихотворение «Маринка» А.Усановой. Нарисовать картинку: как вместе занимаются домашними делами.

21

Путешествие в сказку.

22

Я знаю, я умею, я могу!

Чтение стихотворения И.Муравейка «Я сама».

План мероприятий с детьми

Тема занятия

Содержание

1

Тайна моего имени.

1.Игра «Паровозик с именем».

2.Игра «Поем имя».

3.Игра «Колокольчик».

4.Игра «Потерялся мальчик».

5.Игра «Соседи».

6.Игра «Ветер шепчет имя».

7.Оформление листа «Меня зовут...»

2

Автопортрет.

1.Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца».

2.Упражнение «Выбери картинку».

3.Игра «Дотронься до...»

4.Игра «Мишка и кукла».

5.Рисунок «Живая рука».

3

Мой внутренний мир.

1.Беседа «Мой внутренний мир».

2.Игра «Клубочек».

3.Упражнение «Назови свои сильные стороны».

4.Игра «Мой зверь».

5.Игра «Кто это?»

6.Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла».

7.Рисунок «Моя любимая игрушка».

4

Мой любимый сказочный герой.

1.Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку».

2.Игра «Колобок».

3.Игра-упражнение «Сказочные зайцы».

4.Рассказ детей «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой».

5.Игра «Хоровод сказочных героев».

6.Рисунок «Подарок сказочному герою».

5

Мы так похожи.

1.Упражнение «Чем я похож на соседа справа».

2.Игра «Обезьянки».

3.Игра «Люблю — не люблю».

4.Игра «Превращения».

5.Игра «Волшебник».

6

Мы такие разные.

1.Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица!»

2.Игра «Клубочек».

3.Игра «Я люблю».

4.Игра «Дотронься до...»

5.Игра «Я умею».

6.Игра «Что не так».

7.Игра «Кто это?»

7

Язык жестов и движений.

Игра «Покажи руками».

Игра «Походки».

Игра «Игрушки».

Игра «Расскажи стихи руками».

Игра «Расскажи сказку без слов».

Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»

8

Давайте жить дружно.

Чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»

Упражнение «Назови соседа ласково».

Игра «Поезд».

Игра «Котенок».

2.Игра «Передай мячик».

3.Игра «Рукавички».

4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

9

Мальчики и девочки.

1.Игра «Мальчик или девочка»

2.Чтение стихотворения И. 3.Найденовой «Новая девочка».

4.Игра «Знакомство».

5.Игра «Цветы и пчелки».

6.Игра «Наши прически».

7.Игра «Надень и попляши».

8.Этюд «Игрушки».

10

Радость .

1.Прослушивание веселой музыки.

2.Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца».

3.Рассматривание пиктограммы «радость» и изображений веселых людей.

4.Упражнение «Зеркало».

5.Игра «Клоун Тяп-Ляп».

| 6.. Этюды: «Золотые капельки», «Цветок».

7. Рисунок «Оживи кружочки».

11

Удивление.

1.Чтение стихотворения А. Барто «Купание».

2.Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображений удивленных людей.

3.Упражнение «Зеркало».

4.Этюд «Удивление».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

6.Рисунок «Оживи кружочки».

12

Страх.

1.Чтение отрывка из русской народной песенки «Ти- ли-бом».

3.Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами.

3.Упражнение «Зеркало».

4.Игра «Медвежонок».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

6.Этюд «Лисенок боится».

7.Рисунок «Оживи кружочки».

8.Упражнение «У страха глаза велики».

13

Гнев.

1.Чтение отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя».

2.Упражнение «Зеркало».

3.Игра «Выбиваем пыль».

4.Упражнение «Тренируем эмоции».

5.Рисунок «Оживи кружочки».

6.Игра «Тух-тиби-тух».

14

Горе.

1.Чтение сказки «Теремок».

2.Рассматривание пиктограммы «горе» и изображений грустных людей.

3.Упражнение «Зеркало».

4.Этюд «Стрекоза замерзла».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

6.Чтение стихотворения А. Барто «Встреча» и подбор к нему пиктограмм.

7.Рисунок «Оживи кружочки».

15

Интерес.

1.Чтение рассказа «Самый лучший подарок».

2.Рассматривание пиктограммы «интерес» и изображений заинтересованных людей.

3.Упражнение «Зеркало».

4.Этюд «Кузнечик».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

6.Рисунок «Мне интересно».

16

Наши эмоции.

1.Знакомство с гномами.

2.Игра «Кубик».

3.Упражнение «Выбери такое же настроение».

4.Игра «Хоровод».

5.Игра «Волны».

6.Игра «Зеркало».

7.Этюд «Разные настроения».

8.Игра «Облако».

9.Игра «Нарисуй облако».

17

Мой ласковый и нежный зверь.

1.Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница».

2.Рассказы детей об их домашних животных.

3.Игра «Хоровод».

4.Беседа «Отличия животных от человека».

5.Игра «Мама и детеныш».

6.Игра «Повстречались».

7.Рисунок «Любимое животное».

18

Общение с животным.

1.Загадка про медведя.

2.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

3.Беседа «Злой медведь».

4.Упражнение «Разминка».

5.Конкурс на самого злого медведя.

6.Игра «У медведя во бору».

                        

1.Беседа «Добрый медведь».

2.Рисунок «Добрый и пушистый мишка».

3.Упражнение «Доброе слово медведю».

4.Игра «Шел медведь по лесу».

19

С кем я живу.

1.Беседа «С кем ты живешь?»

2.Игра-беседа «Кто мы?»

3.Подвижная игра «Карусели».

4.Беседа «Мамина красота»

5.Этюд «Маме улыбаемся».

6.Игра «Найди свою маму».

7.Рисунок «Подарок для милой мамы».

20

Правила домашнего этикета.

1.Чтение отрывков из стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа».

2.Разыгрывание ситуаций.

3.Игра «Найди свою маму».

4.Этюд «Любящие родители»

5.Рисунок «Счастливая семья медведей».

21

Тема «Путешествие в сказку» Приключение муравьишки

1.Введение в сказку.

2.Игра «Кенгуру».

3.Игра «Волшебные превращения веревочки».

4.Игра «Жмурки».

5.Игра «Доброе слово».

6.Рисунок «Картинка к сказке».

22

Тема «Я знаю, я умею, я могу!»

1.Чтение отрывка из стихотворения Г. Бехлера «Лесной дедушка».

2.Игра «Заяц и лиса».

3.Игра «Ласковое слово».

4.Игра «Скучно, скучно так сидеть».

5.Чтение стихотворения М. Клоковой «Зайчик».

6.Игра «Зайчик и одуванчик».

7.Рисунок «Смелый заяц и я».

III этап – заключительный:

  • Обобщение и анализ результатов этапов проекта.
  • Оформление и представление результатов деятельности педагогов, родителей  и детей:

- выставка рисунков «Театр настроений», «Дом дружбы»;

- фотовыставка «Мое любимое животное»;

- презентация проекта «Учитесь дружить и дружбой дорожить».