Главные вкладки
Проекты
Проекты педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Счастливые дети - счастливые родители". | 22.33 КБ |
Проект "Образование без границ". | 271.5 КБ |
Проект "В школу с радостью" | 32.17 КБ |
Проект "Здравствуй, детский сад" | 30.8 КБ |
Проект "Учитесь дружить и дружбой дорожить" | 122.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ - ЯХ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МДОАУ д/с «Белочка»
ПРОЕКТ
социально-психологической направленности для детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей)
«Счастливые дети – счастливые родители!»
Разработчик:
педагог-психолог
Ярочкина О.А.
Пыть – Ях, 2016
Актуальность проекта
Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.
Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления. Моя задача как педагога-психолога состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Научное обоснование. Постоянным документом, которым руководствуются педагоги, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка [5, с. 5], в основе которого заложен принцип уважения личности ребенка [5, с. 6]. Этот проект позволяет реализовать.
1) задачи ФГОС ДО:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия [5, с. 7];
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [5, с. 9].
2) задачи проекта:
- изучение детско - родительских отношений;
-расширение психологических и правовых знаний;
-профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям.
Основная часть
Наименование проекта | Проект социально-психологической направленности |
Составители проекта | Педагог-психолог Ярочкина Оксана Анатольевна. |
Заказчик организации проекта | Родители (законные представители) воспитанников дошкольного возраста. |
Срок реализации проекта | Долгосрочный, сентябрь 2016 -май 2017 года. |
База реализации проекта | Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением физического развития детей. |
Участники проекта | Дети от 2-7 лет, родители (законные представители), педагоги МДОУ д/с «Белочка». |
Цель проекта | Создание психолого-педагогических условий формирования правовой компетентности детей дошкольного возраста и родителей воспитанников. |
Задачи проекта | Изучение детско - родительских отношений. Расширение психологических и правовых знаний. Профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям. |
Ожидаемые результаты | Совместная деятельность взрослых и детей будет способствовать формированию компетентности, которая обретает формы реализации в реальной жизни ребенка. Сотрудничество детского сада и семей воспитанников в данном проекте позволит задуматься о содержании занятий и направлении развивающего взаимодействия на дошкольников, привлечет внимание родителей к компетентным детско-родительским отношениям. Продолжение работы по формированию правовой компетентности дошкольников совместно с родителями. |
Описание проекта
Цель | Дети | Педагоги | Родители |
Изучение детско - родительских отношений | Методика "Рисунок семьи" | Анкетирование родителей младших групп «А», «Б», «В» на тему «Наказания в воспитании». | |
Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Тест тревожности – В. Амен, Р.Тэммл, М.Дорки). | |||
Анкетирование родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребенок» - изучение социально-педагогических условий семейного воспитания. | |||
Тест "День рождения" | |||
Интервьюирование детей "За что вас родители хвалят и наказывают" (запись на магнитофон для родительского клуба) | |||
"Ребенок и игра" Диагностика | |||
Профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям | Занятия для снятия психоэмоционального напряжения (релаксация, сухой бассейн, игротерапия) | Тест направленности личности педагога. | Индивидуальные консультации |
Тест самооценки затруднений в общении с родителями. Памятка «Действия воспитателя в случаях жестокого обращения с детьми». | |||
Памятки: «Для тех, кто наказывает», «Последствия для взрослых, которые совершают преступления в отношении несовершеннолетних детей», «Проблема наказаний». | |||
Деловая игра «Знаем ли мы права детей?» | |||
Папка-передвижка «Конвенция о правах ребенка». | |||
Папка-ширма «Как повысить стрессоустойчивость». | |||
Тематическая выставка психолого-педагогической литературы о воспитании детей дошкольного возраста. | |||
Расширение психологических и правовых знаний | Формирование социально - коммуникативных навыков через социализирующие игры, тренинговые занятия) | Психологический тренинг с педагогами «Общение между нами и детьми». | Психологический тренинг «Защитим права маленького ребенка» для родителей воспитанников вторых групп раннего возраста «А» и «Б». Консультации для родителей: |
Тренинг "Особенности работы с тревожными детьми" "Взаимодействие с агрессивными детьми" | |||
Консультация "Классификация нервных нарушений у детей и их проявления" | |||
Деловая игра "Права ребенка. Что это такое?" (по Конвенции о правах ребенка) | |||
Психологический практикум «Поощрение и наказание». | |||
Индивидуальные консультации об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
МДОАУ д/с «Белочка»
город Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Проект
«Образование без границ»
Авторы проекта:
Ярочкина Оксана Анатольевна
педагог-психолог
Газизова Гульназ Рифовна
учитель-логопед
г. Пыть-Ях, 2018
Проект «Образование без границ»
Актуальность проекта
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка.
Кроме того, если раньше интерес к технологии «БОС» был наиболее широк за рубежом, то в настоящее время сфера применения данного метода расширяется и в России. Метод внедрен во многие частные и государственные медицинские учреждения, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций. Но работа по сохранению здоровья не может вестись только в рамках медицинской деятельности. Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве, и непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога. Поэтому происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему. Тем самым возникает потребность во внедрении и использовании метода «БОС» в дошкольных образовательных учреждениях.
Реализация здоровьесберегающей технологии «БОС» в системе дошкольного образования является одним из перспективных направлений образовательно-профилактической программы реализации ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Одними из основных задач Стандарта являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В нашем образовательном учреждении обучаются и воспитываются 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Они посещают группы общеразвивающей направленности. Система обучения и воспитания детей с ОВЗ подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребёнка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. С целью повышения эффективности психолого-педагогической работы в непосредственной коррекционной деятельности с детьми данной категории нами планируется работа с компьютерной технологией: БОС. Использование информационных компьютерных технологий будет органично дополнять традиционные формы работы любого специалиста.
Цель проекта: инновационное развитие образовательной организации, совершенствование образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающего целостное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями, требованиями современной образовательной политики, на основе автоматизированных психодиагностических и психокоррекционных программ, разрабатываемых и реализуемых Обществом с ограниченной ответственностью «Студия Психологии, Эстетики и Медицины «ВиЭль» совместно с научно-производственной фирмой «Амалтея».
Задачи проекта:
- Обеспечение научно-методическим, материально-техническим сопровождением данного направления в деятельности ДОУ.
- Повышение профессиональной квалификации специалистов.
- Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
В МДОАУ д/с «Белочка» приобретены аппаратно-программные комплексы коррекции, оздоровления и психофизиологического сопровождения на основе метода «БОС» научно-производственной фирмы «Амалтея».
Комплекс БОС «Класс – Малыш» рассчитан на 3 рабочих места, который включает следующие программные комплексы:
- Комплект программного обеспечения «Экватор» для обучения и навыкам психорегуляции.
- Комплект программного обеспечения «Волна» для обучения навыкам коррекции психоэмоционального состояния.
- Комплект программного обеспечения «Статус» для тренировки двигательных навыков.
- Набор для психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3-х лет (методика Е.А. Стребелевой).
- Набор для Адаптированного теста Д. Векслера (WPPSI) для детей дошкольного возраста 4-6,5 лет (Методика М.Н. Ильиной).
- Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).
- «Развитие нравственная сфера личности дошкольника» (практическое пособие для психологов Р.В. Овчаровой).
- Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика родительско-детских отношений».
- Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению».
- Программа компьютерной обработки и тестирования «Диагностика развития понятийных форм мышления».
- Программа компьютерной обработки и тестирования «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен».
Для реализации данного проекта необходимо организовать курсовую подготовку специалистов (педагог-психолог – 1, учитель-логопед – 2, инструктор по физической культуре - 2) по программе БОС «Класс – Малыш».
Приобрести дополнительные программные комплексы - методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет»; набор методических материалов «Сказки»; методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями»; набор методического материала «Знакомство с цветом»; технология БОС – Тимокко «Буквы. Цифры. Цвет».
Бюджет проекта:
№ п/п | Наименование | Стоимость, руб |
1. | Методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет». | 33090 |
2. | Набор методических материалов «Сказки». | 10390 |
3. | Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями». | 19290 |
4. | Набор методического материала «Знакомство с цветом». | 19590 |
5. | Технология БОС – Тимокко «Буквы. Цифры. Цвет». | 51500 |
6. | Курсы повышения квалификации специалистов (5 человек). | 12600*5=63000 |
7. | Ноутбук. | 40000 |
8. | Принтер. | 15000 |
ИТОГО: | 251 860 руб. |
Необходимая сумма: 251 860 рублей.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Приблизительное количество: 30 детей.
Срок реализации проекта: 12 месяцев.
Реализация проекта будет проходить в три этапа. На каждом этапе запланирована определенная работа, которая более подробно отражена в плане мероприятий.
I этап – Подготовительный
План мероприятий | |||
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Организация рабочей группы специалистов по разработке и реализации проекта. | Участники рабочей группы | Март |
2. | Начало работы над проектом: привлечение партнеров. | Участники рабочей группы | Апрель |
II этап – Реализация проекта
План мероприятий | |||
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Закрепление помещения для кабинета Бос «Класс - Малыш». | Директор детского сада «Белочка» | Август |
2. | Закупка материально-технического и программно-методического сопровождения. | Директор детского сада «Белочка» | Апрель - август |
3. | Обучение специалистов по комплексу БОС «Класс – Малыш» для дошкольных образовательных учреждений. | Директор детского сада «Белочка» | Сентябрь |
III этап – Итоговый
План мероприятий | |||
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Промежуточный мониторинг эффективности проекта. | Специалисты | Январь |
2. | Диссеминация опыта работы. | Специалисты | Апрель |
3. | Распространение опыта работы в профильных изданиях, на официальном сайте учреждения. | Специалисты | Январь-сентябрь |
4. | Популяризация результатов проекта. Разработка методических рекомендаций. | Специалисты | Май |
5. | Разработка и распространение методических материалов по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ для родителей. | Специалисты | Октябрь-декабрь |
6. | Реализация занятий с детьми и их семьями. | Специалисты | Октябрь - май |
Критерии эффективности проекта
Критериями эффективности реализации проекта будут следующие количественные и качественные показатели.
- Снижение уровня заболеваемости респираторными инфекциями среди детей с ОВЗ.
- Повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (динамика развития детей в усвоении адаптированной образовательной программы).
- Рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами ДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Уменьшение количества детей со статусом ОВЗ при завершении уровня дошкольного образования.
Ожидаемые результаты
От реализации проекта мы ожидаем повышение качества дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, увеличение посещаемости вследствие снижения заболеваемости. Закрепление навыка саморегуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья на физиологическом и на психоэмоциональном уровне, участие родителей в воспитательном процессе.
Дети: повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ.
Укрепление физического и психического здоровья детей.
ДОУ: становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.
Повышение профессиональной компетентности специалистов в работе с детьми с разными возможностями.
Родители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
Дополнительная информация
Рабочая группа:
- заместитель директора по методической работе первой квалификационной категории Шевченко Ирина Владимировна, стаж работы в ДОУ города – 16 лет;
- старший воспитатель первой квалификационной категории Цурган Светлана Викторовна, стаж работы в ДОУ – 3 года;
- педагог-психолог высшей квалификационной категории Ярочкина Оксана Анатольевна, стаж работы в ДОУ города – 25 лет;
- учитель-логопед первой квалификационной категории Газизова Гульназ Рифовна, стаж работы в ДОУ – 6 лет;
- учитель-логопед Мустафина Фирюза Шагидулловна, стаж работы в ДОУ – 6 лет.
Данные об учреждении
Проект целесообразно применять на начально укомплектованной материально-технической базе, в нашем случае - готовое помещение, комплекс БОС «Класс - Малыш» для дошкольных образовательных учреждений.
Реализация проекта рассчитана не на один год, поскольку полностью укомплектованный кабинет БОС «Класс - Малыш» для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит реализовать его в процессе коррекционной работы с детьми на протяжении длительного периода времени.
Список используемых источников и литературы
- Н.Е. Вераксы, «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. / Мозаика - синтез М. - 2015.
- Основная общеобразовательная программа МДОАУ д/с «Белочка».
- http://amaltea-spb.com/index.php?route=product/category&path=72_82
- http://amaltea-spb.com/index.php?route=product/category&path=72_85
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» /Цент педагогического образования - М. - 2014.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Проект «В школу с радостью»
Разработчик:
педагог-психолог
Ярочкина О.А.
Пыть – Ях, 2020
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников: воспитанники 6-7 лет, их родители, педагоги.
Время, планируемое на реализацию проекта: сентябрь 2020-май 2021г.
Проблема: незрелость психических процессов старших дошкольников, а как следствие – низкий уровень психологической готовности к школьному обучению, дефицит психологических знаний родителей.
Актуальность проекта
Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Ваш ребенок готов к школе? Способен он быть внимательным (внимание), умело решать логические задачки (мышление), твердо поставлена рука для письма (моторика), легко ориентируется на листе бумаге (ориентировка в пространстве лево, право, верх, низ), может доказать свое мнение, привести аргументы, желает идти в школу за знаниями, а не красивого рюкзака (мотивация учения), вежливо относиться к взрослым, развита познавательная сторона учебы! Если на все вопросы Вы честно ответили «ДА», то Ваш ребенок будет успешным учеником в школе, ну а если «НЕТ», то у Вашего будущего ученика есть время для подготовки к новому жизненному этапу – школе!
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.
Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.
Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Предлагаемый проект поможет:
- Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной.
- Развить психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие.
- Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе).
- Укрепить эмоциональную сферу как ребенка, так и его родителей (адекватное реагирование на эмоции окружающих).
- Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог).
- Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
- Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
- Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе.
- Научить способам и методам снижения тревожности.
Планируемые занятия ПРОЕКТА с детьми наполнены различными игровыми заданиями, которые ориентированы на развитие у ребенка познавательных психических процессов, что является необходимой основой для овладения любым учебным материалом: счет, чтение, письмо. Использован наглядный материал, музыкальное сопровождение тематических игр, элементы награждения.
Встречи с родителями несут информативный характер, повышают уровень знаний в области детской психологии, сохраняют здоровье ребенка и непременно принуждают задуматься взрослых о психологическом благополучии своего ребенка.
При поступлении ребенка в школу, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Цель проекта.
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли - позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
Дети:
- Формирование психологической готовности детей к школе через развитие психических процессов.
- Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе).
- Укрепление эмоциональной сферы ребенка, (адекватное реагирование на эмоции окружающих).
- Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог).
- Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
- Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
Родители, педагоги:
- Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
- Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности.
- Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта
- Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей.
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности.
- Единство содержания форм и методов работы.
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников..
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники».
- Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта
- Воспитатели.
- Дети 6-7 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат
- Повышен уровень «психологической готовности» у детей старшего возраста к школе.
- Снижение тревожности у детей и их родителей.
- Повышение учебной мотивации у детей к школьному обучению, через стремление к успеху.
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- Разработка буклетов и консультаций для родителей.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы.
Гипотеза
Развитие психических процессов через занятия с самими детьми, повышение уровня психологической грамотности у родителей воспитанников и педагогов позволят эффективно воздействовать на уровень индивидуального развития каждого ребенка, а как следствие, грамотно повысить психологическую готовность детей к начальному школьному звену.
2 этап. Организация реализации проекта.
Форма мероприятия | Название | С кем проводится |
Диагностика | Методика К.-Йиерасека «Тест школьной зрелости». | Дети |
Групповые занятия | Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению, автор Т.В.Ананьева. | Дети |
Презентация | «Развитие творческих способностей одаренных детей». | Педагоги и родители |
Видеоинструктирование | «Психологическая поддержка выпускников детского сада»; Пошаговый алгоритм, чтобы научить детей соблюдать правила». | Педагоги и родители |
Семинар-практикум | «Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада». | Педагоги |
Родительские собрания (групповые) | «Как оценить готовность детей к школе». | Педагоги и родители |
Семейный клуб для родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами. | -«Почему дети пишут зеркально. Советы психолога». -«Навстречу школе». | Педагоги и родители |
Онлайн анкетирование | «Как распознать одаренность ребенка». | Родители и педагоги |
Анкетирование | «Как Вы оцениваете степень готовности ребенка к обучению в школе?» | Родители |
Выставка рисунков | «Как я представляю себя в школе». | Дети |
3 этап итоговый.
Задачи:
- Контрольное диагностирование воспитанников для изучения изменения уровня индивидуального развития психических процессов.
Ожидаемый результат:
- Динамика в индивидуальном развитии детей.
- Повышение психологической культуры родителей, педагогов.
- Овладение способами снижения тревожности.
- Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития психических процессов старших дошкольников в виде заключений психологического исследования воспитанников.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
«Здравствуй, детский сад!»
Разработчик:
педагог-психолог
Ярочкина О.А.
Пыть – Ях, 2020
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта:
Педагог-психолог.
Воспитатели.
Родители (законные представители) детей.
Учитель-логопед.
Целевая группа: дети с 2 до 3 лет и их родители.
Сроки реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)
- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей.
Формы работы с детьми:
-групповые занятия по программе А.С. Роньжиной Психологическое сопровождение детей в адаптационный период;
-диагностика нервно-психического развития (Л.Печора, Пантюхина).
-диагностика прохождения адаптационного периода (А.Остроуховой).
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Онлайн семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
4. Онлайн заседания клуба «Молодая семья».
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
Форма мероприятия | Название | С кем проводится |
Диагностика (Л.Печора, Пантюхина). | Изучение нервно-психического развития детей 2-3 лет. | Дети |
Диагностика (А.Остроухова). | Изучение психоэмоционального состояния детей в адаптационный период. | Дети |
Онлайн анкетирование | «Готовность ребенка к поступлению в детский сад». | Родители |
Памятки: | «О коронавирусе без паники», «Как пережить карантин», «Как родителю помочь ребенку, справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома». | Родители и педагоги |
Буклеты: | «Как корректировать проблемы с едой у детей при помощи терапевтических сказок», «Как правильно запрещать». | Родители и педагоги |
Родительские собрания (групповые): | -«Помогите ребенку справиться с кризисом трех лет». | Родители и педагоги |
Родительское собрание для вновь поступающих детей. | Консультация «Мама тоже идет в детский сад». | Родители и педагоги |
Заседания Клуба «Молодая семья»: | -«Предпосылки развития личности». -«Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми». | Родители и педагоги |
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с психологом ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального прохождения адаптационного периода дошкольников в виде заключений психологических исследований воспитанников.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«Учитесь дружить и дружбой дорожить»
Проект – долгосрочный.
Срок реализации проекта – декабрь 2020 – май 2021 год.
Возраст детей - с 4 до 5 лет.
Разработчики: воспитатели: Акаева Р.А., Ковалева Н.В., педагог-психолог Ярочкина О.А.
Пыть – Ях, 2020
Пояснительная записка
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. Развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное внимание. Запорожец А.В. и Выготский Л.С. справедливо указывали, что только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
При разработке проекта, мы основывались на том, чтобы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Основная часть
Наименование проекта | Проект социально-коммуникативной направленности «Учитесь дружить и дружбой дорожить». |
Составители проекта | Педагог-психолог: Ярочкина Оксана Анатольевна. Воспитатели: Акаева Р.А., Ковалева Н.В. |
Срок реализации проекта | Долгосрочный, декабрь 2020г. - май 2021 года. |
База реализации проекта | Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка» с приоритетным осуществлением физического развития детей. |
Участники проекта | Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет «А», «Звездочки»; родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог МДОУ д/с «Белочка». |
Цель проекта | Создание психолого-педагогических условий формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1.Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения. 2.Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. 3.Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение. 4.Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи. 5.Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение. 6.Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения. 7.Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения. |
Ожидаемые результаты | Знать: - имена всех детей в группе; -для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения; -чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности; -названия базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес); -отличия человека от животного; -как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками; Уметь: -отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей; -опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих; -правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; -оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности; -делиться с друзьями; -различать эмоции по пиктограммам; -передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации; -наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения; -употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините); -правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2020 – 2021 учебный год
I этап – подготовительный:
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о эмоциях).
2. Составление плана работы над проектом.
3. Консультация для родителей «Правила домашнего этикета».
4. Подбор материала необходимого для реализации проекта: подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта, оформление стенда «Правила поведения в детском саду».
6. Подготовка информации для родительского уголка.
II этап – практический:
1.Занятия с детьми проводят воспитатели совместно с педагогом-психологом 1 раз в неделю.
2.По итогам каждого занятия детям и родителям дается задание вместе выполнить задание.
3.Педагог-психолог проводит просветительскую работу с воспитателями и родителями.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
-развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
-упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
План мероприятий с родителями
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Раздел 1. «Я и Я» Тайна моего имени. | Выучить с ребенком стихотворение А.Барто. |
2 | Автопортрет. | Нарисовать портерт ребенка, а раскрасить его ребенок должен сам. |
3 | Мой внутренний мир. | Выучить с ребенком одно стихотворение А.Барто. |
4 | Мой любимый сказочный герой. | Прочитать ребенку русскую народную сказку. Помочь нарисовать сказочного героя. Пусть он раскрасит его сам. Побеседовать о прочитанной сказке. |
5 | Раздел 2. «Я и другие» Мы так похожи. | Предложить ребенку нарисовать двух одинаковых человечков. |
6 | Мы такие разные. | Помочь ребенку нарисовать его любимую игрушку. |
7 | Язык жестов и движений. | Научить ребенка «рассказывать» стихотворение руками. |
8 | Давайте жить дружно. | Прочитать ребенку произведение Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Нарисовать дом дружбы. |
9 | Мальчики и девочки. | Нарисовать мальчика и девочку. |
10 | Раздел 3. «Я и мои эмоции» Радость . | Выучить с ребенком стихотворение А.Барто «Кораблик». Нарисовать солнышко и раскрасить. |
11 | Удивление. | Выучить стихотворение А.Барто «Погремушка». Нарисовать удивленное яблоко и раскрасить. |
12 | Страх. | Прочитать сказку в обработке С.Михалкова «Три поросенка». Нарисовать испуганного поросенка и раскрасить его. |
13 | Гнев. | Выучить стихотворение «Разговор с мамой» А.Барто. Нарисовать лицо рассерженного ребенка и раскрасить его. |
14 | Горе. | Выучить стихотворение «Зайка» А.Барто. Нарисовать лицо грустного ребенка и раскрасить его. |
15 | Интерес. | Прочитать стихотворение «Первая книжка» В.Калинкина. Нарисовать главного героя. |
16 | Наши эмоции. | Сделайте дома карточки с разными эмоциями. |
17 | Раздел 4. «Я и животные» Мой ласковый и нежный зверь. | Беседа и рисунок «Мое любимое животное». |
18 | Общение с животным. | Расскажите сказку «Три медведя» Л.Толстого. Нарисуйте доброго и злого медведя. |
19 | Раздел 5. «Я и моя семья» С кем я живу. | Рассмотрите семейный альбом. Предложить ребенку нарисовать веселое лицо мамы. |
20 | Правила домашнего этикета. | Прочитать стихотворение «Маринка» А.Усановой. Нарисовать картинку: как вместе занимаются домашними делами. |
21 | Путешествие в сказку. | |
22 | Я знаю, я умею, я могу! | Чтение стихотворения И.Муравейка «Я сама». |
План мероприятий с детьми
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Тайна моего имени. | 1.Игра «Паровозик с именем». 2.Игра «Поем имя». 3.Игра «Колокольчик». 4.Игра «Потерялся мальчик». 5.Игра «Соседи». 6.Игра «Ветер шепчет имя». 7.Оформление листа «Меня зовут...» |
2 | Автопортрет. | 1.Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца». 2.Упражнение «Выбери картинку». 3.Игра «Дотронься до...» 4.Игра «Мишка и кукла». 5.Рисунок «Живая рука». |
3 | Мой внутренний мир. | 1.Беседа «Мой внутренний мир». 2.Игра «Клубочек». 3.Упражнение «Назови свои сильные стороны». 4.Игра «Мой зверь». 5.Игра «Кто это?» 6.Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла». 7.Рисунок «Моя любимая игрушка». |
4 | Мой любимый сказочный герой. | 1.Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку». 2.Игра «Колобок». 3.Игра-упражнение «Сказочные зайцы». 4.Рассказ детей «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой». 5.Игра «Хоровод сказочных героев». 6.Рисунок «Подарок сказочному герою». |
5 | Мы так похожи. | 1.Упражнение «Чем я похож на соседа справа». 2.Игра «Обезьянки». 3.Игра «Люблю — не люблю». 4.Игра «Превращения». 5.Игра «Волшебник». |
6 | Мы такие разные. | 1.Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица!» 2.Игра «Клубочек». 3.Игра «Я люблю». 4.Игра «Дотронься до...» 5.Игра «Я умею». 6.Игра «Что не так». 7.Игра «Кто это?» |
7 | Язык жестов и движений. | Игра «Покажи руками». Игра «Походки». Игра «Игрушки». Игра «Расскажи стихи руками». Игра «Расскажи сказку без слов». Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!» |
8 | Давайте жить дружно. | Чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?» Упражнение «Назови соседа ласково». Игра «Поезд». Игра «Котенок». 2.Игра «Передай мячик». 3.Игра «Рукавички». 4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки». |
9 | Мальчики и девочки. | 1.Игра «Мальчик или девочка» 2.Чтение стихотворения И. 3.Найденовой «Новая девочка». 4.Игра «Знакомство». 5.Игра «Цветы и пчелки». 6.Игра «Наши прически». 7.Игра «Надень и попляши». 8.Этюд «Игрушки». |
10 | Радость . | 1.Прослушивание веселой музыки. 2.Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца». 3.Рассматривание пиктограммы «радость» и изображений веселых людей. 4.Упражнение «Зеркало». 5.Игра «Клоун Тяп-Ляп». | 6.. Этюды: «Золотые капельки», «Цветок». 7. Рисунок «Оживи кружочки». |
11 | Удивление. | 1.Чтение стихотворения А. Барто «Купание». 2.Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображений удивленных людей. 3.Упражнение «Зеркало». 4.Этюд «Удивление». 5.Упражнение «Тренируем эмоции». 6.Рисунок «Оживи кружочки». |
12 | Страх. | 1.Чтение отрывка из русской народной песенки «Ти- ли-бом». 3.Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами. 3.Упражнение «Зеркало». 4.Игра «Медвежонок». 5.Упражнение «Тренируем эмоции». 6.Этюд «Лисенок боится». 7.Рисунок «Оживи кружочки». 8.Упражнение «У страха глаза велики». |
13 | Гнев. | 1.Чтение отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя». 2.Упражнение «Зеркало». 3.Игра «Выбиваем пыль». 4.Упражнение «Тренируем эмоции». 5.Рисунок «Оживи кружочки». 6.Игра «Тух-тиби-тух». |
14 | Горе. | 1.Чтение сказки «Теремок». 2.Рассматривание пиктограммы «горе» и изображений грустных людей. 3.Упражнение «Зеркало». 4.Этюд «Стрекоза замерзла». 5.Упражнение «Тренируем эмоции». 6.Чтение стихотворения А. Барто «Встреча» и подбор к нему пиктограмм. 7.Рисунок «Оживи кружочки». |
15 | Интерес. | 1.Чтение рассказа «Самый лучший подарок». 2.Рассматривание пиктограммы «интерес» и изображений заинтересованных людей. 3.Упражнение «Зеркало». 4.Этюд «Кузнечик». 5.Упражнение «Тренируем эмоции». 6.Рисунок «Мне интересно». |
16 | Наши эмоции. | 1.Знакомство с гномами. 2.Игра «Кубик». 3.Упражнение «Выбери такое же настроение». 4.Игра «Хоровод». 5.Игра «Волны». 6.Игра «Зеркало». 7.Этюд «Разные настроения». 8.Игра «Облако». 9.Игра «Нарисуй облако». |
17 | Мой ласковый и нежный зверь. | 1.Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница». 2.Рассказы детей об их домашних животных. 3.Игра «Хоровод». 4.Беседа «Отличия животных от человека». 5.Игра «Мама и детеныш». 6.Игра «Повстречались». 7.Рисунок «Любимое животное». |
18 | Общение с животным. | 1.Загадка про медведя. 2.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». 3.Беседа «Злой медведь». 4.Упражнение «Разминка». 5.Конкурс на самого злого медведя. 6.Игра «У медведя во бору».
1.Беседа «Добрый медведь». 2.Рисунок «Добрый и пушистый мишка». 3.Упражнение «Доброе слово медведю». 4.Игра «Шел медведь по лесу». |
19 | С кем я живу. | 1.Беседа «С кем ты живешь?» 2.Игра-беседа «Кто мы?» 3.Подвижная игра «Карусели». 4.Беседа «Мамина красота» 5.Этюд «Маме улыбаемся». 6.Игра «Найди свою маму». 7.Рисунок «Подарок для милой мамы». |
20 | Правила домашнего этикета. | 1.Чтение отрывков из стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа». 2.Разыгрывание ситуаций. 3.Игра «Найди свою маму». 4.Этюд «Любящие родители» 5.Рисунок «Счастливая семья медведей». |
21 | Тема «Путешествие в сказку» Приключение муравьишки | 1.Введение в сказку. 2.Игра «Кенгуру». 3.Игра «Волшебные превращения веревочки». 4.Игра «Жмурки». 5.Игра «Доброе слово». 6.Рисунок «Картинка к сказке». |
22 | Тема «Я знаю, я умею, я могу!» | 1.Чтение отрывка из стихотворения Г. Бехлера «Лесной дедушка». 2.Игра «Заяц и лиса». 3.Игра «Ласковое слово». 4.Игра «Скучно, скучно так сидеть». 5.Чтение стихотворения М. Клоковой «Зайчик». 6.Игра «Зайчик и одуванчик». 7.Рисунок «Смелый заяц и я». |
III этап – заключительный:
- Обобщение и анализ результатов этапов проекта.
- Оформление и представление результатов деятельности педагогов, родителей и детей:
- выставка рисунков «Театр настроений», «Дом дружбы»;
- фотовыставка «Мое любимое животное»;
- презентация проекта «Учитесь дружить и дружбой дорожить».