Инновационная деятельность в детском саду

Шамина Валерия Владимировна

   БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ В ДЕТСКОМ САДУ 

 

    Бросовый материал - это кладезь для развития детского творчества, кладезь  для развития детского воображения. Работа с выброшенным материало таит  в себе большие возможности для приближения ребенка к родной природе, воспитывает бережное, заботливое отношение к ней, а также дает ребенку возможность "оживить", казалось бы, ненужный предмет, дать ему            вторую жизнь. 

 

 

В ‏современных педагогических ‏и психологических исследованиях доказывается ‏важность занятий с детьми по изготовлению поделок из бросового материала для ‏умственного, эстетического ‏и творческого ‏развития дошкольников. В ‏работах В.В.Давыдова, А.В. ‏Запорожца, Н.Н.Поддъякова установлено, ‏что дошкольники ‏способны в ‏процессе данной деятельности выделять существенные ‏свойства предметов  и явлений,  устанавливать связи ‏между отдельными ‏предметами и ‏ явлениями и ‏отражать их  в образной ‏форме. Этот ‏процесс особенно ‏заметен в ‏различных видах ‏практической деятельности: ‏формируются обобщенные ‏способы анализа, ‏синтеза, сравнения ‏и сопоставления, ‏развивается умение ‏самостоятельно находить способы решения ‏ㅤтворческих задач, умение планировать ‏свою деятельность. 

      

Что может стать таким материалом?

  • пластиковые и стеклянные бутылки
  • коробки и коробочки
  • автомобильные шины
  • детали механизмов, не подлежащих ремонту
  • крышки и пробки от бутылок
  • фантики от конфет
  • старые пуговицы
  • тубы от бумажных полотенец
  • тубы от туалетной бумаги
  • старые газеты
  • другие ненужные вещи 

Сейчас такие "отходы" используются для создания новых красивых и полезных вещей. Работа с бросовым материалом учит детей не только творить и развиваться, но и находить нестандартные решения для ненужных и устаревших вещей, учит бережливости и любви к окружающей среде. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Поскольку материал для творчества относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, а именно, бросовый материал должен быть:

 - безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
- не вызывать чувство брезгливости у детей.

Также учитываются и возрастные особенности работы  с бросовым материалом:

-правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;

-продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;

-процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

-ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности  с        выполнением      работы;

-если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это сделал взрослый);

-педагог должен продумывать расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в работе с ножницами, проволокой и т.д.

Возрастные особенности работы с отходами:

-правильно распределять рабочее время;

-продумывание темы предстоящих поделок с учетом имеющихся навыков и умений;

- процесс творчества должен вызывать у детей только положительные эмоции;

- ребенок должен быть уверен в помощи взрослого, если у него возникнут какие-либо трудности с выполнением работы;

-если работа требует сложных манипуляций на подготовительном этапе (чтобы проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это делал взрослый);  - педагог должен продумать расположение детей за столами так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску при работе с ножницами, проволокой и т.д.

Любая продуктивная деятельность заканчивается организацией творческих выставок. Чтоб процесс всестороннего развития ребёнка был успешным, необходима помощь родителей. Для этого необходимо активно привлекать их к творческому участию в создании поделок из бросового материала. .

Совместное с малышом творчество существенно упростит процесс взаимопонимания между родителями и детьми, что намного облегчит воспитание ребенка. Дети с большим удовольствием своими руками дарят новую жизнь старым вещам. Ребята без страха «все испортить» берутся за работу, а когда видят результат собственного труда – это здорово поднимает их самооценку.