Речевая котомочка

Шамина Валерия Владимировна

 Развивтие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями. Овладение речью-ода из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики.  Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. 

 

 

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

 

2021-2022 учебный год 
  • Вот и наступило лето! Долгожданная пора, когда детям можно все время проводить в играх во дворе, на даче, на море, в лесу и парке. Когда можно делать только то, что хочется, или не делать ничего вообще

      

ПОИГРАЕМ 

              

  • Весна - это самое долгожданное время года, пробуждение природы после суровой зимы. Приход весны чувствуется повсюду : дни становятся длиннее, солнце светит ярче, растапливая теплыми лучами снег, слышны птичьи трели, возвратившихся птиц. Весна поправу считается самым красивым временем года.

 

 Грамматические загадки о весне.

Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.

О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).

О чем говорят «весенний»? ( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).

А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)

Догадайся, что я загадала:

Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).

Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?

Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?

Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

Лексическая игра «Помощники весны»

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Примерный словарь для игры: Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая. Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.

Примерный словарь для игры: Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку. Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.

 

Лексическое упражнение «Скажи наоборот»

Предолжите малышу сказать наоборот: Погод солнечная – погода какая? (пасмурная) Весна ранняя – весна …? (поздняя) Весна нежданная – весна ….? (долгожданная) Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий) Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный) Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые) Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!

Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.

Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне. 

Светает рано по утрам.

Весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

Загадка 2.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой) 

Загадка 3.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (весна)!

О каких приметах весны говорится в загадке?

Загадка 4.

Она пришла с лаской

И со своей сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет! (Весна).

Как ты догадался, что это весна?

Загадка 5.

Под крышей гвоздь висит.

Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).

Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?

Загадка 6.

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.

Загадка 7.

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня!

Издалека по песенке

Узнаете меня! (Ручеек)

Загадка 8.

Я раскрываю почки,

Зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… (весна).

Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)

Загадка 9.

Белый, по реке идет,

А не теплоход.

(Ледоход)

Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)

Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)

Пословицы о весне.

 

 

Почему так говорят?

 

 

 

 

Весенний день год кормит. (Весной люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)

 

 

 

 

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!

 

 

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Кто спит весной, тот плачет зимой.

Март с водой, апрель с травой.

Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).

Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)

Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

 

  «Новый год»

1.Рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит.

Рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету.

Посмотреть на большую елку, установленную на центре нашего поселка.

Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

2.Упражнение «Один - много»

В коробке один шар, а на елке много шаров. В коробке звезда, а на елке много звезд.

И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

3.Упражнение «Назови ласково»

Шар - шарик, шарики. Звезда - звездочка, звездочки. Бусина - бусинка, бусинки. Фонарь - фонарик, фонарики. И т.д.

4.Упражнение на образование прилагательных

Предложить ребенку ответить на вопросы:

Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)

Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)

Флажки из бумаги - какие? - ...

Зайцы из пластмассы - какие? - ...

Флажки разных цветов - какие? - ...

5.Упражнение «Подбери признак к предмету»: елка (какая?) – зеленая, высокая, нарядная, колючая, пушистая;  праздник (какой?) - ..., елочные игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ...

 

Развитие речи дома (видео курс для детей 3 - 4 лет)  Занятие 1

Развитие речи дома (видео курс для детей 3 - 4 лет)  Занятие 2  

Развитие речи дома (видео курс для детей 3 - 4 лет)  Занятие 3  

Новогодние стихи для детей

Добрые и красивые новогодние стихи про ёлочку, про снег, про Новогодний карнавал, про Дедушку Мороза, ну и конечно же про сам праздник Новый год.

Стихи для дошкольников, стихи для младших школьников.

Стихи про Новый год для чтения в детском саду, для семейного чтения, для чтения в начальной школе

Детские стихи про праздник Новый год

* * *

М. Яснов

ПОД ЗАКРУЖИВШИМСЯ СНЕЖКОМ...

Под закружившимся снежком

Идёт красотка с гребешком:

Сегодня наша курочка

В курятнике - Снегурочка!

А Петушок, как Дед Мороз,

Гостинцы маленьким принёс:

Погладил всех по темечку

И подарил по семечку!

К. Чуковский

ЁЛКА

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки,

Потому что нынче ночью

У ворот

Постучался развесёлый Новый год

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

П. Синявский

НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ

Пригласил на танец Жучку

Дрессированный Барбос.

Со Снегурочкой под ручку

Пляшет Дедушка Мороз.

Пляшут лампочки на ёлке,

А на блюде пирожки.

Во дворе, обняв метёлки,

В пляс пошли снеговики.

Только я не танцевал –

Я сидел и рисовал.

И кружился на картинке

Новогодний карнавал.

У ДЕДУШКИ МОРОЗА ГОРЯЧАЯ ПОРА

У Дедушки Мороза

Здоровье, хоть куда!

Его не испугают

Любые холода.

Пускай повсюду стужа,

А вовсе не жара –

У Дедушки Мороза

Горячая пора.

У Дедушки Мороза

Серьёзные дела –

Нужны для снежной бабы

Морковка и метла.

И новая ушанка

Из старого ведра –

У Дедушки Мороза

Горячая пора.

У Дедушки Мороза

Работа по душе,

Он нужен в каждом доме,

На каждом этаже.

Он дарит нам подарки,

А мы кричим «Ура!» -

У Дедушки Мороза

Горячая пора.

 

МЫ ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД

Мы встречали Новый год:

Папа, мама, я и кот.

Я пил праздничный компот,

Взрослые - шампанское,

А ужасно важный кот

Уплетал сметанское.

Андрей УСАЧЁВ

АКВАРИУМ

Сделал Мороз

Новогоднее чудо -

Аквариум зимний

Из нашего пруда!

За ночь одну

Застеклил его льдом.

Жалко, что рыбок

Видно с трудом!

ДЕД МОРОЗ

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Ты, наверное, замёрз:

День ходил по городу,

Отморозил бороду...

Нос клади на батарею.

Я сейчас тебя погрею!

3. Александрова

ПТИЧЬЯ ЁЛКА

У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-ёлочка встаёт.

Это ёлка не простая,

И она не для ребят.

Возле ёлочки, летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири, и воробей –

Все хотят повеселиться

Возле ёлочки своей!

Не блестят на ней игрушки

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи

К нам на ёлку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

ЁЛОЧКА

Маленькой ёлочке

Холодно зимой.

Из лесу ёлочку

Взяли мы домой.

Сколько на ёлочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под ёлочкой

Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат:

«Ёлочка, ёлочка,

Яркие огни,

Синими бусами,

Ёлочка, звени!

Встанем под ёлочкой

В дружный хоровод.

Весело, весело

Встретим Новый год!»

С. Погореловский

ВЗГРУСТНУЛОСЬ ДЕДУШКЕ МОРОЗУ

Как медленно-медленно время идёт!

Лежу я в чулане весь год напролёт.

Лежу я в потёмках на старой газете

и слушаю: что происходит на свете?

Вот, слышу, ручьи за окном зазвенели.

Апрель...

Хорошо ребятишкам в апреле!

Кораблики в луже пускают они.

А я им не нужен...

Что ж, старый, усни!

И рад бы уснуть я, да что-то не спится.

Вот, слышу, в саду зачирикали птицы.

Июнь...

Ребятишки - в полях, на реке.

Забыли они обо мне, старике...

Но только метель свою песню затянет,

как свет ослепительный вспыхнет в чулане

и вскрикнут ребята, захлопав в ладоши:

«Наш дедушка милый! Какой ты хороший!

И. Токмакова

НОВЫЙ ГОД

Ходят ёлки по одной,

Ходят парами,

Тротуаром, мостовой

И бульварами.

Скоро, скоро Новый год,

Вся с иголочки

К вам придёт и к нам придёт

Гостья - ёлочка!

ЖИВИ, ЁЛОЧКА

Мне ёлку купили!

Мне ёлку купили!

В лесу на опушке её не рубили.

А сделали ёлку на добром заводе

Хорошие дяди,

Весёлые тёти.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На ёлку из тонких серебряных нитей.

Вся в хвое мохнатой

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая.

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто - ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели.

С. Маршак

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат её иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по ёлке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажёг

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк.

Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлёвской башни

Свой салют - двенадцать раз.  

 

 Новогодние загадки для детей