План профессионального саморазвития

На странице представлен план саморазвития, этапы работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального саморазвития

С  2019-2024 гг. воспитателя  МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

г. Югорска

Кузнецовой Елены Леонтьевны

Методическая тема: «Развитие речи детей посредством технологии ТРИЗ»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

Анализируя речь детей и проведя мониторинг образовательных процессов выявила несколько проблем связанных с формированием речевой активности у детей:

- плохо развита мелкая моторика

- мало подвижен артикуляционный аппарат

- звуковая культура речи не соответствует условно возрастной норме.

- дети не знакомы с малыми фольклорными формами.

Опираясь на выявленные проблемы, определила тему самообразования:

«Развитие речи детей посредством технологии ТРИЗ»

Цель: организация образовательного процесса, направленная на формирование и развитие речи, речевого творчества, через практическую деятельность, посредством технологии ТРИЗ

Задачи профессионального развития

1. Овладеть технологией ОТСМ ТРИЗ путём внедрения ее в учебно-воспитательный процесс.

2. Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и разработать дидактические материалы.

3. Принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня, работе творческой площадки образовательного учреждения, фестивале «День открытых дверей».

Способы организации профессионального развития:

- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);

- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;

- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;

- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.

Источники самообразования

1. Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

2. Т.А Сидорчук С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия»

3. «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С.Ушаковой.

4. Садыкова Гульназ «ТРИЗ - педагогика»

Формы самообразования:

  • через план повышения профессионального мастерства
  • через участие в работе опорных площадок на базе образовательных учреждений города.
  • через работу в сетевых профессиональных сообществах.

План работы с детьми

Учебный год

Этапы работы

Форма и срок отчета

2019 - 2020

I этап  - 1 младшая группа

 «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений»  

Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Развитие артикуляционного аппарата.

2. Овладение громкой, четкой дикцией при произношении гласных и согласных звуков.

3. Развитие произвольности движений, управление своими руками, пальцами.

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Разработка методических материалов  по ТРИЗ технологии.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Результаты Анкетирования «Речевое развитие детей».

2020 - 2021

II этап – 2 младшая группа

Развитие речи детей через ТРИЗ технологию (по признакам)

Цель: обогащение словарного запаса детей.

Задачи: 1. Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

2. Формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

3. Воспитывать творческую личность.

Создание картотеки игр по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Разработка «Карточек признаков».

Открытое мероприятие в рамках фестивального движения.

2021 - 2022

III этап  -средняя группа

Развитие речи детей через ТРИЗ технологию (мнемотаблицы)

Цель: овладение фонематическим слухом,

развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

Задачи

 1. Развитие фонематического слуха

2. Обогащение словарного запаса (прилагательные, слова – антонимы)

3. Учить детей образовывать слова – словообразование (скажи ласково)

4. Развитие связной устной речи:

- обучение ответам на вопросы

- составление предложений

5. Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).

6. Развитие у детей умственной активности, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Презентация мнемотаблиц.

Открытое мероприятие в рамках фестивального движения

Презентация пособия по ОТСМ ТРИЗ «Звуковая улитка»

Мастер класс по ЗКР «Звук Ж»

Создание картотеки игр по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

 «Оригами – поделки из бумаги» - мастер класс.

2022 - 2023

IV этап – старшая группа

Цель: овладение звуко – слоговым анализом слов.

Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию (составление загадок, рифмовок - лимерики)

1. Звук

- назвать слово с заданным звуком;

- гласные, согласные звуки;

- твердые и мягкие звуки;

- определение положения звука в слове.

2. Проводить звуковой анализ слов из 4 звуков

3. Деление слов на слоги.

4. Составление сказок. Загадки – описание по картинке. Лимерики.

Разработка методических материалов по ТРИЗ технологии.

Презентация пособия по ОТСМ ТРИЗ «Эвроритм»

 

2023 - 2024

V этап – подготовительная группа

 Цель: знакомство с буквами,

развитие речи детей через ТРИЗ – технологию (системный оператор)

 1. Звуко – буквенный анализ шести звучных слов в соответствии с графической звуковой моделью.

2. Дифференциация понятий «звук» и «буква»

3. Вычленение словесного ударения

4. Дать навыки чтения

5. Деление слов на слоги

6. Творческое рассказывание

7. Овладение монологической и диалогической речью.

8. Формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера.

Презентация проекта «Сочиняем сказки»

Презентация пособия ОТСМ ТРИЗ «Системный оператор»