Парциальная программа познавательного развития посредством театрализованной деятельности "Теремок"

Ширяева Елена Анатольевна

Программа направлена на нравственное воспитание,  уважение и поддержку традиционных ценностей,  таких как,  любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по­жилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель­ному примеру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

ПРИНЯТО:                                                                              УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Педагогического совета                                      Директор   МДОАУ ЦРР -  протокол  № 6  от 26.08.2021г.                                                   д/с «Фантазия»                                                                                                  

                                                                                                    ______________С.К. Дидик

                                                                                                   «__»______________20___г.        

Парциальная программа

познавательного  развития

посредством театрализованной деятельности

«Теремок»

Направленность:  художественно-эстетическая

Возраст воспитанников:  5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Ширяева Елена Анатольевна

                        воспитатель высшей квалификационной категории

г. Пыть -Ях

2021г.

                                                               

                                                              Содержание

                                                           1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1..Пояснительнаязаписка………………………………………………………………3

1.1.1. Новизна и актуальность……………………………………………………………...3

1.1.2.Педагогическая целесообразность ………………………….....................................3

1.1.3. Отличительная особенность программы …………………………………………..3

1.1.4. Цели и задачи  по реализации  Программы………………………………………...4

1.1.5. Организация образовательной деятельности………………………………………4

1.1.6. Значимые характеристики Программы…………………………………………….4

1.1.7. Характеристики особенностей  детей  дошкольного возраста…………………...5

                                       

                                         2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития

            детей……………………………………………………………………………….6

2.2. Содержание программы

2.2.1. Учебный план …………………………………………………………….................7

2.2.2. Содержание учебного плана………………………………………………………..7

2.2.3. Методы и приемы реализации программы………………………………………..8

2.2.4. Календарно-тематическое планирование……………………………….................8

2.1.5. Планируемые результаты …………………………………………………………..8

2.1.6.Формы подведения итогов реализации программы………………………………..8

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………….....8

3.1.1. Методические материалы и средства обучения…………………………………...9

3.1.2. Кадровое обеспечение……………………………………………………………….9

3.2. Используемая литература……………………………………………………………..9

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Календарно - тематическое планирование НОД

2. Мониторинг достижений планируемых результатов  освоения программы        

3. Методические материалы и средства обучения          

                                                   

                                                       

                                                  1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

         ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование  познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. 

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, способный помочь ребенку ощутить, воспринять, познать любое явление окружающего мира во всем его многообразии.  Театрализованная  деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно - эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Роль ее велика и в формировании опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

         Парциальная программа познавательного развития посредством театрализованной деятельности «Теремок» разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и является вариативной частью основной образовательной программы Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Центра Развития Ребенка – детский сад «Фантазия».

   

1.1.4.Цели и задачи

 

        

 

1.1.6. Организация образовательной деятельности:

  • Направленность программы – художественно - эстетическая
  • Уровень программы - ознакомительный, базовый
  • Адресат программы - возраст воспитанников 5 - 7 лет
  • Объем и сроки реализации – 2 года
  • Форма обучения – очная
  • Режим непосредственной образовательной деятельности: 1раз в неделю.

Продолжительность НОД в старшей группе (дети 5-6 лет) - 25 минут.

      Продолжительность НОД в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) - 30  минут.

  • Форма организации – групповая
  • Количество воспитанников: списочный состав группы  
  • Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории Ширяева Елена Анатольевна

1.1.7. Значимые характеристики Программы

Приоритетом Программы является  воспитание творческой личности ребенка,  имеющего активную жизненную позицию. Программа направлена на нравственное воспитание,  уважение и поддержку традиционных ценностей,  таких как,  любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа нацелена на развитие у детей познавательного интереса, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей.

1.1.8. Характеристики  особенностей развития детей

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.  

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. [ООП МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»]

Подготовительная  группа (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. [ООП МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»]

                   2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественноэстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие [ООП МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»] 

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

             

               Социально-коммуникативное развитие

        

               

               Художественно-эстетическое развитие

                               

                               Речевое  развитие

                         Познавательное  развитие

                   

                              Физическое  развитие

2.2. Содержание программы

2.2.1. Учебный план

Кол-во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее кол-во учебных часов в год

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

4

5

4

4

3

4

4

4

4

36

2.2.2.  Содержание учебного плана включает в себя:

  1. беседы, упражнения и игры по познавательному, социально-эмоциональному развитию детей;
  2. игры для развития речевой интонационной выразительности;
  3. упражнения для развития  дикции (артикуляционная гимнастика);
  4. игры-драматизации;
  5. разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, потешек;
  6. упражнения по формированию  выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  7. пальчиковые игры.

2.2.3. Методы и приемы

В программе используется система деятельности педагога и воспитанников в образовательной деятельности, построенной на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей.

Образовательная деятельность осуществляются различными методами и приемами:  наглядными; практическими; словесными.  

Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления.

2.2.4. Календарно-тематическое планирование (приложение № 1)

2.2.5. Планируемые результаты к концу обучения

Старшая группа (дети 5 - 6 лет):

  • проявляют познавательный интерес к многообразию окружающего мира, людям;
  • владеют  знаниями  о различных эмоциональных состояниях;
  • умеют драматизировать небольшие сказки, читать по ролям небольшие стихотворения, используя средства художественной выразительности;
  • проявляют инициативу, согласованность действий с партнерами в   коллективной деятельности.

  Подготовительная к школе группа  (дети 6 – 7 лет):

  • проявляют познавательный интерес к многообразию окружающего мира, людям;
  • умеют анализировать свои поступки и поступки других людей;
  • творчески применяет  знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности;
  • умеют управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, злость);
  • проявляют инициативу, согласованность действий с партнерами в   коллективной деятельности.

2.2.6. Формы подведения итогов реализации программы: Построение образовательной деятельности   основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности образовательной организации, культурных и региональных особенностей,  опыта и творческого подхода педагогов. [ООП МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»];

(приложение № 2)

                                     

                                3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение:

- кабинет «Театральная студия»;

- экран и мультимедийный проектор;

- персональный компьютер;

- принтер;

- театральные ширмы для кукольного и теневого театра;

- разные виды кукольных театров: пальчиковый, плоскостной театр, теневой, би-ба-бо (перчаточный), театр игрушек, театр ростовых кукол, театр тростевых кукол, театр кукол марионеток, театр рукавичек;

- детские костюмы для спектаклей;

- атрибуты для занятий и для спектаклей;

- декорации к спектаклям. 

3.1.1. Учебно  - методические материалы (приложение 3)

3.1.2. Кадровое обеспечение:

 Для реализации данной программы необходимо следующее кадровое обеспечение: воспитатель, выполняющий функции воспитателя по театрализованной    деятельности; воспитатели старших возрастных групп и воспитатели подготовительных к школе групп.

2.3.  Список используемой литературы:

  1. ФГОС дошкольного образования.
  2. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  3. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  4. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972. 
  5. 4.) Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6лет.
  6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6- 7лет.
  7. Сорокина Н.Ф., Л.Г.Миланович.  Программа Театр-творчество-дети М., 1995.
  8. Маханева М.Д. «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера», 2003.
  9. Захарова Т.Н.  «Ролевые игры в детском саду».
  10. Петрова Т.И., Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова. «Театрализованные игры в д/с» Москва
  11. «Школьная пресса» 2000г.
  12. Шорохова О.А.  Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по связной речи           дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
  13. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - :Книголюб, 2006.
  14. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Волгоград: ИТД «Корифей»
  15. Куликовская  Т. А. «Обучение дошкольников пересказу»: Учебно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.:ООО»Издательство – ПРЕСС, 2012.
  16. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008
  17. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.



Предварительный просмотр:

     Выразительность речи

Умение давать оценку поступкам действующих лиц

Использование мимики

Использование жестов

Познавательный интерес

Задание 1: рассказать

четверостишие с радостью. 

Речевой материал

  • Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

  • Я смеюсь, я хохочу,

            Улыбаюсь и шучу, 

            Мне так весело сегодня,

            Даже танцевать хочу!

____________________________

Задание 2: рассказать

четверостишие с грустью. 

Речевой материал

  • У меня в руке платок,

Слёзы вытираю,

Сегодня мой сосед – дружок,

Сказал мне: "Не играю!"

  • Яблоко стало невкусным.

Веселое - сделалось грустным.

Сахар - не сладкий.

Соль - не соленая.

Дождик - не мокрый.

Трава - не зеленая.

Гром на кого-то с  неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать.

Мама молчит...

_____________________________

Задание 3: произнести с удивлением. 

Речевой материал

  • Потянулась Машенька
    К зеркалу рукой,
    Удивилась Машенька:
    «Кто же там такой?»

  • Старший молвил: «Что за диво?
    Все так чисто и красиво.
    Кто-то терем прибирал,
    Да хозяев поджидал…»

_________________________

Задание 4: изобразить вопросительную интонацию. 

  • Лес, о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

____________________________________

Задание 5: произнести со злостью. 

Речевой материал

  • Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу – стучу,

Во всё горло кричу – кричу.

___________________________________

Задание 6: произнести с безразличием. 

Речевой материал

  • Стали не нужны игрушки,

          Ничего я не хочу,

Играть зовут друзья, подружки -

Только я в ответ молчу.

  • Я устал.. я устал..я устал…

Я устал, потому что молчал.

Я устал от безделья, от сна,

И болит у меня голова.

_____________________________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не пытается передать настроение в заданном тексте.

Средний бал – наблюдаются трудности в передаче заданной эмоции в стихотворном тексте.

Высокий балл – не испытывает трудностей, передавая заданную эмоцию в стихотворном тексте.

Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

(модифицированный вариант Р.М. Калининой)

материал:

1)доброта-жадность 

Содержание картинок:  

  • мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;
  • девочка закрывает  руками все игрушки от окруживших ее детей.

____________________________

2) отзывчивость-равнодушие 

Содержание картинок:

  • маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствующее;
  • один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем, смеется.

3) дружелюбие-онфликтность 

Содержание картинок:

  • дети вместе дружно играют на ковре;
  • два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку.

4) аккуратность – неаккуратность 

Содержание картинок: 

  • девочка причесывается перед зеркалом; девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.

___________________________

5) вежливость-невнимание к взрослым 

Содержание картинок:

  • ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;
  • бабушка сидит грустная, держится за голову;  мальчик играет на барабане, смеется.

___________________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос, не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

Средний бал –Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

Высокий балл – Ребенок правильно называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Диагностическая методика  М. Чистяковой «Психогимнастика»

Этюды:

«Соленый чай»,

 «Ем лимон»,

«Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась»,

«Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна»,

«Встретили хорошего знакомого»,

 «Испугались забияку», «Умеем лукавить

 (подмигивание).

____________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не пытается передать эмоцию мимикой.

Средний бал – наблюдаются трудности в передаче заданной эмоции с помощью

мимики.

Высокий балл – не испытывает трудностей, передавая заданную эмоцию мимикой лица.

Диагностическая методика  М. Чистяковой «Психогимнастика»

1) Этюд «Изобрази жестом»:

 «высокий», «тише»  «маленький»,

 «там», «я»,

 «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда».

____________________

2) Этюд  «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

___________________

3) Этюд «В магазине зеркал»

В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

_________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не умеет жестикулировать. Не проявляет интереса и желания.

Средний бал – наблюдаются трудности в использовании жестов во время театральных игр и этюдов.

Высокий балл – не испытывает трудностей в использовании жестов во время театральных игр и этюдов.

Низкий балл не проявляет интереса к размышлению, рассуждению , внимание рассеянное, память ослаблена.

________________

  Средний бал – имеет склонность к приобретению новых знаний, но наблюдаются трудности в усвоении познавательного материала, т.к. не всегда проявляет внимание  выполняя творческие задания. 

__________________

Высокий балл-

 В процессе проведения занятий проявляет устойчивый интерес к познавательному материалу в соответствии с тематикой НОД. Задает вопросы,  проявляет самостоятельность, инициативу, демонстрирует свои знания по изучаемой теме.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Приложение № 1

 Календарно - тематическое планирование НОД

                       1 год обучения:  дети от 5 до 6 лет (старшая группа)

Цели и задачи: 

  1. активизировать познавательный интерес детей;
  2. снимать зажатость и скованность;
  3. развивать навыки действия с воображаемыми предметами;
  4. учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  5. учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
  6. пополнять словарный запас;
  7. развивать дикцию на материале чистоговорок, скороговорок и стихов;
  8. развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

9) развивать речевое дыхание.

 Тематический план

Темы

Количество учебных часов

Сентябрь

   октябрь

ноябрь

декабрь

   январь

Февраль

март  

апрель

    Май  

Я в детском саду

1

Подарки осени

1

«Вот она какая, осень золотая!»

1

«День осенний на дворе»

1

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

1

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

1

«Разноцветный мир вокруг»

1

«Наш участок осенью. Деревья осенью»

1

«Осень в моем городе. Парки»

1

«День народного единства»

1

«Птицы осенью. Кто остается зимовать»

1

Домашние животные

1

День матери

1

«Что подарит нам зима, чем она порадует?»

1

 «Деревья, которые радуют. Какие бывают ёлочки»

1

«Игрушки и украшения для ёлочки. Новый год – загадывай желания!»

1

«Зимние забавы»

1

«Зимние забавы»

1

Из чего сделаны эти девчонки? Любят девочки рисовать. Из чего сделаны эти мальчишки? Любят мальчики играть»

1

Из чего сделаны эти девчонки? Любят девочки рисовать. Из чего сделаны эти мальчишки? Любят мальчики играть»

1

«Какой бывает транспорт

1

Военная техника

1

«Армия России»

1

Добрые дела

1

Мамин праздник

1

Дом доброты. Мир семьи в сказках

 1

В мире доброй сказки

 1

Волшебство, которое помогает

 1

О чем рассказывает книжка

1

День космонавтики. «Звездолеты»

1

Первые весенние цветы

1

Дикие животные

1

Весна идет навстречу лету

1

Наши любимые занятия с мамой и папой.

1

Скоро лето. Летние цветы

1

Скоро лето. Летние цветы

1

ИТОГО:

36

Перспективный план

Сентябрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

Я в детском саду

Закрепить знания детей о культуре поведения в детском саду.

Учить импровизации в театральной игре.

Развивать речевое дыхание.

1. Приветствие «Утро в детском саду»  

2. Загадка про детский сад.

3. Беседа о воспитателях и детях

4. Игра - упражнение «Надуй игрушку»

 5. Знакомство и инсценировка стих-я  Н. Ярославцева  «Детский сад»

2

«Подарки осени»

Совершенствовать память, внимание, воображение.

Учить импровизации в театральной игре.

Развивать мелкую моторику рук;  речевое дыхание.

1. Приветствие «Утро в детском саду»

2. Беседа о дарах осени.

3. Загадка про грибы

4. Пальчиковая игра «Грибы»

5. Инсценировка стихотворения Л.Юшковой «На пенек грибочек влез»

3

«Вот она какая, 0сень золотая»

Закрепить представление детей о ранней осени. Научить понимать причины листопада, называть части листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни

леса. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение. Снижать скованность детей путем театрализованной игры.

1. Приветствие «Утро в детском саду»

2. Чистоговорка «Осень» (Та-та-та- осень это красота......)

3. Просмотр видео сюжета «Золотая осень»

4. Музыкальная игра «Листопад»

5. Театральная игра «Осень и ветер» по стих-ю «Осень тонкой длинной кистью разукрашивает листья..»

4

«День осенний на дворе»

Систематизировать  представление детей о ранней осени. Учить перевоплощаться. Развивать выразительную речь, умение перевоплощаться.

1. Приветствие «Утро в детском саду»  

2. . Чистоговорка «Осень» (Та-та-та- осень это красота......)

3. Словесная игра «Не ошибись»
4. Инсценировка стихотворения Е. Интулова «Кар! В лесу пожар!»

Октябрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

  1. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  2. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, любовь ко всем членам семьи.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Чтение стихотворения Я.Акима «Родня»

3.   Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

4. Д.игра «Радость и печаль»

5. С.р. игра «В гости к бабушке».

2

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Развивать моторику рук, диалогическую речь.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Чтение сказки Л.А.Заколодкиной «Дружная семья»

3.   Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

4. Театр «би-ба-бо» «Маленькая девочка, скажи, где ты была?»

3

«Разноцветный мир вокруг»

Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Беседа об осени

3. Музыкальная игра «Листопад»

4. Театральная игра «Осень и ветер» по стихотворению «Осень тонкой длинной кистью разукрашивает листья..»

4

«Наш участок осенью. Деревья осенью»

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формировать представлений о характерных  признаках  и  

периодах осени. Обогащать словарь детей. Учить    устанавливать  

элементарные и причинно-

следственные связи. Формировать плавный ротовой выдох, используя упражнения на дыхания.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Упражнение на дыхание «Осенняя мелодия»

4. Знакомство со сказкой «Путешествие осеннего листочка»

5. Этюды по сказке «Путешествие осеннего листочка»

5

Осень в моем городе. Парки.

Развивать воображение, фантазию детей. Обогащать познавательную и эмоционально-чувствительную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей. Формировать плавный ротовой выдох, используя упражнения на дыхания.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Видео ролик «Осень в парке»

3. Упражнение на дыхание «Осенняя мелодия»

4. Инсценировка сказки «Путешествие осеннего листочка»

Ноябрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«День народного единства».

Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине.

Продолжать подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2.Беседа о празднике. Видео ролик.

3. Пальчиковая игра «Утро настало, солнышко встало...»

4.  Инсценировка сказки Л.А.Заколодкиной «Дружная семья»

2

Птицы осенью. Кто остается зимовать?»

Закрепить знания детей о перелетных птицах; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Чтение стих- я М.Ивенсон «Осень»

3. Беседа о перелетных птицах

4. Инсценировка стихотворения Ю.Володиной «Кукушка»

3

Домашние животные

 Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Загадки о домашних животных

3. Пальчиковая игра «Утро настало, солнышко встало...»

4. Пальчиковый театр по Мордовской сказке в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»

4

«День матери»

Способствовать углублению детей чувства привязанности и любви к маме.

Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Тренировать память детей.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Чтение стихотворения про маму

3. Беседа о роли мамы в семье.

4. Физ. пауза «Маме надо отдыхать...»

5. Инсценировка стихотворения Э.Успенского «Разгром»

Декабрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Что подарит нам зима, чем она порадует?»

 Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы. Развивать фантазию.

1. Приветствие «Поскорее в круг вставай»

2. Беседа с видео сюжетом  о зиме

3. Разучивание скороговорки: «Вез на горку Саня...»

4. Игра «Зимние приметы»

5. Самомассаж «Зима»

6. Сочинение с детьми «Зимней сказки»

2

«Деревья, которые радуют. Какие бывают елочки?»

Развивать мышление детей, подражательные навыки. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, диалогическую и монологическую речь.

1. Приветствие «Поскорее в круг вставай»

2. Театральная игра «Елка-елочка»

3. Инсценировка «Кто под елочкой живет»

3.

«Игрушки и украшения для елочки. Новый год – загадывай желания»

Систематизировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года в России и других странах; формировать уважительное отношение к праздничным традициям разных народов; Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, диалогическую и монологическую речь

1. Приветствие «Поскорее в круг вставай»

2. Беседа о празднике

3. Дилогические игры «Дети и Дед Мороз»

4

«Зимние забавы»

Обобщить знания о зимних явлениях, о зимних развлечениях.
Упражнять детей в составлении простого распространенного предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования слов.

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

1. Приветствие «Дружные ребята»

2. Чистоговорка «Ры-ры-ры- качусь на саночках с горы....»

3. Игра на развитие моторики рук «Мы с тобой снежок лепили»

4. Игра «Доскажи словечко»

5. Физ. пауза «Что нам нравиться зимой»

6. Инсценировка стихотворения «На каток я собираюсь...»

Январь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Зимние забавы»

Продолжать обобщать знания о зимних явлениях, о зимних развлечениях.
Упражнять детей в составлении простого распространенного предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования слов.

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

1. Приветствие «Дружные ребята»

2. Чистоговорка «Ры-ры-ры- качусь на саночках с горы....»

3. Игра на развитие моторики рук «Мы с тобой снежок лепили»

4. Игра «Доскажи словечко»

5. Физ. пауза «Что нам нравиться зимой»

6. Инсценировка стихотворения «На каток я собираюсь...»

2

«Из чего же сделаны эти девчонки?»

Совершенствовать память, внимание, воображение. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Приветствие «Дружные ребята»

2. Игра «Паровозик дружбы» 3. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

4. Знакомство со стихотворением А.Кузнецова «Мы поссорились с подругой»

5. Инсценировка

3

«Из чего же сделаны эти мальчишки? »

Совершенствовать память, внимание, воображение. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них. Развивать неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики и жестов.

1. Приветствие «Дружные ребята»

2. Игра «Паровозик дружбы»

3. Игра «Мирилка» (Просто нужно стать добрей...)

4. Игровые ситуации (этюды «Поссорились - помирились»

5. Инсценировка стихотворения «На каток я собираюсь...»

Февраль

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Какой бывает транспорт?»

 Учить выработать умение пользоваться направленной воздушной струей.

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Актуализировать, систематизировать и расширить знания о транспорте.

1. Приветствие «Мы сильные, мы смелые»

2. Игра на дыхание «Чей паровоз громче гудит»

3. Анимационный мультфильм «Транспорт»

4. Дидактическая игра «Путаница»

5. Театральная игра по стихотворению М. Монаковой «Такси»

2

«Военная техника»

Учить выработать умение пользоваться направленной воздушной струей. Познакомить с видами войск в нашей стране России и какая военная техника нужна для каждого вида войск. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

1. Приветствие «Мы сильные, мы смелые»

2. Просмотр видео фильма по теме занятия  

3.Игра на дыхание «Чей паровоз громче гудит»

4. Развивающая игра «Летает, плавает, едет»

5.  Инсценировка стихотворения В.Руденко Мужской праздник»

3

«Армия России»

Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. 

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

1. Приветствие «Мы сильные, мы смелые»

2.Беседует с детьми о защитниках Родины (слайдовая презентация)

3.Физминутка «Аты-Баты – мы солдаты»

4. Дидактическая игра «Летает, плавает, едет»

5. Инсценировка стихотворения В.Руденко «Мужской праздник»

4

«Добрые дела»

Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

1. Приветствие «Мы сильные, мы смелые»

2. Пальчиковая гимнастика:

Если пальчики грустят-

Доброты они хотят

3. Развивающая игра «Превращаем плохие поступки в хорошие»

4. Знакомство с рассказом Л.Толстого «Котенок»

5. Театральные этюды по рассказу «Котенок» Л.Толстого.

Март

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Мамин праздник»

Развивать у детей нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме.

1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки» 

2. Чтение стихотворения про маму

3. Беседа о роли мамы в семье.

4. Физ. пауза «Маме надо отдыхать...»

5. Инсценировка стихотворения Э.Успенского «Разгром»

2

«Дом доброты. Мир семьи в сказках»

Развивать коммуникативные навыки - умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение. Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.

1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

2. Беседа на тему «Что такое доброта?»

2.  «Отгадай сказку»- загадывание загадок

3. Рассказывание р.н. сказки «Гуси-Лебеди»

4. Театральные этюды по сказке

3

«В мире доброй сказки»

Продолжать обогащать словарь словами для выражения вежливости. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих.

1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

2. Игра «Вежливые слова»

 3. Театральная игра по р.н. сказке «Гуси-Лебеди»

4

«Волшебство, которое помогает.

Волшебные слова»

Продолжать обогащать словарь словами для выражения вежливости. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих.

1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

2. Игра «Вежливые слова»

 3. Инсценировка  р.н. сказки «Гуси-Лебеди»

Апрель

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«О чем рассказывает книжка»

Формировать элементарные представления о книге и ее значение. Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Побуждать детей к активному участию в театральной игре. Учить импровизации.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Беседа о значение книги в жизни человека

3. Знакомство и инсценировка сказки «Почему кот моется после еды»

2

«День космонавтики. Звездолеты»

Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью получения и закрепления знаний о космосе и космонавтах.

Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

1. Беседа с видео сюжетами по теме занятия. Познакомить с первыми космонавтами

2. Чистоговорка «Чу-чу-чу- в космос полететь хочу.....»

3. Пальчиковая игра «Космонавт»

4. Сказка «Там на космических дорожках» со слайдовой презентацией

3

«Первые весенние цветы»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы, зацветают цветы). Познакомить с первыми весенними цветами. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Беседа по теме занятия с видео презентацией

3. Игра «Что лишнее?»

 4. Упражнение «Подснежник»

5. Разучивание и инсценировка стихотворения Л.Кудрявской «Подснежник»

4

«Домашние животные»

Учить устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.

Тренировать память детей.

Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность.

1. Приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»

2. Игра - беседа о домашних животных

3.Знакомство и инсценировка сказки Кипниес И «Почему котенок плакал»

Май

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Весна идет навстречу лету»

Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. воспитывать коммуникативные навыки общения.

1. Приветствие «Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой!»

2. Беседа по теме занятия с видео презентацией

3. Игра «Что лишнее?»

 4. Упражнение «Подснежник»

5. Разучивание и инсценировка стихотворения Л.Кудрявской «Подснежник»

2

«Наши любимые занятия с мамой и папой»

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Продолжать формировать у детей представление, что такое настроение и от чего оно зависит.

1. Приветствие «Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой!»

2. Игра с мячом «А я с мамой и папой…играю в мяч»

3. Развивающая игра «Превращаем плохие поступки в хорошие»

4. Игра на развитие моторики «Настроение»

5. С.р. игра «Семья»

3

«Скоро лето. Летние цветы»

Уточнить представление о наступающем  лете.

Воспитывать бережное отношение к цветам

 

1. Приветствие «Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой!»

2. Знакомство со стихотворением В.Орлова «Ромашки»

3. Ролевая игра по стихотворению В.Орлова «Ромашки».

4

«Скоро лето. Летние цветы»

Способствовать расширению знаний детей о цветах;

развивать память, внимание, воображение, мышление;

продолжать воспитывать у детей заботливое отношение к окружающему миру.

1. Приветствие «Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой!»

2. Ролевая игра по стихотворению В.Орлова «Ромашки»

3. Игры по желанию детей

2 год обучения: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа)

Цели и задачи: 

1) активизировать познавательный интерес детей;

2) развивать произвольное внимание, наблюдательность, фантазию, умение

    согласовывать свои действия с партнерами;

3) совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;

4) совершенствовать умение пользоваться интонациями, выражающими основные

чувства;

5) развивать способность создавать образы живых существ и предметов через

пластические возможности своего тела, с помощью жеста и мимики;

6) учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

7) пополнять словарный запас, образный строй речи;

8) развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

9) совершенствовать  умение согласовывать свои действия с другими детьми;

10) воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Тематический план

Темы

Количество учебных часов

Сентябрь

   октябрь

Ноябрь

Декабрь

   январь

Февраль

март  

Апрель

    Май  

Я в детском саду

1

Подарки осени

1

«Вот она какая, осень золотая!»

1

«День осенний на дворе»

1

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

1

«Я и моя семья. Дети в семье. Семейные прогулки»

1

«Разноцветный мир вокруг»

1

«Наш участок осенью. Деревья осенью»

1

«Осень в моем городе. Парки»

1

«День народного единства»

1

«Птицы осенью. Кто остается зимовать»

1

Домашние животные

1

День матери

1

«Что подарит нам зима, чем она порадует?»

1

 «Деревья, которые радуют. Какие бывают ёлочки»

1

«Игрушки и украшения для ёлочки. Новый год – загадывай желания!»

1

«Зимние забавы»

1

«Зимние забавы»

1

Из чего сделаны эти девчонки? Любят девочки рисовать. Из чего сделаны эти мальчишки? Любят мальчики играть»

1

Из чего сделаны эти девчонки? Любят девочки рисовать. Из чего сделаны эти мальчишки? Любят мальчики играть»

1

«Какой бывает транспорт

1

Военная техника

1

«Армия России»

1

Добрые дела

1

Мамин праздник

1

Дом доброты. Мир семьи в сказках.

 1

В мире доброй сказки

 1

Волшебство, которое помогает

 1

О чем рассказывает книжка

1

День космонавтики. «Звездолеты»

1

Первые весенние цветы

1

Дикие животные

1

Весна идет навстречу лету

1

Наши любимые занятия с мамой и папой

1

Скоро лето. Летние цветы

1

Скоро лето. Летние цветы

1

ИТОГО:

36

Перспективный план

Сентябрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

Я в детском саду

Активизировать познавательный интерес детей  о культуре поведения в детском саду.

Развивать дикцию на материале стихов. Продолжать учить импровизации в театральной игре. Развивать координацию речи с движением и речевое дыхание.

1. Приветствие «Ты и я, ты и я»

2. Загадка про детский сад

3. Беседа о правилах безопасной жизни в детском саду

4. Игра- упражнение «Насос и надувная кукла»

 5. Знакомство и инсценировка стих-я А.Барто «Игра в стадо»

6. Игра с движениями «Новичок»

2

«Подарки осени»

Расширить представления детей о времени года - осени. Побуждать детей к активному участию в театральной игре. Совершенствовать память, внимание, воображение.

1. Приветствие «Ты и я, ты и я»

2. Дидактическая игра «Вершки- корешки»

3. Театральная игра по стихотворению «Брусничка»

3

«Вот она какая осень золотая»

Обучать детей умению согласовывать свои действия с другими детьми, взрослыми; развивать творческое  воображение, пантомимические навыки.

1. Приветствие «Ты и я, ты и я»

2. Разучивание скороговорки «Под ногами в листопад Листья желтые шуршат»

3. Игра с мячом «Вершки- корешки»

4. Игра «Дождик»

5. Театральная игра по стихотворению «Брусничка»

4

«День осенний на дворе»

Учить перевоплощаться, строить диалог. Расширить представления детей о подготовке животных к зиме.

1. Приветствие «Ты и я, ты и я»

2. Игра с движениями «Художница – Осень»

 3.Разучивание скороговорки «Под ногами в листопад Листья желтые шуршат»

4. Знакомство и инсценировка сказки «Беззаботный зайка»

Октябрь

Тема

Задачи  занятия

 Методические приемы

1

«Я и моя семья. Дети в семье»

Учить детей находить выход из проблемных ситуаций; воспитывать ответственность за порученное дело, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

1. Приветствие «Что за чудо- чудеса»

2. Пальчиковая игра «Прогулка»

3. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «Лапуся». Беседа по содержанию

4. Этюды по стихотворению

2

«Я и моя семья. Дети в семье»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

1. Приветствие «Что за чудо- чудеса»

 2. Пальчиковая игра «Прогулка»

3. Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Лапуся»

3

«Разноцветный мир вокруг»

Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность.

Совершенствовать умение пользоваться интонациями

1. Приветствие «Что за чудо- чудеса»

2. Загадка о лесе (видео сюжеты)

3. Инсценировка стихотворения «Листопад» Н. Минский

4. Театральная игра «Краски»

4

«Наш участок осенью. Деревья осенью»

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

Развивать речевое дыхание.

1. Приветствие «Что за чудо- чудеса»

2. Инсценировка стихотворения «Листопад» Н. Минский

3. Просмотр мультфильма по рассказу В. Сутеева «Синичкин календарь»

5

Осень в моем городе. Парки.

Развивать воображение, фантазию детей.

1. Приветствие «Что за чудо- чудеса»

Инсценировка стихотворения «Листопад» Н. Минский Инсценировка стихотворения Е. Интулова «Кар! В лесу пожар!»

Ноябрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«День народного единства»

Продолжать подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях.

1. Приветствие «Мое настроение»

2

Птицы осенью. Кто остается зимовать?»

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.

Развивать творческое воображение ребенка. Способствовать освоению образных движений.

Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.

1. Приветствие «Мое настроение»

2. Беседа о перелетных птицах

4. Инсценировка стихотворения Ю.Володиной «Кукушка»

5. Театральная игра «Перелетные и зимующие птицы»

3

Домашние животные

Продолжать учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. Развивать пантомимику и выразительность речи.

1. Приветствие «Мое настроение»

Знакомство и инсценировка Литовской сказки «Почему кот моется после еды» 

4

«День матери»

Расширить и углубить знания детей о празднике - «День матери» Формировать осознанное понимание значимости матери в жизни ребёнка и их взаимосвязь друг с другом.

1. Приветствие «Мое настроение» 

2. Беседа об истории праздника.

3. Игра с мячом «Моя мамочка похожа на…»

2. Инсценировка стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Декабрь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Что подарит нам зима, чем она порадует?»

Развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно – следственные связи. 

Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через

пластические возможности своего тела, с помощью жеста и мимики.

1. Приветствие «Что за руки - чудеса»

2. Беседа «Как много интересного бывает зимой»

Инсценировка сказки Т.Куликовской «Что случилось с мухой в зимнем лесу»

Игра «Мухи и снежинки»

«Деревья, которые радуют. Какие бывают елочки?»

Развивать творческое воображение. Способствовать освоению образных движений.

1. Приветствие «Что за руки - чудеса»

2. Театральная игра «Елка-елочка»

3. Инсценировка «Кто под елочкой живет»

3

«Игрушки и украшения для елочки. Новый год – загадывай желания»

Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, дикцию на материале скороговорок.

1. Приветствие «Что за руки- чудеса»

2. Разучивание чистоговорки «От-от, от-от  - на пороге новый год.......»

3. Беседа о празднике

4. Дилогические игры «Дети и Дед Мороз»

4

«Зимние забавы»

Расширять знания детей о времени года – зиме. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Развивать дикцию на материале скороговорок.

1. Приветствие «Что за руки- чудеса»

2 Разучивание скороговорки «Подарили Валеньке маленькие валенки»

3. Физ.пауза «Лепим снежок»

4. Пантомима «Зимние забавы» (игра «Где бывали, мы не скажем, а что делали - покажем»)

Январь

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Зимние забавы»

Продолжать расширять знания детей о времени года – зиме. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Развивать дикцию на материале скороговорок.

1. Приветствие «Что за руки- чудеса»

2 Разучивание скороговорки «Подарили Валеньке маленькие валенки»

3. Физ.пауза «Лепим снежок»

4. Пантомима «Зимние забавы» (игра «Где бывали, мы не скажем, а что делали - покажем»)

2

«Из чего же сделаны эти девчонки? Любят девочки рисовать..»

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение.

1. Приветствие «Что за руки - чудеса»

2. Словесная игра «Хорошо –плохо»

3. Знакомство со стихотворением О.Григорьева «Конфеты»

4. Ролевая игра

3

«Из чего же сделаны эти мальчишки? Любят мальчики играть»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать слуховую память.

1.Приветствие «Что за руки- чудеса»

2. Чтение В.Косовицкого

«Это все, конечно, враки,

Что мальчишки любят драки»

3. Ролевая игра по стихотворению О.Григорьева «Конфеты»

Февраль

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Какой бывает транспорт?»

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Развивать способность сопереживать героям сказок.

1. Приветствие «Станем рядышком, по кругу»

2. Игра - имитация «Едем на машине»

3. Театральная игра «Летчики»

4. Сочинение и обыгрывание сказки «Как КамАЗ обидел Москвичка»

2

«Военная техника»

 Систематизировать знания детей о военной технике: сухопутная, морская, воздушная.

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

1. Приветствие «Станем рядышком, по кругу»

2. Загадки о военной технике (слайдовая презентация)

3. Сюжетно ролевая игра

«Служим России»

3

«Армия России»

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

1. Приветствие «Станем рядышком, по кругу»

Инсценировка стихотворения Н.Самоний «Маленький генерал»

3. Сюжетно ролевая игра

«Служим России»

4

«Добрые дела»

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать связную речь, внимание, память. Воспитывать доброту, веру в то, что добро всегда побеждает зло.

1. Приветствие «Станем рядышком, по кругу»

2. Беседа о доброте

3.Игровое упражнение «Это я, это все мои друзья»

Театральная игра по сказке «Гуси - Лебеди»

Март

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Мамин праздник»

Воспитывать доброе заботливое отношение к маме.

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. 

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

Пальчиковая игра «Маму я свою люблю»

Подвижная игра «Радостно -грустно»

Инсценировка стихотворения Э.Успенского «Разгром»

2

«Дом доброты. Мир семьи в сказках»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека

проявлять доброжелательность, навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Развивающая игра «Превращаем плохие поступки в хорошие»

3. Театральная игра по сказке «Гуси- Лебеди»

3

«В мире доброй сказки»

Продолжать углублять представление детей о доброте.

Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Развивающая игра «Превращаем плохие поступки в хорошие»

3. Кукольный театр по сказке «Гуси - Лебеди»

4

«Волшебство, которое помогает.

Волшебные слова»

 Формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, познавательную активность.

1. Приветствие «Давайте вместе с нами»

2. Игра «Вежливые слова»

3. Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Театральные этюды по сюжету мультфильма

Апрель

Тема

Задачи  занятия

Материал, оборудование,

Литература

1

«О чем рассказывает книжка»

Развивать воображение, фантазию, учить подбирать рифмы к словам. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

1. Приветствие «Солнечные лучики»

2. Игра «Назови рифму»

3.Театральная игра «Книжки и Неряха»

2

«День космонавтики. Звездолеты»

Расширять и углублять представления детей о космосе. Продолжать учить ориентировке в пространстве.

1. Приветствие «Солнечные лучики»

2. Просмотр мультфильма «Невероятные приключения в космосе» (мульт. студия д/с «Фантазия»)

3. Игра «Роботы и звезды»

3

«Первые весенние цветы»

Систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Вспомнить названия первоцветов Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

2. Беседа по теме занятия с видео презентацией

3. Игра «Что лишнее?»

 4. Упражнение «Подснежник»

5. Инсценировка стихотворения Л.Кудрявской «Подснежник»

4

«Домашние животные»

 Воспитывать коммуникативные качества детей. Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность. Воспитывать заботливое отношение к животным.

1.Приветствие «Солнечные лучики» 

2. Игра - беседа о домашних животных

3. Инсценировка стихотворения

В. Левановского «Хозяйка и кот»

Май

Тема

Задачи  занятия

Методические приемы

1

«Весна идет навстречу лету»

Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. воспитывать коммуникативные навыки общения. Продолжать учить детей дифференцировать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, пантомимике.

1. Приветствие «Утром солнышко проснулось…» 

Беседа по теме занятия с видео презентацией

3. Игра «Что лишнее?»

 4. Упражнение «Подснежник»

5. Разучивание и инсценировка стихотворения М. Пожаровой «Весна»

2

«Наши любимые занятия с мамой и папой»

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

1. Приветствие «Утром солнышко проснулось…» 

Игра с мячом «А я с мамой и папой…играю в мяч»

3. Развивающая игра «Превращаем плохие поступки в хорошие»

4. Игра на развитие моторики «Настроение»

5. С.р. игра «Семья»

3

«Скоро лето. Летние цветы»

Закрепить ранее полученные знания о растительном мире, о значении растительности в природе.

1. Приветствие «Утром солнышко проснулось…»

 2. Беседа по теме занятия с видео сопровождением.

3. Знакомство со стихотворением Ю. Недель «Незабудочная песенка» (видео презентация

4. Ролевая игра по стихотворению.

4

«Скоро лето. Летние цветы»

Развивать воображение, память, речевую выразительность;
воспитывать бережное отношение к природе, умение играть сообща и действовать в команде.

1. Приветствие «Утром солнышко проснулось…»

 2. Ролевая игра по стихотворению Ю. Недель «Незабудочная песенка»

3. Театральная игра «Садовник»

                                                                           



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           (приложение № 2)

  

Мониторинг уровня сформированности навыков  театрализованной деятельности детей старшего  дошкольного возраста проводится на основе творческих заданий

Выразительность речи

Умение давать оценку поступкам действующих лиц

Использование мимики

Использование жестов

Познавательный интерес

Задание 1: рассказать

четверостишие с радостью. 

Речевой материал

  • Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

  • Я смеюсь, я хохочу,

            Улыбаюсь и шучу, 

            Мне так весело сегодня,

            Даже танцевать хочу!

____________________________

Задание 2: рассказать

четверостишие с грустью. 

Речевой материал

  • У меня в руке платок,

Слёзы вытираю,

Сегодня мой сосед – дружок,

Сказал мне: "Не играю!"

  • Яблоко стало невкусным.

Веселое - сделалось грустным.

Сахар - не сладкий.

Соль - не соленая.

Дождик - не мокрый.

Трава - не зеленая.

Гром на кого-то с  неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать.

Мама молчит...

_____________________________

Задание 3: произнести с удивлением. 

Речевой материал

  • Потянулась Машенька
    К зеркалу рукой,
    Удивилась Машенька:
    «Кто же там такой?»

  • Старший молвил: «Что за диво?
    Все так чисто и красиво.
    Кто-то терем прибирал,
    Да хозяев поджидал…»

_________________________

Задание 4: изобразить вопросительную интонацию. 

  • Лес, о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

____________________________________

Задание 5: произнести со злостью. 

Речевой материал

  • Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу – стучу,

Во всё горло кричу – кричу.

___________________________________

Задание 6: произнести с безразличием. 

Речевой материал

  • Стали не нужны игрушки,

          Ничего я не хочу,

Играть зовут друзья, подружки -

Только я в ответ молчу.

  • Я устал.. я устал..я устал…

Я устал, потому что молчал.

Я устал от безделья, от сна,

И болит у меня голова.

_____________________________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не пытается передать настроение в заданном тексте.

Средний бал – наблюдаются трудности в передаче заданной эмоции в стихотворном тексте.

Высокий балл – не испытывает трудностей, передавая заданную эмоцию в стихотворном тексте.

Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

(модифицированный вариант Р.М. Калининой)

материал:

1)доброта-жадность 

Содержание картинок:  

  • мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;
  • девочка закрывает  руками все игрушки от окруживших ее детей.

____________________________

2) отзывчивость-равнодушие 

Содержание картинок:

  • маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствующее;
  • один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем, смеется.

3) дружелюбие-онфликтность 

Содержание картинок:

  • дети вместе дружно играют на ковре;
  • два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку.

4) аккуратность – неаккуратность 

Содержание картинок: 

  • девочка причесывается перед зеркалом; девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.

___________________________

5) вежливость-невнимание к взрослым 

Содержание картинок:

  • ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;
  • бабушка сидит грустная, держится за голову;  мальчик играет на барабане, смеется.

___________________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос, не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

Средний бал –Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

Высокий балл – Ребенок правильно называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Диагностическая методика  М. Чистяковой «Психогимнастика»

Этюды:

«Соленый чай»,

 «Ем лимон»,

«Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась»,

«Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна»,

«Встретили хорошего знакомого»,

 «Испугались забияку», «Умеем лукавить

 (подмигивание).

____________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не пытается передать эмоцию мимикой.

Средний бал – наблюдаются трудности в передаче заданной эмоции с помощью

мимики.

Высокий балл – не испытывает трудностей, передавая заданную эмоцию мимикой лица.

Диагностическая методика  М. Чистяковой «Психогимнастика»

1) Этюд «Изобрази жестом»:

 «высокий», «тише»  «маленький»,

 «там», «я»,

 «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда».

____________________

2) Этюд  «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

___________________

3) Этюд «В магазине зеркал»

В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

_________________

Обработка результатов:

Низкий балл -  не умеет жестикулировать. Не проявляет интереса и желания.

Средний бал – наблюдаются трудности в использовании жестов во время театральных игр и этюдов.

Высокий балл – не испытывает трудностей в использовании жестов во время театральных игр и этюдов.

Низкий балл – не проявляет интереса к размышлению, рассуждению , внимание рассеянное, память ослаблена.

________________

  Средний бал – имеет склонность к приобретению новых знаний, но наблюдаются трудности в усвоении познавательного материала, т.к. не всегда проявляет внимание  выполняя творческие задания. 

__________________

Высокий балл-

 В процессе проведения занятий проявляет устойчивый интерес к познавательному материалу в соответствии с тематикой НОД. Задает вопросы,  проявляет самостоятельность, инициативу, демонстрирует свои знания по изучаемой теме.

                                                Диагностическая карта оценки уровня сформированности навыков

                                                 театрализованной деятельности у детей  дошкольного возраста

Дата  _____________________                                                                                                                                                                   Группа _________ _____________

                                       

Ф.И. ребенка

Умение давать оценку поступкам действующих лиц

Использование мимики

Использование жестов

Познавательный интерес

Средний балл

Выразительность речи

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

1

2

3

4

5

Высокий (%)

Средний (%)

Низкий (%)

                                                       

                                                                                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Приложение  3

          Перечень средств обучения и воспитания по образовательным областям  

                                                                                                             

                                         Познавательное развитие

         методическая литература:

         1). Гейченко И.Л., Исавнина О.Г. Пословицы и поговорки- детям

          дошкольного возраста. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

         2). Захарова Т.Н. Ролевые игры в детском саду. Конспекты занятий

          с детьми от 4-7 лет в детском саду. ООО «Академия развития», 2012.

         3) Гальцова Е.А. Забавные истории обо всем на свете:

          театрализованные и игровые занятия с детьми (Е.А.Гальцова. – Волгоград:

          Учитель, 2008.- 127 с.

          5). О.М.Ельцова. Риторика для дошкольников: Программа и

           методические рекомендации для воспитателей дошкольных

          образовательных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО- ПРЕСС»

      Демонстрационный материал по временам года : «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

       Наглядно- дидактические пособия: птицы домашние, птицы средней полосы,

      животные средней полосы, профессии, времена года. Атрибуты для игр с

      производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей. д.;

       копилка  загадок; серия картинок «Потешки»; копилка театральных игр на развитие

      кругозора детей, памяти, внимания, воображения.

                                                                                                     

                               

                                    Социально – коммуникативное развитие

             Методическая литература:

  1. Л.А.Дубина. «Коммуникативная компетентность дошкольников».

Сборник игр и упражнений. Москва 2006.

  1. И.А.Пазухина «Давай поиграем». Тренинговое развитие мира

социальных взаимоотношений детей.

  1. Иванова Г.П. «Театр настроений». Коррекция и развитие

эмоционально- нравственной сферы у дошкольников.- М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2006.- 88с.

  1. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия

по связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2007.

  1. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку.-

СПб.:Речь; М.:Сфера, 2009.- 144с.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей..

Ярославль: Академия развития, 1996.

                                                                                           

 копилка  мирилок; копилка игр: на знакомство, создание положительных

 эмоций»; для детей с затруднениями в общении; игр, направленных на

 преодоление агрессии, страха; кубик  «настроений»; пиктограммы.

                                                                                                                                                       

                                                           Речевое развитие

              методическая литература:

1). О.А.Бизикова. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».Москва 2008.

2). Е.А.Алябьева .Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. Москва 2009.

3). Куликовская Т.А. «Сказки- пересказки». Обучение дошкольников пересказу: Учебно- методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 80с.

4). Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; Сфера, 2009. – 144 с.

5). Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей / Т.А.Куликовская. – М: Издательство ГНОМ, 2014. – 112 с.

6). Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

  чудесный мешочек, зеркала;  наборы предметных картинок; копилка игр:

- игры и упражнения на речевое развитие;

- игры и упражнения на опору дыхания;

- игры и упражнения на расширение диапазона голоса;

- творческие игры со словом.

                           

                                    Художественно – эстетическое развитие

Методическая литература:

1. Е.А.Антипина. Театрализованная  деятельность в детском саду. Методические рекомендации. Москва 2009.

2. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова . Подготовка и проведение

театрализованных игр в детском саду. Москва 2004

3. Э.Г.Чурилова . Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников . . «Владос» 2001.

4. А.В.Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду .Издательство «Москва-синтез» 2007.

5. Н.Ф.Сорокина. Программа «Театр-творчество – детям».М: Просвещение 2004.

6. Т.Н.Доронова. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М: «Просвещение».

7. Федорова Г.П. На злотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста.- СПб.:»Детство-Прес», 2000. 8.Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому

Воспитанию.ИТД «Корифей» 2009.

Пальчиковые куклы: король,  королева, принцесса, фея, принц, шут. Игрушки фабрики художественной резьбы по дереву: «Бабушка»,«Медведь и колобок»,«Волк и колобок», Куры с петухом», «Куры», игрушки из дерева: «Кузнецы – мужик и медведь», белка, бычок, петрушка.

                                                             

                                                                                                                                             

                                               

                                                       

                    Физическое развитие

Методическая литература:

1. А.С.Галанов. «Игры, которые лечат».Педагогическое общество России, 2005.

2. Коваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.-М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2011.

3.Трясорукова Т.П. Носики- курносики: комплексы дыхательных и массажных упражнений для малышей. Феникс, 2013.

4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Малоподвижные игры и игровые упражнения. .- М.: Мозаика-Синтез,2015

      Мячи – прыгунки «Хорошее настроение»