Проект "Маленькие шаги на большой сцене"

Ширяева Елена Анатольевна

Работа с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                     МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия» г. Пыть- Ях.

                                      Проект

             «Маленькие шаги на большой сцене»

Аннотация проекта:

Срок реализации проекта: долгосрочный, 2020-2021 учебный год

Тип проекта :   творческий, коллективный.

                                   

Реализация проекта:                                

Проект реализуется во время занятий  НОД, занятий в театральной студии "Сказка за сказкой" , городских  и окружных мероприятиях с детьми и их родителями, педагогами, работающими в ДОО.

Направление проектирования:

Проект направлен на повышение уровня коммуникативности, формирование навыков творческой деятельности, развитие способов самореализации в театральной деятельности.

Участники проекта:

Руководитель: Ширяева Елена Анатольевна.

Участники: Администрация МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»;                                                

воспитанники и воспитатели д/с «Фантазия»;

Музыкальный руководитель: Дидик Вячеслав Михайлович;

Добровольцы: родители.

Актуальность:

Осознав необходимость повышения уровня коммуникативных навыков у детей, мы, педагоги МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия», решили активизировать  театральную  деятельность, как средство, которое позволяет детям  преодолевать робость, неуверенность в себе, всесторонне развивать ребенка,  помогает повышать коммуникативные навыки, укрепляет детско - родительские отношения.

                                                                     

Нельзя растить полноценного человека

        без воспитания в нем чувства   прекрасного.                              

                                                                    Р.Тагор.                      

Театр – это волшебный мир, способный развивать в ребенке задатки творчества, решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с развитием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; памяти; воображения; фантазии.

Введение ребенка в мир искусства и эстетического познания мира через интеграцию различных видов искусства - учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции – один из важнейших путей повышения художественно- эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность  усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождение в образ, а так же стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.

Поэтому я, воспитатель д/с "Фантазия" , решила разработать проект театрально-эстетического развития дошкольников «Маленькие шаги на большой сцене».  Проект позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Занимаясь театром, дети познают мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познают радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. Играя в сказку, дети импровизируют, оживляют предметы и звуки. Мой проект тесно взаимосвязан с другими видами деятельности – пением, движениями под музыку, с игрой на шумовых музыкальных инструментах  и т. д. Одна из целей проекта- приобщать ребенка к прекрасному через все виды искусства, преподаваемые в нашей школе: открытые уроки, совместные театральные постановки, беседы, лекции, совместные семейные досуги.

Основной целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка, повышение его коммуникативных навыков:

а) формирование предпосылок к правильному, культурному общению;

б) развитие умения договариваться о распределении ролей в театрализованной игре с помощью педагога, а потом - самостоятельно;

в) формировать умение применять вежливые слова;

г) развивать желание дружелюбно вести беседу в процессе совместной деятельности. 

Задачи проекта

Обучающие:

- учить правильно оценивать чужие и свои поступки, а так же персонажей кукольных и драматических спектаклей.                                                               - - -импровизировать игры-драматизации , игры в кукольный театр на  разную тематику.

Развивающие:

- развивать чуткость к сценическому искусству;                                                                - развивать коммуникативные качества;                                                                 - -- развивать произвольное внимание , память, наблюдательность, находчивость,        фантазию, воображение , восприятие, мышление .                                      

- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

Воспитательные:

- воспитывать гуманные чувства; готовность к творчеству.

Главная задача педагога (на занятиях, во время самостоятельной деятельности детей) – это воспитание. Воспитание в детях доброжелательности, отзывчивости, коммуникативности, умения договариваться друг с другом, выслушивать мнения других, а так же умению доходчиво объяснять свою точку зрения.

На занятиях НОД, театральной студии "Сказка за сказкой", в беседах дети получают знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, а  так же те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хороших и плохих поступках, о полезных и вредных действиях людей.             

       Несомненно, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра- это деятельность, которая отражает отношение личности к миру. Существенное влияние на развитие дружбы между детьми оказывает творческая игра. Целиком  погруженные в творческую деятельность дети, непосредственно и эмоционально, становятся в те или иные ситуации, в которых у них формируются все стороны личности. Благодаря этому у детей происходят значительные изменения в психике, подготавливающие их к переходу в новую, более высокую стадию развития. 

В реализацию проекта я включила специальные театрализованные игры, которые развивают  воображение и фантазию. К. С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре. На наших занятиях театром поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолёта, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Дети же сами могут превратиться по команде педагога в деревья, цветы, игрушки, котят и т. д. В процессе этих игр у детей развивается внимание, воображение, сообразительность, фантазия. В процессе игр дети выражают основные эмоции: «радость», «гнев», «грусть», «удивление», «отвращение», «страх». Дети учатся передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.  

 

Мой проект предусматривает тесную связь с музыкальным руководителем.  Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. На занятиях мы помогаем детям раскрепоститься и ощутить возможности своего тела с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. У детей развиваются двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений); развивается воображение (способность к пластической импровизации). В проекте использованы такие игры, как «Самолёты и бабочки»,  где дети учатся владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке; «Буратино и Пьеро», где целью игры является научить ребёнка расслаблять мышцы; «Бабушка Маланья», где развивается внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики и д. р. На занятиях театральной деятельностью я использую музыку, предлагаю детям всегда вслушиваться в неё, понимать характер. Часто я использую мелодию без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под эту музыку. Услышав вальс, они плавно кружатся, изображая пушинки, снежинки, фей, под марш идут как солдаты, чеканя шаг со строгими лицами. Однажды даже изобразили под грустную мелодию сосульку, которая весной таяла, таяла – и растаяла. Следует заметить, что ритмопластика развивает умственные способности ребёнка, будит фантазию.          

             Научить ребёнка выразительной речи – важная  задача проекта. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому на занятиях мы играем в игры и упражнения на речевое дыхание, такие как «Мыльные пузыри», «Игра со свечой» и т. д.; игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Капризуля», «Колокольчики», «Больной зуб»; игры и упражнения на опору дыхания: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо»; игры на расширение диапазона голоса: « Чудо - лесенка», «Самолёт», «Весёлые стихи»;  творческие игры со словом: «Вкусные слова», «Сочини сказку», «Похожий хвостик» и т. д.;  артикуляционную гимнастику: зарядку для губ, зарядку для шеи и челюсти, зарядку для языка.        

Не секрет, что в настоящее время во всех образовательных учреждениях одной из главных целей является укрепление здоровья детей. Поэтому, я в свой проект включила здоровье – сберегающие технологии И. Чупаха., А.Л.Сиротюк., Здоровье- сберегающие технологии  в ДОУ Н.И.Еременко,. С помощью игр и упражнений, гимнастики и психогимнастики, йоги в игре, дыхательной и звуковой гимнастики дети снимают усталость головного мозга, развивают дыхательный аппарат, учатся снимать напряжение с мышц рук, ног, шеи, корпуса, а так же полностью расслаблять мышцы всего тела и т. д.                 

                         

Самой главной частью проекта является работа над постановкой спектакля. Создание спектакля с детьми  - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процессе постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:

1. Не перегружать детей;

2. Не навязывать своего мнения;

3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных     ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Соблюдая эти условия, я заметила, что дети стали с нетерпением ждать каждой репетиции, заниматься с желанием и радостью. Я стараюсь первую встречу детей с пьесой или с инсценировкой эмоционально насытить, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Для постановок я подбираю сказки, которые дают яркий, широкий, многообразный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки побуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выбирая материал для инсценировок, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время стараюсь обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Работая над ролью, я стараюсь не навязывать детям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Нельзя приказать ребёнку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения.

Можно подсказать, помочь ребёнку, вспомнить какой – то жизненный эпизод, когда ребёнку действительно было страшно. Я считаю, что только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно научить детей взаимодействию с партнёрами, умению слышать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение. Не следует предлагать заранее придуманные мизансцены и устанавливать линии поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Добиваясь выразительности и чёткости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто–то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвёртый – сварливо, пятый – сердито и т. д. Во время постановки спектакля я слежу за тем, как дети размещаются по сцене, учу их не сбиваться, не загораживать друг друга. Если ребёнок находил удачное решение – обязательно отмечаю его и поощряю.

Премьера спектакля – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Первыми зрителями я приглашаю стать педагогов, которые, в отличие от родителей, очень строги и объективны. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение я не провожу сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже при следующей встрече в беседе я выясняю, насколько критически они способны относится к своей игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Я направляю беседу в нужное русло своими вопросами, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить детей и отметить наиболее удачных и интересные моменты выступления.

               Ожидаемые результаты проекта

Краткосрочные результаты: (апрель)

а) повышение уровня коммуникативных навыков, снятие зажатости и скованности;

б) развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

в) знание этических и эстетических норм (соответственно с возрастными требованиями).

Долгосрочные результаты: (май)

а) Развитие связной речи у детей старшего возраста;

б) усвоение звуковой и лексической стороны речи;

в)  развитие у детей интонационно- выразительной речи;

г) умение создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

д) развитие умения выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, злость, удивление, гнев) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

е) развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения);

ж) умение применить полученные знания и навыки в конкретной деятельности (спектакле, инсценировке, этюде);

з) формирование навыков публичных выступлений, умения держаться на сцене;

и) развитие творческого потенциала детей;

к) воспитание у детей умения объяснить свои потребности и не боятся высказывать свое мнение.        

Этапы реализации проекта:

1. Концептуальный. (сентябрь)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование ее актуальности, формирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

2.Подготовительный.        (октябрь)

Разработка планирования работы театрального коллектива «Сказка за сказкой»

3.Вводно-диагностический. (октябрь-ноябрь)

 Разработка диагностического инструмента (критерий, показателей для отслеживания уровня творческого развития детей).

4.Внедренческий. (октябрь – март)

Внедрение различных форм работы по целям и задачам проекта.

Промежуточная диагностика.

5.Заключительный. (апрель)

Итоговая диагностика по результатам проекта. Оценка всей театрально- образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

6.Итоговый. (май)

Результаты проекта. Выдвижение новых целей.

        

        Модель организации работы по теме проекта.

 Организация театрально- предметной среды:

- Театральная студия для занятий по программе дополнительного образования  «Сказка за сказкой», с различными видами театров; театральной ширмой.

- «Комната сказки»- (декорации, театральная атрибутика, игрушки, костюмы).

- Музыкальный зал.

Взаимодействие участников процесса:

- личностно- ориентированный подход в обучении;

- вовлечение родителей в педагогический процесс;

- сотрудничество всех членов педагогического коллектива.

              Обеспечение проектной деятельности:

1.Методическое.

1.Алябьева Е.А. Игры для детей 4- 7 лет: развитие речи и воображения. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с .

4.Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002. – 114 с.

5.Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

6.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./ Автор-сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

7.Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. М., «Просвещение», 1969. 144 с, с илл.

8.Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011. – 16 с.

9.Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. (Детский сад с любовью).

10.Чупаха И.В, Пужаева Е.З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе. Научно- практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400 с.

11.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. Ил. – (Театр и дети).

12.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений.- М.: Книголюб, 2006. – 64 с. (Психологическая служба).

Материально- техническое.

- комната сказки;

- театры (би-ба-бо,  тростевых кукол; театр игрушки, настольные театры)

- декорации, театральная атрибутика, маски, костюмы и элементы ряжения.

- музыкальный центр;

- диски, кассеты;

- проекционный экран;

- большая ширма; настольные ширмы.

Диагностико- дидактическое.

- Технологические карты по театральной деятельности с игровой методикой обучения детей актерскому мастерству.

- Перспективное планирование работы с детьми театральной деятельностью.

-Диагностическая методика по определению уровня формирования театрального восприятия и передачи образа через различные виды художественно- творческой деятельности.

       


Предварительный просмотр: