Парциальная программа развития речи посредством театрализованной деятельности "Речецветик"

Ширяева Елена Анатольевна

Программа "Речецветик"  по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность  не только совершенствует культуру речи, но и формирует опыт социального поведения ребенка, так как каждое литературное произведение имеет  нравственную направление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

ПРИНЯТО:                                                                              УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Педагогического совета                                      Директор   МДОАУ ЦРР -  протокол  № 6  от 26.08.2021г.                                                   д/с «Фантазия»

                                                                                                    ______________С.К. Дидик

                                                                                                   «__»______________20___г.        

                                                                                               

 

                                       

Парциальная программа

развития речи детей

посредством театрализованной деятельности

«Речецветик»

Направленность:  художественно - эстетическая

Возраст обучающихся:  5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Составители: Ширяева Елена Анатольевна

                        воспитатель высшей квалификационной категории

                        Копысова Нина Викторовна

                        учитель- логопед высшей квалификационной категории

г. Пыть -Ях

2021г.

                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………3

1.1.1. Актуальность…………………………………………………………………….....3

1.1.2. Новизна……………………………………………………………………………..3

1.1.3. Педагогическая целесообразность …………………………………………….....3

1.1.4. Отличительная особенность программы…………………………………………3

1.1.5. Организация образовательной деятельности ……………………………………4

1.1.6. Виды занятий……………………………………………………………………….4

1.1.7. Методы обучения…………………………………………………………………..4

1.1.8. Формы организации обучения………………………………………………….…4

1.1.9. Цель и задачи программы……………………………………………………….....4

1.1.10. Характеристики особенностей развития дошкольного возраста……………...5

                                                 2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

2.1.1. Учебный план ………………………….………………………………………….6

2.1.2. Содержание учебного плана……………………………………………………...6

2.1.3. Календарно-тематическое планирование………………………………..............9

2.1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………......9

                                                 3. Организационный раздел

3.1. Формы подведения итогов реализации программы…………………………….10

3.2. Условия реализации программы

3.2.1. Материально-техническое обеспечение…………………………......................11

3.2.2. Кадровое обеспечение…………………………………………………...............11

3.3. Литература……………………………………………………………………….....11

3.4. Приложение………………………………………………………………………...12

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка программы

Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью  важнейшее приобретение ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к ее усвоению. Поэтому проблема речевого развития – одна из главных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?

Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

        Дополнительная образовательная программа развития речи детей посредством театрализованной деятельности «Речецветик» разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и является вариативной частью основной образовательной программы Муниципального Дошкольного Образовательного Автономного Учреждения Центра Развития Ребенка – детского сада «Фантазия».

 

1.1.1. Актуальность

Актуальность создания программы по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что через театрализованную деятельность происходит не только совершенствование культуры речи, но и формируется опыт социального поведения ребенка, так как каждое литературное произведение имеет  нравственную направленность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка, побуждать дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение, фантазию и, конечно же,  речь.

1.1.2. Новизна заключается в том, что при реализации программы используются современные образовательные технологии (игровые, цифровые, электронные средства обучения, здоровьесбергающие).

1.1.3. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить  свои психические, физические и нравственные качества, а так же повысить уровень общей культуры и эрудиции, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.

1.1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она

предполагает обучение детей в игровой форме,  воздействуя  на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у них интерес к родному языку и родной речи.

1.1. 5. Организация образовательной деятельности

  • Направленность программы – художественно- эстетическая
  • Уровень программы - ознакомительный, базовый
  • Адресат программы - возраст воспитанников  5 - 7 лет
  • Объем и сроки реализации – 36 часов
  • Форма обучения – очная.
  • Режим НОД: 1раз в неделю.

Продолжительность НОД в старшей группе (дети 5-6 лет) - 25 минут.

      Продолжительность НОД в подготовительной  группе (дети 6-7 лет) - 30  минут.

  • Форма организации – групповая
  • Количество воспитанников: списочный состав группы  
  • Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории Ширяева Елена Анатольевна

1.1.6. Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, направленное на максимальную активность детей, сотрудничество друг с другом и педагогом.

1.1.7. Методы обучения 

  1. Словесный (беседа, рассказ воспитателя, ребенка; чтение художественной литературы)
  2. Наглядный (рассматривание наглядно-иллюстративного материала; просмотр видеороликов, презентаций)
  3. Практический (игровые технологии, использование ЭСО, самостоятельная художественно – творческая деятельность)

1.1.8. Формы обучения

  1. коллективная;
  2. фронтальная;
  3. индивидуальная.

1.1.9. Цели и задачи программы

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать  знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).
  2. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи,   способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
  3. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать  умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
  4. Развивать интерес к театру, как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную  среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства детей; расширять материально-техническую базу организации, соответствующую требованиям программы.

1.1.10.   Характеристики особенностей развития  дошкольного возраста

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.  

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. [Образовательная программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»]

Подготовительная  группа (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.  [Образовательная программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»]

                                            2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

2.1.1. Учебный план

Кол-во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее кол-во учебных часов в год

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

4

5

4

4

3

4

4

4

4

36

2.1.2.  Содержание учебного плана

Старшая группа: дети 5-6 лет

Развитие общих речевых навыков:

  1. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Формирование мягкой атаки голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений. Работа над плавностью речи.
  3. Отработка четкости дикции в упражнениях  с использованием шепотной речи.
  4. Работа над интонированием речи, развитие тембровой окраски голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
  5. Развитие силы голоса в упражнениях и играх.

Артикуляционная моторика:

  1. Укрепление мышц артикуляционного аппарата, используя статические упражнения.
  2. Развитие подвижности и точности движений языка и губ, используя динамические упражнения.

Общая мелкая моторика:

  1. Развитие координации речи с движением.
  2. Развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики.
  3. Развитие выразительности движений.
  4. Развитие зрительно-моторной координации.

Лексико-грамматический строй:

  1. Формирование представлений о временах года, о существенных признаках сезонных явлений.
  2. Уточнение и расширение представлений детей об окружающих предметах и их назначении. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
  3. Закрепление в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.  
  4. Упражнение в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
  5. Обучение согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.
  6. Закрепление в речи употребления простых предлогов: на, с, в, из, по. Обучение использованию в речи простых предлогов: над, под.
  7. Обучение образованию и использованию в речи относительных прилагательных.

Развитие связной речи:

  1. Обучение составлению предложений из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.
  2. Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
  3. Развитие умения пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания по предложенным темам.
  4. Обучение составлению рассказов из двух-трех предложений по картинке с использованием плана.
  5. Обучение навыкам выразительного рассказывания стихов, рассказов, сказок.  

 

Театрализованная деятельность:

  1. Чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  2. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  3. Упражнения для социально-эмоционального развития детей.
  4. Игры-драматизации.
  5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  6. Упражнения на развитие детской пластики.
  7. Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы.

Подготовительная группа: дети 6-7 лет

Развитие общих речевых навыков:

  1. Продолжение работы по формированию правильной голоса подачи и плавности речи.  Соблюдение голосового режима, недопущения форсирования голоса, крика.  
  2. Обучение произвольному изменению силы голоса: тише, громче, громко, тихо, шепотом.
  3. Развитие тембровой окраски голоса, высоты тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях.
  4. Обучение детей спокойному темпу речи.
  5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительность речи.

Артикуляционная моторика:

  1. Продолжение работы над укреплением  мышц артикуляционного аппарата, используя статические и динамические упражнения.  
  2. Продолжение работы над развитием  подвижности и точности движений языка и губ,  умению переключаться с одного движения на другое.  

Общая мелкая моторика:

  1. Развитие  координации речи с движением с музыкальным сопровождением и без него.
  2. Развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, пальчикового, перчаточного и теневого  театров.  
  3. Развитие выразительности движений.
  4. Продолжение работы над развитием  зрительно-моторной координации.

Лексико-грамматический строй:

  1. Совершенствование умений детей образовывать использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по лексическим темам).  
  2. Продолжение работы по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.
  3. Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и  формирование у детей умения употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.
  4. Уточнение понимания детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. д.)  и  обучение их образованию и практическому потреблению.
  5. Совершенствование умения согласовывать числительные два и пять с существительными.
  6. Совершенствование умения образовывать сравнительные прилагательные.

Развитие связной речи:

  1. Развитие стремления у детей  обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  2. Продолжение работы по обучению составлению предложений по картинкам, распространению предложений.
  3. Закрепление умений составлять описательные рассказы о предметах.
  4. Совершенствование навыка пересказа небольших текстов.
  5. Совершенствование навыка составления рассказа по картине и по серии картин.
  6. Обучение правильному построению и использованию в речи сложноподчиненных предложений.
  7. Развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности.

Театрализованная деятельность:

  1. чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы;
  2. сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
  3. упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  4. игры-драматизации;
  5. упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  6. упражнения на развитие детской пластики;
  7. упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы.

2.1.3. Календарно-тематическое планирование (приложение № 1)

2.1.4. Планируемые результаты к концу обучения

Старшая группа:

  1. внятная дикция;
  2. преимущественно чистое звукопроизношение (может быть нарушено произношение отдельных звуков);
  3. интонационно обогащённая речь.
  4. Ребёнок:
  5. пользуется в устной речи выразительными средствами (интонация, темп, ритм, высота и сила голоса);
  6. в активной речи использует тематическую лексику, названия признаков предметов (цвет, форма, величина, вкус и проч.), действий;
  7. употребляет одно-, двух- и трёхсложные слова;
  8. согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях;
  9. использует в речи распространённые простые и сложносочинённые (в ряде случаев – сложноподчинённые) предложения;
  10. даёт развёрнутые ответы на вопросы; участвует в диалоге, беседе, общении со взрослыми и сверстниками; проявляет интерес к повседневному общению со взрослыми и сверстниками;
  11. составляет самостоятельные короткие рассказы, пересказывает сказки;
  12. использует в речи простые (в некоторых случаях - сложные) предлоги; имеет представление о гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных звуках;
  13. создает образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  14. умеет «превращаться»;
  15. пользуется жестами, мимикой.

Подготовительная группа:

  1. чистое звукопроизношение;
  2. речь  обогащена выразительными средствами.
  3. Ребёнок:  
  4. использует в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий;
  5. употребляет одно-, двух- и трёхсложные (в ряде случаев - четырёхсложные) слова;
  6. согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях;
  7. использует в речи распространённые простые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
  8. активно и свободно общается со взрослыми и сверстниками;
  9. вступает в беседу или диалог в контексте различных ситуаций (в быту, при знакомстве, по телефону, на улице, на игровой площадке и т.д.);
  10. составляет подробные рассказы;
  11. умеет придать исходному рассказу индивидуальную окраску, наполняя его вступительным и заключительным предложениями;
  12. излагает свои впечатления о каком-либо событии (фильме, подарке, домашнем любимце и др.);
  13. пересказывает сказки по серии картинок;
  14. использует в речи простые и сложные предлоги;
  15. имеет представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
  16. знает буквы гласных и некоторых согласных звуков; умеет производить  звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу.
  17. проявляет интерес   к сценическому искусству;
  18. умеет  действовать с воображаемыми предметами;
  19. проявляет  интерес и желание импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;
  20. владеет  навыками общения и коллективного творчества;
  21. умеет создавать выразительный образ в игровых и театральных импровизациях.

                                         3. Организационный Раздел

3.1. Формы подведения итогов реализации программы

Построение образовательной деятельности  основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Эффективными способами проверки реализации программы является проектная и социально-творческая деятельность, а так же участие воспитанников в показе спектаклей, концертов в ДОО, участие в городских, районных, областных конкурсах и фестивалях  (приложение 2)

3.2. Условия реализации программы  

3.2.1 . Материально – техническое обеспечение:

- кабинет «Театральная студия»;

- персональный компьютер;

- принтер;

- театральные ширмы для кукольного и теневого театра;

- разные виды кукольных театров:пальчиковый, плоскостной театр, теневой, би-ба-бо (перчаточный), театр игрушек, театр ростовых кукол, театр тростевых кукол, театр кукол марионеток, театр рукавичек;

- детские костюмы для спектаклей;

- атрибуты для занятий и для спектаклей;

- декорации к спектаклям; 

3.2.2. Учебно - методические материалы

- книги и иллюстрации к сказкам;

- иллюстрационный наглядный материал;

- методическая литература для педагога;

- фильмотека;

- картотеки театральных игр, этюдов;

- картотеки игровых здоровьеберегающих технолоий.

3.2.3. Кадровое обеспечение

 Для организации данной программы необходимо следующее кадровое обеспечение: воспитатель, выполняющий функции воспитателя по театрализованной    деятельности, воспитатели старших возрастных групп, воспитатели подготовительных групп.

3.3.  Список используемой литературы:

  1. Лапаева Р., Серебрякова Н. Формирование
  2. Волина, В.В. Учимся играя. Москва, 1994.
  3.  Карпенко, М.Т. Сборник загадок.  Москва, 1988.
  4. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.  Москва, 1995.
  5. Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса», 2000г.
  6. М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера»,  2003г.
  7.  И.В. Штанько «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2007г.
  8. Сорокина, Н.Ф., Милаванович,  Л.Г.,; Программа «Театр – творчество – дети» Москва,  1995г.
  9. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Приложение № 1

Тематический план

по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

в старшей группе

Темы

Количество занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

В гости осень к нам пришла

1

Дары осеннего леса

1

Перелетные птицы

1

Осенняя сказка

1

Овощи, огород

1

Фрукты, сад

1

Овощи, фрукты

1

Транспорт

1

Обувь, одежда

1

Подготовка животных к зиме

1

Поздняя осень

1

Игрушки

1

Первые шаги зимы

1

Птичья столовая

1

Новый год

1

Здравствуй, ёлка!

1

Зимние забавы

1

Жизнь диких животных зимой

1

Человек. Семья

1

Посуда

1

Домашние животные

1

Главный праздник февраля

1

Мебель

1

Ранняя весна

1

Мамин праздник

1

Профессии

1

В гости сказка к нам пришла

1

Наш город

1

День космонавтики

1

Откуда хлеб пришел?

1

Почта

1

Знаем, помним и чтим

1

Правила дорожного движения

1

Насекомые

1

Цветы

1

ИТОГО:

35

Тематический план

по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

в подготовительной  группе

Темы

Количество занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

В гости осень к нам пришла

1

Дары осеннего леса

1

Ягоды садовые и лесные

1

Перелетные и зимующие птицы

1

Овощи, огород

1

Фрукты, сад

1

Овощи, фрукты

1

Обувь, одежда

1

Игрушки

1

Поздняя осень

1

Подготовка животных к зиме

1

Продукты питания

1

Птичья столовая

1

Первые шаги зимы

1

Новый год

1

Здравствуй, ёлка!

1

Зимние забавы

1

Жизнь диких животных зимой

1

Жизнь диких животных зимой

1

Транспорт

1

Посуда

1

Домашние животные

1

Главный праздник февраля

1

Инструменты, орудия труда

1

Ранняя весна

1

Мамин праздник

1

Профессии

1

В гости сказка к нам пришла

1

Что мы Родиной зовем?

1

День космонавтики

1

Мы читаем. С.В. Михалков

1

Мы читаем. С.Я. Маршак

1

День Победы

1

Насекомые

1

Весенние цветы

1

Школа. Школьные принадлежности

1

ИТОГО:

36

Примерное календарно-тематическое планирование работы

 по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности в старшей группе

Неделя

Тема

Общие речевые навыки.

Слуховое и зрительное внимание

Артикуляционная моторика

Общая и мелкая моторика

Лексика. Грамматика.

Развитие связной речи

Сентябрь

1.

В гости осень к нам пришла.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Четвертый лишний» (признаки осени);

Работа над четкостью дикции и звукопроизношением – упражнение «На что похожи листья».

Общая артикуляционная гимнастика.

Координация речи с движением – упражнение «Дождик».

Развитие мелкой моторики – штриховка листика клёна.

Образование относительных прилагательных - упражнение «Скажи, какой?» по теме «Деревья».

Повторение примет осени.

Инсценирование стихотворения  С. Погорельского «По извилистой дорожке».

2.

Дары осеннего леса.

Развитие слухового внимания, логического мышления - упражнение «Лесные загадки».

Развитие слухового восприятия, умения подбирать слова в рифму - упражнение «Подскажи словечко».

Общая артикуляционная гимнастика.

Развитие координации речи с движением -  считалка «Лисички» (с мячом).

Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации - пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

Обучение пониманию значения слов - упражнение «Почему так называется?».

Образование существительных мн.ч., род. пад. - упражнение «Назови много».

Чтение и инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

3.

Перелетные птицы.

Обучение плавному озвученному выдоху - упражнение «Птицы кричат».

«Орешек во рту»,

«Почистим зубки».

Координация речи с движением - упражнение «Улетают - улетел».

Отгадывание загадок про птиц.

Развитие диалогической речи - Театральная  игра «Птицы и насекомые».

4.

Осенняя сказка.

Работа над четкостью дикции и звукопроизношением – упражнение «На что похожи листья».

«Орешек во рту», «Почистим зубки», «Лошадка».

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

Подбор слов-антонимов - упражнение «Скажи наоборот».

Формирование практического усвоения простых способов словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково героев сказки».

Формирование интонационной выразительности речи - игра-драматизация на основе сказки В. Сутеева «Под грибом».

Октябрь

1.

Овощи, огород.

Развитие длительного плавного выдоха - упражнение «Чей листик дальше улетел?».

Развитие слухового внимания, логического мышления - отгадывание загадок.

«Орешек во рту», «Почистим зубки», «Помидор» - надувание щек.

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Образование относительных прилагательных - упражнение «Скажи, какой?».

Развитие связной речи, умения перевоплощаться - театральная игра «Салат, винегрет».

2.

Фрукты, сад.

Развитие четкости дикции и выразительность речи - хороводная игра «Яблоня».

«Орешек во рту»,

«Почистим зубки»,

«Сладкое варенье».

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Фрукты».

Образование относительных прилагательных – упражнение «Весёлый повар».

Развитие умения перевоплощаться - театральная игра "Компот".

Разучивание стихотворения «Шутка».

3.

Овощи, фрукты.

Развитие четкости дикции и выразительности речи - хороводная игра «Яблоня».

Развитие слухового внимания, логического мышления - отгадывание загадок.

«Орешек во рту», «Почистим зубки», «Помидор» - надувание щек,

«Сладкое варенье».

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Образование сравнительной степени прилагательных (красный – краснее, спелый – спелее) – упражнение «Скажи, какой?»

Театральная игра "Поварята".

Повторение стихотворения «Шутка».

4.

Транспорт.

Развитие интонационной выразительности речи - упражнение «Самолет».

Развитие слухового внимания (по видам транспорта) – «Что лишнее?»

«Заборчик»,

«Машина едет» - показать язык, задержать его и убрать в рот,

«Лошадка».

Развитие координации речи с движением, общей моторики - упражнение «Машины».

Употребление предлогов – игра с машинами.

Образование множественного числа существительных – игра «Один – много».

Развитие связной речи, творческого воображения – разучивание стихотворения «Мы шоферы».

5

Обувь, одежда.

Развитие ритмичности и выразительности речи - упражнение «Дождик, дождик».

«Заборчик»,

 «Лошадка».

Развитие общей моторики, координации речи с движением - упражнение «Помощники».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

Образование относительных прилагательных - упражнение «Назови, какая?»

Употребление обобщающих слов (женская одежда, мужская одежда, детская одежда, спортивная одежда, зимняя одежда, летняя одежда, обувь).

Составление простых описательных рассказов -

театральная игра «Кто во что одет?»

Ноябрь

1.

Подготовка животных к зиме.

Развитие слухового и зрительного

 Внимания - упражнения «Подскажи словечко», «Кто убежал?»

«Дятел»,

«Листик»,

«Волк» (Заборчик).

Развитие общей моторики - упражнение «Маленький кролик».

Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных – упражнение «Кто кем был?».

Усвоение притяжательных прилагательных – упражнение «Чья семья?».

Беседа о диких животных (с опорой на картинки).

Инсценировка стихотворения Е.Головина

2.

Поздняя осень.

Развитие слухового внимания, памяти - упражнение «Цепочка осенних слов».

«Дятел»,

«Листик»,

«Лошадка».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Пирог».

Знакомство с фразеологизмами, образными выражениями (Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается. Ноябрь-ворота зимы.  Когда гусь улетает, снег выпадает).

Рассматривание картины «Поздняя осень», беседа по картине.

3.

Игрушки.

Развитие интонационной выразительности речи - игровое упражнение «Магазин».

Развитие речевого слуха, умение подбирать слова в рифму - упражнение «Подскажи словечко».

Развитие слухового внимания - упражнение «Помоги Андрюшке».

«Мячик» - надуть щеки,

«Горка»,

«Чашка».

Развитие координации речи с движением - упражнение «Мячик мой».

Актуализация словаря по теме, обучение толкованию и отгадыванию загадок - упражнение «Загадки».

Развитие диалогической речи, имитирование голоса героев в соответствие с образом – стихотворение «Мяч» (Г. Сапгир).

4

Первые шаги зимы.

Развитие зрительного внимания - упражнение «Найди одинаковых снеговиков».

«Падает снег» («Качели»),

«Подметем дорожки» («Чистим зубки»),

«Снежок» - надуть щеки;

«Горка».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Пирог».

Обогащение словаря, повышение культуры речи: декабрь год кончает, а зиму начинает (произнести с интонацией удивления, радости, использовать силу голоса: громко, тихо, шепот).

Рассматривание картины «Первый снег», беседа по картине.

Декабрь

1.

Птичья столовая

Развитие слухового внимания – упражнение «Кто позвал?»

«Падает снег»,

«Подметем дорожки», «Снежок»,

«Горка».

Развитие общей моторики, координация речи с движением - упражнение «Птички».

Образование однокоренных слова от слова «воробей» - игра «Передай дальше».

Употребление предлогов - игра «У кормушки».

Инсценирование стихотворения  «Птички» (А. Тараскин).

2.

Новый год

Развитие зрительного внимания - упражнение «Найди одинаковые елочные игрушки».

«Падает снег»,

«Подметем дорожки»,

«Снежок»,

«Горка».

Развитие моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «На ёлке».

Образование существительных во множественном числе – упражнение «Один – много».

Беседа о подготовке к празднику (с опорой на картинки).

Развитие интонационной выразительности речи - игра «Я люблю тебя, Мороз».

3.

Здравствуй, ёлка!

Развитие слухового внимания – упражнение «Новогодние слова».

«Падает снег»,

«Подметем дорожки»,

«Снежок»,

«Горка».

Развитие моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «На ёлке».

Распространение предложений путем введения однородных членов – игра «Кто больше?».

Заучивание стихотворения наизусть «Почему снежок идет?» (Н. Вересокина).

Январь

1.

Зимние забавы

Развитие умения изменять силу голоса -  коммуникативная игра «Здравствуй!»

«Падает снег»,

«Подметем дорожки», «Снежок»,

«Горка».

Развитие общей моторики, координации речи с движением, выразительности движений - динамическое упражнение «Зимние забавы».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, скорей, дружок!».

Употребление существительных в родительном падеже - игра «Без чего не бывает зимы?»

 

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы».

2.

Жизнь диких животных зимой

Развитие слухового внимания - упражнение «Кто лишний?».

«Дятел», «Листик»,

«Волк» (Заборчик), «Орешек».

Развитие общей моторики, координации речи с движением, выразительности движений - динамическое упражнение «У лисы в лесу глухом».

Употребление слов с противоположным значением - Игра «Скажи наоборот».

Подбор слов, обозначающих действия предмета - игра «Кто что делает?».

Образование притяжательных прилагательных - упражнение «Скажи, чей?»

Театральная игра «Изобрази».

3

Жизнь диких животных зимой

Развитие слухового внимания - упражнение «Кто лишний?».

«Дятел», «Листик»,

«Волк» (Заборчик), «Орешек».

Развитие общей моторики, координации речи с движением, выразительности движений - динамическое упражнение «У лисы в лесу глухом».

Употребление слов с противоположным значением - Игра «Скажи наоборот».

Подбор слов, обозначающих действия предмета - игра «Кто что делает?».

Образование притяжательных прилагательных - упражнение «Скажи, чей?»

Употребление слов с противоположным значением - Игра «Скажи наоборот».

Подбор слов, обозначающих действия предмета - игра «Кто что делает?».

Образование притяжательных прилагательных - упражнение «Скажи, чей?»

4.

Человек. Семья.

Развитие зрительного внимания «Кто лишний?»

«Заборчик»,

«Маляр»,

«Вкусное варенье»,

«Чашка».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Образование притяжательных прилагательных – упражнение «Скажи, чья?».

Подбор прилагательных к существительным – игра с мячом «Какой? Какая?»

Беседа об этапах развития человека (малыш – мальчик – юноша – мужчина – дедушка).

Заучивание потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».

Февраль

1.

Посуда.

Развитие зрительного внимания - упражнение «Разбитые чашки».

Развитие слухового внимания, умения отгадывать загадки – упражнение «Отгадай загадку».

«Чашка»,

«Блинчик на тарелочке»,

«Вкусное варенье».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Помощники».

Согласование прилагательных с существительными - игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

Чтение и инсценировка р.н.сказки «Лиса и кувшин».

2.

Домашние животные.

Формирование правильного озвученного выдоха - упражнение «Кто как кричит?».

Развитие зрительного внимания - упражнение «Кого не стало?».

Развитие слухового внимания, логического мышления - отгадывание загадок про домашних животных.

«Чашка»,

«Блинчик на тарелочке», «Вкусное варенье».

Развитие общей моторики, координация речи с движением - упражнение «Как мы поили телят».

Развитие зрительно-моторной координации - игровой самомассаж «Гуси».

Образование существительных с суффиксами -онок, -енок - упражнение «Найди маму».

Разучивание и инсценировка стихотворения «Кисонька-мурысонька».

3.

Главный праздник февраля.

Развитие слухового и зрительного внимания - упражнение «Кто лишний?».

«Лопаточка», «Чашечка»,

«Вкусное варенье».

Развитие общей моторики, координации речи с движением - упражнение «Солдатик».

Использование в речи существительных в дательном падеже, единственном числе - упражнение «Кому что нужно?».

Использование в речи творительного падежа существительных – упражнение «Кто чем управляет?» (лётчик, капитан, танкист).

Беседа о защитниках Родины. Чтение стихотворения «Наша армия».

4.

Мебель.

Развитие слухового внимания - упражнение «Слушай внимательно».

Развитие зрительного внимания - упражнение «Что изменилось?».

«Вкусное варенье»,

«Чашечка»,

«Лошадка»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Квартира».

Использование в речи предлогов в, на, под, за – упражнение «Короткое слово».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – упражнение «В гостях у гнома».

Усвоение конструкции сложного предложения. Составление описательного рассказа о мебели по плану - упражнение «Составь рассказ».

Март

1.

Ранняя весна.

Развитие слухового восприятия и внимания - упражнение «Узнай звуки природы».

«Вкусное варенье»,

 «Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Капель».

Координации речи с движением - подвижная игра «Веснянка».

Подбор глаголов к существительным – упражнение «Что делает?».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом – упражнение с мячом «Большой и маленький» (речей – ручеёк).

Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка». Обучение диалогической речи.

2.

Мамин праздник.

Развитие речевых навыков, умение подражать звукам природы - стихотворение с движением «Ручеёк в лесу бежал».

«Блинчик на тарелочке»,

«Чашка»,

«Вкусное варенье».

Развитие координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения - подвижная игра «На лужайке поутру».

Согласование существительных с прилагательными – дидактическая игра «Назови, какая?»

Беседа по сюжетной картинке «Мамин день».

 Разучивание и инсценировка стихотворения «Мамин день».

3.

Профессии.

Развитие слухового внимания - упражнение «О ком стихи?».

Развитие зрительного внимания - упражнение «Разрезные картинки» (профессии мам).

«Дворник» - (чистить зубки),

«Маляр»,

«Барабанщик».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Повар».

Координации речи с движением, развитие общих речевых навыков – упражнение «Маляры».

Образование существительных от глаголов – дидактическая игра «Кто что делает?»

Чтение и инсценировка отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

4.

В гости сказка к нам пришла.

Развитие слухового внимания, логического мышления -  дидактическая игра «Узнай меня!».

«Вкусное варенье»,

 «Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

Развитие координации речи с движением - игровое упражнение «Лиса».

Согласование существительных с прилагательными – дидактическая игра «Назови, какая?»

Инсценировка сказки «Новый теремок».

Апрель

1.

Наш город.

Развитие зрительного внимания – игра «Я город свой узнаю на картинке» (с использованием слайдовой презентации).

«Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие координации речи с движением, творческого воображения, автоматизация шипящих звуков – игра «На шоссе».

Образование приставочных глаголов – упражнение «Ехали мы, ехали».

Развитие умения рассказывать о достопримечательностях своего города от имени сказочных героев – игровое упражнение «Кто, кто в этом городе живет?».

2.

День космонавтики

Развитие слухового внимания – упражнение «Лишнее слово».

«Часики»,

«Индюк»,

«Грибок».

Развитие общей моторики – упражнение «Ракета».

Развитие координации движений, воображения -  игра «Лунные фигуры».

Расшире6ние словарного запаса (космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция). Отгадывание загадок.

Беседа о космосе.

Разучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт».

3.

Откуда хлеб пришел?

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что нужно пекарю?»

«Блинчик на тарелочке»,

«Чашка».

Развитие мелкой моторики пальцев рук – пальчиковая гимнастика «Каша».

Образование однокоренных слов от слова «хлеб2 – игра «кто больше придумает?»

Развитие диалогической речи – упражнение «Золотая рожь».

Совершенствование связной речи, развитие интонационной выразительности – диалог  «Все здесь» - Я. Тайц.

4.

Почта.

Развитие интонационной выразительности речи – упражнение «Кому пришло письмо?».

Развитие слухового внимания, чувства ритма – упражнение «Подскажи словечко».

«Часики»,

«Индюк»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики пальцев рук – пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?».

Отгадывание загадок о почте (с объяснением).

Чтение и разучивание отрывка из стихотворения С.Маршака «Почта».

Май

Знаем, помним и чтим.

Развитие силы голоса, темпа речи, дикции, координация речи с движением – скороговорка про матроса (с движениями).

«Автомат»,

«Гармошка».

Развитие общей моторики, координации движений – подвижные игры «Летчики», «Саперы».

Обогащение словарного запаса (подвиг, герой, пограничник).

Беседа о солдатах войны.

Разучивание стихотворения «День Победы!» (Т. Шапиро).

Этюд «Спасение раненого солдата».

2.

Правила дорожного движения.

Развитие зрительного внимания – игра «На перекрёстке» (чем различаются картинки?).

«Часики»,

«Индюк»,

«Грибок».

Координация речи с движением – игра «Машины».

Обогащение словарного запаса (улица, перекресток, тротуар, светофор, переход, регулировщик).

Составление рассказов по открыткам из набора «Пешеходу – малышу».

3.

Насекомые.

Развитие длительного озвученного выдоха – упражнение «Жуж жужжит».

«Вкусное варенье»,

 «Лошадка»,

«Грибок».

Развитие координации речи с движением, творческого воображения – упражнение «Гусеница».

Развитие пластики движений – пластический этюд «Бабочки».

Отгадывание загадок, обогащение словарного запаса.

Передача ритмического рисунка слова – упражнение «Прохлопай!»

Инсценировка отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

4.

Цветы.

Развитие длительного озвученного выдоха – упражнение «Понюхаем цветок».

«Качели»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Координация речи с движением – упражнение «Венок».

Отгадывание загадок о цветах.

Согласование существительных с прилагательными – упражнение «Скажи, какой?»

Составление описательного рассказа о цветах. Этюд «Цветы растут, распускаются, танцуют».

Примерное календарно-тематическое планирование работы

 по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе

Неделя

Тема

Общие речевые навыки.

Слуховое и зрительное внимание

Артикуляционная моторика

Общая и мелкая моторика

Лексика. Грамматика.

Развитие связной речи

Сентябрь

1.

В гости осень к нам пришла.

Тренировка плавного выдоха – упражнение «Осенние листочки».

 Развитие силы голоса и речевого дыхания – упражнение «Кто кого?».

Развитие зрительного внимания – упражнение «Четвертый лишний» (признаки осени).

Общая артикуляционная гимнастика.

Координация речи с движением – упражнение «Дождик».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Осень».

Расширение и уточнение словаря по теме.

Образование относительных прилагательных –

упражнение «Скажи, какой?».

Употребление существительных во множественном числе – упражнение «Один – много».

Произнесение фразы с определенной интонацией и разной силой голоса – разучивание

стихотворения В. Тереховой «Художница осень».

2.

Дары осеннего леса.

Формирование интонационной выразительности речи – диалог «Где вы были?».

«Листочек», «Дятел», «Грибок».

Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации – пальчиковая гимнастика «За грибами».

Развитие координации речи с движением -  считалка «Лисички» (с мячом).

Образование относительных прилагательных – игра «Разноцветные листья».

Образование существительных во мн.ч., - упражнение «Один -  много».

Инсценировка стихотворения В. Кожевникова «Под раскидистой сосной».

3.

Ягоды садовые и лесные.

Формирование интонационной выразительности речи – диалог «Где вы были?».

«Орешек во рту», «Почистим зубки».

Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации – пальчиковая гимнастика «Ягоды».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра с мячом «Назови ласково».

Составление рассказа «За ягодами» по алгоритму.

Разучивание и инсценировка стихотворения А. Алферовой «Ежевика».

4.

Перелетные и зимующие птицы.

Работа над ясной шепотной речью «Снегири» (Л. Татьяничева).

«Лошадка», «Весёлый язычок»,

«Орешек во рту».

Развитие мелкой моторики пальцев рук – пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Образование однокоренных слов от слова воробей – игра с мячом «Передай дальше».

Образование притяжательных прилагательных – игра «Чей? Чья? Чьи?»

Путешествие в сказку «как сорока клеста судила».

Октябрь

1.

Овощи, огород.

Формирование интонационной выразительности речи, четкости дикции, произношения – стихотворение «Купите лук».

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что лишнее?».

«Орешек во рту», «Почистим зубки»,

«Помидор» - надувание щек.

Координация речи с движением – упражнение «Капуста».

Образование относительных прилагательных – игра с мячом «Давайте приготовим».

Развитие связной речи, умения перевоплощаться – театральная игра «Не лезь, заяц, в огород!»

2.

Фрукты, сад.

Развитие обоняния и глубокого вдоха – игра «Узнай фрукт».

«Орешек во рту», «Почистим зубки»,

«Сладкое варенье».

Координация речи с движением – игра «Садовник».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Расширение глагольного словаря (спеют, зреют, наливаются, краснеют, желтеют).

Отгадывание и толкование загадок о фруктах.

Образование относительных прилагательных – игра с мячом «Давайте приготовим».

Развитие умения перевоплощаться – театральная игра  «Сварим компот».

3.

Овощи, фрукты.

Работа над четкостью дикции и звукопроизношением в двустишии (Ежевику ела Ева, Ева – справа, кустик – слева).

Развитие слухового внимания, памяти – игра «Повтори за мной» (цепочки из слов – названий фруктов).

«Орешек во рту», «Почистим зубки», «Помидор» - надувание щек,

«Сладкое варенье».

Координация речи с движением – упражнение «Капуста».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Образование относительных прилагательных – упражнение «Весёлый повар»

Воспитание умения вежливо общаться, выполнять действия с воображаемыми предметами – театральная игра «Вкусные слова».

4.

Обувь, одежда.

Работа над четкостью дикции и звукопроизношением в двустишии (Яна якорь вышивала, молча яблоко жевала).

Развитие слухового внимания – упражнение «Что лишнее?».

«Фокус»,

«Чашка».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Ботинки».

Образование относительных прилагательных – упражнение «В ателье».

Употребление предлогов – составление предложений по картинкам «Собираемся на прогулку».

Развитие выразительности движений – этюд

 «Прогулка».

5.

Игрушки.

Развитие речевого слуха, умение подбирать слова в рифму – упражнение «Подскажи словечко».

Развитие зрительного внимания – упражнение «Соберем игрушки».

«Мячик» - надуть щеки,

«Горка»,

«Чашка».

Развитие координации речи с движением – упражнение «Мячик мой».

Актуализация глагольного словаря по теме – упражнение «Как играть?».

Толкование и отгадывание загадок.

 Развитие связной речи, воображения, умения перевоплощаться – игра «Магазин игрушек».

Ноябрь

1.

Поздняя осень.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что изменилось?».

 «Лошадка», «Весёлый язычок»,

«Орешек во рту».

Координация речи с движением – игра «Дождик».

 Объяснение значения слов, словосочетаний (Предзимье – время поздней осени).

Расширение словаря (порошит, падает, сыплется).

Пересказ стихотворения «Поздняя осень» (С.Фоминых).

2.

Подготовка животных к зиме.

Работа над четкостью дикции и звукопроизношением – считалка.

«Качели»,

«Лошадка»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Координация речи с движением – игра «На водопой».

Усвоение притяжательных прилагательных – упражнение «Кто за деревом?».

Развитие диалогической речи, выразительности –

инсценировка стихотворения «Медведь и лиса».

3.

Продукты питания.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что лишнее?»

«Лошадка»,

«Печем блинчики»,

«Чашечка».

Координация речи с движением – подвижная игра «Продукты».

Образование относительных прилагательных – упражнение «Что приготовим?»Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени – упражнение «Что будем есть?».

Разыгрывание сказки «Что вкуснее?» Придумывание своей истории о продуктах.

4.

Птичья столовая

Работа над речевым дыханием – проговаривание скороговорки.

«Падает снег»,

«Подметем дорожки», «Снежок»,

«Горка».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Образование однокоренных слова от слова «воробей» - игра «Передай дальше».

Употребление предлогов – игра «У кормушки».

Инсценирование стихотворения  

«Зимний разговор через форточку»

(Б. Брехт).

Декабрь

1.

Первые шаги зимы.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Найди 10 отличий».

«Падает снег» («Качели»),

«Подметем дорожки» («Чистим зубки»),

«Снежок» - надуть щеки,

«Горка».

Координация речи с движением – упражнение «Зимние забавы».

Образование относительных прилагательных – упражнение «Зима».

Составление рассказа о зиме по опорным словам и картинкам.

Инсценировка стихотворения «Вот пришли мы в зимний лес».

2.

Новый год

Развитие зрительного внимания – упражнение «Чего не стало?».

Развитие слухового внимания – упражнение «Подскажи словечко».

«Падает снег»,

«Подметем дорожки», «Снежок»,

«Горка».

Развитие моторики пальцев рук – пальчиковая гимнастика «Подарки».

Образование относительных прилагательных – игра «Украшаем ёлку».

Беседа о подготовке к празднику (с опорой на картинки).

Развитие интонационной выразительности речи – игра «Я люблю тебя, Мороз».

3.

Здравствуй, ёлка!

Развитие слухового внимания – упражнение «Чего не бывает зимой?».

«Падает снег»,

«Подметем дорожки», «Снежок»,

«Горка».

Развитие моторики пальцев рук – штриховка изображения ёлочки.

Образование относительных прилагательных – игра «Опиши гостей».

Составление рассказа из личного опыта «Как мы встречали Новый год».

Развитие интонационной выразительности речи – игра «Я люблю тебя, Мороз».

Январь

1.

Зимние забавы

Развитие зрительного внимания – упражнение «Чего не стало?».

Артикуляционная гимнастика «Снеговики и сосульки».

Развитие общей моторики, координации речи с движением – речевая подвижная игра «Зимой», «На прогулку мы собрались».

Усвоение существительных в родительном падеже – игра «Чего не бывает?»

 

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы».

2.

Жизнь диких животных зимой

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что перепутал художник?».

«Качели,

«Лошадка»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Штриховка изображения лося.

Подбор прилагательных к слову животные – упражнение «Какие?».

Словообразование – упражнение «Загадочные животные» (дети должны отгадать, из названий каких животных получились слова).

Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали».

3.

Жизнь диких животных зимой

Жизнь диких животных зимой

«Качели,

«Лошадка»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Штриховка изображения лося.

Подбор прилагательных к слову животные – упражнение «Какие?».

Словообразование – упражнение «Загадочные животные» (дети должны отгадать, из названий каких животных получились слова).

Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали».

4.

Транспорт.

Работа над четкостью дикции, правильным речевым дыханием – скороговорки.

Развитие слухового внимания – игра «Поехали-поехали».

 «Фокус», «Чашечка».

Развитие координации речи с движением, общей моторики – упражнение «На шоссе».

 Употребление предлогов – упражнение «Ехали мы, ехали».

Расширение словарного запаса по теме – упражнение «Виды транспорта».

Развитие связной речи, творческого воображения – разучивание стихотворения «Мы шоферы».

Февраль

1.

Посуда.

Развитие воображения – театральная игра «Превращение предмета в посуду».

Развитие зрительного внимания – «У белочки в гостях».

 

«Чашка»,

«Блинчик на тарелочке»,

«Вкусное варенье».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Координация речи с движением – упражнение «Чайник».

Образование Род. Пад. Существительных  - игра «Что без чего?».

Расширение словаря (виды посуды, материалы, из которых сделана посуда,части посуды).

Чтение и инсценировка отрывка из сказки «Федорино горе».

2.

Домашние животные.

Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи – скороговорки.

«Чашка»,

«Блинчик на тарелочке»,

«Вкусное варенье».

Развитие общей моторики, координация речи с движением – игра «Стадо».

Образование существительных с суффиксами –онок, -енок – упражнение «Кто у кого?».

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».

Разучивание и инсценировка стихотворения В. Квитко «Жадный пёс».

3.

Главный праздник февраля.

Развитие слухового и зрительного внимания – упражнение «Кто лишний?».

«Лопаточка», «Чашечка»,

«Вкусное варенье».

Развитие общей моторики, координации речи с движением – игра «Лётчик».

Использование в речи существительных в дательном падеже, единственном числе – упражнение «Кому что нужно?».

Использование в речи творительного падежа существительных – упражнение «Кто чем управляет?» (лётчик, капитан, танкист).

Беседа о защитниках Родины. Чтение и инсценировка стихотворения «Оловянный солдатик».

4.

Инструменты, орудия труда.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Чего не стало?».

Работа над интонационной выразительностью – упражнение «Лучше дела не найти».

«Вкусное варенье»,

«Чашечка»,

«Лошадка»,

«Грибок».

Координации речи с движением – игра «Старый клён».

Образование существительных в творительном падеже – упражнение «Кто чем работает?»

Пересказ рассказа «Метла и старый барабан». Инсценировка отрывков из рассказа.

Март

1.

Ранняя весна.

Развитие слухового восприятия и внимания – упражнение «Узнай звуки природы».

Фонопедическое упражнение «Весенние голоса».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок».

Координации речи с движением – игра «Весна, весна красная!».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом – упражнение с мячом «Большой и маленький» (речей – ручеёк).

Беседа по картине «Грачи прилетели».

2.

Мамин праздник.

Развитие речевого слуха – упражнение «Доскажи словечко».

«Блинчик на тарелочке»,

«Чашка»,

«Вкусное варенье».

Развитие координации речи с движением – упражнение Помощники».

Подбор прилагательных к существительным – упражнение «Мамочка моя»

Чтение и разучивание стихотворения «мама» (Р. Сеф).

Развитие связной речи – игра «Интервью».

3.

Профессии.

Развитие слухового внимания, памяти – упражнение «Повтори за мной» (цепочки слов по теме «Профессии»).

Развитие зрительного внимания – игра «Кто лишний?».

«Дворник» - (чистить зубки),

«Маляр»,

«Барабанщик».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Повар».

Координации речи с движением, развитие общих речевых навыков – упражнение «Шофер».

Образование существительных от глаголов – дидактическая игра «Кто что делает?»

Пересказ рассказа «Где работает твоя мама?». Отгадывание и толкование загадок.

4.

В гости сказка к нам пришла.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что перепутал художник?».

«Вкусное варенье»,

 «Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

Развитие словаря – игра «Узнай сказку».

Подбор прилагательных к существительным – упражнение» «Опиши сказочного героя».

Чтение и инсценировка сказки «Как цыпленок маму искал»

(Карганова Е.Г.)

Апрель

1.

Что мы Родиной зовём?

Развитие зрительного внимания - игра «Я город свой узнаю на картинке» (с использованием слайдовой презентации).

«Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие координации движений – народные игры.

Развитие мелкой моторики пальцев рук – штриховка изображения российского флага.

Образование однокоренных слов к слову Родина (родной, родители, род, родственник).

Склонение словосочетания моя Родина – упражнение «Подскажи словечко».

Чтение рассказа М. Пришвина «Моя Родина». Беседа по содержанию.

2.

День космонавтики

Развитие слухового внимания - упражнение «Лишнее слово».

«Часики»,

«Индюк»,

«Грибок».

Развитие общей моторики - упражнение «На луне жил звездочёт».

Развитие координации движений, воображения -  игра «Лунные фигуры».

Расшире6ние словарного запаса (космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция, ядерный реактор). Отгадывание загадок.

Беседа о космосе.

Разучивание стихотворения Р Алдониной «Звёзды».

3.

Мы читаем.

С.В. Михалков.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Кто лишний?» (по стихотворению «Песенка друзей».

«Блинчик на тарелочке»,

«Чашка».

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Котята».

Подбор прилагательных к существительным – упражнение «Узнай меня!».

Образование сравнительной степени прилагательных.

Чтение стихотворения «Котята» (С.Михалков).

Составление рассказов-описаний.

Этюд «Котята».

4.

Мы читаем.

С.Я. Маршак.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Кто лишний?» (по стихотворению «Сказка о глупом мышонке»).

«Часики»,

«Индюк»,

«Грибок».

Развитие мелкой моторики пальцев рук – рисование и раскрашивание мышонка.

Образование существительных в вин. падеже – игра «Кого звала кошка?»

Чтение и инсценировка отрывка из стихотворения «Сказка о глупом мышонке».

Май

День Победы.

Развитие силы голоса, темпа речи, дикции – считалка «Мирная считалка».

«Автомат»,

«Гармошка».

Развитие общей моторики, координации движений - подвижные игры «Летчики», «Саперы».

Обогащение словарного запаса словами, обозначающими рода войск (танкисты, пограничники, летчики, сапёры, связисты).

Беседа о солдатах войны.

Разучивание стихотворения «Что такое День Победы?» 

Этюд «Спасение раненого солдата».

2.

Насекомые.

Развитие слухового внимания – упражнение «Кто летает?».

Фонопедическое упражнение «Насекомые».

Развитие ловкости и координации движений – игра «Пчёлы».

Подбор глаголов к существительным – упражнение «Что умеет делать?».

Составление предложений с предлогами – упражнение «Бабочка и грибок».

Чтение и инсценировка стихотворения «Пчелка».

3.

Весенние цветы.

Работа над четкостью дикции, речевым дыханием – проговаривание пословиц.

«Хоботок»,

«Вкусное варенье»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Координация речи с движением - упражнение «Солнышко».

 Подбор прилагательных к существительным – упражнение «Узнай меня».

Составление описательного рассказа о цветах.

Музыкальная композиция «Волшебный цветок».

4.

Школа. Школьные принадлежности.

Развитие зрительного внимания – упражнение «Что лишнее?»

Развитие слухового внимания – игра «Подскажи словечко».

«Качели»,

«Грибок»,

«Гармошка».

Развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «В школу».

Развитие координации движений, эмоций – этюд «Школа».

Отгадывание и толкование загадок.

Чтение и пересказ рассказа Г. Горецкого «После школы».



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           Приложение № 2

                                                      Диагностическая карта оценки уровня сформированности навыков

                                 развития речи через театрализованную  деятельность у детей  дошкольного возраста

Дата  _____________________                                                                                                                     Группа _________ _____________

Ф.И. ребенка

Умение давать оценку поступкам действующих лиц

Формирование словаря, связная речь

Способность вживаться в создаваемый образ

Грамматический строй речи

Использование жестов

Использование движений

Использование мимики

Средний балл

Выразительность речи

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

Н. Г.

К. Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

18

Высокий (%)

Средний (%)

Низкий (%)

                                                                                                                                                                                                                     23

Мониторинг уровня сформированности навыков  театрализованной деятельности детей среднего  дошкольного возраста проводится на основе творческих заданий.
                                                                       

Этюдный тренаж (мастерство актёра).

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жестов).

3. Мимика (этюды на выражение эмоций).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

Умеет сочинять концовки к сказкам.3. Умеет последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

 Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных. Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. С помощью воспитателя умеет  составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

 Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; не умеет составлять рассказы.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет  знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет  знаниями  о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя

    Грамматический строй речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Критерии оценки

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

 Формирование словаря, связная речь.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

Содержание диагностического задания

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности

 какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Критерии оценки

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды