Дополнительная ( общеразвивающая ) Программа "Играем в сказку" в рамках организации и оказания платных образовательных услуг

Ширяева Елена Анатольевна
Дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая) программа "Играем в сказку"реализуется в рамках художественно- эстетической направленности, так как ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_skazku_4_-_5_let.docx51.19 КБ
Файл igraem_v_skazku_5_-_6let.docx53.8 КБ
Файл igraem_v_skazku_6_-_7let.docx54.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Согласовано                                                                            УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»Директор   МДОАУ ЦРР -  

Протокол  № 6  от 26.08.2021г.                   д/с «Фантазия»                                                                                                  

______________С.К. Дидик

«__»______________20___г.        

Дополнительная образовательная (общеразвивающая)

программа«Играем в сказку»

в рамках организации и оказания

платных образовательных услуг

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 4– 5лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ширяева Елена Анатольевна      

воспитатель высшей квалификационная категория

г. Пыть -Ях

2021г.

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.1. Актуальность…………………………………………………………..........................4

1.2.Новизна…………………………………………………………………………………4

1.3.Педагогическая целесообразность ………………………….......................................4

1.4.Отличительная особенность программы……………………………………………..4

1.5.Организация занятий …………………………………………………………………..4

1.6.Виды занятий…………………………………………………………….......................5

1.7.Формы и методы обучения………………………………………….............................5

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………..6

1.3. Содержание программы……………………………………………………………..6

1.3.1. Учебный план ……………………………………………………………..................6

1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………………………...6

1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………………………..................7

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты ………………………………………….10

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы…….....................................10

2.1.1.Условия реализации программы……………………………………………….…10

2.1.2. Материально-техническое обеспечение…………………………..........................10

2.1.3 Учебно-методические  материалы…………………………....................................10

2.1.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………...................11

2.2. Литература…………………………………………………………………………….11

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

1. Пояснительная записка программы

Дополнительная  образовательная  (общеразвивающая) программа "Играем в сказку"реализуется в рамках художественно- эстетической направленности, так как ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать увиденному  и тому, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, создать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Программа «Играем в сказку» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  2. Постановление правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Порядок организации и предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» от 19.01.2021г

1.1. Актуальность образовательной программы заключается в том, что она, решает воспитательные и образовательные задачи всестороннего развития ребенка, удовлетворяет разнообразные интересы, склонности, творческие способности в условиях детского сада.

1.2. Новизна заключается в том, что изучение программы нацелено на достижение раскрытия через театрализованную деятельность духовного и творческого потенциала ребенка и делает реальную возможность адаптации в социальной среде.

1.3. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается вразвитии у воспитанников:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти идр.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по креативному принципу  обучения, т.е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических  ощущений, раскрепощение личности. Учитывается психологическая комфортность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности. Игра и обучение не должны быть из-под палки. Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена…»).

1. 5. Организация занятий

Направленность программы – художественная (художественно – эстетическое направление)

Уровень программы - ознакомительный, базовый

Адресат программы - возраст воспитанники 4- 5 лет

Объем и сроки реализации программы – 58 часов,  1 год

Форма обучения – очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

По форме организации – групповые занятия

Количество воспитанников на занятии: 7-15 человек

Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории Ширяева Елена Анатольевна

1.6. Виды занятия: комбинированные, интегрированные, обобщающие

Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, направленное на максимальную активность детей, сотрудничество друг с другом и педагогом

1.7. Формы и методы обучения

Методы:

  1. метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы;
  2. метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  3. метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)

Формы:

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- игры – драматизации;

- упражнения и игры для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения, образные упражнения;

- пальчиковые игротренинги для развития мелкой моторики рук, необходимые  для свободного кукловождения;

- игры и упражнения на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимики;

- театральные этюды;

- амплификацию (обогащение) театрального опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

 - подготовленность и заинтересованность педагога;

- все игры и упражнения на занятии  подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: создать условия для развития творчески активной, эмоционально-отзывчивой, духовно – богатой  личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  1. расширять знания детей об окружающей действительности;
  2. работать над интонационной выразительностью речи;    
  3. воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.

Развивающие:

  1. развитие  навыков публичного выступления;
  2. активизация и обогащение словарного запаса;
  3. совершенствование интонационного строя речи, развитие диалогической речи.

Воспитательные:

  1. повышение общей культуры ребёнка, приобщение к духовным ценностям
  2. воспитание  самостоятельности, артистичности, творческого начала, умения общаться с ровесниками и взрослыми.

1.3. Содержание программы:

1.3.1. Учебный план

Предмет

Кол-во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее кол-во учебных часов в год

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Театрализованная

деятельность

2

5

8

7

6

6

7

8

7

4

58

1.3.2.  Содержание учебного плана

  1. Культура  и техника речи
  2. Основы театральной культуры
  3. Общеразвивающие игры
  4. Игры – драматизации
  5. Игры в кукольный театр

1.3.3.Календарно-тематическое планирование 4-5 лет

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Вид деятельности

Программные задачи

 Репертуар

Культура  и

техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Закреплять произношение гласных и согласных звуков.

Совершенствовать чёткое произношение слов и словосочетаний.

Чистоговорка: «Кошка муху лапой хвать ..»

Артикуляционная гимнастика «Игра со свечой».

Речевые упражнения: «Ветер», «Деревья».

Скороговорка: «Шесть мышат…».

Основы театральной культуры

Воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

Пополнять словарь детей.

Театральный словарь:

артист, театр, зрители, зрительный зал, сцена.

Общеразвивающие игры

Формировать у детей интерес к театральной игре, желание участвовать в общем действии.

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

«Давайте познакомимся», «Медведь и», «Как живёшь?»,  «Художница осень», «Где мы были, мы не скажем», «Бабушка  Маланья».

Игры – драматизации

Учить детей отождествлять с театральным персонажем, находить выразительные средства в мимике, жестах, интонации.

Развивать речь детей.

Т.И.Петрова «Ёж – чистюля».

В.Лунин «Сучок на тропинке».

А.Фрондерберг «Великан и мышь».

«Киска, как тебя зовут?»

Игры в кукольный театр

Развивать диалогическую и монологическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности.

Потешка «Кисонька – муросонька…» - театр игрушек.

Русская народная сказка «Маша и медведь» - настольный театр.

 Декабрь- январь

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Культура  и

техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Тренировать в проговаривании фразы с различной силой голоса.

Речевые упражнения: «Вьюга», «Хрустит снег», «Лыжи».

Чистоговорки: «Су-су-су белку…», «Сова советует».

Скороговорки: «Мышки сушки…», «У ёлки иголки».

Потешка с движениями «Вороны».

Основы театральной культуры

Познакомить детей с театром кукол

би-ба-бо.

Театральный словарь:

 ширма, театр кукол би-ба-бо, декорации, кукольный спектакль.

Общеразвивающие игры

Развивать мелкую моторику рук, имитационные навыки.

Учить сочетать движения и речь.

Побуждать детей к импровизации.

Игры на пальцах: «Дом и ворота», «Четыре братца».

Игра – имитация «Лесная зарядка».

Игра-упражнение «У оленя дом большой».

Игры – драматизации

Учить детей с помощью интонационной выразительности передавать различные эмоции, сочетать движения и речь.

С.Маршак «Перчатки».

А.Тараскина «Воробей».

Б.Заходер «Вот как я умею».

К.Чуковский «Черепаха».

Игры в кукольный театр

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, передавать характер образа куклы.

Потешки: «Курочка – рябушечка», «Сидит кошка на окошке…» - театр кукол би-ба-бо.

Скороговорка: «Мышонку шепчет мышь…» - театр кукол би-ба-бо.

Февраль- март

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Культура  и

техника речи

Тренировать мышцы речевого аппарата, чёткую дикцию и подвижность голоса.

Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам, определения к словам.

Артикуляционная гимнастика: «Весёлый пятачок», «Лошадка», «Солнышко».

Чистоговорки: «Мяч», «Сидит ворон».

Словесные игры: «Волшебная корзина», «Вопрос – ответ».

Основы театральной культуры

Познакомить с культурой поведения в театре.

Театральный словарь:

 театральный билет, театральная программка, спектакль, афиша.

Общеразвивающие игры

Формировать интерес к совместным играм. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить сочетать движения и речь. Развивать фантазию, воображение, пантомимические навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Стирка белья», «Весёлые брызги».

Р.игры: «Покупки», «Магазин игрушек», «Медведь и пчёлы».

Игры – драматизации

Обучать детей выражать эмоции и воспроизводить отдельные черты характера героев.

В.Мирясова «Таня и мячик»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Театральные этюды: «Был у зайца дом».

Игры в кукольный театр

Продолжать обучать детей навыкам кукловождения.

Формировать умения считать движения рук (игра куклой) с речью.

Развивать интонационную выразительность речи.

Русская народная сказка «Колобок» - театр кукол би-ба-бо.

Потешки: «Кисонька – мурысонька», «Киска, киска…» - театр кукол би-ба-бо.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - настольный театр.

Апрель-май

Вид деятельности

 Программные задачи

                      Репертуар

Культура  и

техника речи

Продолжать работу над интонационной выразительностью речи, способствовать развитию артикуляционного аппарата.

Учить подбирать  слова – действия, противоположные по значению.

Артикуляционная гимнастика: «длинный язычок», «Часики».

Скороговорка: «Три сороки…».

Игра «Ручной мяч».

Основы театральной культуры

Познакомить детей с теневым театром.

Театральный словарь:

 театр теней, силуэт.

Общеразвивающие игры

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивать подражательные, пантомимические и имитационные навыки.

Пальчиковые игры: «Замок», «Щелчки», «Гусь».

«Смелые мышки».

«Поднимаем настроение».

Игры – драматизации

Учить эмоционально воспринимать художественную литературу, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

В.Фетисов «Ёж и лиса».

В.Орлов «Пропажа».

В.Сутеев «Кто сказал мяу?».

Игры в кукольный театр

Закреплять полученные навыки игры разными видами театра.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Т.И.Петрова «Хозяйка и кот» - театр кукол би-ба-бо.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди» - настольный театр.

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» - театр теней.

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты

Знать:

  1. особенности театра, сценическую культуру;
  2. основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм  и т.д. )

Уметь:

  1. строить диалоги в процессе театрально - игровой деятельности;
  2. пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
  3. владеть элементарными приемами кукловождения;
  4. произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
  5. ориентироваться на сценической площадке;
  6. не бояться высказать свое мнение.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы:

  1. участие в показе спектаклей, концертов;
  2. участие в районных, областных конкурсах и фестивалях;
  3. проектная и социально-творческая деятельность.
  4. эффективным способом проверки реализации программы является итоговый отчетный концерт в форме спектакля.

2.2. Условия реализации программы

2.2.1.Материально – техническое обеспечение:

- кабинет «Театральная студия»;

- экран и мультимедийный проектор;

- персональный компьютер;

- принтер;

- театральные ширмы для кукольного и теневого театра;

- разные виды кукольных театров:пальчиковый, плоскостной театр, теневой, би-ба-бо (перчаточный), театр игрушек, театр ростовых кукол, театр тростевых кукол, театр кукол марионеток, театр рукавичек;

- детские костюмы для спектаклей;

- атрибуты для занятий и для спектаклей;

- декорации к спектаклям;

2.2.2. Учебно - методические материалы (пособия)

книги и иллюстрации к сказкам;

методическая литература для педагога;

фильмотека;

- картотеки театральных игр, этюдов;

- картотеки игровых здоровьеберегающих технологий.

2.2.3. Кадровое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо следующее кадровое обеспечение:

  1. Руководитель театральной студии,
  2. Педагогический персонал,
  3. Вспомогательный персонал.

2.3. Литература:

  1. М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» 2007.
  2. Л.А.Дубина. «Коммуникативная компетентность дошкольников». Сборник игр и упражнений. Москва 2006.
  3. А.С.Галанов. «Игры, которые лечат». Педагогическое общество России, 2005.
  4. О.А.Бизикова. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2008.
  5. И.А.Пазухина. «Давай поиграем». Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей.
  6. Е.А.Алябьева. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. Москва 2009.
  7. Е.А.Антипина.Театрализованная  деятельность в детском саду. Методические рекомендации. Москва 2009.
  8. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва 2004.
  9. А.В.Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду. Издательство «Москва-синтез» 2007.
  10. О.А.Соломенникова. Основные и дополнительные программы в ДОУ. Методическое пособие. Москва 2006.
  11. Т.Н.Доронова. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М: «Просвещение».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Согласовано                                                                            УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»Директор   МДОАУ ЦРР -  

Протокол  № 6  от 26.08.2021г.                   д/с «Фантазия»                                                                                                  

______________С.К. Дидик

«__»______________20___г.        

Дополнительная образовательная (общеразвивающая)

программа«Играем в сказку»

в рамках организации и оказания

платных образовательных услуг

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 5– 6лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ширяева Елена Анатольевна      

воспитатель высшей квалификационная категория

г. Пыть -Ях

2021г.

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.1. Актуальность…………………………………………………………..........................4

1.2.Новизна…………………………………………………………………………………4

1.3.Педагогическая целесообразность ………………………….......................................4

1.4.Отличительная особенность программы……………………………………………..4

1.5.Организация занятий …………………………………………………………………..4

1.6.Виды занятий…………………………………………………………….......................5

1.7.Формы и методы обучения………………………………………….............................5

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………..6

1.3. Содержание программы……………………………………………………………..6

1.3.1. Учебный план ……………………………………………………………..................6

1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………………………...6

1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………………………..................7

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты ………………………………………….10

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы…….....................................10

2.1.1.Условия реализации программы……………………………………………….…10

2.1.2. Материально-техническое обеспечение…………………………..........................10

2.1.3 Учебно-методические  материалы…………………………....................................10

2.1.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………...................11

2.2. Литература…………………………………………………………………………….11

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

1. Пояснительная записка программы

Дополнительная  образовательная  (общеразвивающая) программа "Играем в сказку"реализуется в рамках художественно- эстетической направленности, так как ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать увиденному  и тому, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, создать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Программа «Играем в сказку» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  2. Постановление правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Порядок организации и предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» от 19.01.2021г

1.1. Актуальность образовательной программы заключается в том, что она, решает воспитательные и образовательные задачи всестороннего развития ребенка, удовлетворяет разнообразные интересы, склонности, творческие способности в условиях детского сада.

1.2. Новизна заключается в том, что изучение программы нацелено на достижение раскрытия через театрализованную деятельность духовного и творческого потенциала ребенка и делает реальную возможность адаптации в социальной среде.

1.3. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается вразвитии у воспитанников:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти идр.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по креативному принципу  обучения, т.е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических  ощущений, раскрепощение личности. Учитывается психологическая комфортность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности. Игра и обучение не должны быть из-под палки. Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена…»).

1. 5. Организация занятий

Направленность программы – художественная (художественно – эстетическое направление)

Уровень программы - ознакомительный, базовый

Адресат программы - возраст воспитанники 5- 6 лет

Объем и сроки реализации программы – 58 часов,  1 год

Форма обучения – очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

По форме организации – групповые занятия

Количество воспитанников на занятии: 7-15 человек

Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории Ширяева Елена Анатольевна

1.6. Виды занятия: комбинированные, интегрированные, обобщающие

Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, направленное на максимальную активность детей, сотрудничество друг с другом и педагогом

1.7. Формы и методы обучения

Методы:

  1. метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы;
  2. метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  3. метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)

Формы:

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- игры – драматизации;

- упражнения и игры для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения, образные упражнения;

- пальчиковые игротренинги для развития мелкой моторики рук, необходимые  для свободного кукловождения;

- игры и упражнения на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимики;

- театральные этюды;

- амплификацию (обогащение) театрального опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

 - подготовленность и заинтересованность педагога;

- все игры и упражнения на занятии  подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: создать условия для развития творчески активной, эмоционально-отзывчивой, духовно – богатой  личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  1. расширять знания детей об окружающей действительности;
  2. работать над интонационной выразительностью речи;    
  3. воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.

Развивающие:

  1. развитие  навыков публичного выступления;
  2. активизация и обогащение словарного запаса;
  3. совершенствование интонационного строя речи, развитие диалогической речи.

Воспитательные:

  1. повышение общей культуры ребёнка, приобщение к духовным ценностям
  2. воспитание  самостоятельности, артистичности, творческого начала, умения общаться с ровесниками и взрослыми.

1.3. Содержание программы:

1.3.1. Учебный план

Предмет

Кол-во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее кол-во учебных часов в год

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Театрализованная

деятельность

2

5

8

7

6

6

7

8

7

4

58

1.3.2.  Содержание учебного плана

  1. Культура  и техника речи
  2. Основы театральной культуры
  3. Общеразвивающие игры
  4. Игры – драматизации
  5. Игры в кукольный театр

1.3.3.  Календарно-тематическое планирование 5-6 лет

                         Сентябрь-октябрь-ноябрь

Вид деятельности

        Программные задачи

                   Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать речевое дыхание.

Расширять диапазон и силу звучания голоса.

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Игра «Веселый Старичок - Лесовичок»;

Чистоговорка: «Раняя осень»; «Кошка муху лапой хвать»

Артикуляционная гимнастика: «Игра со свечой», «Хоботок», «Лягушка», «Зайчик»

Речевые упражнения: «Ветер», «Деревья»

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Познакомить с видами театра.

 Театральный словарь: художественный театр, драматический театр, кукольный театр 

Общеразвивающие игры

Развивать внимание, воображение, фантазию, чувство ритма.

Совершенствовать умение пользоваться мимикой, жестами.

Игры:  «Угадай эмоцию», «Птицы на гнезда», «Поехали- поехали», «Загадки без слов»

Ритмическая разминка: «Мельница», «Шалтай – болтай», «Буратино».

Театральные этюды: «Баба – Яга», «Один дома», «Про Таню».

Игры – драматизации

Учиться снимать зажатость, скованность.

Учить согласовывать свои действия с партнёром по игре. развивать фантазию, диалогическую речь.

 «Телефон»

Лисичка – сестричка и волк» 

Т.И.Петрова «Брусничка»

Н.Егоров «Листопад»

Е.П.Сергеева «Три синички»

В.Степанов «Весёлые превращения»

Игры в кукольный театр

Учить детей выбирать выразительные средства при создании образа кукольного персонажа.

Пальчиковый театр: В.Сутеев «Кто сказал «Мяу?»

Театр кукол би-ба-бо:

Г.Сапгир «Заяц»;

В.Бианки «Колобок- колючий бок»

                                                   Декабрь-январь

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на основе скороговорок, чистоговорок, стихов.

Чистоговорка «Ой, ой,ой! Зайке холодно зимой».

Гимнастика для язычка «Шум» с имитацией движений.

Чистоговорка «Сова советует…» Т.А.Куликов.

Упражнения: «Удивлённый бегемот», «Фыркающая лошадка».

Скороговорка «Купила бабуся бусы Марусе».

 

Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству. Пополнять словарный запас.

Знакомить детей с профессиями театра

Театральный словарь:

 актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. 

Общеразвивающие игры

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать эмпатию, тактильные восприятия.

Поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

Игра «Ель-елка-елочка»,

«Сугроб-яма-снежинка»,

«Лепим снежок»

Пальчиковая гимнастика

Игры: «Превращение предмета», «Одно и то же по разному»

Игра – упражнение

«Это я, узнай меня»

Игры – драматизации

Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность, имитационные навыки, мимику, жесты. навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Разыгрывание сюжетов по русской народной сказке «Снегурочка».

«Моя  Вообразилия»

«Потерялась наша Таня» З.Александрова

«Кто живет под потолком?» С.Черный

Игры в кукольный театр

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и передавать характер образа кукле.

Закреплять правила игры на ширме куклами би-ба-бо.

Скороговорка «Мышонку шепчет мышь».

Потешка «Сидит кошка на окошке…».

Разыгрывание сюжетов по русской народной сказке «Снегурочка» - театр кукол би-ба-бо.

                                                Февраль-март

Вид деятельности

     Программные задачи

                               Репертуар

Культура  и

 техника речи

Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

Учить строить диалог, подбирать слова по общим признаками и определения.

Потешка «Вороны».

Игры: «Волшебная корзинка», «Вопрос – ответ», «Забавные стихи»

Артикуляционная гимнастика: «Укольчики», «Чистые зубы», «Кольцо».

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Закрепить правила поведения в театре.

Активизировать познавательный интерес к театральным атрибутам.

Театральный словарь:

 декорации, куклы бибабо, маски

Общеразвивающие игры

Развивать фантазию, воображение, пантомимические навыки.

Формировать интерес к совместным играм.

Пальчиковая гимнастика: «Весёлые брызги», «Стирка белья», «Капуста».

Игра «Бабушкины покупки».

Игра «Магазин игрушек».

Игровое упражнение «Непослушная дочка».

 «Поиграем — угадаем» 

Игры – драматизации

Развивать детское воображение.

Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению, отдельных черт характера.

Поощрять инициативу, совершенствовать образные исполнительские умения.

Э.Успенский «Разгром».

Театральный этюд «Был у зайца дом». Ролевая гимнастика у зеркала.

«Заюшкина избушка» - по мотивам р.н.сказки

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения: говорящая кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы и рук.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди» - театр кукол би-ба-бо, настольный театр.

Диалогические потешки по усмотрению педагога.

                                                                                                                                                                                               

                                                          Апрель-май                    

Вид деятельности

    Программные задачи

                           Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать артикуляционный аппарат. Тренировать четкое произношение звуков. Учить сочинять сказку, по очереди добавляя свое предложение. Пополнять словарный запас.

Артикуляционная гимнастика по выбору педагога. Логоритмическая игра «Цок-цок».

Скороговорка «Если бы…». Игры «Сочиняем сказку».

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Закрепить знания о театральных профессиях, театральной атрибутике, культуре  поведения детей в театре.

Театральный словарь:

Закрепить знакомые термины.

Общеразвивающие игры

Учить действовать на сценической площадке естественно; импровизировать на предложенную тему.

Поощрять творческую инициативу.

Театральный этюд «Был у зайца дом».

Игра – диалог «Похожи – непохожи».

Игра – сказка «Смех сквозь слёзы».

Игры – драматизации

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Использовать в инсценировке полученные умения и навыки актерского мастерства.

В.Лужин «Сучок на тропинке».

О.Бизикова «Рыжий кот и

старушка – говорушка».

  • Э.Мошковская «Уши».
  • «Кот, петух и лиса» по мотивам р.н.с.

Игры в кукольный театр

Развивать творческую самостоятельность детей в создании яркого образа театральной куклы.

«У страха глаза велики» - театр на выбор детей

С.Михалков «Мышь и крыса» - театр куклы би-ба-бо.

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты

Знать: 

  1. основные виды театрального искусства;
  2. культуру зрителя;
  3. пять-восемь артикуляционных упражнений;
  4. одну-две пальчиковые гимнастики.

Уметь: 

  1. показывать эмоциональное состояние героя мимикой;
  2. произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  3. передавать образ героя характерными движениями;
  4. выразительно читать стихотворный текст;
  5. разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, потешкам с использованием кукол знакомых видов театра;
  6. уверенно действовать на сцене в коллективе.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы:

  1. участие в показе спектаклей, концертов;
  2. участие в районных, областных конкурсах и фестивалях;
  3. проектная и социально-творческая деятельность.
  4. эффективным способом проверки реализации программы является итоговый отчетный концерт в форме спектакля.

2.2. Условия реализации программы

2.2.1.Материально – техническое обеспечение:

- кабинет «Театральная студия»;

- экран и мультимедийный проектор;

- персональный компьютер;

- принтер;

- театральные ширмы для кукольного и теневого театра;

- разные виды кукольных театров:пальчиковый, плоскостной театр, теневой, би-ба-бо (перчаточный), театр игрушек, театр ростовых кукол, театр тростевых кукол, театр кукол марионеток, театр рукавичек;

- детские костюмы для спектаклей;

- атрибуты для занятий и для спектаклей;

- декорации к спектаклям;

2.2.2. Учебно - методические материалы (пособия)

книги и иллюстрации к сказкам;

методическая литература для педагога;

фильмотека;

- картотеки театральных игр, этюдов;

- картотеки игровых здоровьеберегающих технологий.

2.2.3. Кадровое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо следующее кадровое обеспечение:

  1. Руководитель театральной студии,
  2. Педагогический персонал,
  3. Вспомогательный персонал.

2.3. Литература:

  1. М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» 2007.
  2. Л.А.Дубина. «Коммуникативная компетентность дошкольников». Сборник игр и упражнений. Москва 2006.
  3. А.С.Галанов. «Игры, которые лечат». Педагогическое общество России, 2005.
  4. О.А.Бизикова. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2008.
  5. И.А.Пазухина. «Давай поиграем». Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей.
  6. Е.А.Алябьева. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. Москва 2009.
  7. Е.А.Антипина.Театрализованная  деятельность в детском саду. Методические рекомендации. Москва 2009.
  8. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва 2004.
  9. А.В.Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду. Издательство «Москва-синтез» 2007.
  10. О.А.Соломенникова. Основные и дополнительные программы в ДОУ. Методическое пособие. Москва 2006.
  11. Т.Н.Доронова. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М: «Просвещение».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Согласовано                                                                            УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»Директор   МДОАУ ЦРР -  

Протокол  № 6  от 26.08.2021г.                   д/с «Фантазия»                                                                                                  

______________С.К. Дидик

«__»______________20___г.        

Дополнительная образовательная (общеразвивающая)

программа«Играем в сказку»

в рамках организации и оказания

платных образовательных услуг

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 6 – 7лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ширяева Елена Анатольевна      

воспитатель высшей квалификационная категория

г. Пыть -Ях

2021г.

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.1. Актуальность…………………………………………………………..........................4

1.2.Новизна…………………………………………………………………………………4

1.3.Педагогическая целесообразность ………………………….......................................4

1.4.Отличительная особенность программы……………………………………………..4

1.5.Организация занятий …………………………………………………………………..4

1.6.Виды занятий…………………………………………………………….......................5

1.7.Формы и методы обучения………………………………………….............................5

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………..6

1.3. Содержание программы……………………………………………………………..6

1.3.1. Учебный план ……………………………………………………………..................6

1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………………………...6

1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………………………..................7

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты ………………………………………….10

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы…….....................................10

2.1.1.Условия реализации программы……………………………………………….…10

2.1.2. Материально-техническое обеспечение…………………………..........................10

2.1.3 Учебно-методические  материалы…………………………....................................10

2.1.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………...................11

2.2. Литература…………………………………………………………………………….11

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

1. Пояснительная записка программы

Дополнительная  образовательная  (общеразвивающая) программа "Играем в сказку"реализуется в рамках художественно- эстетической направленности, так как ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать увиденному  и тому, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, создать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Программа «Играем в сказку» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  2. Постановление правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Порядок организации и предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» от 19.01.2021г

1.1. Актуальность образовательной программы заключается в том, что она, решает воспитательные и образовательные задачи всестороннего развития ребенка, удовлетворяет разнообразные интересы, склонности, творческие способности в условиях детского сада.

1.2. Новизна заключается в том, что изучение программы нацелено на достижение раскрытия через театрализованную деятельность духовного и творческого потенциала ребенка и делает реальную возможность адаптации в социальной среде.

1.3. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается вразвитии у воспитанников:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти идр.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по креативному принципу  обучения, т.е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических  ощущений, раскрепощение личности. Учитывается психологическая комфортность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности. Игра и обучение не должны быть из-под палки. Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена…»).

1. 5. Организация занятий

Направленность программы – художественная  (художественно – эстетическое направление)

Уровень программы - ознакомительный, базовый

Адресат программы - возраст воспитанники 5- 6 лет

Объем и сроки реализации программы – 58 часов,  1 год

Форма обучения – очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

По форме организации – групповые занятия

Количество воспитанников на занятии: 7-15 человек

Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории Ширяева Елена Анатольевна

1.6. Виды занятия: комбинированные, интегрированные, обобщающие

Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, направленное на максимальную активность детей, сотрудничество друг с другом и педагогом

1.7. Формы и методы обучения

Методы:

  1. метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы;
  2. метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  3. метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)

Формы:

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- игры – драматизации;

- упражнения и игры для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения, образные упражнения;

- пальчиковые игротренинги для развития мелкой моторики рук, необходимые  для свободного кукловождения;

- игры и упражнения на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимики;

- театральные этюды;

- амплификацию (обогащение) театрального опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

 - подготовленность и заинтересованность педагога;

- все игры и упражнения на занятии  подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: создать условия для развития творчески активной, эмоционально-отзывчивой, духовно – богатой  личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  1. расширять знания детей об окружающей действительности;
  2. работать над интонационной выразительностью речи;    
  3. воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.

Развивающие:

  1. развитие  навыков публичного выступления;
  2. активизация и обогащение словарного запаса;
  3. совершенствование интонационного строя речи, развитие диалогической речи.

Воспитательные:

  1. повышение общей культуры ребёнка, приобщение к духовным ценностям
  2. воспитание  самостоятельности, артистичности, творческого начала, умения общаться с ровесниками и взрослыми.

1.3. Содержание программы:

1.3.1. Учебный план

Предмет

Кол-во учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее кол-во учебных часов в год

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Театрализованная

деятельность

2

5

8

7

6

6

7

8

7

4

58

1.3.2.  Содержание учебного плана

  1. Культура  и техника речи
  2. Основы театральной культуры
  3. Общеразвивающие игры
  4. Игры – драматизации
  5. Игры в кукольный театр

1.3.3.  Календарно-тематическое планирование 6-7лет

                         Сентябрь-октябрь-ноябрь

                       

Вид деятельности

        Программные задачи

                   Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать речевое дыхание.

Расширять диапазон и силу звучания голоса.

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Чистоговорка: «Раняя осень»; «Кошка муху лапой хвать»

Артикуляционная гимнастика: «Игра со свечой», «Хоботок», «Лягушка», «Зайчик»

Речевые упражнения: «Ветер», «Деревья»

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Познакомить с видами театра.

 Театральный словарь: художественный театр, драматический театр, кукольный театр 

Общеразвивающие игры

Развивать внимание, воображение, фантазию, чувство ритма.

Совершенствовать умение пользоваться мимикой, жестами.

Игры:  «Угадай эмоцию», «Птицы на гнезда», «Поехали- поехали», «Загадки без слов»

Ритмическая разминка: «Мельница», «Шалтай – болтай», «Буратино».

Театральные этюды: «Баба – Яга», «Один дома», «Про Таню».

Игры – драматизации

Учиться снимать зажатость, скованность.

Учить согласовывать свои действия с партнёром по игре. развивать фантазию, диалогическую речь.

 «Телефон»

Лисичка – сестричка и волк» 

Т.И.Петрова «Брусничка»

Н.Егоров «Листопад»

Е.П.Сергеева «Три синички»

В.Степанов «Весёлые превращения»

Игры в кукольный театр

Учить детей выбирать выразительные средства при создании образа кукольного персонажа.

Пальчиковый театр: В.Сутеев «Кто сказал «Мяу?»

Театр кукол би-ба-бо:

Г.Сапгир «Заяц»;

В.Бианки «Колобок- колючий бок»

                                                   Декабрь-январь

Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на основе скороговорок, чистоговорок, стихов.

Чистоговорка «Ой, ой,ой! Зайке холодно зимой».

Гимнастика для язычка «Шум» с имитацией движений.

Чистоговорка «Сова советует…» Т.А.Куликов.

Упражнения: «Удивлённый бегемот», «Фыркающая лошадка».

Скороговорка «Купила бабуся бусы Марусе».

 

Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству. Пополнять словарный запас.

Знакомить детей с профессиями театра

Театральный словарь:

 актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. 

Общеразвивающие игры

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать эмпатию, тактильные восприятия.

Поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

Игра «Ель-елка-елочка»,

«Сугроб-яма-снежинка»,

«Лепим снежок»

Пальчиковая гимнастика

Игры: «Превращение предмета», «Одно и то же по разному»

Игра – упражнение

«Это я, узнай меня»

Игры – драматизации

Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность, имитационные навыки, мимику, жесты. навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Разыгрывание сюжетов по русской народной сказке «Снегурочка».

«Моя  Вообразилия»

«Потерялась наша Таня» З.Александрова

«Кто живет под потолком?» С.Черный

Игры в кукольный театр

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства и передавать характер образа кукле.

Закреплять правила игры на ширме куклами би-ба-бо.

Скороговорка «Мышонку шепчет мышь».

Потешка «Сидит кошка на окошке…».

Разыгрывание сюжетов по русской народной сказке «Снегурочка» - театр кукол би-ба-бо.

                                                Февраль-март

Вид деятельности

     Программные задачи

                               Репертуар

Культура  и

 техника речи

Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

Учить строить диалог, подбирать слова по общим признаками и определения.

Потешка «Вороны».

Игры: «Волшебная корзинка», «Вопрос – ответ», «Забавные стихи»

Артикуляционная гимнастика: «Укольчики», «Чистые зубы», «Кольцо».

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Закрепить правила поведения в театре.

Активизировать познавательный интерес к театральным атрибутам.

Театральный словарь:

 декорации, куклы бибабо, маски

Общеразвивающие игры

Развивать фантазию, воображение, пантомимические навыки.

Формировать интерес к совместным играм.

Пальчиковая гимнастика: «Весёлые брызги», «Стирка белья», «Капуста».

Игра «Бабушкины покупки».

Игра «Магазин игрушек».

Игровое упражнение «Непослушная дочка».

 «Поиграем — угадаем» 

Игры – драматизации

Развивать детское воображение.

Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению, отдельных черт характера.

Поощрять инициативу, совершенствовать образные исполнительские умения.

Э.Успенский «Разгром».

Театральный этюд «Был у зайца дом». Ролевая гимнастика у зеркала.

«Заюшкина избушка» - по мотивам р.н.сказки

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения: говорящая кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы и рук.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди» - театр кукол би-ба-бо, настольный театр.

Диалогические потешки по усмотрению педагога.

                                                                                                                                                                                               

                                                          Апрель-май                    

Вид деятельности

    Программные задачи

                           Репертуар

Культура  и

 техника речи

Развивать артикуляционный аппарат. Тренировать четкое произношение звуков. Учить сочинять сказку, по очереди добавляя свое предложение. Пополнять словарный запас.

Артикуляционная гимнастика по выбору педагога. Логоритмическая игра «Цок-цок».

Скороговорка «Если бы…». Игры «Сочиняем сказку».

 Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Закрепить знания о театральных профессиях, театральной атрибутике, культуре  поведения детей в театре.

Театральный словарь:

Закрепить знакомые термины.

Общеразвивающие игры

Учить действовать на сценической площадке естественно; импровизировать на предложенную тему.

Поощрять творческую инициативу.

Театральный этюд «Был у зайца дом».

Игра – диалог «Похожи – непохожи».

Игра – сказка «Смех сквозь слёзы».

Игры – драматизации

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Использовать в инсценировке полученные умения и навыки актерского мастерства.

В.Лужин «Сучок на тропинке».

О.Бизикова «Рыжий кот и

старушка – говорушка».

  • Э.Мошковская «Уши».
  • «Кот, петух и лиса» по мотивам р.н.с.

Игры в кукольный театр

Развивать творческую самостоятельность детей в создании яркого образа театральной куклы.

«У страха глаза велики» - театр на выбор детей

С.Михалков «Мышь и крыса» - театр куклы би-ба-бо.

1.3.4. Планируемые (ожидаемые) результаты

Знать: 

  1. представление о театре и его разновидностях;
  2. основные виды театрального искусства;
  3. культуру зрителя.

Уметь: 

  1. показывать эмоциональное состояние героя мимикой;
  2. произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  3. сочинять  этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  4. выразительно читать стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  5. разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, потешкам с использованием кукол знакомых видов театра.
  6. уверенно действовать на сцене в коллективе.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Формы подведения итогов реализации программы:

  1. участие в показе спектаклей, концертов;
  2. участие в районных, областных конкурсах и фестивалях;
  3. проектная и социально-творческая деятельность.
  4. эффективным способом проверки реализации программы является итоговый отчетный концерт в форме спектакля.

2.2. Условия реализации программы

2.2.1.Материально – техническое обеспечение:

- кабинет «Театральная студия»;

- экран и мультимедийный проектор;

- персональный компьютер;

- принтер;

- театральные ширмы для кукольного и теневого театра;

- разные виды кукольных театров:пальчиковый, плоскостной театр, теневой, би-ба-бо (перчаточный), театр игрушек, театр ростовых кукол, театр тростевых кукол, театр кукол марионеток, театр рукавичек;

- детские костюмы для спектаклей;

- атрибуты для занятий и для спектаклей;

- декорации к спектаклям;

2.2.2. Учебно - методические материалы (пособия)

книги и иллюстрации к сказкам;

методическая литература для педагога;

фильмотека;

- картотеки театральных игр, этюдов;

- картотеки игровых здоровьеберегающих технологий.

2.2.3. Кадровое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо следующее кадровое обеспечение:

  1. Руководитель театральной студии,
  2. Педагогический персонал,
  3. Вспомогательный персонал.

2.3. Литература:

  1. М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» 2007.
  2. Л.А.Дубина. «Коммуникативная компетентность дошкольников». Сборник игр и упражнений. Москва 2006.
  3. А.С.Галанов. «Игры, которые лечат». Педагогическое общество России, 2005.
  4. О.А.Бизикова. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2008.
  5. И.А.Пазухина. «Давай поиграем». Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей.
  6. Е.А.Алябьева. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. Москва 2009.
  7. Е.А.Антипина.Театрализованная  деятельность в детском саду. Методические рекомендации. Москва 2009.
  8. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва 2004.
  9. А.В.Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду. Издательство «Москва-синтез» 2007.
  10. О.А.Соломенникова. Основные и дополнительные программы в ДОУ. Методическое пособие. Москва 2006.
  11. Т.Н.Доронова. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М: «Просвещение».