Знакомство с русской матрешкой.

Цель: Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской матрёшки; способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту; развивать творческую активность.

Материал: Семеновская матрёшка, матрешки-эмблемы для каждого ребенка, корзинка, детали матрешки для игры на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание матрёшки, игры с ней, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка».

Ход занятия

Воспитатель:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Воспитатель:

- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке

Загадка:

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. Делали такие игрушки в разных городах и селах. Эта самая яркая, красивая матрешка из Семенова. Семеновские мастера придали своей матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.

А давайте, внимательно рассмотрим нашу матрешку.

Воспитатель: Как называется эта игрушка?

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Из чего сделал её мастер?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Как он её делал?

Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыл лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка

"Мы матрёшки, вот такие крошки"

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчёнки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, на голове платочек красивый. Сарафан длинный. Вся украшена цветами и узорами.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

А Матрешечки сами какие?

Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку-эмблему)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про нашу матрешку, послушайте:

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.

Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Ответы детей.

Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Воспитатель показывает кто спрятался в матрешке.

Ребята, а вы знаете матрешки еще и затейницы. Наша гостья-матрешка приготовила для нас игру «Собери матрешку».

Дети собирают матрешку за столами.

Воспитатель: А теперь, ребята, нашей матрешке пора уходить и прощаться с нами. Она говорит вам спасибо -все сегодня были активные, внимательные и поэтому заслужили небольшой подарок- матрешку –эмблему. Вы можете взять ее домой рассказать маме, папе об этой удивительной игрушке. Скажем «До свидания» матрешке.

Дети прощаются с матрешкой.