Исследовательские работы моих тьюторантов

Бондарчук Неля Николаевна

«Индивидуальная образовательная программа  как средство профессионального и личностного самоопределения старшеклассника»

Автор: Добрынина Екатерина Александровна

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 5 «Многопрофильная»

11 класс И

 

Аннотация

Данная работа «Индивидуальная образовательная программа  как средство профессионального и личностного самоопределения старшеклассника» выполнена с целью  определения влияния  включения десятиклассников в проектирование и создание индивидуальной образовательной программы  на профессиональное и личностное самоопределение старшеклассника многопрофильной школы.

В ходе исследования было выяснено, что работа над проектированием и созданием индивидуальной образовательной программы старшеклассника в многопрофильной школе влияет на  формирование  осознанной и ответственной готовности к выбору будущей  профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

На практике был выявлен уровень готовности  самопознания и саморазвития старшеклассников до проектирования ИОП и на этапе самореализации ИОП,  уровень развития коммуникативных компетентностей старших школьников и уровень самоопределения в выборе будущей профессии.

Участие  старших школьников  в проектировании ИОП влияет на развитие  познавательной, образовательной, творческой   активности. 

У старшеклассников, занимающихся  проектированием  ИОП  выражена готовность и стремление к саморазвитию и самопознанию, самоопределению, осознанному и ответственному выбору будущей профессии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_issledovaniya.doc44 КБ
Файл shag_v_budushchee_k._dobrynina.docx29.85 КБ
Файл prilozheniya.docx104.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальная образовательная программа  как средство профессионального и личностного самоопределения старшеклассника»

Автор: Добрынина Екатерина Александровна

ХМАО, Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 5 «Многопрофильная»

11 класс И

План исследования

Наша школа получила статус многопрофильной  старшей школы и  своей главной задачей  видит  подготовку старшеклассника к  осознанному, ответственному выбору будущей профессии  и сферы  профессиональной  деятельности.  Эта задача реализуется с помощью  тьюторского сопровождения  при проектировании и построении индивидуальной образовательной программы старшеклассника в образовательном, социальном  и творческом  пространстве.   Индивидуальная   образовательная программа – это индивидуальный  маршрут каждого старшеклассника по реализации  своих целей, задач, стремлений в образовании, творчестве, социуме. Каждый  ученик в нашей школе вправе  составить свой индивидуальный учебный план,   свою индивидуальную образовательную программу, выбрать свой индивидуальный  образовательный маршрут.

Гипотеза

Проектирование, моделирование  и реализация  индивидуальной образовательной  программы  способствует профессиональному и   личностному самоопределению старшеклассника.

  Цель:  Определение  влияния  работы  над проектированием и  созданием  ИОП на профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников  многопрофильной школы.

Задачи:

1.Определить мотивы поступления  старших подростков в 10-й класс   многопрофильной школы.

2.Определить количество старшеклассников 10-х классов, которые на начало обучения в многопрофильной  школе не определились  в выборе будущей профессии.

3.Выявить:

- уровень готовности  самопознания и саморазвития старшеклассников

 до проектирования   ИОП и на этапе самореализации ИОП;

           - уровень развития коммуникативных компетентностей старших школьников;

           -  уровень самоопределения в выборе будущей профессии на начало и конец

              учебного года;

 4. Сравнить и обобщить  полученные  результаты.

   Объект исследования - обучающиеся  10-х классов  МОУ « СОШ №5  «Многопрофильная».

   Предмет исследования:  уровень профессионального самоопределения  старшеклассников в процессе проектирования и реализации  ИОП.

Методы исследования:

     - анкетирование по определению мотивов поступления в 10-й класс

      многопрофильной  школы;

    - тест готовности к самопознанию и саморазвитию;

    - тест коммуникативных  компетентностей старшеклассников;

Метод анкетирования  психологический  вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование  используется с целью получения информации.  Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Метод тестирования – тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Термин "тест" переводится как "испытание", "проверка", "проба", "мерило", "критерий".

 План работы:

1.Выявить мотивы поступления  подростков в 10-й класс многопрофильной школы.

( сентябрь 2010 г.)

2.Определить количество старшеклассников, которые  на начало  работы над проектированием ИОП  не определились  в выборе будущей профессии.

(сентябрь 2010 г.)

3.Выявить и сравнить  уровень  готовности  обучающихся к  саморазвитию и самопознанию на начало учебного года и на конец учебного года.

( октябрь- апрель 2010-2011 уч. год)

4.Выявить  и сравнить уровень развития коммуникативных компетентностей  обучающихся на начало учебного года и на конец учебного года.

( октябрь- апрель 2010-2011 уч. год)

5.Определить  уровень  самоопределения в выборе будущей профессии после включения в разные виды образовательной, социальной, творческой деятельности, на этапе самореализации ИОП и сравнить с результатами  на начало учебного года.

(апрель 2011 г.)



Предварительный просмотр:

Введение

        Мы живём в такое время, когда  обществу для дальнейшего развития и  продвижения  нужны молодые люди, умеющие жить и работать в инновационном режиме, стремящиеся к  поиску нового знания, новых технологий,  к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

      Этого требует не только время, но это соответствует запросам, требованиям, интересам старшего школьного возраста, который нацелен   на проектирование своего профессионального будущего, своего образа «Я», на включение в практики взрослой жизни, опробывание  своих  возможностей и соотнесение  их с желаниями, стремлениями, намерениями, наклонностями.

    Успешность старшеклассников в современном мире  может обеспечить школа, которая  отвечает  требованиям, запросам, интересам, возможностям этого возраста и ориентирована на развитие каждого.

         Современным старшеклассникам  нужна школа, которая  подготовит их  ко взрослой жизни, предоставит   возможность  спроектировать   своё будущее, выбрать средства для опробования себя, своих  возможностей, способностей, поможет сформировать необходимые качества и ресурсы  для осознанного профессионального выбора и дальнейшего  жизненного маршрута.  

   В прошлом учебном году наша школа получила статус многопрофильной  старшей школы и  своей главной задачей  видит  подготовку старшеклассника к  осознанному, ответственному выбору будущей профессии  и сферы  профессиональной  деятельности.  Эта задача реализуется с помощью  тьюторского сопровождения  индивидуальной образовательной программы старшеклассника в образовательном, социальном  и творческом пространстве.   Индивидуальная   образовательная программа – это индивидуальный  маршрут каждого старшеклассника по реализации  своих целей, задач, стремлений в образовании, творчестве, социуме.  Каждый  ученик в нашей школе вправе  выбрать свой  образовательный маршрут, составить свою индивидуальную образовательную программу и индивидуальный учебный план.

ИУП- это набор нужных  для  дальнейшего обучения профильных, базовых предметов, элективных курсов.

ИОП- включает в себя ИУП, образовательный запрос  (цель) старшеклассника, задачи ( шаги достижения своей цели), фиксацию результатов по реализации  ИОП. Для этого старшекласснику необходимо создать образ  своего будущего, знать личные и профессиональные интересы, познавательные возможности, выбрать виды  деятельности, где  можно  проявить свои способности, опробовать свои возможности, отследить и проанализировать свои успехи, достижения, неудачи, осознать причины неудач и двигаться дальше к намеченной цели или искать альтернативные  пути  самоопределения в  будущей  профессии.

 В прошлом учебном году  я поступила в 10-й класс многопрофильной школы  и мне представилась  возможность выбрать свой образовательный  маршрут,   спроектировать свою ИОП, составить свой ИУП. Мне нравится изучать иностранный язык, но уверенности в правильности выбранного мною профиля обучения у меня не было. Оказалось, что в такой же ситуации  находятся  некоторые мои  сверстники. Я решила  провести  небольшое  исследование, как  участие в работе над созданием своей индивидуальной  образовательной программы  влияет на  самоопределение  в профессии. Ведь для того, чтобы  спроектировать и реализовать ИОП, необходимо включиться в разные виды деятельности, опробовать свои способности в самообразовании, участвовать в научных сессиях и лабораториях, в исследовательской  деятельности, в творческих конкурсах, форумах,  научиться  анализировать  продвижение к  поставленной цели,  делать ответственный и осознанный выбор. Все условия для этого в моей школе созданы.

Актуальность: Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями старшеклассника; здесь возникают серьезные нарушения  внутреннего мира развивающегося человека, так как в жизни большинства старших подростков это первый нормативный выбор, т.е. обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить). Этот момент жизни является переломным для социальной позиции старшеклассников. Проблема в том, что необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность ложится на  собственные плечи юношей и девушек. В нашей школе созданы все условия для профессионального самоопределения старшеклассника, а именно, есть возможность самому спроектировать свою ИОП, самому простроить свой образовательный маршрут.

 Основная часть  работы.

 1. Определить  мотивы поступления  подростков в 10-й класс многопрофильной школы

  Для этого была использована  анкета (см.  Приложение 1,4)

Результаты анкетирования:

В 2010-2011 учебном году в профильные  классы  нашей школы было принято 163 человека. Я попыталась выявить мотивы поступления  старших подростков в многопрофильную школу и получила такие результаты:  89 чел.,(69%) пришли в эту школу, потому что здесь есть нужный им для дальнейшего обучения профиль, 48 чел, (28%)пришли в школу по совету родителей, 15 чел.,(3%) пришли в эту школу вместе со своими друзьями, по совету друзей.

Вывод:  преобладающий мотив прихода в многопрофильную школу- нужный профиль для дальнейшего обучения.

2.  Вторым моим шагом было  определить количество старшеклассников, которые  на начало  работы над проектированием ИОП  не определились  в выборе будущей профессии.

Анкетирование дало такие результаты:

78 чел., (46%) из 163 обучающихся определились с выбором будущей профессии, знают, какую профессию хотят получить, 85 чел.,(54% полностью ещё не определились в выборе будущей профессии. (см Приложение 6).

Вывод: большее количество 85 чел.,(54%) обучающихся многопрофильной школы на начало обучения в 10-м классе не определились с выбором будущей профессии.

 Основной задачей нашей многопрофильной школы  есть профессиональное самоопределение старшеклассников в выборе образовательного маршрута и будущей профессии через построение своей индивидуальной образовательной программы. Так как я сама на начало обучения в школе полностью не определилась в выборе будущей профессии, мне стало интересно, как будет проходить  процесс самоопределения у меня и моих сверстников при проектировании  ИОП.

3. Следующим шагом  было выявить и сравнить  уровень  готовности  обучающихся к  саморазвитию и самопознанию на начало учебного года и на конец учебного года.

Для этого был  использован тест готовности  к саморазвитию и самопознанию

(см. Приложение 2, 5).

Тест предполагает  определение  4 уровней  готовности  к самопознанию и саморазвитию.

1 уровень: я не хочу знать о себе, не хочу изменяться;

2 уровень: могу совершенствоваться, но не хочу  о себе знать;

3 уровень: хочу знать о себе, но не могу себя изменить;

4 уровень: хочу знать о себе и хочу  изменяться.

 По результатам  проведённой методики можно сделать вывод, что в начале учебного года у обучающихся преобладает выбор второго уровня, то есть они показывают  неполную готовность к саморазвитию и самопознанию и нежелание меняться. На начало учебного года 109 чел., (67%) показывают неполную готовность к саморазвитию и самопознанию и лишь только 54 чел.( 33%) показали полную готовность к самопознанию.

 На конец учебного года по  результатам  теста  старшеклассники  нашей школы выбирают  3, 4 уровни- показывают полную готовность к самопознанию и саморазвитию  98 чел. ( 63%) и 44 чел.(27%) показали неполную готовность к саморазвитию и самопознанию.

Вывод: участие в проектировании и реализации ИОП  оказывает влияние на готовность к самопознанию и саморазвитию.

4.Выявить  и сравнить уровень развития коммуникативных компетентностей  обучающихся на начало учебного года и на конец учебного года.

Для этого  использовалась анкета   «Коммуникативные компетентности»  

(см. Приложение 3,7).

С помощью этой  анкеты  определялись  умения:

          - выступить на школьной, городской конференции, форуме с докладом,

           исследованием, проектом;

        - излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений;

        - учитывать мнение  одноклассников  в ходе дискуссии, дебатов и т. д.;

        - работать в команде;

        - находить и использовать нужную информацию.

Результат анкетирования:

В результате проведения  данной анкеты была выявлена значительная разница в уровне  развития  коммуникативных компетентностей  у  обучающихся  на начало учебного года и на конец учебного года. На начало учебного года 44 чел.(26%) с высоким и выше среднего уровнем коммуникативных компетентностей, с ниже среднего уровнем- 121 чел.(64%).

  В конце учебного года ребята показали  - высокий и выше среднего уровни развития коммуникативных компетентностей 119 чел.( 75%), потому что были включены в разные виды деятельности: конкурсы, форумы, дебаты, конференции, тренинги. Они не испытывают трудностей  при необходимости выступить с докладом перед классом и  любой  другой аудиторией, свободно излагают  материал последовательно на основе опорного конспекта  или ключевых слов, плана, умеют вести дискуссию и обсуждение, высказать корректно свою точку зрения, работать в команде.

Вывод: участие  старшеклассников в  тренингах, форумах, конференциях, дебатах  формирует и развивает коммуникативные компетентности.

 5.Определить  уровень  самоопределения в выборе будущей профессии после включения в разные виды образовательной, социальной, творческой деятельности,  на этапе самореализации ИОП.

Для этого была использована анкета по выявлению степени самоопределения в выборе будущей профессии.

Результат анкетирования: На начало учебного года полностью определились с выбором будущей профессии 78 чел.,(47%) а на конец учебного года  127 человек (53%); не полностью определились: на начало учебного года старшеклассники не выбрали такую позицию, а на конец учебного года 19 человек(11%) ещё не полностью определились с выбором будущей профессии и 17 человек (8%) – не определились с выбором будущей профессиональной сферы. Это показатель того, что при  включении в разные виды образовательной, творческой, исследовательской деятельности, при опробывании  себя, своих возможностей и способностей  возникли сомнения в правильности выбранного профиля и дальнейшего образовательного маршрута. Это очень важный  и ценный момент, когда старшеклассник ставит  перед собой задачу осознанного  и ответственного решения в  выборе будущей профессии.

(см. приложение 8)

Сравнивая  результаты  можно сделать  вывод:

Вывод.

Включение старшеклассников многопрофильной школы в  проектирование своего будущего  через построение  индивидуальной образовательной программы  предоставляет новые возможности  для формирования  навыков  самообразования,  саморазвития, осознанного самоопределения в будущей профессии, ответственного выбора, планирования своего образовательного и жизненного маршрута.

 

                                                              Заключение

 Участие  старших школьников  в проектировании ИОП влияет на развитие познавательных интересов, познавательной и образовательной, творческой   активности.  

 У обучающихся, занимающихся  проектированием ИОП формируется продуктивная мотивация  учения и  положительное эмоциональное  отношение к учению, выражена готовность и стремление к саморазвитию и самопознанию, самоопределению, осознанному и ответственному выбору будущей профессии.

 Работая над  ИОП у десятиклассников формируется:

-понимание и определение своих жизненных и образовательных целей и перспектив;

- осознание  проблем, задач;

- готовность к решению проблем ;

- готовность к самообразованию, саморазвитию;

-  умение  делать запрос на освоение той или иной деятельности.

   В нашей многопрофильной школе старшеклассникам созданы все условия для  проектирования своего будущего и развития необходимых ресурсов для осознанного  и ответственного  профессионального самоопределения.  

                                                               



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Приложение I                                                                                                                                                    

Анкета мотивов  поступления  десятиклассников в многопрофильную школу

1.Я пришёл(а) в многопрофильную школу, потому что:

                       А) здесь оказался нужный мне для дальнейшего обучения профиль;

Б) посоветовали родители, побывав на «Дне открытых дверей школы»;

                  В) посоветовали друзья- старшеклассники.

                                                                                                                 

                                                                                                                                Приложение II

Тест готовности к саморазвитию

Цель: определить готовность  старшеклассников  к саморазвитию, самопознанию.

Инструкция: Отметьте знаком    «+» своё согласие с утверждением

                       и знаком «- »    - своё несогласие.

1. У меня появилось желание больше узнать о себе.

2. Я считаю, что у меня нет необходимости в чём-то меняться.

3. Я Уверен в своих силах.

4.Я верю, что  всё задуманное мною осуществиться.

5.У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.

6.В своих планах я чаще всего надеюсь на удачу, чем на себя.

7.Я хочу лучше и эффективнее работать.

8.Когда нужно я могу заставить изменить себя.

9. Мои неудачи связаны в основном с неумением что- то делать.

10.Меня интересует мнение других о моих качествах и способностях.

11.Мне трудно самостоятельно  добиться задуманного и воспитать себя.

12. В любом деле я не боюсь неудач и трудностей.

13.Мои способности и умения соответствуют  требованиям программы.

14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что- то сделать.

           

           1        +                  7   +                 13  -

2         -                   8    +               14  -

3        +                  9     +

4        +                 10     +

5        -                   11    -

6         -                  12  +

 1 уровень:   Я не хочу знать о себе, не хочу изменяться.

         2 уровень:   Могу совершенствоваться, но не хочу о  себе знать.

         3  уровень:  Хочу знать о себе, но не могу себя изменить.

         4 уровень:    Хочу знать о себе и могу измениться.

                         


                                                                                     Приложение III

Анкета    «Коммуникативные компетентности»

скорее

легко

скорее

тяжело

                                               Сделать это мне...

Говорить перед классом, школьной аудиторией.

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов, плана

Отвечать у доски

Увлечь одноклассников своим ответом, своей идеей

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии, в дебатах

 Обратиться  к учителю за уточнением и дополнением

Внимательно и заинтересовано слушать своих одноклассников

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

Во время разговора терпеливо ждать возможности ответить

Считаться с мнением других

Сообща работать в группе, команде

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно  не очень важное для тебя и попытаться проанализировать его

Вести корректно разговор в группе

                                                                                               Приложение  IV

                                                                                                                          Приложение  V

                                                                                                                             

                                                                                                                              Приложение  VI

                                                                                                                  Приложение  VII

                                                                                                         Приложение VIII