Научно- методическое направление

Бондарчук Неля Николаевна

Тьюторское сопровождение старшеклассника как средство реализации жизненных планов и перспектив.

Цель  сопровождения:  профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников через проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы ( индивидуальный маршрут каждого  старшеклассника по реализации своих целей, задач, стремлений в образовании, социуме, творчестве)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_sorovozhdenie.docx27.07 КБ
Файл shema_soprovozhdeniya.docx229.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

тьюторского сопровождения старшеклассников МБОУ  «СОШ№5

 « Многопрофильная» г. Нефтеюганск ХМАО-Югра

Введение

В современных условиях актуальной становится проблема модернизации среднего общего образования через внедрение в образовательный процесс школ технологий открытого образования на основе сохранения фундаментальности и непрерывности образования, соответствия потребностям личности, общества и государства.

Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному  выпускнику  средней школы высокие требования.

    Современный  выпускник средней  школы должен  уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях знаний. Формирование, именно, такого выпускника в стенах средней школы становится важнейшей задачей. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение школьниками определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

Тьюторство как инновационная педагогическая деятельность становится  важным ресурсом модернизации  среднего общего образования.

        Введение тьюторского сопровождения  предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Для  участия в составлении собственного учебного плана и индивидуальной образовательной программы  у школьника должна быть сформирована культура выбора, он должен ясно представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и профессиональных  интересов и образовательных возможностей. В ситуации выбора актуализируется позиция тьютора, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу  старшеклассника.

Тьюторская деятельность в средней общеобразовательной школе является осуществлением гуманистической направленности образования, претворением в жизнь индивидуально-ориентированного и компетентностного подходов в обучении.

В основе разработки данной программы лежат исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия,  Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.  

Педагогическая деятельность тьютора в старшей  школе заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в пространстве образования, способствует самоопределению и самореализации  школьников в будущей профессиональной и общественной жизни, формированию  у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Цели тьюторской деятельности:

-  индивидуальное сопровождение обучающегося от выбора профильных предметов, элективных и интергративных курсов, замысла его образа будущего, предполагающего высокий уровень мотивации, выбор будущей профессии  к оформлению образа конкретного специалиста;

 - содействие школьникам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках  учебного процесса, дополнительного образования, дистанционного обучения;

- содействие в приобретении культурно- ценностных ориентаций и опыта осуществления  личностных замыслов и целей.

Задачи:

1. Провести диагностику индивидуальных особенностей, возможностей, профессиональных склонностей, интересов обучающихся.

2. Помочь каждому школьнику сформулировать образовательный запрос  исходя из данных диагностики.

3.Содействовать в проектировании образа  будущего, составлении индивидуальной образовательной программы как персонального пути по реализации и нахождении внешних и внутренних ресурсов.

4. Создать условия для анализа и рефлексии своих достижений и неудач.

5.Способствовать формированию готовности к самоопределению и ответственному выбору будущей профессии.  

Этапы  

 тьюторского  сопровождения  ИОП (индивидуальной образовательной программы)  старшеклассника в

старшей школе

  1этап. ( август-сентябрь).

Моделирование старшеклассником  ИОП: 

-сбор данных об индивидуальных особенностях, профессиональных интересах, склонностях;

- сбор данных об образовательных запросах:  ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение  психологической диагностики возможностей, интересов, склонностей, тренингов  на  самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО. Тренинг « Мои возможности  и способности», образовательная карта « Мои возможности», « Значимые люди в моей жизни», « Река моей жизни».

 2 этап. ( сентябрь)  

Проектирование ИОП  (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинг « Проектирование образа  профессионального будущего,  групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности. Образовательная  картография « Пути выбора профессии»,  « Любимое дело», « Интересные места  в школе», « Что необходимо  мне для того, чтобы найти свою профессию», « Река профессий»,  « Река моей жизни», « Самые счастливые дни  в школе», рефлексивные эссе « Чему хочу научиться в 10-м классе?»,

 «  Как нужно выбирать профессию?, рефлексивные тексты  « Когда человек чувствует себя счастливым», « Что значит призвание человека?»,

 « В чём смысл  жизни»,  « Чего я хочу добиться в жизни?»,

 3 этап. ( сентябрь- апрель)

 Самореализация и коррекция  ИОП (анализ и рефлексия целей, задач, осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции, форумы: « Пути к успеху», « Портрет успешного человека», тренинги « Просто поверь в себя», « Мечта- образ- стремление», « Я и мой внутренний мир», « Мечтать не вредно», « Маска мифов и метафор».

проективные методики « Человек, срывающий  яблоко с дерева», « Море и звёзды», « Человек под дождём», образовательная картография « Карта сказочной страны», обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

 

4 этап. ( май)

 Презентация  ИОП ( предъявление результатов, портфолио, рефлексия), постановка целей и задач  на следующий учебный год. Предъявление результатов в форме самопрезентации: рассказ о своих успехах, достижениях, неудачах, образовательная картография « Пути к успеху»,

 « Мой выбор», проективные методики « Сказочная страна», « Город моей мечты», рефлексивные эссе « Что я знаю о себе», « Чему меня научил прошедший год», « Мои планы на будущее».

Составляющие индивидуальной образовательной программы старшеклассника

  1. Мои  интересы, склонности, увлечения.
    2. Мой  образ будущего. Жизненные  и образовательные цели.  ВУЗ, факультет,  специальность.
    3.Цель  и задачи  этого учебного года.
    4.Профильные предметы.
    5. Элективные курсы.
    6.  Тема исследовательской деятельности.   Руководитель.
    8. Тема проекта. Руководитель проекта.
    9. Интегративные курсы.  Курсы вне школы.
    10. Сотрудничество с вузами.
    11. Тренинги.
    12.Профессиональные пробы, практики.

Результатом тьюторского сопровождения является:

-новый осознанный выбор старшеклассника;
-сдвижка точки зрения;
-готовность к решению проблем;
-готовность к самообразованию;
-умение переосмыслить, переформулировать цели и задачи;
-включённость в разные виды деятельности;
- умение делать запрос на освоение той или иной деятельности;
- желание выстраивать свой персональный успех

                 

Продукты  тьюторской деятельности 

  1. Портфолио  старшеклассника   как портфеля образовательных достижений.
  2. Написание  старшеклассником  эссе, анализ которого  поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения.
  3. Дневник  тьютора.
  4. Результатом тьюторской деятельности   может стать изменение статуса личности в группе и наличие стремления к самоактуализации как стремления старшеклассника к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения:

- методы наблюдения,
- анкетирования,
- рефлексивные эссе,
- образовательная картография;
- анализ данных личностных и социально- значимых достижениях  старшеклассников

Упражнения на актуализацию жизненных целей  и развитие мотивации к их достижению

Упражнение « Диалектика» - выработка личных отношений к социальным ролям

Упражнение « Волшебное зеркало»  - актуализация жизненных целей

Упражнение « Мои сильные стороны» – развитие мотивации  к достижению жизненных целей

Упражнение « Магазин» – признание множественности вариантов для  совершения выбора

Упражнение « Мой выбор» – развитие способности самоопределения

Упражнение « Преграды» – развитие способности к прогнозированию  ситуаций

                                     

Упражнение « Диалектика» - выработка личных отношений к социальным ролям

Упражнение « Волшебное зеркало»  - актуализация жизненных целей

Упражнение « Мои сильные стороны» – развитие мотивации  к достижению жизненных целей

Упражнение « Магазин» – признание множественности вариантов для  совершения выбора

Упражнение « Мой выбор» – развитие способности самоопределения

Упражнение « Преграды» – развитие способности к прогнозированию  ситуаций

Перечень организаций и учреждений, где старшеклассники проходят профессиональные пробы и стажировки

Отряд Государственной Противопожарной Службы (конец марта).

«Нефтеюганский корпоративный институт».

МУЗ «ССНМП» (скорая помощь).

МУЗ НГБ.

МУЗ «Станция преливания крови».

ООО «Югорская Территориальная Энергетическая Компания – Нефтеюганск».

ОАО «Тюменьэнерго».

 ОАО «Нефтеюганский авиотряд»

ООО «Юганскводоконал».

 ООО «Юганскнефтегазгеофизика».

ООО ЮКГ – Энергонефть.

 ЭСК банк.

 МУЦ «Нефтеюганская водолазная аварийная служба».

ОАО «Хлебокомбинат Нефтеюганский.

 БУ НПО ХМАо- Югры «Нефтеюганское профессиональное училище – 5».

 Нефтеюганская городская организация Российская Оборонно-Спортивная Техническая Организация РОСТО (ДОСААФ).

 Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска».

 УВД г. Нефтеюганска.

                              Список  используемой в работе литературы

  1. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.
  2. Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49.
  3. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. – М.: Центр «Пед. поиск», 2007. - №4. – С.30-56.
  4. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога// Стандарты и мониторинг в образовании. – М.: Рус. журн., 2006. - №6. – С.32-37.
  5. Волошина Е.А. Изменит ли тьюторство традиционную педагогическую практику?//Упр. шк.: Еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2001. – С.18-19.
  6. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47.
  7.  Зоткин А.О. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России// Народное образование. - М., 2008. - №5.- С.186-192.
  8. Зоткин А.О. Идея тьюторства и проблема субъектности в образовании (ист. аспект)//Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.63-68.
  9. Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3.

  1. Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006.
  2. Любжин А.И. Воспитание наследника престола как опыт тьюторства// Индивидуально-ориентированная педагогика. М.-Томск, 1997. – С.78-80.
  3. Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С.Выготского (1896-1934 г.г.)// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.57-63.
  4. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения// Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996. - С.49-57.
  5. Рыбалкина Н.В.Идея тьюторства – идея педагогического поиска// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.15-30.
  6. Сборники научных трудов по материалам тьюторских конференций. – М. – Томск, 1996-2007.
  7. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сб. метод. материалов. – Томск, 2001.
  8. Тупицын А.Ю. Тьюторство в контексте «Педагогики самоопределения»//Индивидуально-ориентированная педагогика. – М.- Томск, 1997. - С. 39-44.
  9. Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология // Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.73-128.



Предварительный просмотр: