Мои статьи
Статья " Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы"
Статья " Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.Н. Бондарчук
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы как средство самоопределения в жизни и будущей профессии
Тьюторство - это новая профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников будет проходить с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Л.И.Божович, известный психолог, исследуя периодизацию психического развития человека в старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, целями и задачами. Исходя из данной логики рассуждений, в старшей школе необходимо создать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно и результативно.
На наш взгляд, именно, тьюторство, тьюторское сопровождение в старшей школе призвано создать такие условия, которые способствуют формированию ответственности за выбор собственного образования, образовательного маршрута, за самоопределение в личностном и профессиональном планах. Как мы понимаем, на современном этапе развития общества задачами образования и воспитания являются не только развитие целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у старшеклассников индивидуальной активности в области самообразования, самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке). Ведь инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, требуют появления на рынке труда инициативных молодых людей, готовых к постоянным инновациям и изменениям в социальной, экономической, политической сферах страны.
В этом учебном году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос о создании необходимых условий для индивидуализации учебного процесса, расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников стал актуальным и насущным.
Особое значение, в данном случае, имеет тьюторское сопровождение старшеклассника многопрофильной школы, которое направлено на:
- индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- расширение пространства социальной деятельности обучающихся через включение их в различные формы публичных презентаций, конкурсов, олимпиад, форумов, организацией профильных проб, стажировок и практик «взрослой жизни»;
- организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, значимых образовательных историй и событий.
Организация тьюторского сопровождения в нашей школе предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:
- предметной компетентности старшеклассника – знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;
- управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация);
- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;
- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.
Осуществляя тьюторское сопровождение старшеклассника, используем специальные проектные и аналитические технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, ролевые игры, аналитические эссе, дебаты, коммуникативные игры, форумы, где старшеклассники получают огромный опыт опробования себя в той или иной деятельности, имеют возможность обсудить с тьютором свои успехи, достижения, поражения, наметить пути дальнейшего продвижения.
Мы считаем, что именно тьюторское сопровождение приведет к тому что ребята смогут:
- реализовать собственную индивидуальную образовательную программу;
- развить свой личностностный потенциал: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
- самоопределиться в выборе профессиональной сферы и будущей профессиональной деятельности;
- проявить образовательную активность;
- научиться анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;
- развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
- сформировать проектные, исследовательские, социальные компетентности;
- получить опыт работы в команде.
В ходе работы встал вопрос об отслеживании и фиксации результата тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы старшеклассника нашей школы, нами выделено несколько способов отслеживания результата:
- образовательный мониторинг;
- наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, эссе, образовательная картография, портфолио старшеклассника;
- анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
- анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;
- анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;
- анализ данных о жизненных траекториях выпускников.
Мы считаем, что тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы является средством индивидуализации и профилизации старшеклассников многопрофильной школы. На наш взгляд, старшая школа должна стать институтом социализации обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора и жизненных планов. Поэтому в старшей школе необходимы условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и перспектив.
4
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения
Современный этап развития общества требует формирования нового молодого человека, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного к успешной социализации, адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.
Специфика юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами. [1]
На сегодняшний день существует ряд проблем общего среднего образования на старшей ступени обучения:
1. Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.
2. Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.
3. Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки
приводит к тому, что старшеклассники не готовы к ответственному выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.
4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.
5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.
Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в старшей школе предоставить обучающимся возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив. [2]
Эти условия включают:
- индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
-расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;
-организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.[3]
Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой позиции школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей её достижения.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.[4]
Тьюторское сопровождение в нашей школе нацелено на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников происходит с учётом их возрастных особенностей, запросов и психологических новообразований.
Старшеклассникам МБОУ « СОШ №5» созданы условия для организации открытого образования: выбор профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий, предоставлена возможность опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности, провести анализ и рефлексию своих достижений, неудач, спроектировать своё профессиональное будущее.
Основная задача тьютора в нашей школе: «помочь» старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии через моделирование, проектирование и реализацию ОИП
( индивидуальной образовательной программы)
Индивидуальная образовательная программа обучающегося - это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании.[5]
Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника в старшей школе проходит по определённым этапам.
1этап. Моделирование старшеклассником ИОП ( запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов на самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО.
2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинг « Проектирование образа профессионального будущего, групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.
3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.
4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.
5 этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций.
В процессе сопровождения ИОП тьютор занимает позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего тьюторанта в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по реализации замысла.
На одном из этапов работы над проектированием ИОП подключается социальный продюсер, который выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение практик старшеклассниками.
В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника используются специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.
Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения проводится с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.
Результатом тьюторского сопровождения ИОП на сегодняшний день является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности, готовность к самообразованию, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация ИОП.
На конец 2010-2011 учебного года 80% (133 чел.) обучающихся 10-х классов считают, что полностью реализовали свою индивидуальную образовательную программу.
85% (139 чел.) обучающихся считают, что сделали осознанный выбор будущей профессии.
78% (129 чел.) обучающихся опробовали свои возможности и способности в разных видах деятельности: исследовательской, творческой, проектной.
85% (139 чел.) обучающихся получили опыт работы в команде.
На наш взгляд организация тьюторского сопровождения через проектирование индивидуальной образовательной программы предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.
Список Литературы
- КовалеваТ.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.
- Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.
- Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
- Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. №3.
- Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
- Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
[1] Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
[2] Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.
[3] Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.
[4] Там же, Т.М. Ковалёва, с.13,14.
[5] Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа старшеклассника в многопрофильной школе
Неля Николаевна Бондарчук
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Современный этап развития общества требует формирования нового молодого человека, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного к успешной социализации, адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.
Специфика юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами.
Тьюторское сопровождение в нашей школе нацелено на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников проходит с учётом их возрастных особенностей, запросов и психологических новообразований.
Старшеклассникам МОУ « СОШ №5» созданы условия для организации открытого образования: выбор профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий, предоставлена возможность опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности, провести анализ и рефлексию своих достижений, неудач, спроектировать своё профессиональное будущее.
Все вышеуказанные условия невозможно реализовать без введения должности тьютора в старшей школе.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Индивидуальная образовательная программа обучающегося - это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании.
Основная задача тьютора в МОУ «СОШ № 5»: «помочь» старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии через моделирование, проектирование и реализацию ОИП.
Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника проходит по определённым этапам.
1этап. Моделирование старшеклассником ИОП ( запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов на самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО.
2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинг « Проектирование образа профессионального будущего, групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.
3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.
4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.
5 этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций.
В процессе сопровождения ИОП тьютор занимает позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего тьюторанта в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по реализации замысла.
Роль социального продюсера. На этапе проектирования ИОП старшеклассником, социальный продюсер выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение практик старшеклассниками.
В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника используются специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.
Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения проводится с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.
Результатом тьюторского сопровождения ИОП является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности, готовность к самообразованию, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация ИОП.
80% обучающихся 10-х классов считают, что полностью реализовали свою индивидуальную образовательную программу в 2010-2011 учебного года.
85% обучающихся считают, что сделали осознанный выбор будущей профессии.
78% обучающихся опробовали свои возможности и способности в разных видах деятельности: исследовательской, творческой, проектной.
85% обучающихся получили опыт работы в команде.
Организация тьюторского сопровождения предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.
Литература
- КовалеваТ.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.
- Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.
- Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологичес¬кие основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
- Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. №3.
- Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
- Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
Бондарчук Неля Николаевна, педегог-психолог,муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», e-mail: nellya_ps@mail.ru