Мои статьи

Бондарчук Неля Николаевна

 Статья " Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы"

 

Статья " Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Бондарчук                                                              

Тьюторское сопровождение  индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы как средство самоопределения в жизни и  будущей профессии

Тьюторство - это новая  профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена  на  создание условий, в которых процесс  взросления старшеклассников будет проходить с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований.

 Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ  учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Л.И.Божович, известный психолог, исследуя  периодизацию психического развития человека в  старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание  включиться в практики взрослой жизни, опробовать  себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, целями и задачами. Исходя из данной логики рассуждений, в старшей школе  необходимо  создать специальные условия, в которых процесс  взросления будет проходить более продуктивно и результативно.  

 На наш взгляд, именно, тьюторство, тьюторское сопровождение в старшей школе  призвано  создать  такие  условия, которые способствуют формированию ответственности за выбор собственного образования, образовательного маршрута, за самоопределение в  личностном и профессиональном  планах. Как мы понимаем, на современном этапе развития  общества  задачами образования и воспитания являются не только развитие целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у старшеклассников индивидуальной активности в области самообразования, самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке). Ведь инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, требуют появления на рынке труда инициативных молодых людей, готовых к постоянным инновациям и изменениям в  социальной, экономической, политической сферах страны.

В этом учебном году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос о создании необходимых условий для  индивидуализации учебного процесса,  расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников  стал актуальным и насущным.  

  Особое значение, в данном случае,  имеет  тьюторское сопровождение старшеклассника  многопрофильной школы, которое направлено на:

  1. индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые),  элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
  2. расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся через включение их  в различные формы  публичных презентаций, конкурсов, олимпиад, форумов, организацией профильных проб, стажировок и практик «взрослой жизни»;
  3. организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, значимых образовательных  историй  и событий.

Организация  тьюторского сопровождения в нашей школе предоставляет возможность  развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности,  проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

  1. предметной компетентности старшеклассника – знаниевой  базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;
  2. управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности  (проект, исследование, презентация);
  3. коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
  4. социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;
  5. готовности  к  ответственному  выбору  сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.

 Осуществляя тьюторское сопровождение старшеклассника,  используем специальные проектные и аналитические технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, ролевые игры, аналитические эссе, дебаты, коммуникативные игры, форумы, где старшеклассники получают огромный опыт опробования себя в той или иной деятельности, имеют возможность обсудить с тьютором свои успехи, достижения, поражения, наметить пути дальнейшего продвижения.

 Мы считаем, что именно тьюторское сопровождение  приведет к тому что ребята смогут:

  1. реализовать собственную  индивидуальную образовательную  программу;
  2. развить свой личностностный потенциал: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
  3. самоопределиться  в выборе  профессиональной сферы и будущей  профессиональной деятельности;
  4. проявить образовательную  активность;
  5. научиться анализировать, рефлексировать  и корректировать собственную деятельность;
  6. развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
  7. сформировать проектные, исследовательские, социальные  компетентности;
  8. получить опыт работы в команде.

 В ходе работы встал вопрос об отслеживании  и фиксации результата  тьюторского сопровождения  индивидуальной образовательной программы старшеклассника нашей школы, нами выделено несколько способов отслеживания  результата:

  1. образовательный мониторинг;
  2. наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, эссе, образовательная картография, портфолио старшеклассника;
  3. анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
  4. анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;
  5. анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;
  6. анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

Мы считаем, что тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы является средством индивидуализации и  профилизации  старшеклассников многопрофильной школы. На наш взгляд, старшая школа  должна стать институтом  социализации  обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора и жизненных  планов.  Поэтому в старшей школе необходимы  условия для индивидуальной образовательной активности каждого  учащегося  в процессе становления его способностей  к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и  перспектив.

 

4

Resource id #978Resource id #977Resource id #977


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа старшеклассника  как средство  профессионального и личностного самоопределения

 Современный  этап развития общества  требует формирования нового  молодого человека, обладающего не только  целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному  самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного  к успешной социализации,  адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.

Специфика  юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном  самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание  включиться в практики взрослой жизни, опробовать  себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами. [1]

   На сегодняшний день существует ряд проблем общего среднего  образования  на старшей ступени обучения:

1. Молодые люди,  вступая  во взрослую жизнь,  не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить  решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт,  осуществлять ответственный  жизненный и профессиональный выбор.

 2. Репродуктивные методы обучения приводят  к  стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

 3. Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки

приводит к тому, что  старшеклассники не готовы к ответственному выбору  будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

 4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.  

5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

              Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо  в старшей школе  предоставить  обучающимся  возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора.  В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника  в процессе становления его способностей  к  самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив. [2]

 Эти условия включают:

- индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

-расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся, которая  обеспечивается включением их в различные формы  публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;
-организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, образовательных  историй  и событий.
[3]

              Создать   перечисленные  условия  невозможно без введения в образовательное пространство школы  особой позиции  школьного тьютора, обеспечивающего связь  индивидуальной образовательной потребности обучающегося  и разных вариантов возможностей  её достижения.

       Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ  обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.[4]

     Тьюторское сопровождение  в нашей школе нацелено  на  создание условий, в которых процесс  взросления старшеклассников  происходит  с учётом их возрастных особенностей, запросов  и психологических новообразований.

      Старшеклассникам  МБОУ « СОШ №5»  созданы  условия для организации  открытого образования: выбор  профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий,  предоставлена возможность  опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности,  провести анализ и рефлексию  своих достижений, неудач, спроектировать  своё профессиональное  будущее.

    Основная  задача  тьютора  в нашей школе: «помочь»  старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии  через  моделирование, проектирование и реализацию ОИП

 ( индивидуальной образовательной программы)

        Индивидуальная образовательная программа  обучающегося -  это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного  потенциала каждого участника в образовании.[5]

         Тьюторское сопровождение  ИОП  старшеклассника в старшей школе проходит по определённым  этапам.

1этап. Моделирование старшеклассником  ИОП ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов  на  самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО.

2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинг « Проектирование образа  профессионального будущего,  групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.

3 этап. Коррекция  ИОП (осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

5 этап.  Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция)  через  проведения тренингов, деловых игр, конференций.

        В процессе сопровождения ИОП тьютор занимает позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего тьюторанта в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по  реализации замысла.

      На одном из этапов  работы над  проектированием ИОП подключается  социальный продюсер, который выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение  практик старшеклассниками.

В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника  используются специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты,  рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.

Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения проводится с помощью методов  наблюдения, анкетирования,  анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.

Результатом  тьюторского сопровождения  ИОП на сегодняшний день является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности,  готовность к самообразованию,  умение формулировать  цели  и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация  ИОП.

На конец 2010-2011 учебного года 80% (133 чел.) обучающихся 10-х классов считают, что полностью реализовали  свою индивидуальную  образовательную программу.

85% (139 чел.) обучающихся   считают,  что сделали осознанный выбор будущей профессии.

78% (129 чел.) обучающихся  опробовали свои возможности и способности в разных  видах деятельности:  исследовательской, творческой, проектной.

85% (139 чел.)  обучающихся получили опыт работы в команде.

       На наш взгляд организация  тьюторского сопровождения через проектирование индивидуальной образовательной программы предоставляет возможность  развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности,  проектированию образа своего будущего, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

                                                       

Список   Литературы

  1. КовалеваТ.М. Основы  тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.
  2. Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.
  3. Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
  4. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. №3.
  5. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
  6. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.


[1] Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.

[2] Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.

[3]  Ковалева Т.М. Основы  тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.

[4] Там же, Т.М. Ковалёва, с.13,14.

[5]  Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа старшеклассника  в многопрофильной школе

Неля Николаевна Бондарчук

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

           

 Современный  этап развития общества  требует формирования нового  молодого человека, обладающего не только  целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному  самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного  к успешной социализации,  адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.

Специфика  юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном  самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание  включиться в практики взрослой жизни, опробовать  себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами.

        Тьюторское сопровождение  в нашей школе нацелено  на  создание условий, в которых процесс  взросления старшеклассников  проходит с учётом их возрастных особенностей, запросов  и психологических новообразований.

     Старшеклассникам  МОУ « СОШ №5»  созданы  условия для организации  открытого образования: выбор  профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий,  предоставлена возможность  опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности,  провести анализ и рефлексию  своих достижений, неудач, спроектировать  своё профессиональное  будущее.

      Все  вышеуказанные условия невозможно  реализовать без введения должности  тьютора  в старшей школе.

       Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ  обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Индивидуальная образовательная программа  обучающегося -  это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного  потенциала каждого участника в образовании.

          Основная  задача  тьютора  в МОУ «СОШ № 5»: «помочь»  старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии  через  моделирование, проектирование и реализацию ОИП.

          Тьюторское сопровождение  ИОП  старшеклассника проходит по определённым  этапам.

1этап. Моделирование старшеклассником  ИОП ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов  на  самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО.

2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинг « Проектирование образа  профессионального будущего,  групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.

3 этап. Коррекция  ИОП (осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

5 этап.  Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция)  через  проведения тренингов, деловых игр, конференций.

        В процессе сопровождения ИОП тьютор занимает позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего тьюторанта в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по  реализации замысла.

Роль социального продюсера. На этапе проектирования ИОП старшеклассником, социальный продюсер выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение  практик старшеклассниками.

В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника  используются специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты,  рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.

Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения проводится с помощью методов  наблюдения, анкетирования,  анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.

Результатом  тьюторского сопровождения  ИОП является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности,  готовность к самообразованию,  умение формулировать  цели  и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация  ИОП.

80%  обучающихся 10-х классов считают, что полностью реализовали  свою индивидуальную  образовательную программу в  2010-2011 учебного года.

85%  обучающихся   считают,  что сделали осознанный выбор будущей профессии.

78%  обучающихся  опробовали свои возможности и способности в разных  видах деятельности:  исследовательской, творческой, проектной.

85% обучающихся получили опыт работы в команде.

       Организация  тьюторского сопровождения  предоставляет возможность  развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности,  проектированию образа своего будущего, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

                                                           Литература

  1. КовалеваТ.М. Основы  тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.
  2. Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.
  3. Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологичес¬кие основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
  4. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. №3.
  5. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
  6. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.

Бондарчук Неля Николаевна, педегог-психолог,муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», e-mail: nellya_ps@mail.ru