Психологическая мастерская для родителей

Бондарчук Неля Николаевна

 Правила для родителей 

Заповеди родительства

Родителям о детях

Как передать ребёнку ответственность

Мат и как от него избавиться

Принципы конструктивного спора

Как научить ребёнка читать

Влияние семьи на становление личности подростков.

Психологическая характеристика эмоционального развития стршекласссника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила о правилах

  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
  • Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
  • Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Правила для родителей

  1. Не заставлять ничего делать насильно. Если хочешь попросить что-то сделать, то попросить надо вежливо. Потом надо дать возможность ребенку закончить это дело тогда, когда он хочет: ведь он устает иногда раньше, чем предполагает взрослый. Совсем хорошо, если ребенок может начать дело тогда, когда сам решит.
  2. Пытайтесь вообще не повышать голос на ребенка потому, что это вызывает упрямство: «Вот теперь назло им буду делать!»
  3. Не читать всякие морали потому, что когда их читают, хочется уши заткнуть.
  4. Больше доверять самостоятельным решениям ребенка.
  5. По вечерам читать книгу. Если до этого было взаимное недовольство, то перед чтением надо помириться. Тогда можно заснуть без тревоги, а утром проснуться не с плохим настроением. Кстати, будить хорошо бы шутливо, весело и радостно, а когда с утра от вставания испорчено настроение, то весь день разбит. Очень успокаивает, если мама или кто-нибудь делает на ночь «домик» из одеяла.



Предварительный просмотр:

15  заповедей   для   родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой, - он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что  ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь,  как он может отблагодарить тебя?! Он даст жизнь другому, тот третьему – это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, его жизнь тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть и больше, потому что у него нет привычки.
  6. Не унижай.
  7. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка,  мучай, – если  можешь, но не делаешь.
  8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка,  никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому, что ребенок – это праздник, который каждый день и который … пока с тобой.
  11. Усвой механизм радости. Радость социальное свойство. Важно чтобы радость ребенка и его успех были замечены.
  12. Никогда не выставляй своего ребенка за дверь. Что там за этой дверью, ты не знаешь. У всех должен быть свой дом, но нуждаются больше всего в нем старый, малый и увечный. Всегда встречай своего ребенка с улыбкой.
  13. Как можно реже ругай своих детей, если ты хочешь, чтобы они росли здоровыми и мало болели, наоборот чаще хвали, особенно за реальные успехи, чтобы они были сильными, уверенными в себе, чтобы у них все получалось, никогда не жалей ласковых слов. Добрые слова – одна из величайших сил на Земле.
  14. Не бойся конфликтов с детьми. Конфликт – это столкновение взглядов, вкусов, желаний, представлений. Конфликт всегда пересмотр чего - то,  он не связан с необходимостью обновления, роста. Опасен не сам конфликт, а отсутствие культуры выхода из конфликта. Золотое правило – за конфликтом непременно должно быть солнышко. И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания.
  15. Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.


Предварительный просмотр:

Родителям о детях!

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относится.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находится в этом мире любви.

Причины нарушений поведения детей

1.        Борьба за внимание

Если ребенок не получает внимание, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получения: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...

  1. Борьба за самоутверждение

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряется у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

3.        Желание отомстит

Дети бывают часто обижены на родителе, например, если мать разошлась с отцом, или ребенок отлучен от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимание младшему ребенку и т.д. В глубине души ребенка переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственные силы

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба: в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смешение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего страдать, все равно ничего не получится». Это - в душе, а поведение он показывает: «Мне все равно», «Пусть буду плохим». Всякое серьезное нарушение поведения – это крик души ребенка о помощи.



Предварительный просмотр:

КАК ПЕРЕДАТЬ РЕБЕНКУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРАВИЛО 1: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!»

ПРАВИЛО 2: Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  2. О мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

ПРАВИЛО 3: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

ПРАВИЛО 4: Позволяйте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Почему дети ругаются матом?

Распространение неприличной брани в последнее время приняло угрожающие масштабы. А ведь сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Словесная брань рассматривалась как проявление бесовского начала, сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная ругань» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, матери сквернослова и матери – земли. Осквернившему себя руганью запрещалось входить в церковь, с ним не садился за общий стол, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби. Я не разделяю мнение, что ругательства являются отличительным средством эмоциональной разрядки, снятия стресса. Исследования ученых Российской академии наук показали, что словесная информация оказывает влияние на ДНК, причем сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма. Необходимо продуманное лингвистическое просвещение, научно обоснованная цензура СМИ и массовой литературы. Это поможет оградить нашу речь от лексического мусора.

Жаргон или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном субстрате. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых обращались кочевые племена Евразии.

Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, поэтому силен в этих словах элемент агрессии и негативный разряд.

В чем загадка «прилипчивости» арго? Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова – и всем все понятно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь семь-десять существительных, примерно столько же согласованных с ними прилагательных, несколько наречий и пять-семь глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Редко можно большую вариантность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в детской речи.

Дети в свою очередь обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и в «наскальной живописи». Правда следует признать, что дети используют жаргон произвольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо.

Почему они это делают? Самый простой ответ – подражание взрослым. Но это решает проблему лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так не так много семей, где матом «разговаривают», а не ругаются. Во-вторых, если предложить, что все – от старших, то они ведь, в свою очередь, набрались этой бяки от своих родителей и т.д.

Факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех-пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти-семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию.

К восьми годам и до десяти - двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением). В определенный период детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на себя две главные функции языка – коммуникативную и когнитивную (познавательную).

К двенадцати – четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах – мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства.

В заключение хотелось бы напомнить, русская классическая традиция всегда остро ставила два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Нам, взрослым, порой приходится довольно трудно в щекотливых ситуациях, связанных с появлением детской ругани. Вот несколько рекомендаций, которые, возможно, могут вам пригодиться.  

       

                                     Рекомендации для родителей

  1. На стадии появления первых слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.

2.  Если «нехорошие» слова все же появились в детской речи, в доверительной беседе выясните, что означают они для ребенка (пусть даже нарисует и объяснит их значение). В большинстве случаев малыш сам не знает, что говорит.

3. Если жаргонизмы уже «проросли» в речи отпрыска, то можно пойти «от противного»: например, дать почитать словарь ненормативной лексики или сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Тем более что будет создан как раз дефицит культуры, и человек потянется к хорошему вполне осознанно.

4. Наконец, если ребенок не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство специалистов - нейропсихологов.



Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКТИВНОГО СПОРА

  1. НЕОТСРОЧЕННОСТЬ.

     Спор должен вестись, как можно раньше после критического события, не следует длительное время носить в себе отрицательные эмоции.

2. МЕСТО И ВРЕМЯ.

    Внешние условия должны благоприятствовать ведению спора, не следует «ссорится» в присутствии детей, родственников, гостей и т.п. Лучше всего начинать спор после предварительной договоренности («Я хочу, когда мы вернемся домой, с тобой обсудить …»)

3. ПРИНЦИП «БУРАТИНО».

Не оценивается личность в целом, а только поступок. Спор ведется по конкретному вопросу, ситуации, событию.

4. Я О-КЕЙ – ТЫ О-КЕЙ.

Исходная установка – доброжелательность. Поиск ответа на вопрос «Что мы можем сделать для улучшения ситуации?», а не «Кто виноват?» и «Кто не прав?»

5. ПРАВИЛА ЧЕСТНОЙ ИГРЫ.

Не принимаются такие нечестные способы борьбы, как:

- «Удар ниже пояса» (аргументы не должны задевать самые больные места; например физические недостатки, заикание и т.п.).

- «Удар по голове» (припоминание старых обид).

- Атака на предметы и людей, которые дороги партнеру («твоя мать», «твои рыбки»…).

- Неопределенные обобщения («ты никогда…, ты вечно…»)

- Ссылка на неприемлемые средства (угроза).

Сам процесс спора можно разложить на отдельные элементы желательного стиля и желательного результата.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ

КОНКРЕТНОСТЬ – речь идет о чем-то конкретном и реальном (конкретной ситуации, поступке, поведении). Следует избегать обобщений, искать скрытые злонамеренные мотивы апонента.

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – в споре активно участвуют обе стороны. Ошибкой было бы молчать, обижаться, чрезмерно иронизировать и т.п.

КОММУНИКАЦИЯ – каждый говорит за себя и так, чтобы другой его понимал. В то же время, каждый слушает и воспринимает сообщения другого так, как они излагаются. Используются приемы активного слушания и «я-сообщения». Оба участника избегают повторения одного и того же.

ЧЕСТНАЯ ИГРА – не принимаются нечестные способы ссоры (см. выше).

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИНФОРМАЦИЯ – хотя бы один из партнеров узнает нечто новое о чувствах и переживаниях другого.

«ОТРЕАГИРОВАНИЕ» - партнеры должны освободиться от напряженности.

СБЛИЖЕНИЕ – атмосфера должна стать более чистой, открытой, не должно сохраниться чувство обиды или возникнуть новое.

ИСПРАВЛЕНИЕ – пусковую ситуацию следует отработать так, чтобы дальнейшие споры по этой же причине не возникали. Если дело было в поведении одного из партнеров, то иногда составной частью исправления бывает принесение извинения и прощение.



Предварительный просмотр:

«Как научить детей любить читать»?

  1. Необходимо рассказывать детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу жизнь или жизнь других людей.
  2. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманная, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  3. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
  4. Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги в сознании ребенка.
  5. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  6. Большое влияние для мотивации чтения имеет участие ребенка в литературных конкурсах. Конкурс стимулирует познавательный интерес школьников, побуждает их в поисках ответов обращаться к энциклопедиям и другим познавательным книгам.
  7. Одним из главных факторов является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
  8. Посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя.

Но как бы мы не старались вырабатывать любовь детей к чтению, решающую роль в формировании позитивного отношения к книге играют родители, их взгляды, убеждения.



Предварительный просмотр:

Влияние семьи на становление личности подростков.

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многих специалистов. Какие воспитательные воздействия со стороны родителей вызывают нарушения поведения у подростков, а какие, наоборот, гармонизируют его? Данный вопрос «отцов и детей» занимает умы людей издавна. Тем не менее, по мнению А.Е.Личко, В.Т.Кондрашенко, Э.Г.Эйдемиллера, А.И.Захарова и других, эта проблема до сих пор недостаточно изучена. Причем все авторы обращают внимание на тот факт, что социально-психологическое обследование подростков сопряжено с определенными трудностями. Основная из них — крайне ограниченное количество специальных методик, разработанных для изучения подросткового возраста. Обычно исследования, направленные на взаимодействие родителей и детей, проводятся методом нестандартизованного интервью, что резко снижает их достоверность, так как интерпретация полученных результатов находится в слишком большой зависимости от личного восприятия тех, кто проводит обследование.

В подростковом возрасте нужно и можно четко продиагностировать акцентуации характера. А.Е.Личко понимает под ними «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Констатация акцентуации и ее типа — это определение того фона, на котором могут возникнуть различные расстройства — неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения и т.д. Различают явную и скрытую акцентуации характера. При наличии постоянных и выраженных черт определенного характерологического типа говорится о явной акцентуации, что, естественно, не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.

Биологические изменения подросткового возраста или действие длительной психотравмирующей ситуации, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления» личности, могут вызвать отклонения в поведении. При скрытой же акцентуации в привычных условиях определенные черты характера могут не проявляться совсем или же быть слабо выраженными. И только под влиянием тех психических травм или ситуаций, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления»; черты того или иного типа могут неожиданно проявиться.

Также необходимо выявлять психологическую склонность к алкоголизации, причем не только у тех подростков, которые уже употребляют алкоголь, но и у тех, которые внешне кажутся вполне благополучными, но не имеют твердых установок, препятствующих возможному злоупотреблению спиртными напитками. Акцентуации характера в подростковом возрасте тесно связаны с проблемой делинквентного поведения, которая является одной из самых актуальных. Словарь Вебстера определяет делинквентность как «провинность» или как «психологическую тенденцию к правонарушению». Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными считаются и такие характеристики поведения, как лживость, склонность к прогулам, драчливость, крайнее непослушание, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и животным, дерзость и сквернословие. Все авторы (Г.Валицкас, А.Суславичюс, Л.Булотайте и другие) отмечают тенденцию к расширению социальной базы этого явления, т.е. все большее количество подростков, отличающихся делинквентным поведением, происходят из вполне благополучных семей.

В целях профилактики нарушений поведения у подростков важно выделить в популяции контингент повышенного риска с высокой вероятностью социальной дезадаптации для проведения среди них целенаправленной индивидуальной и групповой психокоррекционной работы, а также совместных мероприятий родителей и детей педагогами, врачами, психологами и юристами.
И еще, видимо, необходимо остановиться на проблеме «депрессий», так как депрессии в подростковом возрасте обычно носят атипичный характер. С одной стороны, они могут предстать в виде стертых форм, т.е. когда ребенок неожиданно, «вдруг» предпринимает вполне серьезные попытки покончить жизнь самоубийством. Происходит это в связи с тем, что ближайшее окружение подростка, куда входят как мать, отец, бабушка и дедушка, так и педагоги в учебных учреждениях, не замечает пониженного настроения у него и, как следствие, не оказывает необходимой помощи, в которой он нуждается в данный момент».

При этом зачастую проблема выражается в дефиците известной «психологической понятости» со стороны хотя бы одного из родителей. А на фоне недостаточной социальной зрелости и повышенной эмоциональной неуравновешенности, при конфликтах в семье или школе подросток может импульсивно принять столь жизнеопределяющее решение. С другой стороны, повышенная агрессивность, причем как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе (аутоагрессия), в подростковом возрасте зачастую может рассматриваться в рамках «депрессии», которая проявляется в столь искаженной, атипичной форме. При этом, как отмечает А.Г.Амбрумова, количество попыток покончить жизнь самоубийством в детском и подростковом возрасте постоянно растет.

Наиболее адекватно отвечает целям изучения акцентуаций характера и сопряженных с ними личностных особенностей у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Н.Я.Иванова и А.Е. Личко (1991), с помощью которого было обследовано 92 мальчика в возрасте 15—16 лет, учащихся средних общеобразовательных школ. Кроме того, поскольку приоритетным является представление о семье как о доминирующем факторе успешности или неуспешности социализации индивида, представилось целесообразным изучение влияния воспитательной практики родителей на формирование характера социально адаптированных подростков. Причем воспитательное воздействие родителей оценивалось с точки зрения самих подростков. С этой целью был апробирован оригинальный опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним». В результате анализа ответов выявился как объективный фактор, т.е. действительные отношения и воспитательная практика родителей, так и субъективный, т.е. тот образ, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике под влиянием сознательных и неосознанных факторов (З.Матейчик, П.Ржичан , 1983).

В опроснике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» выделяются пять шкал: Позитивности (или психологического принятия ребенка независимо от ожиданий), Директивно, Враждебности (эмоционального отвержения), Автономности, Непоследовательности. Представленные параметры воспитательного взаимодействия родителей и подростков описывались нами совместно с Е.Е.Скворцовой с помощью определений характера интерперсонального взаимодействия Т.Лири. Полученные описания сопоставлялись также с результатами бесед с родителями и учителями, благодаря чему увеличивалась их достоверность.Следует заметить, что подростки вкладывают несколько иной смысл в приведенные понятия со стороны матери и со стороны отца.

Позитивный интерес матери мальчики видят в отсутствии тенденции к лидерству, властности, подозрительности. Чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает к нему позитивный интерес, одного только компетентного поведения и авторитета, основанного на способностях человека, дружеского способа общения и нормальных эмоциональных контактов оказывается недостаточно. Нужна именно сверхопека сильного, взрослого и самостоятельного человека. Директивность матери рассматривается сыновьями как изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от благосклонного поведения сына. Она проявляется в вызывании у него чувства вины по отношению к матери в результате постоянных напоминаний о том, что она жертвует всем ради сына. Тем самым мать декларирует, что полностью берет на себя ответственность за все, что он сделал, делает и будет делать, обрекая его на то, чтобы соответствовать ее «эталону ребенка», не дать ей «ударить в грязь лицом» из-за его неправильного поведения.

Враждебность матери характеризуется излишней строгостью в межличностных отношениях. Ярко выражены подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность по отношению к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету», подчиненность ему. Мать ориентирована только на себя; самолюбие, самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка.

Автономность матерей в отношениях с подростками выражается в
отгороженности матери, невовлеченности ее в дела сына. Ребенок не воспринимается ею как личность со своими мыслями, представлениями, чувствами и побуждениями, она являет собой силу власти, которой все обязаны подчиняться.

Непоследовательность матери - метод воспитания, который оценивается подростками как чередование таких психологических тенденций интерперсональных взаимоотношений, как господство силы и амбиций, покорность, деликатность; сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к чрезмерному проявлению.

Позитивный интерес отцов в  отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, когда отцы стремятся достигнуть его расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Взаимоотношения основаны на доверии, тенденции прислушиваться к мнению окружающих и, в частности, сына, находить истину в споре, прислушиваясь к аргументам других и отдавая предпочтение только логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Директивность отца в отношениях с сыном проявляется в виде тенденции к лидерству завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции его отклонений, исключая деспотичность.

Враждебность отцов по отношению к сыновьям выражается в их излишней суровости и педантичности. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок, — стремятся дать ему более широкое образование, развить различного рода способности, порой взваливая на него непосильную для детского организма ношу. Все это сопровождается постоянным недовольством, скептическим отношением к достижениям сына.

Автономия отца в отношениях с сыном проявляется в бесстрастности, неэмоциональности в моменты общения, формальном отношении к воспитанию. Взаимодействие основывается на позициях силы. Его не интересуют увлечения сына, круг знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто отца просто раздражает, когда сын обращается к нему, по его мнению, «он сам должен все знать». Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последними воспринимается как непредсказуемость реакций отцов на их поступки. Подростки практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки, или слегка пожурит за что-то существенное, просто приняв заверения в том, что этого больше не повторится, либо долго и педантично будет «промывать косточки», или «пойдет на поводу» заверений сына в «невиновности».
Данные, полученные с помощью опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним», сведены в нижеследующую таблицу.

Воспитательная практика родителей социально адаптированных подростков

Хар-ка воспитания

Мать %

Отец%

Позитивный интерес

12

52

17

44

Директивность

21

55

25

45

Враждебность

37

23

40

24

Автономность

15

56

11

61

Непоследовательность

43

12

36

20

У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная тактика как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному предлагаемому фактору. При этом следует отметить, что нет расхождений и по влиянию воспитательного воздействия матерей и отцов по выделенным параметрам.
Позитивный интерес родителей к сыну формирует гипертимный тип акцентуации характера у подростка, способствует большей выраженности реакции эмансипации в самооценке, пробуждает стремление высвободиться из-под опеки взрослых, причем в выраженной форме, в виде борьбы за самостоятельность, за свои права как вполне сформировавшейся личности. Психологическое принятие родителями своего ребенка резко повышает общий уровень социальной адаптации последнего . Ни у одного подростка, которого положительно воспринимают мать и отец, не выявляется ни психологической склонности к делинквентности, ни факторов риска патологических нарушений поведения.

Гипертимы с детства отличаются склонностью к озорству, шумливостью, общительностью. В. школе обычно активны, инициативны, являются лидерами в классе, проводят большую общественную работу (организуют вечера, делают стенгазеты и т.п.). Несмотря на хорошие способности, умение схватывать все на лету, в школе учатся неровно из-за отвлекаемости, неусидчивости. Рано стремятся к самостоятельности и независимости. Плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим. Излишне эмоционально реагируют на непрестанный контроль со стороны родителей и педагогов, на повседневную опеку, наставления, нравоучения. При этом отходчивы, сами быстро идут на примирение. Здесь особенно вожен позитивный интерес со стороны родителей, ток как при гипертимном типе акцентуации характера в сочетании с высоким уровнем реакции эмансипации характерно стремление к лидерству, желание иметь компанию. В связи с этим подростки легко могут оказаться в неблагоприятной среде, так как любят риск, склонны к авантюрам. Изоляция же от контактов, лишение всякого поля деятельности могут послужить причиной срыва, так как именно эта ситуация является «местом наименьшего сопротивления» при гипертимном типе акцентуации характера. Родительская функция контроля не отрицается, но она должна носить в данном случае несколько скрытый, опосредованный характер.

Следует отметить, что позитивный интерес к ребенку со стороны родителей не гарантирует подростка от поведенческих срывов, как это бывает, например, в случае, когда выявляется психастенический тип акцентуации характера, который характеризуется нерешительностью, склонностью к рассуждениям, к самоанализу. Необходимость отвечать за себя и особенно за других является одним из самых чувствительных ударов для психастенической натуры. Положение старшего среди детей в семье в трудных бытовых условиях или постоянный уход за беспомощной бабушкой может не только резко увеличить психастенические черты, но и привести к устойчивому снижению фона настроения вплоть до депрессивных состояний. «Повышенная ответственность» может выступать также в виде слишком больших надежд родителей на выдающиеся успехи ребенка в учебе, занятиях музыкой, иностранным языком и т.д. Все это во время экзаменов может привести к довольно серьезным нарушениям поведения ребенка.

Директивная воспитательная практика родителей, как матери, так и отца, приводит к большой вероятности формирования шизоидного типа акцентуации характера у сына. Шизоидный тип акцентуации характера отличается замкнутостью в сочетании с недостатком интуиции, неумением понять чужие пережигания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, что может создавать впечатление холодности и черствости. Подросток терпит мелочную опеку в быту, способен подчиняться установленному порядку и режиму, но протестует против любых попыток вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений. Он любит подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
При этом авторитарно-подчиненные взаимоотношения между матерью и ребенком обусловливают высокую вероятность социальной дезадаптации, способствуют формированию факторов риска патологических нарушений поведения и психологической склонности к злоупотреблению спиртными напитками. Те же взаимоотношения с отцом не оказывают столь негативного влияния на личность сына.

Обращает на себя внимание тот факт, что враждебное отношение к ребенку со стороны родителей у социально адаптированных подростков практически аналогично по последствиям директивной воспитательной практике. Единственное различие только в том, что эмоциональное отвержение ребенка как со стороны отца, так и со стороны матери более резко снижает адаптивные возможности подростка. И последнее. Враждебное отношение препятствует формированию гипертимного типа акцентуации характера у детей.

В результате нашего исследования выявлено, что наибольшее влияние на становление личности подростка оказывает автономная воспитательная практика родителей, так как она связана с наибольшим количеством выделенных параметров. Параллельное автономное существование членов семьи способствует высокой вероятности социальной дезадаптации подростков, психологической склонности их к делинквентному поведению и к алкоголизации, усилению факторов риска патологических нарушений поведения у сыновей, становлению у них гипертимного типа акцентуации характера. По сути дела совокупность вышеперечисленных факторов указывает на формирование «отрицательного» лидера в семье, где превалирует автономное взаимодействие родителей и детей. При непоследовательном воспитательном воздействии родителей не выявляется связи с формированием какой-либо акцентуации характера у подростков. Высокая амплитуда колебаний взаимоотношений членов семьи от психологического принятия до эмоционального отвержения приводит к психологической склонности к алкоголизации, а подобные отношения только с матерью — к психическому инфантилизму у мальчиков, т.е. снижается способность к принятию зрелых решений, поэтому в экстремальной ситуации они теряются, оказываются не способными к самостоятельной деятельности.

Сопоставляя все полученные данные можно утверждать, что ведущее место занимает позитивная и автономная воспитательная практика матерей и отцов по отношению к сыновьям по вкладу, вносимому в становление личности. При этом психологическое принятие способствует улучшению и оптимизации социализации подростков, гармонизирует их внутренний мир, формирует активного, инициативного, творческого человека, который действует в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. При автономии же членов семьи наблюдается противоположная картина — снижаются адаптивные возможности подростка, что может привести к искажениям в формировании морально-этических норм и неправильности социальной ориентации (например, тюремная романтика), т.е. воспитательный потенциал семьи резко падает.

Особенно важным представляется, на наш взгляд, то, что в семейных отношениях превалирует воспитательный потенциал матери, который (по суммарной информативности) почти в два раза превышает участие отцов в воспитании детей. Следовательно, мать оказывает большее влияние на формирование личности детей, по крайней мере, в школьные годы.

Таким образом, помощь семьям с детьми-подростками может состоять в том, чтобы помочь родителям осознать, как их собственные чувства и позиции, их воспитательное воздействие на детей могут способствовать формированию того или иного типа акцентуации характера, что может привести к нарушениям поведения у подростков и что, наоборот, может нивелировать, сглаживать уже имеющиеся конфликты. Более того, в результате подобных исследований рекомендации родителям и подросткам носят конкретный характер с большим практическим выходом, с осуществлением индивидуального подхода в решении имеющихся проблем.



Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников. Т.П. Березовская // АПО сборник №15.Минск 2003.С.8-13.

Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.

При анализе литературы можно выделить два основных: подхода к изучению эмоционального развития старшеклассников. Первый подход можно охарактеризовать как описательный, он свойствен наиболее ранним теориям, которые к сегодняшнему дню стали классическими. Для этого подхода характерно не столько объяснение, сколько описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом происхождение эмоциональных явлений не представляет отдельной проблемы и интерпретируется в русле общих закономерностей психического развития в этом возрасте. Для таких концепций эмоционального развития свойственны нестрогое использование терминологии, обозначающей эмоции, и в целом несформированность соответствующего категориального аппарата. Описание эмоции и их изменений носит больше житейский характер.

Второй подход предполагает выделение или поиск детерминант аффективных изменений в старшем школьном возрасте. В теориях, которые его представляют, разрабатывается специфическая терминология для выделения и объяснения аффективных феноменов старших подростков и юношей. Необходимо отметить, что речь идет не о теориях собственно эмоционального развития, а об определенных общих теориях развитая в старшем школьном возрасте, в которых содержатся те или иные концепции эмоций и их развития.

Примером первого подхода к изучению эмоционального развития может служить исследование С. Холла. Концепция Холла представляет собой распространение эволюционного подхода на психику и ее развитие. Принимая идею о наследуемости психики как одну из ключевых, Холл постулирует, что различные стадии онтогенетического развития соответствуют различным стадиям в эволюции человека. В соответствии с этим возраст детей от 14 до 16 лет Холл определяет как переходный период от «дикости к цивилизации». Значит, переходный характер развития свойствен и чувствам, и переживаниям. Отсюда вытекают противоречивость, контрастность и неустойчивость эмоциональной сферы подростков, которые Холл описывает как «юношеские колебания в инстинктах и чувствах, смену инертности и возбуждения, удовольствия и страдания, эгоизма и альтруизма, общественности и уединения, чувствительности и тупости, слова и дела, консерватизма и стремления к новому, чувства и интеллекта».

Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам и стать частью культуры, может воспринимать свое место в культуре; он более гибкий и чувствительный, более восприимчив к различным институтам общества, обладает способностью «высоких чувств».
Гезелл рассматривает юношеский возраст как высоко эмоциональный период. Описание характера и содержания развития эмоций осуществляется в терминах «градиентов роста» , под которыми обозначаются:
1) характеристика эмоций в целом; 2)гнев; 3)тревога и страхи; 4) юмор; 5) аффективность; 6) самоутверждение; 7) экспрессивность чувств.

Градиенты развития, под которыми, по существу, понимаются определенные формы эмоционального поведения и переживаний,- это эмпирически выделенные категории, определяющие статус эмоционального развития ребенка того или иного возраста. Конкретные эмоциональные изменения в рамках выделенных градиентов связаны с повышением контроля над эмоциями и развитием форм их реагирования, с изменением содержания и источников эмоций, их частотой, формированием чувства юмора и умения конструктивно его использовать в повседневной жизни. Гезелл показывает колебания «аффективности» старшеклассников в терминах счастья, печали, плаксивости. Старшеклассники являются полностью аналитичными в отношении собственных эмоций, проявляют значительный интерес в отношении того, могут ли они контролировать свои эмоции.

Биологическую интерпретацию аффективных сдвигов у старшеклассников содержат и психоаналитические концепции. Необходимо отметить, что психоаналитическое изучение подростка началось в 1905 году с работы 3. Фрейда «Три очерка о сексуальности». Личностные изменения рассматриваются им как результат борьбы «эго» против «ид» и связаны с феноменом любви. Концепция Фрейда позволяет представить эмоциональные изменения как определенный аффективный синдром, возникновение которого обусловлено завершением полового созревания. Поэтому главной движущей силой аффективных сдвигов в этот период выступает биологический фактор — биологически заданная динамика сексуального влечения.

Попытка преодоления биологизаторского взгляда на психическое развитие имеет место в концепции Э. Эриксона. Психическое развитие в этой концепции предстает как социоэмоциональное. Основной его закон — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом возрастном этапе развития возникают новообразования, их, естественно, не было на предшествующих этапах этого процесса. Рассматриваемому периоду соответствует пятая фаза в периодизации Э. Эриксона — фаза юности (13—18 лет). Для этой фазы характерен кризис идентичности. Преодоление этого кризиса завершается появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других.

Социальная ситуация подросткового и юношеского возрастов была проанализирована в работе К. Левина. Согласно его концепции, специфика положения старшеклассника в том, что он находится в состоянии передвижения из группы детей в группу взрослых, при этом не принадлежит ни одному из сообществ. Это приводит к тому, что его эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью.

П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные условия для большей открытости переживаниям, эмоциональной восприимчивости, более точного регулирования чувств. Развиваются эстетические, альтруистические, патриотические и другие высшие чувства. По мнению Якобсона, для эмоционального развития в этот период старшего школьного возраста закладываются основы эмоциональной жизни человека [1].

Связь между эмоциональным развитием старшеклассников и общением изучает В. Н. Куницина. В своих работах она отмечает, что отсутствие навыка эмоциональной коммуникации приводит к преобладанию отрицательных эмоций над положительными в процессе учебной и внешкольной деятельности. Ребенок при создании эмоциональных эталонов в общении кладет в основу не общие, универсальные для всех людей, эталоны, а специфические, индивидуальные для конкретного подразумеваемого человека.

Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А. Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [2]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, обогащение качественной палитры переживаний, расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик, умение регулировать и контролировать свои эмоции.
Становление самосознания старшеклассников также обуславливает возникновение новых переживаний, специфичных именно для этого жизненного периода, — чувства одиночества, индивидуальности, специфического переживания своего времени, своего будущего, в целом, переживания своего «Я». Увеличение вербального словаря эмоций и эмоциональных переживаний отмечает А. Г. Закаблук.

По мнению Е. П. Ильина, эмоциональная сфера старшеклассника характеризуется разнообразием и устойчивостью чувств и эмоций, развитой способностью к эмпатии, высокой степенью развития эстетических чувств, эмоциональной окраской чувства дружбы и любви.

Таким образом, эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер. Следует отметить, что все исследования, затрагивающие вопросы развития эмоций старшеклассников, носят феноменологический характер, выделяют и анализируют эмоциональные сдвиги в терминах переживаний, их предметной отнесенности.

Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:
- сложность, разнообразие, дифференцированность эмоций и чувств, обогащение переживаний;
высокий уровень осознания своих чувств и чувств других людей;
- осознание своего эмоционального потенциала, его безграничности;
- развитие эмоционального сопереживания;
-расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональную реакцию;
- развитие высших чувств: нравственных, эстетических, альтруистических и др.;
- эмоциональная устойчивость, способность контролировать и регулировать свои эмоции.

Литература:

1. Якобсон К М. Воспитание чувств.— М., 1968.— С. 18.
2. Олъшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.— М., 1983.-С.31
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений.— М., 1976.— Т.2.
4. Изард К. Психология эмоций.— М., 2000.
5. Ильин И. К. Эмоции и чувства.— СПб., 2002.