Мой проект тьюторского сопровождения старшеклассника в многопрофильной школе.

Бондарчук Неля Николаевна

Проект " Тьюторское сопровождение старшеклассника в многопрофильной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezyume_proekta.docx32.07 КБ
Файл prilozheniya_1234..docx26.98 КБ
Файл prilozheniya_5678..docx22.39 КБ
Файл prilozhenie_9.docx11.37 КБ
Файл prilozhenie_10.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение в старшей школе  


                                        Инновационный проект

«Модель тьюторского сопровождения

индивидуальной  образовательной  программы  старшеклассника многопрофильной школы»

Образовательное  учреждение:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение « Средняя общеобразовательная школа №5 « Многопрофильная».

Статус образовательного учреждения:  Региональная инновационная площадка по теме «Разработка и практическая реализация модели многопрофильной школы третьей ступени, основной содержательной единицей которой является индивидуальная образовательная программа обучающегося».

Адрес организации:      628309, г. Нефтеюганск, 2 микрорайон, здание 29,

                                            первая часть.

Название проекта:  Модель  тьюторского  сопровождения индивидуальной  

                                    образовательной  программы старшеклассника

                                     многопрофильной школы.  

Автор проекта:                 Бондарчук Неля Николаевна - педагог-психолог.

   Актуальность и новизна проблемы.

            

    Основой социального самоопределения личности учащегося выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции и позиции. Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня задачами образования и воспитания являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной активности в области самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.

   «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке).

      Общее образование молодёжи завершается  на старшей ступени  обучения в школе.  Поэтому функции старшей школы  предопределяют направленность содержания  всего школьного образования и очень важны  для  формирования и реализации потенциальных возможностей старшеклассников,  «опробывания»  собственных сил и способностей, нахождение себя перед выходом во взрослую жизнь.

            Проблемы общего среднего  образования  на старшей ступени обучения:

1. Молодые люди,  вступая  во взрослую жизнь,  не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить  решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт,  осуществлять ответственный  жизненный и профессиональный выбор.

 2. Репродуктивные методы обучения приводят  к  стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

 3. Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки

приводит к тому, что  старшеклассники не готовы к ответственному выбору  будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

 4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.  

5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

              Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо  в старшей школе  предоставить  обучающимся  возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора.  В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника  в процессе становления его способностей  к  самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив.

 Эти условия включают:

- индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

-расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся, которая  обеспечивается включением их в различные формы  публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;
-организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, образовательных  историй  и событий.

              Создать   перечисленные  условия  невозможно без введения в образовательное пространство школы  особой позиции  школьного тьютора, обеспечивающего связь  индивидуальной образовательной потребности обучающегося  и разных вариантов возможностей  её достижения.

      Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных  программ  старшеклассников и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

 

        Тьютор- это наставник, сопровождающий, направляющий, но не дающий готовых, конкретных ответов на вопросы тьюторанта. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи.

5 мая 2008 года Приказами Минздравсоцразвития РФ № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютор».

   В этом учебном году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос о создании необходимых условий для  индивидуализации учебного процесса,  расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников стал актуальным и насущным.

           Перед нами  встала  цель разработки модели  тьюторского сопровождения старшеклассника  многопрофильной школы  как  средства достижения  желаемого результата.

Исходные теоретические положения

Моделирование проекта обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.  Проект разработан в  соответствии с Федеральным законом  «Об образовании» от 17.07.2009 N 148-ФЗ, где говорится, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», а также «обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

 Стратегия проекта определена:

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;

-  проектом Федеральных государственных образовательных стандартов;

- национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

- рекомендациями Министерства образования Р.Ф.  по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся от 20.04.2004 № 14-51-102/13.

         Проект реализуется в рамках деятельности региональной  инновационной площадки по разработке и практической реализации модели многопрофильной школы третьей ступени, основной содержательной единицей которой является индивидуальная образовательная программа обучающегося.

         Методологическую основу проекта составляют:

  1. Гуманистическая концепция обучения и воспитания, педагогика сотрудничества (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.А.Амонашвили).
  2. Личностно-ориентированное образование (И.С.Якиманская, В.В.Сериков, Н.И.Алексеева).
  3. Концепции профильного образования (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, Н.В.Немова).
  4. Теория самоопределения (П.Щедровицкий, А.Попов, С.Ермаков).
  5. Деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).
  6. Теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков).
  7. Теория и методика проектной деятельности (Дж.Дьюи, Е.С.Полат, С.Т.Шацкий).
  8. Теория обучения по индивидуальным образовательным программам (А.А.Попов).

Цель  проекта

          Разработка и практическая реализация модели тьюторского сопровождения  индивидуальной образовательной  программы старшеклассника многопрофильной школы.

Задачи проекта

1.  Разработать содержание и механизм  тьюторского сопровождения  старшеклассника многопрофильной школы:

- цель, задачи, направления тьюторского сопровождения старшеклассника  многопрофильной школы;

          -  этапы, предмет, действия  тьюторского сопровождения;

          - средства, формы, технологии  реализации  тьюторского сопровождения;

          - определить конечный результат  тьюторского сопровождения;

          -диагностические методики, обеспечивающие мониторинг  результативности  тьюторского сопровождения.

        2. Разработать  структуру  и содержание  индивидуальной образовательной  программы старшеклассника в многопрофильной школе:

         - цель, задачи индивидуальной  образовательной  программы старшеклассника;

         - составляющие  (разделы)  индивидуальной  образовательной программы старшеклассника;

        3. Создать условия для  определения и дальнейшего развития собственных ресурсов старшеклассников в многопрофильной школе через:

         - индивидуализацию учебного процесса;

         - расширение пространства  социальной деятельности;

         - организацию пространства рефлексии и анализа собственной  

           деятельности старшеклассников;

        4. Апробировать  модель  тьюторского сопровождения индивидуальной  образовательной  программы  старшеклассника многопрофильной школы  на практике.

  Основная идея проекта

Организация тьюторского сопровождения в старшей школе как возможность  поддержания и развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности,  проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

-предметной компетентности старшеклассника – знаниевой  базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;

- управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности ( проект, исследование, презентация, социальный проек);

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;

-  готовности  к  ответственному  выбору  сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.

Обоснование значимости проекта

для развития системы образования в городе

Разработанная модель тьюторского сопровождения  старшеклассника многопрофильной школы является образовательной технологией, обеспечивающей подготовку выпускников, способных решать задачи инновационной экономики.

Результаты инновационной проекта могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических работников в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, для организации профильного обучения на старшей ступени в любой школе округа.

Программа  реализации проекта

1 этап – проектировочный ( 2010-2011 учебный год)

  1.Изучение и анализ психолого- педагогических и  научно- исследовательских источников по организации тьюторского  сопровождения старшеклассника  многопрофильной школы.

 2.Разработка структуры и содержания модели  тьюторского сопровождения  старшеклассника многопрофильной школы: определение цели, задач, направлений, этапов, предмета, средств, форм, методов и технологий  реализации тьюторского  сопровождения старшеклассника

(см. Приложение 1, Приложение 2,  Приложение 3, Приложение 4).

3.Подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих  мониторинг  результативности  тьюторского сопровождения.

4. Разработка структуры и содержания индивидуальной тьюторской консультации, групповых тьюторских консультаций, рефлексивных сессий

(см.Приложение 5)

5. Разработка примерной  схемы работы тьютора над  запросом старшеклассника (см.Приложение 6)

6.Разработка системы тренингов по формированию уверенного поведения, развития лидерских качеств, умения  делать ответственный выбор

(см. Приложение 7, Приложение 8)

                        

2 этап –практический ( 2011-2012 учебный год)

1. Внедрить  тьюторское  сопровождение  индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы.

2. Апробация групповых тьюторских консультаций со старшеклассниками по проектированию собственной индивидуальной образовательной программы.

3.  Организация  индивидуальных  тьюторских консультаций по определению  индивидуального образовательного запроса старшеклассника.

4. Реализация тьюторского сопровождения  этапов индивидуальной образовательной  программы старшеклассника многопрофильной школы.

5. Апробация тренингов личностного роста « Тренинг уверенного поведения», «Я и новые обстоятельства  в моей жизни».

6. Апробация образовательных событий:  образовательная  картография, форум успеха, акции, конкурсы, фестивали, презентации,  ролевые игры.

7. Разработка рекомендаций для педагогов, учащихся, родителей по  организации образовательного пространства и расширения сферы социальной  активности старшеклассников.

3этап – обобщающий ( 2012-2013 учебный год)

1. Анализ результатов тьюторского сопровождения  индивидуальной образовательной  программы старшеклассника многопрофильной школы.

2. Формулирование основных выводов и рекомендации по построению модели тьюторского сопровождения старшеклассника  многопрофильной школы.

3. Опубликование  результатов проекта .

4.Проведение экспертизы результатов и продуктов инновационной деятельности.

5.Осуществление  оценки эффективности модели тьюторского сопровождения индивидуальной  образовательной программы старшеклассника (анализ данных о жизненной траектории выпускников).

Средства контроля  и обеспечения достоверности результатов

1. Предполагаемый результат:

-реализация каждым старшеклассником собственной  индивидуальной образовательной  программы:

-развитие своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;

-самоопределение  в выборе  профессиональной сферы и будущей  профессиональной деятельности;

- образовательная  активность старшеклассника;

- умение анализировать, рефлексировать  и корректировать собственную деятельность;

- способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;

- проектные, исследовательские, социальные  компетентности;

-опыт работы в команде.

Способ отслеживания:

  1. образовательный мониторинг;
  2. наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, образовательная картография, портфолио старшеклассника;
  3. анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
  4. анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;
  5. анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;
  6. анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

Заключение

В ходе проекта сделана попытка реформирования индивидуализации и  профилизации  старшеклассников многопрофильной школы за счёт  реализации тьюторского сопровождения. На наш взгляд старшая школа  должна стать институтом  социализации  обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора и жизненных  планов.  Поэтому в школе необходимы  условия для индивидуальной образовательной активности каждого  учащегося  в процессе становления его способностей  к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и  перспектив.

            Проект дает возможность изменить существующую систему профильной  подготовки  старшеклассников с учётом  проблем возраста- поиском собственной идентичности, самоопределением, как практики становления, связанной с конструированием  возможных образов  будущего, проектированием и планированием индивидуального пути: образовательных, жизненных и ценностных перспектив.

                               

                                  Список  литературы

1. Виноградова Н.М., Беспалова Г.М. Социальная проба, практика, проект в подростковой школе. – М., 2004.

2. Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителя/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.

3. Индивидуально-ориентированная педагогика. Сборник научных трудов по материалам 2-ой тьюторской конференции и региональных семинаров. - Москва-Томск, 1997.

4. Меттус Е.В. Я учусь выбирать. – СПб., 2005.

5. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Классике Стиль, 2006.

6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002.

7. Развитие индивидуальности ребенка - путь к становлению демократического сознания/ Рекомендации для организаторов и участников курсов повышения квалификации педагогов "Создание и развитие демократического, толерантного уклада жизни школы", составитель и редактор А.Н. Тубельский. - М., НПО «Школа Самоопределения», 2001.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис,2000.

9. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003.

10. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч.1/ Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой. - СПб.: СПб АППО, 2005.

11. Тьюторство: Идея и идеология. Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск, 1996.

12. Ученик – субъект образовательного процесса/ Под редакцией А.Н. Тубельского, Г.А. Бирюковой. В 3-х частях. Часть 2. – М., 2005.


МОУ «СОШ № 5»        Страница



Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение в старшей школе


                                                                                                  Приложение 1

Модель тьюторского  сопровождения  индивидуальной    образовательной программы старшеклассника в         многопрофильной школе

     Цель и задачи  тьюторского  сопровождения старшеклассника

  Направления сопровождения

ждения

                                                     Социальное

  Предметное

   Антропологическое

 Предмет    сопровождения

                                                                     

Форма сопровождения

Средства  сопровождения

Содержание сопровождения

                                                                                                         Результат  сопровождения

Приложение 2

     

              Модель тьюторского сопровождения  старшеклассника

(структура и содержание модели тьюторского сопровождения)

Цель тьюторского сопровождения старшеклассника

Создание условий  для осознанного  выбора каждым старшеклассником  сферы  будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими  ресурсами, возможностями, способностями.

Задачи тьюторского  сопровождения

- способствовать  овладению  каждым старшеклассником культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений;

-  оказать помощь в проектировании старшеклассниками  образа своего будущего  и развитии  необходимых ресурсов  для осознанного  профессионального выбора;

- организовать работу по использованию каждым  старшеклассником всего возможного ресурса  открытого образования и построение своей собственной  индивидуальной  образовательной программы;

- создать условия развития   личностного потенциала каждого старшеклассника

         

     Направления   тьюторской   деятельности

Антропологическое

возможности личности

-осознание  своих интересов, способностей, возможностей, ресурсов;

определение слабых и сильных сторон;

-развитие  личностного потенциала, социальных компетнтностей.

Предметное-возможности определённой предметности

расширение границ предметного знания старшеклассника через  привлечение знаний  других предметных областей.

Социальное-возможности окружающего социума

совместная работа   тьютора и учащегося  по анализу инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения их ресурсности  для реализации  индивидуальной образовательной программы.

                                                                                            Приложение  3

      Предмет, содержание, формы, средства  тьюторского сопровождения

Формы сопровождения:

- групповая;

-индивидуальная;

Средства

сопровождения:

-тренинги;

-тьюториалы;

-образовательные события;

-форумы  успеха;
-образовательная картография;

-работа с портфолио;

-консультирование;

-профильные  и профессиональные пробы;

-активизирующие методики  Пряжникова

Содержание       сопровождения:

- способность  учащихся выявлять пробелы в знаниях при решении новой задачи;

- умение извлекать информацию из различных источников;

-самостоятельно осваивать знания и умения  для решения поставленных задач;

- способность делать аргументированные выводы, принимать осознанные решения;

-умение продуктивно взаимодействовать с членами группы

Предмет сопровождения

-готовность к самообразованию;

-готовность к решению проблем;

-готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к  социальному взаимодействию;

-готовность к социально- профессиональному самоопределению;

- коммуникативная и социальная  компетентность

                                                                                                 Приложение  4

      Функции   тьюторского    сопровождения

 Проективная

-проектирование  образовательной цели каждым обучающимся;

-соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося;

-определение ответственности старшеклассника за процесс и результаты обучения;

-разработка проектов   индивидуальных учебных программ.

   Организационно-деятельностная

-организация пространств совместной деятельности обучающихся;

- проведение установочных сообщений;

-формирование малых групп, команд;

-постановка задач для индивидуальной и групповой работы;

-организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии.

Диагностическая

-выявление мотивов и потребностей учащихся;

выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения;

диагностирование динамики изменений;

состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей;

диагностирование затруднений и ограничений;

мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения;

-оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения.

               


МОУ «СОШ № 5»



Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение в старшей школе


                                                                                                  Приложение 5

 Структура индивидуальной тьюторской  консультации.

  1. Установление контакта.
  2. Основная часть:

А. Выявление текущего запроса  обучающегося.

Б. Работа над запросом  старшеклассника.

                     В. Обсуждение событий, произошедших в образовательном

                          процессе.

Г.Совместный анализ выполнения/невыполнения  договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече.

  1. Фиксация новых договоренностей. Домашнее задание. Например, рекомендация для прочтения той или иной книги, просмотра кинофильма.
  2. Завершение тьюторской  консультации, договорённость о дате следующей встрече.

Оптимальная продолжительность консультации - один

академический час.

Приложение 6

  Примерная схема работы  тьютора над запросом старшеклассника.

1. Определение темы. На этом этапе тьютор с помощью открытых вопросов побуждает  старшеклассника  задать тему обсуждения. Например: «Что бы ты хотел сегодня обсудить?».

  1. Фокусировка на теме обсуждения. Тьютор просит подробней описать запрос.
  2. Целеполагание.  Тьютор помогает  определиться с целями, намерениями. Направленность вопросов - «Чего ты хочешь достичь?»,

« Зачем тебе это нужно?», «Что ты хочешь узнать?», « Как ты  это будешь делать?».

  1. Поиск путей достижения поставленной цели. Реализация этого этапа зависит от уровня зрелости школьника: кто-то готов размышлять, рассуждать, думать, а кто-то ждет, что готовые решения подскажет тьютор. Но именно на этапах целеполагания и поиска способов достижения цели тьютор решает задачу развития старшеклассника до готовности брать ответственность на себя, поэтому желательно призывать  к самостоятельному поиску. Направленность вопросов – «Давай размышлять, как ты можешь достичь задуманного?». После определения нескольких способов достижения цели тьютор предлагает своему подопечному выбрать наиболее подходящий вариант.
  1. Закрепление ответственности. Смысл вопросов - «Когда ты

   приступишь к  реализации задуманного?», «С какими проблемами    

    в достижении задуманного можешь столкнуться?»,

                  «Какая   помощь может тебе потребоваться?».  

                                                                                  Приложение 7

                   Продукты  тьюторской деятельности 

  1. Портфолио  старшеклассника   как портфеля образовательных достижений.
  2. Написание  старшеклассником  эссе, анализ которого  поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения.
  3. Дневник  тьютора.
  4. Результатом тьюторской деятельности   может стать изменение статуса личности в группе и наличие стремления к самоактуализации как стремления старшеклассника к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

Приложение 8

Этапы проектирования индивидуальной  образовательной  программы      старшеклассника  многопрофильной школы

Этапы (разделы

Содержание  этапов индивидуального образовательного проекта

1этап      

Определение познавательного интереса  старшеклассника как основания  для построения индивидуальной образовательной

программы

Проведение диагностики  индивидуального познавательного интереса, предпочтений, склонностей.

Использование методов тьюторского сопровождения  индивидуального познавательного  интереса: знаковый метод – анализ личной образовательной истории через анализ текстов старшеклассника: специально написанного сочинения, рассказа, дневника.

 Ролевой метод – создание игровой ситуации погружения в исторический (литературный) образ и описание позиции этого героя, анализируются проекции взглядов ученика на позицию героя. Коммуникативный метод – групповое обсуждение позиции ученика.

Метод диагностического анкетирования – анализ образовательной истории ученика.

Обсуждение итогов, результатов диагностики.

2 этап

Формулирование индивидуального образовательного вопроса

Проектирование  образа своего будущего в профессиональном и личностном плане (кем хочу стать, какую профессию получить, куда пойду учиться).

Определение образовательного  вопроса старшеклассника (что  знаю и умею, что хочу узнать, зачем мне это нужно).

Выявление сущности когнитивного затруднения- что именно не достает  старшекласснику для определения  в выборе дальнейшего образовательного  пути  для достижения  образа своего будущего.

Основным методом постановки образовательного вопроса выступает обсуждение позиции ученика средствами тьюторского вопроса: уточняющего, альтернативного, провоцирующего

3 этап

Постановка образовательной цели

Формулирование старшеклассником  совместно с тьютором образовательной цели как ожидаемого результата.

Корректировка, конкретизация  образовательной цели.

4 этап

Поиск образовательных ресурсов

Поиск  тьютора и  старшеклассника   разных источников и ресурсов образования как средства достижения его цели.

Составление  “план-карты” образовательного маршрута – перечисление всех найденных вариантов средств и источников познания с указанием последовательности “прохождения пунктов карты”.

Точки  на карте образовательного маршрута: книги, статьи, консультации с учителями, научные сессии,  лаборатории, элективные курсы, встречи со специалистами, тема проекта или исследования, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и др.

Анализ плана- карты,  её корректировка

5 этап

Реализация, обсуждение, анализ индивидуального образовательного плана старшеклассника

Реализация, обсуждение, анализ, корректировка  плана образовательной деятельности.

Самостоятельная деятельность  школьника по реализации плана.

Обсуждение  с тьютором возникающих трудностей и проблем (1 раз в две недели)

Проведение работы на осмысление  старшеклассником  значения выполненных действий  в соответствии с определенной целью.

6 этап

Анализ итогов индивидуальной образовательной программы старшеклассника

Анализ  и выбор  результата  деятельности: портфолио, проект, исследование.

Корректировка образовательной цели, дальнейшее проектирование индивидуальной образовательной программы старшеклассника.


МОУ «СОШ № 5»



Предварительный просмотр:

                                                      Приложение

Этапы   тьюторского сопровождения  ИОП  старшеклассника

1этап. Моделирование старшеклассником  ИОП ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов  на  самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО.

2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинг « Проектирование образа  профессионального будущего,  групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.

3 этап. Коррекция  ИОП (осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

5 этап.  Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция)  через  проведения тренингов, деловых игр, конференций.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»

Индивидуальная образовательная программа

ученика ______ класса

профиль___________________

ФИ____________________________________________

                                                  2011 - 2013

Ученик__________________________________________________________

                                             (ФИО)

Дата разработки программы________________________________________________

                                                

Тьютор____________________________________________________

                                                 (ФИО)

                                    Разработка замысла  

I.

Образ будущего

1.

Мои  профессиональные

интересы,

склонности, возможности.

2.

 Характеристики моего будущего (профессия, карьера, положение в обществе, семья и т.д.)

3.

Какую профессию хочу получить

Где я хочу  учиться:  ВУЗ, ССУЗ

Факультет

специальность

Форма обуч.

Альтернатива 1

Альтернатива 2

II

Мне нужна подготовка (для поступления )

1.

Предметы на

 профильном уровне

Наименованиепредметов

Хочу иметь

отметку  по этому предмету

Имею отметку по этому предмету

Что буду для этого делать?

2.

Элективные курсы

3.

Заочное обучение в т.ч. дистанционные курсы

4.

Занятия с репетитором по каким предметам

5.

Подготовка к олимпиадам и конкурсам

6.

Самообразование (предмет)

7.

Художественная, спортивная школа, кружки,

студии, секции

8.

Научные лаборатории, научные сессии

III

Чему я хочу научиться

Я хочу научиться

Где я этому могу научиться

1.

Ставить  цели,  планировать свою образовательную/социальную деятельность.

2.

 Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении.

3.

Планировать свое будущее.

4.

Принимать решения и нести ответственность за них

5.

Выражать себя, мир своих чувств и представлений в  тексте, искусстве.

6.

Умениям профессионального самоопределения.

7.

Исследовательским  умениям.

8.

Владеть информационными технологиями, работать с информацией.

9.

Умению вести спор, дискуссию конструктивно.

10.

Интеллектуальным компетентностям: исследовать, анализировать, рассуждать, мыслить критически, доказывать свою точку

11.

Другое

IV.

           Я хочу попробовать

Что я хочу о себе узнать

1.

Профессиональные пробы( где?)

2.

Исследовательская и проектная деятельность

Тема исследования, проекта

V.

Мой образовательный проект

1

Проблема, которую мне необходимо решить в этом учебном году

2

Цель, которую я перед собой ставлю в этом учебном году.

3

Какие мне необходимы средства, чтобы  добиться своей цели

4

Ожидаемые результаты

5

План реализации проекта.

Ученик   ____________________/______________/

                                                   

Родители  ___________________/_____________/

                                                                                

Тьютор_____________________/____________/